Чико О'Фаррилл
Чико О'Фаррилл | |
---|---|
Имя при рождении | Артуро О'Фаррил |
Также известен как | "Чико" |
Рожденный | Гавана , Куба | 28 октября 1921 г.
Умер | 27 июня 2001 г. Нью-Йорк, США | (79 лет)
Жанры | |
Род занятий |
|
Годы активности | 1949–2001 |
Этикетки |
Артуро « Чико » О'Фаррил (28 октября 1921 г.) [ 1 ] – 27 июня 2001 г.) [ 2 ] был кубинским композитором, аранжировщиком и дирижером, наиболее известным своими работами в латинской идиоме, в частности афро-кубинским джазом или «кубопом», хотя он также сочинял традиционные джазовые пьесы и даже симфонические произведения.
Он родился в аристократической кубинской семье и в начале своей карьеры играл на трубе. Он сочинял произведения для Мачито ( афро-кубинская сюита с Чарли Паркером , 1950) и Бенни Гудмана оркестра Бибопа («Подтекущий блюз»), а также аранжировал для Диззи Гиллеспи и Стэна Кентона и других.
В 1990-х годах О'Фаррилл возглавил биг-бэнд, который обосновался в нью-йоркском ночном клубе Birdland . Сын Чико, пианист Артуро О'Фаррил , в конечном итоге возглавил группу.
Биография
[ редактировать ]О'Фаррилл родился в Гаване , Куба. [ 1 ] Он был воспитан, чтобы следовать семейным традициям и заняться юридической практикой. [ 3 ] хотя прежде чем он смог это сделать, он увлекся джазовой музыкой и вместо этого занялся ею. Он открыл для себя джаз биг-бэнда, когда учился в военной школе-интернате во Флориде, где впервые научился играть на трубе. [ 4 ] а после возвращения в Гавану начал изучать классическую музыку под руководством Феликса Герреро в Гаванской консерватории и играть в местных ночных клубах вместе с такими фигурами, как Исидро Перес и Армандо Ромеу. В 1948 году он переехал в Нью-Йорк, где продолжил обучение классической музыке под руководством Стефана Вольпе , Бернарда Вагенара и других в Джульярдской школе , а в свободное время начал заниматься джазовой сценой. [ 5 ]
Вскоре после переезда в Нью-Йорк он начал работать аранжировщиком у Бенни Гудмана и написал «Undercurrent Blues». Именно в этот момент родилось его прозвище: Гудман с трудом произносил свое имя, и вместо этого начал называть его «Чико». [ 3 ] В этот период он также работал аранжировщиком со Стэном Кентоном ( «Кубинский эпизод» ), Каунтом Бэйси , Артом Фармером и Мачито (« Афро-кубинская джазовая сюита с участием Чарли Паркера», записанная 21 декабря 1950 года), а также участвовал в нескольких Афро-кубинские джазовые произведения Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи ( Тема Мантека , запись 24 мая 1954 года). В это время он также основал свою собственную группу Afro-Cuban Jazz Orchestra, которая гастролировала по стране, записывалась и давала еженедельные концерты в джаз-клубе Birdland . В 1957 году он переехал в Мексику и жил со своей женой, певицей Лупе Валеро, до 1965 года; там он написал сюиту для Арта Фармера в 1959 году и дал концерты в Мехико .
В 1965 году он вернулся в Нью-Йорк, где работал аранжировщиком и музыкальным руководителем на канале CBS в их телепрограмме «Фестиваль живого искусства для молодежи CBS». [ 4 ] Он также написал аранжировки поп-песен для Каунта Бэйси в 1965 и 1966 годах и записал альбом «Spanish Rice» , альбом своих афро-кубинских джазовых композиций, с Кларком Терри в 1966 году.
С 1970-х до середины 1990-х О'Фаррил практически отсутствовал на джазовой сцене: в этот период он был технически активен, но количество выпущенных им работ все больше и больше уменьшалось. он написал партитуры для Стэна Кентона и Арта Барбьери В начале этого периода бездействия , а также некоторые для джазового оркестра Мачито и Диззи Гиллеспи.
