Латинский джаз
Латинский джаз | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Афро-кубинский джаз: Афро-бразильский джаз:
|
Культурное происхождение | Куба ; Нью-Йорк , США; и Бразилия |
Региональные сцены | |
|
Латинский джаз — жанр джаза с латиноамериканскими ритмами. Двумя основными категориями являются афро-кубинский джаз , ритмически основанный на кубинской популярной танцевальной музыке, с ритм-секцией, использующей остинато или клаве , и афро-бразильский джаз, включающий самбу и босса-нову .
Афро-кубинский джаз
[ редактировать ]«Испанский оттенок» - кубинское влияние в раннем джазе и прото-латиноамериканском джазе.
[ редактировать ]Афро-американская музыка начала включать афро-кубинские музыкальные мотивы в 19 веке, когда хабанера (кубинская контраданца ) приобрела международную популярность. Хабанера была первой письменной музыкой, ритмически основанной на африканских мотивах. Ритм хабанера (также известный как конго , [ 1 ] танго-конго , [ 2 ] или танго [ 3 ] ) можно рассматривать как комбинацию тресилло и фоновой доли . Уинтон Марсалис считает тресильо «клавой» Нового Орлеана, хотя технически это всего лишь половина клавы . [ 4 ]
« Сент-Луис Блюз » (1914) У. К. Хэнди имеет басовую партию хабанера-тресильо. Хэнди отметил реакцию на ритм хабанера, включенный в «Маори» Уилла Х. Тайлера: «Я заметил внезапную, гордую и изящную реакцию на ритм... Белые танцоры, как я их наблюдал, взяли номер в Я начал подозревать, что в этом ритме есть что-то негроидное». Заметив аналогичную реакцию на тот же ритм в "La Paloma", Хэнди включил этот ритм в свой "St. Louis Blues", инструментальную копию "Memphis Blues", припев "Beale Street Blues" и другие композиции. [ 6 ] Джелли Ролл Мортон считал тресильо-хабанера (которую он называл испанским оттенком ) важнейшим ингредиентом джаза. [ 7 ] Ритм хабанеры можно услышать в его левой руке в таких песнях, как "The Crave" (1910, запись 1938).
В одной из моих самых ранних мелодий, «New Orleans Blues», можно заметить испанский оттенок. Фактически, если вам не удастся привнести в свои мелодии нотки испанского языка, вы никогда не сможете получить правильную приправу, как я это называю, для джаза — Мортон (1938: Запись Библиотеки Конгресса). [ 8 ]
Хотя точное происхождение джазовой синкопы, возможно, никогда не будет известно, есть свидетельства того, что хабанера-тресильо существовала там с момента ее зарождения. Бадди Болдену , первому известному джазовому музыканту, приписывают создание большой четверки , модели, основанной на хабанере. Большая четверка (внизу) была первым синкопированным паттерном большого барабана, который отличался от стандартного марша в такт. [ 9 ] Как показано в примере ниже, вторая половина паттерна «большой четверки» — это ритм хабанера.
Вероятно, можно с уверенностью сказать, что в целом более простые африканские ритмические узоры сохранились в джазе... потому что их можно было легче адаптировать к европейским ритмическим концепциям. Некоторые выжили, другие были отвергнуты по мере прогресса европеизации. Это также может объяснить тот факт, что такие шаблоны, как [tresillo have] . . . оставался одним из наиболее полезных и распространенных синкопированных паттернов в джазе — Шуллер (1968). [ 10 ]
Кубинское влияние очевидно во многих джазовых мелодиях до 1940-х годов, но в ритмическом плане все они основаны на одноклеточных мотивах, таких как тресильо , и не содержат явной двухклеточной структуры на основе клавы . « Караван », написанная Хуаном Тизолем и впервые исполненная в 1936 году, представляет собой раннюю протолатиноамериканскую джазовую композицию. Это не клава.
