Jump to content

Нирвана (группа)

Страница полузащищенная

Нирвана
Нирвана выступает вживую на церемонии вручения наград MTV Video Music Awards 1992 года. Курт Кобейн на переднем плане, Крист Новоселич на заднем плане.
Нирвана выступает вживую на церемонии вручения наград MTV Video Music Awards 1992 года . Курт Кобейн на переднем плане, Крист Новоселич на заднем плане.
Справочная информация
Также известен как
  • Скид Роу (1987)
  • Крышка от ручки Чу (1987)
  • Блаженство (1987–1988)
  • Тед Эд Фред (1988)
Источник Абердин, Вашингтон , США
Жанры
Дискография
Годы активности 1987–1994
Этикетки
Спин-оффы
Дополнительный продукт Каловые массы
Предыдущие участники
Веб-сайт нирвана

Nirvana — американская рок- группа, образованная в Абердине, штат Вашингтон , в 1987 году. Основанная вокалистом и гитаристом Куртом Кобейном и басистом Кристом Новоселичем , группа сменила смену барабанщиков, в первую очередь Чада Ченнинга наняла Дэйва Грола , прежде чем в 1990 году . успех популяризировал альтернативный рок и их часто называли номинальной группой поколения X. , Несмотря на короткую карьеру в мейнстриме, продолжавшуюся всего три года, их музыка пользуется популярностью и продолжает влиять на современную рок-культуру.

В конце 1980-х годов Nirvana зарекомендовала себя как часть сцены Сиэтла гранж- , выпустив свой первый альбом Bleach для независимого лейбла Sub Pop в 1989 году. Они разработали звук, основанный на динамических контрастах, часто между тихими куплетами и громкими, громкими куплетами. тяжелые припевы. После подписания контракта с мейджор-лейблом DGC Records в 1991 году, Nirvana добилась неожиданного успеха с песней " Smells Like Teen Spirit ", первым синглом со своего знакового второго альбома Nevermind (1991). Культурный феномен 1990-х годов, Nevermind был удостоен бриллиантового ( статуса Американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA) и положил конец доминированию хэйр-метала . [1]

Характеризующиеся панк- эстетикой, сочетание поп -мелодий с нойзом в сочетании с темами унижения и социального отчуждения принесли им мировую популярность. После обширных туров и сборника Incesticide 1992 года и EP Hormoaning группа выпустила долгожданный третий студийный альбом In Utero (1993). Альбом возглавил альбомные чарты США и Великобритании и получил признание критиков. Nirvana распалась после самоубийства Кобейна в апреле 1994 года. Дальнейшие релизы курировали Новоселич, Грол и вдова Кобейна Кортни Лав . Концертный альбом MTV Unplugged in New York (1994) получил награду «Лучшее альтернативное музыкальное исполнение» на церемонии вручения премии «Грэмми» 1996 года .

Nirvana — одна из самых продаваемых групп всех времен: по всему миру было продано более 75 миллионов пластинок. За три года своего существования в качестве мейнстрим-группы «Нирвана» получила американскую музыкальную премию , британскую премию и премию «Грэмми» , а также семь премий MTV Video Music Awards и две премии NME . Они достигли пяти хитов номер один в чарте Billboard Alternative Songs и четырех альбомов номер один в Billboard 200 . В 2004 году журнал Rolling Stone включил Нирвану в число 100 величайших артистов всех времён . Они были введены в Зал славы рок-н-ролла в первый год своего участия в 2014 году.

История

1987–1988: Становление и ранние годы.

Певец и гитарист Курт Кобейн и басист Крист Новоселич познакомились во время учебы в средней школе Абердина в штате Вашингтон. [2] Пара подружилась, часто посещая тренировочные площадки « Мелвинс» . [3] Кобейн хотел создать группу с Новоселичем, но Новоселич долгое время не отвечал. Кобейн подарил ему демо-запись своего проекта Fecal Matter . Через три года после их первой встречи Новоселич уведомил Кобейна, что он наконец-то послушал демо Fecal Matter, и предложил им создать группу. Их первая группа, Sellouts, была трибьют- группой Creedence Clearwater Revival . [4] В проекте участвовали Новоселич на гитаре и вокале, Кобейн на барабанах и Стив Ньюман на басу, но просуществовал недолго. [5] Еще один проект, на этот раз с использованием оригиналов, также был предпринят в конце 1986 года. Боб Макфадден был привлечен к игре на барабанах, но через месяц и этот проект провалился. [6] В начале 1987 года Кобейн и Новоселич наняли барабанщика Аарона Буркхарда . [7] Они репетировали материал с кассеты Кобейна Fecal Matter, но вскоре после формирования начали писать новый материал. [8]

В первые месяцы своего существования группа сменила несколько названий, в том числе Skid Row, Pen Cap Chew, Bliss и Ted Ed Fred. [9] [10] [11] [12] Группа впервые выступила под названием Nirvana 19 марта 1988 года в Community World Theater, Такома, Вашингтон, вместе с группами Lush и Vampire Lezbos. [13] В флаере этого концерта, разработанном Куртом Кобейном, также упоминались все предыдущие названия групп: «Nirvana (также известная как... Skid Row, Ted Ed Fred, Pen Cap Chew, Bliss)». [14] Группа остановилась на Nirvana, потому что, по словам Кобейна, «я хотел, чтобы имя было красивым или милым и симпатичным, а не грубым, непристойным панковским названием, таким как Angry Samoans ». [15] подала на группу в суд Первоначально британская группа Nirvana за использование названия, и дело было урегулировано во внесудебном порядке. [16] Новоселич переехал в Такому , а Кобейн — в Олимпию, штат Вашингтон . Они временно потеряли контакт с Буркхардом и вместо этого тренировались с Дейлом Кровером из «Мелвинс». Nirvana записала свои первые демо в январе 1988 года. [17]

В начале 1988 года Кровер переехал в Сан-Франциско, но рекомендовал Дэйва Фостера в качестве замены на барабанах. [18] Срок пребывания Фостера в Nirvana был непростым; во время пребывания в тюрьме его заменил Буркхард, который снова ушел после того, как сказал Кобейну, что у него слишком похмелье, чтобы однажды потренироваться. [19] Фостер вернулся в группу, но после того, как Кобейн и Новоселич были представлены барабанщику Чаду Ченнингу , группа навсегда уволила его (хотя не раньше, чем Фостер стал свидетелем живого выступления группы без него). [20] Ченнинг продолжал играть с Кобейном и Новоселичем; однако, по словам Ченнинга: «На самом деле они никогда не говорили:« Хорошо, ты в деле »» . Ченнинг отыграл свой первый концерт с Nirvana в конце мая 1988 года. [21]

1988–1990: Ранние выпуски.

Nirvana выпустила свой первый сингл, кавер на песню Shocking Blue » группы « Love Buzz , в ноябре 1988 года на независимом лейбле Sub Pop в Сиэтле . [22] Они дали свое первое интервью с Джоном Роббом в журнале Sounds , что сделало их релиз синглом недели. В следующем месяце группа приступила к записи своего дебютного альбома Bleach с местным продюсером Джеком Эндино . [23] На Bleach повлиял тяжелый панихидный рок группы Melvins, панк-рок 1980-х годов Mudhoney и хэви-метал 1970-х годов Black Sabbath . [24] Деньги на запись Bleach , указанные на обложке альбома в размере 606,17 долларов, были предоставлены Джейсоном Эверманом , который впоследствии был принят в группу в качестве второго гитариста. Хотя Эверман не играл на альбоме, он получил признание на Bleach, потому что, по словам Новоселича, они «хотели, чтобы он чувствовал себя в группе как дома». [25] Перед выпуском альбома Nirvana стала первой группой, подписавшей расширенный контракт с Sub Pop. [26]

«Блич» был выпущен в июне 1989 года и стал фаворитом студенческих радиостанций. «Нирвана» отправилась в свой первый тур по стране. [27] [28] но отменил последние несколько свиданий и вернулся в штат Вашингтон из-за растущих разногласий с Эверманом. Никто не сказал Эверману, что его уволили; Позже Эверман сказал, что ушел. [29] Хотя Sub Pop не продвигал Bleach так активно, как другие релизы, он пользовался стабильным спросом. [30] и имел первоначальные продажи 40 000 копий. [31] Однако Кобейн был расстроен отсутствием продвижения и распространения со стороны лейбла. [30] В конце 1989 года Nirvana записала EP Blew с продюсером Стивом Фиском . [32] В интервью Роббу Кобейн сказал, что музыка группы меняется: «Ранние песни были по-настоящему злыми... Но со временем песни становятся все более и более попсовыми, а я становлюсь все более и более счастливым. отношения, эмоциональные вещи с другими людьми». [33]

Грол выступает с Scream в 1989 году.

