Духовный джаз
Духовный джаз | |
---|---|
![]() Современный духовный джазовый музыкант Камаси Вашингтон выступает | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | |
Другие темы | |
Духовный джаз (или астральный джаз ) [1] — поджанр джаза , зародившийся в США в 1960-х годах. Этот жанр сложно охарактеризовать музыкально, но он основан на свободном , авангардном и модальном джазе и тематически фокусируется на трансцендентности и духовности . [2] [3] Альбом Джона Колтрейна 1965 года A Love Supreme считается знаковым в этом жанре. [4] [2]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Духовный джаз не следует строго определенному музыкальному стилю, но обычно включает в себя элементы фри-джаза , авангардного джаза и модального джаза с влиянием азиатской и африканской музыки . [4] [3] Квартальные гармонии , дорийский лад , медитативные звуки , а также музыкальный язык блюза и бибопа часто используются в духовном джазе. [3] Музыканты часто играют на инструментах, традиционно не используемых в джазе или западной музыке, на электрических клавишных инструментах и используют в качестве инструмента студию звукозаписи . [3]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Критики обычно связывают духовный джаз с 1960-ми годами, но зарождение жанра можно проследить до 1940-х и 1950-х годов в таких произведениях, как «Черный, коричневый и бежевый» Дюка Эллингтона , «Зодиакальная сюита » Мэри Лу Уильямс и «Джаз на вечерне» Джорджа Льюиса. . [3]
В 1960-е годы в США движение за гражданские права . возникло [2] вызывая социальные изменения и политические движения. [5] В результате афроамериканцы получили больше свободы в прославлении своей культуры и религиозном самовыражении. [2] Это привело к желанию выйти за рамки джазовых традиций, и некоторые артисты решили искать в своей музыке трансцендентность и духовность . [2]
Альбом Джона Колтрейна 1965 года A Love Supreme обычно считается зарождением духовного джаза, хотя можно услышать, как Колтрейн развивает звучание песни « Spiritual », записанной четырьмя годами ранее. [5] [6] Треблезин написал: «Духовный джаз начинается, по сути, с Джона Колтрейна», а Питчфорк написал: «Это музыкальное исследование [духовности] было воплощено тенор-саксофонистом Джоном Колтрейном». [2] [4] «A Love Supreme» и другие произведения Джона Колтрейна вдохновили других джазовых музыкантов на создание музыки в поисках трансцендентности. [2] [4] Например, считалось, что фараон Сандерс и Дон Черри черпали вдохновение из духовных произведений Колтрейна. [4]
После смерти Джона Колтрейна в 1967 году его жена Элис Колтрейн и Сандерс, оба ранее игравшие с Колтрейном, были одними из первых, кто продолжил звучание этого жанра. [1] Альбом Колтрейна 1971 года «Путешествие в Сатчидананду» объединил духовный джаз с влиянием классической музыки хиндустани . [2] после ее путешествия в духовность с помощью Свами Сатчидананды . [4] В «Путешествии по Сатчидананде» использовались раги , арфы, ситары и уды . для достижения звучания [2] [4] Фараон Сандерс черпал вдохновение из арабской, индийской и афро-кубинской музыки для создания ранних духовных джазовых альбомов, включая Tauhid (1967) и Karma (1969) . [1]
Продолжение
[ редактировать ]
Многие артисты, помимо Элис Колтрейн и Фараона Сандерса, были вдохновлены духовными джазовыми произведениями Джона Колтрейна. Среди известных исполнителей этой эпохи духовного джаза были Лонни Листон Смит , Альберт Эйлер , Сан Ра и Дон Черри . [1] Саксофонист Альберт Эйлер был учеником Джона Колтрейна, известного своими «сверхъестественными, интуитивными и поразительно новыми» [2] взял на себя джазовую традицию и использование спиритуалов , как это видно в фильме 1969 года «Музыка - целительная сила Вселенной» . [1] [2] Электрический клавишник Лонни Листон Смит, вдохновленный работой с Фараоном Сандерсом, выпустил свой дебютный альбом Astral Traveling в 1973 году. [1] [7] По словам Брайана Циммермана: «Хотя [ Астральное путешествие ] действительно задействует этот духовный элемент, в нем проходит «более попсовая» жилка». [7]