Джаз в клаве
[ редактировать ]Первой джазовой пьесой, явно основанной на клаве , и, следовательно, первой настоящей латинской джазовой пьесой, была «Танга» (1943), написанная Марио Баузой и записанная Мачито и его афро-кубинцами в том же 1943 году. Первоначально это была дескарга (кубинский джем) с наложенными джазовыми соло, спонтанно написанная Баузой.
Правая рука фортепианного гуахо «Танга» выполнена в стиле, известном как пончандо, разновидности гуахо без арпеджио, в котором используются блочные аккорды. Подчеркивается последовательность точек атаки, а не последовательность различных питчей. В качестве аккомпанемента его можно играть строго повторяющимся способом или как разнообразный мотив, похожий на джазовое аккомпанемент. [ 11 ] Следующий пример выполнен в стиле записи Мачито 1949 года. 2-3 клавы, фортепиано Рене Эрнандеса. [ 12 ]
Первая дескарга, привлекшая внимание всего мира, произошла на репетиции Мачито 29 мая 1943 года в бальном зале Park Palace, на 110-й улице и 5-й авеню. В это время Мачито находился в Форт-Диксе (Нью-Джерси) на четвертой неделе базовой подготовки. Накануне в La Conga клубе Марио Бауза Мачито , трубач и музыкальный руководитель , услышал, как пианист Луис Варона и басист Хулио Андино исполняют композицию Эль Ботельеро и аранжировки кубинского уроженца Хильберто Вальдеса, что послужит постоянным знаком завершения танца. ) настроить.
В этот понедельник вечером доктор Бауза наклонился над пианино и поручил Вароне сыграть на том же фортепиано-вампе, что и накануне вечером. Левой рукой Варона начал представление «Эль Ботельеро» Жилберто Вальдеса. Затем Бауза проинструктировал Хулио Андино, что играть; затем саксофоны; затем трубы. Звуки ломаных аккордов вскоре начали обретать форму афро-кубинской оживленной мелодии. Альт-саксофон Джина Джонсона затем испустил джазовые фразы в восточном стиле. Афро-кубинский джаз был изобретен, когда в тот вечер 1943 года Бауза сочинил «Тангу» (африканское слово, обозначающее марихуану).
В дальнейшем, когда бы ни звучала «Танга», она звучала по-разному, в зависимости от индивидуальности солиста. В августе 1948 года, когда трубач Говард МакГи солировал с оркестром Мачито в театре «Аполло», его импровизация к «Tanga» привела к созданию «Cu-Bop City», мелодии, которая была записана Roost Records несколько месяцев спустя. Джемы, которые проходили в Royal Roots, Bop City и Birdland в период с 1948 по 1949 год, когда Говард МакГи, тенор-саксофонист Брю Мур, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи выступали с оркестром Мачито, были неподготовленными, раскованными, неслыханными ранее. джем-сейшны, которые в свое время ведущий Симфонии Сид называл афро-кубинским джазом .
Десяти- или пятнадцатиминутные джемы оркестра Мачито были первыми в латиноамериканской музыке, которые отошли от традиционных записей продолжительностью менее четырех минут. В феврале 1949 года оркестр Мачито стал первым, кто создал прецедент в латиноамериканской музыке, когда вместе с тенор-саксофонистом Флипом Филлипсом он записал пятиминутную запись «Танги». Двенадцатидюймовый диск со скоростью вращения 78 об/мин, входящий в альбом The Jazz Scene , был продан за 25 долларов — Salazar (1997). [ 13 ]
Марио Бауза разработал концепцию и терминологию клавы 3-2/2-3 . Последовательность аккордов может начинаться с любой стороны клавы. Когда прогрессия начинается с трех сторон, говорят, что песня или часть песни находится в клаве 3–2. Когда аккордовая последовательность начинается на двух сторонах, это 2–3 клавы. В Северной Америке чарты сальсы и латино-джаза обычно представляют клаве в двух тактах времени (2/2); скорее всего, это влияние джазовых конвенций. [ 14 ] Когда клава написана в двух тактах (см. выше), переход от одной последовательности клавы к другой означает изменение порядка тактов на обратный.
