Скотт Лафаро
Скотт Лафаро | |
---|---|
![]() ЛаФаро в 1958 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рокко Скотт Лафаро |
Рожденный | Ньюарк, Нью-Джерси , США | 3 апреля 1936 г.
Умер | 6 июля 1961 г. Сенека, Нью-Йорк , США | ( 25 лет
Жанры | |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент | Контрабас |
Годы активности | 1955–1961 |
Этикетки | |
Ранее из | Трио Билла Эванса |
Веб-сайт | www |
Рокко Скотт ЛаФаро (3 апреля 1936 г. - 6 июля 1961 г.) [ 1 ] — американский джазовый контрабасист, известный своей работой с трио Билла Эванса . Лафаро открыл новые горизонты в освоении этого инструмента, разработав контрмелодический стиль аккомпанемента, а не играя традиционные ходячие басовые партии, а также продемонстрировав виртуозность, которая практически не имела себе равных ни у одного из его современников. Несмотря на свою короткую карьеру и смерть в возрасте 25 лет, он остается одним из самых влиятельных джазовых басистов и занял 16-е место в списке Bass Player . 100 лучших басистов всех времен по версии журнала [ 2 ]
Слог «Far» в фамилии басиста правильно произносится как слово «fair», а не, как это принято, как слово «far». [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]ЛаФаро родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси . [ 1 ] сын музыканта биг-бэнда. Ему было пять лет, когда его семья переехала в Женеву, штат Нью-Йорк . Он начал играть на фортепиано в начальной школе, на бас-кларнете в средней школе и на тенор-саксофоне, когда пошел в старшую школу. [ 4 ] Он начал играть на контрабасе в 18 лет, прежде чем поступить в колледж, потому что знание игры на струнном инструменте было обязательным для студентов, специализирующихся на музыкальном образовании. После трех месяцев обучения в колледже Итака он сосредоточился на бас-гитаре. [ 1 ] Он играл в группах в College Spa и ресторане Joe's. [ 5 ] на Стейт-стрит в центре Итаки.
Карьера
[ редактировать ]Начиная с 1955 года он был участником биг-бэнда Бадди Морроу . [ 6 ] Он покинул эту организацию, чтобы работать в Лос-Анджелесе. Лафаро большую часть времени проводил, практикуясь на своем инструменте. Он практиковался по нотам для игры на высоком кларнете, чтобы улучшить свои навыки владения верхним регистром баса. Коллега-басист Ред Митчелл научил его перебирать струны независимо друг от друга указательным и средним пальцами. Большую часть 1958 года Лафаро играл в пианиста/вибрафониста Виктора Фельдмана группе .
В 1959 году, после работы с трубачом Четом Бейкером , руководителем оркестра Стэном Кентоном , вибрафонистом Кэлом Тьядером , [ 7 ] и кларнетистом Бенни Гудманом , Лафаро вернулся на восток и присоединился к Биллу Эвансу , который недавно покинул секстет Майлза Дэвиса . [ 1 ] Вместе с Эвансом и барабанщиком Полом Мотианом он разработал контрмелодичный стиль, который стал характерной чертой его игры. Эванс, Лафаро и Мотиан были привержены идее трех равных голосов в трио, работающих вместе над единой музыкальной идеей и часто без какого-либо музыканта, явно следящего за тактом. [ 8 ]
К концу 1960 года Лафаро был востребован как басист. Он заменил Чарли Хейдена на посту Орнетта Коулмана в январе 1961 года. басиста [ 1 ] Какое-то время Хейден и Лафаро жили в одной квартире. Он также играл в группе Стэна Гетца в перерывах между работой с трио Билла Эванса. Примерно в это же время он получил поздравительную открытку от Майлза Дэвиса, в которой говорилось, что Дэвис хочет его нанять. [ 9 ]
В июне 1961 года трио Билла Эванса начало двухнедельные выступления в Village Vanguard в Нью-Йорке. Трио привлекло внимание своим стилем. В последний день были записаны два альбома: Sunday at the Village Vanguard и Waltz for Debby . [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Лафаро погиб в автокатастрофе 6 июля 1961 года в Сенеке, штат Нью-Йорк . [ 6 ] на шоссе 20 США между Женевой и Канандайгуа , [ 11 ] через четыре дня после аккомпанирования Стэну Гетцу на джазовом фестивале в Ньюпорте . По словам Пола Мотиана, смерть Лафаро оставила Билла Эванса «оцепеневшим от горя», «в состоянии шока» и «похожим на привидение». [ 12 ] Он одержимо играл « Я люблю тебя, Порги », мелодию, которая стала синонимом его и ЛаФаро. Эванс прекратил выступления на несколько месяцев. [ 13 ]
Эванс сказал, что ЛаФаро был «одним из самых, если не самым выдающимся талантом в джазе». Легендарный басист Рэй Браун добавил: «Это был один из самых талантливых молодых людей, которых я видел за долгое время. Для своего возраста он действительно справился с этим. ... Это позор, действительно позор. Это будет отбросьте инструмент на десять лет назад». Мотиан отметил: «Мы должны были назначить свидание с Майлзом [Дэвисом]: трио, Билл, я и Скотт… Мы говорили об этом с Майлзом, все было подготовлено, а потом Скотта убили и все забылось». [ 14 ]
Инструменты
[ редактировать ]Mittenwald немецкого производства Лафаро начал свою профессиональную карьеру, играя на контрабасе , но весной 1958 года его украли.
