Альберт Эйлер
Альберт Эйлер | |
---|---|
![]() Эйлер ок. 1967–68 | |
Справочная информация | |
Рожденный | Кливленд , Огайо, США | 13 июля 1936 г.
Умер | 25 ноября 1970 г. Нью-Йорк | ( 34 года
Жанры | Джаз , фри-джаз , авангардный джаз |
Род занятий | Саксофонист, руководитель оркестра, композитор |
Инструмент(ы) | Саксофон тенор , саксофон альт , саксофон сопрано , волынка |
Годы активности | 1952–1970 |
Этикетки | Bird Notes, ESP-Диск , Импульс! , Эйлер |
Альберт Эйлер ( / ˈ aɪ l ər / ; 13 июля 1936 — 25 ноября 1970) — американский авангардный джазовый саксофонист, певец и композитор. [1]
Получив ранний опыт игры в стиле R&B и бибоп , Эйлер начал записывать музыку в эпоху фри-джаза 1960-х годов. Однако некоторые критики утверждают, что, хотя стиль Эйлера, несомненно, оригинален и неортодоксален, он не соответствует общепринятому критическому пониманию фри-джаза. [2] На самом деле стиль Эйлера сложно как-то классифицировать, и он вызвал невероятно сильную и разную реакцию как критиков, так и фанатов. [3] Его нововведения вдохновили последующих джазовых музыкантов. [2]
Его записи трио и квартета 1964 года, такие как Spiritual Unity и The Hilversum Session , показывают, как он продвигает импровизационные идеи Джона Колтрейна и Орнетта Коулмана в абстрактные сферы, где весь тембр , а не только гармония с мелодией основой музыки является . Его экстатическая музыка 1965 и 1966 годов, такая как «Spirits Rejoice» и «Truth Is Marching In», критики сравнивали со звучанием духового оркестра и включала в себя простые маршевые темы, которые чередовались с дикими групповыми импровизациями и рассматривались как возвращение к корням джаза до Луи Армстронга . [4]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Родился в Кливленде , штат Огайо, и вырос в Шейкер-Хайтс . [5] Впервые Эйлера научил играть на альт-саксофоне его отец Эдвард, который был полупрофессиональным саксофонистом и скрипачом. Эдвард и Альберт играли дуэтами на альт-саксофоне в церкви и часто вместе слушали джазовые пластинки, в том числе джаз эпохи свинга и новые на тот момент альбомы в стиле боп. [3] Воспитание Эйлера в церкви оказало большое влияние на его жизнь и музыку, и большую часть его музыки можно понимать как попытку выразить его духовность, включая метко названный Spiritual Unity и его альбом спиричуэлов Goin' Home , в котором представлены «извилистые» соло, которые следует рассматривать как размышления над священными текстами, а в некоторых моментах как «говорение на языках» на саксофоне. [6] Опыт Эйлера в церкви и знакомство с исполнителями свинг-джаза также повлияли на его звучание: его широкое вибрато было похоже на вибрато госпел-саксофонистов, которые стремились к более вокальному звучанию своих инструментов, а также на звучание духовых инструментов в свинг-бэндах Нового Орлеана. . [6]
Эйлер учился в средней школе Джона Адамса в Ист-Сайде Кливленда и окончил ее в 1954 году в возрасте 18 лет. Позже он учился в Музыкальной академии в Кливленде у джазового саксофониста Бенни Миллера . Эйлер также играл на гобое в старшей школе. В подростковом возрасте понимание Эйлером стиля бибоп и владение стандартным репертуаром принесло ему прозвище «Маленькая птичка» в честь Чарли «Птица» Паркера на небольшой джазовой сцене Кливленда. [7]
В 1952 году, в возрасте 16 лет, Эйлер начал играть в баре, гудеть, на теноре в стиле R&B с блюзовым певцом и гитаристом Литтлом Уолтером , проведя два летних отпуска с группой Уолтера. [8] В 1958 году, после окончания средней школы, Эйлер присоединился к армии США, где перешёл с альта на тенор-саксофон и играл с другими рядовыми музыкантами, включая тенор-саксофониста Стэнли Тёррентайна . Эйлер также играл в оркестре полка вместе с будущим композитором Гарольдом Баддом . [9] В 1959 году он находился во Франции, где познакомился с боевой музыкой, которая оказала решающее влияние на его более поздние работы. После увольнения из армии Эйлер пытался найти работу в Лос-Анджелесе и Кливленде, но его все более иконоборческая игра, отходившая от традиционной гармонии, не приветствовалась традиционалистами. [8]
Эйлер переехал в Швецию в 1962 году, где началась его карьера звукозаписи, он руководил шведскими и датскими группами на радиосессиях и джемовал в качестве бесплатного участника группы Сесила Тейлора зимой 1962–63 годов. (По слухам, записи выступления Эйлера с группой Тейлора были выпущены Revenant Records в 2004 году как часть набора из 10 компакт-дисков .) [10] Альбом My Name Is Albert Ayler представляет собой сессию стандартов, записанную для радиостанции Копенгагена с участием местных музыкантов, включая Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена и барабанщика Ронни Гардинера, а Эйлер играет тенором и сопрано в таких треках, как " Summertime ".
