Молитвенное колесо
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|


, Молитвенное колесо или колесо мани , представляет собой цилиндрическое колесо ( тиб .: འཁོར་ལོ། , Уайли : ' кор ло , Ойрат : кюрдэ ) для буддийского чтения. Колесо устанавливается на веретено, изготовленное из металла , дерева , камня, кожи или грубого хлопка . Молитвенные колеса распространены в Тибете и регионах, где тибетская культура преобладает .
Традиционно мантра пишется шрифтом Ранджана или тибетским шрифтом на внешней стороне колеса. Чаще всего используется мантра Ом мани падме хум , но можно использовать и другие мантры.
На молитвенных колесах иногда изображаются дакини и восемь благоприятных символов ( аштамангала ). В центре цилиндра, как оси колеса, находится «дерево жизни», сделанное из дерева или металла, с написанными на нем или обернутыми вокруг него мантрами.
Согласно тибетской буддийской традиции, вращение такого колеса будет иметь почти такой же положительный эффект, как и устное чтение молитв. [ нужна ссылка ]
Номенклатура и этимология
[ редактировать ]Тибетский термин представляет собой сокращение: « мани » само по себе является сокращением санскритского чинтамани ; « чос » по-тибетски означает «дхарма» ; а « хор » или « хорло » означает чакрано .
Распространенный термин «молитвенное колесо» является вдвойне неправильным. Внутри цилиндра находится длинная полоска свернутой бумаги с напечатанными или написанными мантрами, а не молитвами как таковыми. Термин «мантра-мельница», в отличие от «молитвенного колеса», возможно, является лучшим переводом тибетского «хор-ло» , поскольку «мельница» относится к процессу токарной обработки, который генерирует конкретный результат, в данном случае порождающий заслуги . [ нужна ссылка ]
Происхождение и история
[ редактировать ]
Первые молитвенные колеса, приводимые в движение ветром, использовались в Тибете и Китае с четвертого века. [1] Концепция молитвенного колеса является физическим проявлением фразы «поворот колеса Дхармы », которая описывает способ, которым учил Будда .
Историки, такие как Фердинанд Д. Лессинг , утверждали, что молитвенные колеса произошли от китайских вращающихся книжных шкафов ( китайский : 轉輪藏 ; пиньинь : чжуан лунь занг ), популярных среди буддийских монастырей. [2]
Согласно тибетской традиции, линия молитвенного колеса восходит к знаменитому индийскому мастеру Нагарджуне . В тибетских текстах также говорится, что этой практике обучали индийские буддийские мастера Тилопа и Наропа, а также тибетские мастера Марпа и Миларепа . [3] Кавагути упоминает в своей книге, что молитвенное колесо возникло в Мани Лхакханге , где Дже Цонкапа . его изобрел [4]
Возникли молитвенные колеса [ противоречивый ] из «Сутры Шакьямуни, том 3 – пагода и храм» [ сомнительно – обсудить ] в котором говорится, что:
«Те, кто устраивает место для поклонения, используют знания для распространения Дхармы среди простых людей; если найдется мужчина или женщина, которые неграмотны и не способны читать сутру, они должны затем установить молитвенный барабан, чтобы помочь этим неграмотным повторять сутру, и эффект будет таким же, как от чтения сутры». [5] [ нужен лучший источник ]
Другая теория, которая кажется более правдоподобной, заключается в том, что вращение мантр связано с многочисленными йогическими или тантрическими практиками, посредством которых практикующий тантру визуализирует мантру, вращающуюся вокруг его или ее нади и особенно вокруг меридианных чакр, таких как сердце и макушка. Молитвенные колеса являются наглядным пособием для развития способности к этим типам тантрических визуализаций. [6]
Упражняться
[ редактировать ]Согласно текстам передачи о молитвенных колесах, молитвенные колеса используются для накопления мудрости и заслуг (хорошая карма) и для очищения негатива (плохая карма). В буддизме будды и бодхисаттвы создали множество искусных средств ( упайя ), которые помогают практикующим приблизиться к реализации просветления. Идея вращения мантр связана с многочисленными тантрическими практиками, посредством которых практикующий тантру визуализирует мантры, вращающиеся вокруг нади и особенно вокруг меридианных чакр, таких как сердце и макушка. Таким образом, молитвенные колеса являются наглядным пособием для развития способности к этим типам тантрических визуализаций.
