Jump to content

Кэл Тьядер

Кэл Тьядер
Тьядер в 1958 году
Тьядер в 1958 году
Справочная информация
Имя при рождении Каллен Рэдклифф Тейдер мл.
Рожденный ( 1925-07-16 ) 16 июля 1925 г.
Сент-Луис , Миссури, США
Источник Сан-Матео, Калифорния , США
Умер 5 мая 1982 г. ) ( 1982-05-05 ) ( 56 лет
Манила , Филиппины
Жанры
Род занятий
  • Вибрафонист
  • композитор
  • руководитель оркестра
Инструмент(ы)
Годы активности 1948–1982
Этикетки

Каллен Рэдклифф Тьядер-младший ( / ˈ d ər / JAY -dər ; 16 июля 1925 — 5 мая 1982) — американский латиноамериканский джазовый нелатиноамериканского происхождения музыкант, которого часто называют самым успешным латиноамериканским музыкантом . [1] Он исследовал другие джазовые идиомы, особенно современный джаз в небольших группах , продолжая исполнять музыку Африки, Карибского бассейна и Латинской Америки.

Тьядер в основном играл на вибрафоне , а также прекрасно играл на барабанах , бонгах , конгах , тимбалах и фортепиано . Он работал со многими музыкантами из разных культур. Его часто связывают с развитием латиноамериканского рока и эйсид-джаза . Хотя сочетание джаза с латиноамериканской музыкой часто называют «латинским джазом», работы Тьядера свободно колебались между обоими стилями. Его премия Грэмми в 1980 году за альбом La Onda Va Bien завершила карьеру, длившуюся более 40 лет. [2]

Ранние годы (1925–1943)

[ редактировать ]

Каллен Рэдклифф Тьядер-младший родился 16 июля 1925 года в Сент-Луисе. [3] гастролирующим шведско-американским водевилям . Его отец танцевал чечётку , а мать играла на пианино. Муж и жена вместе со своей труппой ездили из города в город, чтобы заработать на жизнь. Когда ему было два года, родители Тьядера поселились в Сан-Матео, Калифорния , и открыли танцевальную студию. Его мать (которая мечтала стать концертирующим пианистом) обучала его игре на классическом фортепиано, а отец научил его чечетке. Он выступал в районе залива в роли «Тьядера-младшего», вундеркинда, танцующего чечетку . Он исполнил короткую молчаливую роль, танцуя вместе с Биллом «Боджанглсом» Робинсоном в фильме « Белое темное облако радости» . [4]

Он присоединился к группе диксиленда и играл в районе залива. В шестнадцать лет он принял участие в Джина Крупы конкурсе соло на барабанах , добрался до финала и в конечном итоге выиграл, сыграв « Drum Boogie ». Но победа была омрачена нападением на Перл-Харбор тем утром. [5]

[ редактировать ]

Тьядер поступил в ВМС США в 1943 году в возрасте 17 лет и до марта 1946 года служил санитаром на Тихоокеанском театре военных действий . Он участвовал в пяти вторжениях, включая кампанию на Марианских островах и битву за Филиппины . По возвращении он поступил в Государственный колледж Сан-Хосе (ныне Государственный университет Сан-Хосе ) в соответствии с Законом о военнослужащих по специальности образование. Позже он перевелся в Государственный колледж Сан-Франциско , все еще намереваясь преподавать. Именно там он брал уроки игры на литаврах , что было его единственным формальным музыкальным образованием. [6]

В штате Сан-Франциско он встретил Дэйва Брубека , молодого пианиста, также только что отслужившего в армии. Брубек познакомил Тьядера с Полом Десмондом . Эти трое объединились с другими музыкантами и сформировали Октет Дэйва Брубека с Тьядером на барабанах. Хотя группа записала только один альбом и имела трудности с поиском работы, запись считается важной из-за того, что она впервые познакомилась с этими великими джазовыми музыкантами, которые вскоре станут легендарными. После распада октета Тьядер и Брубек сформировали трио, исполняющее джазовые стандарты в надежде найти больше работы. Трио Дэйва Брубека добилось успеха и стало неотъемлемой частью джазовой сцены Сан-Франциско. В этот период Тьядер научился играть на вибрафоне, чередуя его с барабанами в зависимости от песни. [6]