В апреле 1990 года «Нирвана» начала работу над своим следующим альбомом с продюсером Бутчем Вигом в студии Smart Studios в Мэдисоне, штат Висконсин . [34] Кобейн и Новоселич разочаровались в игре Ченнинга на барабанах, а Ченнинг выразил разочарование тем, что не участвовал в написании песен. Когда контрафактные демо Nirvana с Вигом начали распространяться в музыкальной индустрии и привлечь внимание крупных лейблов, Ченнинг покинул группу. [35] В июле того же года Nirvana записала сингл « Sliver » с барабанщиком Mudhoney Дэном Питерсом . [36] Дейл Кровер играл на барабанах в семидневном туре Nirvana по Западному побережью Америки с Sonic Youth в августе того же года. [37]

В сентябре 1990 года Базз Осборн из Melvins представил группу барабанщику Дэйву Гролу в Вашингтоне , чья группа Scream распалась. [38] Грол прошел прослушивание у Новоселича и Кобейна через несколько дней после прибытия в Сиэтл; Позже Новоселич сказал: «За две минуты мы поняли, что он тот барабанщик». [39] Грол рассказал Q : «Я помню, как находился с ними в одной комнате и думал: «Что? Это Нирвана ? Ты шутишь?» Потому что на обложке их пластинки они выглядели как психопаты-лесорубы... Я подумал: «Что, этот маленький чувак и этот большой ублюдок, ты шутишь?» [40]

1991–1992: Nevermind и прорыв в мейнстриме

Разочаровавшись в Sub Pop, а сессии Smart Studios вызвали интерес, Nirvana попыталась заключить сделку с крупным звукозаписывающим лейблом, поскольку ни один инди-лейбл не мог выкупить их из контракта. [41] Кобейн и Новоселич обратились Soundgarden и Alice in Chains за советом к менеджеру Сьюзен Сильвер . [42] [43] Они познакомились с Сильвер в Лос-Анджелесе, и она познакомила их с агентом Доном Мюллером и адвокатом по музыкальному бизнесу Аланом Минцем, который специализировался на поиске сделок для новых групп. Минц начал рассылать демо-записи Nirvana крупным лейблам в поисках предложений. [42] [43] из Sonic Youth Следуя неоднократным рекомендациям Кима Гордона , Nirvana подписала контракт с DGC Records в 1990 году. [44] Когда в 2014 году Nirvana была введена в Зал славы рок-н-ролла , Новоселич во время своей речи поблагодарил Сильвера за то, что он «должным образом представил их музыкальной индустрии». [45]

После подписания контракта группа приступила к записи своего первого альбома на мейджор-лейбле Nevermind . Группе предложили несколько продюсеров, но они устояли за Вига. [46] Вместо записи в студии Вига в Мэдисоне, как это было в 1990 году, производство было перенесено в Sound City Studios в Ван-Найс, Лос-Анджелес , Калифорния. За два месяца группа проработала множество песен. Некоторые из них, такие как " In Bloom " и "Breed", были в репертуаре Nirvana в течение многих лет, в то время как другим, в том числе " On a Plain " и "Stay Away", не хватало готовых текстов до середины процесса записи. [47] После завершения записи Виг и группа приступили к сведению альбома. Однако запись отставала от графика, и полученные миксы были признаны неудовлетворительными. Slayer микшер Энди Уоллес Для создания окончательного микса был привлечен . После выпуска альбома участники Nirvana выразили недовольство отточенным звуком, который микшер дал Nevermind . [48]

Объявление группы, призывающее людей принять участие в создании клипа на "Smells Like Teen Spirit"

Первоначально DGC Records надеялись продать 250 000 копий Nevermind , то же самое они добились с Goo Sonic Youth . [49] Однако первый сингл « Smells Like Teen Spirit » быстро набрал обороты, чему способствовала широкая трансляция музыкального видео на MTV . Во время турне по Европе в конце 1991 года группа обнаружила, что продажи ее шоу опасно переоценены, что на сцене стали постоянно присутствовать телевизионные группы, а "Smells Like Teen Spirit" почти повсеместно транслировался по радио и музыкальному телевидению. [50] К Рождеству 1991 года Nevermind продавался в США тиражом 400 000 копий в неделю. [51] В январе 1992 года альбом сместил альбом Майкла Джексона Dangerous на первое место в чартах альбомов Billboard и возглавил чарты во многих других странах. [52] В тот месяц, когда Nevermind достигла первого места, Billboard провозгласил: «Nirvana — это редкая группа, у которой есть все: признание критиков, уважение индустрии, популярность на поп-радио и надежная студенческая/альтернативная база». [53] В конечном итоге альбом был продан тиражом более семи миллионов копий в США. [54] и более 30 миллионов по всему миру. [55] Внезапный успех Nirvana стал причиной популяризации альтернативного рока и прекращения доминирования хэйр-метала . [56]

Ссылаясь на истощение, Nirvana не предприняла еще один тур по Америке в поддержку Nevermind и в том же году дала лишь несколько выступлений. [57] В марте 1992 года Кобейн попытался реорганизовать гонорары группы за написание песен (которые к этому моменту были разделены поровну), чтобы лучше представить, что он написал большую часть музыки. Грол и Новоселич не возражали, но когда Кобейн захотел, чтобы соглашение имело обратную силу по отношению к выпуску Nevermind , разногласия едва не привели к распаду группы. После недели напряжения Кобейн получил задним числом 75 процентов гонорара. После этого в группе остались неприятные чувства по поводу ситуации. [58]

На фоне слухов о расформировании группы из-за здоровья Кобейна, Nirvana выступила хедлайнером закрытия фестиваля Reading Festival 1992 года в Англии. Кобейн запрограммировал состав выступающих. [59] Выступление «Нирваны» в Ридинге часто считается одним из самых запоминающихся в их карьере. [60] [61] Несколько дней спустя «Нирвана» выступила на церемонии MTV Video Music Awards ; несмотря на отказ канала позволить группе сыграть новую песню " Rape Me ", Кобейн поиграл и спел первые несколько тактов песни, прежде чем перейти к " Lithium ". Группа получила награды в категориях «Лучшее альтернативное видео» и «Лучший новый исполнитель» . [62]

DGC надеялась подготовить новый альбом Nirvana к праздникам конца 1992 года; вместо этого в декабре 1992 года они выпустили сборник Incesticide . [63] , совместное предприятие DGC и Sub Pop, Incesticide собирало различные редкие записи Nirvana и было предназначено для предоставления материала по более выгодной цене и более высокого качества, чем контрафактные материалы . [64] Поскольку Nevermind отсутствовал уже 15 месяцев и к этому моменту выпустил четвертый сингл "In Bloom", Geffen/DGC решили не активно продвигать Incesticide получил золотой сертификат Американской ассоциации звукозаписывающих компаний . , который в феврале следующего года [65]

1993: В утробе матери

Nirvana пригласила дополнительного гитариста Пэта Смира для тура In Utero .

В феврале 1993 года Nirvana выпустила «Puss»/«Oh, the Guilt» , сплит-сингл с группой «Jesus Lizard» , на независимом лейбле Touch & Go . [63] Для своего третьего альбома «Нирвана» выбрала продюсера Стива Альбини , имевшего репутацию принципиального и самоуверенного человека на американской инди-музыкальной сцене. Хотя некоторые предполагают, что «Нирвана» выбрала Альбини из-за его подпольной деятельности, [66] Кобейн сказал, что они выбрали его из-за его «естественного» стиля записи, без каких-либо студийных ухищрений. [67] Альбини и Нирвана записали альбом за две недели в студии Pachyderm Studio в Кэннон-Фолс, штат Миннесота , в феврале того же года. [68] за 25 000 долларов. [69]

После его завершения в газетах Chicago Tribune и Newsweek появились статьи , в которых цитировались источники, утверждающие, что DGC считает альбом «неизданным». [70] Поклонники были обеспокоены тем, что их лейбл может поставить под угрозу творческое видение Nirvana. [71] Хотя истории о том, что DGC отложила альбом на хранение, не соответствовали действительности, группа была недовольна некоторыми аспектами миксов Альбини; они думали, что уровни басов слишком низкие, [72] и Кобейн посчитал, что « Heart-Shaped Box » и « All Apologies » звучат не «идеально». [73] давний REM продюсер Скотт Литт, , был приглашен для ремикса на две песни, а Кобейн добавил больше инструментов и бэк-вокала. [74]

In Utero возглавил американские и британские альбомные чарты. [75] Time Критик Кристофер Джон Фарли написал в своем обзоре: «Несмотря на опасения некоторых поклонников альтернативной музыки, «Нирвана» не стала мейнстримом, хотя этот мощный новый альбом может снова заставить мейнстрим перейти в «Нирвану». [76] In Utero . В США было продано более пяти миллионов копий [54] В октябре того же года Nirvana отправилась в свой первый за два года тур по Соединенным Штатам при поддержке Half Japan и The Breeders . [77] Для тура группа пригласила Пэта Смира из панк-рок-группы Germs в качестве второго гитариста. [78]

В ноябре «Нирвана» записала выступление для телепрограммы MTV Unplugged . Вместе со Смиром и виолончелисткой Лори Голдстон они нарушили традиции шоу, решив не исполнять свои самые известные песни. Вместо этого они исполнили несколько каверов и пригласили Криса и Курта Кирквуда из Meat Puppets присоединиться к ним для исполнения трех песен Meat Puppets. [79]

В начале 1994 года «Нирвана» отправилась в тур по Европе. Их последний концерт состоялся в Мюнхене , Германия, 1 марта. В Риме утром 4 марта жена Кобейна, Кортни Лав , нашла Кобейна без сознания в номере отеля, и его срочно доставили в больницу. Кобейн отреагировал на комбинацию прописанного рогипнола и алкоголя. Остальная часть тура была отменена. [80]

1994–1996: Смерть Кобейна и расформирование.

