Jump to content

Сонгцен Гампо

Сонгцен Гампо
Сонгцен Гампо
Ценпо
Статуя короля Сонгцена Гампо верхом на лошади перед библиотекой Сонгцен в Дехрадуне , Индия
33-й король империи Тибетской
Царствование в. 618 – 650
Предшественник Намри Сонгцен
Преемник Гунгсонг Гунгцен или
Мангсонг Мангцен
Рожденный Сонгцен
в. примерно от 557 до 569
Майжокунгар , Тибет
Умер 649
(в возрасте 79-92 лет) примерно
Зельмоганг, Пеньюл, Тибет (в современном округе Лхюнжуб )
Похороны 651
Вы находитесь в мавзолее Мукпо, Долине царей.
Жены Бельмоза Трицун ( он же Бхрикути, из Непала )
Гьямоза Мюнчан ( она же принцесса Вэньчэн , из Танского Китая )
Миньякза Гьелмоцун (из Тангута )
Литикмен (из Жангжунга )
Монгза Тричам
Дети Гунгсонг Гунгцен
Даты эпох
6 век и 7 век
Царственное имя
Кри Сонгцен Гампо
тибетский Сонгцен Гампо
Уайли транслитерация Srong-btsan sGam-po
ТХЛ Сонгцен Гампо
Лёнхен
Дом Династия Ярлунгов
Отец Эра фрагментации Намри Сонгцен
Мать Дриза Тёкар
Религия Тибетский буддизм

Сонгцен Гампо [1] (Классический Тибетский: [sroŋpʦan zɡampo] , произносится [sɔ́ŋʦɛ̃ ɡʌ̀mpo] ) ( тибетский : སྲོང་བཙན་ སྒམ་པོ , Уайли : srong btsan sgam po , ZYPY : Songzän Gambo ; 569–649/650), также Сонгзан Ганбу ( китайский : 松贊干布 ; пиньинь : Сонгзан Ганбо ), был 33-м тибетским царем династии Ярлунг и основал Тибетскую империю . [а] Будучи первым из трех царей Дхармы в Тибете, он официально принес буддизм в Тибет и построил Джоканг под влиянием своей непальской королевы Бхрикути из непальской династии Личчави . Он объединил несколько тибетских королевств, [2] завоевал земли, прилегающие к Тибету, и перенес столицу в Красный форт в Лхасе . [3] Его министр Тонми Самбхота создал тибетское письмо и классический тибетский язык , первый литературный и разговорный язык Тибета. [3]

Его мать, царица, идентифицирована как Дриза Тхокар ( тибетское : ('бри бза' тод дкар , Уайли : ' бри бза' тод дкар , ZYPY : Жиса Тогар ). [4] Точная дата его рождения и возведения на престол неизвестна, и в тибетских источниках общепринято считать, что он родился в год Быка по тибетскому календарю . [5] Он взошел на престол в тринадцать лет, около 618 года. [2] [6]

Существуют трудности с датами вознесения, и были предложены несколько более ранних дат рождения Сонгцена Гампо, в том числе 569, 593 или 605 годы. [7]

Библиотека Сонгцен в Дехрадуне , Индия, собирает, сохраняет и делает доступными древние тибетские и гималайские религиозные, культурные и исторические документы.

Ранняя жизнь и культурное происхождение

[ редактировать ]
Курган Сонгцен Гампо , окруженный возделываемыми полями, ( Долина Чёнъе , 1949 г.)

Говорят, что Сонгцен Гампо родился в Гьяме в Мелдро , регионе к северо-востоку от современной Лхасы , в семье царя ярлунгов Намри Сонгцена . В книге «Держатель Белого Лотоса» говорится, что считается, что он был проявлением Авалокитешвары , проявлением которого Далай-ламы . также считаются [8] Его идентификация как чакравартина и воплощение Авалокитешвары всерьез началась в истории местной буддийской литературы 11 века. [9]

Сонгцен Гампо (в центре), Бхрикути Деви из Непала (слева) и принцесса Вэньчэн (справа)