Сайдман (1951–1954)

[ редактировать ]

Брубек получил серьезные травмы в результате несчастного случая с дайвингом в 1951 году на Гавайях, и трио было вынуждено распасться. Тьядер продолжил работу трио в Калифорнии с басистом Джеком Уиксом из трио Брубека и пианистами Джоном Марабуто или Винсом Гуаральди , записав с ними свою первую 10-дюймовую пластинку в качестве лидера для Fantasy, но вскоре работал с Альвино Рей и получил степень в штате Сан-Франциско. Джазовый пианист Джордж Ширинг нанял Тьядера в 1953 году, когда Джо Роланд покинул его группу в то время, и он и Тьядер призвали Ширинга привлечь кубинских перкуссионистов, а также играть на бонго: «Drum Trouble». " была его сольная работа на бонго. Опрос критиков Down Beat в 1953 году номинировал его как лучшую новую звезду по энергетике. Его следующая 10-дюймовая пластинка в качестве лидера была записана для Savoy в это время, а также его первый Latin Jazz for a Fantasy. 10-дюймовая пластинка. Находясь в Нью-Йорке, басист Эл МакКиббон ​​взял Тьядера на концерт афро-кубинских биг-бэндов под руководством Мачито и Чико О'Фаррилла. , оба находятся в авангарде зарождающегося латиноамериканского джаза. В Нью-Йорке он встретил Монго Сантамарию и Вилли Бобо, были участниками оркестра Тито Пуэнте которые в то время .

Лидер (1954–1962)

[ редактировать ]

Вскоре Тьядер покинул Ширинг после выступления в джаз-клубе Blackhawk в Сан-Франциско. В апреле 1954 года он сформировал квинтет Cal Tjader Modern Mambo. В состав группы входили братья Мануэль Дюран и Карлос Дюран, играющие на фортепиано и басу соответственно, Бенни Веларде, играющий на тимбалесах, бонгах и конгах, и Эдгар Росалес, играющий на конгах (Луис Миранда заменил Розалеса после первого года обучения). Вернувшись в Сан-Франциско и записываясь на Fantasy Records , группа быстро выпустила несколько альбомов, в том числе Mambo с Tjader .

Увлечение мамбо достигло апогея в конце 1950-х годов, что стало благом для карьеры Тьядера. В отличие от экзотики Мартина Денни и Леса Бакстера , музыка, которую преподносят как «впечатления» от Океании (и других мест), в группах Тьядера участвовали опытные кубинские музыканты и первоклассные джазовые таланты, владеющие обеими идиомами. Он записал несколько заметных джазовых альбомов для Fantasy, используя различные названия групп, в первую очередь Cal Tjader Quartet (состоящий из басиста Джина Райта , барабанщика Эла Торре и пианиста Винса Гуаральди). Тьядера иногда относят к джазовому звучанию Западного побережья (или « крутому »), хотя его ритмы и темпы (как латиноамериканские, так и бибоповые) имели мало общего с творчеством джазменов Лос-Анджелеса Джерри Маллигана , Чета Бэйкера или Арта. Перец .

