Jump to content

Мара (демон)

Фрагмент рельефа Мары в стиле Гандхара , найденный в долине Сват.
Демоны Мары. Рукопись на пальмовом листе . Наланда , Бихар , Индия
Нападение Мары на Будду ( аниконическое изображение: Будду символизирует только его трон ), 2 век, Ступа Амаравати , Индия
Мара, его похотливые дочери и демоническая армия, пытающиеся искусить Будду, на иконе X века из пещер Могао.

Один раз , [примечание 1] в буддизме — злобный небесный царь, который пытался помешать принцу Сиддхартхе достичь Просветления, пытаясь соблазнить его своей небесной армией и видением красивых женщин, которые в различных легендах часто считаются дочерьми Мары. [1]

В буддийской космологии Мара связана со смертью, возрождением и желанием. [2] Ньянапоника Тхера описал Мару как «олицетворение сил, враждебных просветлению». [3]

Этимология

[ редактировать ]

Слово Мара происходит от санскритской формы глагольного корня мри . Оно принимает указательную форму настоящего времени мрйате и причинную форму мараяти (с усилением корневой гласной от ṛ до ar). Мара — отглагольное существительное от причинного корня и означает «причинение смерти» или «убийство». [4] Оно связано с другими словами, обозначающими смерть, от того же корня, например: марана и мритью . Последнее является именем персонифицированной смерти и иногда отождествляется с Ямой .

Корень mṛ связан с индоевропейским глагольным корнем *mer, означающим «умереть, исчезнуть» в контексте «смерти, убийства или разрушения». По мнению Мэллори и Адамса , оно «очень широко распространено» в индоевропейских языках, что позволяет предположить его глубокую древность. [5]

Четыре типа Мары

[ редактировать ]

В традиционном буддизме даны четыре или пять метафорических форм Мары: [6]

Характер

[ редактировать ]

Ранний буддизм признавал как буквальное, так и психологическое толкование Мары. [7] [8]

Мара описывается как сущность, существующая в мире Камы , [9] точно так же, как показано существующим вокруг Будды, а также описывается в Пратитьясамутпаде как, прежде всего, хранитель страсти и катализатор вожделения, колебаний и страха, препятствующих медитации среди буддистов. Денкороку среди называет его «Тот, кто наслаждается разрушением», что подчеркивает его природу как божества Паринирмитавашаварти дэвов . [10]

«Будда, бросающий вызов Маре» — распространенная поза скульптур Будды . [11] [12] Будда изображен с левой рукой на коленях ладонью вверх и правой рукой на правом колене. Пальцы его правой руки касаются земли, чтобы призвать землю как своего свидетеля в том, что он бросил вызов Маре и достиг просветления. Эту позу также называют мудрой бхумиспарша «свидетель земли» .

Три дочери

[ редактировать ]

В некоторых рассказах о просветлении Будды говорится, что демон Мара не послал своих трех дочерей искушать, а вместо этого они пришли добровольно после неудачи Мары в его попытке помешать поиску Будды к просветлению. [13] Три дочери Мары идентифицируются как Танха (Жажда), Арати (Отвращение, Недовольство) и Рага (Привязанность, Желание, Жадность, Страсть). [12] [14] Например, в Самьютта Никаи три « Мара-са - ютте» дочери Мары раздевались перед Буддой; но не удалось его увлечь:

Они пришли к нему, сверкая красотой –
Танха, Арати и Рага –
Но Учитель смел их тут же
Как ветер, упавший клок хлопка. [15]

Обращение Мары

[ редактировать ]

«Запись о передаче лампы» Дзиндэ и « Дэнкороку» содержат историю обращения Мары в буддизм под покровительством монаха Упагупты .

Согласно легенде, Упагупта отправился в королевство Матхура и с большим успехом проповедовал Дхарму. Это заставило дворец Мары задрожать, побудив божество использовать свои разрушительные силы против Дхармы. Когда Упагупта вошел в самадхи , Мара подошел к нему и надел ему на шею нефритовое ожерелье.

Упагупта ответил взаимностью, превратив трупы человека, собаки и змеи в гирлянду и подарил ее Маре. Когда Мара обнаружил истинную природу дара, он обратился за помощью к Брахме , чтобы забрать его. Брахма сообщил ему, что, поскольку ожерелье было подарено продвинутым учеником Будды, его последствия можно смягчить, только приняв прибежище в Упагупте.