Мать Сонгцена Гампо, царица, идентифицируется как член клана Цепонг ( Wylie : tshe spong , Tibetan Annals Wylie : tshes pong ), сыгравшего важную роль в объединении Тибета. Ее имя записано по-разному, но идентифицируется как Дриза Токар (« Жена Бри по имени Женщина с Белым Черепом», Уайли : ' bri bza' thod dkar , Тибетские Анналы Уайли : Bring ma tog dgos ). [10]

У Сонгцена Гампо было шесть королев-супруга, из которых четыре были тибетцами, а две - иностранцами. [11] Супругой самого высокого ранга была Погонг Монгза Тричам ( Wylie : pho gong mong bza' khri lcam , также называемая Монгза , «жена клана Монг», которая, как говорят, была матерью Гунгсонга Гунгцена ). [12] Среди других известных жен - благородная женщина Западной Ся , известная как Миньякза («жена Западного Ся», Уайли : mi nyag bza' ), [13] и благородная женщина из Чжанчжуна . Хорошо известны и сегодня две его иностранные жены: непальская принцесса Бхрикути («великая дама, непальская жена», Уайли : bal mo bza' khri btsun ma ), а также китайская принцесса Вэньчэн («Китайская жена», Уайли) . : rgya mo bza' ). [11] Сонгцен спонсировал строительство двух храмов для размещения изображений Будды, принесенных его непальскими и китайскими женами, однако в остальном он не проявлял особого интереса к распространению буддизма, и после смерти был похоронен в соответствии с добуддийскими протоколами и ритуалами. [14]

Наследник Сонгцена Гампо, Гунгсонг Гунгцен , умер раньше своего отца, поэтому его младший сын Мангсонг Мангцен трон унаследовал . В двух дуньхуанских источниках указаны разные матери Мангсонга Мангцена: в Тибетских анналах говорится, что матерью была бцан мо (принцесса Вэньчэн) Сонгцена, а в Генеалогии говорится, что это была Мангмодже Трикар Уайли : mang mo rje khri skar ). Маловероятно, что матерью была бцан мо , поскольку в Анналах для нее не использовался почетный термин родства юм (мать). [15] [16]

В документах эпохи Тибетской империи, найденных в Дуньхуане, говорится, что у Сонгстена Гампо также были сестра Сад-мар-кар (или Сатха-ма-кар) и младший брат БЦан-сронг, который был предан и погиб в огне, около 641 г. . Согласно одному частично поврежденному свитку из Дуньхуана, между Сатха-ма-каром и БЦан-сронгом существовала враждебность, которая затем была вынуждена поселиться в ГНьяле (к юго-востоку от реки Ярлунг и через 5090 метров (16700 футов) Ярто Тра). Перевал, граничащий с современным Бутаном и Аруначал-Прадешем в Индии). [17] [18]

Когда принцу Гунгсонгу Гунгцену исполнилось тринадцать лет (двенадцать по западным меркам), его отец, Сонгцен Гампо, ушел в отставку, и принц правил пять лет, что могло соответствовать периоду, когда Сонгцен Гампо работал над новой тибетской конституцией. . Говорят также, что Гунгсонг Гунгцен женился на Ажа Манг-мордже, когда ему было тринадцать, и у них родился сын Мангсонг Мангцен (годы правления 650–676 гг. Н. Э.). Говорят, что Гунгсонг Гунгцен правил всего эти пять лет и умер в восемнадцать лет. Сонгцен Гампо вернулся на трон. [19] Говорят, что Гунгсонг Гунгцен был похоронен в Донхорде, на месте королевских гробниц, слева от могилы своего деда Намри Сонгцена (gNam-ri Srong-btsan). [20] [21] [22] Согласно тибетской традиции, Сонгцен Гампо был возведен на трон еще будучи несовершеннолетним как тридцать третий король династии Ярлунг после того, как его отец был отравлен около 618 года. [23] [24] Говорят, что он родился в неуказанный год Быка, и ему было 13 лет (12 по западным оценкам), когда он вступил на трон. Это соответствует традиции, согласно которой короли Ярлунгов вступили на трон, когда им было 13 лет и предположительно достаточно взрослые, чтобы ездить на лошади и править королевством. [25] Если эти традиции верны, он, вероятно, родился в 605 году нашей эры в год Быка. В Старой книге Тан отмечается, что он «еще был несовершеннолетним, когда взошел на престол». [23] [26]