Тем не менее, О'Фаррилл вернулся в качестве лидера группы в мире джаза, выпустив в 1995 году номинированный на Грэмми альбом Pure Emotion , который стал первой записью, когда он записался в качестве лидера почти за 30 лет. он руководил афро-кубинским оркестром из 17 человек в джаз-клубе Blue Note Годом ранее Дэвида Боуи в Нью-Йорке и аранжировал несколько песен для вдохновленного джазом альбома 1993 года. Black Tie White Noise , предсказывающий его возвращение. [ 6 ] [ 7 ] В это же время ему также было поручено написать концерт для трубы Уинтона Марсалиса . С 1995 года, после выхода на пенсию в марте 2001 года, незадолго до смерти от осложнений, вызванных пневмонией, [ 2 ] его группа, в которую входил его сын Артуро О'Фаррил в качестве пианиста, а позже и фактический лидер, записала еще два альбома (« The Heart of a Legend» в 1999 году и «Carambola» в 2000 году) для Milestone Records и вернулась к еженедельным выступлениям в Birdland. После выхода на пенсию его сын продолжил возглавлять группу, выпустив такие альбомы, как Noche Involvidable в 2005 году и Song for Chico в 2008 году.
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Хотя О'Фаррил прежде всего известен как выдающаяся фигура в создании и распространении афро-кубинского джаза , он был гораздо больше озабочен джазом, чем реальным мелодическим содержанием кубинской музыки. Как цитирует Боба Блюменталя в примечаниях к Pure Emotion : «Моим главным интересом никогда не было сохранение аутентичности кубинских мелодий и гармоний просто ради сохранения. Когда я начал свою карьеру в сороковые годы, много кубинской музыки был очень упрощенным, меня всегда больше интересовал джаз, и когда я приехал в Нью-Йорк, я, естественно, тяготел к Диззи и другим исполнителям бибопа, к этому слиянию кубинской музыки с джазовыми техниками. гармоническое богатство и оркестровка. Конечно, я полон решимости сохранить кубинские ритмы, и, когда пишу, я всегда имею в виду ритм-секцию. Вам нужно писать духовые партии, которые не противоречат ритмической концепции». [ 8 ] Это свидетельствует об общем композиционном стиле О'Фаррилла: он тесно связан с латинской идиомой в джазе, но его работы, как правило, ближе к более популярному американскому джазу биг-бэндов по мелодике и гармонии и в основном включают в ритмы кубинскую музыку. Фактически, именно Чико О'Фарриллу приписывают первое введение клавы в ритм-секции джаз-бэнда. [ 7 ]
Благодаря строгому консерваторскому образованию, сначала в Гаванской консерватории, а затем в Джульярдской школе, О'Фаррилл сочинял очень строго и организованно. Его произведения построены до мельчайших деталей, и хотя импровизация является отличительной чертой многих джазовых стилей, в его произведениях ее используется минимум; Бен Рэтлифф, пишущий для The New York Times , описывает свою работу как «кинематографическую», говоря, что музыка «сложна и мало оставляет шансов». [ 9 ]
Стиль О'Фаррилла лучше всего можно описать как сплав кубинской музыки, которую он слышал в детстве, джазовой музыки, которой он увлекся в школе, и европейской классической музыки, которую он изучал в консерваториях . Джазовая сюита . Даже само название намекает на включение этих трех элементов, и некоторые части вдохновлены музыкой латинской идиомы ( Canción , Mambo , Rhumba Abierta ), в то время как другие более вдохновлены джазом ( 6/8 , Jazz ), и все собраны в стройную форму европейской сюиты. О'Фаррил заявляет об этом произведении: «Я никогда не был знатоком кубинской музыки. То, что я сделал, например, в этой сюите, было чисто инстинктивно [...] Они попросили меня: «Напиши сюиту, Чико» [так ] Я просто писал в соответствии с моим лучшим пониманием, позволяя моей джазовой чувствительности [sic] руководить мной большую часть времени». [ 10 ]
Критический прием
[ редактировать ]Тодд Баркан, менеджер и продюсер О'Фаррилла с момента его возвращения в 90-е годы, отмечает в своем некрологе, что О'Фаррил «чувствовал значительную признательность за его вклад. Интерес, который окружал его работу, когда он вернулся к записи в 90-х годах». превзошел все, что он испытал до этого момента». [ 7 ] Два из трех альбомов, выпущенных после его возвращения в 1990-х, были номинированы на премию Грэмми, и он был показан в фильме о латиноамериканском джазе Calle 54. В обзоре Pure Emotion Пол Верна пишет для Billboard : «Возвращение композитора-ветерана и аранжировщика Чико О'Фаррил должен заслужить восторженный прием среди поклонников свингового и прямолинейного латиноамериканского джаза». [ 11 ]
Существует немного блестящих записей произведений О'Фаррилла, выпущенных до 1990-х годов, но Питер Уотрус, написавший рецензию на афро-кубинский джазовый концерт 1998 года с участием более старых работ О'Фаррилла (в частности, сюиты «Мантека», написанной для Диззи Гиллеспи и афро-кубинского Jazz Suite ) для The New York Times называет О’Фаррилла «талантливым музыкантом, который считается одним из джазовых музыкантов». великие переводчики культуры», назвав концерт «[подтверждением] [его] таланта». [ 12 ] Хотя в молодости он был важной закулисной фигурой в сочинении и аранжировке для более известных имен, его группа не добилась значительной известности до этого периода.