Ранняя карьера звукозаписи
[ редактировать ]В 1963 году Эйлер вернулся в США и поселился в Нью-Йорке, где продолжил развивать свой личный стиль и иногда играл вместе с пианистом фри-джаза Сесилом Тейлором. [3] 1964 год был наиболее хорошо задокументированным годом в карьере Эйлера, в течение которого он записал множество альбомов, первым из которых был Spirits (позже переизданный как Witches and Devils ) в марте того же года. [11] Эйлер также начал свои богатые отношения с ESP-Disk Records в 1964 году, записав свой прорывной альбом (и самый первый джазовый альбом ESP) Spiritual Unity для тогда еще молодого звукозаписывающего лейбла. ESP-Disk стал играть важную роль в записи и распространении фри-джаза. Spiritual Unity представляло собой трио, которое Эйлер только что собрал тем летом, включая басиста Гэри Пикока и барабанщика Санни Мюррея . В примечаниях к «Духовному единству» содержится краткое описание музыкантов в тот день, 10 июля 1964 года, в студии звукозаписи Variety Arts: [12]
- Незадолго до 13:00 прибыл Санни Мюррей, большой, добродушный морж... Следующим был Гэри Пикок, высокий, худой, аскетичного вида и тихий... Альберт Эйлер был последним, маленьким, осторожным и немногословным. [12]
17 июля 1964 года участники этого трио вместе с трубачом Доном Черри , альт-саксофонистом Джоном Чикаем и тромбонистом Розуэллом Раддом совместно работали над записью New York Eye and Ear Control — свободно импровизированного саундтрека к канадскому художнику и кинорежиссеру Майклу Сноу. одноименный фильм. [12] За это время Эйлер начал привлекать некоторое внимание критиков, хотя ему не удалось привлечь много поклонников. Однако позже, в 1964 году, Эйлер, Пикок, Мюррей и Черри были приглашены в Европу для короткого скандинавского тура, в ходе которого также было записано несколько новых записей, в том числе The Copenhagen Tapes , Ghosts (позже переизданные как Vibrations ) и The Сессия в Хилверсюме .
Эйлер записал Bells 1 мая 1965 года. Это 20-минутная импровизация в яростном темпе, включающая его фирменные мелодии, вдохновленные военным маршем. Spirits Rejoice был записан 23 сентября 1965 года в Джадсон-холле в Нью-Йорке, и в нем участвует гораздо более многочисленная группа, чем немногочисленное трио из его предыдущего альбома Spiritual Unity . Энциклопедия популярной музыки описывает Spirits Rejoice как «буйное, чрезвычайно эмоциональное и удивительно творческое празднование желания пошуметь». [13] На обоих альбомах присутствует брат Альберта, трубач Дональд Эйлер , который воплотил экспансивный подход своего брата к импровизации на трубе. Дональд играл с Альбертом, пока в 1967 году у него не случился изнурительный нервный срыв. [14]
В 1966 году Эйлер подписал контракт с Impulse Records по настоянию Колтрейна, звезды лейбла того времени. [15] Но даже на Impulse радикально отличающаяся музыка Эйлера так и не нашла значительной аудитории. Первый сет Эйлера для Impulse был записан за несколько недель до Рождества 1966 года под названием Albert Ayler in Greenwich Village . Эйлер выступал со своим братом Мишелем Самсоном, Бивером Харрисом , Генри Граймсом и Биллом Фолуэллом, при этом присутствовал Колтрейн. Для мелодии под названием «For John Coltrane» Эйлер впервые за много лет вернулся к альт-саксофону. [15]
Эйлер впервые спел на записи версии «Ghosts», исполненной в Париже в 1966 году, в которой его вокальный стиль был похож на стиль его саксофона, с жутким пренебрежением к высоте звука. [16] Эйлер продолжал экспериментировать с вокалом до конца своей карьеры (см., например, бессловесное пение в конце «Love Cry» из одноименного альбома ); однако его пение на более поздних альбомах, таких как New Grass и Music Is the Healing Force of the Universe, было предметом некоторых насмешек. Вэл Уилмер назвал свое пение «извилистым». [17] а критики заявили, что «его слова и вокал действительно пугают». [18] описывая его как обладателя «ревущего, неподготовленного голоса, который дрожал в максимальной степени контролируемости», [19] и исполнение текстов в «маниакальном вопле». [19]
