Четыре правильных упражнения
Четыре правильных усилия | ||||
---|---|---|---|---|
Унарный | возникший | |||
нездоровый состояния ума | предотвращать | покидать | ||
полезный состояния ума | возбуждать | поддерживать | ||
Часть серии о |
Дхармы, ведущие к пробуждению |
---|
Четыре правильных усилия (также известные как Четыре правильных усилия , Четыре правильных усилия , Четыре великих усилия , Четыре правильных усилия или Четыре правильных стремления ) ( пали : саммападхана ; санскр .: самьяк-прадхана или самьякпрахана ) являются неотъемлемой частью буддийского учения. путь к Просветлению (пониманию). Четыре правильных упражнения, основанные на проницательном осознании возникновения и невозникновения различных ментальных качеств с течением времени и нашей способности осознанно вмешиваться в эти эфемерные качества, способствуют отказу от вредных ментальных качеств и развитию полезных ментальных качеств.
Четыре правильных усилия связаны с ) Благородного Восьмеричного Пути фактором «правильного усилия» ( самма-ваяма и ) Пяти духовных способностей способностью «энергии» ( вирия ; и являются одним из семи наборов Бодхипакхиядхаммы , факторов, связанных с бодхи .
В палийской литературе
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
Четыре правильных упражнения можно найти в Винайя-Питеке , Сутта-Питеке , Абхидхамме-Питеке и палийских комментариях . [1] Кроме того, в литературе также упоминается схожая по звучанию, но другая концепция — «четыре усилия». Эти две концепции представлены ниже.
Четыре правильных упражнения
[ редактировать ]Четыре правильных действия ( cattārimāni sammappadhānāni ) определяются следующей традиционной фразой:
- «Бывает случай, когда монах порождает желание, прилагает усилия, активизирует настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение:
- «[i]ради невозникновения [ anuppadaya ] злых, неумелых качеств, которые еще не возникли.
- «[ii]…ради оставления [ паханайя ] возникших злых, неумелых качеств.
- «[iii]… ради возникновения [ uppadaya ] искусных качеств, которые еще не возникли.
- «[iv] ... поддержание [ ṭhitiya ], отсутствие замешательства, увеличение, полнота, развитие и кульминация возникших умелых качеств». [2]
Эту разработку приписывают Будде в ответ на следующие вопросы:
- «Что такое правильное усилие?» ( СН 45.8, [3] в контексте Благородного Восьмеричного Пути )
- «Что такое энергетический факультет?» ( СН 48.10, [4] в контексте Пяти Духовных Факультетов )
- «Какие четыре правильных стремления?» ( СН 49.1 и далее .) [5]
Эта формулировка также является частью обширного изложения преп. Сарипутта , отвечая на вопрос: «Что это за Дхамма , хорошо провозглашенная Господом [Буддой]?» ( Ду 33). [6] Кроме того, в разделе Ангуттара -никаи, известном как «Раздел щелчка пальцев» ( AN 1.16.6, Accharāsanghātavaggo ), записано, что Будда утверждает, что, если монах выполнит одно из четырех правильных усилий для щелчок пальцев (или «только на одно мгновение») [7] затем «он пребывает в джхане, выполнил свои обязанности перед Учителем и без долгов ест пищу, полученную в стране». [8]
Подобную двухчастную разработку дает Будда в SN 48.9, опять же в контексте Пяти духовных способностей, когда он заявляет:
- «А что такое, монахи , способность к энергии? Здесь, монахи, благородный ученик пребывает с энергией, пробужденной для отказа от нездоровых состояний и обретения здоровых состояний; он силен, тверд в своих усилиях, не уклоняется от ответственности за совершенствование. здоровые состояния. Это способность энергии». [9]
Что представляет собой «неумелые» или «неблаготворные» ( акусала ) и «умелые» или «полезные» ( кусала ) качества, рассматривается в Абхидхамма Питаке и постканонических палийских комментариях . [10] В общем, неумелые состояния — это три загрязнения ( килеса ): жадность ( лобха ), ненависть ( доса ) и заблуждение ( моха ). [11] Искусные состояния являются противоположностями загрязнений: отсутствие жадности ( алобха ), отсутствие ненависти ( адоса ) и отсутствие заблуждений ( амоха ). [12] [13]
Четыре упражнения
[ редактировать ]В Палийском каноне проводится различие между четырьмя «усилиями» ( падхана ) и четырьмя «правильными усилиями» ( саммападхана ). Несмотря на одинаковое название, канонические дискурсы последовательно определяют эти разные термины по-разному, даже в одном и том же или соседних дискурсах. [14]
Четыре действия ( каттаримани падханани ) суммируются следующим образом:
- Сдержанность ( самвара падхана ) чувств .
- Оставление ( пахана падхана ) омрачений .
- Культивирование ( бхавана падхана ) факторов просветления .
- Сохранение ( anurakkhaṇā Padhāna ) сосредоточения , например, с помощью созерцания на могиле. [15]
См. также
[ редактировать ]- Аятана (Основы чувств)
- Бодхи (Просветление)
- Бодхипакхиядхамма (качества просветления)
- Боджханга (Факторы просветления)
- Буддийская медитация
- Иддхипада (Основы духовной силы)
- Индрия (Духовный факультет)
- Килеса (Осквернение)
- Благородный Восьмеричный Путь
- Самадхи (Концентрация)
- Вирия (Усилие)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 411, запись о «падхане» идентифицирует следующие палийские тексты: «Вин i.22; S i.105; iii.96 (четыре); A ii.15 (id.); iii.12; iv.125; Nd1 14; Пс i.21, 85, 90, 161; Сна 124;
- ^ Таниссаро (1996), выделено жирным шрифтом, повторы опущены. То, что Таниссаро переводит как «злые, неумелые качества», на пали звучит как папаканам акусаланам дхамманам , а «умелые качества» на пали — кусаланам дхамманам .
