Jump to content

Латинский джаз

(Перенаправлено с Латинского Джаза )

Латинский джаз — жанр джаза с латиноамериканскими ритмами. Двумя основными категориями являются афро-кубинский джаз , ритмически основанный на кубинской популярной танцевальной музыке, с ритм-секцией, использующей остинато или клаве , и афро-бразильский джаз, включающий самбу и босса-нову .

Афро-кубинский джаз

[ редактировать ]

«Испанский оттенок» - кубинское влияние в раннем джазе и прото-латиноамериканском джазе.

[ редактировать ]

Афро-американская музыка начала включать афро-кубинские музыкальные мотивы в 19 веке, когда хабанера (кубинская контраданца ) приобрела международную популярность. Хабанера была первой письменной музыкой, ритмически основанной на африканских мотивах. Ритм хабанера (также известный как конго , [ 1 ] танго-конго , [ 2 ] или танго [ 3 ] ) можно рассматривать как комбинацию тресилло и фоновой доли . Уинтон Марсалис считает тресильо «клавой» Нового Орлеана, хотя технически это всего лишь половина клавы . [ 4 ]

Тресильо Плей
Хабанеро ритм [ 5 ]

« Сент-Луис Блюз » (1914) У. К. Хэнди имеет басовую партию хабанера-тресильо. Хэнди отметил реакцию на ритм хабанера, включенный в «Маори» Уилла Х. Тайлера: «Я заметил внезапную, гордую и изящную реакцию на ритм... Белые танцоры, как я их наблюдал, взяли номер в Я начал подозревать, что в этом ритме есть что-то негроидное». Заметив аналогичную реакцию на тот же ритм в "La Paloma", Хэнди включил этот ритм в свой "St. Louis Blues", инструментальную копию "Memphis Blues", припев "Beale Street Blues" и другие композиции. [ 6 ] Джелли Ролл Мортон считал тресильо-хабанера (которую он называл испанским оттенком ) важнейшим ингредиентом джаза. [ 7 ] Ритм хабанеры можно услышать в его левой руке в таких песнях, как "The Crave" (1910, запись 1938).

В одной из моих самых ранних мелодий, «New Orleans Blues», можно заметить испанский оттенок. Фактически, если вам не удастся привнести в свои мелодии нотки испанского языка, вы никогда не сможете получить правильную приправу, как я это называю, для джаза — Мортон (1938: Запись Библиотеки Конгресса). [ 8 ]

Джелли Ролл Мортон

Хотя точное происхождение джазовой синкопы, возможно, никогда не будет известно, есть свидетельства того, что хабанера-тресильо существовала там с момента ее зарождения. Бадди Болдену , первому известному джазовому музыканту, приписывают создание большой четверки , модели, основанной на хабанере. Большая четверка (внизу) была первым синкопированным паттерном большого барабана, который отличался от стандартного марша в такт. [ 9 ] Как показано в примере ниже, вторая половина паттерна «большой четверки» — это ритм хабанера.

Модель «большой четверки» Бадди Болдена

Вероятно, можно с уверенностью сказать, что в целом более простые африканские ритмические узоры сохранились в джазе... потому что их можно было легче адаптировать к европейским ритмическим концепциям. Некоторые выжили, другие были отвергнуты по мере прогресса европеизации. Это также может объяснить тот факт, что такие шаблоны, как [tresillo have] . . . оставался одним из наиболее полезных и распространенных синкопированных паттернов в джазе — Шуллер (1968). [ 10 ]

Кубинское влияние очевидно во многих джазовых мелодиях до 1940-х годов, но в ритмическом плане все они основаны на одноклеточных мотивах, таких как тресильо , и не содержат явной двухклеточной структуры на основе клавы . « Караван », написанная Хуаном Тизолем и впервые исполненная в 1936 году, представляет собой раннюю протолатиноамериканскую джазовую композицию. Это не клава.

Джаз в клаве

[ редактировать ]
Мачито и его сестра Грасиела

Первой джазовой пьесой, явно основанной на клаве , и, следовательно, первой настоящей латинской джазовой пьесой, была «Танга» (1943), написанная Марио Баузой и записанная Мачито и его афро-кубинцами в том же 1943 году. Первоначально это была дескарга (кубинский джем) с наложенными джазовыми соло, спонтанно написанная Баузой.