Дискография
[ редактировать ]- Джаз (Клеф, 1953)
- Афро-кубинец (Клеф, 1953)
- 2-я афро-кубинская сюита (Норгран, 1954)
- Танцевальная сессия мамбо (Норгран, 1954)
- Сессия латиноамериканских танцев (Норгран, 1954)
- Ча-ча-ча Чико (Панарт, 1956)
- Музыка из Южной Америки (Verve, 1956)
- Мамбо-латиноамериканские танцы (Verve, 1958)
- Девять флагов (Импульс!, 1966)
- Испанский рис с Кларком Терри (Импульс!, 1966)
- Удачно женат (Verve, 1967)
- Кубинский король джаза (Эко 1973)
- Латинские корни (Philips, 1976)
- Супер отбивные (Универсальный, 1977)
- Гуагуаси (Ким, 1984)
- Чистые эмоции (Milestone, 1995)
- Сердце легенды (Milestone, 1999)
- Карамбола (Milestone, 2000)
- Полное собрание записей Нормана Гранца (Malanga Music, 2016)
- Чико О'Фаррил (Major Street, 2017)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1854. ISBN 0-85112-939-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «CNN.com — Латинский джазовый музыкант Артуро «Чико» О’Фаррил умер — 29 июня 2001 г.» . Edition.cnn.com . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «О Чико О'Фаррилле» , Артуро О'Фаррил, по состоянию на 12 апреля 2014 г., архивировано 9 июля 2019 г. на Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Кристобаль Диас Айяла; Барри Кернфельд. «Джазовый словарь New Grove» (2-е изд.). Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 19 апреля 2014 г.
О'Фаррилл, Чико
- ^ Лука Черкьяри. «О'Фаррилл, Чико» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Энциклопедия популярной музыки» (4-е изд.). Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . Проверено 19 апреля 2014 г.
О'Фаррилл, Чико
- ^ Перейти обратно: а б с Стив Грейбоу. 2001. «Звук О'Фаррилла выживает». Billboard , 14 июля. 8. Music Index , EBSCOhost (по состоянию на 17 апреля 2014 г.).
- ^ Боб Блюменталь, аннотации к Pure Emotion , Чико О'Фарриллу и его афро-кубинскому джазовому оркестру, Milestone Records, MCD-9239-2, компакт-диск, 1995.
- ^ Бен Рэтлифф (23 декабря 1999 г.). «Мелодическое развитие, строгое; техника, классическая». Нью-Йорк Таймс . ПроКвест 110093607 .
- ^ Джесси Стюарт (2011). « В искусстве нет границ: «Бибоп» как афромодернистский дискурс » . Американская музыка . 29 (3): 332–352. дои : 10.5406/americanmusic.29.3.0332 . S2CID 55972873 . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Пол Верна. 1995. «Рецензии на альбом: Джаз». Рекламный щит 107, нет. 33: 62. Music Index , EBSCOhost (по состоянию на 13 апреля 2014 г.).
- ^ Питер Уотрус (12 сентября 1998 г.). «Латинская грация и связь с джазом». Нью-Йорк Таймс . п. 2. ПроКвест 110023818 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Статья о Чико О'Фаррилле
- Чико О'Фаррил в Институте джазовых исследований Университета Рутгерса.
- 1921 рождений
- 2001 смертей
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские музыкальные аранжировщики
- Кубинцы ирландского происхождения
- Кубинцы немецкого происхождения
- Композиторы бибопа
- Аранжировщики бибопа
- Музыканты из Гаваны
- Музыканты из Нью-Йорка
- Латинские джазовые трубачи
- Латиноамериканские джазовые композиторы
- Артисты Milestone Records
- Импульс! Записывает исполнителей
- Артисты Verve Records
- Трубачи 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка (штат)
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Кубинские эмигранты в США