Тьядер и его группа открыли второй Монтерейский джазовый фестиваль в 1959 году знаменитым «предварительным» концертом. Первый фестиваль пострадал финансово. Тьядеру приписывают увеличение продаж билетов на второй фестиваль и спасение знакового фестиваля еще до того, как он действительно начался. Квинтет Modern Mambo распался через пару лет. Тьядер сформировал еще несколько небольших комбо-групп, регулярно игравших в таких джаз-клубах Сан-Франциско, как Blackhawk . [7]

Отчеты Verve и Skye (1960-е)

[ редактировать ]

После почти десяти лет записи для Fantasy, Тьядер подписал контракт с более известной компанией Verve Records , основанной Норманом Гранцем , но принадлежавшей тогда MGM. Имея большие бюджеты и опытного продюсера Крида Тейлора в кабине управления, Тьядер записал множество разнообразных альбомов. В годы работы над Verve Тьядер работал с аранжировщиками Оливером Нельсоном , Клаусом Огерманом , Эдди Палмиери , Лало Шифрином , Доном Себески , а также исполнителями Вилли Бобо , Дональдом Бердом , Клэр Фишер , молодым Чиком Кориа , Джимми Хитом , Кенни Барреллом , Хэнком Джонсом , Анитой О. 'Дэй , Армандо Пераса , Джером Ричардсон и другие. Тьядер впервые записывался с оркестрами биг-бэндов и даже записал альбом, основанный на азиатских гаммах и ритмах.

Его самым большим успехом стал альбом Soul Sauce (1964). Его заглавный трек, кавер Диззи Гиллеспи, над которым Тьядер играл более десяти лет, стал радиохитом (попал в топ-20 на влиятельной нью-йоркской поп-музыкальной станции WMCA в мае 1965 года) и поместил альбом в . топ-50 Billboard Альбомы 1965 года. Под названием «Guachi Guaro» (бессмысленная фраза на испанском языке) Тьядер превратил композицию Гиллеспи/ Чано Посо в нечто новое. (Название «Soul Sauce» возникло из предложения Тейлора о более запоминающемся названии и наблюдения Вилли Бобо о том, что версия Тьядера была более острой, чем оригинал.) Опознаваемый звук песни представляет собой комбинацию призывов Бобо ( «Salsa ahi на ма... сабор, сабор!» ), и четкие вибрации Тьядера работают. Альбом был продан тиражом более 100 000 копий и популяризировал слово сальса при описании латиноамериканской танцевальной музыки.

1960-е годы были самым плодотворным периодом для Тьядера. При поддержке крупного звукозаписывающего лейбла Verve он мог позволить себе расширить свой репертуар. Самым очевидным отклонением от его латино-джазового звучания были «Несколько оттенков нефрита» (1963) и последующий «Бриз с востока» (1963). На обоих альбомах была предпринята попытка объединить джаз и азиатскую музыку, так же, как Тьядер и другие сделали это с афро-кубинской музыкой. Критики отвергли результат, назвав его устаревшей экзотикой, пришедшей и ушедшей за предыдущее десятилетие. Тьядер также записал заметный концертный альбом в стиле модерн-джаз Saturday Night/Sunday Night в Blackhawk, Сан-Франциско, со своим постоянным квартетом в 1962 году.

От других экспериментов было не так-то легко отказаться. Тьядер объединился с жителем Нью-Йорка Эдди Палмьери в 1966 году, чтобы продюсировать El Sonido Nuevo («Новый звук»). Сопутствующий LP был записан для контрактного лейбла Палмиери, Tico, под названием Bamboleate . Хотя предыдущие работы Тьядера часто называли «латиноамериканским лаунджем », здесь дуэт создал более мрачное и зловещее звучание. Кэл Тьядер играет современную музыку Мексики и Бразилии (1962), выпущенный во время повального увлечения босса-новой , фактически противоречил этой тенденции, вместо этого используя более традиционные аранжировки из прошлого двух стран. В конце 1960-х Тьядер вместе с гитаристом Габором Сабо и Гэри Макфарландом помог основать недолговечный звукозаписывающий лейбл Skye. Работы Тьядера этого периода характеризуются альбомами Solar Heat (1968) и Tjader Plugs In (1969), предшественниками эйсид-джаза .

