Jump to content

Нирвана

(Перенаправлено из Нирваны (концепция) )

Переводы
Нирвана
санскрит Нирвана
( ИАСТ : нирвана )
Есть ниббана
бирманский Нирвана
( MLCTS : neɪʔbàɰ̃ )
китайский нирвана
( Язык : nièpán )
индонезийский нирвана
японский нирвана
( Римляне : Нехан )
кхмерский Нирвана
( МОЛОДОЙ : нипвеан )
корейский нирвана
( RR : yeolban )
Мой Наван
( [Ниппан] )
Монгольский Нирвана персонаж
( нирвана дурная )
Шан никель
( [nik3paan2] )
сингальский нирвана [ си ]
( Нивана )
тибетский Смерть печали
( мья и лас 'дас па )
Тагальский нирбана
тайский нирвана
( RTGS : нипфан )
вьетнамский нирвана
Глоссарий буддизма
Переводы
Нирвана
Английский свобода, освобождение
санскрит Нирвана
( ИАСТ : нирвана )
Бенгальский нирвана
( нирбано )
Неа Нирвана
( нирвана )
яванский ꦤꦶꦂꦮꦤ
( нирвана )
Каннада Нирвана
( нирвана )
малаялам Нирвана
( нирванам )
Маратхи Нирвана
( нирвана )
непальский Нирвана
( нирвана )
Одия Нирвана
( нирбаана )
панджаби Нирбан / نِرْبَاۨ
( нирбана )
тамильский Уборка номеров
( Видуперу )
телугу нирвана
( Нирваанам )
Урду Нарван
( нирван )
Гуджарати Нирвана
( нирвана )
Глоссарий терминов индуизма

Нирвана ( / n ɪər ˈ v ɑː n ə / neer- VAH -nə , /- v æ / ; -⁠VAN ə , / n ɜːr -/ nur- ˈ [ 1 ] Санскрит : निर्वाण нирвана [nɪrʋaːɳɐ] ; Пали : ниббана ; Пракрит : Ниввана ; буквально «задуть», как в масляной лампе [ 2 ] ) — концепция в индийских религиях ( буддизме , индуизме , джайнизме и сикхизме ), гашение страстей, которое является высшим состоянием сотериологического освобождения и освобождения от духкхи («страдания») и сансары , цикла рождения и перерождения. . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

В индийских религиях нирвана является синонимом мокши и мукти . [ примечание 1 ] Все индийские религии утверждают, что это состояние совершенного спокойствия, свободы, высшего счастья, а также освобождения от привязанностей и мирских страданий и окончания сансары , круга существования. [ 8 ] [ 9 ] Однако небуддийские и буддийские традиции описывают эти термины освобождения по-разному. [ 10 ] В индуистской философии это союз или реализация тождества Атмана с Брахманом , в зависимости от индуистской традиции. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] В джайнизме нирвана также является сотериологической целью, представляющей собой освобождение души от кармического рабства и сансары. [ 14 ] В буддизме нирвана означает отказ от десяти оков , знаменующий конец перерождения путем угасания огня , поддерживающего процесс перерождения. [ 10 ] [ 15 ] [ 16 ]

Этимология

[ редактировать ]

Идеи духовного освобождения с концепцией души и Брахмана появляются в ведических текстах и ​​Упанишадах, например, в стихе 4.4.6 Брихадараньяка -упанишады . [ 17 ]

Термин нирвана в сотериологическом смысле «задутого, погашенного» состояния освобождения появляется во многих местах Вед и еще больше в постбуддийской « Бхагавата-пуране» , однако популистское мнение не отдает должного ни Ведам , ни Упанишадам . Коллинз утверждает: «Буддисты, кажется, были первыми, кто назвал это нирваной ». [ 18 ] Коллинз предполагает, что это могло быть преднамеренным использованием слов в раннем буддизме, поскольку Атман и Брахман описывались в ведических текстах и ​​Упанишадах с помощью образов огня как чего-то хорошего, желанного и освобождающего. [ 19 ] Коллинз говорит, что слово нирвана происходит от глагольного корня «дуть» в форме причастия прошедшего времени vāna «взорванный», с префиксом префикса nis, означающего «выход». Отсюда первоначальное значение слова — «задуло, погасло». ( Сандхи изменяет звуки: v в слове вана заставляет нис становиться ниром , а затем r в слове нир вызывает ретрофлексию следующего н : нис + вана > нирвана ). [ 20 ] Однако буддийское значение нирваны имеет и другие интерпретации .