Бобби Санабриа , барабанщик Баузы, приводит несколько важных нововведений группы Мачито:
- Первая группа, которая постоянно исследовала методы джазовой аранжировки с аутентичными афро-кубинскими ритмами, придавая ей уникальное узнаваемое звучание, которого в то время не имела ни одна другая группа в жанре афро-кубинской танцевальной музыки. Аранжировщик кубинского биг-бэнда Чико О'Фарилл заявил: «Это была новая концепция интерпретации кубинской музыки с максимально возможным (гармоническим) богатством. Вы должны понимать, насколько это было важно. Это сделало каждую следующую группу последователями. " [ 15 ]
- Первая группа, которая исследовала модальную гармонию (концепцию, которую гораздо позже исследовали Майлз Дэвис и Гил Эванс) с точки зрения джазовой аранжировки посредством записи «Tanga». Следует отметить звуковой эффект в аранжировке за счет использования нескольких наслоений.
- Первая биг-группа, исследовавшая с точки зрения афро-кубинской ритмики крупномасштабные расширенные композиционные произведения. например, «Афро-кубинская джазовая сюита» Чико О'Фарилла.
- Первая группа, которая успешно объединила технику аранжировки джазового биг-бэнда в оригинальной композиции с джазовыми солистами, успешно использующими аутентичную афро-кубинскую ритм-секцию. например, Джин Джонсон — альт, Брю Мур — тенор, композиция — «Танга» (1943).
- Первая афро-кубинская танцевальная группа, открыто исследовавшая концепцию контрапункта клаве с точки зрения аранжировки. Способность плавно переходить от одной стороны клавы к другой, не нарушая ее ритмической целостности в структуре музыкальной аранжировки. [ 16 ]
Бауза познакомил бибопа новатора Диззи Гиллеспи с кубинским барабанщиком конга Чано Посо . « Мантека » — первый джазовый стандарт , ритмически основанный на клаве . «Мантека» была написана в соавторстве Диззи Гиллеспи и Чано Посо в 1947 году. По словам Гиллеспи, Посо создал многослойные контрапунктические гуахео (афро-кубинские остинатос ) раздела А и вступления, а Гиллеспи написал мост. Ритм мелодии части А идентичен распространённому мамбо рисунку колокольчика .
31 марта 1946 года Стэн Кентон записал «Machito», написанную его соавтором и аранжировщиком Питом Руголо , которую некоторые считают первой записью латиноамериканского джаза, сделанной американскими джазовыми музыкантами. К группе Кентона присоединились Иван Лопес на бонго и Эухенио Рейес на маракасах. Позже, 6 декабря того же года, Стэн Кентон записал аранжировку афро-кубинской мелодии « The Peanut Vendor » с участниками ритм-секции Мачито. Кенни Дорэм «Каникулы несовершеннолетних», «Мечта Башира», [ 17 ] Хэнк Мобли «Recado Bossa Nova» и джазовая мелодия Сабу Мартинеса развивали афро-кубинский джаз с 50-х по 60-е годы. [ 18 ]
Кубинский перкуссионист Монго Сантамария впервые записал свою композицию «Afro Blue» в 1959 году. [ 19 ] «Afro Blue» был первым джазовым стандартом, построенным на типичном африканском перекрестном ритме «три против двух» (3:2) , или гемиоле . [ 20 ] Песня начинается с многократного воспроизведения басом 6 перекрестных долей на каждый такт 12/8 или 6 перекрестных долей на 4 основные доли — 6:4 (две ячейки 3:2). В следующем примере показана оригинальная остинато басовая партия «Afro Blue». Перерезанные нотные головки обозначают основные доли (не басовые ноты), по которым вы обычно постукиваете ногой, чтобы «сохранить такт».