Нынешний глава королевского дома Тибета и король в изгнании является прямым потомком царей Дхармы. [27] и был коронован королем Тибета Тензином Гьяцо, 14-м Далай-ламой . [28] Его Величество король Лхагьяри Тричен Намгьял Вангчук [29] живет в Соединенных Штатах и ​​путешествует по миру, выступая за права человека и религиозные права тибетского народа, находящегося под оккупацией Китайской Народной Республики . [30]

Культурные достижения

[ редактировать ]

Сонгцен Гампо послал своего министра Тонми Самбхоту и других молодых тибетцев. [31] в Индию, чтобы разработать сценарий классического тибетского языка , что привело к созданию первых тибетских литературных произведений и переводов, судебных протоколов и конституции . [32] После того, как Тонми Самбхота вернулся из Индии, он остался в ретрите во дворце Кукхамару в Лхасе, создавая тибетскую письменность . [31] Затем он представил сценарий суду и научил короля. Затем Сонгстен Гампо ушел на четыре года, чтобы выучить письменный язык, после чего перевел двадцать один тантрический текст об Авалокитешваре и Мани Кумбум . [31]

Сонгцен Гампо перенес резиденцию своего недавно объединенного королевства из долины Ярлунг в долину Кийчу, на месте будущего города Лхаса . Первоначально это место было пастбищем под названием Раса («место коз»), но название было изменено на Лхаса («место богов») после основания королем храма Джоканг. [33] Само название Лхаса первоначально относилось просто к территории храма.

Ему также приписывают привнесение в Тибет многих новых культурных и технологических достижений. В «Цзю Таншу» , или «Старой книге Тан» , говорится, что после поражения в 648 году индийской армии, поддерживавшей китайских послов, китайский император Гаозун , набожный буддист, дал ему титул, который пишется по-разному: Биньван , «Король-гость» или «Король-гость». Цзунван , «Король тканевых дань» и 3000 рулонов разноцветного шелка в 649 году. [34] и удовлетворил просьбу тибетского короля о «яйцах тутового шелкопряда, ступках и прессах для изготовления вина, а также рабочих для производства бумаги и чернил». [35]

Традиционные источники говорят, что во время правления Сонгцена Гампо образцы ремесел и астрологических систем были импортированы из Китая и Западной Ся; дхарма ; и искусство письма пришли из Индии материальные блага и сокровища были завезены из Непала и земель монголов , а образцовые законы и управление были завезены от уйгуров Второго Тюркского каганата . на Север [36]

Введение буддизма

[ редактировать ]
Статуя Сонгцена Гампо в его традиционной пещере для медитации в Йерпе.

Сонгцен Гампо традиционно считается первым, кто принес буддизм тибетскому народу . Говорят также, что он построил множество буддийских храмов, в том числе Джоканг в Лхасе , городе, в котором ему приписывают основание и установление своей столицы. [37] [38] и храм Традрук в Недонге . Во время его правления начался перевод буддийских текстов с санскрита на тибетский язык. [39]

Сонгцен Гампо считается первым из трёх королей Дхармы ( Wylie : chos rgyal ) — Сонгцен Гампо, Трисонг Децен и Ралпакан — которые основали буддизм в Тибете.

Надпись на Столпе Скар Кунг (возведенном Ралпаканом, правившим около 800–815 гг.) сообщает, что во время правления Сонгцена Гампо «были установлены святыни Трех Драгоценностей путем строительства храма Раса [Лхаса] и так далее. " [40] В первом указе Трисонг Децена упоминается община монахов в этой вихаре . [41]

Сонгцен Гампо был искусным как в дипломатии, так и на поле боя. Королевский министр Ньянг Мангпоже Шангнанг с помощью войск из Шангжунга разгромил Сумпу в северо-восточном Тибете около 627 года ( Тибетские Анналы [ ОТА ] л. 2).

Шесть лет спустя (ок. 632/633) Мьянг Манг-по-рже Чжан-шан был обвинен в государственной измене и казнен ( ОТА л. 4–5, Richardson 1965). Его сменил министр Мгар-сронг-рцан.

