Шравака
Переводы Шравака | |
---|---|
санскрит | Слушатель шравака |
Есть | савака |
бирманский | Тава ( MLCTS : θàwəka̰ ) |
китайский | шравака ( Пиньинь : шэнвэнь ) |
японский | голосовой слух ( Ромаджи : сёмон ) |
кхмерский | Апостол (Сохранить) |
сингальский | слушатели ( श्रावका ) |
тайский | ученик (Шок) |
вьетнамский | Тхань Ван |
Глоссарий буддизма |
Шравака ( санскрит ) или Савака ( пали ) означает «слушатель» или, в более общем смысле, «ученик». Этот термин используется в буддизме и джайнизме . В джайнизме шравакой является любой джайн-мирянин, поэтому термин шравака использовался для обозначения самой джайнской общины (например, см. Сарак и Сараваги ). Шравакачары — это мирское поведение, изложенное в договорах нищих шветамбаров или дигамбаров . «Параллельно с предписывающими текстами джайнские религиозные учителя написали ряд историй, иллюстрирующих обеты на практике, и создали богатый репертуар персонажей». [ 1 ]
В буддизме этот термин иногда применяется к выдающимся ученикам Будды.
буддизм
[ редактировать ]Ранний буддизм
[ редактировать ]В раннем буддизме шравака или шравика — это ученик, который принимает:
- Будда учитель как их
- учение Будды ( Дхарма ), включая понимание Четырех Благородных Истин , избавление от нереальности феноменального и стремление к нирване . См., например, Ангуттара Никаи ( вторую Метта Сутту AN 4.126). [ 2 ] когда, принимая во внимание первую «Метта Сутту» (АН 4.125), [ 3 ] ученик описывается как тот, кто «расценивает любые явления, связанные с формой, чувством, восприятием, вымыслами и сознанием, как непостоянные, напряженные, болезнь, рак, стрелу, болезненные, недуг, чуждые, распад». , пустота, не-я».
- правила поведения общины: Пять заповедей для мирян, пратимокша для монашествующих. [ 4 ]
В Никае , в зависимости от контекста, савака может также относиться к ученику учителя, отличного от Будды. [ 5 ]
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]Люди Палийского канона | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
В буддизме Тхеравады шравака или шравикат относится к тому, кто следовал традициям старших монахов первой буддийской сангхи и общины. В Палийском каноне термин «ученик» выходит за рамки монашеско-мирянских подразделений и может относиться к любому из следующих «четырех собраний»: [ 6 ]
- бхикшу («монахи»)
- бхиккуни с («монахини»)
- упасаки и упасика (миряне обоих полов)
В буддийских текстах далее упоминаются четыре типа учеников, основанные на духовных достижениях: [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
- «Главный ученик» (пали: аггасавака ; санскрит: аграшравака ): в палийском каноне это Сарипутта и (Маха)моггаллана.
- «Выдающийся ученик» (палийский: этадагггасавака ; санскрит: этадаграшравака ): относится к тем ученикам, которые признаны лучшими в своих соответствующих качествах.
- «Великий ученик» (пали: махасавака ; санскрит: махашравака ): примерами являются Махакассапа , Ананда , Ануруддха и Махакаччана. [ 10 ]
- «Обычный ученик» (пали: пакатисавака ; санскрит: пракритишравака ): составляющие большинство учеников, хотя они преданы Будде и его учению и посеяли семена для будущего освобождения, они еще не вступили необратимо на путь освобождения и все еще остаются подвержен бесконечным перерождениям. [ 11 ]
Ариясавака
[ редактировать ]В палийских комментариях термин ариясавака объясняется как «ученик Благородного (т. е. Будды)». [ 12 ] Соответственно, Сома Тера и Таниссаро Бхиккху переводят этот термин как «Ученик Благородных». [ 13 ]
Однако Бхиккху Бодхи интерпретирует этот термин как «благородный ученик», и по его словам, в палийских суттах этот термин используется двояко: [ 14 ]
- в широком смысле: любой мирянин-ученик Будды;
- в узком смысле: тот, кто, по крайней мере, находится на пути к просветлению (пали: сотапатти маггатта ). В этом смысле «обычным людям» ( путхуджана ) можно противопоставить это узкое определение «благородного ученика» ( ариясавака ). [ 15 ] Ньянатилока пишет: «савака [...] относится в ограниченном смысле (тогда в основном ария-савака, «благородный ученик») только к восьми видам благородных учеников (ария-пуггала, см.)». [ 16 ]