Правая рука фортепианного гуахо «Танга» выполнена в стиле, известном как пончандо, разновидности гуахо без арпеджио, в котором используются блочные аккорды. Подчеркивается последовательность точек атаки, а не последовательность различных питчей. В качестве аккомпанемента его можно играть строго повторяющимся способом или как разнообразный мотив, похожий на джазовое аккомпанемент. [ 11 ] Следующий пример выполнен в стиле записи Мачито 1949 года. 2-3 клавы, фортепиано Рене Эрнандеса. [ 12 ]

«Танга» в стиле Мачито и его афро-кубинцев (запись 1949 г.). 2–3 клавиши, фортепиано: Рене Эрнандес.

Первая дескарга, привлекшая внимание всего мира, произошла на репетиции Мачито 29 мая 1943 года в бальном зале Park Palace, на 110-й улице и 5-й авеню. В это время Мачито находился в Форт-Диксе (Нью-Джерси) на четвертой неделе базовой подготовки. Накануне в La Conga клубе Марио Бауза Мачито , трубач и музыкальный руководитель , услышал, как пианист Луис Варона и басист Хулио Андино исполняют композицию Эль Ботельеро и аранжировки кубинского уроженца Хильберто Вальдеса, что послужит постоянным знаком завершения танца. ) настроить.

В этот понедельник вечером доктор Бауза наклонился над пианино и поручил Вароне сыграть на том же фортепиано-вампе, что и накануне вечером. Левой рукой Варона начал представление «Эль Ботельеро» Жилберто Вальдеса. Затем Бауза проинструктировал Хулио Андино, что играть; затем саксофоны; затем трубы. Звуки ломаных аккордов вскоре начали обретать форму афро-кубинской оживленной мелодии. Альт-саксофон Джина Джонсона затем испустил джазовые фразы в восточном стиле. Афро-кубинский джаз был изобретен, когда в тот вечер 1943 года Бауза сочинил «Тангу» (африканское слово, обозначающее марихуану).

В дальнейшем, когда бы ни звучала «Танга», она звучала по-разному, в зависимости от индивидуальности солиста. В августе 1948 года, когда трубач Говард МакГи солировал с оркестром Мачито в театре «Аполло», его импровизация к «Tanga» привела к созданию «Cu-Bop City», мелодии, которая была записана Roost Records несколько месяцев спустя. Джемы, которые проходили в Royal Roots, Bop City и Birdland в период с 1948 по 1949 год, когда Говард МакГи, тенор-саксофонист Брю Мур, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи выступали с оркестром Мачито, были неподготовленными, раскованными, неслыханными ранее. джем-сейшны, которые в свое время ведущий Симфонии Сид называл афро-кубинским джазом .

Десяти- или пятнадцатиминутные джемы оркестра Мачито были первыми в латиноамериканской музыке, которые отошли от традиционных записей продолжительностью менее четырех минут. В феврале 1949 года оркестр Мачито стал первым, кто создал прецедент в латиноамериканской музыке, когда вместе с тенор-саксофонистом Флипом Филлипсом он записал пятиминутную запись «Танги». Двенадцатидюймовый диск со скоростью вращения 78 об/мин, входящий в альбом The Jazz Scene , был продан за 25 долларов — Salazar (1997). [ 13 ]

3-2 клава ( Играть ) и 2-3 клавы ( Играть ) написано в сокращенном режиме

Марио Бауза разработал концепцию и терминологию клавы 3-2/2-3 . Последовательность аккордов может начинаться с любой стороны клавы. Когда прогрессия начинается с трех сторон, говорят, что песня или часть песни находится в клаве 3–2. Когда аккордовая последовательность начинается на двух сторонах, это 2–3 клавы. В Северной Америке чарты сальсы и латино-джаза обычно представляют клаве в двух тактах времени (2/2); скорее всего, это влияние джазовых конвенций. [ 14 ] Когда клава написана в двух тактах (см. выше), переход от одной последовательности клавы к другой означает изменение порядка тактов на обратный.