В «Цзю Таншу» записано, что первое посольство из Тибета прибыло в Китай из Сонгцен Гампо в 8-м году Чжэнгуань, или 634 году нашей эры. [42] Хроники династии Тан описывают это как миссию дани, но она привела к ультиматуму с требованием брачного союза, а не ритуалов подчинения. После того, как это требование было отклонено, Тибет начал победоносные военные атаки на сторонников Тан в 637 и 638 годах. [43]

Завоевание Шанг Шунга

[ редактировать ]
Император Сонгцен Гампо с принцессами Вэньчэн и Бхрикути

Существует некоторая путаница относительно того, завоевал ли Центральный Тибет Чжанчжунг во время правления Сонгцена Гампо или во время правления Трисонга Децена (годы правления с 755 по 797 или 804 годы нашей эры). [44] Старая книга Тандо , по-видимому, явно относит эти события к периоду правления Сонгцена Гампо, поскольку в них говорится, что в 634 году Янтун (Чжанчжун) и различные народы Цян «полностью подчинились ему». После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа, или Туюхун , а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожать Сунчжоу армией численностью (по данным китайцев) более 200 000 человек (100 000 по тибетским источникам). ). [45] Затем он отправил посла с подарками в виде золота и шелка к китайскому императору просить женитьбу на китайской принцессе и, получив отказ, напал на Сунчжоу. Согласно танским анналам, он наконец отступил и извинился, а позже император удовлетворил его просьбу: [46] [47] но во всех историях, написанных в Тибете, говорится, что тибетская армия победила китайцев и что танский император выдал невесту под угрозой применения силы. [45]

Скульптура короля Сонгцена Гампо из Центрального Тибета, 17 век, позолоченная латунь со следами краски.

В ранних тибетских источниках говорится, что тибетский король и король Чжанчжунга женились на сестрах друг друга в рамках политического союза. Однако тибетская жена короля Чжанчжунга жаловалась на плохое обращение со стороны главной жены короля. Последовала война, и из-за предательства тибетской принцессы «король Чжанчжунг Лигмикья, направляясь в Сум-бу ( провинция Амдо ), попал в засаду и был убит солдатами короля Сронгцена Гампо. В результате королевство Жангчжунг было аннексировано. в Бод [Центральный Тибет]. После этого новое царство, рожденное в результате объединения Чжанчжунга и Бода, стало известно как Бод Гьял-хаб». [48] [49] [50] Р. А. Штейн относит завоевание Чжанчжуна к 645 году. [51]

Дальнейшие кампании

[ редактировать ]

Затем он напал и победил тангутов , которые позже образовали государство Западная Ся в 942 году н. э.), племена Байлан и Цян. [52] [53] Народ Байлан был ограничен на востоке тангутами, а на западе - доми . Они находились под властью китайцев с 624 года. [54]

После успешного похода против Китая в приграничную провинцию Сунчжоу в 635–36 ( ОТА л. 607), [55] Китайский император согласился послать китайскую принцессу на свадьбу к Сонгцену Гампо.

Около 639 года, после того как Сонгцен Гампо поссорился со своим младшим братом Ценсонгом ( Wylie : brtsan srong ), младший брат был сожжен заживо собственным министром Хасеком ( Wylie : mkha' sregs ), возможно, по велению императора. [56] [57]

В Старой книге Тан записано, что когда король 泥婆羅 Ниполуо Непал ») [58] отец личчавского царя Налинг Дева дядя Ю.сна куг.ти , Вишнагупта ). (или Нарендрадева) умер, трон узурпировал [59] «Тибетцы предоставили ему убежище и восстановили его на троне [в 641 году]; именно так он стал подданным Тибета». [26] [60] [61]

Некоторое время спустя, но все еще в период Чжэнгуань (627-650 гг. н. э.), тибетцы отправили посла в современный Непал, где король принял его «радостно», а позже, когда тибетская миссия подверглась нападению на территории современной Индии. тогдашним министром императора Харшавардхана , который узурпировал трон после смерти императора Харшавардхана около 647 года нашей эры, [62] король Личави пришел им на помощь. [63] Сонгцен Гампо женился на принцессе Бхрикути , дочери короля Личчави.