В каноне иногда упоминаются «четыре пары» и «восемь типов» учеников. [ 17 ] Это относится к ученикам, достигшим одной из четырех стадий просветления :
Что касается учеников, достигающих архатства, Бхиккху Бодхи пишет:
В принципе, вся практика Благородного Восьмеричного Пути открыта для людей любого образа жизни, монашеских или мирских, и Будда подтверждает, что многие из его последователей-мирян достигли совершенства в Дхамме и достигли первых трех из четырех стадий пробуждения, вплоть до невозврата ( анагами ; комментаторы Тхеравады говорят, что последователи-миряне также могут достичь четвертой стадии, архатства, но делают это либо на грани смерти, либо после достижения немедленно ищут выхода [то есть бездомности, связанной с становлением монашествующий]). [ 18 ]
Для каждой из этих стадий существует «пара» возможных учеников: тот, кто находится на пути сцены (пали: магга ); другой, достигший своих плодов (пали: пхала ). Таким образом, каждая стадия представляет собой «пару» людей: путника (пали: маггаттха ) и достигшего плодов (пали: фалаттха ). Следовательно, считается, что сообщество учеников состоит из четырех пар или восьми типов личностей (пали: каттари пурисаюгани аттха пурисапуггала ). [ 19 ] ( Шиваракса 1993 )
Лучшие ученики
[ редактировать ]В «Этадаггавагга» («Это первая глава», AN 1.188-267) Будда выделяет 80 различных категорий для своих «первейших» (пали: этадагга ) учеников: 47 категорий для монахов, 13 для монахинь, десять для мирян. и десять для мирянок. [ 20 ] [ 21 ]
Хотя ученики, отождествляемые с этими категориями, объявляются «первейшими» или «главными» Будды (пали: этадагга ), это отличается от его «главных учеников» (пали: аггасавака ), которых последовательно идентифицируют исключительно как Сарипутту и Махамоггаллану.
Лучшие ученики Будды ( На основе AN 1.14 ) | ||||
КАТЕГОРИЯ | Бхиккху | Бхиккуни | История | В Упасике |
Старший | Осуждение | Махапаяпати Готами | — | — |
Великая Мудрость | Сарипутта | Кхема | — | — |
Психические силы | Махамоггаллана | Уппалаванна | — | — |
Аскетизм | Махакассапа | — | — | — |
Божественный глаз | Ануруддха | Избитый | — | — |
Высший Клан | Бхаддия Кагигодхаяпутта | — | — | — |
сладкий голос | Бхаддия Карлик | — | — | — |
Львиный рев | Пиндолабхарадвая | — | — | — |
Спикер Дхаммы | Пуна Мантанипутта | Избитый | Читта | — |
Экспонундер | Махакаччайана | — | — | — |
Тело, созданное разумом | Куллапантака | — | — | — |
Здоровое развитие ума | Куллапантака | — | — | — |
Развитие здорового восприятия | Махапантхака | — | — | — |
Без конфликтов | Субхути | — | — | — |
Достойны предложений | Субхути | — | — | — |
Лесной житель | Ревата | — | — | — |
Медитирующий | Канхаревата | в Сундаринанде | — | в Уттаранандамате |
Энергичный | Сона Кохивиса | Сона | — | — |
Красивый собеседник | Сона Кутикана | — | — | — |
Получатель подарков | Сивали | — | — | — |
Склонен к доверию | Ваккали | В сингаламате | — | — |
Обучение понравилось | Рахула | — | — | — |
Уверенность в движении вперед | Раттхапала | — | — | — |
Первое место в билетах на еду | Кундадхана | — | — | — |
Импровизировано | Вангиса | — | — | — |
В целом приятно | Вангантапутта | — | — | — |
Уполномоченный по жилому помещению | Животное Маллапутта | — | — | — |
Дорогой и угодный богам | пилиндавачча | — | — | — |
Скорость в знаниях | Бахия Дарусирия | Бхадда Кундалакеша | — | — |
Красивый спикер | Кумаракассапа | — | — | — |
Аналитические знания | Махакотхита | — | — | — |
Великое глубокое знание | — | Бхаддакакчана | — | — |
узнал | Ананда | Худжуттара | — | — |
Внимательный | Ананда | — | — | — |
Хорошее поведение | Ананда | — | — | — |
Храбрость | Ананда | — | — | — |
Дежурный | Ананда | — | — | — |
Большая свита | Урувела Кассапа | — | — | — |
Приятно для семей | Канудайи | — | — | — |
Здоровье | Баккула | — | — | — |
Вспоминая прошлые жизни | Собхита | Бхадда Капилани | — | — |
Дисциплина | Упали | В Патачаре | — | — |
Инструктор монахов | Махакаппина | — | — | — |
Инструктор монахинь | Выгнали | — | — | — |
Ограничитель сенсорной двери | Нанда | — | — | — |
Владеет стихией Огня | Отпилено | — | — | — |
Импровизируя | Радха | — | — | — |
Ношение грубых одеяний | Могараджа | В Киса Готами | — | — |
Первым, кто принял прибежище | — | — | Финиш и Бхалика | перепутал |
