Харша
Харша | |
---|---|
Махараджадхираджа из Каннауджа | |
Царствование | ок. Апрель 606 г. - ок. 647 г. н.э. |
Предшественник | Раджьявардхана (как король Танесара) |
Преемник | Арунасва (как король Каннауджа) |
Рожденный | 4 июня 590 г. н. э. [ 2 ] возможно, Стханвишвара, Королевство Танесар (современный Танесар , Харьяна , Индия ) [ 3 ] [ 4 ] |
Умер | 647 г. н. э. (56–57 лет) возможно Каньякубджа, Империя Каннаудж (современный Каннаудж , Уттар-Прадеш , Индия ) [ 5 ] |
Династия | Пушьябхути |
Отец | Прабхакарвардхана |
Мать | Ясомати |
Религия | Шиваизм Буддизм (по Сюаньцзану ) |
Подпись |
Харшавардхана ( IAST Harṣa-vardhana; 4 июня 590–647 гг. Н. Э.) был императором Каннауджа с 606 г. до своей смерти в 647 г. н. э. Он был сыном Прабхакаравардханы , царя Танэсара, победившего гуннов Алчона . [ 7 ] и младший брат Раджьявардхана , сын Прабхакаравардханы и последний король Танесара . Он был одним из величайших королей Королевства Каннаудж , которое при нем расширилось до обширного королевства на севере Индии . Он принадлежал к Байс клану раджпутов и был правителем династии Пушьябхути . [ 8 ]
На пике могущества Харши его царство охватывало большую часть северной и северо-западной Индии, а река Нармада южной границей была . В конце концов он сделал Каньякубджу (современный Каннаудж, штат Уттар-Прадеш ) своей имперской столицей и правил до 647 года нашей эры. [ 9 ] Харша потерпел поражение от императора Пулакешина II из династии Чалукья в битве при Нармаде , когда тот пытался расширить свою империю на южный полуостров Индии. [ 10 ]
Мир и процветание, которые преобладали, сделали его двор центром космополитизма, привлекающим ученых, художников и религиозных посетителей со всего мира. [ 9 ] Китайский путешественник Сюаньцзан посетил императорский двор Харши и написал о нем (как Шиладитье ) очень благоприятный отзыв, восхваляя его справедливость и щедрость. [ 9 ] Его биография Харшачарита (« Жизнь Харши »), написанная санскритским поэтом Банабхаттой , описывает его связь со Стханешварой , помимо упоминания оборонительной стены, рва и дворца с двухэтажной Дхавалагрихой (белым особняком). [ 11 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Большая часть информации о юности Харши взята из рассказа Банабхатты . [ 5 ] Харша был вторым сыном Прабхакарвардханы , царя Танесара . [ 5 ] После падения империи Гуптов в середине VI века Северная Индия была разделена на несколько независимых королевств. Северные и западные районы Индийского субконтинента перешли в руки десятка и более феодальных государств. Прабхакаравардхана, монарх Станвешвары , принадлежавший к семье Вардхана, распространил свой контроль на соседние государства. Прабхакаравардхана был первым монархом династии Вардханов со столицей в Стханвешваре . После смерти Прабхакаравардхана в 605 году на трон взошел его старший сын Раджьявардхана. Харшавардхана был младшим братом Раджьявардхана. Этот период царей одной линии во многих публикациях упоминается как династия Вардхана. [ 12 ] [ мертвая ссылка ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ нужна страница ]
Во время Хиуэн Цанга визита Каньякубджа была столицей империи Харшавардхана, самого могущественного правителя Северной Индии.
