Jump to content

Билл Эванс

Билл Эванс
Фотография мужчины с короткими зачесанными назад волосами и очками в роговой оправе, курящего сигарету.
Эванс в 1961 году
Справочная информация
Имя при рождении Уильям Джон Эванс
Рожденный ( 1929-08-16 ) 16 августа 1929 г.
Плейнфилд, Нью-Джерси , США
DiedSeptember 15, 1980(1980-09-15) (aged 51)
New York City, U.S.
Genres
Occupation(s)
  • Musician
  • composer
  • arranger
  • conductor
Instrument(s)Piano
DiscographyBill Evans discography
Years active1950s–1980[1]
Labels
Formerly ofGeorge Russell, Miles Davis, Cannonball Adderley, Philly Joe Jones, Scott LaFaro, Paul Motian, Eddie Gómez, Marty Morell, Tony Bennett, Jim Hall, Stan Getz, Monica Zetterlund, Chet Baker

Уильям Джон Эванс (16 августа 1929 - 15 сентября 1980) был американским джазовым пианистом и композитором, который работал в основном лидером своего трио. [2] Его использование импрессионистской гармонии, блочных аккордов , новаторских звучаний аккордов и фирменных ритмически независимых, «поющих» мелодических линий продолжает оказывать влияние на джазовых пианистов и сегодня.

Он родился в Плейнфилде, штат Нью-Джерси , США, изучал классическую музыку в Университете Юго-Восточной Луизианы и Музыкальной школе Маннеса в Нью-Йорке, где специализировался на композиции и получил диплом художника . В 1955 году он переехал в Нью-Йорк , где работал с руководителем оркестра и теоретиком Джорджем Расселом . В 1958 году Эванс присоединился к Майлза Дэвиса секстету , который в 1959 году, погрузившись тогда в модальный джаз , записал Kind of Blue — самый продаваемый джазовый альбом всех времён. [3]

В конце 1959 года Эванс покинул группу Майлза Дэвиса и начал свою карьеру в качестве лидера с басистом Скоттом Лафаро и барабанщиком Полом Мотианом , группой, которая сейчас считается плодотворным современным джазовым трио. [ нужна ссылка ] . В 1961 году они записали два альбома во время выступления в джаз-клубе Village Vanguard в Нью-Йорке , Sunday at Village Vanguard и Waltz for Debby ; Десятилетия спустя был выпущен полный комплект их записей Vanguard на трех компакт-дисках. Однако через десять дней после окончания бронирования ЛаФаро погиб в автокатастрофе. После нескольких месяцев отсутствия публичных выступлений Эванс вновь появился с новым трио, в состав которого вошли басист Чак Израэлс . В 1963 году Эванс записал «Conversations with Myself» , сольный альбом, созданный с использованием технологии наложения . В 1966 году он встретил басиста Эдди Гомеса , с которым проработал следующие 11 лет. В середине 1970-х Билл Эванс сотрудничал с певцом Тони Беннеттом над двумя альбомами, получившими признание критиков: The Tony Bennett/Bill Evans Album (1975) и Together Again (1977).

Many of Evans's compositions, such as "Waltz for Debby" and "Time Remembered", have become standards, played and recorded by many artists. Evans received 31 Grammy nominations and seven awards, and was inducted into the DownBeat Jazz Hall of Fame.[4]

Biography

[edit]

Early life

[edit]

Evans grew up in North Plainfield, New Jersey, the son of Harry and Mary Evans (née Soroka). His father was of Welsh descent and ran a golf course; his mother was of Rusyn ancestry and descended from a family of coal miners.[5][6] The marriage was stormy because of his father's heavy drinking, gambling, and abuse.[7][8] Bill had a brother, Harry (Harold), two years his senior, with whom he was very close.[8]

Given Harry Evans Sr.'s destructive character, Mary Evans often left home with her sons to go to nearby Somerville, to stay with her sister Justine and the Epps family. There, Harry began piano lessons somewhere between ages 5 and 7 with local teacher Helen Leland. Bill was thought to be too young for lessons, but he began to play what he had heard during his brother's instruction,[9][10] and soon both were taking piano lessons.[11]

Evans remembered Leland with affection for not insisting on a heavy technical approach, with scales and arpeggios. He quickly developed a fluent sight-reading ability, but Leland considered Harry a better pianist.[11] At the age of seven, Bill began violin lessons, and soon also flute and piccolo. He soon dropped those instruments, but it is believed they later influenced his keyboard style. He later named Mozart, Beethoven and Schubert as composers whose work he often played.[12] During high school, Evans came in contact with 20th-century music like Stravinsky's Petrushka, which he called a "tremendous experience", and Milhaud's Suite provençale, whose bitonal language he believed "opened him to new things." Around the same time came his first exposure to jazz, when at age 12 he heard Tommy Dorsey and Harry James's bands on the radio. At age 13, Bill stood in for a sick pianist in Buddy Valentino's rehearsal band,[13] where Harry was already playing the trumpet.[13][14] Soon he began to perform for dances and weddings throughout New Jersey, playing music like boogie-woogie and polkas for $1 per hour.[15] Around this time, he met multi-instrumentalist Don Elliott, with whom he later recorded. Another important influence was bassist George Platt, who introduced Evans to the theory of harmony.[16]

Evans also listened to Earl Hines, Art Tatum, Coleman Hawkins, Bud Powell, George Shearing, Stan Getz, and Nat King Cole among others. He particularly admired Cole.[17] Evans attended North Plainfield High School, graduating in 1946.[18]

One night I got really adventurous on "Tuxedo Junction" and I put in a little "ping!" you know, that wasn't written, and this was such an experience! To make music that wasn't indicated. That really got me into starting to want to think about how to make the music.

Interview with Harry Evans. c. 1965.[12]

College, army, sabbatical year

[edit]

I have always admired your [Magee's] teaching as that rare and amazing combination – exceptional knowledge combined with the ability to bring that same knowledge, that lies deep within the student, to life. You were certainly my biggest inspiration in college, and the seeds of the insights that you have sown, have in practice borne fruit many times over.

Bill Evans talking about Gretchen Magee[5]

After high school, in September 1946, Evans attended Southeastern Louisiana University on a flute scholarship.[19][20] He studied classical piano interpretation with Louis P. Kohnop, John Venettozzi, and Ronald Stetzel.[21] A key figure in Evans's development was Gretchen Magee, whose methods of teaching left a big imprint on his compositional style.

Around his third year in college, Evans composed his first known tune, "Very Early".[15] Around that time he also composed a piece called "Peace Piece".[6] Years later, when asked to play it, he said it was a spontaneous improvisation and didn't know it. He was a founding member of SLU's Delta Omega chapter of Phi Mu Alpha Sinfonia, played quarterback for the fraternity's football team, and played in the college band. In 1950, he performed Beethoven's Piano Concerto No. 3 on his senior recital, graduating with a Bachelor of Music in piano and a bachelor's in music education. Evans regarded his last three years in college as the happiest of his life.[22]

Program of Evans's graduation concert. April 24, 1950.

During college, Evans met guitarist Mundell Lowe, and after graduating, they formed a trio with bassist Red Mitchell. The three relocated to New York City, but their inability to attract bookings prompted them to leave for Calumet City, Illinois.[23] In July 1950, Evans joined Herbie Fields's band, based in Chicago. During the summer, the band did a three-month tour backing Billie Holiday, including East Coast appearances at Harlem's Apollo Theater and shows in Philadelphia, Baltimore, and Washington, D.C. The band included trumpeter Jimmy Nottingham, trombonist Frank Rosolino and bassist Jim Aton. Upon its return to Chicago, Evans and Aton worked as a duo in clubs, often backing singer Lurlean Hunter. Shortly thereafter, Evans received his draft notice and entered the U.S. Army.

