Кэл Тьядер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Кэл Тьядер | |
---|---|
![]() Тьядер в 1958 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Каллен Рэдклифф Тейдер мл. |
Рожденный | Сент-Луис , Миссури, США | 16 июля 1925 г.
Источник | Сан-Матео, Калифорния , США |
Умер | 5 мая 1982 г. Манила , Филиппины | ( 56 лет
Жанры |
|
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | |
Годы активности | 1948–1982 |
Этикетки |
Каллен Рэдклифф Тьядер-младший ( / ˈ dʒ eɪ d ər / JAY -dər ; 16 июля 1925 — 5 мая 1982) — американский латиноамериканский джазовый нелатиноамериканского происхождения музыкант, которого часто называют самым успешным латиноамериканским музыкантом . [1] Он исследовал другие джазовые идиомы, особенно современный джаз в небольших группах , продолжая исполнять музыку Африки, Карибского бассейна и Латинской Америки.
Тьядер в основном играл на вибрафоне , а также прекрасно играл на барабанах , бонгах , конгах , тимбалах и фортепиано . Он работал со многими музыкантами из разных культур. Его часто связывают с развитием латиноамериканского рока и эйсид-джаза . Хотя сочетание джаза с латиноамериканской музыкой часто называют «латинским джазом», работы Тьядера свободно колебались между обоими стилями. Его премия Грэмми в 1980 году за альбом La Onda Va Bien завершила карьеру, длившуюся более 40 лет. [2]
Ранние годы (1925–1943)
[ редактировать ]Каллен Рэдклифф Тьядер-младший родился 16 июля 1925 года в Сент-Луисе. [3] гастролирующим шведско-американским водевилям . Его отец танцевал чечётку , а мать играла на пианино. Муж и жена вместе со своей труппой ездили из города в город, чтобы заработать на жизнь. Когда ему было два года, родители Тьядера поселились в Сан-Матео, Калифорния , и открыли танцевальную студию. Его мать (которая мечтала стать концертирующим пианистом) обучала его игре на классическом фортепиано, а отец научил его чечетке. Он выступал в районе залива в роли «Тьядера-младшего», вундеркинда, танцующего чечетку . Он исполнил короткую молчаливую роль, танцуя вместе с Биллом «Боджанглсом» Робинсоном в фильме « Белое темное облако радости» . [4]
Он присоединился к группе диксиленда и играл в районе залива. В шестнадцать лет он принял участие в Джина Крупы конкурсе соло на барабанах , добрался до финала и в конечном итоге выиграл, сыграв « Drum Boogie ». Но победа была омрачена нападением на Перл-Харбор тем утром. [5]
Военно-морской флот и колледж (1940-е)
[ редактировать ]Тьядер поступил в ВМС США в 1943 году в возрасте 17 лет и до марта 1946 года служил санитаром на Тихоокеанском театре военных действий . Он участвовал в пяти вторжениях, включая кампанию на Марианских островах и битву за Филиппины . По возвращении он поступил в Государственный колледж Сан-Хосе (ныне Государственный университет Сан-Хосе ) в соответствии с Законом о военнослужащих по специальности образование. Позже он перевелся в Государственный колледж Сан-Франциско , все еще намереваясь преподавать. Именно там он брал уроки игры на литаврах , что было его единственным формальным музыкальным образованием. [6]
В штате Сан-Франциско он встретил Дэйва Брубека , молодого пианиста, также только что отслужившего в армии. Брубек познакомил Тьядера с Полом Десмондом . Эти трое объединились с другими музыкантами и сформировали Октет Дэйва Брубека с Тьядером на барабанах. Хотя группа записала только один альбом и имела трудности с поиском работы, запись считается важной из-за того, что она впервые познакомилась с этими великими джазовыми музыкантами, которые вскоре станут легендарными. После распада октета Тьядер и Брубек сформировали трио, исполняющее джазовые стандарты в надежде найти больше работы. Трио Дэйва Брубека добилось успеха и стало неотъемлемой частью джазовой сцены Сан-Франциско. В этот период Тьядер научился играть на вибрафоне, чередуя его с барабанами в зависимости от песни. [6]
Сайдман (1951–1954)