Дом Кобейна в Сиэтле, где он был найден мертвым в апреле 1994 года.

6 апреля 1994 года стало известно, что Nirvana отказалась от запланированного выступления в туре Lollapalooza 94 из-за продолжающихся проблем со здоровьем Кобейна, причем даже появились сообщения о том, что они расстались. [81] Через несколько недель после госпитализации в Риме героиновая зависимость Кобейна вновь всплыла на поверхность. После вмешательства его уговорили пройти курс реабилитации от наркозависимости . Менее чем через неделю он покинул учреждение, никому не сообщив, а затем вернулся в Сиэтл. Неделю спустя, 8 апреля 1994 года, Кобейн был найден мертвым от огнестрельного ранения, нанесенного самому себе, в своем доме в районе Денни-Блейн города. [82]

Смерть Кобейна привлекла международное внимание и стала темой общественного интереса и дискуссий. [83] За считанные часы запасы пластинок Nirvana в магазинах иссякли. [84] и продажи Nirvana в Великобритании резко выросли. [85] Неиспользованные билеты на концерты «Нирваны» продаются по завышенным ценам на рынке подержанных билетов. Инфляция была спровоцирована менеджером Brixton Academy , который солгал на BBC Radio 1 , что фанаты покупали билеты как «часть истории», пытаясь сохранить деньги, которые он мог потерять от возврата билетов. [86] Публичное бдение в честь Кобейна состоялось 10 апреля 1994 года в парке Сиэтл-центра , собрав около 7000 скорбящих. [87] : 346  за которым последовала заключительная церемония 31 мая 1999 года. [88] : 351 

В 1994 году Грол основал новую группу Foo Fighters . Он и Новоселич отказались от присоединения Новоселича. Грол сказал, что для них было бы «действительно естественно» снова работать вместе, но это было бы неудобно для других участников группы и оказало бы большее давление на Грола. [89] Новоселич обратил свое внимание на политический активизм. [63]

Планы по выпуску концертного альбома Nirvana Verse Chorus Verse были отменены, поскольку Новоселич и Грол сочли сбор материала вскоре после смерти Кобейна эмоционально ошеломляющим. [90] Вместо этого в ноябре 1994 года DGC выпустила MTV Unplugged выступление под названием MTV Unplugged в Нью-Йорке . Он дебютировал под номером один в чартах Billboard и принес Nirvana премию Грэмми как лучший альбом альтернативной музыки . За ним последовало первое полноформатное концертное видео Nirvana Live! Сегодня вечером! Распроданный!! . [63] [91] В 1996 году концертный альбом From the Muddy Banks of the Wishkah стал третьим подряд релизом Nirvana, дебютировавшим на вершине альбомного чарта Billboard . [63]

1997–2006: Конфликты с Кортни Лав.

В 1997 году Новоселич, Грол и Лав сформировали компанию с ограниченной ответственностью Nirvana LLC для надзора за проектами Nirvana. [92] Бокс-сет из 45 треков раритетов Nirvana планировалось выпустить в октябре 2001 года. [93] Однако незадолго до даты релиза Лав подала иск о роспуске Nirvana LLC, и был издан судебный запрет, запрещающий выпуск любого нового материала Nirvana до тех пор, пока дело не будет решено. [94] Лав утверждала, что Кобейн был Нирваной, что Грол и Новоселич были сайдменами, и что первоначально она подписала соглашение о партнерстве по дурному совету. Грол и Новоселич подали встречный иск, прося суд исключить Лав из партнерства и заменить ее другим представителем имущества Кобейна. [93]

За день до того, как дело было передано в суд в октябре 2002 года, Лав, Новоселич и Грол объявили, что достигли мирового соглашения. В следующем месяце был выпущен сборник лучших композиций Nirvana , в который вошел ранее не издававшийся трек « You Know You're Right », последняя песня, записанная Nirvana. [95] Он дебютировал под номером три в чарте альбомов Billboard . [96] Бокс-сет With the Lights Out был выпущен в ноябре 2004 года. Релиз содержал ранние демо Кобейна, черновые репетиционные записи и концертные треки. Альбом избранных треков из бокс-сета Sliver: The Best of the Box вышел в конце 2005 года. [97]

В апреле 2006 года Лав продала 25 процентов своей доли в каталоге песен Nirvana компании Primary Wave примерно за 50 миллионов долларов. Лав стремился заверить фанатов «Нирваны», что музыка не будет просто передана по лицензии тому, кто предложит самую высокую цену: «Мы собираемся оставаться очень вкусными и верными духу «Нирваны», одновременно перенося музыку в места, где она никогда раньше не была». [98]

2006 – настоящее время: Дальнейшие переиздания и воссоединения.

Крист Новоселич в 2011 году

Жить! Сегодня вечером! Распроданный!! , был переиздан на DVD в 2006 году. [99] за которым последовала полная версия MTV Unplugged в Нью-Йорке на DVD в 2007 году. [100] В ноябре 2009 года выступление Nirvana на фестивале в Ридинге 1992 года было выпущено на компакт-диске и DVD под названием Live at Reading . [101] вместе с роскошным изданием «Блича», посвящённым 20-летнему юбилею. [102] В сентябре 2011 года DGC выпустила несколько роскошных пакетов Nevermind, посвященных 20-летнему юбилею , включая шоу Live at the Paramount , [103] и In Utero в сентябре 2013 года, который включал шоу Live and Loud . [104]

В 2012 году Грол, Новоселич и Смир присоединились к Полу Маккартни в 12-12-12: The Concert for Sandy Relief . [105] На выступлении состоялась премьера новой песни, написанной всей четверкой, «Cut Me Some Slack». Была выпущена студийная запись саундтрека к Sound City ». документальному фильму Грола « [106] [107] 19 июля 2013 года группа снова выступила с Маккартни во время выхода на бис его концерта Safeco Field "Out There" в Сиэтле, впервые за более чем 15 лет участники Nirvana выступили вместе в своем родном городе. [108] [109]

В 2014 году Кобейн, Новоселич и Грол были введены в Зал славы рок-н-ролла . На церемонии вступления в должность Новоселич, Грол и Смир исполнили сет из четырех песен с приглашенными вокалистами Джоан Джетт , Ким Гордон , Сент-Винсент и Лорд . [110] [111] Новоселич, Грол и Смир затем отыграли полноценное шоу в бруклинском баре St. Vitus с Джеттом, Гордоном, Сент-Винсентом, Джей Масцисом и Джоном Макколи в качестве приглашенных вокалистов. [112] Грол поблагодарил Буркхарда, Кровера, Питерса и Ченнинга за время, проведенное в «Нирване». Эверман также присутствовал. [113]

На ежегодной вечеринке Клайва Дэвиса перед Грэмми в 2016 году Новоселич и Грол воссоединились, чтобы исполнить песню Дэвида Боуи « The Man Who Sold the World », кавер на которую Nirvana исполнила в своем выступлении на MTV Unplugged . Бек аккомпанировал им на акустической гитаре и вокале. [114] В октябре 2018 года Новоселич и Грол воссоединились во время финала фестиваля Cal Jam в амфитеатре Глен Хелен в округе Сан-Бернардино, Калифорния , к ним присоединились Джетт и Джон Макколи на вокале. [115] В январе 2020 года Новоселич и Грол воссоединились для выступления на благотворительном вечере Art of Elysium в Hollywood Palladium , к которому присоединились Бек, Сент-Винсент и дочь Грола Вайолет. [116]