К. П. Джайсвал в «Имперской истории Индии» говорит, что согласно буддийскому тексту VII-VIII веков «Манджушри-мула-кальпа» , Харша родился от царя Вишну (Вардхана), а его семья принадлежала к вайшья- варне . [ 16 ] [ нужна страница ] Это поддерживают и другие авторы. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Вознесение
[ редактировать ]Сестра Харши Раджьяшри была замужем за Маухари монархом Грахаварманом . Этот король, несколько лет спустя, был побежден и убит королем Девагуптой малва , а после его смерти Раджьяшри был схвачен и заключен в тюрьму победителем. Брат Харши, Раджьявардхана, тогдашний царь Стханешвары , не мог смириться с этим оскорблением, нанесенным его сестре и его семье. Итак, он выступил против Девагупты и победил его. Однако Шашанка , царь Гауды в Восточной Бенгалии , затем вошел в Магадху как друг Раджьявардханы, но находился в тайном союзе с царем малва . [ нужна ссылка ] Соответственно, Шашанка вероломно убил Раджьявардхану. [ 22 ] Тем временем Раджьяшри сбежал в лес. Услышав об убийстве своего брата, Харша сразу же решил выступить против коварного короля Гауды , но эта кампания осталась безрезультатной, и в какой-то момент он повернул назад. Харша взошел на трон в возрасте 16 лет. Его первой обязанностью было спасти сестру и отомстить за убийства брата и зятя. Он спас свою сестру, когда она собиралась принести себя в жертву.
Царствование
[ редактировать ]Когда Северная Индия вернулась к небольшим республикам и небольшим монархическим государствам, управляемым правителями Гуптов после падения предыдущей империи Гуптов , Харша объединил небольшие республики от Пенджаба до центральной Индии, и их представители короновали его императором на собрании в апреле 606 года, дав ему титул императора. титул Махараджадхираджа . Харша основал империю, которая подчинила ему всю северную Индию. [ 9 ] Мир и процветание, которые преобладали, сделали его двор центром космополитизма , привлекающим ученых, художников и религиозных посетителей со всего мира. Китайский путешественник Сюаньцзан посетил императорский двор Харши и написал о нем положительный отзыв, восхваляя его справедливость и щедрость. [ 9 ]
Пулакешин II отразил вторжение Харши на берегах Нармады зимой 618–619 гг. Затем Пулакешин заключил договор с Харшей, согласно которому река Нармада была назначена границей между империей Чалукья и империей Харшавардхана. [ 23 ] [ 24 ]
Сюаньцзан описывает это событие так:
- « Шиладитьяраджа (т. е. Харша), исполненный уверенности, двинулся во главе своих войск, чтобы сразиться с этим принцем (т. е. Пулакешином); но он не смог одолеть или подчинить его».
В 648 году танский китайский император Тан Тайцзун отправил Ван Сюанса в Индию в ответ на то, что император Харша отправил посла в Китай. Однако однажды в Индии он обнаружил, что Харша умер, и новый король Алуонашун (предположительно Арунасва ) напал на Ванга и его 30 конных подчиненных. [ 25 ] Это привело к тому, что Ван Сюансе бежал в Тибет, а затем организовал совместную экспедицию из более чем 7000 непальских конных пехотинцев и 1200 тибетских пехотинцев и напал на индийский штат 16 июня. Успех этой атаки принес Сюаньсу престижный титул «Великого магистра заключительного боя». Суд." [ 26 ] Он также доставил в Китай буддийскую реликвию, о которой сообщалось. [ 27 ] [ нужна полная цитата ] 2000 пленных были взяты из Магадхи непальскими и тибетскими войсками под командованием Вана. [ 28 ] В тибетских и китайских письменных документах описывается набег Ван Сюанса на Индию с тибетскими солдатами. [ 29 ] Непал был покорен тибетским королем Сонгценом . [ 30 ] Индийский претендент был среди пленников. [ 31 ] [ 32 ] Война произошла в 649 году. [ нужна ссылка ] На могиле Тайцзуна была статуя индийского самозванца. [ 33 ] Имя самозванца было записано в китайских записях как «На-фу-ти О-ло-на-шуэн» (Динафуди, вероятно, является отсылкой к Тирабхукти). [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Сюаньцзан упоминает, что Харша вел войны, чтобы за шесть лет подчинить себе «Пять Индий». [ 37 ] Сюаньцзан использует термин «Пять Индий» (или «Пять Индий» в некоторых переводах) непоследовательно, по-разному применяя его для обозначения территорий Харши в северной Индии или всего субконтинента, сгруппированного вокруг Центральной Индии в четырех направлениях. [ 38 ] [ 39 ] Основываясь на этом заявлении, такие историки, как Р.К. Мукерджи и К.В. Вайдья, датировали завоевания Харши 606–612 годами нашей эры. Однако теперь известно, что Харша еще несколько лет участвовал в войнах и завоеваниях. [ 37 ] Более того, независимо от того, использовал ли Сюаньцзан термин «Пять Индий» для описания территории Харши в более узком или широком смысле, его утверждение является гиперболой, и его нельзя использовать для выводов о фактической территории Харши. Хотя Харша был самым могущественным императором северной Индии, он не правил всей северной Индией. [ 40 ]