Вскоре после этого он приобрел бас, сделанный в 1825 году в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир , Авраамом Прескоттом . Верхняя часть инструмента представляет собой трехчастную пластину из срезанной ели ; задняя часть представляет собой пластину из двух частей умеренно обожженного клена с инкрустацией из черного дерева в центре; боковые стороны изготовлены из соответствующего клена . У него закругленные углы внизу и очень скошенные плечи сверху, что облегчает вход и выход из положения большого пальца . ЛаФаро продолжал играть на этом басу до самой смерти. Бас-гитара была сильно повреждена в автокатастрофе, в которой он погиб. [ 15 ] но в конечном итоге был восстановлен и время от времени используется в представлениях в честь ЛаФаро. [ 16 ]
Билл Эванс сказал о бас-гитаре Prescott Лафаро: «У нее было изумительное качество сустейна и резонанса. просто звонил и звонил так долго». [ 17 ]
В 2008 году последний басист Эванса, Марк Джонсон , играл на бас-гитаре Лафаро на трибьют-альбоме Эванса, записанном женой Джонсона, Элиан Элиас , под названием Something for You: Eliane Elias Sings & Plays Bill Evans . [ 18 ]
Посмертно выпущенные предметы
[ редактировать ]В 1988 году лейбл Insights корпорации RVC в Японии выпустил «Воспоминания для Скотти» . В альбом вошли пять треков, записанных в Нью-Йорке в 1961 году с пианистом Доном Фридманом и барабанщиком Питом ЛаРока . [ 19 ]
В 2009 году Resonance Records переиздала пять треков с альбома Memories for Scotty на альбоме Pieces of Jade , а также двадцать две минуты, в которых Лафаро и Билл Эванс репетировали « My Foolish Heart » во время репетиции в 1960 году. биография ее брата Скотта Хелен ЛаФаро-Фернандес под названием Jade Visions была опубликована Также в 2009 году издательством University of North Texas Press с обширной дискографией.
Почести
[ редактировать ]5 марта 2014 года городской совет Женевы, штат Нью-Йорк, одобрил объявление 3 апреля Днем Скотта Лафаро. [ 20 ] 4 апреля 2014 года состоялась церемония переименования центральной улицы Скотт Лафаро Драйв. [ 21 ] [ 22 ]
По словам Йоахима Берендта, новаторский подход ЛаФаро к басу вызвал «эмансипацию», открыв «столь много разнообразных возможностей, которые еще совсем недавно считались невозможными для баса». [ 23 ]
Басист Чарли Хейден вспоминал:
Когда я был в Лос-Анджелесе, мы со Скотти Лафаро жили вместе. Он тренировался часами: у него были все эти соло Сонни Роллинза, которые он записал басовым ключом! Я оставался близким другом Скотти в Нью-Йорке и ездил туда, чтобы увидеть их и полюбоваться, а Скотти и Пол тоже приходили в Five Spot . Когда Скотти убили в 25 лет (мне было 24), я был опустошен: я не мог играть несколько месяцев. Я никогда не знал, как Скотти относился к моей игре, пока Пол не сказал мне позже, что в первый раз Пол услышал меня потому, что Скотти вытащил его в снежную бурю: «Ты должен послушать этого замечательного басиста с Орнеттом !» [ 24 ]
Дискография
[ редактировать ]Как соруководитель
[ редактировать ]- 1960 со Стивом Куном , Питом Ла Рока (PJL, 2005) - записано в 1960 году.
Как помощник
[ редактировать ]- Фри-джаз: Коллективная импровизация ( Атлантика , 1961)
- Орнетт! (Атлантика, 1962)
- Искусство импровизаторов (Атлантика, 1970) – записано в 1959–60 гг.
- Близнецы (Атлантика, 1971) - записано в 1959–61 гг.
- Портрет в джазе ( Риверсайд , 1960)
- Исследования (Риверсайд, 1961)
- Воскресенье в Village Vanguard (Риверсайд, 1961)
- Вальс для Дебби (Риверсайд, 1962) - записано в 1961 году.