Годы фьюжн (1970-е)

[ редактировать ]

В 1970-х годах Тьядер вернулся на Fantasy Records, лейбл, с которого он начал в 1954 году. Приняв звучание джаз-фьюжн, которое в то время становилось отдельным поджанром, он добавил в свой состав электронные инструменты и начал использовать рок-биты в своих аранжировках. Его самый заметный альбом этого периода — Amazonas (1975) (продюсированный бразильским перкуссионистом Аирто Морейрой ). Он сыграл в саундтреке к анимационному фильму « Кот Фриц » 1972 года , особенно в треке «Mamblues». В 1976 году Тьядер записал несколько живых выступлений в соборе Грейс в Сан-Франциско . Как и на джазовом фестивале в Монтерее, он играл смесь джазовых стандартов и латиноамериканских аранжировок. Позже он гастролировал по Японии с саксофонистом Артом Пеппером, последний выздоравливал от алкогольной и наркотической зависимости. [8]

Последние годы (с 1979 по 1982 год)

[ редактировать ]

Карл Джефферсон , президент Concord Records , создал дочерний лейбл под названием Concord Picante для продвижения и распространения работ Тьядера. В отличие от его экскурсий в 1960-х и его джаз-роковых попыток в 1970-х, работа Тьядера Concord Picante была в основном прямолинейным латиноамериканским джазом. Электронные инструменты и рок-бита были исключены, и звук вернулся к более «классическому». За предыдущее десятилетие он собрал команду молодых музыкантов, состоящую из Марка Левина на фортепиано, Роджера Гленна на флейте, Винса Латеано на барабанах, Робба Фишера на басу и Пончо Санчеса на конгах.

Тьядер записал для Concord Picante пять альбомов, самым успешным из которых стал La Onda Va Bien (1979) (примерно «The Good Life»), спродюсированный Карлом Джефферсоном и Фрэнком Доррити, который получил премию Грэмми в 1980 году за лучшую латинскую запись. Часть A "Sabor" Тьядера представляет собой 2-3 ритмичных/необычных гуахео , ​​за вычетом некоторых нот.

Отрывок из "Sabor" Жоау Донато в аранжировке Марка Левина и исполнении Кэла Тьядера.

Тьядер умер во время турне. По дороге со своей группой в Манилу он потерял сознание от третьего из серии сердечных приступов и умер 5 мая 1982 года в возрасте 56 лет. [9] [10]

Наследие Тьядера связано с наследием Габора Сабо и Гэри МакФарланда, которые вместе работали и основали Skye Records ( в ​​архиве PANDORA пишется Сабо без острого акцента). Американская хип-хоп группа A Tribe Called Quest использовала сэмпл «Aquarius» Тьядера (из The Prophet ) в качестве аутро к большинству песен своего альбома Midnight Marauders .

По одной из оценок, творчество Тьядера вошло в 214 треков. [11]