В сентябре 2021 года BBC документальный фильм «Когда нирвана пришла в Британию» в честь 30-летия Nevermind был выпущен , в который вошли интервью с Гролом и Новоселичем. В том же месяце было объявлено о выпуске Nevermind , посвященном 30-летнему юбилею , содержащем 70 ранее не издававшихся концертных треков с четырех концертов и Blu-ray с концертом Live in Amsterdam . [117] К 30-летию In Utero 27 октября 2023 года DGC переиздала альбом в нескольких форматах, включая полное шоу 1993 года на Great Western Forum в Лос-Анджелесе и шоу 1994 года на Seattle Center Arena . [118]

Стиль

Музыкальный стиль Нирваны в основном описывается как гранж . [119] [120] [121] [122] альтернативный рок , [123] [124] [125] и панк-рок . [126] [127] [128] Их также называют хард-роком . [75] Nirvana , характеризующаяся панк- эстетикой, часто сочетала поп -мелодии с нойзом . [75] Billboard описал их работу как «гениальную смесь скрипучего голоса Курта Кобейна и скрежета гитар, неустанной игры Дэйва Грола на барабанах и объединяющей басовой партии Криста Новоселича, которая вызвала у фанатов град попеременно мелодичных и тяжелых песен». [129]

Кобейн описал первоначальное звучание Nirvana как « копию Gang of Four и Scratch Acid ». [64] Когда Nirvana записала Bleach , Кобейн почувствовал, что должен соответствовать ожиданиям гранж-звучания Sub Pop, чтобы создать базу фанатов, и отказался от написания артистичных и поп-песен в пользу более рокового звучания. [130] Биограф Nirvana Майкл Азеррад утверждал: «По иронии судьбы, именно ограничения звучания Sub Pop помогли группе обрести свою музыкальную идентичность». Азеррад заявил, что, признав, что они выросли на Black Sabbath и Aerosmith , они смогли отойти от своего производного раннего звучания. [131]

Нирвана использовала динамические изменения от тихого к громкому. [72] Кобейн стремился смешать тяжелую и поп-музыку, говоря: «Я хотел быть в каком-то смысле полностью Led Zeppelin , затем быть полностью экстремальным панк-роком, а затем исполнять настоящие слабые поп-песни». Когда Кобейн услышал альбом группы Pixies 1988 года Surfer Rosa после записи Bleach , он почувствовал, что это именно то звучание, которого он хотел достичь, но был слишком напуган, чтобы попробовать. Последующая популярность The Pixies побудила Кобейна следовать своим инстинктам как автора песен. [132] Как и Pixies, Nirvana перемещалась между «запасными басовыми и барабанными ритмами и пронзительными всплесками кричащей гитары и вокала». [133] Ближе к концу своей жизни Кобейн сказал, что группе наскучила «ограниченная» формула, но выразил сомнение, что они достаточно опытны, чтобы попробовать другую динамику. [72]

Нижняя половина гитары, разбитой Куртом Кобейном, выставлена ​​на выставке MOPOP

Стиль ритм-гитары Кобейна, основанный на пауэр-аккордах , риффах с низкими нотами и свободной технике игры левой рукой, стал ключевым компонентом песен группы. Кобейн часто сначала играл рифф куплета песни чистым тоном, а затем дублировал его искаженными гитарами, когда повторял партию. В некоторых куплетах гитара отсутствовала, чтобы барабаны и бас-гитара могли поддерживать вокал, или она воспроизводила только редкие мелодии, такие как шаблон из двух нот, использованный в "Smells Like Teen Spirit". Кобейн редко играл стандартные гитарные соло, предпочитая играть вариации мелодии песни в виде однонотных линий. Соло Кобейна были в основном блюзовыми и диссонирующими, что музыкальный писатель Джон Чаппелл описал как «почти иконоборческую пародию на традиционный инструментальный брейк», качество, типичным примером которого является поточное повторение главной мелодии в «Smells Like Teen Spirit». и атональное соло в «Breed». [134] У группы не было формального музыкального образования; Кобейн сказал: «Я вообще понятия не имею, как быть музыкантом… Я не смог сдать даже Guitar 101». [135]

Игра Грола на барабанах «вывела звучание Nirvana на новый уровень интенсивности». [136] Азеррад заявил, что «мощная игра Грола на барабанах вывела группу на совершенно новый уровень, как визуально, так и музыкально», отметив: «Хотя Дэйв — беспощадный убийца, его партии также отчетливо музыкальны — нетрудно понять, что именно». песню, которую он играл даже без остальной музыки». [137]

До начала 1992 года группа выступала на концертах вживую . Они начали понижать тон на полтона или на полный тон, а также на концертную высоту. Иногда все три настройки присутствовали в одном шоу. К лету того же года группа остановилась на настройке на полтона ниже ( E ♭ ). [138] Кобейн сказал: «Мы играем так усердно, что не можем достаточно быстро настроить гитары». [139] Группа взяла за привычку уничтожать свое оборудование после выступлений. Новоселич сказал, что они с Кобейном придумали этот трюк, чтобы поскорее уйти со сцены. [140] Кобейн заявил, что это началось как выражение его разочарования по поводу того, что предыдущий барабанщик Ченнинг совершал ошибки и полностью бросал выступления во время выступлений. [141]

Написание песен и текстов

Эверетт Тру сказал в 1989 году: «Песни Nirvana раскрывают банальность и обыденность с уникальным подходом». [142] Кобейн придумывал основные компоненты каждой песни, обычно записывая их на акустической гитаре, а также стиль пения и тексты. Он подчеркнул, что Новоселич и Грол сыграли большую роль в определении продолжительности и частей песен, и что ему не хотелось, чтобы его считали единственным автором песен. [143]

Кобейн обычно писал тексты песен за несколько минут до их записи. [143] Кобейн сказал: «Когда я пишу песню, тексты — наименее важная тема. Я могу затронуть в песне две или три разные темы, и название может вообще ничего не значить». [144] В 1993 году Кобейн рассказал журналу Spin , что ему «наплевать [ sic ]», о чём были тексты песни «Bleach» , полагая: «Давайте просто выкрикивать негативные тексты, и лишь бы они не были сексистскими и не Стань слишком неловким, все будет в порядке», а тексты Nevermind были взяты из стихов, которые он накопил за два года, которые он разрезал и выбрал строки, из которых предпочитал. Для сравнения, Кобейн заявил, что тексты In Utero были «более целенаправленными, они почти построены на темах». [126] Кобейн не писал линейно, вместо этого полагаясь на сопоставления противоречивых образов для передачи эмоций и идей. Часто в своих текстах Кобейн представлял идею, а затем отвергал ее; он сказал: «В половине случаев я такой нигилистический придурок, а иногда я такой уязвимый и искренний [.. песни] как смесь того и другого. Таковы большинство людей моего возраста». [145]

Наследие

Статьи о Нирване в Музее ЭМИ в Сиэтле , Вашингтон

В сочетании с темами унижения и отчуждения, «Нирвана» стала чрезвычайно популярной за время своего короткого пребывания в должности. [146] им приписывают то, что они сделали альтернативный рок мейнстримом. [129] [147] Стивен Томас Эрлевин из AllMusic писал, что до Nirvana «альтернативная музыка была отправлена ​​в специализированные отделы музыкальных магазинов, а крупные лейблы считали это в лучшем случае списанием налогов». После выпуска Nevermind «ничто никогда не было прежним, как в лучшую, так и в худшую сторону». [148] По словам Эрлевина, в то время как другие альтернативные группы добились успехов, Nirvana «выломала двери навсегда»; прорыв «не уничтожил подполье», а скорее «просто сделал его более заметным». [149] Эрлевин также писал, что Нирвана «популяризировала так называемое поколение X и культуру бездельников ». [149] После смерти Кобейна во многих заголовках фронтмен Nirvana назывался «голосом поколения», хотя при жизни он отвергал подобные ярлыки. [150]

В 1992 году Джон Парелес из «Нью-Йорк Таймс» сообщил, что «Нирвана» заставила другие альтернативные группы с нетерпением ждать аналогичного успеха: «Внезапно все ставки сделаны. неопрятные группы могут в следующий раз понравиться миллионам гуляющих по торговым центрам». Руководители звукозаписывающих компаний предлагали группам большие авансы и контракты на запись, а предыдущие стратегии создания аудитории для альтернативных рок-групп были заменены возможностью быстро добиться массовой популярности. [151]