[ редактировать ]Брубек получил серьезные травмы в результате несчастного случая с дайвингом в 1951 году на Гавайях, и трио было вынуждено распасться. Тьядер продолжил работу трио в Калифорнии с басистом Джеком Уиксом из трио Брубека и пианистами Джоном Марабуто или Винсом Гуаральди , записав с ними свою первую 10-дюймовую пластинку в качестве лидера для Fantasy, но вскоре работал с Альвино Рей и получил степень в штате Сан-Франциско. Джазовый пианист Джордж Ширинг нанял Тьядера в 1953 году, когда Джо Роланд покинул его группу в то время, и он и Тьядер призвали Ширинга привлечь кубинских перкуссионистов, а также играть на бонго: «Drum Trouble». " была его сольная работа на бонго. Опрос критиков Down Beat в 1953 году номинировал его как лучшую новую звезду по энергетике. Его следующая 10-дюймовая пластинка в качестве лидера была записана для Savoy в это время, а также его первый Latin Jazz for a Fantasy. 10-дюймовая пластинка. Находясь в Нью-Йорке, басист Эл МакКиббон взял Тьядера на концерт афро-кубинских биг-бэндов под руководством Мачито и Чико О'Фаррилла. , оба находятся в авангарде зарождающегося латиноамериканского джаза. В Нью-Йорке он встретил Монго Сантамарию и Вилли Бобо, были участниками оркестра Тито Пуэнте которые в то время .
Лидер (1954–1962)
[ редактировать ]Вскоре Тьядер покинул Ширинг после выступления в джаз-клубе Blackhawk в Сан-Франциско. В апреле 1954 года он сформировал квинтет Cal Tjader Modern Mambo. В состав группы входили братья Мануэль Дюран и Карлос Дюран, играющие на фортепиано и басу соответственно, Бенни Веларде, играющий на тимбалесах, бонгах и конгах, и Эдгар Росалес, играющий на конгах (Луис Миранда заменил Розалеса после первого года обучения). Вернувшись в Сан-Франциско и записываясь на Fantasy Records , группа быстро выпустила несколько альбомов, в том числе Mambo с Tjader .
Увлечение мамбо достигло апогея в конце 1950-х годов, что стало благом для карьеры Тьядера. В отличие от экзотики Мартина Денни и Леса Бакстера , музыка, которую преподносят как «впечатления» от Океании (и других мест), в группах Тьядера участвовали опытные кубинские музыканты и первоклассные джазовые таланты, владеющие обеими идиомами. Он записал несколько заметных джазовых альбомов для Fantasy, используя различные названия групп, в первую очередь Cal Tjader Quartet (состоящий из басиста Джина Райта , барабанщика Эла Торре и пианиста Винса Гуаральди). Тьядера иногда относят к джазовому звучанию Западного побережья (или « крутому »), хотя его ритмы и темпы (как латиноамериканские, так и бибоповые) имели мало общего с творчеством джазменов Лос-Анджелеса Джерри Маллигана , Чета Бэйкера или Арта. Перец .
Тьядер и его группа открыли второй Монтерейский джазовый фестиваль в 1959 году знаменитым «предварительным» концертом. Первый фестиваль пострадал финансово. Тьядеру приписывают увеличение продаж билетов на второй фестиваль и спасение знакового фестиваля еще до того, как он действительно начался. Квинтет Modern Mambo распался через пару лет. Тьядер сформировал еще несколько небольших комбо-групп, регулярно игравших в таких джаз-клубах Сан-Франциско, как Blackhawk . [7]
Отчеты Verve и Skye (1960-е)
[ редактировать ]После почти десяти лет записи для Fantasy, Тьядер подписал контракт с более известной компанией Verve Records , основанной Норманом Гранцем , но принадлежавшей тогда MGM. Имея большие бюджеты и опытного продюсера Крида Тейлора в кабине управления, Тьядер записал множество разнообразных альбомов. В годы работы над Verve Тьядер работал с аранжировщиками Оливером Нельсоном , Клаусом Огерманом , Эдди Палмиери , Лало Шифрином , Доном Себески , а также исполнителями Вилли Бобо , Дональдом Бердом , Клэр Фишер , молодым Чиком Кориа , Джимми Хитом , Кенни Барреллом , Хэнком Джонсом , Анитой О. 'Дэй , Армандо Пераса , Джером Ричардсон и другие. Тьядер впервые записывался с оркестрами биг-бэндов и даже записал альбом, основанный на азиатских гаммах и ритмах.
