Буддийский атомизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Буддийский атомизм — это школа атомистической буддийской философии, которая процветала на Индийском субконтиненте в течение двух основных периодов. На первом этапе, который начал развиваться до VI века нашей эры, [1] Буддийский атомизм имел очень качественную в аристотелевском стиле атомную теорию . Эта форма атомизма определяет четыре типа атомов, соответствующих стандартным элементам. Каждый из этих элементов обладает определенным свойством, например твердостью или движением, и выполняет в смесях определенную функцию, например, обеспечивая поддержку или вызывая рост. Подобно индуистам и джайнам , буддисты смогли объединить теорию атомизма со своими логическими предпосылками.
По словам Ноа Ронкина, этот вид атомизма был развит в школах Сарвастивада и Саутрантика, для которых материальная реальность может быть:
сведено к дискретным мгновенным атомам, а именно к четырем первичным элементам. Эти мгновенные атомы своим пространственным расположением и соединением с предыдущими и последующими атомами того же типа создают иллюзию постоянных вещей, какими они кажутся в нашем повседневном опыте. Таким образом, атомарная реальность понимается прежде всего как изменение, хотя и не в смысле превращения вещи x в y. То есть изменение само по себе является самой природой атомной реальности, а не тем, что она состоит из устойчивых субстанций, качества которых претерпевают изменения. Атомы, которые кажутся живучими, на самом деле представляют собой серию мгновенных событий, которые возникают и падают в быстрой последовательности и в соответствии с причинными связями. В отличие от атомов Вайфешики, атомы Сарвастивады-Вайбхасики и Саутрантики непостоянны: они возникают и исчезают от одного момента к другому, проходя процесс рождения, продолжения, распада и разрушения. Однако материальные соединения, состоящие из этих атомов, реальны, хотя бы в минимальном, феноменологическом смысле. [2]
Вторая фаза буддийского атомизма, процветавшая в VII веке нашей эры, сильно отличалась от первой. Индийские буддийские философы, в том числе Дхармакирти и Дигнага , считали, что атомы имеют размер точки, не имеют продолжительности и состоят из энергии. Обсуждая буддийский атомизм, Щербацкий пишет: [3]
... Буддисты вообще отрицали существование материальной материи. Движение состоит для них из мгновений, это отрывистое движение, мгновенные вспышки потока энергии... "Все мимолетно",... говорит буддист, потому что нет ничего... Обе системы [ санкхья и позднее Индийский буддизм] объединяет тенденция доводить анализ Существования до его мельчайших, последних элементов, которые представляются как абсолютные качества или вещи, обладающие только одним уникальным качеством. В обеих системах они называются «качествами» (гуна-дхарма) в смысле абсолютных качеств, своего рода атомных или внутриатомных энергий, из которых состоят эмпирические вещи. Обе системы, следовательно, сходятся в отрицании объективной реальности категорий Субстанции и Качества... и отношения вывода, объединяющего их. В философии санкхья не существует отдельного существования качеств. То, что мы называем качеством, — это всего лишь частное проявление тонкой сущности. Каждой новой единице качества соответствует тонкий квант материи, который называется гуна «качество», но представляет собой тонкую субстанциональную сущность. То же самое относится и к раннему буддизму, где все качества являются субстанциональными... или, точнее, динамическими сущностями, хотя их еще называют дхармами («качествами»).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Реджинальд Рэй (1999), буддийские святые в Индии, Oxford University Press, ISBN 978-0195134834 , страницы 237-240, 247-249.
- ^ Ронкин, Ноа, Ранняя буддийская метафизика: создание философской традиции (Критические исследования Рутледжа Керзона в буддизме) 2011, с. 57-58.
- ^ (Щербацкий 1962 (1930). Т. 1. С. 19)
Ссылки
[ редактировать ]- Щербатский, Ф.Т. 1962 (1930). Буддийская логика. Том 1. Нью-Йорк: Дувр.
- Дрейфус, Жорж (1997). Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3098-7 .
- Карунадаса, Ю. (1967). Буддийский анализ материи, Коломбо: Департамент культуры.
- Маджумдар, Прадип Кр (2002). Бауддистский атомизм , Буддизм и наука, 3 (2), 65-67.
- Гангопадхьяя, Мриналканти (1980). Индийский атомизм: история и источники, Калькутта: К. П. Багчи.