босса-нова
[ редактировать ]Боссанова — это гибридная форма, основанная на ритме самбы, но находящаяся под влиянием европейской и американской музыки от Дебюсси до американского джаза. Босанова зародилась в 1950-х годах, во многом благодаря усилиям бразильцев Антонио Карлоса Жобима и Жоау Жилберту . Самая известная песня — это, пожалуй, « Девушка из Ипанемы » в исполнении Жилберто и его жены Аструд Жилберто . Хотя этот музыкальный стиль произошел от самбы , он более сложен гармонически и менее ударен. Боссанова возникла в основном в престижных прибрежных кварталах Рио-де-Жанейро, в отличие от самбы, зародившейся в фавелах Рио . Гершвина Некоторые подобные элементы уже были очевидны, даже оказав влияние на западную классическую музыку, такую как «Кубинская увертюра» , которая имеет характерный «латинский» клавный ритм. Влияние на боссанову джазовых стилей, таких как крутой джаз, часто обсуждается историками и фанатами, но подобная «крутая чувствительность» очевидна.
Босанова была разработана в Бразилии в середине 1950-х годов, и ее создание приписывают таким художникам, как Джонни Альф , Антонио Карлос Жобим и Жоау Жилберту . Одной из первых песен была « Бим-Бом » (Жильберто). Босса-нова стала популярной благодаря песне Доривала Каймми "Saudade da Bahia" и Элизете Кардозу записи " Chega de Saudade " на Canção do Amor Demais пластинке , написанной Винисиусом де Мораешем (тексты) и Антонио Карлосом Жобимом (музыка). . Песня была вскоре выпущена Жилберто.
Первые релизы Жилберто и всемирно популярный фильм 1959 года Orfeu Negro («Черный Орфей» на музыку Луиса Бонфа ) принесли значительную популярность этому музыкальному стилю в Бразилии и других странах Латинской Америки, который распространился на Северную Америку благодаря визитам американских джазовых музыкантов. . Полученные в результате записи Чарли Берда и Стэна Гетца укрепили его популярность и привели к всемирному буму с альбомом Getz/Gilberto 1964 года , многочисленными записями известных джазовых исполнителей, таких как Элла Фицджеральд ( Элла Абраса Жобим ) и Фрэнк Синатра ( Фрэнсис Альберт Синатра и Антонио Карлос Жобим). ). С этого времени стиль боссанова сохраняет прочное влияние в мировой музыке на протяжении нескольких десятилетий и даже до настоящего времени.
Первый сингл босса-нова, добившийся международной популярности, был, пожалуй, самым успешным за все время, запись Getz/Gilberto 1964 года " The Girl From Ipanema ", отредактированная так, чтобы включить только пение Аструды Жилберто , тогдашней жены Жилберто. Жанр выдержит существенное «разбавление» популярными артистами в течение следующих четырех десятилетий.
Ранним влиянием на боссанову была песня " Dans mon ile " французского певца Анри Сальвадора , показанная в 1957 году в итальянском фильме Europa di notte" Алессандро Блазетти " ; Песня была распространена в Бразилии, а позже ее перепели бразильские артисты Эумир Деодато ( Los Danseros en Bolero - 1964) и Каэтано Велосо ( Outras Palavras - 1981). В 2005 году Анри Сальвадор был награжден Бразильским орденом «За заслуги перед культурой» , который он получил от певца и министра культуры Жилберто Хиля в присутствии президента Лулы за влияние на бразильскую культуру.
Так называемая «клава боса-нова» (или «бразильская клава») играется на ободке малого барабана в стиле босса-нова. Паттерн имеет такой же ритм, как и у son clave , но вторая нота на двух сторонах задерживается на один импульс (подразделение). Выкройка показана ниже в размере 2/4, как написано в Бразилии. В североамериканских чартах это, скорее всего, будет записано в сжатые сроки.