Его самым большим успехом стал альбом Soul Sauce (1964). Его заглавный трек, кавер Диззи Гиллеспи, над которым Тьядер играл более десяти лет, стал радиохитом (попал в топ-20 на влиятельной нью-йоркской поп-музыкальной станции WMCA в мае 1965 года) и поместил альбом в . топ-50 Billboard Альбомы 1965 года. Под названием «Guachi Guaro» (бессмысленная фраза на испанском языке) Тьядер превратил композицию Гиллеспи/ Чано Посо в нечто новое. (Название «Soul Sauce» возникло из предложения Тейлора о более запоминающемся названии и наблюдения Вилли Бобо о том, что версия Тьядера была более острой, чем оригинал.) Опознаваемый звук песни представляет собой комбинацию призывов Бобо ( «Salsa ahi на ма... сабор, сабор!» ), и четкие вибрации Тьядера работают. Альбом был продан тиражом более 100 000 копий и популяризировал слово сальса при описании латиноамериканской танцевальной музыки.
1960-е годы были самым плодотворным периодом для Тьядера. При поддержке крупного звукозаписывающего лейбла Verve он мог позволить себе расширить свой репертуар. Самым очевидным отклонением от его латино-джазового звучания были «Несколько оттенков нефрита» (1963) и последующий «Бриз с востока» (1963). На обоих альбомах была предпринята попытка объединить джаз и азиатскую музыку, так же, как Тьядер и другие сделали это с афро-кубинской музыкой. Критики отвергли результат, назвав его устаревшей экзотикой, пришедшей и ушедшей за предыдущее десятилетие. Тьядер также записал заметный концертный альбом в стиле модерн-джаз Saturday Night/Sunday Night в Blackhawk, Сан-Франциско, со своим постоянным квартетом в 1962 году.
От других экспериментов было не так-то легко отказаться. Тьядер объединился с жителем Нью-Йорка Эдди Палмьери в 1966 году, чтобы продюсировать El Sonido Nuevo («Новый звук»). Сопутствующий LP был записан для контрактного лейбла Палмиери, Tico, под названием Bamboleate . Хотя предыдущие работы Тьядера часто называли «латиноамериканским лаунджем », здесь дуэт создал более мрачное и зловещее звучание. Кэл Тьядер играет современную музыку Мексики и Бразилии (1962), выпущенный во время повального увлечения босса-новой , фактически противоречил этой тенденции, вместо этого используя более традиционные аранжировки из прошлого двух стран. В конце 1960-х Тьядер вместе с гитаристом Габором Сабо и Гэри Макфарландом помог основать недолговечный звукозаписывающий лейбл Skye. Работы Тьядера этого периода характеризуются альбомами Solar Heat (1968) и Tjader Plugs In (1969), предшественниками эйсид-джаза .
Годы фьюжн (1970-е)
[ редактировать ]В 1970-х годах Тьядер вернулся на Fantasy Records, лейбл, с которого он начал в 1954 году. Приняв звучание джаз-фьюжн, которое в то время становилось отдельным поджанром, он добавил в свой состав электронные инструменты и начал использовать рок-биты в своих аранжировках. Его самый заметный альбом этого периода — Amazonas (1975) (продюсированный бразильским перкуссионистом Аирто Морейрой ). Он сыграл в саундтреке к анимационному фильму « Кот Фриц » 1972 года , особенно в треке «Mamblues». В 1976 году Тьядер записал несколько живых выступлений в соборе Грейс в Сан-Франциско . Как и на джазовом фестивале в Монтерее, он играл смесь джазовых стандартов и латиноамериканских аранжировок. Позже он гастролировал по Японии с саксофонистом Артом Пеппером, последний выздоравливал от алкогольной и наркотической зависимости. [8]
Последние годы (с 1979 по 1982 год)
[ редактировать ]Карл Джефферсон , президент Concord Records , создал дочерний лейбл под названием Concord Picante для продвижения и распространения работ Тьядера. В отличие от его экскурсий в 1960-х и его джаз-роковых попыток в 1970-х, работа Тьядера Concord Picante была в основном прямолинейным латиноамериканским джазом. Электронные инструменты и рок-бита были исключены, и звук вернулся к более «классическому». За предыдущее десятилетие он собрал команду молодых музыкантов, состоящую из Марка Левина на фортепиано, Роджера Гленна на флейте, Винса Латеано на барабанах, Робба Фишера на басу и Пончо Санчеса на конгах.