- The Complete Village Vanguard Recordings, 1961 (Риверсайд, 2005) - записано в 1961 году.
- The Birdland Sessions 1960 года ( Fresh Sound , 2005) - записано в 1960 году.
- Прибытие Виктора Фельдмана ( Современник , 1958)
- Латинсвилль! (Современник, 1960)
- Memories for Scotty (Insights, 1988) — пять треков переизданы на Pieces of Jade ( Resonance , 2009)
Со Стэном Гетцем и Кэлом Тьядером
- Секстет Кэла Тьядера и Стэна Гетца ( Фэнтези , 1958)
- Серьезно! ( Современник , 1961) — записано в 1958 году.
- Букер Литтл ( Время , 1961)
- Это Пэт Моран ( Audio Fidelity , 1958) – записано в 1957 году.
- Бит Бродвея ( Warner Bros. , 1959)
- Джазовые абстракции (Атлантика, 1960)
- Сун Герои ( Саннисайд , 1959)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 250. ИСБН 0-85112-580-8 .
- ^ «100 величайших басистов всех времен — BassPlayer.com» . 27 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Вы можете услышать правильное произношение в этом интервью с Эвансом в 0:04, https://www.youtube.com/watch?v=IIzbINNrqcQ , по состоянию на 27 июня 2024 г.
- ^ «Журнал Джазовой Импровизации» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2005 года . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «Ральстон» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 28 октября 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Яноу, Скотт. «Скотт Лафаро» . Вся музыка . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ «Ральстон» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 28 октября 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Петтингер, Питер, Билл Эванс: Как поет мое сердце , Издательство Йельского университета (1998), стр. 91-92.
- ^ «Хронология Скотта Лафаро 1961» . Geocities.ws . 9 декабря 2005 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Бейли, К. Майкл. «Лучшие концертные джазовые записи (1953–65)» . Все о джазе . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Скотт Лафаро: Хронология 1961 года» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Гопник, Адам. «В то воскресенье» . Веб-страницы Билла Эванса. Архивировано из оригинала 6 июля 2021 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Петтингер, с. 114.
- ^ Шедвик, Кейт, Билл Эванс: Все случается со мной , Backbeat Books (2002), стр. 91.
- ^ ЛаФаро-Фернандес, Элен (2009). Jade Visions: Жизнь и музыка Скотта Лафаро . Издательство Университета Северного Техаса. стр. 237–238.
- ^ ЛаФаро-Фернандес, Элен (2009). Jade Visions: Жизнь и музыка Скотта Лафаро . Издательство Университета Северного Техаса. стр. 238–245.
- ^ Петтингер, с. 113
- ^ Хекман, Дон, аннотации к книге « Что-то для тебя: Элиана Элиас поет и играет Билла Эванса» (Blue Note Records, 2008).
- ^ «Дискография Дона Фридмана» . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ↑ Дэвид Л. Шоу, «Официально: 3 апреля будет Днем Скотта Лафаро в Женеве» , The Finger Lakes Times , пятница, 7 марта 2014 г.
- ↑ Дэвид Л. Шоу, «Инновации и вдохновение: Женева прославляет жизнь и наследие известного джазового музыканта Скотта Лафаро» , The Finger Lakes Times , воскресенье, 6 апреля 2014 г.
- ↑ Джим Мини, «В честь Скотта ЛаФаро в Женеве, штат Нью-Йорк: День Скотта Лафаро, переименование улиц и специальный вечер в Женеве 4 апреля» , Женеваночьаут.org , вторник, 1 апреля 2014 г.
- ^ Берендт, Иоахим Э (1976). Джазовая книга . Паладин. стр. 282.
- ^ Итан Айверсон (март 2008 г.). «Интервью с Чарли Хейденом» . Сделайте математику . Проверено 18 ноября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ЛаФаро-Фернандес, Элен; Ралстон, Чак; Кэмпбелл, Джеффри Р.; Паломби, Фил (2009). Jade Visions: Жизнь и музыка Скотта Лафаро . Дентон, Техас: Издательство Университета Северного Техаса. ISBN 9781574412734 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1936 рождений
- 1961 смертей
- Контрабасисты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Музыканты из Ньюарка, Нью-Джерси
- Американские джазовые контрабасисты
- Американские мужчины-контрабасисты
- Американцы итальянского происхождения
- Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в Нью-Йорке (штат)
- Американские музыканты 20-го века
- Бибоп-контрабасисты
- Крутые джазовые контрабасисты
- Модальные джазовые музыканты
- Контрабасисты в стиле фри-джаз
- Участники трио Билла Эванса