Майкл Азеррад утверждал в своей биографии Nirvana Come as You Are: The Story of Nirvana (1993) , что Nevermind ознаменовал эпохальную смену поколений в музыке, подобную взрыву рок-н-ролла в 1950-х годах и концу бэби-бумеров доминирования поколения в музыке. музыкальный пейзаж. Азеррад написал: « Nevermind появился как раз в нужное время. Это была музыка, написанная, для и о совершенно новой группе молодых людей, которых игнорировали, игнорировали или к которым относились снисходительно». [152] Fugazi Фронтмен Гай Пиччиотто сказал: «По тому эффекту, который он оказал, наша пластинка могла напоминать бродягу, писающего в лесу… Было ощущение, будто мы внезапно начали играть на гавайских гитарах из-за неравномерности воздействия того, что они сделали». [153]

Nirvana — одна из самых продаваемых групп всех времен: было продано более 75 миллионов пластинок. [154] Имея более 28 миллионов сертифицированных RIAA устройств, они также являются одними из самых продаваемых музыкальных исполнителей в США . [155] Они попали в 10 лучших 40 хитов чарта Billboard Alternative Songs , в том числе пять из них заняли первое место. [129] Два их студийных альбома и два концертных альбома заняли первое место в Billboard 200 . [156] Альбомы Nirvana были удостоены одного бриллиантового, трех мультиплатиновых, семи платиновых и двух золотых альбомов в США от RIAA. [157] и четыре мультиплатиновых, четыре платиновых, два золотых и один серебряный альбом в Великобритании, сертифицированный BPI . [158] Nevermind , их самый успешный альбом, был продан тиражом более 30 миллионов копий по всему миру, что сделало его одним из самых продаваемых альбомов за всю историю. [159] Их самая успешная песня "Smells Like Teen Spirit" входит в число самых продаваемых синглов всех времен: было продано 8 миллионов копий. [160]

Награды и похвалы

После распада «Нирвана» продолжала получать признание. В 2003 году они были выбраны одними из членов Моджо Зала славы 100 . [161] В 2004 году группа также была номинирована Залом музыкальной славы Великобритании на звание «Величайшего артиста 1990-х». [162] Журнал Rolling Stone поместил Nirvana на 27-е место в списке « 100 величайших артистов всех времён » в 2004 году. [163] и под номером 30 в их обновленном списке в 2011 году. [164] В 2003 году старший редактор журнала Дэвид Фрике назвал Курта Кобейна 12-м лучшим гитаристом всех времен. [165] Позже журнал Rolling Stone поставил Кобейна на 45-е место среди величайших певцов 2008 года. [166] и 73-й величайший гитарист всех времен в 2011 году. [167] VH1 поставил Nirvana на 42-е место среди величайших исполнителей рок-н-ролла в 1998 году. [168] седьмое место среди величайших исполнителей хард-рока 2000 года, [169] и 14-е место в списке величайших артистов всех времен в 2010 году. [170]

Вклад Нирваны в музыку также получил признание. Зал славы рок-н-ролла включил две записи Nirvana, «Smells Like Teen Spirit» и «All Apologies», в свой список « Песни, которые сформировали рок-н-ролл ». [171] В 2007 году музей также поставил Nevermind на 10-е место в списке «200 лучших альбомов всех времён». [172] В 2005 году Библиотека Конгресса добавила Nevermind в Национальный реестр звукозаписей , который собирает «культурно, исторически или эстетически важные» звукозаписи 20-го века. [173] В 2011 году четыре песни Nirvana вошли в Rolling Stone » журнала обновленный список « 500 величайших песен всех времён , причем «Smells Like Teen Spirit» заняла первое место, заняв 9-е место. [174] Три альбома группы вошли в список журнала « 500 величайших альбомов всех времен » за 2012 год, причем Nevermind занял 17-е место. [175] Те же три альбома Nirvana также были включены в Rolling Stone журнала список «100 лучших альбомов девяностых» за 2011 год, причем Nevermind занял первое место под номером 1, что сделало его величайшим альбомом десятилетия. [176] В 2006 году журнал Time включил Nevermind в свой список «100 альбомов всех времен», назвав его «лучшим альбомом 1990-х». [177] В 2011 году журнал также добавил «Smells Like Teen Spirit» в свой список «100 песен всех времён». [178] и "Heart-Shaped Box" в списке "30 лучших музыкальных клипов всех времён". [179] Pitchfork поставил Nevermind и In Utero на шестое и тринадцатое место среди величайших альбомов 1990-х, назвав группу « величайшей и самой легендарной группой 1990-х». [180]

17 декабря 2013 года Nirvana была объявлена ​​в первый год участия в списке призывников в Зал славы рок-н-ролла 2014 года. Церемония введения состоялась 10 апреля 2014 года в Бруклине, Нью-Йорк, в Барклайс Центр . [181] Поскольку награда была вручена только Кобейну, Новоселичу и Гролу, бывший барабанщик Чад Ченнинг не был включен в церемонию введения и был проинформирован о своем упущении посредством текстового сообщения. [182] Ченнинг присутствовал на церемонии, где Грол публично поблагодарил его за вклад и отметил, что он написал некоторые из самых известных барабанных партий Nirvana. [183] В 2023 году группа «Нирвана» (представленная Новоселичем, Гролом и Смиром) была удостоена Премии за заслуги перед жанром на церемонии вручения премии «Грэмми» 2023 года . [184]