During his three-year (1951–54) period in the Army,[14] Evans played flute, piccolo, and piano in the Fifth U.S. Army Band at Fort Sheridan. He hosted a jazz program on the camp radio station and occasionally performed in Chicago clubs, where he met singer Lucy Reed, with whom he became friends and later recorded. He met singer and bassist Bill Scott and Chicago jazz pianist Sam Distefano (his bunkmate in their platoon), both of whom became Evans's close friends. Evans's stay in the Army was traumatic, however, and he had nightmares for years. As people criticized his musical conceptions and playing, he lost confidence for the first time.[24] Around 1953, Evans composed his best-known tune, "Waltz for Debby", for his young niece.[25] During this period, he began using recreational drugs, occasionally smoking marijuana.[26]

Evans was discharged from the Army in January 1954, and entered a period of seclusion triggered by the harsh criticism he had received. He took a sabbatical year and lived with his parents, where he set up a studio, acquired a grand piano and worked on his technique, believing he lacked the natural fluency of other musicians. He visited his brother, now in Baton Rouge, Louisiana, recently married and working as a conservatory teacher.[9]

Return to New York City

[edit]

In July 1955, Evans returned to New York City and enrolled in the Mannes College of Music for a three-semester postgraduate course in music composition. He also wrote classical settings of poems by William Blake. Along with his studies, Evans played in low-profile "Tuxedo gigs" at the Friendship Club and the Roseland Ballroom, as well as Jewish weddings, intermission spots, and over-40 dances. Better opportunities also arose, such as playing solo opposite the Modern Jazz Quartet at the Village Vanguard, where one day he saw Miles Davis listening to him. During this period, Evans also met Thelonious Monk.[9]

Evans soon began to perform in Greenwich Village clubs with Don Elliott, Tony Scott, Mundell Lowe, and bandleader Jerry Wald. He may have played on some of Wald's discs, but his first proven Wald recording is Listen to the Music of Jerry Wald, which also featured his future drummer Paul Motian.[9]

In early 1955, singer Lucy Reed moved to New York City to play at the Village Vanguard and The Blue Angel, and in August she recorded The Singing Reed with a four-piece group that included Evans. During this period, he met two of Reed's friends: manager Helen Keane, who became his agent seven years later, and George Russell, with whom he soon worked. That year, he recorded with guitarist Dick Garcia on A Message from Garcia for the Dawn label. In parallel, Evans kept up his work with Scott, playing in Preview's Modern Jazz Club in Chicago during December 1956–January 1957, and recording The Complete Tony Scott. After the Complete sessions, Scott left for a long overseas tour.[9]

Debut album New Jazz Conceptions

[edit]

In September 1956, producer Orrin Keepnews was convinced to record the reluctant Evans by a demo tape Mundell Lowe played to him over the phone. The result was his debut album, New Jazz Conceptions, featuring the original versions of "Waltz for Debby" and "Five".[9] Eleven songs were recorded in the first session, including Evans' original composition "Waltz for Debby", which would prove to be his most recognized and recorded composition.[27] The album began Evans's relationship with Riverside Records, and also marked the formation of the first Bill Evans trio with Teddy Kotick (bass) and Paul Motian (drums). Allmusic critic Scott Yanow said about the album: "Bill Evans' debut as a leader found the 27-year-old pianist already sounding much different than the usual Bud Powell-influenced keyboardists of the time... A strong start to a rather significant career."[28] David Rickert of All About Jazz noted the influence of Bud Powell and wrote "Even at this stage he had the chops to make this a good piano jazz album, but in the end it's not a very good Bill Evans album... There are glimpses of the later trademarks of Evans' style..."[29] Although a critical success that gained positive reviews in DownBeat and Metronome magazines, New Jazz Conceptions was initially a financial failure, selling only 800 copies the first year. "Five" was for some time Evans's trio farewell tune during performances.[9] After the album's release, Evans spent much time studying J. S. Bach's music to improve his technique.[30]

Work with George Russell

[edit]

It was one of those magic moments in your life when you expect a horror story, and the doors of heaven open up. I knew there and then he wasn't going to get away.

George Russell upon hearing Bill Evans for the first time.[9]

Evans met composer George Russell during his tenure with Lucy Reed. Russell's first impression of Evans was negative ("this is going to be like pulling teeth all day"), but when he secretly heard Evans play, he completely changed his mind.[9] Russell was then developing his magnum opus, the treatise Lydian Chromatic Concept of Tonal Organization, in which he argued that the Lydian mode was more compatible with tonality than the major scale used in most music. This was groundbreaking in jazz, and soon influenced musicians like Miles Davis. Evans, who was already acquainted with these ideas, began to work with Russell in 1956.[9]

By this time, RCA Victor had begun a series of recordings called Jazz Workshop, and soon Russell, through the intervention of Hal McKusick and Jack Lewis, gained his own record date titled The Jazz Workshop and released in 1957. At that time, Russell assembled trumpeter Art Farmer, guitarist Barry Galbraith, bassist Milt Hinton and Bill Evans on piano for three recording dates, along with several rehearsal sessions. Initially, for these sessions, only the bassist was given a written part, while the rest were left, and, according to Farmer, "took the parts at home and tried to come to terms with them". The album took a year to make, and was successful enough to enable Russell to escape his penurious lifestyle.[9] Evans performed a significant solo in "Concerto for Billy the Kid".[14]

In 1957, Russell was one of six composers (three jazz, three classical) Brandeis University commissioned to write a piece for its Festival of the Creative Arts in the context of the first experiments in third stream jazz. Russell wrote a suite for orchestra, "All About Rosie", that featured Evans, among other soloists.[30] "All About Rosie" has been cited as one of the few convincing examples of composed polyphony in jazz.[31] A week before the festival, the piece was previewed on TV, and Evans's performance was deemed "legendary" in jazz circles. During the festival performance, on June 6, Evans became acquainted with Chuck Israels, who became his bassist years later. [32] During the Brandeis Festival, guitarist Joe Puma invited Evans to play on the album Joe Puma/Jazz.[33]

Chet Baker worked with Bill Evans on his album Chet in 1958–1959.

That year, Evans also met bassist Scott LaFaro while auditioning him for a place in an ensemble led by trumpeter Chet Baker, and was impressed. LaFaro joined his trio three years later.[34]

Evans also performed on albums by Charles Mingus, Oliver Nelson, Tony Scott, Eddie Costa and Art Farmer.

Work with Miles Davis, Everybody Digs Bill Evans, and Kind of Blue

[edit]
Miles Davis in 1955, three years before meeting Evans.

In February 1958, at Miles Davis's urging, Russell drove Evans over to the Colony Club in Brooklyn, to play with Davis' sextet. At this time, John Coltrane, Cannonball Adderley, Paul Chambers and Philly Joe Jones were the other members of Davis' group. Red Garland had recently been fired, and Evans knew he was not merely filling in for one night but auditioning to become the group's regular pianist. By the end of the night, Davis told Evans that he would be playing their next engagement in Philadelphia.[35][36] The band had been known for playing a mixture of jazz standards and bebop originals, but by the time Evans arrived, Davis had begun his venture into modal jazz, having just released his album Milestones.

Evans formally joined the Miles Davis group in April 1958. The band appeared in radio broadcasts on Saturday nights and, on May 3, the new formation made its first broadcast from Café Bohemia (its usual locale). The live radio appearance that was broadcast on May 17, 1958, and also released on the album titled Makin' Wax, is known as the earliest documented evidence of the collaboration between Bill Evans and Miles Davis.[37] By mid-May, Jimmy Cobb replaced Philly Joe Jones, with whom Evans had developed a close friendship. On May 26, Evans made his first studio recordings with Davis, which were first issued as part of Jazz Track,[38] and later reissued on 1958 Miles.

A performance of the Ballets Africains from Guinea in 1958 sparked Davis' interest in modal music. This music stayed for long periods of time on a single chord, weaving in and out of consonance and dissonance.[39] Another influence was George Russell's treatise. Both influences coalesced in Davis' conception of modal jazz offering an alternative to chord changes and major/minor key relationships, relying instead on a series of modal scales. He realized that Evans, who had worked with Russell, could follow him into modal music. At the same time, Evans introduced Davis to twentieth-century classical composers such as Sergei Rachmaninoff, Maurice Ravel, and Aram Khachaturian.[14]

The band's mostly black followers did not react favourably to the replacement of Garland with a white musician.[9][35] Davis used to tease him and Evans's sensitivity perhaps let it get to him. However, the band began to find a new, smoother groove, as Adderley recalled: "When he started to use Bill, Miles changed his style from very hard to a softer approach."[35]

Bill had this quiet fire that I loved on piano. The way he approached it, the sound he got was like crystal notes or sparkling water cascading down from some clear waterfall. I had to change the way the band sounded again for Bill's style by playing different tunes, softer ones at first.

Miles Davis[40]

In July 1958, Evans appeared as a sideman on Adderley's album Portrait of Cannonball, featuring the first performance of "Nardis", specially written by Davis for the session. While Davis was not very satisfied with the performance, he said that from then on, Evans was the only one to play it in the way he wanted. The piece came to be associated with Evans's future trios, which played it frequently.[9]

By the end of the summer, Davis knew Evans was quickly approaching his full professional development; and that he would soon decide to leave Davis' group.[35] This year, Evans won the DownBeat International Critics' Poll for his work with Davis and his album New Jazz Conceptions.[41]

In September 1958, Evans recorded as a sideman in Art Farmer's album Modern Art, also featuring Benny Golson. All three had won the DownBeat poll. [41] Later, Evans deemed this record as one of his favorites. During this period, despite all the successes, Evans was visiting a psychiatrist, as he was unsure whether he wanted to continue as a pianist.[42]

Evans left Davis' sextet in November 1958 and stayed with his parents in Florida and his brother in Louisiana. While he was burned out, one of the main reasons for leaving was his father's illness.[42] During this sojourn, the always self-critical Evans suddenly felt his playing had improved. "While I was staying with my brother in Baton Rouge, I remember finding that somehow I had reached a new level of expression in my playing. It had come almost automatically, and I was very anxious about it, afraid I might lose it."[42]

Shortly after, he moved back to New York, and in December Evans recorded the trio album Everybody Digs Bill Evans for Riverside Records with bassist Sam Jones and drummer Philly Joe Jones. This was Evans's second album as a leader, the first since New Jazz Conceptions, recorded two years earlier. While producer Orrin Keepnews had many times tried to persuade Evans to make a second trio recording, the pianist felt he had nothing new to say ... until then. He had also been too busy traveling with Davis to make a record.[43]

Evans built "Peace Piece" on a simple one-bar ostinato left-hand figure in C major. Over this static harmonic frame, he freely improvised melodies.