Китайская принцесса Вэньчэн , племянница императора Тан Тайцзуна , покинула Китай в 640 году, чтобы выйти замуж за Сонгцена Гампо и прибыла сюда в следующем году. Мир между Китаем и Тибетом царил до конца правления Сонгцена Гампо.

Обе жены считаются воплощениями Тары ( стандартный тибетский : Дролма , Богини Сострадания ) , женского аспекта Ченрезига , где «Долма, или Дролма ( санскрит означает Тара ). Как объясняет Сарат Чаундра, две жены императора Под этим именем почитаются Сронг-бцан гамбо. Китайскую принцессу зовут Дол-кар, «белая Долма», а непальскую принцессу Дол-джанг, или «зеленую Долму». Последнему женщины молятся о плодовитости». [64]

Храм Джоканг , дом самой почитаемой статуи в Тибете, оригинальный комплекс, построенный этим императором.

« Цзю Таншу» добавляет, что Сонгцен Гампо после этого построил город для китайской принцессы и дворец для нее в его стенах. Согласно китайским источникам, «поскольку принцессе не нравился их обычай красить лица в красный цвет, Лунгстан (Сонгцен Гампо) приказал своим людям положить конец этой практике, и это больше не делалось. Он также выбросил войлок и шкуры, положил на парче и шелке и постепенно копировал китайскую цивилизацию. Он также посылал детей своих вождей и богатых людей с просьбой о приеме в национальную школу для изучения классических произведений и приглашал ученых ученых из Китая для составления своих официальных отчетов императору. " [65]

Однако, по мнению тибетолога Джона Пауэрса, такие сообщения о том, что Тибет принял китайскую культуру через Вэньчэн, не подтверждаются тибетской историей. [66]

Сестру Сонгцена Гампо Сад-мар-кар отправили замуж за Лиг-мий-рья, царя Шангжунга. Однако, когда король отказался заключить брак, она затем помогла Сонгцену Гампо победить Лиг мьи-рья и включить Жангжунг Западного Тибета в состав Тибетской империи в 645 году. [62] таким образом получив контроль над большей частью, если не всей, Тибетского нагорья.

После визита известного китайского монаха-паломника Сюаньцзана ко двору Харши , царя, правящего Магадхой , Харша отправил миссию в Китай, которая, в свою очередь, ответила отправкой посольства, состоящего из Ли Ибяо и Ван Сюаньца , которые, вероятно, путешествовали через Тибет. и чье путешествие отмечено в надписях в Раджагрихе (современный Раджгир ) и Бодхгае .

Ван Сюаньцзе совершил второе путешествие в 648 году, но с ним плохо обращались узурпатор Харши, его министр Арджуна, и миссия Харши была разграблена. Это вызвало ответ тибетских и непальских войск (личчави), которые вместе нанесли сокрушительное поражение силам Арджуны. [67] [68]

королем Сихай Цзюня , пожаловал Сонгцен Гампо В 649 году Тан Гаозун , император династии Тан .

Согласно «Тибетским анналам» , Сонгцен Гампо умер в 649 году. [69] а в 650 году танский император отправил посланника с «траурным письмом и соболезнованиями». [70] Его могила находится в долине Чонгьяс недалеко от Ялунга. [71] Высота 13 метров, длина 130 метров. [72]