Религия и религиозная политика
[ редактировать ]Как и многие другие древнеиндийские правители, Харша был эклектичен в своих религиозных взглядах и практиках. На его печатях его предки описаны как поклонники индуистского бога Солнца Сурьи , его старший брат — как буддист , а он сам — как шиваит-индуист . В надписях о предоставлении ему земли он описывается как Парама-махешвара (высший преданный Шивы). Его придворный поэт Бана также описывает его как индуса-шиваита. [ 41 ]
В пьесе Харши «Нагананда» рассказывается история Бодхисаттвы Джимутавахаваны, а призывный стих в начале посвящен Будде , описанному в акте победы над Марой (настолько, что эти два стиха вместе с третьим также сохранились отдельно в Тибетский перевод как *Mārajit-stotra). [ 42 ] Супруга Шивы Гаури играет важную роль в пьесе. [ 43 ] и воскрешает героя к жизни, используя свою божественную силу. [ 44 ]
По словам китайского буддийского путешественника Сюаньцзана , Харша был набожным буддистом . Сюаньцзан утверждает, что Харша запретил убой животных ради еды и построил монастыри в местах, которые посещал Гаутама Будда . высотой 100 футов Он воздвиг несколько тысяч ступ на берегах реки Ганг и построил благоустроенные приюты для путешественников и бедняков на шоссе через Индию. Он организовал ежегодное собрание ученых со всего мира и раздавал им благотворительную милостыню. Каждые пять лет он проводил великое собрание под названием Мокша . Сюаньцзан также описывает 21-дневный религиозный фестиваль, организованный Харшей в Каньякубдже ; Во время этого фестиваля Харша и его подчиненные короли совершали ежедневные ритуалы перед золотой статуей Будды в натуральную величину. [ 41 ]
Литературное мастерство
[ редактировать ]Широко распространено мнение, что Харша является автором трех санскритских пьес «Ратнавали» , «Нагананда» и «Приядаршика» . [ 45 ] Хотя некоторые полагают (например, Маммата в «Кавьяпракаше» ), что именно Дхавака, один из придворных поэтов Харши, написал пьесы в качестве платного заказа, Венди Донигер «однако убеждена, что король Харша действительно написал пьесы... сам. " [ 45 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]года Индийский немой фильм 1926 «Самрат Шиладитья » об императоре был снят Моханом Даярамом Бхавнани. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследовательские монеты: электронный аукцион. Архивировано 2 мая 2019 г. на Wayback Machine cngcoins.com . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ «Харша и последние короли: Вайдья, резюме: бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 3 июля 2015 года . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Брэднок, Роберт; Брэднок, Рома (1999). Справочник по Индии, 2000 год . МакГроу-Хилл/Современник. п. 454. ИСБН 978-0-8442-4841-7 ,
Танесар близ Курукшетры, место рождения правителя Харши Вардхана (590-647)...
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). Словарь мировой биографии: Средние века . Рутледж. п. 430. ИСБН 978-1-57958-041-4 ,
Родился: ок. 590; вероятно, Танесар, Индия
- ^ Jump up to: а б с Мэгилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). Словарь мировой биографии: Средние века . Рутледж. п. 430. ИСБН 978-1-57958-041-4 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 146, карта XIV.2(д). ISBN 0226742210 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Индия: история, религия, видение и вклад в мир, Александр П. Варгезе, стр.26.
- ^
- Бил, Сэмюэл (5 ноября 2013 г.). Жизнь Хиуэнь- Цяна Рутледж. п. 83. ИСБН 978-1-136-37629-0 .
Король — байс-раджпут . Его зовут Харшавардхана; его отца звали Пракаравардхана», его старшего брата звали Раджьявардхана. Харшавардхана, нынешний царь, добродетелен и патриотичен; все люди прославляют его в песнях.
