Мишель Петруччиани
этой статье В слишком много цитат . ( декабрь 2019 г. ) |
Мишель Петруччиани | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | Оранж , Франция | 28 декабря 1962 г.
Умер | 6 января 1999 г. Нью-Йорк , США | ( 36 лет
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент | Фортепиано |
Годы активности | 1975–1999 |
Этикетки | Сова, Синяя Нота , Дрейфус |
Мишель Петруччиани (англ. Французское произношение: [miʃɛl petʁutʃani] ; Итальянский: [petrutˈtʃaːni] ; 28 декабря 1962 г. - 6 января 1999 г.) [ 1 ] был французским джазовым пианистом. С рождения у него был несовершенный остеогенез — генетическое заболевание, вызывающее ломкость костей и, в его случае, низкий рост. Несмотря на состояние здоровья и относительно короткую жизнь, он стал одним из самых опытных джазовых пианистов своего поколения.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мишель Петруччиани происходил из итало-французской семьи (его дедушка был из Неаполя ). [ 2 ] с музыкальным сопровождением. Его отец Тони и его брат Филипп играли на гитаре, а его брат Луи играл на басу. Мишель родился с несовершенным остеогенезом — генетическим заболеванием, вызывающим ломкость костей и, в его случае, низкий рост. Это также часто связано с легочными заболеваниями. Болезнь привела к переломам его костей более 100 раз, прежде чем он достиг подросткового возраста, и мучила его всю жизнь. «У меня все время боли. Я привык к травмам рук», - сказал он. [ 3 ] В начале карьеры Мишеля отец и брат иногда носили его на руках, потому что он не мог далеко ходить без посторонней помощи. В определенном смысле он считал свою инвалидность преимуществом, поскольку избавился от таких отвлекающих факторов, как спорт, которым обычно увлекались другие мальчики. [ 4 ] И он намекает, что его инвалидность помогла ему в других сферах жизни. Он сказал: «Иногда мне кажется, что кто-то наверху спас меня от того, чтобы я был обычным». [ 1 ]
В раннем возрасте Мишель увидел Дюка Эллингтона по телевидению и пожелал стать таким же пианистом, как он. Когда Мишелю было четыре года, отец купил ему собственное игрушечное пианино, но Мишель разбил пианино игрушечным молотком. «Когда я был молод, я думал, что клавиатура похожа на зубы», — сказал он. «Он как будто смеялся надо мной. Нужно было быть достаточно сильным, чтобы пианино казалось маленьким. Это требовало много работы». [ 1 ] Вскоре после этого отец Мишеля купил ему настоящее пианино.
С самого начала Петруччиани всегда был музыкален и, как сообщается, Уэса Монтгомери к тому времени, когда научился говорить, напевал соло . Он начал изучать классическое фортепиано в четыре года, а к девяти годам начал заниматься музыкой вместе со своей семьей. [ 5 ] Музыкантом, оказавшим наибольшее влияние на Петруччиани, был Билл Эванс , которого он начал слушать примерно в десять лет. Многослойные гармонии, лирический стиль и артикуляция мелодии Петруччиани всегда были наиболее тесно связаны с ранним знакомством с Эвансом. [ 6 ]
Музыкальная карьера в Париже
[ редактировать ]Петруччиани дал свой первый профессиональный концерт в 13 лет. В этом возрасте он был довольно хрупким, и его приходилось носить с фортепиано и обратно. Его руки были средней длины, но размер означал, что ему требовались вспомогательные средства, чтобы дотянуться до педалей фортепиано.