Л. С. Казинс сказал, что в популярном понимании нирвана была «целью буддийской дисциплины... окончательное устранение мешающих ментальных элементов, которые мешают спокойному и ясному состоянию ума, вместе с состоянием пробуждения от ментального сна, которое они вызывают». ." [ 21 ]

Нирвана — термин, встречающийся в текстах всех основных индийских религий индуизма , [ 22 ] Джайнизм , [ 23 ] буддизм , [ 24 ] и сикхизм . [ 25 ] [ 26 ] Это относится к глубокому душевному спокойствию, которое достигается с помощью мокши , освобождения от сансары или освобождения от состояния страдания после соответствующей духовной практики или садханы . [ примечание 2 ]

Освобождение от сансары развивалось как конечная цель и сотериологическая ценность в индийской культуре и называлось разными терминами, такими как нирвана, мокша, мукти и кайвалья. Эта базовая схема лежит в основе индуизма, джайнизма и буддизма, где «конечная цель — вневременное состояние мокши или , как поначалу буддисты назвали его, нирвана». [ 30 ] Хотя этот термин встречается в литературе ряда древних индийских традиций, чаще всего это понятие ассоциируется с буддизмом. [ 4 ] эта концепция была принята другими индийскими религиями после того, как она утвердилась в буддизме, но с разными значениями и описаниями, например, использование ( мокша ) в индуистском тексте Бхагавад-гиты Махабхараты Некоторые авторы полагают, что . [ 22 ]

Идея мокши связана с ведической культурой, где она передала понятие амритам , «бессмертия». [ 31 ] [ 32 ] а также понятие вневременного , «нерожденного» или «неподвижной точки вращающегося мира времени». Это была также его вневременная структура, вся основа «спиц неизменного, но непрерывного колеса времени». [ примечание 3 ] Надежда на жизнь после смерти началась с представления о переходе в миры Отцов или Предков и/или мир Богов или Небес. [ 31 ] [ примечание 4 ]

Самые ранние ведические тексты включают концепцию жизни, за которой следует загробная жизнь на небесах и в аду, основанная на совокупных добродетелях (заслугах) или пороках (недостатках). [ 33 ] Однако древние ведические риши оспаривали эту идею загробной жизни как упрощенную, поскольку люди не живут одинаково моральной или аморальной жизнью. Среди в целом добродетельных жизней есть и более добродетельные; в то время как зло тоже имеет степени, и либо вечный рай, либо вечный ад непропорциональны. Ведические мыслители ввели идею загробной жизни на небесах или в аду в зависимости от заслуг человека, и когда они иссякают, человек возвращается и перерождается. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Идея перерождения после «истощения заслуг» появляется и в буддийских текстах. [ 37 ] Эта идея появляется во многих древних и средневековых текстах, таких как Сансара , или бесконечный цикл жизни, смерти, возрождения и повторной смерти, например, в разделе 6:31 Махабхараты . [ 38 ] и стих 9.21 Бхагавад-гиты . [ 39 ] [ 40 ] [ примечание 5 ] Сансара, жизнь после смерти и последствия перерождения стали рассматриваться как зависящие от кармы . [ 43 ]

Традиционная фреска, изображающая Гаутаму Будду, входящего в паринирвану, павильон собрания Дхармы, Ват Ботум Уотти Ричеверарам, Пномпень , Камбоджа

Нирвана ( ниббана ) буквально означает «выдувание» или «гашение». [ 44 ] Это наиболее используемый и самый ранний термин для описания сотериологической цели в буддизме: гашение страстей, которое также дает освобождение от цикла перерождений ( сансары ). [ 3 ] [ 45 ] Нирвана является частью Третьей истины о «прекращении дуккхи» в доктрине Четырех Благородных Истин буддизма. [ 45 ] Это цель Благородного Восьмеричного Пути . [ 46 ]

В буддийской схоластической традиции считается, что Будда реализовал два типа нирваны: один при пробуждении , а другой - после смерти. [ 47 ] Первая называется сопадхишеша-нирвана (нирвана с остатком), вторая паринирвана или анупадхишеша-нирвана (нирвана без остатка, или окончательная нирвана). [ 47 ]