- Кахан, Рана Мухаммад Сарвар (2005). Раджпуты: история, кланы, культура и дворянство . Рана Мухаммад Сарвар Хан. п. 105.
БАИС Септ раджпутов, проживающий в Уттар-Прадеше, Гаутама Раджа, как говорят, является их основателем. Харша Вардхана , который был правителем Матхуры и Каннауджа (Уттар-Прадеш) в 7 веке, был байсом раджпутом .
- Девахути, Д. (1983). Харша: Политическое исследование (в эн т.). Издательство Оксфордского университета. п. 72. ИСБН 978-0-19-561392-6 .
В китайском тексте просто говорится, что Харша принадлежал к происхождению фей-ше (вайшья). Объяснение, данное в примечаниях (Бил I, стр. 209, п. 12, «Жизнь», стр. 83, п. 1, ср. Уоттерс I, стр. 344–5), что он был баисским раджпутом, исходит от Каннингема.
{{cite book}}
: CS1 maint: нераспознанный язык ( ссылка ) - Гояла, Шрирама (1986). Харша и буддизм . Публикации Кусуманджали. п. 16.
- Справочник Раджастана и кто есть кто . Хинди Сахитья Мандир. 1982. с. 5.
После этого, в начале VII века, Харша Вардхан, который был кшатрием клана Байс , уступил большую часть этой провинции своей территории.
- Бил, Сэмюэл (5 ноября 2013 г.). Жизнь Хиуэнь- Цяна Рутледж. п. 83. ИСБН 978-1-136-37629-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Международный словарь исторических мест: Азия и Океания Труди Ринг, Роберт М. Салкин, Шэрон Ла Бода стр.507
- ^ Древняя Индия Рамеша Чандры Маджумдара стр.274
- ^ Васудева Шарана Агравала (1969). Деяния Харши: культурное исследование Харшачариты Баны . Публикации Притхиви. п. 118.
- ^ Харша Чаритра Банабхатта
- ^ Законодательная элита в Индии: исследование политической социализации Прабху Датта Шарма, Publ. Законодатели 1984, стр. 32.
- ^ Возрождение буддизма в современной Индии Деодаса Лилуджи Рамтеке, Publ Deep & Deep, 1983, стр. 19
- ^ Некоторые аспекты древней индийской истории и культуры Упендры Тхакура, Publ. Публикации Абхинава, 1974,
- ^ КП Джаясвал (1934). Имперская история Индии .
- ^ Сен, Сайлендра Натх (1999), Древняя индийская история и цивилизация , New Age International, стр. 546, ISBN 9788122411980 , заархивировано из оригинала 17 апреля 2023 года , получено 19 марта 2023 года.
- ^ Чаттопадхьяй, Амаль (1994), Бхупендранатх Датта и его исследование индийского общества , KP Bagchi & Company, стр. 103, ISBN 9788170741473 , заархивировано из оригинала 17 апреля 2023 года , получено 19 марта 2023 года.
- ^ Арья, Радж Нарайн (2001), Брамин и брахманизм: исторический обзор , Blumon Books, стр. 82, ISBN 9788187190523 , заархивировано из оригинала 7 апреля 2023 года , получено 19 марта 2023 года.
- ^ В. Раманатан (2004), Индуистская цивилизация и XXI век , Бхаратия Видья Бхаван, стр. 350, ISBN 9788172763329 , заархивировано из оригинала 6 апреля 2023 года , получено 19 марта 2023 года.
- ^ Шастри, Хирананда (1931). Эпиграфия Индика Том 21 . стр. 74–80.
- ^ Биндешвари Прасад Синха (1977). Династическая история Магадхи, ок. 450-1200 гг. н. э. Абхинав. п. 151.
- ^ «Победа Пулакешина над Харшей произошла в 618 году нашей эры» . Индус . 25 апреля 2016 г. с. 9.
- ^ «Исследование раскрывает нюансы классической индийской истории» . The Times of India» . Пуна. 23 апреля 2016. стр. 3. Архивировано из оригинала 2 ноября 2016 года . Проверено 3 мая 2016 года .
- ^ Беннетт, Мэтью (1998). Словарь Хатчинсона по древним и средневековым войнам . Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн. п. 336 . ISBN 978-1-57958-116-9 .