Петруччиани чувствовал, что ему нужно переехать в Париж, чтобы начать свою музыкальную карьеру, но ему было трудно покинуть дом. Его отец защищал и постоянно заботился о благополучии сына, надеясь защитить его от опасности. Барабанщик Петруччиани Альдо Романо придерживался менее милосердной точки зрения, думая, что отец Мишеля ревновал и просто хотел оставить Петруччиани дома, чтобы он выступал в качестве его собственного музыкального партнера. После некоторых трудностей Романо одержал победу и впервые взял Петруччиани — пятнадцатилетнего — в Париж. [ 3 ]
В Париже Петруччиани начал играть с Кенни Кларком в 1977 году и Кларком Терри в 1978 году. [ 5 ] Его прорывное выступление произошло на джазовом фестивале Clousclat. Терри нужен был пианист, и когда Петруччиани вынесли на сцену и трубач увидел рост Петруччиани, он сначала подумал, что это шутка, лишь позже заметил: «Он был карликом, но играл как великан». [ 3 ] Действительно, Петруччиани поразил фестиваль своим потрясающим талантом и виртуозностью. [ 1 ]
Наркотики и встречи с сомнительными женщинами сделали пребывание Петруччиани в Париже неоднозначным опытом, но в музыкальном и личном плане оно однозначно трансформировалось. [ 1 ] Несмотря на его значительный талант, его клоунское поведение и странное поведение считались незрелыми и неуверенными в себе. Он сквернословил, носил кепку яхтсмена и часто вел себя напористо и жестко, называя людей «малышом». [ 1 ] Тем не менее, его работа в трио Кенни Кларка во время его пребывания в Париже открыла ему четкий путь к славе. [ 3 ]
После пребывания в Париже Петруччиани ненадолго вернулся домой, прежде чем начать свою профессиональную жизнь. Живя со своим барабанщиком Романо, он освободился от опеки отца и начал вести независимый образ жизни. Петруччиани начал записываться на Owl Records и подружился с владельцем звукозаписывающей компании Жан-Жаком Пюссио. Пуссио вспоминает, что Петруччиани всегда торопился с записью, говоря: «Я не хочу терять время». Однако в конце концов Петруччиани тоже захотел независимости от Романо. Романо вспоминает: «Он не чувствовал себя свободным со мной. Поэтому ему пришлось каким-то образом убить своего второго отца, чтобы двигаться дальше. Ему нужно было сбежать. Ему нужно было зайти очень далеко, насколько он мог, и это была Калифорния. " [ 3 ]
Петруччиани отправился в США после поездки в Париж, но неизвестно, остановился ли он сначала в Нью-Йорке. «Мишель действительно любил врать... он лгал бы вам в лицо», - сказал французский журналист Тьерри Перемарти. Это ставит под сомнение его странный рассказ о пребывании на Манхэттене. Он утверждал, что проник в город по фальшивым чекам и скрылся в Бруклине с помощью связей сицилийской семьи. Он также утверждал, что играл на пианино в борделе в центре города. [ 3 ]
С Чарльзом Ллойдом в Нью-Йорке
[ редактировать ]В 1982 году Петруччиани посетил бывшего саксофониста Чарльза Ллойда в Калифорнии. Ллойд прекратил играть, когда люди начали считать его помощников более модными, чем он сам. [ 1 ] Услышав игру Петруччиани, Ллойд был настолько вдохновлен, что согласился поехать с ним в турне. [ 7 ] Ллойд сказал ему: «Я собирался здесь больше не играть. Ты меня спровоцировал. Я услышал в тебе эту красоту и сказал: «Что ж, мне придется взять тебя с собой по всему миру, потому что есть что-то такое прекрасное, это было похоже на провидение». звоню». [ 7 ] Тур Петруччиани и Ллойда по западному побережью Соединенных Штатов имел огромный успех, и они продолжились на международном уровне. 22 февраля 1985 года, держа Петруччиани на руках, Ллойд вышел на сцену Ратуши в Нью-Йорке и усадил его на табуретку для фортепиано во время того, что станет историческим вечером в истории джаза: съемок фильма « Одна ночь с Blue Note». . Режиссер фильма Джон Чарльз Джопсон позже вспоминал в переизданной буклете, что этот момент тронул его до слез.