В буддийской традиции нирвана описывается как гашение пожаров , которые, как говорят, также вызывают перерождения и связанные с ними страдания. [ 48 ] Буддийские тексты идентифицируют эти «три огня». [ 49 ] или «три яда» как рага (жадность, чувственность), двеша (отвращение, ненависть) и авидья или моха (невежество, заблуждение). [ 50 ] [ 51 ]

Состояние нирваны также описывается в буддизме как прекращение всех омрачений, прекращение всех действий, прекращение перерождений и страданий, являющихся следствием омрачений и действий, [ 45 ] огонь погас из-за нехватки топлива, оставив плетение ( вана ) вместе жизнь за жизнью, [ 20 ] и устранение желания. [ 52 ]

Освобождение описывается как идентичное анатте ( анатман , отсутствие личности, отсутствие всякого «я»). [ 53 ] [ 54 ] В буддизме освобождение достигается, когда все вещи и существа понимаются как не имеющие «Я». [ 54 ] [ 55 ] Нирвана также описывается как тождественная достижению шуньяты (пустоты), когда ни в чем нет сущности или фундаментальной природы и все пусто. [ 56 ] [ 57 ] Тем не менее, в буддизме Тхеравады оно также рассматривается как единственное безусловно существующее, [ 58 ] не просто «разрушение желания», но отдельное существование, которое является «объектом познания» буддийского пути. [ 59 ]

не упоминается В самых древних текстах индуизма, таких как Веды и ранние Упанишады, сотериологический термин «Нирвана» . [ 22 ] Этот термин встречается в таких текстах, как Бхагавад-гита. [ 22 ] и Нирвана Упанишада , вероятно, написанная в постбуддийскую эпоху. [ 60 ] Концепция нирваны по-разному описывается в буддийской и индуистской литературе. [ 61 ] В индуизме есть концепция Атмана – души, самости. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] – утверждается, что существует в каждом живом существе, в то время как буддизм посредством своей доктрины анатмана утверждает , что ни в одном существе нет Атмана. [ 65 ] [ 66 ] Нирвана в буддизме — это «успокоение ума, прекращение желаний и действий» ради пустоты, утверждает Джинин Фаулер, в то время как нирвана в постбуддийских индуистских текстах — это также «успокоение ума, но не бездействие» и «не пустота», скорее, это знание истинного Я (Атмана) и принятия его универсальности и единства с Брахманом. [ 61 ]

Древней сотериологической концепцией в индуизме является мокша, описываемая как освобождение от цикла рождения и смерти посредством самопознания и вечной связи Атмана (души, самости) и метафизического Брахмана. Мокша происходит от корня мук* ( санскрит : मुच् ), что означает «свободный», «отпустить», «освободить», «освободить»; Мокша означает «освобождение, свобода, раскрепощение души». [ 67 ] [ 68 ] В Ведах и ранних Упанишадах слово мукьяте ( санскрит : मुच्यते ) [ 67 ] появляется, что означает быть освобожденным или освобожденным – например, лошадь от упряжи.

Традиции индуизма гласят, что существует множество путей ( санскрит : марга ) к мокше: джняна-марга , путь знания; бхакти-марга , путь преданности; и карма-марга , путь действия. [ 69 ]

Брахма-нирвана в Бхагавад-гите.

[ редактировать ]

Термин Брахма-нирвана появляется в стихах 2.72 и 5.24–26 Бхагавад-гиты. [ 70 ] Это состояние освобождения или освобождения; союз с Брахманом . [ 8 ] По словам Ишварана, это опыт блаженного отсутствия эго. [ 71 ]

По мнению Зенера, Джонсона и других ученых, нирвана в Гите — это буддийский термин, принятый индуистами. [ 22 ] Зенер утверждает, что впервые оно было использовано в индуистских текстах в Бхагавад-гите и что идея в стихах 2.71–72 «подавить свои желания и эго» также является буддийской. [ 22 ] По мнению Джонсона, термин «нирвана» заимствован у буддистов, чтобы запутать буддистов, связывая буддийское состояние нирваны с добуддийской ведической традицией метафизического абсолюта, называемого Брахманом. [ 22 ]

По мнению Махатмы Ганди , индуистское и буддийское понимание нирваны различно, поскольку нирвана буддистов — это шуньята , пустота, а нирвана Гиты означает покой и именно поэтому она описывается как брахма-нирвана (единство с Брахманом). [ 72 ]

Джайнизм

[ редактировать ]
Кальпасутра- фолио о Махавире Нирване . в форме полумесяца Обратите внимание на Сиддхашилу , место, где все сиддхи пребывают после нирваны.

