Сонгцен Гампо
Сонгцен Гампо Сонгцен Гампо | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||||||
33-й король империи Тибетской | |||||||||
Царствование | в. 618 – 650 | ||||||||
Предшественник | Намри Сонгцен | ||||||||
Преемник | Гунгсонг Гунгцен или Мангсонг Мангцен | ||||||||
Рожденный | Сонгцен в. примерно от 557 до 569 Майжокунгар , Тибет | ||||||||
Умер | 649 (в возрасте 79-92 лет) примерно Зельмоганг, Пеньюл, Тибет (в современном округе Лхюнжуб ) | ||||||||
Похороны | 651 Вы находитесь в мавзолее Мукпо, Долине царей. | ||||||||
Жены | Бельмоза Трицун ( он же Бхрикути, из Непала ) Гьямоза Мюнчан ( она же принцесса Вэньчэн , из Танского Китая ) Миньякза Гьелмоцун (из Тангута ) Литикмен (из Жангжунга ) Монгза Тричам | ||||||||
Дети | Гунгсонг Гунгцен | ||||||||
| |||||||||
тибетский | |||||||||
Уайли транслитерация | Srong-btsan sGam-po | ||||||||
ТХЛ | Сонгцен Гампо | ||||||||
Лёнхен | список | ||||||||
Дом | Династия Ярлунгов | ||||||||
Отец | Эра фрагментации Намри Сонгцен | ||||||||
Мать | Дриза Тёкар | ||||||||
Религия | Тибетский буддизм |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Сонгцен Гампо [1] (Классический Тибетский: [sroŋpʦan zɡampo] , произносится [sɔ́ŋʦɛ̃ ɡʌ̀mpo] ) ( тибетский : སྲོང་བཙན་ སྒམ་པོ , Уайли : srong btsan sgam po , ZYPY : Songzän Gambo ; 569–649/650), также Сонгзан Ганбу ( китайский : 松贊干布 ; пиньинь : Сонгзан Ганбо ), был 33-м тибетским царем династии Ярлунг и основал Тибетскую империю . [а] Будучи первым из трех царей Дхармы в Тибете, он официально принес буддизм в Тибет и построил Джоканг под влиянием своей непальской королевы Бхрикути из непальской династии Личчави . Он объединил несколько тибетских королевств, [2] завоевал земли, прилегающие к Тибету, и перенес столицу в Красный форт в Лхасе . [3] Его министр Тонми Самбхота создал тибетское письмо и классический тибетский язык , первый литературный и разговорный язык Тибета. [3]
Его мать, царица, идентифицирована как Дриза Тхокар ( тибетское : ('бри бза' тод дкар , Уайли : ' бри бза' тод дкар , ZYPY : Жиса Тогар ). [4] Точная дата его рождения и возведения на престол неизвестна, и в тибетских источниках общепринято считать, что он родился в год Быка по тибетскому календарю . [5] Он взошел на престол в тринадцать лет, около 618 года. [2] [6]
Существуют трудности с датами вознесения, и были предложены несколько более ранних дат рождения Сонгцена Гампо, в том числе 569, 593 или 605 годы. [7]
Ранняя жизнь и культурное происхождение
[ редактировать ]Говорят, что Сонгцен Гампо родился в Гьяме в Мелдро , регионе к северо-востоку от современной Лхасы , в семье царя ярлунгов Намри Сонгцена . В книге «Держатель Белого Лотоса» говорится, что считается, что он был проявлением Авалокитешвары , проявлением которого Далай-ламы . также считаются [8] Его идентификация как чакравартина и воплощение Авалокитешвары всерьез началась в истории местной буддийской литературы 11 века. [9]
Семья
[ редактировать ]Мать Сонгцена Гампо, царица, идентифицируется как член клана Цепонг ( Wylie : tshe spong , Tibetan Annals Wylie : tshes pong ), сыгравшего важную роль в объединении Тибета. Ее имя записано по-разному, но идентифицируется как Дриза Токар (« Жена Бри по имени Женщина с Белым Черепом», Уайли : ' bri bza' thod dkar , Тибетские Анналы Уайли : Bring ma tog dgos ). [10]