Духовный метод для практикующих с молитвенным барабаном очень специфичен (с небольшими вариациями в зависимости от разных буддийских сект). Практикующий чаще всего вращает колесо по часовой стрелке , поскольку направление написания мантр соответствует движению Солнца по небу. В редких случаях продвинутые практики тантры, такие как Сенге Донгма , Дакини с львиным лицом, вращают молитвенные колеса против часовой стрелки, чтобы проявить более гневную защитную энергию. Когда практикующий вращает колесо, лучше всего сосредоточить ум и повторить мантру Ом Мани Падме Хум. Это не только увеличивает пользу от использования колеса, но и представляет собой технику стабилизации ума, которая тренирует разум, пока тело находится в движении. Повторение мани-мантры с осознанностью и мотивацией «Бодхичитты» значительно усиливает эффект молитвенного колеса. Однако сказано, что даже вращение его, когда он отвлечен, имеет преимущества и преимущества, и в тексте линии преемственности говорится, что даже насекомые, пересекающие тень молитвенного колеса, получат некоторую пользу. Каждый оборот так же достоин, как чтение надписи вслух столько раз, сколько она записана на свитке, а это значит, что чем больше мантр Ом Мани Падме Хум находится внутри молитвенного колеса, тем оно могущественнее. Лучше всего поворачивать колесо плавно, не слишком быстро и неистово. Плавно поворачиваясь, человек сохраняет в уме мотивацию и дух сострадания и бодхичитта (благородный ум, стремящийся к полному просветлению на благо всех существ).
Польза, приписываемая практике вращения колеса, огромна. Это не только помогает возникнуть мудрости, состраданию и бодхичитте у практикующего, но также усиливает сиддхи (духовные способности, такие как ясновидение, предвидение, чтение мыслей других и т. д.). Практикующий может повторять мантру столько раз, сколько возможно во время поворота. колеса, стабилизируя спокойный, медитативный ум. В конце практики существует тибетская буддийская традиция посвящать все накопленные заслуги, накопленные во время практики, на благо всех живых существ. Затем Ом А Хум 3 раза. Это принято у тибетцев после завершения любой буддийской практики, включая практику молитвенного колеса.
Тубтен Сопа Ринпоче отметил, что установка молитвенного колеса способна полностью преобразить место, которое станет «...мирным, приятным и благоприятным для ума».
Говорят, что простое прикосновение к молитвенному барабану приносит великое очищение от негативной кармы и омрачений. [7]
Типы
[ редактировать ]Приведенный в действие человеком
[ редактировать ]Ручные колеса
[ редактировать ]
Ручное молитвенное колесо ( мани лаг 'хор ) имеет цилиндрический корпус, обычно из листового металла (часто с красивым тиснением), установленный на металлическом валу или штифте, вставленном в деревянную или металлическую ручку, которая вращается на круглом подшипнике, обычно изготовленном из турбинеллы (раковины) . ) оболочка. Сам цилиндр прикреплен шнуром или цепочкой, оканчивающейся небольшим грузом, позволяющим вращать его легким поворотом запястья. Цепь с грузом, известная в западных технологиях как «регулятор», стабилизирует колесо и поддерживает его вращение с меньшими усилиями со стороны практикующего, чем это было бы в противном случае. Когда молитвенное колесо вращается во время молитвы, мантры внутри него становятся мощными и отражают намерения человека, позволяя практикующему накапливать мудрость и заслуги. [ нужна ссылка ]
Большие колеса
[ редактировать ]
Молитвенные колеса размером больше человека можно увидеть в отдельных комнатах тибетских буддийских храмов, и паломники могут привести их в движение. С помощью колокольчика можно посчитать количество оборотов. ) формула « Ом мани падме хум » (что означает «драгоценность в лотосе») На цилиндрах неподвижных молитвенных барабанов часто наносится орнаментальными буквами Ланца ( Ранджана . [ нужна ссылка ]
Рядные установки
[ редактировать ]Во многих монастырях Тибета есть большие фиксированные металлические колеса, установленные рядом в ряд. Прохожие могут повернуть весь ряд колес, просто проведя рукой по каждому из них. Их приводят в движение паломники, которые обходят здание по часовой стрелке. [ нужна ссылка ]