Термины мокша и нирвана часто используются в джайнских текстах как синонимы . [ 73 ] [ 74 ]

Ришабханатха , который, как полагают, жил миллионы лет назад, был первым Тиртханкарой , достигшим нирваны.

Уттарадхьяна-сутра представляет собой рассказ о Судхармане, также называемом Гаутамой и одном из учеников Махавиры, который объясняет значение нирваны Кеши, ученику Паршвы . [ 75 ] [ примечание 6 ]

Есть место безопасное для всех, но труднодоступное, где нет ни старости, ни смерти, ни боли, ни болезней. Это то, что называется нирваной, или свободой от боли, или совершенством, которое доступно всем; это безопасное, счастливое и тихое место, которого достигают великие мудрецы. Это вечное место, несмотря на все, но труднодоступное. Те мудрецы, которые достигли его, свободны от печалей, они положили конец потоку существования. (81–4) - Перевод Германа Якоби, 1895 г.

Концепция освобождения как «угасания страданий» наряду с идеей сансары как «цикла возрождения» также является частью сикхизма . [ 76 ] Нирвана появляется в сикхских текстах как термин Нирбан . [ 77 ] [ 78 ] Однако более распространенный термин — Мукти или Мокш . [ 79 ] концепция спасения, в которой подчеркивается любящая преданность Богу для освобождения от бесконечного цикла перерождений. [ 78 ] В сикхизме нирвана — это не концепция загробной жизни, а цель для живых. Более того, сикхская нирвана/мукти достигается через преданность садгуру/истине, которая освобождает вас от реинкарнационного бхарама/суеверий/ложных убеждений.

манихейство

[ редактировать ]