У Сонгцена Гампо было шесть королев-супруга, из которых четыре были тибетцами, а две - иностранцами. [11] Супругой самого высокого ранга была Погонг Монгза Тричам ( Wylie : pho gong mong bza' khri lcam , также называемая Монгза , «жена клана Монг», которая, как говорят, была матерью Гунгсонга Гунгцена ). [12] Среди других известных жен - благородная женщина Западной Ся , известная как Миньякза («жена Западного Ся», Уайли : mi nyag bza' ), [13] и благородная женщина из Чжанчжуна . Хорошо известны и сегодня две его иностранные жены: непальская принцесса Бхрикути («великая дама, непальская жена», Уайли : bal mo bza' khri btsun ma ), а также китайская принцесса Вэньчэн («Китайская жена», Уайли) . : rgya mo bza' ). [11] Сонгцен спонсировал строительство двух храмов для размещения изображений Будды, принесенных его непальскими и китайскими женами, однако в остальном он не проявлял особого интереса к распространению буддизма, и после смерти был похоронен в соответствии с добуддийскими протоколами и ритуалами. [14]
Наследник Сонгцена Гампо, Гунгсонг Гунгцен , умер раньше своего отца, поэтому его младший сын Мангсонг Мангцен трон унаследовал . В двух дуньхуанских источниках указаны разные матери Мангсонга Мангцена: в Тибетских анналах говорится, что матерью была бцан мо (принцесса Вэньчэн) Сонгцена, а в Генеалогии говорится, что это была Мангмодже Трикар Уайли : mang mo rje khri skar ). Маловероятно, что матерью была бцан мо , поскольку в Анналах для нее не использовался почетный термин родства юм (мать). [15] [16]
В документах эпохи Тибетской империи, найденных в Дуньхуане, говорится, что у Сонгстена Гампо также были сестра Сад-мар-кар (или Сатха-ма-кар) и младший брат БЦан-сронг, который был предан и погиб в огне, около 641 г. . Согласно одному частично поврежденному свитку из Дуньхуана, между Сатха-ма-каром и БЦан-сронгом существовала враждебность, которая затем была вынуждена поселиться в ГНьяле (к юго-востоку от реки Ярлунг и через 5090 метров (16700 футов) Ярто Тра). Перевал, граничащий с современным Бутаном и Аруначал-Прадешем в Индии). [17] [18]
Когда принцу Гунгсонгу Гунгцену исполнилось тринадцать лет (двенадцать по западным меркам), его отец, Сонгцен Гампо, ушел в отставку, и принц правил пять лет, что могло соответствовать периоду, когда Сонгцен Гампо работал над новой тибетской конституцией. . Говорят также, что Гунгсонг Гунгцен женился на Ажа Манг-мордже, когда ему было тринадцать, и у них родился сын Мангсонг Мангцен (годы правления 650–676 гг. Н. Э.). Говорят, что Гунгсонг Гунгцен правил всего эти пять лет и умер в восемнадцать лет. Сонгцен Гампо вернулся на трон. [19] Говорят, что Гунгсонг Гунгцен был похоронен в Донхорде, на месте королевских гробниц, слева от могилы своего деда Намри Сонгцена (gNam-ri Srong-btsan). [20] [21] [22] Согласно тибетской традиции, Сонгцен Гампо был возведен на трон еще будучи несовершеннолетним как тридцать третий король династии Ярлунг после того, как его отец был отравлен около 618 года. [23] [24] Говорят, что он родился в неуказанный год Быка, и ему было 13 лет (12 по западным оценкам), когда он вступил на трон. Это соответствует традиции, согласно которой короли Ярлунгов вступили на трон, когда им было 13 лет и предположительно достаточно взрослые, чтобы ездить на лошади и править королевством. [25] Если эти традиции верны, он, вероятно, родился в 605 году нашей эры в год Быка. В Старой книге Тан отмечается, что он «еще был несовершеннолетним, когда взошел на престол». [23] [26]
Нынешний глава королевского дома Тибета и король в изгнании является прямым потомком царей Дхармы. [27] и был коронован королем Тибета Тензином Гьяцо, 14-м Далай-ламой . [28] Его Величество король Лхагьяри Тричен Намгьял Вангчук [29] живет в Соединенных Штатах и путешествует по миру, выступая за права человека и религиозные права тибетского народа, находящегося под оккупацией Китайской Народной Республики . [30]