Выступление Петруччиани и Ллойда на джазовом фестивале в Монтрё было записано в альбом, а в 1982 году они выиграли Prix d'Excellence 1982 года . [ 1 ] Но Петруччиани в основном выражал пренебрежение и разочарование по поводу наград, которые, по его мнению, ему наваливали, полагая, что он получил так много, по крайней мере, отчасти потому, что люди верили, что он умрет молодым. [ 7 ]
Петруччиани переехал в Нью-Йорк в 1984 году и провел там остаток своей жизни. Это был самый продуктивный период в его карьере. В 1986 году он был записан на джазовом фестивале в Монтрё с Уэйном Шортером и Джимом Холлом , продюсируя трио-альбом Power of Three . [ 8 ] Он также играл с разными деятелями джазовой сцены США, включая Диззи Гиллеспи . [ 9 ]
Но он также сделал приоритетной запись сольного фортепиано. Он сказал: «Я действительно верю, что пианист не является совершенным, пока он не способен играть сам. Я начал давать сольные концерты в феврале 1993 года, когда попросил своего агента отменить выступления моего трио на год, чтобы не играть ничего, кроме сольных концертов. … Я прекрасно провел время, играя в одиночестве, открывая для себя фортепиано и по-настоящему учась каждый вечер. Мне казалось, что я так много узнаю об инструменте и о непосредственном общении с публикой, так что мне действительно нравилось это делать. , а потом снова выйти на сцену с группой и поиграть с другими людьми было проще простого!» [ 10 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У него было пять значимых личных отношений: Эрлинда Монтано (брак), Евгения Моррисон, Мари-Лора Роперш, итальянская пианистка Джильда Бутта (брак продлился три месяца и закончился разводом) и Изабель Майле (с которой он делит свою могилу). От Мари-Лоры у него родился сын Александр, унаследовавший его генетическое заболевание. У него также был пасынок по имени Рашид Роперч. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В 1994 году он был награжден Орденом Почетного легиона в Париже.
В конце 1990-х образ жизни Петруччиани становился все более утомительным. Он выступал более 100 раз в год, а в 1998 году, за год до своей смерти, он выступал 140 раз. Он стал слишком слаб, чтобы пользоваться костылями, и ему пришлось прибегнуть к инвалидной коляске. Его последний менеджер сказал: «Он слишком много работал - не только записывал и давал концерты, но и всегда был на телевидении и всегда давал интервью. Он переутомлялся, и вы это видели. Он слишком много работал». Известно, что в последние годы жизни Петруччиани сильно пил. [ 3 ]
Петруччиани умер от легочной инфекции через неделю после своего 36-летия. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, в одной могиле от Фредерика Шопена . [ 3 ]
12 февраля 2009 года французский музыкальный канал Mezzo транслировал специальное мероприятие, посвященное Петруччиани, накануне 10-й годовщины его смерти.
Первые два американских альбома с участием Петруччиани были спродюсированы Габреалом Франклином. Первый сольный альбом «100 Hearts» был выпущен в знаменитой студии RCA Studio A на Авеню Америк в Нью-Йорке. Вторым был альбом трио, записанный вживую в старом клубе Макса Гордона Village Vanguard в Нью-Йорке. Это были одни из первых альбомов, в которых использовалась технология цифровой записи на записывающих устройствах Mitsubishi X80, настолько рано, что единственные доступные руководства были на японском языке; но Франклину и Тому Аррисону удалось заставить их работать методом проб и ошибок.