Термин Нирвана (также упоминается как паринирвана произведениях 13 или 14 века ) встречается в манихейских «Великая песня Мани» и «История смерти Мани», относящихся к царству света . [ 80 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также называется вимокша, вимукти. Буддийский словарь Сока Гаккай: «Вимокша [解脱] (санскр.; японский гэдацу). Освобождение, освобождение или освобождение. То же значение имеют и санскритские слова вимукти, мукти и мокша. Вимокша означает освобождение от уз земных желаний. , заблуждение, страдание и переселение людей. Хотя буддизм предлагает различные виды и стадии просветления , высшим освобождением является нирвана. [ 6 ] [ 7 ]
  2. ^ Иногда его называют бхавана , что означает духовное «развитие», «взращивание» или «производство». [ 27 ] [ 28 ] в смысле «вызова к существованию», [ 29 ]
  3. ^ Колесо — типичный ведический или индоевропейский символ, который проявляется в различных символах ведической религии , а также буддизма и индуизма. См., например, Дхармачакру , Чакру , Чакравартин , Калачакру , Дуккху и Мандалу .
  4. ^ См. также Небеса (христианство) и Валгаллу.
  5. ^ Во многих текстах эта теория перерождения обсуждается с использованием концепций Деваяны (пути богов) и Питрианы (пути отцов). [ 41 ] [ 42 ]
  6. Подлинность этого текста вызывает сомнение, поскольку Паршва, согласно джайнской традиции, жил примерно за 250 лет до Махавиры, а его ученику Кеши было бы несколько сотен лет, когда он встретил ученика Махавиры. См. Якоби (1895), сноски. [ 75 ]
  1. «Нирвана» . Архивировано 8 марта 2016 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Ричард Гомбрич , Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо. Рутледж
  3. ^ Перейти обратно: а б Чад Мейстер (2009). Введение в философию религии . Рутледж. п. 25. ISBN  978-1-134-14179-1 . Буддизм: сотериологическая цель – нирвана, освобождение от колеса сансары и угасание всех желаний, тяг и страданий.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Дональд С. Лопес-младший, Нирвана , Британская энциклопедия» . 29 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2015 года . Проверено 23 июня 2022 г.
  5. ^ Кристин Джонстон Ларген. Чему христиане могут научиться у буддизма: переосмысление спасения . Крепость Пресс. стр. 107–108. ISBN  978-1-4514-1267-3 . Следует отметить одно важное предостережение: для многих буддистов-мирян во всем мире основной религиозной целью было перерождение в более высоком мире, а не реализация нирваны. [...] в то время как многие буддисты настоятельно подчеркивают сотериологическую ценность учения Будды о нирване [бегстве из сансары], многие другие буддисты сосредотачивают свою практику на более осязаемых целях, в частности на благоприятном перерождении в следующей жизни.
  6. ^ «В ПРИСУТСТВИИ НИББАНА: Развитие веры на буддийском пути к просветлению» . Чему-Будда-учил.net. Архивировано из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 22 октября 2014 г.
  7. ^ «Буддийский словарь Сока Гаккай, вимокша » . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 17 февраля 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Гэвин Флуд, «Нирвана» . В: Джон Боукер (ред.), Оксфордский словарь мировых религий.
  9. ^ Аниндита Н. Балслев (2014). О мировых религиях: разнообразие, а не разногласия . Публикации SAGE. стр. 28–29. ISBN  978-93-5150-405-4 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Лой, Дэвид (1982). «Просветление в буддизме и Адвайта Веданта». Международный философский ежеквартальный журнал . 22 (1). Центр философской документации: 65–74. дои : 10.5840/ipq19822217 . Что больше всего отличает индийскую философию от западной, так это то, что все важные индийские системы указывают на одно и то же явление: Просвещение или Освобождение. В разных системах просветление имеет разные названия – кайвалья, нирвана, мокша и т. д. – и описывается по-разному...
  11. ^ Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-0-521-85241-8 . Был некоторый спор относительно точного значения нирваны, но очевидно, что буддийская теория отсутствия души, по-видимому, предполагает совершенно иную точку зрения, чем точка зрения ведантистской философии, в которой индивидуальная душа или «я» [атман] рассматривается как тождественный с мировая душа или Брахман [бог] (по учению анатта [отсутствие души]…
  12. ^ Гвиньяи Х. Музорева (2000). Великое Существо . Випф. стр. 52–54. ISBN  978-1-57910-453-5 . Даже Атман зависит от Брахмана. На самом деле, это одно и то же. [...] Индуистская теология считает, что Атман в конечном итоге становится единым с Брахманом. Истинная идентичность человека заключается в осознании того, что Атман во мне и Брахман – основа всего существования – подобны. [...] Ближайшим родственником Атмана является Атман всего живого, основанный на Брахмане. Когда Атман стремится быть подобным Брахману, это происходит только потому, что он осознает, что это его источник – Бог. [...] Разделение между Атманом и Брахманом оказывается непостоянным. Что в конечном итоге является постоянным, так это союз между Атманом и Брахманом. [...] Таким образом, жизненная борьба заключается в том, чтобы Атман освободился от тела, которое непостоянно, и соединился с Брахманом, который является постоянным - это учение известно как Мокша.