Культурные достижения
[ редактировать ]Сонгцен Гампо послал своего министра Тонми Самбхоту и других молодых тибетцев. [31] в Индию, чтобы разработать сценарий классического тибетского языка , что привело к созданию первых тибетских литературных произведений и переводов, судебных протоколов и конституции . [32] После того, как Тонми Самбхота вернулся из Индии, он остался в ретрите во дворце Кукхамару в Лхасе, создавая тибетскую письменность . [31] Затем он представил сценарий суду и научил короля. Затем Сонгстен Гампо ушел на четыре года, чтобы выучить письменный язык, после чего перевел двадцать один тантрический текст об Авалокитешваре и Мани Кумбум . [31]
Сонгцен Гампо перенес резиденцию своего недавно объединенного королевства из долины Ярлунг в долину Кийчу, на месте будущего города Лхаса . Первоначально это место было пастбищем под названием Раса («место коз»), но название было изменено на Лхаса («место богов») после основания королем храма Джоканг. [33] Само название Лхаса первоначально относилось просто к территории храма.
Ему также приписывают привнесение в Тибет многих новых культурных и технологических достижений. В «Цзю Таншу» , или «Старой книге Тан» , говорится, что после поражения в 648 году индийской армии, поддерживавшей китайских послов, китайский император Гаозун , набожный буддист, дал ему титул, который пишется по-разному: Биньван , «Король-гость» или «Король-гость». Цзунван , «Король тканевых дань» и 3000 рулонов разноцветного шелка в 649 году. [34] и удовлетворил просьбу тибетского короля о «яйцах тутового шелкопряда, ступках и прессах для изготовления вина, а также рабочих для производства бумаги и чернил». [35]
Традиционные источники говорят, что во время правления Сонгцена Гампо образцы ремесел и астрологических систем были импортированы из Китая и Западной Ся; дхарма ; и искусство письма пришли из Индии материальные блага и сокровища были завезены из Непала и земель монголов , а образцовые законы и управление были завезены от уйгуров Второго Тюркского каганата . на Север [36]
Введение буддизма
[ редактировать ]Сонгцен Гампо традиционно считается первым, кто принес буддизм тибетскому народу . Говорят также, что он построил множество буддийских храмов, в том числе Джоканг в Лхасе , городе, в котором ему приписывают основание и установление своей столицы. [37] [38] и храм Традрук в Недонге . Во время его правления начался перевод буддийских текстов с санскрита на тибетский язык. [39]
Сонгцен Гампо считается первым из трёх королей Дхармы ( Wylie : chos rgyal ) — Сонгцен Гампо, Трисонг Децен и Ралпакан — которые основали буддизм в Тибете.
Надпись на Столпе Скар Кунг (возведенном Ралпаканом, правившим около 800–815 гг.) сообщает, что во время правления Сонгцена Гампо «были установлены святыни Трех Драгоценностей путем строительства храма Раса [Лхаса] и так далее. " [40] В первом указе Трисонг Децена упоминается община монахов в этой вихаре . [41]
620-е
[ редактировать ]Сонгцен Гампо был искусным как в дипломатии, так и на поле боя. Королевский министр Ньянг Мангпоже Шангнанг с помощью войск из Шангжунга разгромил Сумпу в северо-восточном Тибете около 627 года ( Тибетские Анналы [ ОТА ] л. 2).
630-е
[ редактировать ]Шесть лет спустя (ок. 632/633) Мьянг Манг-по-рже Чжан-шан был обвинен в государственной измене и казнен ( ОТА л. 4–5, Richardson 1965). Его сменил министр Мгар-сронг-рцан.
