Jump to content

Буддийский атомизм

Буддийский атомизм — это школа атомистической буддийской философии, которая процветала на Индийском субконтиненте в течение двух основных периодов. На первом этапе, который начал развиваться до VI века нашей эры, [1] Буддийский атомизм имел очень качественную в аристотелевском стиле атомную теорию . Эта форма атомизма определяет четыре типа атомов, соответствующих стандартным элементам. Каждый из этих элементов обладает определенным свойством, например твердостью или движением, и выполняет в смесях определенную функцию, например, обеспечивая поддержку или вызывая рост. Подобно индуистам и джайнам , буддисты смогли объединить теорию атомизма со своими логическими предпосылками.

По словам Ноа Ронкина, этот вид атомизма был развит в школах Сарвастивада и Саутрантика, для которых материальная реальность может быть:

сведено к дискретным мгновенным атомам, а именно к четырем первичным элементам. Эти мгновенные атомы своим пространственным расположением и соединением с предыдущими и последующими атомами того же типа создают иллюзию постоянных вещей, какими они кажутся в нашем повседневном опыте. Таким образом, атомарная реальность понимается прежде всего как изменение, хотя и не в смысле превращения вещи x в y. То есть изменение само по себе является самой природой атомной реальности, а не тем, что она состоит из устойчивых субстанций, качества которых претерпевают изменения. Атомы, которые кажутся живучими, на самом деле представляют собой серию мгновенных событий, которые возникают и падают в быстрой последовательности и в соответствии с причинными связями. В отличие от атомов Вайфешики, атомы Сарвастивады-Вайбхасики и Саутрантики непостоянны: они возникают и исчезают от одного момента к другому, проходя процесс рождения, продолжения, распада и разрушения. Однако материальные соединения, состоящие из этих атомов, реальны, хотя бы в минимальном, феноменологическом смысле. [2]

Вторая фаза буддийского атомизма, процветавшая в VII веке нашей эры, сильно отличалась от первой. Индийские буддийские философы, в том числе Дхармакирти и Дигнага , считали, что атомы имеют размер точки, не имеют продолжительности и состоят из энергии. Обсуждая буддийский атомизм, Щербацкий пишет: [3]

... Буддисты вообще отрицали существование материальной материи. Движение состоит для них из мгновений, это отрывистое движение, мгновенные вспышки потока энергии... "Все мимолетно",... говорит буддист, потому что нет ничего... Обе системы [ санкхья и позднее Индийский буддизм] объединяет тенденция доводить анализ Существования до его мельчайших, последних элементов, которые представляются как абсолютные качества или вещи, обладающие только одним уникальным качеством. В обеих системах они называются «качествами» (гуна-дхарма) в смысле абсолютных качеств, своего рода атомных или внутриатомных энергий, из которых состоят эмпирические вещи. Обе системы, следовательно, сходятся в отрицании объективной реальности категорий Субстанции и Качества... и отношения вывода, объединяющего их. В философии санкхья не существует отдельного существования качеств. То, что мы называем качеством, — это всего лишь частное проявление тонкой сущности. Каждой новой единице качества соответствует тонкий квант материи, который называется гуна «качество», но представляет собой тонкую субстанциональную сущность. То же самое относится и к раннему буддизму, где все качества являются субстанциональными... или, точнее, динамическими сущностями, хотя их еще называют дхармами («качествами»).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Реджинальд Рэй (1999), буддийские святые в Индии, Oxford University Press, ISBN   978-0195134834 , страницы 237-240, 247-249.
  2. ^ Ронкин, Ноа, Ранняя буддийская метафизика: создание философской традиции (Критические исследования Рутледжа Керзона в буддизме) 2011, с. 57-58.
  3. ^ (Щербацкий 1962 (1930). Т. 1. С. 19)
  • Щербатский, Ф.Т. 1962 (1930). Буддийская логика. Том 1. Нью-Йорк: Дувр.
  • Дрейфус, Жорж (1997). Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-3098-7 .
  • Карунадаса, Ю. (1967). Буддийский анализ материи, Коломбо: Департамент культуры.
  • Маджумдар, Прадип Кр (2002). Бауддистский атомизм , Буддизм и наука, 3 (2), 65-67.
  • Гангопадхьяя, Мриналканти (1980). Индийский атомизм: история и источники, Калькутта: К. П. Багчи.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0f44351b7bfbeca330ee9e02044f436__1641647940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/36/d0f44351b7bfbeca330ee9e02044f436.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhist atomism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)