  13. ^ Фаулер 2012 , с. 46: «Шанкара интерпретировал всю Гиту как восхваление пути знания как лучшего средства достижения мокши и полного тождества атмана с Брахманом...»,
  14. ^ Джон Э. Корт (1990), МОДЕЛИ И ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЙНОВ, Метод и теория в изучении религии, Vol. 2, № 1, Brill Academic, страницы 42–71.
  15. ^ Коллинз 1990 , стр. 81–84.
  16. ^ Питер Харви (2001). Буддизм . Академик Блумсбери. стр. 98–99. ISBN  978-1-4411-4726-4 . [Нирвана] находится за пределами процессов, связанных с умиранием и возрождением. [...] Нирвана - это пустота, поскольку она лишена каких-либо оснований для заблуждения о постоянном, субстанциональном «Я», а также потому, что ее нельзя концептуализировать с помощью какой-либо точки зрения, которая связывает ее с «Я», «моим» или «Самостью». В этом отношении тот, кто обладает глубоким пониманием всего, знает его как не-Я (анатта), пустое от Я.
  17. ^ Макс Мюллер (2011). Теософия или психологическая религия . Издательство Кембриджского университета. стр. 307–310. ISBN  978-1-108-07326-4 .
  18. ^ Коллинз 1998 , стр. 137–138.
  19. ^ Коллинз 1998 , с. 216–217.
  20. ^ Перейти обратно: а б Коллинз 2010 , стр. 63–64.
  21. ^ Краткая энциклопедия философии Routledge . 2000. с. 632 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фаулер 2012 , с. 48.
  23. ^ Хельмут фон Глазенапп (1999). Джайнизм: индийская религия спасения . Мотилал Банарсидасс. стр. 234, 492. ISBN.  978-81-208-1376-2 .
  24. ^ Трейнор 2004 , с. 68
  25. ^ Прути 2004 , с. 200.
  26. ^ Дуикер и Шпильвогель 2008 , стр. 52–53.
  27. ^ Общество палийских текстов (1921–1925). «Бхавана» . Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Лондон: Чипстед. п. 503. Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 27 января 2022 г. - из Цифровых словарей Южной Азии.
  28. ^ Монье-Вильямс (1899). «Бхавана» и «Бхавана» (PDF) . п. 755. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2009 г. . Проверено 9 декабря 2008 г. - через U. Cologne.
  29. ^ Ньянатилока 1980 , с. 67.
  30. ^ Коллинз 2010 , с. 31.
  31. ^ Перейти обратно: а б Коллинз 2010 , с. 29.
  32. ^ Коллинз 1998 , с. 136.
  33. ^ Джеймс Гастингс; Джон Александр Селби; Луи Герберт Грей (1922). Энциклопедия религии и этики . Т. и Т. Кларк. стр. 616–618. ISBN  9780567065124 .
  34. ^ Фрейзер 2011 , стр. 84–86.
  35. ^ Ацуши Хаякава (2014). Круговорот огня в Ведах . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 101–103 со сноской 262. ISBN.  978-3-643-90472-0 . Появилось понятие пунармртью, которое передает, что даже те, кто участвовал в ритуалах, снова умирают в жизни после смерти, когда достоинства ритуала иссякают.
  36. ^ Кришан, Юврадж (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 17–27. ISBN  9788120812338 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 3 октября 2020 г. . ;
    Новая Британская энциклопедия Том. 8. Британская энциклопедия . 1998. с. 533. ИСБН  978-0-85229-633-2 . [Эти тексты Упанишад] отражают традиции мудрецов (риши) того периода, в частности Яджнавалкьи, который был пионером новых религиозных идей. [...] На протяжении всего ведического периода идея о том, что райский мир - это еще не конец - и что даже на небесах смерть неизбежна - росла. [...] Это учение о самсаре (перевоплощении) приписывается мудрецу Уддалаке Аруни, [...] В том же тексте учение о карме (действиях) приписывается Яджнавалкье...
  37. ^ Патрул Ринпоче (1998). Слова моего идеального учителя . Бостон: Шамбала. стр. 95–96. ISBN  978-0-7619-9027-7 . Насладившись счастьем небесного царства, когда его заслуги иссякнут, он переродится здесь.
    Патрул Ринпоче (1998). «Слова моего идеального учителя» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2017 года.
  38. ^ Frazier 2011 , стр. 84–86, Цитата: «Они достигают священного мира Индры и наслаждаются небесными удовольствиями богов на небесах, но, насладившись огромным небесным миром, они возвращаются в мир смертных, когда их заслуги иссякают. Итак, следуя предписаниям трёх Вед с желанием удовольствий, они могут путешествовать туда и сюда (Махабхарата 6.31:20–1)».