В 1967 году Джон Колтрейн умер от рака печени, и Эйлера попросили выступить на его похоронах. [20] (Одним из последних желаний Колтрейна было, чтобы Эйлер и Орнетт Коулман выступили на его похоронах. [21] ) Говорят, что во время выступления Эйлер вырвал саксофон изо рта в двух точках: один раз, чтобы издать крик тоски, другой - крик радости, символизирующий вознесение его друга и наставника на небеса. [15] Позже Эйлер вспоминал: «Джон был как гость на этой планете. Он пришел с миром и ушел с миром; но во время своего пребывания здесь он продолжал пытаться достичь новых уровней осознания, мира и духовности. Вот почему я считаю, что музыка, которую он играл, была духовной музыкой – способом Джона все ближе и ближе приближаться к Творцу». [22] В примечаниях к альбому Эйлера Love Cry Фрэнк Кофски написал, что Эйлер сказал следующее об альбоме Колтрейна Meditations : «Отец, сын и святой дух. То, о чем там говорил Колтрейн — возможно, это был библейский термин: он был отец, фараон был сыном, а я был святым духом, и только он мог говорить мне такие вещи». [23]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В течение следующих двух с половиной лет Эйлер начал переходить от преимущественно импровизационного стиля к стилю, более ориентированному на композиции. [24] Во многом это было результатом давления со стороны Impulse, которая, в отличие от ESP-Disk, уделяла больше внимания доступности, чем художественному самовыражению. [25] В 1967 и 1968 годах Эйлер записал три пластинки, в которых содержались тексты и вокал его подруги Мэри Марии Паркс , а также были представлены регулярные смены аккордов, фанк-биты и электронные инструменты. [26]
Сам Эйлер спел на своем альбоме New Grass , который отсылает к его корням в R&B, когда он был подростком. Однако этот альбом не имел успеха и был отвергнут как поклонниками Эйлера, так и критиками. [26] Эйлер твердо заявлял, что он хотел двигаться в этом направлении R&B и рок-н-ролла, и что он не просто поддавался давлению Impulse и популярной музыки того времени, и это правда, что Эйлер сильно подчеркивает духовность, которую кажется, определяет основную часть его работы. [25] (Однако, по словам Гэри Гиддинса , «В интервью Эйлер не оставлял сомнений относительно того, кто был ответственен за New Grass : «Они сказали мне сделать это. Боб Тиле . Ты думаешь, я бы это сделал? Он сказал: «Послушай, Альберт, ты наладить контакт с молодым поколением сейчас . надо [27] ) New Grass начинается с трека "Message from Albert", в котором Эйлер обращается непосредственно к своему слушателю, объясняя, что этот альбом не похож на его предыдущие, что это "другое измерение в [его] жизни". Он утверждает, что «посредством медитации, снов и видений [он] стал Универсальным Человеком силой Творца…»
Примерно в это же время появились намеки на то, что Эйлер стал эмоционально нестабильным и винил себя в срыве брата. [28] страстное и бессвязное открытое письмо В 1969 году он отправил в журнал Cricket под названием «Мистеру Джонсу — у меня было видение», в котором он описал поразительные апокалиптические духовные видения. [25] Он «увидел в видении новую Землю, построенную Богом, выходящую с Небес», и умолял читателей поделиться посланием Откровения, настаивая на том, что «это очень важно. Время пришло». [29] Ной Ховард вспомнил, как тем летом видел Эйлера в перчатках и длинной шубе, несмотря на жару, с лицом, покрытым вазелином, и говорящим: «Надо защитить себя». [30]
В его последнем альбоме Music Is the Healing Force of the Universe приняли участие такие рок-музыканты, как Генри Вестин из Canned Heat, а также такие джазовые музыканты, как пианист Бобби Фью . Это было возвращение к его блюзовым корням с очень тяжелыми роковыми влияниями, но в нем было больше фирменных тембральных вариаций и энергичных соло Эйлера, чем в неудачном New Grass .