One of the pieces to appear on the album was Leonard Bernstein's "Some Other Time". Evans started to play an introduction using an ostinato figure. However, according to Keepnews, who was present, the pianist spontaneously started to improvise over that harmonic frame, creating the recording that would be named "Peace Piece". According to Evans: "What happened was that I started to play the introduction, and it started to get so much of its own feeling and identity that I just figured, well, I'll keep going." However, Gretchen Magee claims that the piece had been penned as an exercise during his college years, while Peri Cousins says that he would often play the piece at home.[44]

Evans returned to the Davis sextet in early 1959, at the trumpeter's request, to record Kind of Blue, often considered the best-selling jazz album of all time.[3][45]

As usual, during the sessions of Kind of Blue, Miles Davis called for almost no rehearsal and the musicians had little idea what they were to record. Davis had given the band only sketches of scales and melody lines on which to improvise. Once the musicians were assembled, Davis gave brief instructions for each piece and then set about taping the sextet in studio.[46]

During the creative process of Kind of Blue, Davis handed Evans a piece of paper with two chords—G minor and A augmented—and asked "What would you do with that?" Evans spent the next night writing what would become "Blue in Green". However, when the album came out, the song was attributed exclusively to Davis. When Evans suggested he might deserve a share of the royalties, Davis offered him a check for $25.[9][47] Evans also penned the liner notes for Kind of Blue, comparing jazz improvisation to Japanese visual art.[46] By the fall of 1959, Evans had started his own trio with Jimmy Garrison and Kenny Dennis, but it was short-lived.[34]

Sometime during the late 1950s, most probably before joining Miles Davis, Evans began using heroin. Philly Joe Jones has been cited as an especially bad influence in this aspect.[9][48] Although Davis seems to have tried to help Evans kick his addiction, he did not succeed.

Первый долгосрочный роман Эванса был с чернокожей женщиной по имени Пери Казинс (в честь которой был назван «Прицел Пери») во второй половине 1950-х годов. У пары были проблемы с бронированием отелей во время выступлений Эванса, поскольку большинство из них не допускали межрасовых пар. На рубеже десятилетий Эванс встретил официантку по имени Эллейн Шульц, которая стала его партнершей на двенадцать лет. [48]

[ редактировать ]
Джек ДеДжонетт выступил с трио Билла Эванса на джазовом фестивале в Монтрё и других мероприятиях.
Джо Лабарбера выступал с трио Билла Эванса в 1979–1980 годах.
Чак Израэльс выступал с трио Билла Эванса в 1962–1966 годах.
Эдди Гомес выступал с трио Билла Эванса в 1964–1974 годах.
1956 с Тедди Котиком (бас), Полом Мотианом (ударные)
1958 с Сэмом Джонсом (бас), Филли Джо Джонсом (ударные) (только студийная группа)
1959 с Полом Чемберсом (бас), Филли Джо Джонсом (ударные) (только студийная группа)
1960–1961 со Скоттом ЛаФаро (бас), Полом Мотианом (ударные)
1962 с Чаком Израэлсом (бас), Полом Мотианом (ударные)
1962 с Монти Бадвигом (бас), Шелли Мэнн (ударные) (только студийная группа)
1963–1965 с Чаком Израэлсом (бас), Ларри Банкером (ударные)
1964 с Гэри Пикоком (бас), Полом Мотианом (ударные)
1966 с Чаком Израэлсом (бас), Арнольдом Уайзом (ударные)
1966 с Эдди Гомесом (бас), Шелли Мэнн (ударные) (только студийная группа)
1967 с Эдди Гомесом (бас), Филли Джо Джонсом (ударные)
1967-1968 с Эдди Гомесом (бас), Джеком ДеДжонеттом (ударные)
1968–1974 с Эдди Гомесом (бас), Марти Мореллом (ударные)
1976–1977 с Эдди Гомесом (бас), Элиотом Зигмундом (ударные)
1978 с Майклом Муром (бас), Филли Джо Джонсом (ударные)
1979–1980 с Марком Джонсоном (бас), Джо Лабарберой (ударные)

Трио со Скоттом Лафаро и Полом Мотианом

[ редактировать ]

Нам нужны были люди, которые интересовались друг другом, чтобы мы могли потратить год или два на то, чтобы просто расти, без амбиций, просто позволяя музыке расти. И позволяем нашим талантам сливаться естественным образом.

Эванс в интервью Джорджу Клэбину, 1966 год. [34]

В середине 1959 года Эванс выступал на Basin Street East , и его посетил басист Скотт Лафаро , который играл с певцом и пианистом Бобби Скоттом в клубе за углом. [49] ЛаФаро выразил заинтересованность в формировании трио и предложил Пола Мотиана , который появился на альбоме Эванса New Jazz Conceptions , в качестве барабанщика новой группы. [34] Трио с Лафаро и Мотианом стало одним из самых знаменитых фортепианных трио в джазе. [ нужен пример ] . В этой группе внимание Эванса сосредоточилось на традиционных джазовых стандартах и ​​оригинальных композициях с дополнительным акцентом на взаимодействии между участниками группы. Эванс и ЛаФаро достигли высокого уровня музыкальной эмпатии. [ нужны дальнейшие объяснения ] . В декабре 1959 года группа записала свой первый альбом Portrait in Jazz для Riverside Records .

В начале 1960 года трио начало тур, в ходе которого они посетили Бостон, Сан-Франциско (в Jazz Workshop ) и Чикаго (в Sutherland Lounge ). Вернувшись в Нью-Йорк в феврале, группа выступила в Town Hall с участием нескольких артистов, а затем начала резиденцию в Birdland . Хотя в 1960 году трио не выпустило никаких студийных пластинок, в начале 1970-х годов были незаконно выпущены две контрафактные записи радиопередач с апреля и мая, что привело Эванса в ярость. [50] Позже они будут посмертно выпущены как The 1960 Birdland Sessions . [9]

Параллельно с работой в трио Эванс продолжал работать бэк-музыкантом у других руководителей групп. В 1960 году он выступил на певца Фрэнка Миньона альбоме The Soft Land of Make Believe , в который вошли версии композиций Kind of Blue «Flamenco Sketches» и «So What» с добавленными текстами. В том же году он также записал The Soul of Jazz Percussion с Филли Джо Джонсом и Чемберсом. [9]

В мае 1960 года трио выступило на одном из концертов Jazz Profiles, серии, организованной Чарльзом Шварцем. Примерно в это же время Эванс нанял Монте Кея своим менеджером. Во время одного из своих концертов в Jazz Gallery Эванс заразился гепатитом и поехал в дом своих родителей во Флориде, чтобы выздороветь. В это время Эванс также участвовал в записях The Great Kai & JJ и The Incredible Kai Winding Trombones для Impulse! Рекорды . В мае и августе 1960 года Эванс появился на альбоме Джорджа Рассела Jazz in the Space Age . В конце 1960 года он выступил на альбоме Jazz Abstractions , записанном под руководством Гюнтера Шуллера и Джона Льюиса . [9]

Трио Эванса с Мотианом и ЛаФаро записало Explorations в феврале 1961 года, второй и последний студийный альбом группы. По словам Оррина Keepnews, атмосфера во время записи была напряженной: Эванс и Лафаро поссорились по внемузыкальным вопросам. Кроме того, на сессии Эванс страдал от головных болей, а Лафаро играл на взятом в аренду басе. [9] На диске представлена ​​первая трио-версия Эвансов "Nardis", пьесы Майлза Дэвиса, которую Эванс записал с Cannonball Adderley для альбома Adderley Portrait of Cannonball в 1958 году. Помимо "Nardis" и "Elsa", альбом состоял из джазовых стандартов. После записи Эванс поначалу не хотел выпускать альбом, полагая, что трио сыграло плохо. Однако, прослушав запись, он передумал и позже думал о ней очень положительно. [34] В феврале 1961 года, вскоре после сессий «Исследований» , он появился в качестве помощника в Оливера Нельсона «Блюзе и абстрактной истине» .

В конце июня 1961 года Риверсайд записал трио Эванса вживую в Village Vanguard, в результате чего были выпущены альбомы Sunday at Village Vanguard и Waltz for Debby . (Дальнейшие записи этого выступления были выпущены в 1984 году под названием More From The Vanguard. ) [51] [52] Позже Эванс выразил особое удовлетворение этими записями, рассматривая их как кульминацию музыкального взаимодействия своего трио. [34]

После смерти Лафаро

[ редактировать ]

Смерть 25-летнего ЛаФаро в автокатастрофе, через десять дней после выступления Vanguard, опустошила Эванса. Он больше не записывался и не выступал публично в течение нескольких месяцев.