  39. ^ Кристофер Ки Чаппл, изд. (2010). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Перевод Уинтропа Сарджанта. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 397. ИСБН  978-1-4384-2840-6 . Архивировано из оригинала 21 июля 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г. Насладившись огромным небесным миром, они попадают в мир смертных, когда их заслуги исчерпаны. Таким образом, в соответствии с законом трёх Вед: Желая наслаждений, они достигают состояния ухода и возвращения.
  40. ^ Юврадж Кришан (1988), Эволюционна ли карма?, Журнал Индийского совета философских исследований, том 6, страницы 24–26.
  41. ^ Сурендранатх Дасгупта (1956). История индийской философии . Издательство Кембриджского университета. стр. 520–522.
  42. ^ Пол Деуссен (2015). Система Веданты: согласно «Брахма-сутрам» Бадараяны и комментариям Шанкары к ним . КБ Классика. стр. 357–359. ISBN  978-1-5191-1778-6 .
  43. ^ Коллинз 2010 , с. 30.
  44. ^ Коллинз 1998 , с. 191.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Басвелл и Лопес, 2014 , стр. 101–111. 589–590.
  46. ^ Киоун 2004 , стр. 194–195.
  47. ^ Перейти обратно: а б Басуэлл и Лопес 2014 , с. 590.
  48. ^ «нирвана» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 22 октября 2014 г.
  49. ^ Гомбрич 2006 , стр. 65.
  50. ^ Гомбрич 2006 , стр. 66.
  51. ^ Басвелл и Лопес 2014 , с. 589.
  52. ^ Чарльз С. Пребиш (2010). Буддизм: современный взгляд . Пенн Стейт Пресс. стр. 134–135. ISBN  978-0-271-03803-2 .
  53. ^ Коллинз 1990 , стр. 82, 84: «Как и все другие вещи или концепции (дхамма), это анатта, «не-я». Тогда как все «обусловленные вещи» (самкхара - то есть все вещи, созданные кармой) являются «неудовлетворительными». и непостоянны» (sabbe samkhāra dukkha... anicca) всякая дхамма, будь то обусловленные вещи или безусловная ниббана, «безличны» (sabbe dhammā anattā [...] Абсолютная неописуемость нирваны вместе с ее классификацией). анатта, «не-я», помогла сохранить разделение нетронутым именно из-за невозможности взаимного общения».
  54. ^ Перейти обратно: а б Сью Гамильтон (2000). Ранний буддизм: новый подход: Я смотрящего . Рутледж. стр. 18–21. ISBN  978-0-7007-1280-9 . Цитата: «Предложенная ими исправленная интерпретация, широко принятая до сих пор, по-прежнему связывала анатту с нирваной. Теперь утверждалось, что это означает, что для достижения освобождения вам необходимо понять, что вы не являетесь и не являетесь у вас есть и никогда не было и не было постоянного «я».
  55. ^ Пол Уильямс; Энтони Трайб (2000). Буддийская мысль . Рутледж. п. 61. ИСБН  978-0-415-20701-0 . Он не упоминает об открытии Истинного Я в Анатталакхана Сутте. Как мы видели, Будда объясняет, как освобождение приходит от отпускания всех жажд и привязанностей, просто благодаря осознанию того, что вещи не являются Атман-анаттой. Вот и все. Человек отсекает силу, ведущую к перерождению и страданию. Нет необходимости постулировать Я за пределами всего этого. Действительно, любое постулируемое «Я» привело бы к привязанности, поскольку кажется, что для Будды «Я», соответствующее описанию, могло бы законно быть подходящим объектом привязанности. Нет абсолютно никаких предположений о том, что Будда думал, что помимо пяти совокупностей существует какой-то дополнительный фактор, называемый Самостью (или имеющий любое другое имя, но соответствующее Самоописанию).
  56. ^ Мун-Кит Чунг (1999). Понятие пустоты в раннем буддизме . Мотилал Банарсидасс. стр. 1–4, 85–88. ISBN  978-81-208-1649-7 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г. Пустота – это характерное буддийское учение. Настоящее исследование посвящено учению о пустоте (P. sunnata, санскр. sunyata), представленному в текстах раннего буддизма. [...] Учение о пустоте признано центральной философией ранней Махаяны. Однако это учение существует как в раннем буддизме, так и в раннем буддизме Махаяны, где оно связано со смыслом обусловленного генезиса, срединного пути, нирваны и не-самости (П. anatta, санскр. anatman). ,
  57. ^ Рэй Биллингтон (2002). Понимание восточной философии . Рутледж. стр. 58–60, 136. ISBN.  978-1-134-79348-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г. , Цитата (стр. 59-60): «Мы сможем лучше понять, что подразумевает анатман, если рассмотрим концепцию пустоты Нагарджуны: шуньята или пустота. Нагарджуна утверждал, что не существует такой вещи, как фундаментальная природа или сущность чего-либо. ( ...) Словом, все — пустота, шуньята, вместо сущности — пустота (...) все пусто.»; Цитата (стр. 136): «Что мы можем сказать, какую бы ветвь буддизма мы ни имели в виду, так это то, что состояние нирваны, к которому стремятся все буддисты, похоже на самадхи, недвойственное состояние. (...) Буддийская концепция просветленного ума – бодхичитты – относится к состоянию за пределами желаний (дуккха), посредством которого тот, кто ищет нирвану, достигает шуньяты, пустоты или пустоты, описанной на страницах 58–9».
  58. ^ Джон Дж. Макрански (1997). Воплощение состояния будды: источники разногласий в Индии и Тибете . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 85. ИСБН  978-0-7914-3431-4 .