Дискография

[ редактировать ]
  • Трио Кэла Тьядера ( Fantasy , 1953) — записано в 1951 году.
  • Кэл Тьядер: Вибист ( «Савой» , 1954)
  • Кэл Тьядер играет афро-кубинца (фэнтези, 1954)
  • Тьядер играет в мамбо (Фэнтези, 1954)
  • Мамбо с Тьядером (Фэнтези, 1954)
  • Тьядер играет Тджаз (Фэнтези, 1955)
  • Горячий ритм! (Фэнтези, 1955)
  • Квартет Кэла Тьядера (Фэнтези, 1956)
  • Квинтет Кэла Тьядера (Фэнтези, 1956)
  • Джаз в «Блэкхоке» (Фэнтези, 1957)
  • Латинский удар Кэла Тьядера (Фэнтези, 1957)
  • Кэл Тьядер (Фэнтези, 1957)
  • Более горячий ритм (Фэнтези, 1958)
  • Секстет Кэла Тьядера и Стэна Гетца (Фэнтези, 1958) со Стэном Гетцем
  • Сан-Франциско Moods (Фэнтези, 1958)
  • Латинский концерт Кэла Тьядера (Фэнтези, 1958)
  • Латынь для влюбленных: Кэл Тьядер со струнами (Фэнтези, 1958)
  • Латынь для танцоров (Фэнтези, 1958), сборник
  • Ночь в «Блэкхоке» (Фэнтези, 1958)
  • Тьядер идет на латынь (Фэнтези, 1958)
  • Концерт у моря, Том. 1 (Фэнтези, 1959)
  • Концерт у моря, Том. 2 (Фэнтези, 1959)
  • Концерт в кампусе (Фэнтези, 1960)
  • Слишком жарко (Фэнтези, 1960)
  • Вестсайдская история (Фэнтези, 1960)
  • В латинской сумке ( Verve , 1961)
  • Живой и прямой (Фэнтези, 1962)
  • Кэл Тьядер играет, Мэри Столлингс поет (Фэнтези, 1962) с Мэри Столлингс
  • Кэл Тьядер играет Гарольда Арлена (Фэнтези, 1962)
  • Латиноамериканец (Фэнтези, 1962)
  • Субботний вечер / воскресный вечер в отеле «Блэкхок», Сан-Франциско (Verve, 1962)
  • Кэл Тьядер играет современную музыку Мексики и Бразилии (Verve, 1962)
  • Время для двоих (Verve, 1962) с Анитой О'Дэй
  • Несколько оттенков нефрита (Verve, 1963)
  • Сонья Либре (Verve, 1963)
  • Бриз с Востока (Verve, 1964)
  • Теплая волна (Verve, 1964)
  • Соус души (Verve, 1964)
  • Птица души: Уиффенпуф (Verve, 1965)
  • Взрыв души (Verve, 1966)
  • Новый звук (Verve, 1966) с Эдди Палмьери
  • Bamboleate ( Tico Records , 1967) с Эдди Палмьери
  • А вот и Кэл (Verve, 1967)
  • Вибрации бедра (Verve, 1967)
  • Пророк (Воодушевление, 1968)
  • Солнечное тепло ( Скай , 1968)
  • Кэл Тьядер озвучивает Берта Бахараха (Скай, 1969)
  • Кэл Тьядер подключается (на маяке, Эрмоса-Бич, Калифорния, 20–21 февраля 1969 г.) (Скай, 1969)
  • Тьядер (Фэнтези, 1970)
  • Пресная вода (Фэнтези, 1971)
  • Скачать (Фэнтези, 1971)
  • Жить в Funky Quarters (Фэнтези, 1972)
  • Докси (Воодушевление, 1973)
  • Примо (Фэнтези, 1973)
  • Последнее болеро в Беркли (Фэнтези, 1973)
  • Тамбу (Фэнтези, 1973) с Чарли Бердом
  • Puttin 'It Together: записано вживую на концертах у моря (Fantasy, 1973)
  • Прошлой ночью, когда мы были молоды (фэнтези, 1975)
  • Амазонас (Фэнтези, 1975)
  • Концерт в соборе Грейс (Фэнтези, 1976)
  • Гуарабе (Фэнтези, 1977)
  • Дышите легко ( Галактика , 1977)
  • Здесь [вживую] (Галактика, 1977)
  • Уракан (Crystal Clear, 1978; переиздание: Laserlight, 1990)
  • Волна идет хорошо ( Конкорд Пиканте , 1979)
  • Наслаждайся мной! Но сейчас (Конкорд Пиканте, 1980)
  • Сияющее море (Конкорд Пиканте, 1981)
  • Fuego Vivo (Конкорд Пиканте, 1981)
  • Жаркая волна (Concord Jazz, 1982) с Кармен Макрей
  • Good Vibes (Concord Picante, 1984; записано в 1981 году)
  • Латинская + Джаз = Кэл Тьядер (Dunhill Compact Classics/DCC, 1990) – записано в 1968 году (Скай)
  • Концерты на солнце (Фэнтези, 2002) - записано в 1960 году.
  • Кубинская фантазия (Fantasy, 2003) - концертная запись 1977 года.
  • Концерт на джазовом фестивале в Монтерее 1958–1980 (Concord Jazz, 2008)