В «Цзю Таншу» записано, что первое посольство из Тибета прибыло в Китай из Сонгцен Гампо в 8-м году Чжэнгуань, или 634 году нашей эры. [42] Хроники династии Тан описывают это как миссию дани, но она привела к ультиматуму с требованием брачного союза, а не ритуалов подчинения. После того, как это требование было отклонено, Тибет начал победоносные военные атаки на сторонников Тан в 637 и 638 годах. [43]
Завоевание Шанг Шунга
[ редактировать ]Существует некоторая путаница относительно того, завоевал ли Центральный Тибет Чжанчжунг во время правления Сонгцена Гампо или во время правления Трисонга Децена (годы правления с 755 по 797 или 804 годы нашей эры). [44] Старая книга Тандо , по-видимому, явно относит эти события к периоду правления Сонгцена Гампо, поскольку в них говорится, что в 634 году Янтун (Чжанчжун) и различные народы Цян «полностью подчинились ему». После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа, или Туюхун , а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожать Сунчжоу армией численностью (по данным китайцев) более 200 000 человек (100 000 по тибетским источникам). ). [45] Затем он отправил посла с подарками в виде золота и шелка к китайскому императору просить женитьбу на китайской принцессе и, получив отказ, напал на Сунчжоу. Согласно танским анналам, он наконец отступил и извинился, а позже император удовлетворил его просьбу: [46] [47] но во всех историях, написанных в Тибете, говорится, что тибетская армия победила китайцев и что танский император выдал невесту под угрозой применения силы. [45]
В ранних тибетских источниках говорится, что тибетский король и король Чжанчжунга женились на сестрах друг друга в рамках политического союза. Однако тибетская жена короля Чжанчжунга жаловалась на плохое обращение со стороны главной жены короля. Последовала война, и из-за предательства тибетской принцессы «король Чжанчжунг Лигмикья, направляясь в Сум-бу ( провинция Амдо ), попал в засаду и был убит солдатами короля Сронгцена Гампо. В результате королевство Жангчжунг было аннексировано. в Бод [Центральный Тибет]. После этого новое царство, рожденное в результате объединения Чжанчжунга и Бода, стало известно как Бод Гьял-хаб». [48] [49] [50] Р. А. Штейн относит завоевание Чжанчжуна к 645 году. [51]
Дальнейшие кампании
[ редактировать ]Затем он напал и победил тангутов , которые позже образовали государство Западная Ся в 942 году н. э.), племена Байлан и Цян. [52] [53] Народ Байлан был ограничен на востоке тангутами, а на западе - доми . Они находились под властью китайцев с 624 года. [54]
После успешного похода против Китая в приграничную провинцию Сунчжоу в 635–36 ( ОТА л. 607), [55] Китайский император согласился послать китайскую принцессу на свадьбу к Сонгцену Гампо.
Около 639 года, после того как Сонгцен Гампо поссорился со своим младшим братом Ценсонгом ( Wylie : brtsan srong ), младший брат был сожжен заживо собственным министром Хасеком ( Wylie : mkha' sregs ), возможно, по велению императора. [56] [57]
640-е
[ редактировать ]В Старой книге Тан записано, что когда король 泥婆羅 Ниполуо (« Непал ») [58] отец личчавского царя Налинг Дева дядя Ю.сна куг.ти , Вишнагупта ). (или Нарендрадева) умер, трон узурпировал [59] «Тибетцы предоставили ему убежище и восстановили его на троне [в 641 году]; именно так он стал подданным Тибета». [26] [60] [61]
Некоторое время спустя, но все еще в период Чжэнгуань (627-650 гг. н. э.), тибетцы отправили посла в современный Непал, где король принял его «радостно», а позже, когда тибетская миссия подверглась нападению на территории современной Индии. тогдашним министром императора Харшавардхана , который узурпировал трон после смерти императора Харшавардхана около 647 года нашей эры, [62] король Личави пришел им на помощь. [63] Сонгцен Гампо женился на принцессе Бхрикути , дочери короля Личчави.
Китайская принцесса Вэньчэн , племянница императора Тан Тайцзуна , покинула Китай в 640 году, чтобы выйти замуж за Сонгцена Гампо и прибыла сюда в следующем году. Мир между Китаем и Тибетом царил до конца правления Сонгцена Гампо.