Участники группы

Хронология

Дискография

См. также

Ссылки

  1. ^ Холл, Джеймс (24 сентября 2016 г.). «Неважно в 25 лет: как альбом Нирваны 1991 года изменил культурный ландшафт» . Телеграф . ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 2 декабря 2019 г.
  2. ^ Азеррад, 1994. с. 209
  3. ^ Азеррад, 1994. с. 36
  4. ^ «Все любят Джона Фогерти» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 4 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 г. Проверено 4 января 2020 г.
  5. ^ Азеррад, 1994. с. 54-55
  6. ^ Азеррад, 1994. с. 44–5
  7. ^ Азеррад, 1994. с. 57
  8. ^ Азеррад, 1994. с. 58
  9. ^ Серра, Ник. «Хронология концертов Live Nirvana – 1987» . Живая Нирвана . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 30 мая 2023 г.
  10. ^ Серра, Ник. «Хронология концертов Live Nirvana – 1988» . Живая Нирвана . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 30 мая 2023 г.
  11. ^ Серра, Ник. «27 июня 1987 года» . Живая Нирвана . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 26 марта 2021 г.
  12. ^ Правда, 2007 г.
  13. ^ Серра, Ник. «19 марта 1988 г. – Community World Theater, Такома, Вашингтон, США» . Живая Нирвана . Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 года . Проверено 30 мая 2023 г.
  14. ^ «Афиша концерта Нирваны 19 марта 1988 года» . Живая Нирвана . Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 года . Проверено 30 мая 2023 г.
  15. ^ Азеррад, 1994. с. 61–2
  16. ^ Бомонт, Марк (29 июня 2011 г.). «От Нирваны к Viva Brother: что значит смена имени» . Хранитель . Проверено 12 июля 2024 г.
  17. ^ Азеррад, 1994. с. 67–8
  18. ^ Азеррад, 1994. с. 73
  19. ^ Азеррад, 1994. с. 76–7
  20. ^ «27 мая 1988 года — большой заостренный дом, Олимпия, штат Вашингтон, США» . Живая Нирвана . Проверено 12 марта 2023 г.
  21. ^ Азеррад, 1994. с. 79
  22. ^ Азеррад, 1994. с. 85
  23. ^ Азеррад, 1994. с. 90–1
  24. ^ Фрике, Дэвид. «Крист Новоселич». Роллинг Стоун . 13 сентября 2001 г.
  25. ^ Азеррад, 1994. с. 91–2
  26. ^ Азеррад, 1994. с. 110–11
  27. ^ Азеррад, 1994. с. 111
  28. ^ Янг, Чарльз; О'Доннелл, Кевин. «Нирвана: Путеводитель по альбомам». Архивировано 4 июля 2014 года в Wayback Machine . Роллинг Стоун . 11 апреля 2010 г. Проверено 21 февраля 2011 г.
  29. ^ Азеррад, 1994. с. 115–20
  30. ^ Jump up to: а б Азеррад, 1994. с. 134
  31. Прайс, «Bleach» Дэвида Дж. Нирваны исполняется 20 лет, выйдет новая концертная запись, заархивированная 30 ноября 2020 года в Wayback Machine . Рекламный щит . 4 августа 2009 г. Проверено 28 января 2011 г. По данным источника, Bleach . в США продано 1,7 миллиона копий
  32. ^ Азеррад, 1994. с. 123
  33. ^ Робб, Джон. «Белая жара». Звуки . 21 октября 1989 г.
  34. ^ Азеррад, 1994. с. 137
  35. ^ Азеррад, 1994. с. 138–39
  36. ^ Азеррад, 1994. с. 142
  37. ^ Азеррад, 1994. с. 141
  38. ^ Азеррад, 1994. с. 151
  39. ^ Азеррад, 1994. с. 154
  40. ^ Вопрос , октябрь 2010 г.
  41. ^ Азеррад, 1994. с. 136–37
  42. ^ Jump up to: а б Правда, Эверетт (13 марта 2007 г.). Нирвана: Биография . Да Капо Пресс. стр. 191–192. ISBN  9780786733903 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 10 января 2020 г.
  43. ^ Jump up to: а б Кросс, Чарльз Р. (15 августа 2001 г.). Тяжелее Небес . Нью-Йорк: Книги Гипериона . стр. 486–488. ISBN  0-7868-6505-9 .
  44. ^ Азеррад, 1994. с. 162
  45. ^ «Прочитайте речь Нирваны о внесении ее в Зал славы рок-н-ролла» . Роллинг Стоун . 11 апреля 2014. Архивировано из оригинала 15 января 2017 года . Проверено 10 января 2020 г.
  46. ^ Азеррад, 1994. с. 164–65
  47. ^ Азеррад, 1994. стр. 176–77.
  48. ^ Азеррад, 1994. стр. 179–80.
  49. ^ Вайс, Натаниэль. «Как это сделала Нирвана». Вращаться . Апрель 1993 года.
  50. ^ Азеррад, 1994. с. 203
  51. ^ Лайонс, Джеймс. Продажа Сиэтла: представление современной городской Америки . Уолфлауэр, 2004. ISBN   1-903364-96-5 , с. 120
  52. ^ Азеррад, 1994. с. 239
  53. ^ "Нирвана достигает совершенства в чартах!" Рекламный щит . 25 января 1992 года.
  54. ^ Jump up to: а б Бэшем, Дэвид. «Есть чарты? Без сомнения, рождественский подарок; Нирвана — это не Битлз». Архивировано 16 мая 2013 года в Wayback Machine . MTV.com. 20 декабря 2001 г. Проверено 20 августа 2011 г.
  55. ^ « Нирвана 'Nevermind' будет переиздана. Архивировано 17 июля 2014 года в Wayback Machine ». Рекламный щит . 27 июня 2011 г. Проверено 12 января 2012 г.
  56. ^ Кэмерон, Кейт (11 июня 2011 г.). «Нирвана убивает хэйр-метал» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 21 июня 2020 года . Проверено 19 июня 2020 г.
  57. ^ Азеррад, 1994. с. 256
  58. ^ Азеррад, 1994. с. 257–58
  59. ^ Азеррад, 1994. с. 271
  60. ^ «Концерт Nirvana's Reading Festival будет выпущен на DVD». Архивировано 6 апреля 2016 года в Wayback Machine . НМЕ . 20 апреля 2009 г. Проверено 23 августа 2010 г.
  61. ^ «Фестиваль чтения заголовков Nirvana». Архивировано 15 марта 2013 года в Wayback Machine . Би-би-си онлайн . Проверено 23 августа 2010 г.
  62. ^ Азеррад, 1994. с. 276–78
  63. ^ Jump up to: а б с д и Гаар, Джиллиан Г. «Куплет, припев: История записи нирваны». Золотая жила . 14 февраля 1997 г.
  64. ^ Jump up to: а б Азеррад, 1994. с. 294
  65. ^ Азеррад, 1994. с. 296
  66. ^ ДеРогатис, 2003. с. 5–6
  67. ^ Азеррад, 1994. с. 317
  68. ^ Гаар, 2006. стр. 40.
  69. ^ ДеРогатис, 2003. с. 4
  70. ^ ДеРогатис, 2003. с. 17
  71. ^ Азеррад, 1994. с. 332
  72. ^ Jump up to: а б с Фрике, Дэвид. «Курт Кобейн: Интервью журналу Rolling Stone». Роллинг Стоун . 27 января 1994 года.
  73. ^ Азеррад, 1994. с. 336–37
  74. ^ Азеррад, 1994. с. 338
  75. ^ Jump up to: а б с «Нирвана | Биография и история» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 14 июля 2017 года . Проверено 19 июня 2020 г.
  76. ^ Фарли, Кристофер Джон. «To The End Of Grunge». Архивировано 24 апреля 2011 года в Wayback Machine . Время . 20 сентября 1993 г. Проверено 23 августа 2010 г.
  77. ^ «ФУНКЦИЯ: Джад Фэйр: Интервью на половину японского языка | Особенности» . Попал под перекрестный огонь. 28 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 14 марта 2016 г.
  78. ^ Азеррад, 1994. с. 352
  79. ^ Ди Перна, Алан. «За отключенным». Гитарный мир . Март 1995 года.
  80. ^ Санс, Синтия. "Hardly Nirvana". Архивировано 21 апреля 2012 года в Wayback Machine . Люди . 21 марта 1994 г. Проверено 2 октября 2010 г.
  81. ^ Хохман, Стив (6 апреля 1994 г.), «Nirvana отказывается от тура: Поп-музыка: На фоне сообщений о распаде группа отказывается от переговоров о том, чтобы стать хедлайнером летнего альбома «Lollapalooza '94», ссылаясь на проблемы со здоровьем певца Курта Кобейна». , Los Angeles Times , получено 17 июля 2024 г.
  82. ^ Слышал, Крис. «Мучения рок-героя Кобейна». Архивировано 12 мая 2011 года в Wayback Machine . Новости Би-би-си . 6 апреля 2004 г. Проверено 22 августа 2010 г.
  83. ^ Харви, Деннис (24 июня 2015 г.). «Рецензия на фильм: «Пропитанный отбеливателем» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 23 августа 2018 г.
  84. ^ Борзилло, Кэрри (23 апреля 1994 г.). «Кобейна оплакивают фанаты, представители индустрии в мемориалах и музыкальных магазинах» (PDF) . Рекламный щит . п. 102. Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 30 мая 2021 г.
  85. ^ «MCA приостанавливает выпуск релизов Nirvana» ​​(PDF) . Музыкальная неделя . 23 апреля 1994 г. с. 5. Архивировано (PDF) оригинала 20 декабря 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
  86. ^ Паркс, Саймон (27 апреля 2014 г.). «Я купил Брикстонскую академию за 1 фунт» . Порок . Проверено 18 апреля 2022 г.
  87. ^ Азеррад, Майкл (1993). Приходи таким, какой ты есть: История Нирваны . Нью-Йорк: Кнопф Даблдей . ISBN  0-385-47199-8 .
  88. ^ Кросс, Чарльз Р. (2001). Тяжелее Небес . Нью-Йорк: Книги Гипериона . ISBN  0-7868-6505-9 .
  89. ^ Манди, Крис (5 октября 1995 г.). «Вторжение Фу Файтерс» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г. Только отрывок; для полной статьи необходима подписка.
  90. ^ Али, Лоррейн. «Последний взрыв». Роллинг Стоун . 17 октября 1996 г.