С Эдом Богасом

С Дэйвом Брубеком

  • Дэйв Брубек Октет (Фэнтези, 1956) - записан в 1946–50 гг.
  • Трио Дэйва Брубека (Фэнтези, 1950)
  • Отличительные ритм-инструменталы (фэнтези, 1950)

С Розмари Клуни

С Диззи Гиллеспи

  • Основные моменты 18-го ежегодного джазового фестиваля в Монтерее 1975 года ( DVD Storyville , 2007)

С Вуди Германом

  • Вуди Херман представляет: A Concord Jam, Том 1 (Concord Jazz, 1981)

С Эйдзи Китамурой

  • Семь звезд (Concord Jazz, 1981)

С Чарльзом Мингусом

  • Чарльз «Бэррон» Мингус, Западное побережье, 1945–49 ( Аптаун , 2002)

С Тошиюки Миямой

  • Новое стадо в Монтерее (Надя [Япония], 1974)

С Брю Муром

  • Квинтет Брю Мура (Фэнтези, 1956)
  • Брю Мур (Фэнтези, 1957)

С Видо Муссо

  • Секстет Видо Муссо (Фэнтези, 1952)

С Арт Пеппер

С Армандо Пераса

  • Дикая тварь (Скай, 1969)

С Тито Пуэнте

  • Тито Пуэнте и его оркестр выступают на джазовом фестивале в Монтерее 1977 года (Concord Jazz, 2008)

С Джорджем Ширингом

  • Вечер с квинтетом Джорджа Ширинга ( MGM , 1954)
  • Караван стрижки (MGM, 1955)
  • Когда свет тусклый (MGM, 1955)
  • Стрижка в Hi-Fi (MGM, 1955)

Трибьют-альбомы

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Биография, песни и альбомы Кэла Тьядера» . Вся музыка . Проверено 4 июня 2023 г.
  2. ^ Рид, С. Дункан (2013). Кэл Тьядер: жизнь и записи человека, совершившего революцию в латинском джазе . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд . п. 222. ИСБН  978-1-4766-0588-3 .
  3. ^ Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 2508/9. ISBN  0-85112-939-0 .
  4. ^ Яноу, Скотт (1 декабря 2000 г.). Афро-кубинский джаз: третье ухо – незаменимый спутник для прослушивания . Корпорация Хэла Леонарда. п. 139. ИСБН  978-1-61780-032-0 .
  5. ^ Рид, С. Дункан (23 августа 2013 г.). Кэл Тьядер: жизнь и записи человека, совершившего революцию в латинском джазе . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-3535-7 .
  6. ^ Jump up to: а б Браун, Джесси (19 февраля 2017 г.). «Кэл Тьядер - Лучшее из Кэла Тьядера» . ЭТОТ ПРЕВОСХОДНЫЙ ЗВУК — ВИНИЛОВОЕ ЛЕВНО . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
  7. ^ Коттеррелл, Роджер. «Кал Тьядер: Между двумя мирами», джаз и блюз, июль 1972 года.
  8. ^ Перец, Арт; Пеппер, Лори (9 сентября 2009 г.). Прямая жизнь: История Арта Пеппера . Да Капо Пресс. п. 465. ИСБН  978-0-7867-5157-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ «Кал Тьядер, джазовый вибрафонист» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 6 мая 1982 года.
  10. ^ CapRadio, веб-сайт филиала NPR и флагманской станции Центральной Калифорнии KXKZ, 16 июля 2015 г. «Вспоминая Кэла Тьядера» https://www.capradio.org/news/insight/2015/07/16/insight-071615b/
  11. ^ «Треки с семплами Кэла Тьядера» . Кто пробовал . Проверено 16 июля 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a88f2233dd8ca46575286ec5cdb2014__1721425560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/14/2a88f2233dd8ca46575286ec5cdb2014.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cal Tjader - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)