Обе жены считаются воплощениями Тары ( стандартный тибетский : Дролма , Богини Сострадания ) , женского аспекта Ченрезига , где «Долма, или Дролма ( санскрит означает Тара ). Как объясняет Сарат Чаундра, две жены императора Под этим именем почитаются Сронг-бцан гамбо. Китайскую принцессу зовут Дол-кар, «белая Долма», а непальскую принцессу Дол-джанг, или «зеленую Долму». Последнему женщины молятся о плодовитости». [64]
« Цзю Таншу» добавляет, что Сонгцен Гампо после этого построил город для китайской принцессы и дворец для нее в его стенах. Согласно китайским источникам, «поскольку принцессе не нравился их обычай красить лица в красный цвет, Лунгстан (Сонгцен Гампо) приказал своим людям положить конец этой практике, и это больше не делалось. Он также выбросил войлок и шкуры, положил на парче и шелке и постепенно копировал китайскую цивилизацию. Он также посылал детей своих вождей и богатых людей с просьбой о приеме в национальную школу для изучения классических произведений и приглашал ученых ученых из Китая для составления своих официальных отчетов императору. " [65]
Однако, по мнению тибетолога Джона Пауэрса, такие сообщения о том, что Тибет принял китайскую культуру через Вэньчэн, не подтверждаются тибетской историей. [66]
Сестру Сонгцена Гампо Сад-мар-кар отправили замуж за Лиг-мий-рья, царя Шангжунга. Однако, когда король отказался заключить брак, она затем помогла Сонгцену Гампо победить Лиг мьи-рья и включить Жангжунг Западного Тибета в состав Тибетской империи в 645 году. [62] таким образом получив контроль над большей частью, если не всей, Тибетского нагорья.
После визита известного китайского монаха-паломника Сюаньцзана ко двору Харши , царя, правящего Магадхой , Харша отправил миссию в Китай, которая, в свою очередь, ответила отправкой посольства, состоящего из Ли Ибяо и Ван Сюаньца , которые, вероятно, путешествовали через Тибет. и чье путешествие отмечено в надписях в Раджагрихе (современный Раджгир ) и Бодхгае .
Ван Сюаньцзе совершил второе путешествие в 648 году, но с ним плохо обращались узурпатор Харши, его министр Арджуна, и миссия Харши была разграблена. Это вызвало ответ тибетских и непальских войск (личчави), которые вместе нанесли сокрушительное поражение силам Арджуны. [67] [68]
королем Сихай Цзюня , пожаловал Сонгцен Гампо В 649 году Тан Гаозун , император династии Тан .
Согласно «Тибетским анналам» , Сонгцен Гампо умер в 649 году. [69] а в 650 году танский император отправил посланника с «траурным письмом и соболезнованиями». [70] Его могила находится в долине Чонгьяс недалеко от Ялунга. [71] Высота 13 метров, длина 130 метров. [72]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пауэрс, Джон (2016). Партия Будды: как Китайская Народная Республика пытается определить и контролировать тибетский буддизм . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. Приложение B, стр. 16. ISBN 9780199358151 . OCLC 947145370 .
- ^ Перейти обратно: а б Шакабпа 1967 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Арпи, Взгляд на историю Тибета , Дхарамсала: Тибетский музей
- ^ "སྲོང་བཙན་སྒམ་པོ།" .Китай · Сеть тибетских языков и символов . Проверено 9 апреля 2022 г. .
- ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , стр. 161, д.449, 191 н.560.
- ^ Беквит 1993 , с. 19 н. 31..
- ^ Yeshe De Project 1986 , pp. 222–225.
- ^ Лэрд 2006 .
- ^ Дотсон 2006 , стр. 5–6.
- ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 161, примечание 447.
- ^ Перейти обратно: а б бсод намс ргьял мтшан 1994 , с. 302, примечание 904.
- ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 302, примечание 913.
- ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 302, примечание 910.
- ^ Пауэрс 2004 , с. 36.
- ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 200, примечание 562.
- ^ Гьяцо и Хавневик 2005 , стр. 32-34.
- ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де . 1986. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3 , с. 216.
- ^ Чофель, Гедун. Белые Анналы . Перевод Самтена Норбу. (1978), с. 77. Библиотека тибетских произведений и архивов, Дхарамсала, HP, Индия.