По словам барабанщика Бобби Санабриа, бразильский композитор Антонио Карлос Жобим , разработавший этот узор, считает его просто ритмическим мотивом, а не клаве ( направляющим узором ). Позже Жобим сожалел, что латиноамериканские музыканты неправильно поняли роль этого образца босса-новы. [ 21 ]
За пределами латинского джаза
[ редактировать ]Бразильский перкуссионист Аирто Морейра стал профессиональным музыкантом в 13 лет. Он получил признание как член пионеров самба-джаза Sambalanço Trio и за свою знаковую запись Quarteto Novo с Эрмето Паскоалем в 1967 году. Вскоре после этого он последовал за своей женой Флорой Пурим в Соединенные Штаты. Штаты. Оказавшись в США, Аирто представил афро-бразильские фольклорные инструменты в самых разных джазовых стилях способами, которые раньше не делались. В Чика Кориа оригинальной группе «Return to Forever» Аирто смог продемонстрировать свое мастерство самбы на нескольких ударных инструментах , включая ударную установку . Однако термины «джазовая самба» или «латиноамериканский джаз» слишком ограничивают определение типов музыки, в которой Эйрто участвовал в США в 1970-х годах. Аирто играл в двух самых важных авангардных электрических джаз-бэндах того времени — Miles Davis и Weather Report . Он также выступал на более популярных альбомах, например, на CTI Records . Помимо энергичных ритмических текстур, Аирто добавил цвет перкуссии, используя колокольчики, шейкеры и свистки для создания запоминающихся текстур тембра. Airto проложила путь другим бразильские музыканты- авангардисты , такие как Эрмето Паскоаль , вышли на джазовую сцену Северной Америки.
Еще одна бразильская перкуссионистка-новатор — Нана Васконселос . Васконселос участвовал в записи четырех альбомов Джона Хассела с 1976 по 1980 год (включая «Возможную музыку» Брайана Ино и Хасселла), а затем в нескольких работах группы Пэта Метени и концертах Яна Гарбарека с начала 1980-х до начала 1990-х годов. В 1976 году присоединился к Эгберто Гисмонти для записи Dança das cabeças на лейбле ECM . В 1984 году он появился на Пьера Фавра альбоме Singing Drums вместе с Полем Мотианом . Он также появляется на альбоме Арильда Андерсена «If You Look Enough» с Ральфом Таунером . сформировал группу под названием Codona Васконселос вместе с Доном Черри и Коллином Уолкоттом , которая выпустила три альбома в 1978, 1980 и 1982 годах. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Хотя Васконселос использует афро-бразильские ритмы и инструменты, он, как и Аирто, выходит за рамки категорий бразильского джаза и латинского джаза.
Сравнение латиноамериканского джаза с прямолинейным джазом
[ редактировать ]По сравнению с прямолинейным джазом, в латинском джазе используется прямой ритм (или «четные восьмые»), а не качающийся ритм . редко использовался В раннем латинском джазе фоновый ритм , но в современных формах фоновый ритм сочетается с клавой . Конга часто , тимбале , гуиро , бонги и клавы — ударные инструменты, или вместо нее используемые в дополнение к ударной установке .
Форматы
[ редактировать ]Латинскую джазовую музыку, как и большинство видов джазовой музыки, можно исполнять в небольших или больших группах. Небольшие группы или комбо часто используют формат бибоп , ставший популярным в 1950-х годах в Америке, где музыканты играют стандартную мелодию, многие музыканты играют импровизированное соло, а затем все снова играют мелодию. Среди выдающихся биг-бэндов латинского джаза - Афро-латинский джазовый оркестр Артуро О'Фаррилла , Multiverse Big Band Бобби Санабриа, Джазовый оркестр Райсеса, Оркестр легенд Мамбо, Тихоокеанский оркестр Мамбо и другие. В латиноамериканских джаз-бэндах перкуссия часто используется в соло. Современные латиноамериканские джазовые произведения таких музыкантов, как Эрмето Паскоаль, в основном написаны для этих небольших групп, с ударными соло, а также множеством духовых инструментов. [ 25 ]
Латинский джаз как глобальная музыка