В октябре 1961 года, по убеждению своего продюсера Оррина Кипньюса, Эванс вернулся на музыкальную сцену с Марка Мерфи альбомом Rah . С новым басистом Чаком Израэлсом они записали в декабре сессию для Nirvana с флейтистом Херби Манном . [5] В апреле и мае 1962 года Эванс завершил работу над дуэтным альбомом Undercurrent с гитаристом Джимом Холлом .

Когда в 1962 году он реформировал свое трио, были выпущены два альбома: Moon Beams и How My Heart Sings! в результате. В 1963 году, в начале своего сотрудничества с Verve , он записал Conversations with Myself , альбом, в котором использовалось наложение, накладывающее до трех отдельных фортепианных треков на каждую песню. Альбом принес ему первую премию Грэмми . [53]

Героиновая зависимость Эванса усилилась после смерти Лафаро. Его подруга Эллейн Шульц тоже была наркоманкой. Эвансу обычно приходилось занимать деньги у друзей, и в конце концов у него отключили электричество и телефонную связь. Эванс сказал: «Вы не понимаете. Это похоже на смерть и преображение. Каждый день вы просыпаетесь в боли, подобной смерти, а затем выходите и забиваете, и это преображение. Каждый день становится всей жизнью в микрокосме». [14] [54]

Эванс никогда не позволял героину вмешиваться в его музыкальную дисциплину, согласно обзорной статье BBC за 2010 год, в которой пристрастие Эванса сравнивается с зависимостью Чета Бейкера . [55] Однажды, вводя героин, Эванс задел нерв и временно вывел его из строя, проведя целую неделю в Village Vanguard практически одной рукой. [9] В это время Хелен Кин начала оказывать важное влияние, поскольку она оказала значительную помощь, помогая сохранить карьеру Эванса, несмотря на его саморазрушительный образ жизни, и у них сложилась крепкая дружба. [48]

Летом 1963 года Эванс и Шульц покинули свою квартиру в Нью-Йорке и поселились в доме его родителей во Флориде, где, кажется, на какое-то время бросили эту привычку. [9] Хотя Билл и Эллейн никогда не состояли в законном браке, во всех остальных отношениях они были мужем и женой. В то время Шульц значил для Эванса все и был единственным человеком, с которым он чувствовал подлинный комфорт. [9]

Хотя он записал много альбомов для Verve, их художественное качество обычно оценивается как неравномерное. Несмотря на быстрое развитие Израиля и творчество нового барабанщика Ларри Банкера , альбом Bill Evans Trio with Symphony Orchestra , включающий Габриэля Форе » « Павану и произведения других классических композиторов в аранжировке Клауса Огермана , разделил критическое мнение. Были сделаны некоторые записи в необычных контекстах, например, запись концерта с биг-бэндом, записанная в Ратуше более успешная часть концерта джазового трио , Нью-Йорк, которая так и не была выпущена из-за недовольства ею Эванса (хотя была выпущена ). Концертные записи и пиратские радиопередачи того периода представляют собой одни из лучших работ трио.

В 1965 году трио с Чаком Израэлсом и Ларри Банкером отправилось в хорошо принятый тур по Европе.

Билл Эванс встречается с Эдди Гомесом

[ редактировать ]

В 1966 году Билл Эванс познакомился с , уроженцем Пуэрто-Рико и выпускником Джульярда басистом Эдди Гомесом . За одиннадцатилетнее пребывание Гомес положил начало новому развитию концепции трио Эванса. Одним из наиболее значимых релизов этого периода является альбом Билла Эванса на джазовом фестивале в Монтрё (1968), который принес ему вторую премию «Грэмми». [53] Он остался фаворитом критиков и является одним из двух альбомов, которые Эванс записал с барабанщиком Джеком ДеДжонеттом .

Среди других ярких моментов этого периода - «Solo - In Memory of His Father» Билла Эванса в ратуше (1966), который также представил «Turn Out the Stars»; вторая пара с гитаристом Джимом Холлом, Intermodulation (1966); и сольный альбом Alone (1968, с 14-минутной версией «Never Let Me Go»), получивший его третью премию «Грэмми». [53]

В 1968 году барабанщик Марти Морелл к трио присоединился , который оставался там до 1975 года, когда он ушел в семейную жизнь. Это была самая стабильная и долговечная группа Эванса. Эванс преодолел зависимость от героина и вступал в период личной стабильности.

Между 1969 и 1970 годами Эванс записал « Слева направо» , в котором впервые использовал электрическое пианино.

В период с мая по июнь 1971 года Эванс записал альбом Билла Эванса , получивший две премии «Грэмми». [53] В этом полностью оригинальном альбоме (четыре новых) также присутствует чередование акустического и электрического фортепиано. Одним из них была «Товарищ Конрад», мелодия, которая возникла как джингл зубной пасты Crest , а позже была переработана и посвящена Конраду Менденхоллу, другу, погибшему в автокатастрофе. [56]

Другие альбомы включали The Tokyo Concert (1973); С тех пор, как мы встретились (1974); и But Beautiful (1974; выпущен в 1996 году) с участием трио и саксофониста Стэна Гетца в живых выступлениях из Нидерландов и Бельгии. Морелл был энергичным и прямолинейным барабанщиком, в отличие от многих бывших перкуссионистов трио, и многие критики считают, что для Эванса это был период небольшого роста. После ухода Морелла Эванс и Гомес записали два дуэтных альбома: Intuition и Montreux III .

в Нью-Йорке В начале 1970-х годов Эванс был пойман в международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди с чемоданом, содержащим героин. Хотя полиция поместила его в тюрьму на ночь, обвинение ему не было предъявлено. Однако и ему, и Эллейн пришлось начать лечение метадоном . [48] [57]

В 1973 году, работая в Редондо-Бич , штат Калифорния, Эванс встретил и влюбился в Ненетт Заззару, несмотря на его многолетние отношения с Эллейн Шульц. [9] Когда Эванс сообщила эту новость Шульцу, она сделала вид, что поняла, но затем покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд метро. Родственники Эванса полагают, что на те события могло повлиять бесплодие Шульца вкупе с желанием Билла иметь сына. [8] В результате Эванс на некоторое время снова принял героин, прежде чем возобновить лечение метадоном. В августе 1973 года Эванс женился на Ненетт, а в 1975 году у них родился ребенок Эван . Новая семья, в которую входила также падчерица Эванса Максин, жила в большом доме в Клостере , штат Нью-Джерси. [9] Оба оставались очень близки до его смерти. [9] Ненетт и Билл оставались женатыми до смерти Эванса в 1980 году.

многочастный джазовый концерт В 1974 году Билл Эванс записал написанный для него Клаусом Огерманом под названием «Симбиоз» .

Сотрудничество с Тони Беннеттом

[ редактировать ]

В музыке прослеживается интригующее сопоставление противоположностей - Беннетт, экспансивный, с сердцем в рукаве, человек с вибрато, Эванс, смотрящий в себя эстет, - что делает прослушивание более наполненным, если "заряженный" - это прилагательное, которое можно применить к чему-то настолько расслабленному. И проекты были по-настоящему совместными, артисты находились на равных: Эванс прекрасно соло повсюду, а «Снова вместе» фактически начинается с сольной фортепианной пьесы «The Bad And The Beautiful», помещенной туда по предложению Беннета, чтобы подчеркнуть, что это не было просто роман вокалиста с аккомпаниатором. ...К тому времени, когда Беннетт и Эванс записали второй альбом, они выступали вместе вживую уже год, и их партнерство, хотя оно и было достаточно комфортным на первом альбоме, заметно улучшилось.

- Крис Мэй о полных записях Тони Беннета / Билла Эванса [58]

В середине 1970-х Билл Эванс сотрудничал с певцом Тони Беннеттом над двумя альбомами, получившими признание критиков: The Tony Bennett/Bill Evans Album (1975) и Together Again (1977).Именно Тони Беннетт инициировал сотрудничество с Биллом Эвансом. Два музыканта питали взаимное уважение к таланту друг друга. Беннетт и Эванс выступали вместе около двух лет. Хотя Эванс в этот период регулярно употреблял кокаин, сообщалось, что во время записи альбомов с Беннеттом он был трезвым. [58]

И Беннетт, и Эванс заявили, что это был не просто певец с аккомпаниатором, а, скорее, взаимно стимулированная творческая попытка улучшить некоторые известные хиты, добавив новый взгляд на знакомые мелодии и гармонии. Гармонично сложные фортепианные аранжировки Эванса и его расширенные фортепианные соло были поощрены Беннеттом, чтобы подчеркнуть одинаково ценный вклад обоих музыкантов.Беннетт и Эванс записали первый альбом за четыре студийных сессии в июне 1975 года, а второй альбом за четыре студийных сессии в сентябре 1976 года. Между двумя записями Беннетт и Эванс выступали вживую дуэтом, включая песни из своих записей, включая « But Beautiful». », « Дни вина и роз », « Танцы мечты ».