  91. ^ Парелес, Джон. «Новички одержали крупную победу на 38-й церемонии вручения премии Грэмми». Архивировано 1 июля 2017 года в Wayback Machine . Нью-Йорк Таймс . 29 февраля 1996 г. Проверено 3 декабря 2010 г.
  92. ^ ДеРогатис, 2003. с. 32–3
  93. ^ Jump up to: а б Хит, Крис. «Войны Нирваны: кому принадлежит Курт Кобейн?». Роллинг Стоун . 6 июня 2002 г.
  94. ^ ДеРогатис, 2003. с. 33–4
  95. ^ Стаут, Джин. «Кортни Лав и бывшие участники Nirvana урегулируют иск». Архивировано 6 октября 2014 года в Wayback Machine . 30 сентября 2002 г. Seattle Post-Intelligencer . Проверено 19 июля 2011 г.
  96. ^ Сусман, Гэри. «Маркер мили» . Развлекательный еженедельник . 7 ноября 2002 г. Проверено 14 ноября 2010 г.
  97. ^ "Список треков для сборника Nirvana". Архивировано 26 мая 2020 года на Wayback Machine . Рекламный щит . 20 сентября 2005 г. Проверено 14 ноября 2010 г.
  98. ^ Виноградник, Дженнифер. «Кортни Лав продает значительную долю издательских прав Nirvana». Архивировано 25 июня 2012 года в Wayback Machine . MTVNews.com. 13 апреля 2006 г. Проверено 5 сентября 2007 г.
  99. ^ Коэн, Джонатан. «Дебют на DVD о создании фильма-концерта Nirvana» ​​. Рекламный щит . 3 октября 2006. Архивировано 21 октября 2007 года. Проверено 24 августа 2010 года.
  100. ^ Коэн, Джонатан. «Unplugged» группы Nirvana наконец-то выйдет на DVD» . Рекламный щит . 4 октября 2007. Архивировано . 30 апреля 2008 года. Проверено 24 августа 2010 года
  101. ^ Быхавский, Адам (3 сентября 2009 г.). «DVD Nirvana 'Live At Reading Festival' наконец-то готов к официальному выпуску» . НМЕ . Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 24 августа 2010 г.
  102. ^ Брейхан, Том (14 августа 2009 г.). "Sub Pop для переиздания Nirvana's Bleach " . Вилы . Архивировано из оригинала 16 августа 2009 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  103. ^ Никки, Дарлин. «Подробности о переиздании Nevermind Nirvana» . UpVenue . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 19 мая 2013 г.
  104. ^ Крепс, Дэниел (13 августа 2013 г.). «Внутри наполненного раритетами переиздания «In Utero» Nirvana: демо, концертные версии и найденный трек» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
  105. ^ «Пол Маккартни заменит Курта Кобейна в воссоединении Nirvana» ​​. Хранитель . 12 декабря 2012 г. Проверено 12 декабря 2012 г. Архивировано 16 сентября 2016 г. в Wayback Machine .
  106. ^ "Нирвана воссоединяется с Полом Маккартни, записывает новую песню "Cut Me Some Slack"" . Последствие звука . 12 декабря 2012. Проверено 12 декабря 2012. Архивировано 9 сентября 2013 года в Wayback Machine .
  107. ^ Эрлевин, Стивен. «Sound City: Real to Reel – Оригинальный саундтрек» . Вся музыка . Корпорация Рови . Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 26 марта 2013 г.
  108. ^ Возик-Левинсон, Саймон (22 июля 2013 г.). «Пол Маккартни об игре с выжившими участниками Nirvana» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
  109. ^ «Пол Маккартни на Safeco Field». Архивировано 20 июля 2013 года в Wayback Machine . Сиэтлский пост-разведчик . 20 июля 2013 г. Проверено 20 июля 2013 г.
  110. ^ «Новости NME Крист Новоселич говорит, что Nirvana с женским вокалом демонстрирует «сотворенный дух группы» » . Nme.com. 14 апреля 2014. Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
  111. ^ "Крист Новоселич в Твиттере: "Спасибо @joanjett @lordemusic @KimletGordon @st_vincent за то, что присоединились к @nirvana сегодня вечером" " . Twitter.com. 10 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
  112. ^ «Внутренняя история воссоединения группы Nirvana, состоявшегося всего на одну ночь, в Зале славы рок-н-ролла» . Роллинг Стоун . 16 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года . Проверено 26 октября 2014 г.
  113. ^ Сигел, Джейкоб (12 апреля 2014 г.). «Он покинул «Нирвану», потому что у него были дела покруче. Например, поехать в Ирак» . Ежедневный зверь . Архивировано из оригинала 4 мая 2017 года . Проверено 5 мая 2016 г.
  114. ^ «Бек выступает против выживших участников Нирваны в «Человеке, который продал мир»: Блоги» . Relix.com . 16 февраля 2016. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 14 марта 2016 г.
  115. ^ Крепс, Дэниел (7 октября 2018 г.). «Посмотрите, как Foo Fighters устраивают воссоединение Nirvana с Джоан Джетт и Джоном Макколи из Deer Tick в Cal Jam» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  116. ^ «Выжившие участники Nirvana воссоединятся для благотворительного концерта» . Последствие звука . 2 января 2020 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2020 г. Проверено 5 января 2020 г.
  117. ^ Крепс, Дэниел (23 сентября 2021 г.). «Переиздание Nirvana Pack 'Nevermind' к 30-летию с 4 неизданными концертами» . Роллинг Стоун . Проверено 23 сентября 2021 г.
  118. ^ До, Джон (5 сентября 2023 г.). «Nirvana In Utero: мультиформатные переиздания, посвященные 30-летию, выйдут 27 октября 2023 года» . allabouttherock.co.uk . Проверено 17 февраля 2024 г.
  119. ^ «50 лучших песен в стиле гранж» . Вставить . 4 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2016 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  120. ^ Стронг, Кэтрин (2011). Гранж: музыка и память . Фарнхэм : Ashgate Publishing , Ltd. с. 73 . ISBN  978-1-4094-2377-5 .
  121. ^ Шаффнер, Лорен (20 августа 2021 г.). «12 групп, считающихся пионерами гранжа» . Громкий провод . Проверено 13 декабря 2021 г. Nirvana обычно является преобладающей группой, связанной с гранжем...
  122. ^ Стегалл, Тим (27 мая 2021 г.). «10 легендарных групп, заложивших основу жанра гранж» . Альтернативная пресса . Проверено 13 декабря 2021 г.
  123. ^ «Альтернативный рок». Архивировано 30 апреля 2012 года в Wayback Machine . Вся музыка . Проверено 2 августа 2011 г.
  124. ^ Рамирес, Эй Джей (9 июня 2011 г.). «10 лучших песен Нирваны всех времен» . ПопМатерс . Проверено 8 мая 2021 г.
  125. ^ Коффман, Тим (12 января 2022 г.). «14 артистов под влиянием Нирваны, от Кида Кади до Pretty Reckless» . Журнал «Альтернативная пресса» . Проверено 30 мая 2023 г. Nirvana — хороший выбор того, как выглядит идеальный альтернативный рок.
  126. ^ Jump up to: а б Стейнке, Дарси (октябрь 1993 г.). «Разбивая головы о панк-рок» . Вращаться . Проверено 20 июля 2021 г.
  127. ^ Хаймс, Джеффри (20 февраля 2018 г.). «Скряга: почему Hüsker Dü, а не Nirvana, были настоящими королями второй волны панка» . Вставить . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 28 августа 2022 г.
  128. ^ МакГи, Алан (30 ноября 2006 г.). «Нирвана: последнее ура панка» . Хранитель . Проверено 28 августа 2022 г.
  129. ^ Jump up to: а б с «10 крупнейших хитов Нирваны на рекламных щитах» . Рекламный щит . 4 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2020 г. . Проверено 21 июня 2020 г.
  130. ^ Азеррад, 1994. с. 102
  131. ^ Азеррад, 1994. с. 103
  132. ^ Азеррад, 1994. с. 103–4
  133. ^ Кантер, Луизиана «Уравновешенные истерики Курта Кобейна». Гитарист . Февраль 1992 года.
  134. ^ Чаппелл, Джон. «Музыка Нирваны». Гитара . Июнь 1993 года.
  135. Полное интервью Nirvana Rare, 1993 г. [url= https://www.youtube.com/watch?v=1rhotCKLwcQ&t=1m57s . Архивировано 23 апреля 2021 г., в Wayback Machine ] Сиэтл, 10 августа 1993 г. Проверено 13 мая 2014 г.
  136. ^ ди Перна, Алан. «Никогда». Гитарный мир . Март 1999 года.
  137. ^ Азеррад, 1994. с. 231–32
  138. ^ Кросс, Чарльз Р. «Реквием по мечте». Гитарный мир . Октябрь 2001 года.
  139. ^ Гилберт, Джефф. «Дешевые трюки». Гитарный мир . Февраль 1992 года.
  140. ^ Классические альбомы — Нирвана: Nevermind [DVD]. Айсис Продакшнс, 2004.
  141. ^ Азеррад, 1994. с. 140
  142. ^ Верно, Эверетт. «Сиэтл: Рок-Сити». Создатель мелодий . 18 марта 1989 года.
  143. ^ Jump up to: а б ди Перна, Алан. «Создание небытия ». Гитарный мир . Осень 1996 года.
  144. ^ Робб, Джон. «Белая жара». Звуки . 21 октября 1989 года.
  145. ^ Азеррад, 1994. с. 210–11