Мара вернулся в человеческий мир, где поклонился монаху и покаялся. По рекомендации Упагупты он поклялся никогда не причинять вреда Дхарме и нашел прибежище в Трех Драгоценностях . [16]

[ редактировать ]

Мара появляется в романе Роджера Желязны 1967 года «Повелитель света» как бог иллюзий. [17]

Мара появлялась как повторяющийся Демон во франшизе Megami Tensei , а также в ее спин-оффах. Здесь Мара принимает вид гигантского пениса, едущего на золотой колеснице. Мара неизменно была одним из самых популярных демонов в сериале, даже достигнув первого места в некоторых опросах популярности демонов. [18]

В 2020 году певец и автор песен Джек Гаррат выпустил песню под названием «Мара». Вдохновленная историей о том, как Мара отвлекла Будду, «Мара» описывает опыт Гарратта с навязчивыми мыслями . [19]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Санскрит : मार , Мара ; Сингальский : माराया ; Китайский : 天魔 ; пиньинь : Тяньмо или традиционный китайский : 魔羅 ; упрощенный китайский : 魔罗 ; пиньинь : Молуо ; Японский : 魔羅 , латинизированный : Мара ; также マール, Мара или 天魔, Тенма ; Корейский : 마라 , латинизированный : Мара ; Вьетнамский : Тьен Ма ; Тибетский Уайли: бдуд ; Кхмерский : மரூ ; Бирманский : মারনাত ; Тайский : มัด ; Тагальский : Мара
  1. ^ См., например, SN 4.25, озаглавленный «Дочери Мары» (Бодхи, 2000, стр. 217–20), а также Sn 835 (Саддхатисса, 1998, стр. 98). В каждом из этих текстов дочери Мары ( Марадхита ) олицетворяют чувственное Жажда ( танха ), Отвращение ( арати ) и Страсть ( рага ).
  2. ^ Трейнор, Кевин (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Издательство Оксфордского университета . п. 34. ISBN  9780195173987 .
  3. ^ Тхера, Ньянапоника (2008). Корни добра и зла: буддийские тексты, переведенные с пали, с комментариями и введением . Буддийское издательское общество . п. 22. ISBN  9789552403163 .
  4. ^ Олсон, Карл (2005). Различные пути буддизма: повествовательно-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса . п. 28 . ISBN  9780813537788 .
  5. ^ Дж. П. Мэллори; Дуглас К. Адамс (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 150–153. ISBN  978-1-884964-98-5 .
  6. ^ Басвелл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. младший , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 530–531, 550, 829. ISBN.  9780691157863 .
  7. ^ Уильямс, Пол (2005). Буддизм: ранние буддийские школы и история доктрины; Учение Тхеравады, Том 2 . Тейлор и Фрэнсис. стр. 105–106. ISBN  9780415332286 .
  8. ^ Киоун, Дэмиен (2009). Буддизм . Стерлинг Издательская компания. п. 69. ИСБН  9781402768835 .
  9. ^ www.wisdomlib.org (10 августа 2008 г.). «Мара, Мара: 13 определений» . www.wisdomlib.org .
  10. ^ Джокин, Кейзан (2003). «Дэнкороку: Запись передачи света» (PDF) . Перевод Хьюберта Нирмана. Гора Шаста, Калифорния: OBC Shasta Abbey Press . Проверено 6 декабря 2019 г.
  11. ^ Фогель, Жан Филипп; Барноу, Адриан Джейкоб (1936). Буддийское искусство в Индии, Цейлоне и Яве . Азиатские образовательные услуги. стр. 70–71.
  12. ^ Jump up to: а б «Встречи Будды с Марой-искусителем: их изображение в литературе и искусстве» . www.accesstoinsight.org .
  13. ^ Киоун, Дэмиен (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета . п. 174. ИСБН  9780191579172 .
  14. ^ См., например, SN 4.25 (Бодхи, 2000, стр. 217–20) и Sn 835 (Саддхатисса, 1998, стр. 98). Подобным же образом в Sn 436 (Саддхатисса, 1998, стр. 48) танха олицетворяется как одна из четырех армий Смерти ( сена ) наряду с желанием ( кама ), отвращением ( арати ) и жаждой голода ( хуппипаса ).
  15. ^ SN 4.25, т. 518 (Бодхи, 2000, стр. 220).
  16. ^ Джокин, Кейзан (2003). «Дэнкороку: Запись передачи света» (PDF) . Перевод Хьюберта Нирмана. Гора Шаста, Калифорния: OBC Shasta Abbey Press . Проверено 6 декабря 2019 г.
  17. ^ Краткое содержание «Повелитель Света» . Шмуп . Проверено 18 августа 2019 г.
  18. ^ Регги (25 октября 2017 г.). «Результаты официального опроса «Любимый демон Шин Мегами Тенсей» [обновление]» . Персона Центральная . Проверено 9 мая 2024 г.
  19. ^ «Мара Вдохновение» . ледиганн. 5 февраля 2020 г. Проверено 5 апреля 2020 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dde7701e48ee976d9e615869afcf7973__1721932260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/73/dde7701e48ee976d9e615869afcf7973.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mara (demon) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)