Последние годы

[ редактировать ]

В 1975 году Морелла сменил барабанщик Элиот Зигмунд . За этим последовало несколько совместных проектов, и только в 1977 году трио смогло записать совместный альбом. И «I Will Say Goodbye» (последний альбом Эванса для Fantasy Records ), и «You Must Believe in Spring» (для Warner Bros.) выдвинули на первый план изменения, которые станут значительными на последнем этапе жизни Эванса. Больший упор был сделан на групповую импровизацию и взаимодействие, а также были предприняты новые гармонические эксперименты.

Эванс выступает на джазовом фестивале в Монтрё со своим трио, состоящим из Марка Джонсона (бас) и Филли Джо Джонса (ударные), 13 июля 1978 года.

Гомес и Зигмунд покинули Эванс в 1978 году. Затем Эванс попросил Филли Джо Джонса, барабанщика, которого он считал своим «любимым барабанщиком всех времен», заменить его. Несколько басистов были осуждены, из которых Майкл Мур оставался дольше всех. В конце концов Эванс остановился на Марке Джонсоне на басу и Джо Лабарбере на барабанах. Это трио станет последним для Эванса.В апреле 1979 года Эванс познакомился с Лори Верчомин, канадской официанткой (впоследствии писательницей), с которой у него были отношения до самой смерти. Верхомин был на 28 лет моложе. [48]

В начале нескольких недельного турне трио по северо-западу Тихого океана весной 1979 года Эванс узнал, что его брат Гарри, у которого была диагностирована шизофрения , покончил жизнь самоубийством в возрасте 19 лет.52. [8] [14] [48] Эта новость глубоко потрясла его, и некоторые концерты пришлось отменить. Его друзья и родственники считают, что это событие ускорило его собственную смерть в следующем году. [8] [48]

Марк Джонсон вспоминал: «Эта роковая поездка знаменует собой... начало конца. Желание Билла играть и работать заметно снизилось после смерти Гарри, на самом деле именно сама музыка удерживала его в вертикальном положении. Он выполнил свои обязательства, потому что он Нужны были деньги, но это были те немногие моменты в его жизни, когда он чувствовал себя комфортно — времена между ними, должно быть, были удручающими, и он почти не проявлял желания жить». [5]

В августе 1979 года Эванс записал свой последний студийный альбом We Will Meet Again , в который вошли одноименная композиция, написанная для его брата. Альбом посмертно получил премию Грэмми в 1981 году вместе с I Will Say Goodbye . [53]

Наркомания и смерть

[ редактировать ]
Эванс похоронен в Мемориальном парке и мавзолее Роузлон, Батон-Руж , приход Ист-Батон-Руж, Луизиана , секция 161, участок К.

В конце 1970-х Эванс отказался от героиновой зависимости с помощью метадона только для того, чтобы пристраститься к кокаину. Он начал с одного грамма в выходные, но позже начал принимать по несколько граммов в день. [48] Самоубийство его брата Гарри, возможно, также повлияло на его эмоциональное состояние после 1979 года. Его невестка Пэт Эванс заявила, что она знала, что Билл не продержится долго после смерти Гарри, и она задавалась вопросом, не это ли побудило ее купить три участка за один раз. Кладбище Батон-Руж, где был похоронен Гарри. [8] Документально подтверждено, что он добровольно отказался от лечения хронического гепатита. [8] Лори Верхомин сказала, что Эванс ясно понимал, что умрет через короткое время. [48]

15 сентября 1980 года Эванс, который несколько дней лежал в постели из-за болей в животе в своем доме в Форт-Ли, сопровождался Джо Лабарберой и Верчомином в больницу Маунт-Синай в Нью-Йорке, где он умер в тот же день. [48] Причиной смерти стало сочетание язвенной болезни , цирроза печени , бронхопневмонии и невылеченного гепатита. [9] Друг Эванса Джин Лис назвал борьбу Эванса с наркотиками «самым продолжительным самоубийством в истории». [9]

Он был похоронен в Батон-Руж , рядом со своим братом Гарри. Службы прошли на Манхэттене в пятницу, 19 сентября. [59] Трибьют, запланированный продюсерами Оррином Кипньюс и Томом Брэдшоу, состоялся в следующий понедельник, 22 сентября, в Great American Music Hall в Сан-Франциско. [60] Коллеги-музыканты отдали дань уважения покойному пианисту в первые дни Монтерейского джазового фестиваля 1980 года , который открылся на той же неделе: Дэйв Брубек исполнил свою собственную песню « In Your Own Sweet Way » 19-го числа, «Манхэттенский трансфер». 20-го числа последовал , а Джон Льюис посвятил « Я буду помнить апрель ». [61] В 1981 году Пэт Метени и Лайл Мэйс выпустили пьесу «September Fifteenth (посвящённая Биллу Эвансу)» на своём альбоме As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls .

Музыка и стиль

[ редактировать ]
Считается, что Эвансу удалось создать несколько новых гармоний, например, квартальное звучание, которое Марк Левин называет аккордом «So What» ; впервые появился во вступительном треке Kind of Blue . [62] [63]
Венский трихорд как часть 6-Z17 , измененной замены доминантного тритона (Db7alt) в тональности C, из вступления Эванса к « What Is This Thing Called Love? » [64] Играть .

Биллу Эвансу приписывают влияние на гармонический язык джазового фортепиано. [14] [65] На гармонию Эванса повлияли композиторы-импрессионисты, такие как Клод Дебюсси. [66] и Морис Равель . [67] Его версии джазовых стандартов, как и его собственные композиции, часто содержали тщательную регармонизацию. Музыкальные особенности включали добавленные тональные аккорды , модальные изменения, нетрадиционные замены и модуляции. [67]

Пример гармонии Эванса. Аккорды имеют расширения, такие как 9-я и 13-я ступени, располагаются вокруг середины C, имеют плавное голосовое ведение и оставляют основной тон басисту. Бридж первого припева «Вальса для Дебби» (мм.33–36). Из одноименного альбома 1961 года.

Одна из отличительных гармонических черт Эванса - исключение основного тона из его аккордов, оставляя эту работу басисту, сыгранному на другой доле такта или просто оставленному подразумеваемым. «Если я собираюсь сидеть здесь и играть корни, квинты и полные голоса, бас будет отнесен к машине времени». Эту идею уже исследовали Ахмад Джамал , Эрролл Гарнер и Ред Гарланд . В системе Эванса аккорд выражается как качественная идентичность и цвет. [9] [68] Большинство гармоний Эванса содержат добавленные нотные аккорды или четверти . [65] Таким образом, Эванс создал самодостаточный язык для левой руки, своеобразное звучание, позволяющее переходить от одного аккорда к другому, практически не двигая рукой. С помощью этой техники он создал эффект непрерывности в центральном регистре фортепиано. Расположенный в районе середины C, в этой области гармонические кластеры звучали наиболее четко и в то же время оставляли место для контрапунктной независимости с басом. [9]

Импровизации Эванса во многом основывались на развитии мотивов, мелодических или ритмических. [65] Мотивы могут разрушаться и рекомбинироваться, образуя мелодии. [69] Еще одна особенность стиля Эванса – ритмическое смещение. [9] [70] Его мелодичные контуры часто описывают арки. [71] Другие характеристики включают последовательность мелодий и преобразование одного мотива в другой. [71] Он играет одной рукой в ​​размере 4/4, а другой – в размере 3/4. [72]

В начале своей карьеры Эванс активно использовал блочные аккорды. Позже он частично отказался от них. [73] Во время интервью 1978 года Мэриан Макпартленд спросила:

«Как, по вашему мнению, изменилась ваша игра с тех пор, как вы только начали? Это намеренно или просто произошли изменения?»
Билл Эванс: «Ну, это намеренно, ах, но я остаюсь в том же духе… Я пытаюсь немного глубже погрузиться в то, что делаю. Что касается такого рода игры, [джазовая игра, а не более ранний пример» где он играл вальс для Дебби без какой-либо импровизации или чувства раскачивания], я думаю, что моя левая рука немного более компетентна и, ухх... конечно, я много работал над внутренними вещами, происходящими, как над внутренними голосами, над которыми я работал». [74] [75]
Первая строка « Time Remembered », написанная Эвансом в начале 1970-х годов.