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: Политическая история , с. 27. Издательство Йельского университета. Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де . 1986. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3 , с. 215, 224-225.
- ^ Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация , 1962. Пересмотренное английское издание, 1972, Faber & Faber, Лондон. Перепечатка, 1972. Издательство Стэнфордского университета, стр. 63. ISBN 0-8047-0806-1 ткань; ISBN 0-8047-0901-7 пбк.
- ^ Гьялцен, Сакьяпа Сонам (1312-1375). «Ясное зеркало: традиционное повествование о золотом веке Тибета» , с. 192. Перевод Маккомаса Тейлора и ламы Чоедака Ютоба. (1996) Публикации Snow Lion, Итака, Нью-Йорк. ISBN 1-55939-048-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Бушелл, С.В. «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 443.
- ^ Беквит 1993 , стр. 19–20.
- ^ Виталий, Роберто. 1990. Ранние храмы Центрального Тибета . Serindia Publications, Лондон, с. 70. ISBN 0-906026-25-3
- ^ Перейти обратно: а б Снеллгроув, Дэвид. 1987. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . 2 тома. Шамбала, Бостон, Том. II, с. 372.
- ^ «Буддизм и империя III: Король Дхармы» . Earlytibet.com . 21 августа 2008 года . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Спирс, Дороти (11 июня 2010 г.). «Гость, подросток и король Тибета» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ «Его Величество король Тибета Лхагьяри Тричен Вангчук» . Архивировано из оригинала 23 мая 2015 года.
- ^ Окружной колледж Морриса (12 марта 2015 г.). «Проект «Наследие СКК: Изгнанный король Тибета Намгьял Вангчук Тричен Лхагьяри» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 26 марта 2018 г. - через YouTube.
- ^ Перейти обратно: а б с Самтен Чхосфел, Тонми Самбхота , Сокровищница жизней, сентябрь 2010 г.
- ^ Дуджом Ринпоче 1991 .
- ^ Дордже (1999), с. 201.
- ^ Беквит (1987), с. 25, н. 71.
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 446.
- ^ Сакьяпа Сонам Гьялцен . (1328). Ясное зеркало королевской генеалогии . Переведено Маккомасом Тейлором и ламой Чоедаком Ютоком как: «Ясное зеркало: традиционное повествование о золотом веке Тибета» , с. 106. (1996) Публикации Снежного Льва. Итака, Нью-Йорк. ISBN 1-55939-048-4 .
- ^ Анн-Мари Блондо, Йонтен Гьяцо, «Лхаса, легенда и история», в книге Франсуазы Поммаре (редактор). Лхаса в семнадцатом веке: столица Далай-лам, Библиотека тибетских исследований Брилла, 3, Брилл 2003, стр.15 -38, стр.15ff.
- ^ Амунд Синдинг-Ларсен, Атлас Лхасы:: традиционная тибетская архитектура и городской пейзаж, Serindia Publications, Inc., 2001, стр.14
- ^ «Буддизм – Офис Кагью» . 10 января 2009 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2010 г.
- ^ Ричардсон, Хью Э. Корпус ранних тибетских надписей (1981), с. 75. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN 0-947593-00-4 .
- ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 3, примечание 7. В: Вайнеровские исследования по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, состоявшегося в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1-2.] Вена, 1983.
- ^ Ли 1981, стр. 6-7.
- ^ Пауэрс 2004, стр. 31
- ^ Кармей, Самтен Г. (1975). «Общее введение в историю и доктрину Бон», с. 180. Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко , № 33. Токио.
- ^ Перейти обратно: а б Пауэрс 2004, стр. 168-9.
- ^ Ли 1981, стр. 7-9.
- ^ Пеллио 1961, стр. 3-4.
- ^ Норбу, Намкай. (1981). Ожерелье Гзи, Культурная история Тибета , с. 30. Информационный офис Его Святейшества Далай-ламы, Дхарамсала, HP, Индия.
- ^ Беквит (1987), с. 20. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси. Четвертое издание с новым послесловием и первая версия в мягкой обложке. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Аллен, Чарльз . В поисках Шангри-Ла: Путешествие в историю Тибета , стр. 127-128. (1999). Перепечатка: (2000). Абакус, Лондон. ISBN 0-349-11142-1 .