- ^ Сен, Тансен (январь 2003 г.). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка китайско-индийских отношений... Тансен Сен, стр. 23 . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2593-5 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Журнал Международной ассоциации буддийских исследований Международной ассоциации буддийских исследований» . 4 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Чарльз Д. Бенн (2002). Повседневная жизнь в традиционном Китае: династия Тан . Издательская группа Гринвуд. стр. 38 –. ISBN 978-0-313-30955-7 .
- ^ Тансен Сен (январь 2003 г.). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка китайско-индийских отношений, 600–1400 гг . Издательство Гавайского университета. стр. 253–. ISBN 978-0-8248-2593-5 .
- ^ Тансен Сен (январь 2003 г.). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка китайско-индийских отношений, 600–1400 гг . Издательство Гавайского университета. стр. 22–. ISBN 978-0-8248-2593-5 .
- ^ Генри Юл (1915). Катай и путь туда, собрание средневековых извещений о Китае . Азиатские образовательные услуги. стр. 69–. ISBN 978-81-206-1966-1 .
- ^ Одорико (да Порденоне); Рашид ад-Дин Табиб; Франческо Бальдуччи Пеголотти; Жоан де Мариньоли; Ибн Батута (1998). Катай и путь туда: предварительное эссе о взаимоотношениях между Китаем и западными странами до открытия Капского маршрута . Мунширам Манохарлал Паблишерс Пвт. ООО с. 69. ИСБН 9788121508391 .
- ^ Прабод Чандра Багчи (2011). Индия и Китай: взаимодействие через буддизм и дипломатию; сборник сочинений . Гимн Пресс. стр. 158–. ISBN 978-93-80601-17-5 .
- ^ См.
- ^ Округ Колумбия Сиркар (1990). Исследования по географии древней и средневековой Индии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 326–. ISBN 978-81-208-0690-0 .
- ^ Сэм Ван Шайк (2011). Тибет: История . Издательство Йельского университета. стр. 48–. ISBN 978-0-300-17217-1 .
- ^ Jump up to: а б Бирешвар Натх Шривастава (1952). «Хронология походов Харши». Труды Индийского исторического конгресса . 15 . Конгресс истории Индии: 98–101. JSTOR 45436464 .
- ^ Салли Риггинс (2020). Сюаньцзан: буддийский паломник на Шелковом пути . Рутледж. п. 241. ИСБН 9781000011098 .
- ^ О. О. Уолтерс (2018). Крейг Дж. Рейнольдс (ред.). Ранняя Юго-Восточная Азия: Избранные очерки . Издательство Корнельского университета. п. 123. ИСБН 9781501731150 .
- ^ Шанкар Гоял (1992). История и историография эпохи Харши . Кусуманджали. стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б Авраам Эрали (2011). Первая весна: Золотой век Индии . Книги Пингвинов Индия. п. 86. ИСБН 978-0-670-08478-4 .
- ^ Майкл Хан (1996). « * Мараджитстотра Харшадевы, третья версия Нанди Нагананды?», Festschrift Дитера Шлинглофа». Рейнбек. стр. 109–126.
- ^ С.Р. Гоял (2003). Индийский буддизм после Будды . Кусуманджали. п. 294. OCLC 907017497 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Б. Х. Уортэм, изд. (2003). Буддийская легенда о Джимутавахане . Азиатские образовательные услуги. п. xi. ISBN 9788120617339 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Харша (2006). «Дама с драгоценным ожерельем» и «Леди, которая показывает свою любовь» . Перевод Венди Донигер. Издательство Нью-Йоркского университета. п. 18.
- ^ Ашиш Раджадхьякша; Пол Виллемен (10 июля 2014 г.). Энциклопедия индийского кино Тейлор и Фрэнсис. п. 43. ИСБН 978-1-135-94325-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Редди, Кришна (2011), История Индии , Tata McGraw-Hill Education Private Limited, Нью-Дели
- Прайс, Памела (2007), Раннесредневековая Индия, HIS2172 - Периодическая оценка , Университет Осло
- «Завоевания Шиладитьи на юге». Архивировано 27 октября 2014 года в Wayback Machine С. Шрикантой Шастри.