Бобби Санабриа , барабанщик Баузы, приводит несколько важных нововведений группы Мачито:

  • Первая группа, которая постоянно исследовала методы джазовой аранжировки с аутентичными афро-кубинскими ритмами, придавая ей уникальное узнаваемое звучание, которого в то время не имела ни одна другая группа в жанре афро-кубинской танцевальной музыки. Аранжировщик кубинского биг-бэнда Чико О'Фарилл заявил: «Это была новая концепция интерпретации кубинской музыки с максимально возможным (гармоническим) богатством. Вы должны понимать, насколько это было важно. Это сделало каждую следующую группу последователями. " [ 15 ]
  • Первая группа, которая исследовала модальную гармонию (концепцию, которую гораздо позже исследовали Майлз Дэвис и Гил Эванс) с точки зрения джазовой аранжировки посредством записи «Tanga». Следует отметить звуковой эффект в аранжировке за счет использования нескольких наслоений.
  • Первая биг-группа, исследовавшая с точки зрения афро-кубинской ритмики крупномасштабные расширенные композиционные произведения. например, «Афро-кубинская джазовая сюита» Чико О'Фарилла.
  • Первая группа, которая успешно объединила технику аранжировки джазового биг-бэнда в оригинальной композиции с джазовыми солистами, успешно использующими аутентичную афро-кубинскую ритм-секцию. например, Джин Джонсон — альт, Брю Мур — тенор, композиция — «Танга» (1943).
  • Первая афро-кубинская танцевальная группа, открыто исследовавшая концепцию контрапункта клаве с точки зрения аранжировки. Способность плавно переходить от одной стороны клавы к другой, не нарушая ее ритмической целостности в структуре музыкальной аранжировки. [ 16 ]
Диззи Гиллеспи, 1955 год.

Бауза познакомил бибопа новатора Диззи Гиллеспи с кубинским барабанщиком конга Чано Посо . « Мантека » — первый джазовый стандарт , ритмически основанный на клаве . «Мантека» была написана в соавторстве Диззи Гиллеспи и Чано Посо в 1947 году. По словам Гиллеспи, Посо создал многослойные контрапунктические гуахео (афро-кубинские остинатос ) раздела А и вступления, а Гиллеспи написал мост. Ритм мелодии части А идентичен распространённому мамбо рисунку колокольчика .

Вверху: вступительные такты мелодии « Мантека ». Внизу: обычный мамбо узор колокольчика (2-3 клавы ).

31 марта 1946 года Стэн Кентон записал «Machito», написанную его соавтором и аранжировщиком Питом Руголо , которую некоторые считают первой записью латиноамериканского джаза, сделанной американскими джазовыми музыкантами. К группе Кентона присоединились Иван Лопес на бонго и Эухенио Рейес на маракасах. Позже, 6 декабря того же года, Стэн Кентон записал аранжировку афро-кубинской мелодии « The Peanut Vendor » с участниками ритм-секции Мачито. Кенни Дорэм «Каникулы несовершеннолетних», «Мечта Башира», [ 17 ] Хэнк Мобли «Recado Bossa Nova» и джазовая мелодия Сабу Мартинеса развивали афро-кубинский джаз с 50-х по 60-е годы. [ 18 ]

Монго Сантамария, 1969 год.

Кубинский перкуссионист Монго Сантамария впервые записал свою композицию «Afro Blue» в 1959 году. [ 19 ] «Afro Blue» был первым джазовым стандартом, построенным на типичном африканском перекрестном ритме «три против двух» (3:2) , или гемиоле . [ 20 ] Песня начинается с многократного воспроизведения басом 6 перекрестных долей на каждый такт 12/8 или 6 перекрестных долей на 4 основные доли — 6:4 (две ячейки 3:2). В следующем примере показана оригинальная остинато басовая партия «Afro Blue». Перерезанные нотные головки обозначают основные доли (не басовые ноты), по которым вы обычно постукиваете ногой, чтобы «сохранить такт».

Басовая партия "Afro Blue" с основными долями, обозначенными перерезанными нотными головками.