Тьядер записал для Concord Picante пять альбомов, самым успешным из которых стал La Onda Va Bien (1979) (примерно «The Good Life»), спродюсированный Карлом Джефферсоном и Фрэнком Доррити, который получил премию Грэмми в 1980 году за лучшую латинскую запись. Часть A "Sabor" Тьядера представляет собой 2-3 ритмичных/необычных гуахео , за вычетом некоторых нот.

Тьядер умер во время турне. По дороге со своей группой в Манилу он потерял сознание от третьего из серии сердечных приступов и умер 5 мая 1982 года в возрасте 56 лет. [9] [10]
Наследие Тьядера связано с наследием Габора Сабо и Гэри МакФарланда, которые вместе работали и основали Skye Records ( в архиве PANDORA пишется Сабо без острого акцента). Американская хип-хоп группа A Tribe Called Quest использовала сэмпл «Aquarius» Тьядера (из The Prophet ) в качестве аутро к большинству песен своего альбома Midnight Marauders .
По одной из оценок, творчество Тьядера вошло в 214 треков. [11]
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- Трио Кэла Тьядера ( Fantasy , 1953) — записано в 1951 году.
- Кэл Тьядер: Вибист ( «Савой» , 1954)
- Кэл Тьядер играет афро-кубинца (фэнтези, 1954)
- Тьядер играет в мамбо (Фэнтези, 1954)
- Мамбо с Тьядером (Фэнтези, 1954)
- Тьядер играет Тджаз (Фэнтези, 1955)
- Горячий ритм! (Фэнтези, 1955)
- Квартет Кэла Тьядера (Фэнтези, 1956)
- Квинтет Кэла Тьядера (Фэнтези, 1956)
- Джаз в «Блэкхоке» (Фэнтези, 1957)
- Латинский удар Кэла Тьядера (Фэнтези, 1957)
- Кэл Тьядер (Фэнтези, 1957)
- Более горячий ритм (Фэнтези, 1958)
- Секстет Кэла Тьядера и Стэна Гетца (Фэнтези, 1958) со Стэном Гетцем
- Сан-Франциско Moods (Фэнтези, 1958)
- Латинский концерт Кэла Тьядера (Фэнтези, 1958)
- Латынь для влюбленных: Кэл Тьядер со струнами (Фэнтези, 1958)
- Латынь для танцоров (Фэнтези, 1958), сборник
- Ночь в «Блэкхоке» (Фэнтези, 1958)
- Тьядер идет на латынь (Фэнтези, 1958)
- Концерт у моря, Том. 1 (Фэнтези, 1959)
- Концерт у моря, Том. 2 (Фэнтези, 1959)
- Концерт в кампусе (Фэнтези, 1960)
- Слишком жарко (Фэнтези, 1960)
- Вестсайдская история (Фэнтези, 1960)
- В латинской сумке ( Verve , 1961)
- Живой и прямой (Фэнтези, 1962)
- Кэл Тьядер играет, Мэри Столлингс поет (Фэнтези, 1962) с Мэри Столлингс
- Кэл Тьядер играет Гарольда Арлена (Фэнтези, 1962)
- Латиноамериканец (Фэнтези, 1962)
- Субботний вечер / воскресный вечер в отеле «Блэкхок», Сан-Франциско (Verve, 1962)
- Кэл Тьядер играет современную музыку Мексики и Бразилии (Verve, 1962)
- Время для двоих (Verve, 1962) с Анитой О'Дэй
- Несколько оттенков нефрита (Verve, 1963)