Работает другими способами
[ редактировать ]Водяные колеса
[ редактировать ]
Этот тип молитвенного колеса представляет собой просто молитвенное колесо, которое вращает текущая вода. Говорят, что вода, которой касается колесо, становится благословенной и несет свою очищающую силу во все формы жизни в океанах и озерах, в которые она впадает. [ нужна ссылка ]
Пожарные колеса
[ редактировать ]
Это колесо вращается за счет тепла свечи или электрического света. Свет, излучаемый молитвенным колесом, затем очищает негативную карму живых существ, которых он касается. [ нужна ссылка ]
Ветровые колеса
[ редактировать ]Колесо этого типа вращается ветром. Ветер, касающийся молитвенного колеса, помогает облегчить негативную карму тех, кого он касается. [ нужна ссылка ]
Электрические колеса Дхармы
[ редактировать ]Некоторые молитвенные колеса приводятся в действие электродвигателями. Тардо 'хорло , как иногда называют эти электрические колеса, содержит тысячу копий мантры Ченрезига и множество копий других мантр. По желанию тардо 'хорло может сопровождаться светом и музыкой. [ нужна ссылка ]
Электричество, безусловно, можно считать аналогичным вышеуказанным источникам энергии для ПВ (вода, огонь, ветер). Заслуги, порождаемые ПМ, обусловлены силой Текстов Дхармы и Мантр; не обязательно «сила», которая их вращает. Эти PW крутятся круглые сутки, всю ночь, круглый год. Ламы и практикующие, которые строят, обслуживают и оплачивают электричество, справедливо помогают генерировать и посвящать заслуги. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Большое молитвенное колесо вращается. Спити
- Prayer wheels at Samye Monastery .
- Тибетский ребенок с молитвенным колесом
- Иллюстрация монахов с молитвенными барабанами, 1905 год.
- Ступа и молитвенные колеса. Главная улица, Маклеод Гандж .
- Монах с молитвенным колесом. 1938 год
- Молитвенное колесо в храме Дукезонг в округе Шангри-Ла , Юньнань .
- Молитвенные колеса в монастыре Румтек
- Тибетское ручное молитвенное колесо
- Три молитвенных колеса на гербе сэра Эдмунда Хиллари.
- Монастырь Румтек - Молитвенное колесо
- Вращающиеся металлические молитвенные колеса вокруг ступы Сваямбунатх в Катманду.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лукас, Адам (2006). Ветер, вода, работа: древние и средневековые технологии фрезерования . Издательство «Брилл». п. 105. ИСБН 90-04-14649-0 .
- ^ Гудрич 1942 .
- ^ Колесо Великого Сострадания: практика молитвенного колеса в тибетском буддизме . Публикации мудрости. 2000.
- ^ Кавагути, Экай (1910). «Три года в Тибете». Природа . 82 (2098): 301. Бибкод : 1910Natur..82..301W . дои : 10.1038/082301a0 . S2CID 3983162 .
- ^ «Молитвенное колесо Будды Вайрочаны» . Храм и музей реликвии Зуба Будды. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г. Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Тибетское молитвенное колесо» . namgyalmonastery.org . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ «Лорн Ладнер, Лама Тубтен | PDF | Ваджраяна | Тибетский буддизм» . Скрибд . Проверено 18 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гудрич, Л. Кэррингтон (1942). «Вращающийся книжный шкаф в Китае». Гарвардский журнал азиатских исследований . 7 (2): 130–161. дои : 10.2307/2717800 . JSTOR 2717800 .
- Хантер, Элвин (1985). «Тибетские молитвенные колеса». Искусство Азии . 15 (1): 74–81.
- Ладнер, Лорн (2000). Колесо Великого Сострадания . Публикации мудрости.
- Лукас, Адам (2006). Ветер, вода, работа: древние и средневековые технологии фрезерования . Издательство «Брилл». п. 105. ИСБН 90-04-14649-0 .
- Мартин, Дэн (1987). «О происхождении и значении молитвенного колеса согласно двум тибетским литературным источникам девятнадцатого века» (PDF) . Журнал Тибетского общества . 7 .
- Шлагинтвейт, Эмиль (1863). Буддизм в Тибете . Огастес М. Келли .
- Симпсон, Уильям (1896). Буддийское молитвенное колесо . Лондон: Макмиллан.
- Райт, Арканзас (1904). Тибетские молитвенные колеса . Фольклорные предприятия.
- «Все о… Молитвенном Колесе» . kandro.net .
- «Молитвенное колесо» . dharma-haven.org .
- «молитвенные колеса и как они работают» . Центры Ньингма .
Внешние ссылки
[ редактировать ]