В 1985 году концерт в Village Vanguard в Нью-Йорке был записан на видео. [ 14 ]
Личность и музыкальный стиль
[ редактировать ]Несовершенный остеогенез , похоже, внес большой вклад как в личность Петруччиани, так и в его стиль игры. По его собственным словам, он испытывал почти постоянную физическую боль. [ 7 ] Тем не менее, он был известен своим веселым, игривым и даже бесцеремонным характером. Он сказал: «Я люблю юмор; я люблю смеяться, я люблю шутки, я люблю глупости. Мне это нравится; я думаю, что это здорово. Я думаю, что смех стоит многих лекарств». [ 7 ]
Хотя в подростковом возрасте он часто проявлял высокомерие и даже склонность к распутству, определяющей характеристикой Петруччиани была его уверенность в себе. Майкл Зверин вспоминал один пример: «Мы сидели и думали, что сыграть. Было очень жарко. И Мишель сказал: «Кто-нибудь знает « Гигантские шаги »?» Ни Луи, ни я не хотели признавать, что мы на самом деле этого не знали. Так что была великая тишина. И Мишель сказал: «Ну, да!», и он запустил сольную версию в очень быстром темпе, и это было действительно потрясающе, для меня это Мишель: «Ну, я так!». ' Чувак, это уверенность, в которую ты не поверишь». [ 3 ]
У Петруччиани была причудливая сторона; в документальном фильме о Меццо можно услышать, как он юмористическим голосом говорит: «Я очень маленький!» [ 7 ] Пюссио, владелец Owl Records, вспоминал, как он носил с собой Мишеля для удобства. «Иногда, когда я носил его, он кусал меня за ухо. Мы шли в ресторан, и он жевал ». [ 3 ]
В последние годы его пребывания в Нью-Йорке, казалось, общая беспечность Мишеля усилилась. Он сказал своему менеджеру: «Я хочу иметь как минимум пять женщин одновременно, я хочу заработать миллион долларов за одну ночь». [ 3 ] В интервью он сказал: «Мой увечье не смертельно. Я не умру из-за своего увечья. Это не имеет к этому никакого отношения». [ 7 ] Он также сказал: «В конце концов, когда мне исполнится 75 лет, я на смертном одре напишу книгу». [ 1 ] Однако другие надежные источники утверждают, что он всегда осознавал потенциальные последствия несовершенного остеогенеза. [ 3 ]
Петруччиани был твердо намерен получить от жизни всю радость и удовлетворение, какие только мог. «Я негодяй», сказал он. «Моя философия — хорошо проводить время и никогда не позволять ничему мешать мне делать то, что я хочу. Это все равно, что водить машину в ожидании аварии. Так водить машину нельзя. Если вы попали в аварию, вы попал в аварию — c’est la vie ». Он, конечно, жил верным своему принципу. Всего за неделю до того, как он умер от легочной инфекции, он не спал всю ночь, празднуя Новый год со своими друзьями. [ 10 ]
Стилистически Петруччиани чаще всего сравнивают с Биллом Эвансом и Китом Джарреттом за его лиризм и Оскаром Петерсоном за его виртуозность. Его игра часто была весьма драматичной; критики обвиняют его в чрезмерном баловстве и дешевом зрелище, иногда считая его музыку слишком доступной. Петруччиани был свободен и игрив в ритм-секции, уделяя внимание четкой артикуляции мелодии. Иногда он останавливался на пике своих сольных партий, прежде чем снова спуститься, как будто оценивая свою идею. [ 6 ]
Мишель наиболее явно отличался от своего основного вдохновителя тем, что ему не хватало умственного подхода Билла Эванса к игре на фортепиано. Интерес Петруччиани заключался в первую очередь в простой игре; он потратил мало времени на гармонизацию или аранжировку. [ 6 ] «Когда я играю, я играю своим сердцем, головой и духом… Я играю не для голов людей, а для их сердец». - сказал он. [ 3 ] Он описывал моменты музыкальной ясности и блаженства, которые приходили во время его выступлений: «Знаете, иногда, когда я играю концерт... и у меня есть правильное время... эти ноты заставляют меня чувствовать себя тепло и хорошо... это похоже на занятие любовью, это похоже на оргазм». Тем не менее, несмотря на то, что он делал акцент на исполнении, он не любил аплодисменты, называя их старомодными и отвлекающими. [ 1 ]
Безудержная любовь Мишеля к фортепиано ни в коей мере не повлекла за собой художественную небрежность. Более того, он описал фортепиано, которое буквально унесло его в могилу. «Это может привести меня к смерти… то есть я буду лежать на смертном одре и говорить: «Жаль, что я не могу прожить еще год, мне было бы намного лучше». [ 1 ] Он также жаловался на ошибки, говоря: «Загвоздка в том, что когда я делаю ошибку, это звучит совершенно возмутительно, по-настоящему ужасно, потому что все остальное так ясно!» [ 10 ]
Уэйн Шортер подытожил характер и стиль Мишеля Петруччиани в этой цитате:
«Там ходит много людей, взрослых и так называемых нормальных — у них есть все, с чем они родились, — правильная длина ног, длина рук и тому подобное. Они симметричны во всех отношениях, но они живут так, будто они безрукие, безногие, безмозглые, и живут с чувством вины. Я никогда не слышал, чтобы Мишель на что-то жаловался. Мишель не смотрелся в зеркало и не жаловался на то, что видел. Мишель был великим музыкантом. великий музыкант — и великий, в конечном счете, потому что он был великим человеком, потому что у него была способность чувствовать и передавать это чувство другим, и он давал другим через свою музыку». [ 3 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Флэш (Бингоу, 1980)
- Мишель Петруччиани (Сова, 1981)
- Свидание со временем (Целлулоид, 1981)
- Поместье (IRD, 1982)
- К черту эту мечту (Целлулоид, 1982)
- Toot Sweet с Ли Конитцем (Сова, 1982) - вживую
- Судьба Oracle (Сова, 1983) - записана в 1982 году.