  59. ^ Коллинз 2010 , с. 54.
  60. ^ Olivelle 1992 , стр. 5–9, 227–235, Цитата: «Нирвана Упанишад...».
  61. ^ Перейти обратно: а б Фаулер 2012 , стр. 48–49.
  62. ^ «Атман (в Оксфордских словарях)» . Издательство Оксфордского университета. 2012. Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 года . Проверено 1 июня 2016 г. Цитата: 1. реальная самость личности; 2. душа человека
  63. ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Информационная база. п. 51. ИСБН  978-0-8160-7564-5 . Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 5 октября 2016 г. ; Цитата: Атман – это «Я» или душа.
  64. ^ Дэвид Лоренцен (2004). Миттал, Сушил; Терсби, Джин (ред.). Индуистский мир . Рутледж. стр. 208–209. ISBN  9781134608751 . С другой стороны, движения Адвайта и Ниргуни подчеркивают внутренний мистицизм, в котором верующий стремится обнаружить тождество индивидуальной души (атмана) с универсальной основой бытия (брахмана) или найти Бога внутри себя.
  65. ^ [a] Анатта . Архивировано 22 января 2021 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»»);
    [b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN   978-0791422175 , стр. 64; «Центральным в буддийской сотериологии является учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень кратко, это [буддийское] учение о том, что у людей нет души. , нет себя, нет неизменной сущности.";
    [c] Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом»;
    [d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine , Philosophy Now;
    [e] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и адвайта-веданта: одно и то же ли нирвана и мокша? , International Philosophical Quarterly, том 23, выпуск 1, страницы 65–74.
  66. ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN  978-1-136-22877-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г.
    [б] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН  978-1-134-90352-8 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г. Учение Будды о том, что у существ нет ни души, ни постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди. ,
  67. ^ Перейти обратно: а б मुच Архивировано 27 декабря 2019 года в санскритском английском словаре Wayback Machine Монье-Вильямса, Германия (2008).
  68. ^ Генрих Роберт Циммер (1951). Философия Индии . Издательство Принстонского университета. п. 41. ИСБН  0-691-01758-1 . Мокша, от корня мук, «освободить, освободить, отпустить, освободить, освободить» [...] означает «освобождение, бегство, свобода, освобождение, спасение, освобождение, окончательное освобождение души».
  69. ^ Чад Мейстер (2009). Введение в философию религии . Рутледж. п. 25. ISBN  978-1-134-14179-1 .
  70. ^ Кристофер Ки Чаппл, изд. (2010). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Перевод Уинтропа Сарджанта. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 157, 266–268. ISBN  978-1-4384-2840-6 . Архивировано из оригинала 21 июля 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г.
  71. ^ Иасваран 2007 , с. 268.
  72. ^ Махатма Ганди (2009). Джон Стромайер (ред.). Бхагавад Гита – Согласно Ганди . Североатлантические книги. п. 34. Нирвана буддистов – это шуньята, пустота, но нирвана Гиты означает покой и именно поэтому она описывается как брахма-нирвана [единство с Брахманом].
  73. ^ Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN  81-208-1691-9 . : «Мокша и Нирвана — синонимы в джайнизме». п. 168
  74. ^ Майкл Кэрритерс, Кэролайн Хамфри (1991) Ассамблея слушателей: джайны в обществе Cambridge University Press. ISBN   0521365058 : «Нирвана: синоним освобождения, освобождения, мокши». п. 297
  75. ^ Перейти обратно: а б Якоби, Герман; Эд. Ф. Макс Мюллер (1895). Уттарадхьяяна Сутра, Джайнские Сутры, Часть II, Священные Книги Востока, Том. 45 . Оксфорд: Кларендон Пресс. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 года . Проверено 19 декабря 2007 г.
  76. ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. п. 68. ИСБН  978-1-898723-13-4 .
  77. ^ Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. стр. 219–220. ISBN  978-1-4411-5366-1 .
  78. ^ Перейти обратно: а б Х.С. Сингха (2000). Энциклопедия сикхизма . Хемкунт Пресс. п. 148. ИСБН  978-81-7010-301-1 .
  79. ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. стр. 134–. ISBN  978-0-8108-6344-6 .
  80. ^ Уиллис Барнстон, Марвин Мейер Гностическая Библия: переработанное и расширенное издание Shambhala Publications, 2009 г. ISBN   978-0-834-82414-0 стр. 669

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54d12341807fb7bfe46be215e8e4a646__1720958040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/46/54d12341807fb7bfe46be215e8e4a646.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nirvana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)