По крайней мере, в последние годы жизни Эванс любил играть на клавишах A и E. [15] Эванс очень ценил музыку Баха , которая повлияла на его стиль игры и помогла ему обрести хорошее прикосновение и независимость пальцев. «Бах изменил мой подход к игре на фортепиано. Когда я был моложе, я часто использовал технику пальцев и перешел на технику с весом. На самом деле, если вы играете Баха, и голоса вообще поют и выдерживают как и должно быть, вы действительно не можете играть с неправильным подходом». [30] » Баха Эванс ценил « Хорошо темперированный клавир и его « Двух- и трехголосные инвенции » как превосходный практический материал. [ нужна ссылка ]

В интервью Лену Лайонсу Эванс сказал: «Для меня техника — это способность воплощать свои идеи в звук посредством своего инструмента». [76]

В интервью, данном в 1964 году, Эванс назвал Бада Пауэлла человеком, оказавшим на него наибольшее влияние. [77] Биограф Питер Петтингер отмечает, что Эванс «усвоил «тысячу влияний»», включая таких пианистов, как Дэйв Брубек , Джордж Ширинг , Оскар Петерсон , Эл Хейг и Лу Леви, а также валторнистов, таких как Майлз Дэвис , Диззи Гиллеспи , Чарли Паркер , и Стэн Гетц . «Однако наибольшее влияние на Эванса [в его ранние годы] оказало пианизм Ната «Кинга» Коула», которого Эванс называл «одним из самых вкусных, просто свинговых и прекрасно мелодичных импровизаторов и джазовых пианистов, когда-либо существовавших в джазе». известен, и он был одним из первых, кто меня действительно сильно зацепил». [78] Петтингер также отмечает, что «работы пианиста Ленни Тристано с его хладнокровным подходом к линии» оказали важное влияние на Эванса. [79] и Лайонс отмечает, что Тристано опередил Эванса в использовании наложения фортепианных треков. [80] Кроме того, на Эванса сильно повлияло его углубленное изучение европейской классической музыки: «Конструктивные знания музыки, которые Эванс позже привнес в джаз, прочно укоренились в этой европейской традиции, как и его тщательно обученное и изысканно изысканное владение клавишными. ." [21]

Как композитор, Эванс также «совершенно логично» ассимилировал и объединил джазовые, популярные и классические влияния. [81] Его композиционный стиль демонстрирует сходство и влияние некоторых композиторов, чьи произведения он часто исполнял, например графа Зиндарса. [81] и Мишель Легран . [82] Дж. Уильям Мюррей отмечает, что «Эванс был очень искусен в использовании западноевропейских композиционных техник в джазе, и в его произведениях есть элементы Баха, Шопена, Дебюсси и Равеля». [83]

Взгляды на современные музыкальные тенденции

[ редактировать ]

Карьера Эванса началась незадолго до горного взрыва в 1960-х годах. В течение этого десятилетия джаз был загнан в угол, и у большинства новых талантов было мало возможностей получить признание, особенно в Америке. [84] Однако Эванс считал, что ему повезло, что он получил некоторую известность до этих глубоких перемен в музыкальном мире, и у него никогда не было проблем с получением заказов и возможностью записи. [84]

Эванс никогда не увлекался новыми музыкальными направлениями; он сохранил свой стиль нетронутым. Например, он сетовал на то, что Дэвис изменил свой стиль в сторону джаз-фьюжн, и винил в этом изменения соображения коммерции. Эванс прокомментировал: «Мне бы хотелось услышать больше о непревзойденном мастере мелодии [Дэвисе], но я чувствую, что большой бизнес и его звукозаписывающая компания оказали развращающее влияние на его материал. Рок и поп-музыка определенно привлекают более широкую аудиторию. В наши дни все чаще случается, что неквалифицированные люди, занимающие руководящие должности, пытаются говорить музыкантам, что такое хорошая и что такое плохая музыка». [35] Однако Эванс и Дэвис поддерживали связь на протяжении всей жизни. [48]

Хотя Эванс считал себя акустическим пианистом, начиная с альбома 1970 года From Left to Right , он также выпустил некоторый материал с Fender-Rhodes фортепианными перерывами . Однако, в отличие от других джазовых исполнителей (таких как Херби Хэнкок ), он так и не освоил новый инструмент полностью и неизменно возвращался к акустическому звучанию. «Я не слишком много думаю об электронике, за исключением того, что это своего рода забавно иметь ее в качестве альтернативного голоса. ... [Это] просто альтернативный клавишный инструмент, который предлагает определенный тип звука, который иногда уместен. Я считаю, что это освежающее дополнение к фортепиано, но оно мне не нужно ... Мне не нравится проводить много времени с электропиано, я играю на нем какое-то время, а потом быстро устаю. это, и я хочу вернуться к акустическому пианино». [35] Он прокомментировал электронную музыку так: «Меня просто не привлекает. Я принадлежу к определенному периоду, определенной эволюции. Я слышу музыку по-другому. Для меня сравнение электрического баса с акустическим басом является кощунством». [35]

Репертуар и композиции

[ редактировать ]

Репертуар Эванса состоял из устоявшихся джазовых стандартов , песен современников (некоторые из которых он помог стать стандартами) и оригинальных композиций (некоторые из которых также стали стандартами). Среди крупнейших американских авторов песен его особенно привлекало творчество Джимми Ван Хьюзена , записавшего, по общему мнению, его любимую песню « But Beautiful ». [85] много раз в различных условиях, а также многие другие мелодии Ван Хойзена. Среди современников, чьи произведения он часто исполнял, — Мишель Легран , Джонни Мандель и Эрл Зиндарс , а также, в меньшей степени, Берт Бахарах , Джон Льюис , Генри Манчини , Гэри МакФарланд , Телониус Монк , Клаус Огерман , Стив Сваллоу и Денни Зейтлин . Другие песни его современников и коллег, которые он записал, включают « In Your Own Sweet Way » Дэйва Брубека , « You’re Gonna Hear from Me » Андре Превина , « The Peacocks » Джимми Роулза, « Dolphin Dance » Херби Хэнкока , и, что нетипично, « Я делаю это ради твоей любви » Пола Саймона , которая, тем не менее, «продолжала вдохновлять пианиста на самые сложные мысли» в его последние годы. [86] « Nardis » Майлза Дэвиса была особой фирменной мелодией, которую его последнее трио часто исполняло в сильно расширенных версиях. [87]

Во время радиоинтервью Мэриан Макпартленд послушала пьесу Эванса «Reflections in D» Дюка Эллингтона и позже отметила: «Сидя рядом с ним, слушая нарастание и спад мелодии, я поняла, что… он выбирает некоторые из самые романтичные, вызывающие воспоминания мелодии. Мелодия закончилась таким прекрасным аккордом, что у меня перехватило дыхание». [88]

Эванс сочинил более 50 оригиналов. Многие из них были посвящены близким ему людям. Некоторые известные примеры включают «Вальс для Дебби» для его племянницы; «Для Ненетты» для его жены; «Письмо Эвану» для сына; «NYC's No Lark», анаграмма Сонни Кларка в память о его друге-пианисте; «Re: Person, которого я знал», еще одна анаграмма имени его друга и продюсера Оррина Keepnews ; «Мы встретимся снова» для его брата; «Прицел Пери» для подруги Пери Казинс; «Один для Хелен» и «Песня для Хелен» для его менеджера Хелен Кин; «Вальс си минор (Для Эллейн)» для подруги Эллейн Шульц; «Лори» для подруги Лори Верчомин; «И все же никогда не сломался», анаграмма имени торговца кокаином Роберта Кенни; «Максина» для своей падчерицы; «Тиффани» для дочери Джо Лабарбера; и «Вяжем для Мэри Ф.» для фанатки Мэри Франксен из Омахи . [89]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Билл Эванс был заядлым читателем, особенно философских и юмористических книг. На его полках стояли произведения Платона , Вольтера , Уайтхеда , Сантаяны , Фрейда , Маргарет Мид , Сартра и Томаса Мертона ; и он особенно любил Томаса Харди работы . Он был очарован восточными религиями и философиями, включая ислам , дзэн и буддизм . Именно Эванс познакомил Джона Колтрейна с индийской философией Кришнамурти . [9]

Эванс любил рисовать и рисовать. [42] Он также был заядлым игроком в гольф, и это хобби зародилось на поле для гольфа его отца. [9] Эванс любил скачки и часто играл на сотни долларов, часто выигрывая. [90] В последние годы своей жизни он даже владел скаковой лошадью по имени Энни Холл вместе с продюсером Джеком Роллинзом . [48]

В 1973 году Эванс расстался со своей двенадцатилетней подругой Эллейн Шульц, чтобы преследовать Ненетт Заззару. Затем Шульц покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд метро.

Эванс женился на Заззаре в августе 1973 года. Они познакомились, когда трио Билла выступало в клубе Говарда Рамси Concerts By The Sea в Редондо-Бич, Калифорния, где Заззара подрабатывала официанткой. [91]

Эванс в Хельсинки в 1964 году.

Музыкальный критик Ричард С. Гинелл писал: «С течением времени Билл Эванс стал целой школой для пианистов и особенным настроением для слушателей. Нет более влиятельного пианиста, ориентированного на джаз - только Маккой Тайнер прилагает почти все усилия. такая же популярность среди молодых игроков и подмастерьев». [92]

Во время своего короткого пребывания в составе Дэвиса в 1958 году, когда группа покинула Нью-Йорк, чтобы отправиться в турне, Эванс иногда встречал холодный прием со стороны преимущественно черной публики. Позже Эванс признал, что некоторые считали, что его присутствие угрожает аспекту черной гордости успеха знаменитой группы Дэвиса. Петтингер верил в запись: за свое соло на мелодию "Walkin'" Эванс получил заметно меньше аплодисментов, чем другие солисты, а за "All Of You" - вообще ни одного. Дэвис и другие участники группы отвечали на эстраде: «Он должен быть там, Майлз хочет, чтобы он был там» всякий раз, когда зрители делали комментарии. [9] Дэвис отметил в своей автобиографии, что Эванс был чувствителен к критике и позволил ей дойти до него. Возможно, это способствовало тому, что Эванс покинул группу всего через семь месяцев.