- Сонья Либре (Verve, 1963)
- Бриз с Востока (Verve, 1964)
- Теплая волна (Verve, 1964)
- Соус души (Verve, 1964)
- Птица души: Уиффенпуф (Verve, 1965)
- Взрыв души (Verve, 1966)
- Новый звук (Verve, 1966) с Эдди Палмьери
- Bamboleate ( Tico Records , 1967) с Эдди Палмьери
- А вот и Кэл (Verve, 1967)
- Вибрации бедра (Verve, 1967)
- Пророк (Воодушевление, 1968)
- Солнечное тепло ( Скай , 1968)
- Кэл Тьядер озвучивает Берта Бахараха (Скай, 1969)
- Кэл Тьядер подключается (на маяке, Эрмоса-Бич, Калифорния, 20–21 февраля 1969 г.) (Скай, 1969)
- Тьядер (Фэнтези, 1970)
- Пресная вода (Фэнтези, 1971)
- Скачать (Фэнтези, 1971)
- Жить в Funky Quarters (Фэнтези, 1972)
- Докси (Воодушевление, 1973)
- Примо (Фэнтези, 1973)
- Последнее болеро в Беркли (Фэнтези, 1973)
- Тамбу (Фэнтези, 1973) с Чарли Бердом
- Puttin 'It Together: записано вживую на концертах у моря (Fantasy, 1973)
- Прошлой ночью, когда мы были молоды (фэнтези, 1975)
- Амазонас (Фэнтези, 1975)
- Концерт в соборе Грейс (Фэнтези, 1976)
- Гуарабе (Фэнтези, 1977)
- Дышите легко ( Галактика , 1977)
- Здесь [вживую] (Галактика, 1977)
- Уракан (Crystal Clear, 1978; переиздание: Laserlight, 1990)
- Волна идет хорошо ( Конкорд Пиканте , 1979)
- Наслаждайся мной! Но сейчас (Конкорд Пиканте, 1980)
- Сияющее море (Конкорд Пиканте, 1981)
- Fuego Vivo (Конкорд Пиканте, 1981)
- Жаркая волна (Concord Jazz, 1982) с Кармен Макрей
- Good Vibes (Concord Picante, 1984; записано в 1981 году)
- Латинская + Джаз = Кэл Тьядер (Dunhill Compact Classics/DCC, 1990) – записано в 1968 году (Скай)
- Концерты на солнце (Фэнтези, 2002) - записано в 1960 году.
- Кубинская фантазия (Fantasy, 2003) - концертная запись 1977 года.
- Концерт на джазовом фестивале в Монтерее 1958–1980 (Concord Jazz, 2008)
- Кот Фриц (саундтрек) (Фэнтези, 1972)
- Дэйв Брубек Октет (Фэнтези, 1956) - записан в 1946–50 гг.
- Трио Дэйва Брубека (Фэнтези, 1950)
- Отличительные ритм-инструменталы (фэнтези, 1950)
- С любовью (Concord Jazz, 1981)
- Розмари Клуни поет музыку Коула Портера (Concord Jazz, 1982)
- Основные моменты 18-го ежегодного джазового фестиваля в Монтерее 1975 года ( DVD Storyville , 2007)
- Вуди Херман представляет: A Concord Jam, Том 1 (Concord Jazz, 1981)
- Семь звезд (Concord Jazz, 1981)
- Чарльз «Бэррон» Мингус, Западное побережье, 1945–49 ( Аптаун , 2002)
- Новое стадо в Монтерее (Надя [Япония], 1974)
- Квинтет Брю Мура (Фэнтези, 1956)
- Брю Мур (Фэнтези, 1957)
- Секстет Видо Муссо (Фэнтези, 1952)
- Дебют в Токио [вживую] (Galaxy, 1995]) - записано в 1977 году.