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , с. 59. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 443–444.
- ^ Беквит (1987), стр. 22-23.
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 528, н. 13
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 444.
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1965). «Сколько лет было Сронгу Брцану Сгампо», Тибетологический бюллетень 2.1. стр. 5-8.
- ^ ОТА л. 8-10
- ^ Пеллиот 1961, стр. 12
- ^ Виталий, Роберто. 1990. Ранние храмы Центрального Тибета . Serindia Publications, Лондон, с. 71. ISBN 0-906026-25-3
- ^ Шаванн, Эдуард. Документы о западных Тоу-киуэ (тюрках) . 1900. Париж, Библиотека Америки и Востока. Перепечатка: Тайбэй. Издательство Cheng Wen Publishing Co., 1969, с. 186.
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 529, н. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация , 1962 г. Пересмотренное английское издание, 1972 г., Faber & Faber, Лондон. Перепечатка, 1972. Издательство Стэнфордского университета, стр. 62. ISBN 0-8047-0806-1 ткань; ISBN 0-8047-0901-7 пбк., с. 59.
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 529-530, н. 31.
- ^ Дас, Сарат Чандра. (1902), Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет . Перепечатка: Офсетная типография Mehra, Дели. 1988, с. 165, примечание.
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 545.
- ^ Пауэрс 2004, стр. 30-38.
- ^ Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация , 1962. Пересмотренное английское издание, 1972, Faber & Faber, Лондон. Перепечатка, 1972. Издательство Стэнфордского университета, стр. 62. ISBN 0-8047-0806-1 ткань; ISBN 0-8047-0901-7 пбк., стр. 58-59
- ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 446
- ^ Бакот, Дж. и др. Документы из Тоуэн-хуана, относящиеся к истории Тибета . (1940), с. 30. Книготорговец-востоковед Поль Гюнтер, Париж.
- ^ Ли 1981, с. 13
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), с. 29. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Шайк, Сэм Ван (2013). Тибет: история (впервые опубликовано в мягкой обложке в 2013 г. под ред.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 15. ISBN 978-0-300-19410-4 .
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер I (1993). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в период раннего средневековья . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 .
- Бсод намс Ргьял Мтшан (1994). Зеркало, освещающее королевские генеалогии: тибетская буддийская историография: аннотированный перевод тибетских хроник XIV века: Р.Гьял-рабс Гсал-Баи Ме-лонг . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-03510-1 .
- Дотсон, Брэндон (2006), Администрация и право в Тибетской империи: Раздел о праве и государстве и его старых тибетских предшественниках (докторская диссертация, тибетские и гималайские исследования), Восточный институт Оксфордского университета
- Дуджом Ринпоче (1991). Школа тибетского буддизма Ньингма: ее основы и история . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-734-7 .
- Гьяцо, Джанет; Хавневик, Ханна (2005). Женщины в Тибете . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13098-1 .
- Гюрме Дордже (1999). Справочник по Тибету: С Бутаном . Справочники по следам. ISBN 978-1-900949-33-0 .
- Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- Ли, Дон Ю (1981). История ранних отношений между Китаем и Тибетом: из документального обзора Цзю Таншу . Блумингтон: Восточная пресса. ISBN 0-939758-00-8 .
- Пеллиот, Пол (1961). Древняя история Тибета . Париж: Библиотека Америки и Востока.
- Пауэрс, Джон (2004). История как пропаганда тибетских изгнанников против Китайской Народной Республики ([Репр.]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517426-7 .
- Ричардсон, Хью Э. (1965). «Сколько лет было Сронгу Брцану Сгампо». Вестник тибетологии . 2 (1).
- Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Еше Де Проект (1986). Древний Тибет: материалы исследований проекта Еше Де . Публикация Дхармы. ISBN 978-0-89800-146-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Короли Личчави Список королей Личчави и их даты из: «Скульптура кушанского периода времен правления Джая Вармы, 184/185 гг. н.э. Катманду, Непал». Кашинатх Тамот и Ян Олсоп. См.: Скульптура кушанского периода на Asianart.com.