[ редактировать ]В большинстве историй джаза подчеркивается, что джаз — это исключительно американская музыка — стиль, созданный афроамериканцами в начале 20 века и сочетающий в себе элементы африканского ритма и импровизации с европейскими инструментами, гармониями и формальными структурами. Влияние музыки Карибского бассейна и Латинской Америки — за исключением часто цитируемых комментариев Джелли Ролла Мортона об «испанских оттенках» ритмов раннего новоорлеанского джаза и трубача Диззи Гиллеспи знаменитого послевоенного сотрудничества с афро-кубинским барабанщиком Чано Посо — почти или совсем не упоминаются в стандартных учебниках по джазу, используемых в большинстве американских университетов. [ 26 ] [ 27 ] Точно так же во влиятельном сборнике записей 1973 года « Смитсоновский сборник классического джаза» и Кена Бернса популярном документальном фильме «Джаз» о латиноамериканском джазе почти не упоминается. [ 28 ] Более поздние исследования бросили вызов этой парадигме, утверждая, что музыка стран Карибского бассейна и Латинской Америки имела важное значение для возникновения раннего джаза Нового Орлеана , для послевоенного развития музыки в Нью-Йорке и для дальнейшего развития джаза в двадцатом веке. Городские центры первого века. Сторонники этой точки зрения выступают за включение влиятельных лидеров карибских групп, включая Фрэнка Мачито Грилло, Марио Бауза , Чико О'Фаррилла , Тито Пуэнте , Рэя Барретто , а также Джерри и Энди Гонсалеса. в более широкую джазовую пушку [ 29 ] [ 30 ] С этой точки зрения весь джаз, включая латиноамериканский джаз, рассматривается не как исключительно американское выражение, а скорее как «глобальная музыка», «транскультурная по своему стилистическому охвату». [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Calle 54 - фильм о латиноамериканском джазе
- Премия Грэмми за лучший латино-джазовый альбом
- Премия Latin Grammy за лучший латинский джаз/джазовый альбом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мануэль, Питер (2009: 69). Креолизирующий контраст в Карибском бассейне . Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
- ^ Акоста, Леонардо (2003: 5). Кубано Будь кубанским бопом; Сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
- ^ Mauleon (1999: 4) Путеводитель по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN 0-9614701-9-4 .
- ^ "Уинтон Марсалис, часть 2". 60 минут . CBS News (26 июня 2011 г.).
- ^ Оровио, Хелио. 1981. Словарь кубинской музыки , стр. 237. Гавана, редакция Letras Cubanas. ISBN 959-10-0048-0 .
- ^ Отец блюза: Автобиография . У. К. Хэнди, под редакцией Арны Бонтемпс : предисловие аббата Найлза. Компания Macmillan, Нью-Йорк; (1941) страницы 99, 100. В этом первом издании ISBN отсутствует.
- ^ Робертс, Джон Сторм 1979. Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты . Оксфорд.
- ^ Мортон, "Jelly Roll" (1938: Запись Библиотеки Конгресса), Полное собрание записей Алана Ломакса .
- ^ Марсалис, Винтон (2000: DVD № 1). Джаз . ПБС
- ^ Шуллер, Гюнтер (1968: 19) Ранний джаз; Его корни и музыкальное развитие . Нью-Йорк: Оксфорд Пресс.
- ^ Пеньялоса, Дэвид 2010. Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение с. 256. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Мур, Кевин (2009). За пределами сальсы на фортепиано; Кубинская фортепианная революция Тимба v.2 Ранняя кубинская фортепианная революция Тимба (1940–1959) с. 17. Санта-Крус, Калифорния: Moore Music/Timba.com. ISBN 144998018X
- ^ Салазар, Макс (1997). "Начало и его лучшее", Журнал Latin Beat версия 7 н. 1.
- ^ Маулеон, Ребека (1993: 52) Путеводитель по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN 0-9614701-9-4 .
- ^ Заметки из гостиницы «Мамбо» - История Марио Баузы . Документальный фильм PBS (1998).
- ^ Бобби Санабриа, публикация в дискуссионном списке Latinjazz (2008). [1]
- ^ «Афро-кубинец - Кенни Дорэм | Песни, обзоры, авторы | AllMusic» . Вся музыка .
- ^ «Дискография Хэнка Мобли» .
- ^ "Afro Blue", Престижный компакт-диск Afro Roots (Монго Сантамария) 24018-2 (1959).