босса-нова

[ редактировать ]

Боссанова — это гибридная форма, основанная на ритме самбы, но находящаяся под влиянием европейской и американской музыки от Дебюсси до американского джаза. Босанова зародилась в 1950-х годах, во многом благодаря усилиям бразильцев Антонио Карлоса Жобима и Жоау Жилберту . Самая известная песня — это, пожалуй, « Девушка из Ипанемы » в исполнении Жилберто и его жены Аструд Жилберто . Хотя этот музыкальный стиль произошел от самбы , он более сложен гармонически и менее ударен. Боссанова возникла в основном в престижных прибрежных кварталах Рио-де-Жанейро, в отличие от самбы, зародившейся в фавелах Рио . Гершвина Некоторые подобные элементы уже были очевидны, даже оказав влияние на западную классическую музыку, такую ​​​​как «Кубинская увертюра» , которая имеет характерный «латинский» клавный ритм. Влияние на боссанову джазовых стилей, таких как крутой джаз, часто обсуждается историками и фанатами, но подобная «крутая чувствительность» очевидна.

Босанова была разработана в Бразилии в середине 1950-х годов, и ее создание приписывают таким художникам, как Джонни Альф , Антонио Карлос Жобим и Жоау Жилберту . Одной из первых песен была « Бим-Бом » (Жильберто). Босса-нова стала популярной благодаря песне Доривала Каймми "Saudade da Bahia" и Элизете Кардозу записи " Chega de Saudade " на Canção do Amor Demais пластинке , написанной Винисиусом де Мораешем (тексты) и Антонио Карлосом Жобимом (музыка). . Песня была вскоре выпущена Жилберто.

Первые релизы Жилберто и всемирно популярный фильм 1959 года Orfeu Negro («Черный Орфей» на музыку Луиса Бонфа ) принесли значительную популярность этому музыкальному стилю в Бразилии и других странах Латинской Америки, который распространился на Северную Америку благодаря визитам американских джазовых музыкантов. . Полученные в результате записи Чарли Берда и Стэна Гетца укрепили его популярность и привели к всемирному буму с альбомом Getz/Gilberto 1964 года , многочисленными записями известных джазовых исполнителей, таких как Элла Фицджеральд ( Элла Абраса Жобим ) и Фрэнк Синатра ( Фрэнсис Альберт Синатра и Антонио Карлос Жобим). ). С этого времени стиль боссанова сохраняет прочное влияние в мировой музыке на протяжении нескольких десятилетий и даже до настоящего времени.

Первый сингл босса-нова, добившийся международной популярности, был, пожалуй, самым успешным за все время, запись Getz/Gilberto 1964 года " The Girl From Ipanema ", отредактированная так, чтобы включить только пение Аструды Жилберто , тогдашней жены Жилберто. Жанр выдержит существенное «разбавление» популярными артистами в течение следующих четырех десятилетий.

Ранним влиянием на боссанову была песня " Dans mon ile " французского певца Анри Сальвадора , показанная в 1957 году в итальянском фильме Europa di notte" Алессандро Блазетти " ; Песня была распространена в Бразилии, а позже ее перепели бразильские артисты Эумир Деодато ( Los Danseros en Bolero - 1964) и Каэтано Велосо ( Outras Palavras - 1981). В 2005 году Анри Сальвадор был награжден Бразильским орденом «За заслуги перед культурой» , который он получил от певца и министра культуры Жилберто Хиля в присутствии президента Лулы за влияние на бразильскую культуру.

Так называемая «клава боса-нова» (или «бразильская клава») играется на ободке малого барабана в стиле босса-нова. Паттерн имеет такой же ритм, как и у son clave , но вторая нота на двух сторонах задерживается на один импульс (подразделение). Выкройка показана ниже в размере 2/4, как написано в Бразилии. В североамериканских чартах это, скорее всего, будет записано в сжатые сроки.