Джоканг в его нынешнем виде

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тибетский : བོད , Уайли : бод ; Китайский : 吐蕃 ; пиньинь : Тубо/Туфан ; Уэйд-Джайлз : Ты 3 -po 1 /Т'у 3 -вентилятор 2
  1. ^ Пауэрс, Джон (2016). Партия Будды: как Китайская Народная Республика пытается определить и контролировать тибетский буддизм . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. Приложение B, стр. 16. ISBN  9780199358151 . OCLC   947145370 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Шакабпа 1967 , с. 25.
  3. ^ Перейти обратно: а б Клод Арпи, Взгляд на историю Тибета , Дхарамсала: Тибетский музей
  4. ^ "སྲོང་བཙན་སྒམ་པོ།" .Китай · Сеть тибетских языков и символов . Проверено 9 апреля 2022 г. .
  5. ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , стр. 161, д.449, 191 н.560.
  6. ^ Беквит 1993 , с. 19 н. 31..
  7. ^ Yeshe De Project 1986 , pp. 222–225.
  8. ^ Лэрд 2006 .
  9. ^ Дотсон 2006 , стр. 5–6.
  10. ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 161, примечание 447.
  11. ^ Перейти обратно: а б бсод намс ргьял мтшан 1994 , с. 302, примечание 904.
  12. ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 302, примечание 913.
  13. ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 302, примечание 910.
  14. ^ Пауэрс 2004 , с. 36.
  15. ^ bsod nams rgyal mtshan 1994 , с. 200, примечание 562.
  16. ^ Гьяцо и Хавневик 2005 , стр. 32-34.
  17. ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де . 1986. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 , с. 216.
  18. ^ Чофель, Гедун. Белые Анналы . Перевод Самтена Норбу. (1978), с. 77. Библиотека тибетских произведений и архивов, Дхарамсала, HP, Индия.
  19. ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: Политическая история , с. 27. Издательство Йельского университета. Нью-Хейвен и Лондон.
  20. ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де . 1986. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 , с. 215, 224-225.
  21. ^ Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация , 1962. Пересмотренное английское издание, 1972, Faber & Faber, Лондон. Перепечатка, 1972. Издательство Стэнфордского университета, стр. 63. ISBN   0-8047-0806-1 ткань; ISBN   0-8047-0901-7 пбк.
  22. ^ Гьялцен, Сакьяпа Сонам ​​(1312-1375). «Ясное зеркало: традиционное повествование о золотом веке Тибета» , с. 192. Перевод Маккомаса Тейлора и ламы Чоедака Ютоба. (1996) Публикации Snow Lion, Итака, Нью-Йорк. ISBN   1-55939-048-4 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Бушелл, С.В. «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 443.
  24. ^ Беквит 1993 , стр. 19–20.
  25. ^ Виталий, Роберто. 1990. Ранние храмы Центрального Тибета . Serindia Publications, Лондон, с. 70. ISBN   0-906026-25-3
  26. ^ Перейти обратно: а б Снеллгроув, Дэвид. 1987. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . 2 тома. Шамбала, Бостон, Том. II, с. 372.
  27. ^ «Буддизм и империя III: Король Дхармы» . Earlytibet.com . 21 августа 2008 года . Проверено 26 марта 2018 г.
  28. ^ Спирс, Дороти (11 июня 2010 г.). «Гость, подросток и король Тибета» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 марта 2018 г.
  29. ^ «Его Величество король Тибета Лхагьяри Тричен Вангчук» . Архивировано из оригинала 23 мая 2015 года.
  30. ^ Окружной колледж Морриса (12 марта 2015 г.). «Проект «Наследие СКК: Изгнанный король Тибета Намгьял Вангчук Тричен Лхагьяри» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 26 марта 2018 г. - через YouTube.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Самтен Чхосфел, Тонми Самбхота , Сокровищница жизней, сентябрь 2010 г.
  32. ^ Дуджом Ринпоче 1991 .
  33. ^ Дордже (1999), с. 201.
  34. ^ Беквит (1987), с. 25, н. 71.
  35. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 446.
  36. ^ Сакьяпа Сонам ​​Гьялцен . (1328). Ясное зеркало королевской генеалогии . Переведено Маккомасом Тейлором и ламой Чоедаком Ютоком как: «Ясное зеркало: традиционное повествование о золотом веке Тибета» , с. 106. (1996) Публикации Снежного Льва. Итака, Нью-Йорк. ISBN   1-55939-048-4 .
  37. ^ Анн-Мари Блондо, Йонтен Гьяцо, «Лхаса, легенда и история», в книге Франсуазы Поммаре (редактор). Лхаса в семнадцатом веке: столица Далай-лам, Библиотека тибетских исследований Брилла, 3, Брилл 2003, стр.15 -38, стр.15ff.