Духовный джаз руководителя оркестра Сунь Ра находился под влиянием египтологии и впоследствии вдохновил афрофутуризм . [1] [2] По мнению Jazziz , Space Is the Place (1973) — один из «самых известных альбомов Ра». [7] Саксофонист Азар Лоуренс называет «преданным Колтрейна», , которого KCRW выпустил Bridge in the New Age в 1974 году. [8] Альбом оказал влияние на молодых джазовых музыкантов Лондона еще в 2020-х годах. [9]
Современный
[ редактировать ]Духовный джаз в основном присутствовал в 1960-х и 1970-х годах, хотя в настоящее время этот жанр создается в меньшей степени. [7] Примеры духовных джазовых альбомов 2010-х и 2020-х годов включают The Epic Камаси Вашингтона (2015), [4] [8] Мудрость старших Шабаки и предков (2016), [10] «Есть место» ( Майши 2019), [7] «Почтение» Мюриэл Гроссман (2019), [7] и «Космические переходы» Исайи Кольера и The Chosen Few (2021). [11] По словам Treblezine , «Камаси Вашингтон вернул духовный джаз в массовое сознание в более широком масштабе в 2015 году с выпуском [ The Epic ]». [4] KCRW писал: «Вашингтон привлекает на джазовую сцену множество молодых энтузиастов». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г uDiscover Team (12 мая 2022 г.). «Духовный джаз: музыка на более высоком уровне» . uОткройте для себя музыку . Архивировано из оригинала 12 мая 2022 года . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бета, Энди (25 сентября 2015 г.). «Астральные путешествия: экстаз духовного джаза» . Вилы . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гринштейн, Джонатан (2020). "Введение" . Астральный огонь: размышление о духовном джазе по модели пяти саксофонистов, 1969–1979 (докторская диссертация). Университет Висконсина. ПроКвест 2490142521 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Персонал (13 апреля 2017 г.). «10 основных духовных джазовых альбомов» . Требл . Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гольдвассер, Мэтью (24 августа 2020 г.). «Джазовая река — мир духовного джаза» . КУВО . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Уильямс, Ричард (август 2021 г.). «Элис Колтрейн - Киртан: Турия поет» . Необрезанный (291): 36–38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Микуччи, Мэтт (1 апреля 2021 г.). «Раскопки ящиков: духовные джазовые альбомы» . Журнал ДЖАЗЗИЗ . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Шнабель, Том (3 июля 2015 г.). «Духовное джазовое наследие Джона Колтрейна | Планета ритма Тома Шнабеля» . ККРВ . Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Фриман, Фил (22 февраля 2022 г.). «Месяц джаза – февраль 2022» . Стереогум . Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года . Проверено 8 июля 2022 г.
В середине 70-х он записал трио фанковых духовных джазовых альбомов под своим именем; «Bridge Into The New Age» 1974 года пользовался особым влиянием среди молодых музыкантов Лондона и недавно был переиздан.
- ^ Брейзер, Лотти (3 октября 2016 г.). «Обзоры | Шабака и предки» . Квиетус . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Фриман, Фил (20 мая 2021 г.). «Месяц джаза – май 2021» . Стереогум . Архивировано из оригинала 9 марта 2022 года . Проверено 12 июня 2022 г.
Дополнительная информация
[ редактировать ]- Фриман, Филип (2021). Некрасивая красота: джаз в 21 веке . Винчестер, Великобритания. ISBN 978-1-78904-633-5 . OCLC 1295440043 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - «История духовного джаза: Часть 1» . Черная классика . 3 сентября 2016. Радио НТС .