- 100 сердец (Конкорд/Коллекция Джорджа Вейна, 1984) – зап. 1983 год
- Note'n Notes (Сова, 1984)
- Концерт в Village Vanguard (Конкорд, 1985) – живая запись. 1984 г.
- Холодный блюз (Сова, 1985)
- Пианизм ( Blue Note , 1986) – зап. 1985 г.
- Power of Three с Уэйном Шортером и Джимом Холлом (Blue Note, 1987) – живая запись. 1986 год
- Мишель играет Петруччиани («Blue Note», 1988) – запись. 1987 год
- Музыка (Blue Note, 1989)
- Детская площадка (Blue Note, 1991)
- Прогулка с герцогом (Blue Note, 1993)
- Live (Blue Note, 1994) – живая запись. 1991 в Арсенале Мец
- Чудесно (Дрейфус, 1994)
- Conference De Presse с Эдди Луисом (Дрейфус, 1994)
- В Театре Елисейских Полей (Дрейфус, 1994) – вживую
- Фламинго со Стефаном Граппелли (Дрейфус, 1996) – зап. 1995 год
- Мишель Петруччиани (Дрейфус, 1996)
- Оба мира (Дрейфус, 1997)
- Solo Live in Germany (Дрейфус, 1998) - живая запись. 1997 год
Посмертные релизы
- Трио в Токио со Стивом Гэддом и Энтони Джексоном (Дрейфус, 1999) – живая запись. 1997 год
- Беседы с Мишелем с Бобом Малахом (Go Jazz, 2000) – запись. 1988–89
- Разговор с Тони Петруччиани (Дрейфус, 2001) – зап. 1992 год
- Ночь Дрейфуса в Париже с Маркусом Миллером , Бирели Лагреном , Кенни Гарреттом и Ленни Уайтом (Дрейфус, 2004) – живая запись. 1994 г.
- Фортепианное соло - Полный концерт в Германии (Дрейфус, 2007) - живая запись. 1997 год
- Мишель Петруччиани и NHOP (Live) (Дрейфус, 2009) [2CD] – живая запись. 1994 г.
- Both Worlds Live North Sea Jazz Festival (Дрейфус, 2016) [2CD + DVD-Video] - концерт на джазовом фестивале в Северном море плюс бонусный компакт-диск, включая концерт на джазовом фестивале в Монтрё
- One Night In Karlsruhe (Jazzhaus, 2019) – живая запись. 1988 год
- Соло в Дании (Storyville Records, 2022) – концертная запись. 23 июня 1990 года на джазовом фестивале в Силькеборге в Дании.
Сборники
- Полное собрание записей Мишеля Петруччиани: The Blue Note, 1986–1994 годы (Blue Note, 1998)
- Концерты Inedits (Дрейфус, 1999) [3CD]
- Дни вина и роз: 1981–1985 (Сова, 2000) [2CD]
- И что: Лучшее от Мишеля Петруччиани (Дрейфус, 2004)
- Годы Монтрё (BMG/Монтрё, 2023) [CD/2LP] – запись. 1990–98 [ 15 ]
Как член
[ редактировать ]Манхэттенский проект
(С Уэйном Шортером , Стэнли Кларком , Ленни Уайтом , Гилом Гольдштейном и Питом Левином)
- Манхэттенский проект (Blue Note, 1990) – запись. 1989 год
Как помощник
[ редактировать ]- Квартет (Dreyfus Jazz, 1999) – зап. 1998 год
- Монтрё 82 (Elektra Musician, 1983) - живая запись. 1982 на джазовом фестивале в Монтрё.