Сторонник | — | — | Анатхапиндака | Висакха |
Четыре основы симпатии | — | — | Хатта Авака | — |
Любящая доброта | — | — | — | Самавати |
Отличный жертвователь милостыни | — | — | Маханама | В Суппавасе |
Посещение с лечебным напитком | — | — | — | В Суппии |
Приятный сторонник | — | — | Плавник | — |
Сотрудник сообщества | — | — | Уггата | — |
Непоколебимая вера | — | — | Глава Амбаттха | Катияни |
Человек с верой | — | — | Дживака Комарабхачча | — |
Уверенность в традициях | — | — | — | Кахи |
заслуживающий доверия | — | — | И в яме | В Накуламатхе |
Кроме того, в СН 17.23 [ 22 ] СН 17.24 [ 23 ] и АН 4.18.6, [ 24 ] Будда выделяет четыре пары учеников, «которым нет равных» и которым поэтому следует подражать. Эти четыре пары являются подгруппой из 80 выдающихся учеников, перечисленных выше, определенных в подразделе 14 AN 1 (т. е. AN 1.188-267). Вот эти четыре пары учеников, которым больше всего следует подражать:
- монахи: Сарипутта и Махамоггаллана.
- монахини: Кхема и Уппалаванна
- миряне: Читта и Хаттака из Алави [ 25 ]
- мирянки: Куджуттара и Ведукандакия [ 26 ]
Сообщество учеников
[ редактировать ]В буддизме есть две основные общины (пали: сангха ):
- «Сообщество монахов и монахинь» (пали: bhikkhu -sangha ; bhikkhuni -sangha ) относится к сообществу из четырех или более монахов или монахинь, которые живут в постоянной или полупостоянной однополой общине (в современном Западе монахи монахини могут жить в одном монастыре, но в отдельных жилых помещениях). Внутри этого сообщества монахов и монахинь есть еще одно подразделение, состоящее из практикующих (которые, тем не менее, все еще живут среди своих собратьев-отшельников), обладающих некоторым существенным уровнем реализации (а именно, тех, кто, по крайней мере, обрел вхождение в поток ). Эта основная группа называется «благородной сангхой» ( ария-сангха ).
- «Сообщество учеников» (пали: савака-сангха ) относится к широкому сообществу монахов , монахинь , а также мужского и мирян женского пола .
В качестве примера традиционного упоминания савака -сангхи в палийском каноне, в беседе «Герб знамени» ( SN 11.3), Будда советует своим монахам, что, если они испытывают страх, они могут вспомнить Будду или Дхамма или Сангха; и, вспоминая Сангху, им следует помнить:
- «Сангха учеников Благословенного [ савака-сангха ] практикует хороший путь, практикует прямой путь, практикует истинный путь, практикует правильный путь; то есть четыре пары личностей, восемь типов личностей. .." [ 27 ]
учеников-мирян Подобную фразу можно также найти в ежедневном пении «Сангха Вандана» («Приветствие Сангхе»). [ 28 ]
вид Махаяны
[ редактировать ]В буддизме Махаяны шраваки или архаты иногда отрицательно противопоставляются бодхисаттвам . [ 29 ] [ 30 ]
IV века об абхидхарме В труде «Абхидхармасамучкая» Асанга описывает тех, кто следует Шравакаяне . Эти люди описываются как имеющие слабые способности, следующие Шравака-Дхарме, использующие Шравака-Питаку, стремящиеся к собственному освобождению и развивающие непривязанность, чтобы достичь освобождения. [ 31 ] Те, кто придерживается Пратьекабуддаяны, изображаются также использующими Шравака-Питаку, говорят, что они обладают средними способностями, следуют Дхарме Пратьекабудды и стремятся к своему личному просветлению. [ 32 ] Наконец, те, кто находится в «Великой колеснице» Махаяны, изображаются использующими Бодхисаттву Питаку, обладающими острыми способностями, следующими Дхарме Бодхисаттвы и стремящимися к совершенству и освобождению всех существ, а также достижению полного просветления. [ 33 ]
Согласно учению Васубандху «Йогачара» , существует четыре типа шраваков: [ 34 ]
- Фиксированный
- Высокомерный
- Преобразованный
- Обращенные (в «Бодхи» или буддизм)
Преобразованные и обращенные (буддисты) уверены в возможной Нирване в Лотосовой Сутре . [ нужна ссылка ]
По словам Дже Цонкапы , основателя Гелуг школы тибетского буддизма :
В «Сутре о десяти уровнях » ( Дашабхумика сутра ) говорится, что те, кто культивировал эти десять [добродетельных практик, т.е. не убивать, не воровать, не лгать и т. д.] из-за страха перед циклическим существованием и без [великого] сострадания, но следуя словам других, достигнет плода Шравака.