  38. ^ Амунд Синдинг-Ларсен, Атлас Лхасы:: традиционная тибетская архитектура и городской пейзаж, Serindia Publications, Inc., 2001, стр.14
  39. ^ «Буддизм – Офис Кагью» . 10 января 2009 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2010 г.
  40. ^ Ричардсон, Хью Э. Корпус ранних тибетских надписей (1981), с. 75. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN   0-947593-00-4 .
  41. ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 3, примечание 7. В: Вайнеровские исследования по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, состоявшегося в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1-2.] Вена, 1983.
  42. ^ Ли 1981, стр. 6-7.
  43. ^ Пауэрс 2004, стр. 31
  44. ^ Кармей, Самтен Г. (1975). «Общее введение в историю и доктрину Бон», с. 180. Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко , № 33. Токио.
  45. ^ Перейти обратно: а б Пауэрс 2004, стр. 168-9.
  46. ^ Ли 1981, стр. 7-9.
  47. ^ Пеллио 1961, стр. 3-4.
  48. ^ Норбу, Намкай. (1981). Ожерелье Гзи, Культурная история Тибета , с. 30. Информационный офис Его Святейшества Далай-ламы, Дхарамсала, HP, Индия.
  49. ^ Беквит (1987), с. 20. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси. Четвертое издание с новым послесловием и первая версия в мягкой обложке. ISBN   0-691-02469-3 .
  50. ^ Аллен, Чарльз . В поисках Шангри-Ла: Путешествие в историю Тибета , стр. 127-128. (1999). Перепечатка: (2000). Абакус, Лондон. ISBN   0-349-11142-1 .
  51. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , с. 59. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN   0-8047-0901-7 .
  52. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 443–444.
  53. ^ Беквит (1987), стр. 22-23.
  54. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 528, н. 13
  55. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 444.
  56. ^ Ричардсон, Хью Э. (1965). «Сколько лет было Сронгу Брцану Сгампо», Тибетологический бюллетень 2.1. стр. 5-8.
  57. ^ ОТА л. 8-10
  58. ^ Пеллиот 1961, стр. 12
  59. ^ Виталий, Роберто. 1990. Ранние храмы Центрального Тибета . Serindia Publications, Лондон, с. 71. ISBN   0-906026-25-3
  60. ^ Шаванн, Эдуард. Документы о западных Тоу-киуэ (тюрках) . 1900. Париж, Библиотека Америки и Востока. Перепечатка: Тайбэй. Издательство Cheng Wen Publishing Co., 1969, с. 186.
  61. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 529, н. 31.
  62. ^ Перейти обратно: а б Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация , 1962 г. Пересмотренное английское издание, 1972 г., Faber & Faber, Лондон. Перепечатка, 1972. Издательство Стэнфордского университета, стр. 62. ISBN   0-8047-0806-1 ткань; ISBN   0-8047-0901-7 пбк., с. 59.
  63. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 529-530, н. 31.
  64. ^ Дас, Сарат Чандра. (1902), Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет . Перепечатка: Офсетная типография Mehra, Дели. 1988, с. 165, примечание.
  65. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 545.
  66. ^ Пауэрс 2004, стр. 30-38.
  67. ^ Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация , 1962. Пересмотренное английское издание, 1972, Faber & Faber, Лондон. Перепечатка, 1972. Издательство Стэнфордского университета, стр. 62. ISBN   0-8047-0806-1 ткань; ISBN   0-8047-0901-7 пбк., стр. 58-59
  68. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, с. 446
  69. ^ Бакот, Дж. и др. Документы из Тоуэн-хуана, относящиеся к истории Тибета . (1940), с. 30. Книготорговец-востоковед Поль Гюнтер, Париж.
  70. ^ Ли 1981, с. 13
  71. ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), с. 29. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
  72. ^ Шайк, Сэм Ван (2013). Тибет: история (впервые опубликовано в мягкой обложке в 2013 г. под ред.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 15. ISBN  978-0-300-19410-4 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Царственные титулы
Предшественник Император Тибета
605 или 617?–649
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6da79d9f3c3180bbce9d591211d5d2ee__1721891400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/ee/6da79d9f3c3180bbce9d591211d5d2ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Songtsen Gampo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)