Когда в 2001 году вышел телевизионный мини-сериал Кена Бернса « Джаз» , его раскритиковали за пренебрежение творчеством Эванса после его ухода из секстета Майлза Дэвиса. [9]

Наследие и влияние

[ редактировать ]

Писатель и джазовый пианист Лен Лайонс писал: «Эванс был самым влиятельным пианистом 1960-х годов. Тон, прикосновение, текстура и гармоническое богатство его игры повлияли на большинство пианистов, последовавших за ним». [93] Эванс оставил свой след в творчестве таких игроков, как Херби Хэнкок , Чик Кориа , Пол Блей , Кит Джарретт , Стив Кун , Уоррен Бернхардт , Мишель Петруччиани , Джон Тейлор , Винс Гуаральди , Стефано Боллани , Дон Фридман , Мэриан Макпартленд , Денни Зейтлин , Бобо Стенсон. , Фред Херш , Билл Чарлэп , Лайл Мейс , Элиана Элиас , Дайана Кролл , Ральф Таунер , Джон Маклафлин , Ленни Бро , Рик Райт из Pink Floyd , Денис Мацуев и многие другие музыканты джаза и других музыкальных жанров. [94] Его записи были расшифрованы и аранжированы Джедом Дистлером и другими и записаны такими классическими музыкантами, как Квартет Кронос , Жан-Ив Тибоде , Рой Итон и Игорь Левит .

Фортепианный стиль Эванса также оказал влияние на некоторых современных композиторов-классиков. Известный венгерский композитор Дьердь Лигети восхищался Эвансом и признал его влияние в интервью, добавив: «Что касается прикосновений, Билл Эванс - это своего рода Микеланджели в джазе» (имея в виду великого классического пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели ). [95] Пятый фортепианный этюд Лигети с подзаголовком «Arc-en-ciel» («Радуга») ясно демонстрирует это влияние, и Лигети даже написал на полях партитуры от руки: «Играйте, как Билл Эванс». [96] Точно так же американский композитор-минималист и клавишник Терри Райли включил Эванса в «Пантеон моих учителей и героев» в аннотации к своему сольному фортепианному концерту в Лиссабоне. [97]

Многие из собственных композиций Эванса, такие как « Вальс для Дебби », « Мирная пьеса », « Синий в зеленом », «Очень рано», « Вспомнилось время », «Выключи звезды», «Мы встретимся снова» и « Funkallero » стали часто записываемыми джазовыми стандартами. Кроме того, его ранняя смерть вдохновила на написание двух широко известных трибьют-песен: Фила Вудса «Goodbye, Mr. Evans» и «I Remember Bill» Дона Себески .

За свою жизнь Эванс был удостоен 31 номинации на «Грэмми» и семи премий. [53] В 1994 году он был посмертно удостоен премии «Грэмми» за заслуги перед жанром .

Джазовый фестиваль Билла Эванса в Университете Юго-Восточной Луизианы начался в 2002 году. [98] Картина Билла Эванса висит в вестибюле концертного зала факультета музыки и исполнительских искусств. Центр исследований Юго-Восточной Луизианы при библиотеке Симмса хранит архивы Билла Эванса. [99] В 1969 году он был назван выдающимся выпускником года в Университете Юго-Восточной Луизианы. [100]

Эванс повлиял на гардероб персонажа Себа в фильме 2016 года «Ла-Ла Ленд» . [101]

Дискография

[ редактировать ]