— Ламрим Ченмо [ 35 ]
Джайнизм
[ редактировать ]Шравака в джайнизме – это мирянин-джайн. Он слушатель бесед монахов и ученых, джайнской литературы . В джайнизме джайнская община состоит из четырех частей: монахов, монахинь, шраваков (мирян) и шравиков (мирянок).
Термин шравака также использовался как сокращение для самой общины. Например, Сараваги — это джайнская община, происходящая из Раджастана, а иногда шравака является источником фамилий джайнских семей. Давно изолированная джайнская община в Восточной Индии известна как Сарак .
Поведение шравака регулируется текстами, называемыми шравакачарами , [ 36 ] [ 37 ] наиболее известным из них является « Ратнакаранда шравакачара» Самантабхадры.
Шравака духовно поднимается посредством одиннадцати пратим . После одиннадцатого шага он становится монахом.
Джайны следуют шести обязательным обязанностям, известным как авашьяки: самайика (практика безмятежности), чатурвимшати (восхваление тиртханкары), вандан (уважение к учителям и монахам), пратикрамана (самоанализ), кайотсарга (неподвижность) и пратьякхьяна (отречение). [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бальбир, Налини. «Статья: Клятвы» . www.jainpedia.org . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ Хекер 2003 .
- ^ Таниссаро 2006b .
- ^ Хекер 2003 , с. xvi.
- ^ Хекер 2012 , с. XVIII.
- ^ Хекер 2012 , с. xvi-xvii.
- ^ Ачарья (2002), стр. 100-101. (В Интернете см. статью « Ария » в «Глоссарии» . [1] .)
- ^ Вебу и Бишофф (1995)
- ^ Хекер 2012 , стр. XXI–XXIII.
- ^ Хекер 2012 , с. пассим.
- ^ Хекер 2012 , с. XVIII-XIX.
- ^ См. запись о «арии» в палийско-английском словаре Pali Text Society и палийские комментарии: Итивуттака-Аттхакатха 2.73, Эканипата-Аттхакатха 1.63, Патисамбхидамагга-Аттхакатха 1.167, Саммохавинодани-Аттхакатха 119, Неттиппакарана-Аттхакатха Мья: 112.
- ^ См. перевод Калама-сутты Сома Тхеры [2] и Таниссаро Бхиккху [3] . В переводе Калама-сутты, сделанном Бхиккху Бодхи, вместо этого используется термин «благородный ученик».
- ^ Хекер 2012 , с. 379.
- ^ Hecker 2003 , стр. xviii–xix.
- ^ Ньянатилока 2004 , с. 187.
- ^ См., например, дискурс «Герб знамени» (SN 11.3) (Бодхи, 2000, стр. 320), а также Ньянатилока (1952), статьи для «арийя-пуггала» («благородные») [4 ] и «савака» [5] .
- ^ Бодхи Бхиккху 2005 , с. 226.
- ^ Hecker 2012 , стр. xix – xxi.
- ^ Количество основных категорий учеников видно при сканировании Уппалаванны (nd-b)
- ^ Хекер 2003 , с. XXIII.
- ^ Бодхи (2000), с. 688.
- ^ Бодхи (2000), с. 689.
- ^ Уппалаванна (н-д).
- ^ Согласно AN 1.251, Хаттака из Ахави прежде всего «устанавливает щедрость, добрую речь, ведет полезную жизнь и состояние равенства среди других».
- ^ (Бодхи, 2000, стр. 812, н . 329;).
- ^ Бодхи (2000), с. 320.
- ^ Индратана (2002), стр. 7-8.
- ^ Хекер 2003 , с. XVIII.