- ^ Бодхи (2000), стр. 1670-71; и Таниссаро (1996).
- ^ Бодхи (2000), стр. 1671-72.
- ^ Бодхи (2000), стр. 1709-12.
- ^ Уолш (1995), стр. 480, 487, набор из четырех штук № 2.
- ↑ Рис Дэвидс и Стед (1921–25), запись «Accharā» (стр. 9) , получено 25 августа 2007 г.
- ^ AN 1:394-397 (Упалаванна, дата). Архивировано 16 января 2011 г. на Wayback Machine . Оригинальный палийский язык см. AN 1.16.6.13-16 на сайте MettaNet-Lanka http://metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/1-ekanipata/. 016-Экадхаммапали-p.html .
- ^ Бодхи (2000), с. 1671. Таким образом, здесь Будда говорит об отказе и приобретении в противоположность отказу, невозникновению, возникновению и поддержанию СН 48.10.
- ^ Бодхи (2000), с. 1939, н . 245 идентифицирует следующие источники: Абхидхаммический Вибх 208-14; и постканонические Вибх.- аттхакатха (Саммохавинодани) 289-96 и Висм 679.
- ^ Иногда Висуддхимагга говорит более широко об отказе от десяти оков , омрачений , помех , цепляний и т. д. См., например, Buddhaghosa & Ñāṇamoli (1999), стр. 707-709, XXII.47-63.
- ^ Бодхи (2000), соч. цит.
- ^ Подобно неблаготворным/благотворным «качествам» или «состояниям» (дхамме), ряд бесед в Сутта Питаке идентифицируют неблаготворные/благотворные действия и их корни. Например, в Саммадитти Сутте ( MN 9) ( Нанамоли и Бодхи, 1991) Сарипутта определяет нездоровое как убийство, воровство, сексуальные проступки, ложь, злонамеренные речи, оскорбительные речи, сплетни, жадность, недоброжелательность и неправильные взгляды. (Здоровое – это воздержание от этих нездоровых действий.) Корни нездорового – это жадность, ненависть и заблуждение. (Корни добра – это отсутствие жадности, отсутствия ненависти и незаблуждения.)
- ^ Дискурсы, которые включают отдельные определения для обоих этих терминов либо в одном, либо в соседних дискурсах, включают:
- в DN 33, перечисляя «[наборы] четырех вещей, которые были совершенно провозглашены Господом», Вен. Сарипутта подробно описывает «Четыре правильных усилия» (или «четыре великих усилия») как второй набор из четырех и «Четыре упражнения» как десятый набор (Walshe, 1995, стр. 487, 490).
- в АН ii. 15 даны определения «Четырех правильных действий»; в то время как AN ii.16 определяет «Четыре усилия» (Джаясундере, nd, сутта 3 («Усилия (а)») и сутта 4 («Усилия (б)»)).
- в Пс. 1.84 определены «Четыре усилия»; в то время как в Пс. 1.85 определены «Четыре правильных усилия».
- ^ Переводы в основном основаны на Рисе Дэвидсе и Стеде (1921-25), записях « падхана » (стр. 411) , «санвара» (стр. 657) , «пахана» (стр. 448) , «бхавана» (стр. 503) и «anurakkha» (стр. 41) (все страницы получены 29 мая 2007 г.).Примерами дискурсов, которые расширяют четыре усилия, являются DN 33, набор из четырех № 10 (Walshe, 1995, стр. 490); и AN 4.14 (Джаясундере, без даты, сутта 4, «Упражнения (б)», получено 30 мая 2007 г.). Дополнительную информацию о созерцании на кладбище см., например, в Сатипаттхана-сутте .
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
- Буддхагхоса , Бхадантачария и Бхиккху Нанамоли (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Джаясундере, AD (пер.) (nd). «Караваго» ( АН 4, гл. 2). Получено 30 мая 2007 г. из "METTANET - LANKA" по адресу: https://web.archive.org/web/20130705174936/http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2 . /4-catukkanipata/002-caravaggo-e2.html .
- Нанамоли Тхера (пер.) и Бхиккху Бодхи (редактор) (1991). Беседы о правильном воззрении: Саммадитти Сутта и комментарий к ней (Публикация «Колесо» № 377/379). Канди: Буддийское издательское общество . Получено 25 августа 2007 г. из «Доступа к Insight» (1994 г.) по адресу: http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nanamoli/wheel377.html .
- Рис Дэвидс , Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1987, 1996). Магга-вибханга сутта: анализ пути ( СН 45.8). Получено 28 мая 2007 г. из «Access to Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn45/sn45.008.than.html .
- Упалаванна, сестра. (пер.) (н. д.). «Экадхаммапали: Одно» ( АН 1, гл. 16). Получено 25 августа 2007 г. из "METTANET - LANKA" по адресу: https://web.archive.org/web/20110116045748/http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1 . /1-ekanipata/016-Ekadhammapali-e.html .
- Уолш, Морис О'К. (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-103-3 .