Трибьют-альбомы

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гинелл, Ричард. «Билл Эванс» . Вся музыка . Проверено 9 апреля 2012 г.
  2. ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям, 9-е издание . Пингвин. ISBN  978-0-14-103401-0 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Лайт, Алан (2 ноября 2006 г.). «100 альбомов всех времен» . Время . Архивировано из оригинала 17 ноября 2006 года . Проверено 19 августа 2008 г.
  4. ^ «Опрос критиков даун-бита 1981 года» . Даун Бит . 31 августа 1983 года . Проверено 12 ноября 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Петрик, Ханнс Э. (1989). Билл Эванс – Его жизнь, его музыка, его пластинки . Издательство ОРЕОС. ISBN  978-3-923657-23-0 . Цитаты, извлеченные из этой книги, были повторно переведены на английский язык с немецкого оригинала.
  6. ^ Перейти обратно: а б Эванс, Пэт (2011). «Два брата, какими я их знал: Гарри и Билл Эванс» (PDF) . Мэтт Х. Эванс.
  7. ^ Уилсон, Джон С. (17 сентября 1980 г.). «Билл Эванс, джазовый пианист, которого хвалили за лиризм и структуру, умер; у «В контакте со своими чувствами» проблемы с весами» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 31 января 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эванс, Пэт (2011). Два брата, какими я их знал (PDF) .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Петтингер 2002 г. [ нужна страница ]
  10. ^ Петтингер 2002 , стр. 9–10.
  11. ^ Перейти обратно: а б Петтингер 2002 , с. 10.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Интервью с Гарри Эвансом. Около 1965 года» . 20 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 13 сентября 2012 г. - через YouTube.
  13. ^ Перейти обратно: а б Петтингер 2002 , стр. 11–12.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Персонал ААЖ. «Билл Эванс: 1929–1980» . Все о джазе . Проверено 9 апреля 2012 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с «Интервью с Мэриан МакПарланд, конец 1970-х» . 7 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 13 сентября 2012 г. - через YouTube.
  16. ^ Петтингер 2002 , стр. 12–13.
  17. ^ из BillEvansArchive (апрель 2016 г.). «Билл Эванс - Фортепианная джазовая трансляция Мэриан Макпартленд (альбом 1977 года)» . UMG, Уорнер/Чаппел, EMI . Проверено 6 августа 2018 г. - через YouTube.
  18. ^ «Школьные оркестры оживят фестиваль» . Курьерские новости . Бриджуотер, Нью-Джерси. 14 апреля 1988 г. с. 22 – через Newspapers.com. Он назван в честь джазового пианиста Билла Эванса, который окончил среднюю школу Норт-Плейнфилд в 1946 году.
  19. ^ Крамер, Альфред В. (май 2009 г.). Музыканты и композиторы ХХ века. Том 2 . Салем Пресс. п. 423. ИСБН  978-1-58765-514-2 . Проверено 10 августа 2012 г.
  20. ^ ДюБоз-Смит, Даршелл (1 июня 2005 г.). Руководство по обучению игре на фортепиано для афроамериканцев: дети, начинающие, средние и продвинутые студенты . Издательство «Янтарные книги». п. 99. ИСБН  978-0-9749779-9-7 . Проверено 10 августа 2012 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Петтингер 2002 , с. 16.
  22. ^ Петтингер 2002 , стр. 16–19.
  23. ^ Петтингер 2002 , с. 20.
  24. ^ Петтингер 2002 , стр. 19–20.
  25. ^ Петтингер 2002 , с. 37.
  26. ^ Петтингер 2002 , с. 61.
  27. ^ «Билл Эванс: 1929–1980» . Все о джазе . 27 августа 2004 года . Проверено 10 июля 2023 г.
  28. ^ «Обзоры альбомов, песни и многое другое Билла Эванса New Jazz Conceptions | AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  29. ^ Рикерт, Дэвид (14 мая 2004 г.). «Билл Эванс: обзор альбома New Jazz Conceptions @ All About Jazz» . Все о джазе .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Петтингер 2002 , с. 39.
  31. ^ Харрисон, Макс (1976). Пластинка фестиваля Брандейса в джазовой ретроспективе . Квартет. стр. 177–179 . ISBN  0-7043-0144-Х .
  32. ^ Петтингер 2002 , с. 40.
  33. ^ Петтингер 2002 , с. 41.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Джордж Клэбин берет интервью у Билла Эванса о Скотте Лафаро в 1966 году» . 13 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 13 сентября 2012 г. - через YouTube.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кан, Эшли (сентябрь 2001 г.). «Майлз Дэвис и Билл Эванс: Майлз и Билл в черно-белом» . ДжазТаймс . Проверено 28 июля 2012 г.
  36. ^ Петтингер 2002 , стр. 51–52.
  37. ^ Петтингер 2002 , с. 53.
  38. ^ Петтингер 2002 , с. 54.
  39. ^ Рано, Джеральд Лин (2001). Майлз Дэвис и американская культура . Издательство Исторического общества Миссури. ISBN  1-883982-38-3 .
  40. ^ Дэвис, Майлз; Труппа Куинси (1989). Майлз: Автобиография . Саймон и Шустер. ISBN  0-671-63504-2 .
  41. ^ Перейти обратно: а б Петтингер 2002 , с. 65.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Петтингер 2002 , с. 66.
  43. ^ Петтингер 2002 , с. 67.
  44. ^ Петтингер 2002 , стр. 68–69.
  45. ^ «500 величайших альбомов всех времен» . Роллинг Стоун . 2003. Архивировано из оригинала 4 января 2009 года . Проверено 19 августа 2008 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б Билл Эванс (1959). «Вкладыш» . Вид синего . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 18 декабря 2007 г.
  47. В примечаниях к книге Билла Эванса – The Complete Riverside Recordings , опубликованной в 1984 году, упоминаются как Эванс, так и Дэвис ((Davis-Evans) Jazz Horn Music/Warner-Tamerlane Publ. — BMI).
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Верхомин, Лори (2010). Большая любовь, жизнь и смерть с Биллом Эвансом . Лори Верхомин. ISBN  978-1-4565-6309-7 .
  49. ^ ЛаФаро-Фернандес, Элен (2009). Jade Visions: Жизнь и музыка Скотта Лафаро . Издательство Университета Северного Техаса. п. 102.
  50. ^ Петтингер 2002 , стр. 98–99.
  51. ^ Бейли, К. Майкл. «Лучшие концертные джазовые записи (1953–65)» . Все о джазе . Проверено 27 июля 2008 г.
  52. ^ Путеводитель Penguin по джазу: записи «Пять звезд» . Контрапункт. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2011 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж О'Нил, Томас (1993). Грэмми: Для протокола (изд. в мягкой обложке). Книги о пингвинах. ISBN  978-0-14-016657-6 .
  54. ^ Лис, Джин. Встретимся у Джима и Энди: джазовые музыканты и их мир . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1988 (Билл Эванс).
  55. ^ Куинн, Майкл (2010). «Чет Бейкер и Билл Эванс. Полный обзор легендарных сессий» . Музыка Би-би-си . Проверено 18 апреля 2017 г. Хотя оба были несравненными мастерами игры на своих инструментах и ​​обладали богатым, запоминающимся лирическим стилем игры, соблазнительно граничащим с самоанализом, Бейкер и Эванс были полярными противоположностями, когда дело касалось исполнительской дисциплины. Хотя оба были героиновыми наркоманами, Эванс с музыкальным образованием никогда не позволял этому мешать его тщательно точным полетам изобретательности, в то время как Бейкер-самоучка становился все более неустойчивым и непоследовательным.
  56. ^ Петтингер 2002 , с. 205.
  57. ^ «Интервью: Лори Верхомин (Часть 5)» . ДжазВакс. 21 августа 2009. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 11 июня 2014 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б Мэй, Крис (12 июля 2009 г.). «Обзор альбома: Тони Беннетт / Билл Эванс: Полное собрание записей Тони Беннета / Билла Эванса» . Все о джазе . Проверено 10 июля 2023 г.
  59. ^ Декстер-младший, Дэйв (27 сентября 1980 г.). «Оказаны услуги пианисту Биллу Эвансу» . Рекламный щит . п. 70 . Проверено 9 мая 2023 г. - через Google Книги.
  60. ^ «Дань Биллу Эвансу» . Рекламный щит . 4 октября 1980 г. с. 57 . Проверено 9 мая 2023 г. - через Google Книги.
  61. ^ Тигель, Элиот (4 октября 1980 г.). «Новые имена присоединяются к 23-му джазовому фестивалю в Монтерее» . Рекламный щит . п. 47 . Проверено 9 мая 2023 г. - через Google Книги.
  62. ^ Левин, Марк (1989). Книга о джазовом фортепиано . Шер Музыка. ISBN  978-0-9614701-5-9 .
  63. ^ Валерио, Джон (2005). Пост-боп джазовое фортепиано . Хэл Леонард. п. 24. ISBN  0-634-06123-2 .
  64. ^ Форт 2000 .
  65. ^ Перейти обратно: а б с Валерио 2005 , с. 40.
  66. ^ Памис (2021). «Деконструкция модальных джазовых фортепианных техник: связь между фортепианными произведениями Дебюсси и инновациями пианистов пост-бопа» . Джазовое образование в исследованиях и практике . 2 (1): 76–105. дои : 10.2979/jazzeducrese.2.1.06 . JSTOR   10.2979/jazzeducrese.2.1.06 . S2CID   234117087 .
  67. ^ Перейти обратно: а б Рейли, Джек (1993). Гармония Билла Эванса . Унихром.
  68. ^ Валерио 2005 , с. 4.
  69. ^ Валерио 2005 , с. 41.
  70. ^ Валерио 2005 , с. 42.
  71. ^ Перейти обратно: а б Валерио 2005 , с. 43.
  72. ^ Валерио 2005 , с. 46.
  73. ^ Валерио 2005 , с. 49.
  74. ^ «Изучение жизни и музыки Билла Эванса» . Этот тихий огонь. 17 августа 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  75. ^ «Билл Эванс о фортепианном джазе» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 25 января 2013. Архивировано из оригинала (аудио) 4 мая 2015 года . Проверено 13 сентября 2012 г. Записано 6 ноября 1978 г.; первоначально транслировался 27 мая 1979 года.
  76. ^ Лайонс, Лен, Великие джазовые пианисты , Da Capo Press (1983), стр. 224.
  77. ^ Эванс, Билл; Халтин, Рэнди (1994). Полный текст Бада Пауэлла на Verve (примечания, буклет). Воодушевление. п. 39.
  78. ^ Петтингер 2002 , стр. 14–15.
  79. ^ Петтингер 2002 , с. 34.
  80. ^ Лайонс, с. 220
  81. ^ Перейти обратно: а б Петтингер 2002 , с. 129.
  82. ^ Петтингер 2002 , с. 243.
  83. ^ Мюррей, Дж. Уильям (март 2011 г.). «Прикосновение Билли: анализ композиций Билла Эванса, Билли Стрейхорна и Билла Мюррея» (PDF) . Проверено 16 мая 2024 г.
  84. ^ Перейти обратно: а б Петтингер 2002 , с. 197.
  85. ^ Петтингер 2002 , с. 261.
  86. ^ Петтингер 2002 , с. 282.
  87. ^ Петтингер 2002 , с. 267.
  88. Мэриан Макпартленд, аннотации к Биллу Эвансу: Фортепианный джаз Мэриан Макпартленд , The Jazz Alliance, Inc., 1993.
  89. ^ Петтингер 2002 , с. 276.
  90. ^ Петтингер 2002 , стр. 66–67.
  91. ^ Гатри, Брюс (5 апреля 2019 г.). «Ненетт Эванс: Моя жизнь с Биллом» . Все о джазе . Проверено 12 мая 2023 г.
  92. ^ Гинелл, Ричард С. «Билл Эванс: биография художника» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 10 июля 2023 г.
  93. ^ Лайонс, с. 219.
  94. ^ Делюк, младший (29 января 2008 г.). «Элиана Элиас: Что-то для Билла (Эванса)» . Все о джазе . Проверено 28 июля 2012 г.
  95. ^ Дельбек, Бенуа (сентябрь 1998 г.). «Дьёрдь Лигети берет интервью у Бенуа Дельбека» . Посчитайте . Проверено 18 мая 2024 г.
  96. ^ Ярви, Элиза, В отпечатках Дьёрдя Лигети в Базеле - исторические аспекты исполнительских нот в фортепианных этюдах 1–6, 2019, с. 91.
  97. Райли, Терри, аннотации, Лиссабонский концерт, New Albion Records, 1996.
  98. ^ «Джазовый фестиваль Билла Эванса: История» . Университет Юго-Восточной Луизианы . Проверено 10 июля 2023 г.
  99. ^ «Билл Эванс» . Университет Юго-Восточной Луизианы . Проверено 31 января 2023 г.
  100. ^ «Выдающийся выпускник 1969 года» . Университет Юго-Восточной Луизианы . Проверено 31 января 2023 г.
  101. ^ Мур, Бут (29 ноября 2016 г.). « Художник по костюмам «Ла-Ла Ленда» объясняет ретро-реалистичный вид фильма» . Голливудский репортер . Проверено 21 июля 2017 г.
  • Форте, Аллен (2000). «Гармонические отношения: американские популярные гармонии (1925–1950) и их европейские родственники», стр. 5–36, Традиции, институты и американская популярная музыка ( «Обзор современной музыки» , том 19, часть 1), стр. 7. Ковач, Джон и Эверетт, Уолтер; ред . Рутледж. ISBN  90-5755-120-9 .
  • Петтингер, Питер (2002) [1999]. Билл Эванс: Как поет мое сердце (новое издание). Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-09727-1 .
  • Шедвик, Кейт (2002). Билл Эванс «Все случается со мной» - музыкальная биография (изд. в мягкой обложке). Книги о бэкбите . ISBN  0-87930-708-0 .
  • Верхомин, Лори (2011) [2010]. Большая любовь, жизнь и смерть с Биллом Эвансом (изд. в мягкой обложке). Amazon.com . ISBN  978-1-4565-6309-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5fae3a53c302f5c8fb1687cfc7337d3__1722525480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/d3/e5fae3a53c302f5c8fb1687cfc7337d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bill Evans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)