- ^ Роберт Э. Басуэлл-младший, Дональд С. Лопес-младший, Принстонский словарь буддизма (Princeton University Press), 2014, стр. 850.
- ^ Бойн-Уэбб, Сара (тр). Рахула, Уолпола (тр.). Асанга. Абхидхарма Самучкая: Сборник высшего образования. 2001. с. 199
- ^ Бойн-Уэбб, Сара (тр). Рахула, Уолпола (тр.). Асанга. Абхидхарма Самучкая: Сборник высшего образования. 2001. стр. 199-200
- ^ Бойн-Уэбб, Сара (тр). Рахула, Уолпола (тр.). Асанга. Абхидхарма Самучкая: Сборник высшего образования. 2001. с. 200
- ^ P. 396 Обрезка дерева Бодхи: буря над критическим буддизмом под редакцией Джейми Хаббарда, Пола Лорена Суонсона
- ↑ Из «Великого трактата об этапах пути к просветлению» (Лам-Рим Ченмо), стр.239, том первый. Публикации Снежного Льва. Итака, Нью-Йорк.
- ^ Шравакачар Сангра, Пять томов, Хиралал Джайн Шастри, Джайн Санскрути Самракшак Санг Солапур, 1988
- ^ Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар Р. Уильямса.
- ^ Jaini 1998 , стр. 190.
Библиография
[ редактировать ]- Ачарья, Кала (2002). Буддханусмрити : Словарь буддийских терминов . Мумбаи, Нью-Дели: Публикации Somaiya. ISBN 81-7039-246-2 . Доступно в Интернете по адресу: http://ccbs.ntu.edu.tw/DBLM/resource/ebooks/102946/102946.htm .
- Бхиккху Бодхи (2005). Словами Будды: Антология бесед Палийского канона . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-86171-491-9 .
- Бхиккху Бодхи (2005b). Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-973-0 .
- Бодхи, Бхиккху (редактор) (2005). Словами Будды: Антология бесед Палийского канона . Бостон: Пабы мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Буддхагхоша ; Нанамоли (2011). Путь очищения: Висуддхимагга (PDF) . Публикации Шамбалы: распространяются в США компанией Random House. ISBN 978-0-87773-079-8 .
- Хекер (2003) БЕЗ ЦИТИРОВАНИЯ
- Индаратана Маха Тера, Эльгирие (2002). Вандана: Альбом палийских религиозных песнопений и гимнов . Пенанг, Малайзия: Публикация Махиндарамы Дхаммы. Доступно онлайн по адресу: http://www.buddhanet.net/pdf_file/vandana02.pdf .
- Ньянапоника ; Хеккер, Хельмут (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-86171-864-1 .
- Ньянатилока (2004). Буддийский словарь: Руководство по буддийским терминам и доктринам . Буддийское издательское общество. ISBN 978-955-24-0019-3 .
- Общество палийских текстов (PTS) (1921–1925). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Лондон: Чипстед. Доступно онлайн по адресу: http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Праюдх Паютто (1986). Сангха: идеальное мировое сообщество . в Сиваракса, Сулак (1993). Буддийское восприятие желаемых обществ в будущем: документы, подготовленные для Университета Организации Объединенных Наций . Тайская межрелигиозная комиссия по развитию, Фонд Сатиракосеса-Нагапрадипы.
- Таниссаро Бхиккху (пер., 2006a). Метта Сутта: Добрая Воля (1) (AN 4.125). Доступно в Интернете по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.125.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер., 2006b). Метта Сутта: Добрая Воля (2) (AN 4.126). Доступно в Интернете по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.126.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер., 1997). Саббасава Сутта: Все ферментации ( MN 2). Доступно в Интернете по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.002.than.html .
- Уппалаванна, Сестра (пер.) (н-д). Ааячанасуттам: Желание (АН 4.18.6). Получено из «MettaNet» по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2/4-catukkanipata/018-sacetaniyavaggo-e.html .
- Уппалаванна, Сестра (пер.) (nd-b). Этадаггавагга: Они самые главные (АН 1.14). Получено из «MettaNet» по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/1-ekanipata/014-Etadaggapali-e.html . Романизированная палийская версия этой главы доступна на том же сайте по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/1-ekanipata/014-Etadaggapali-p.html .
- Вебу Саядо и Роджер Бишофф (пер.) (1995). «Счастье, которое постоянно растет» в «Основной практике» (Часть II) . Доступно в Интернете по адресу: http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/webu/wheel384.html#happy .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные со Шравакой, на Викискладе?
- Цифровой словарь буддизма (войдите с идентификатором пользователя «гость»)