Узор на ободке малого барабана в стиле босса-нова ( Играть )

По словам барабанщика Бобби Санабриа, бразильский композитор Антонио Карлос Жобим , разработавший этот узор, считает его просто ритмическим мотивом, а не клаве ( направляющим узором ). Позже Жобим сожалел, что латиноамериканские музыканты неправильно поняли роль этого образца босса-новы. [ 21 ]

За пределами латинского джаза

[ редактировать ]
Бразильский перкуссионист Аирто Морейра
Нана Васконселос играет на афро-бразильском беримбау

Бразильский перкуссионист Аирто Морейра стал профессиональным музыкантом в 13 лет. Он получил признание как член пионеров самба-джаза Sambalanço Trio и за свою знаковую запись Quarteto Novo с Эрмето Паскоалем в 1967 году. Вскоре после этого он последовал за своей женой Флорой Пурим в Соединенные Штаты. Штаты. Оказавшись в США, Аирто представил афро-бразильские фольклорные инструменты в самых разных джазовых стилях способами, которые раньше не делались. В Чика Кориа оригинальной группе «Return to Forever» Аирто смог продемонстрировать свое мастерство самбы на нескольких ударных инструментах , включая ударную установку . Однако термины «джазовая самба» или «латиноамериканский джаз» слишком ограничивают определение типов музыки, в которой Эйрто участвовал в США в 1970-х годах. Аирто играл в двух самых важных авангардных электрических джаз-бэндах того времени — Miles Davis и Weather Report . Он также выступал на более популярных альбомах, например, на CTI Records . Помимо энергичных ритмических текстур, Аирто добавил цвет перкуссии, используя колокольчики, шейкеры и свистки для создания запоминающихся текстур тембра. Airto проложила путь другим бразильские музыканты- авангардисты , такие как Эрмето Паскоаль , вышли на джазовую сцену Северной Америки.

Еще одна бразильская перкуссионистка-новатор — Нана Васконселос . Васконселос участвовал в записи четырех альбомов Джона Хассела с 1976 по 1980 год (включая «Возможную музыку» Брайана Ино и Хасселла), а затем в нескольких работах группы Пэта Метени и концертах Яна Гарбарека с начала 1980-х до начала 1990-х годов. В 1976 году присоединился к Эгберто Гисмонти для записи Dança das cabeças на лейбле ECM . В 1984 году он появился на Пьера Фавра альбоме Singing Drums вместе с Полем Мотианом . Он также появляется на альбоме Арильда Андерсена «If You Look Enough» с Ральфом Таунером . сформировал группу под названием Codona Васконселос вместе с Доном Черри и Коллином Уолкоттом , которая выпустила три альбома в 1978, 1980 и 1982 годах. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Хотя Васконселос использует афро-бразильские ритмы и инструменты, он, как и Аирто, выходит за рамки категорий бразильского джаза и латинского джаза.

Сравнение латиноамериканского джаза с прямолинейным джазом

[ редактировать ]

По сравнению с прямолинейным джазом, в латинском джазе используется прямой ритм (или «четные восьмые»), а не качающийся ритм . редко использовался В раннем латинском джазе фоновый ритм , но в современных формах фоновый ритм сочетается с клавой . Конга часто , тимбале , гуиро , бонги и клавы ударные инструменты, или вместо нее используемые в дополнение к ударной установке .

Латинскую джазовую музыку, как и большинство видов джазовой музыки, можно исполнять в небольших или больших группах. Небольшие группы или комбо часто используют формат бибоп , ставший популярным в 1950-х годах в Америке, где музыканты играют стандартную мелодию, многие музыканты играют импровизированное соло, а затем все снова играют мелодию. Среди выдающихся биг-бэндов латинского джаза - Афро-латинский джазовый оркестр Артуро О'Фаррилла , Multiverse Big Band Бобби Санабриа, Джазовый оркестр Райсеса, Оркестр легенд Мамбо, Тихоокеанский оркестр Мамбо и другие. В латиноамериканских джаз-бэндах перкуссия часто используется в соло. Современные латиноамериканские джазовые произведения таких музыкантов, как Эрмето Паскоаль, в основном написаны для этих небольших групп, с ударными соло, а также множеством духовых инструментов. [ 25 ]

Латинский джаз как глобальная музыка

[ редактировать ]