- Ночь в Копенгагене ( Blue Note , 1985) – живая запись. 1983 год
- Одна ночь с Blue Note, том 4 (Blue Note, 1985) - вживую
- От души (Blue Note, 1992) – зап. 1991 год
Дань уважения
[ редактировать ]- Мозаика с изображением фортепиано работы Эдуарда Детмера в его честь была установлена на площади Мишель-Петруччиани в 18-м округе Парижа.
- Мишель записал фортепианное соло в песне «Why Do You Do Things Like That?» о Патрика Рондата фильме « На грани» , который был выпущен в том же году, когда умер Петруччиани. Патрик Рондат посвятил ему этот альбом.
- «Вальс для Мишеля Петруччиани», песня из финского джазового трио Töykeät . альбома Kudos Ему посвящена
- Кристиана Джейкоба Альбом Contradictions представляет собой своего рода дань интерпретации одиннадцати композиций Петруччиани. [ 16 ]
- «Просто чудесно (празднуя музыку Мишеля Петруччиани)» — джазовый альбом, выпущенный в 2012 году Томмазо Стараче и включающий девять самых знаменитых композиций Петруччиани.
- Ему посвящена композиция итальянского джазового пианиста Нико Марцилиано «To Mike P.». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Воус, Стив (8 января 1999 г.), «Мишель Петруччиани» , The Independent (некролог), Великобритания
- ^ «Мишель Петруччиани —» . 29 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 г. . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хайду, Дэвид . «Ключи от королевства». Новая Республика , 17 марта 2009 г. Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ «Мишель» . International Herald Tribune (некролог). Нью-Йорк Таймс. 12 января 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Кернфельд, Барри Дин; Сэди, Стэнли (1988), Джазовый словарь New Grove , Лондон: Macmillan
- ^ Jump up to: а б с Дорщук, Роберт «Боб» (2001), 88: Гиганты джазового фортепиано , Сан-Франциско: Backbeat
- ^ Jump up to: а б с д и ж г документальный фильм в Google Videos. Архивировано 4 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Мишель Петруччиани в AllMusic
- ^ Интервью Мишеля Петруччиани - Стенограмма: Национальный джазовый архив , 30 марта 2020 г. , получено 10 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шиптон, Алин (2004), Горсть ключей: беседы с тридцатью джазовыми пианистами , Нью-Йорк: Routledge
- ^ Петруччиани , Sunny Side Records
- ^ Рэдфорд, Майкл, Мишель Петруччиани (документальный фильм), IMDb
- ^ «Петруччиани, Мишель» , The New York Times (извещение о смерти), 8 января 1999 г.
- ^ «Village Vanguard — Джаз-клуб в Нью-Йорке | Портрет» (на немецком языке) . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Хейл, Джеймс (июль 2023 г.). «Архивные снимки». ДаунБит . Том. 90, нет. 7. с. 46.
- ^ Саутер, Тесса (9 сентября 2006 г.). «Трио христианина Джейкоба: противоречия» . Allaboutjazz.com . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ « Один в действии». Интервью с Нико Марцилиано» . Musicajazz.it . Проверено 13 января 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Мишель Петруччиани (2011) пианиста и музыковеда Бенджамина Халея от Editions Didier Carpentier (с предисловиями Дидье Локвуда и Александра Петруччиани).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мишеля Петруччиани Дискография на Discogs
- Мишель Петруччиани в Национальном джазовом архиве
- Интервью Мишеля Петруччиани журналу Jazz Magazine (на французском языке)
- Документальный фильм Мишеля Петруччиани "Меццо" с интервью на YouTube.
- 1962 года рождения
- 1999 смертей
- Люди из Оранжа, Воклюз
- Артисты с карликовостью
- французские джазовые пианисты
- Французы итальянского происхождения
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Люди с несовершенным остеогенезом
- Пианисты 20 века
- Французские музыканты ХХ века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские джазовые пианисты