- ^ Пеньялоса, Дэвид (2010). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение с. 26. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Бобби Санабриа, цитируется Пеньялосой (2009: 243). Матричный ключ.
- ^ Биография Allmusic
- ^ Палмер, Роберт (28 июня 1982 г.). «Джазовый фестиваль - исследование фолк-джазового фьюжн - Nytimes.Com» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Роберт Палмер (3 сентября 1987 г.). «Джаз: Дон Черри» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Нето, Луис Коста Лима (2000). «Экспериментальная музыка Hermeto Paschoal e Grupo (1981–93): музыкальная система в процессе становления». Британский журнал этномузыкологии . 9 :119–142. дои : 10.1080/09681220008567294 . S2CID 217508944 .
- ^ Гридли, Марк (1978). Джазовые стили, история и анализ . Прентис Холл. ISBN 978-0135098851 .
- ^ Портер, Льюис (1993). Джаз: от истоков до современности . Майкл Уллман, Эд Хэзелл. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0-13-092776-7 . ОСЛК 26850817 .
- ^ Келли, Робин. «В тумане: мысли о джазе Кена Бернса». Информационный бюллетень ИСАМ . 30, № 2 (весна 2001 г.): 8–15.
- ^ Робертс, Джон Сторм (1999). Латинский джаз: первый из фьюжн, с 1880-х годов до наших дней . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-864681-9 . OCLC 40256200 .
- ^ Уошберн, Кристофер (2020). Латинский джаз: другой джаз . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-751085-8 . OCLC 1125295202 .
- ^ Уошберн (2020). Латинский джаз . Издательство Оксфордского университета. п. 3. ISBN 978-0-19-751085-8 . OCLC 1125295202 .
Библиография
[ редактировать ]- Акоста, Леонардо (2003) Сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
- Кампос Фонсека, Сьюзан. — Своя комната в «Латино Джазе»? . В: IASPM@Journal , Том 1, № 2 (2010).
- Деланной, Люк (2001) Кальенте, история латинского джаза. Мексика: FCE.
- Деланной, Люк (2005) Карамбола, жизнь в латиноамериканском джазе. Мексика: FCE.
- Деланной, Люк (2012) Convergencias Mexico: FCE.
- Леймари, Изабель (1979). «Латинский джаз, лучшее из обоих миров». Джазовые новости . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леймари, Изабель (1985). «Сальса и латинский джаз». В Квилле (ред.). Горячие соусы: латиноамериканская и карибская поп-музыка . Нью-Йорк. стр. 94–115. ISBN 0-688-02193-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леймари, Изабель (1993). Сальса и латинский джаз . Париж: ППУ. ISBN 2130453171 .
- Леймари, Изабель (1995). От танго до регги: черная музыка Латинской Америки и Карибского бассейна . Париж: Фламмарион. ISBN 2082108139 .
- Леймари, Изабель (1997). «От бугалу до сальсы». В Галлимаре (ред.). Южноамериканская музыка: ритмы и танцы континента . Париж. стр. 82–85. ISBN 2-07-053391-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леймари, Изабель (1998). «Соус». В Ediciones Akal (ред.). Музыка Карибского моря . Мадрид. стр. 107–108. ISBN 84-460-0894-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леймари, Изабель (1998). «От танго к сальсе: бал под влиянием Латинской Америки». В городе музыки (ред.). Выпускные истории . Париж. стр. 115–122. ISBN 2-906460-69-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леймари, Изабель (2000). «Сальса». В Editions Autres (ред.). Латинские танцы . Париж. стр. 113–123. ISBN 2-7467-0118-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леймари, Изабель (2002). Кубинский огонь: история сальсы и латинского джаза . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0826455867 .
- Молеон, Ребека (1993). Руководство по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN 0-9614701-9-4 .
- Пеньялоса, Дэвид (2009). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение . Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- Робертс, Джон Сторм (1999) Латинский джаз. Нью-Йорк: Книги Ширмера.
- Васаберн, Кристофер. (2020) Латинский джаз: другой джаз , Oxford University Press.