В большинстве историй джаза подчеркивается, что джаз — это исключительно американская музыка — стиль, созданный афроамериканцами в начале 20 века и сочетающий в себе элементы африканского ритма и импровизации с европейскими инструментами, гармониями и формальными структурами. Влияние музыки Карибского бассейна и Латинской Америки — за исключением часто цитируемых комментариев Джелли Ролла Мортона об «испанских оттенках» ритмов раннего новоорлеанского джаза и трубача Диззи Гиллеспи знаменитого послевоенного сотрудничества с афро-кубинским барабанщиком Чано Посо — почти или совсем не упоминаются в стандартных учебниках по джазу, используемых в большинстве американских университетов. [ 26 ] [ 27 ] Точно так же во влиятельном сборнике записей 1973 года « Смитсоновский сборник классического джаза» и Кена Бернса популярном документальном фильме «Джаз» о латиноамериканском джазе почти не упоминается. [ 28 ] Более поздние исследования бросили вызов этой парадигме, утверждая, что музыка стран Карибского бассейна и Латинской Америки имела важное значение для возникновения раннего джаза Нового Орлеана , для послевоенного развития музыки в Нью-Йорке и для дальнейшего развития джаза в двадцатом веке. Городские центры первого века. Сторонники этой точки зрения выступают за включение влиятельных лидеров карибских групп, включая Фрэнка Мачито Грилло, Марио Бауза , Чико О'Фаррилла , Тито Пуэнте , Рэя Барретто , а также Джерри и Энди Гонсалеса. в более широкую джазовую пушку [ 29 ] [ 30 ] С этой точки зрения весь джаз, включая латиноамериканский джаз, рассматривается не как исключительно американское выражение, а скорее как «глобальная музыка», «транскультурная по своему стилистическому охвату». [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мануэль, Питер (2009: 69). Креолизирующий контраст в Карибском бассейне . Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
  2. ^ Акоста, Леонардо (2003: 5). Кубано Будь кубанским бопом; Сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
  3. ^ Mauleon (1999: 4) Путеводитель по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN   0-9614701-9-4 .
  4. ^ "Уинтон Марсалис, часть 2". 60 минут . CBS News (26 июня 2011 г.).
  5. ^ Оровио, Хелио. 1981. Словарь кубинской музыки , стр. 237. Гавана, редакция Letras Cubanas. ISBN   959-10-0048-0 .
  6. ^ Отец блюза: Автобиография . У. К. Хэнди, под редакцией Арны Бонтемпс : предисловие аббата Найлза. Компания Macmillan, Нью-Йорк; (1941) страницы 99, 100. В этом первом издании ISBN отсутствует.
  7. ^ Робертс, Джон Сторм 1979. Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты . Оксфорд.
  8. ^ Мортон, "Jelly Roll" (1938: Запись Библиотеки Конгресса), Полное собрание записей Алана Ломакса .
  9. ^ Марсалис, Винтон (2000: DVD № 1). Джаз . ПБС
  10. ^ Шуллер, Гюнтер (1968: 19) Ранний джаз; Его корни и музыкальное развитие . Нью-Йорк: Оксфорд Пресс.
  11. ^ Пеньялоса, Дэвид 2010. Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение с. 256. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN   1-886502-80-3 .
  12. ^ Мур, Кевин (2009). За пределами сальсы на фортепиано; Кубинская фортепианная революция Тимба v.2 Ранняя кубинская фортепианная революция Тимба (1940–1959) с. 17. Санта-Крус, Калифорния: Moore Music/Timba.com. ISBN   144998018X
  13. ^ Салазар, Макс (1997). "Начало и его лучшее", Журнал Latin Beat версия 7 н. 1.
  14. ^ Маулеон, Ребека (1993: 52) Путеводитель по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN   0-9614701-9-4 .
  15. ^ Заметки из гостиницы «Мамбо» - История Марио Баузы . Документальный фильм PBS (1998).
  16. ^ Бобби Санабриа, публикация в дискуссионном списке Latinjazz (2008). [1]
  17. ^ «Афро-кубинец - Кенни Дорэм | Песни, обзоры, авторы | AllMusic» . Вся музыка .
  18. ^ «Дискография Хэнка Мобли» .
  19. ^ "Afro Blue", Престижный компакт-диск Afro Roots (Монго Сантамария) 24018-2 (1959).
  20. ^ Пеньялоса, Дэвид (2010). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение с. 26. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN   1-886502-80-3 .
  21. ^ Бобби Санабриа, цитируется Пеньялосой (2009: 243). Матричный ключ.