  146. ^ 100 самых влиятельных музыкантов всех времен . Чикаго, Иллинойс: Образовательное издательство Britannica. 2009. ISBN  978-1-61530-056-3 . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 18 ноября 2020 г.
  147. ^ Олсен, Эрик. «10 лет спустя Кобейн продолжает жить в своей музыке» . MSNBC.com . Проверено 19 октября 2010 г.
  148. ^ Эрлевин, Стивен Томас . «Биография артиста Nirvana». Архивировано 14 июля 2017 года в Wayback Machine . Вся музыка . Проверено 21 октября 2013 г.
  149. ^ Jump up to: а б Эрлевин, Стивен Томас. «Американский альтернативный рок/пост-панк» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 25 октября 2010 года . Проверено 18 января 2011 г.
  150. ^ Рич, Фрэнк (14 апреля 1994 г.). «Журнал – Вдали от Нирваны» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 17 января 2011 г.
  151. ^ Парелес, Джон (14 июня 1992 г.). «Поп-просмотр; Нирвана-бесы ждут зова славы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 января 2011 г.
  152. ^ Азеррад, 1994, с. 225
  153. ^ Азеррад, 2001. с. 493
  154. ^ «Каталог Nirvana будет выпущен на виниле». Архивировано 26 июня 2013 года в Wayback Machine . CBC.ca. 21 марта 2009 г. Проверено 7 марта 2012 г.
  155. ^ «Самые продаваемые артисты» . Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA) . Проверено 30 мая 2021 г.
  156. «Nirvana Awards». Архивировано 29 декабря 2017 года в Wayback Machine . Вся музыка. Проверено 21 октября 2013 г.
  157. ^ «Поиск в базе данных Gold & Platinum: 'Nirvana'». Архивировано 18 апреля 2016 г., в Wayback Machine . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 1 июля 2017 г.
  158. ^ «Сертифицированные награды». Архивировано 24 января 2013 года в Wayback Machine . Британская фонографическая индустрия . Проверено 23 октября 2013 г. Примечание . В разделе «Поиск по параметрам» пользователю необходимо (1) ввести «Нирвана» в поле «Ключевые слова» и (2) поставить галочку в поле «Точное соответствие», затем (3) нажать кнопку Кнопка «Поиск».
  159. ^ Малой, Сара. «Издания Nirvana, посвященные 20-летию 'Nevermind', включают неизданные записи, альтернативные миксы и многое другое». Архивировано 16 мая 2019 года на Wayback Machine . Рекламный щит . 26 июля 2011 г. Проверено 23 октября 2013 г.
  160. ^ «В этот день: 1994: Рок-музыкант Курт Кобейн 'застрелился'». Архивировано 24 сентября 2014 года в Wayback Machine . Би-би-си. 8 апреля 1994 г. Проверено 23 октября 2013 г.
  161. ^ « » Зал славы Моджо 100 . Журнал Mojo (выпуск, посвященный 10-летию 120). Ноябрь 2003 г. ISSN   1351-0193 .
  162. ^ «Первые звезды в Зале музыкальной славы». Архивировано 23 октября 2013 года в Wayback Machine . Би-би-си . 12 ноября 2004 г. Проверено 22 октября 2013 г.
  163. ^ «Rolling Stone: The Immortals: 100 величайших артистов всех времен». Архивировано 14 марта 2013 года в Wayback Machine . Рок в сети. 2004. Проверено 3 октября 2013 г.
  164. ^ Поп, Игги . «100 величайших артистов: Нирвана». Архивировано 31 января 2016 года в Wayback Machine . Роллинг Стоун . 2011. Проверено 3 октября 2013 г.
  165. ^ «100 величайших гитаристов: выбор Дэвида Фрике: Курт Кобейн». Архивировано 19 сентября 2017 года в Wayback Machine . Роллинг Стоун . 2003. Проверено 21 октября 2013 г.
  166. ^ «100 величайших певцов: Курт Кобейн». Архивировано 26 сентября 2017 года в Wayback Machine . Роллинг Стоун . 27 ноября 2008 г. Проверено 4 октября 2013 г.
  167. ^ «100 величайших гитаристов: Курт Кобейн». Архивировано 31 августа 2017 года в Wayback Machine . Роллинг Стоун . 24 ноября 2011 г. Проверено 4 октября 2013 г.
  168. ^ «VH1: 100 величайших исполнителей рок-н-ролла». Архивировано 19 ноября 2019 года в Wayback Machine . Рок в сети. 1998. Проверено 3 октября 2013 г.
  169. ^ «VH1: '100 величайших исполнителей хард-рока': 1–50». Архивировано 15 июля 2013 г., в Wayback Machine . Рок в сети. 2000. Проверено 7 октября 2013 г.
  170. ^ «100 величайших артистов всех времен VH1». Архивировано 26 ноября 2020 года в Wayback Machine . Стереогум . 3 сентября 2010 г. Проверено 3 октября 2013 г.
  171. ^ «Песни, которые сформировали рок-н-ролл» . Зал славы рок-н-ролла. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 7 октября 2013 г.
  172. ^ «Окончательные 200 альбомов» . Зал славы рок-н-ролла. 2007. Архивировано из оригинала 10 апреля 2007 года . Проверено 23 октября 2013 г.
  173. ^ «Реестр признает уникальную роль Нирваны» . Сиэтл ПИ . Сентябрь 2005 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 г. Проверено 19 ноября 2018 г.
  174. Песни Nirvana вошли в список Stone Rolling «500 величайших песен всех времён» журнала :
  175. Альбомы Nirvana включены в список Stone Rolling «500 величайших альбомов всех времён» журнала :
  176. Альбомы Nirvana вошли в список Stone Rolling «100 лучших альбомов девяностых» журнала :
  177. ^ Тирангиэль, Джош (13 ноября 2006 г.). «100 альбомов за все время: Неважно » . Время . Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  178. ^ Суддат, Клэр (21 октября 2011 г.). «100 песен за все время: «Smells Like Teen Spirit» » . Время . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  179. ^ «30 лучших музыкальных клипов за все время: 'Heart-Shaped Box' » . Время . 26 июля 2011. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  180. ^ «100 лучших альбомов 1990-х - страница 10» . Вилы . 17 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 г. Проверено 11 декабря 2020 г.
  181. ^ «Зал славы рок-н-ролла: призывники» . Рокхолл.com. 15 апреля 2013. Архивировано из оригинала 18 сентября 2017 года . Проверено 12 марта 2014 г.
  182. ^ Левин, Даррен (18 марта 2014 г.). «Барабанщика Nirvana исключили из Зала славы из-за жестокого СМС» . Быстрее Громче . Faster Louder Pty Ltd. Архивировано из оригинала 22 марта 2014 года . Проверено 22 марта 2014 г.
  183. ^ «Прочитайте речь Нирваны о внесении ее в Зал славы рок-н-ролла» . Роллинг Стоун . 11 апреля 2014 года . Проверено 1 апреля 2016 г.
  184. ^ «Нирвана получает награду за заслуги перед жизнью на церемонии вручения премии Грэмми 2023 года» . www.grammy.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
  185. ^ MTV отключено в нью-йоркских заметках . ДГК. 1 ноября 1994 года . Проверено 13 марта 2023 г.
  186. ^ Jump up to: а б "Неважно" . Примечания к альбому . Проверено 12 марта 2023 г.
  187. ^ Робертс, Алекс. «Дейл Демо» . LiveNIRVANA.com . Живая Нирвана . Проверено 1 октября 2021 г.
  188. ^ Jump up to: а б «Как Пэт Смир присоединился к Нирване» . Ютуб . Проверено 13 марта 2023 г. «В какой-то момент у Nirvana появился еще один гитарист, как в 1989 или 1990 годах. Этот чувак по имени Джейсон Эверман какое-то время был в группе», – Дэйв Грол
  189. ^ «15 июля 1993 года — 2-й этаж, музыкальный автомат-Сити, Сиэтл, Вашингтон, США» . Живая Нирвана . Проверено 12 марта 2023 г.
  190. ^ «5 февраля 1994 года – драматическо-спортивный коллектив Кашкайш, Кашкайш, пт» . Живая Нирвана . Проверено 12 марта 2023 г.
  191. ^ Jump up to: а б Эндино, Джек. «Часто задаваемые вопросы о Нирване» . Эндино.com . Джек Эндино . Проверено 1 октября 2021 г.
  192. ^ Эванлевин. «Интервью: Кера Энн Шейли (Подгузник, мученик и пистолет)» . Лебединый гриб . № 22 марта 2010 г. Проверено 29 октября 2022 г.

Библиография

  • Азеррад, Майкл. Приходи таким, какой ты есть: История Нирваны . Даблдей, 1994. ISBN   0-385-47199-8
  • Кросс, Чарльз Р. Тяжелее небес: Биография Курта Кобейна . Гиперион, 2001. ISBN   0-7868-8402-9
  • ДеРогатис, Джим. Milk It!: Сборник размышлений о взрыве альтернативной музыки 90-х . Да Капо, 2003. ISBN   0-306-81271-1
  • Гаар, Джиллиан Г. В матке . Континуум, 2006. ISBN   0-8264-1776-0
  • Рокко, Джон (редактор). Спутник Нирваны: два десятилетия комментариев . Ширмер, 1998. ISBN   0-02-864930-3
  • Верно, Эверетт. Нирвана: Биография . Да Капо, 2007. ISBN   0-306-81554-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cd6e08b6fc4d736c41a8c40ac258adc__1722196980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/dc/5cd6e08b6fc4d736c41a8c40ac258adc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nirvana (band) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)