- Дикая тварь (Скай, 1969)
- Тито Пуэнте и его оркестр выступают на джазовом фестивале в Монтерее 1977 года (Concord Jazz, 2008)
- Вечер с квинтетом Джорджа Ширинга ( MGM , 1954)
- Караван стрижки (MGM, 1955)
- Когда свет тусклый (MGM, 1955)
- Стрижка в Hi-Fi (MGM, 1955)
Трибьют-альбомы
[ редактировать ]- Луи Рамирес : дань уважения Кэлу Тьядеру (Кайманы, 1986)
- Клэр Фишер : Тьядерама ( Дискавери , 1987)
- Пончо Санчес : Соус души: Воспоминания о Кэле Тьядере (Concord Jazz, 1995)
- Дэйв Сэмюэлс : Tjader-ized: дань Кэлу Тьядеру (Verve, 1998)
- Гэри Бертон : Для Хэмпа, Рэда, Сумок и Кэла (Concord Jazz, 2001)
- Пакито Д'Ривера и его ансамбль латинского джаза с Луи Рамиресом: дань уважения Кэлу Тьядеру (Йемайя, 2003)
- Майк Фриман ZonaVibe "Blue Tjade" (записи VOF, 2015)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Биография, песни и альбомы Кэла Тьядера» . Вся музыка . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Рид, С. Дункан (2013). Кэл Тьядер: жизнь и записи человека, совершившего революцию в латинском джазе . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд . п. 222. ИСБН 978-1-4766-0588-3 .
- ^ Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 2508/9. ISBN 0-85112-939-0 .
- ^ Яноу, Скотт (1 декабря 2000 г.). Афро-кубинский джаз: третье ухо – незаменимый спутник для прослушивания . Корпорация Хэла Леонарда. п. 139. ИСБН 978-1-61780-032-0 .
- ^ Рид, С. Дункан (23 августа 2013 г.). Кэл Тьядер: жизнь и записи человека, совершившего революцию в латинском джазе . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-3535-7 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Джесси (19 февраля 2017 г.). «Кэл Тьядер - Лучшее из Кэла Тьядера» . ЭТОТ ПРЕВОСХОДНЫЙ ЗВУК — ВИНИЛОВОЕ ЛЕВНО . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ Коттеррелл, Роджер. «Кал Тьядер: Между двумя мирами», джаз и блюз, июль 1972 года.
- ^ Перец, Арт; Пеппер, Лори (9 сентября 2009 г.). Прямая жизнь: История Арта Пеппера . Да Капо Пресс. п. 465. ИСБН 978-0-7867-5157-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кал Тьядер, джазовый вибрафонист» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 6 мая 1982 года.
- ^ CapRadio, веб-сайт филиала NPR и флагманской станции Центральной Калифорнии KXKZ, 16 июля 2015 г. «Вспоминая Кэла Тьядера» https://www.capradio.org/news/insight/2015/07/16/insight-071615b/
- ^ «Треки с семплами Кэла Тьядера» . Кто пробовал . Проверено 16 июля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Перец, Арт ; Пеппер, Лори (1994). Прямая жизнь: история Арта Пеппера . Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-80558-5 .
- Робертс, Джон Сторм (1999). Латинский джаз: начало фьюжн, с 1880-х годов до наших дней . Г. Ширмера Inc. ISBN 978-0-8256-7192-0 .
- Яноу, Скотт (2000). Афро-кубинский джаз: «Третье ухо» – незаменимый спутник для прослушивания . Книги о бэкбите . ISBN 978-0-87930-619-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кэл Тьядер – официальный сайт
- Кэл Тьядер из AllMusic
- Дискография Кэла Тьядера на Discogs
- Полная дискография Кэла Тьядера из Music City
- Кэл Тьядер в Space Age Pop
- Ранние рассказы и очерки (отрывок) со ссылкой на доктора Антона Тьядера.
- 1925 рождений
- 1982 смертей
- Крутые джазовые барабанщики
- Латиноамериканские джазовые музыканты
- Латинские джазовые пианисты
- Пианисты Боссанова
- Джазовые перкуссионисты
- Американские джазовые вибрафонисты
- Американские джазовые барабанщики
- Джазовые музыканты из Калифорнии
- Американцы шведского происхождения
- Выпускники государственного университета Сан-Франциско
- Музыканты из Сент-Луиса
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Солдаты армии США
- Лауреаты премии Грэмми
- Артисты Savoy Records
- Артисты Skye Records
- Артисты Конкорд Рекордс
- Артисты Galaxy Records
- Американские перкуссионисты
- Американские барабанщики 20-го века
- Американские барабанщики-мужчины
- Американские мультиинструменталисты
- Джазовые музыканты из Миссури
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Пианисты 20 века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые вибрафонисты
- Люди из Сан-Матео, Калифорния