  22. ^ Биография Allmusic
  23. ^ Палмер, Роберт (28 июня 1982 г.). «Джазовый фестиваль - исследование фолк-джазового фьюжн - Nytimes.Com» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 февраля 2014 г.
  24. ^ Роберт Палмер (3 сентября 1987 г.). «Джаз: Дон Черри» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 февраля 2014 г.
  25. ^ Нето, Луис Коста Лима (2000). «Экспериментальная музыка Hermeto Paschoal e Grupo (1981–93): музыкальная система в процессе становления». Британский журнал этномузыкологии . 9 :119–142. дои : 10.1080/09681220008567294 . S2CID   217508944 .
  26. ^ Гридли, Марк (1978). Джазовые стили, история и анализ . Прентис Холл. ISBN  978-0135098851 .
  27. ^ Портер, Льюис (1993). Джаз: от истоков до современности . Майкл Уллман, Эд Хэзелл. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN  0-13-092776-7 . ОСЛК   26850817 .
  28. ^ Келли, Робин. «В тумане: мысли о джазе Кена Бернса». Информационный бюллетень ИСАМ . 30, № 2 (весна 2001 г.): 8–15.
  29. ^ Робертс, Джон Сторм (1999). Латинский джаз: первый из фьюжн, с 1880-х годов до наших дней . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN  0-02-864681-9 . OCLC   40256200 .
  30. ^ Уошберн, Кристофер (2020). Латинский джаз: другой джаз . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-751085-8 . OCLC   1125295202 .
  31. ^ Уошберн (2020). Латинский джаз . Издательство Оксфордского университета. п. 3. ISBN  978-0-19-751085-8 . OCLC   1125295202 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Акоста, Леонардо (2003) Сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
  • Кампос Фонсека, Сьюзан. — Своя комната в «Латино Джазе»? . В: IASPM@Journal , Том 1, № 2 (2010).
  • Деланной, Люк (2001) Кальенте, история латинского джаза. Мексика: FCE.
  • Деланной, Люк (2005) Карамбола, жизнь в латиноамериканском джазе. Мексика: FCE.
  • Деланной, Люк (2012) Convergencias Mexico: FCE.
  • Леймари, Изабель (1979). «Латинский джаз, лучшее из обоих миров». Джазовые новости . Нью-Йорк. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Леймари, Изабель (1985). «Сальса и латинский джаз». В Квилле (ред.). Горячие соусы: латиноамериканская и карибская поп-музыка . Нью-Йорк. стр. 94–115. ISBN  0-688-02193-Х . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Леймари, Изабель (1993). Сальса и латинский джаз . Париж: ППУ. ISBN  2130453171 .
  • Леймари, Изабель (1995). От танго до регги: черная музыка Латинской Америки и Карибского бассейна . Париж: Фламмарион. ISBN  2082108139 .
  • Леймари, Изабель (1997). «От бугалу до сальсы». В Галлимаре (ред.). Южноамериканская музыка: ритмы и танцы континента . Париж. стр. 82–85. ISBN  2-07-053391-3 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Леймари, Изабель (1998). «Соус». В Ediciones Akal (ред.). Музыка Карибского моря . Мадрид. стр. 107–108. ISBN  84-460-0894-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Леймари, Изабель (1998). «От танго к сальсе: бал под влиянием Латинской Америки». В городе музыки (ред.). Выпускные истории . Париж. стр. 115–122. ISBN  2-906460-69-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Леймари, Изабель (2000). «Сальса». В Editions Autres (ред.). Латинские танцы . Париж. стр. 113–123. ISBN  2-7467-0118-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Леймари, Изабель (2002). Кубинский огонь: история сальсы и латинского джаза . Нью-Йорк: Континуум. ISBN  0826455867 .
  • Молеон, Ребека (1993). Руководство по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN   0-9614701-9-4 .
  • Пеньялоса, Дэвид (2009). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение . Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN   1-886502-80-3 .
  • Робертс, Джон Сторм (1999) Латинский джаз. Нью-Йорк: Книги Ширмера.
  • Васаберн, Кристофер. (2020) Латинский джаз: другой джаз , Oxford University Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89080da2f819be8ad3fffffe9529ad37__1720561500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/37/89080da2f819be8ad3fffffe9529ad37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Latin jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)