В июле 1970 года Эйлер вернулся к идиоме фри-джаза для группы концертов во Франции (в том числе в Fondation Maeght , задокументировано на Nuits de la Fondation Maeght ), но группу, которую он смог собрать (Колл Коббс, басист Стив Тинтвайс и барабанщик Аллен Блэрман ) не считался человеком такого уровня, как его предыдущие группы. [31]
в Нью-Йорке Эйлер исчез 5 ноября 1970 года и был найден мертвым в Ист-Ривер 25 ноября, предположительно в результате самоубийства. [2] Некоторое время спустя ходили слухи, что Эйлер был убит, а также давняя городская легенда о том, что мафия привязала его к музыкальному автомату. [32]
Артистизм
[ редактировать ]Эйлер регулярно демонстрировал свой весьма нетрадиционный стиль саксофона в очень традиционных музыкальных контекстах, включая детские песни, маршевые мелодии и госпел-гимны. [2] Однако дикая энергия и интенсивные импровизации Эйлера превратили их в нечто почти неузнаваемое. Эйлер применил деконструктивный подход к своей музыке, что было характерно для эпохи фри-джаза. Фил Харди говорит, что Эйлер «разобрал» мелодию и гармонию, чтобы более глубоко изучить «физические свойства» своего саксофона. [33] Эйлер хотел дать свободу себе и своим товарищам по группе импровизировать, общаться друг с другом и относиться к своим инструментам на более грубом, «примитивном» уровне. [34]
Чрезвычайно духовный аспект музыки Эйлера явно соответствовал убеждениям джазового саксофониста Джона Колтрейна , на которого глубоко повлияли «потусторонние» звуки музыки Эйлера. Этот эффект особенно заметен в альбомах Колтрейна Meditations и Stellar Regions . [6] (Колтрейн был наставником на протяжении всей жизни Эйлера, оказывая финансовую и профессиональную поддержку. [35] ) Эта интенсивность, крайности, до которых Эйлер довел свой тенор-саксофон, являются наиболее определяющим аспектом его звука. Его стиль характеризуется тембральными вариациями, включая скрипы, гудки и импровизации в очень высоких и очень низких регистрах. [36] У него был глубокий взрывной тембр, которого можно было добиться с помощью жесткого пластика Fibrecane no. 4 трости [37] на своем тенор-саксофоне — и использовал широкое, наполненное пафосом вибрато . [34]
Эйлер экспериментировал с микротональностью в своих импровизациях, стремясь исследовать звуки, находящиеся между нотами традиционной гаммы. [36] Лучше всего эта техника была продемонстрирована, когда он играл, как он это часто делал, без фортепиано, используя только бас и барабаны. Эйлер также сопротивлялся стандартному ритму свинга и вместо этого набирал обороты за счет безумной скорости своих импровизационных линий, которые он с силой переигрывал на своем саксофоне. [8] Историк джаза Тед Джоя описывает Эйлера как «виртуоза грубого и аномального» и утверждает, что Эйлер стремился вырваться из ограничений игры по нотам и вместо этого «войти в новую сферу, в которой саксофон создает « звук ». [38]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Ни на одном этапе своей карьеры Эйлеру не было позволено иметь постоянную аудиторию. Несмотря на в основном положительные отзывы критиков, он всю жизнь оставался бедным и часто искал финансовой поддержки у своей семьи и коллег-музыкантов, включая Колтрейна. [24]
Однако влияние Эйлера ощущается до сих пор, и не только среди джазовых музыкантов. Его дикое звучание предвосхитило современные стили хардкора, нойза и экспериментального рока. [2] Альберт Эйлер — одна из самых почитаемых исторических фигур в жанре фри-джаза наряду с такими музыкантами, как Сан Ра , Сесил Тейлор, Джон Колтрейн, Орнетт Коулман и Милфорд Грейвс (который играл на барабанах с Эйлером). Его альбомы по сей день входят в число самых продаваемых в узком жанре «фри-джаза», наряду с вышеупомянутыми легендами. Так называемые «титаны» фри-джаза XXI века, играющие на саксофоне, такие как Чарльз Гейл , [39] Кен Вандермарк , [40] Питер Броцманн , [41] и покойный Дэвид С. Уэр , [42] все находились под сильным влиянием Альберта Эйлера. Эйлер также оказал решающее влияние на некоторых из своих известных современников, таких как Фрэнк Лоу , преподобный Фрэнк Райт , Чарльз Тайлер (на альбоме Эйлера Bells ), Мэрион Браун и Фрэнк Смит (на ESP-Disk Burton Greene Quartet ).
Эйлер подружился с Джоном Колтрейном , и они повлияли на игру друг друга. Колтрейн сказал, что Эйлер «заполнил область, которую, кажется, мне не нужно было делать. Я думаю, что то, что он делает, похоже, перемещает музыку на еще более высокие частоты». [43] Эйлер заявил: «Когда он [Колтрейн] начал играть, мне приходилось слушать только его тон… Слушать его игру было так же, как если бы он говорил со мной, говоря: «Брат, соберись духовно. Всего лишь один звук» . - вот насколько глубоким был этот человек..." [23] По словам Вэла Уилмера , «отношения между этими двумя мужчинами были особенными. Они постоянно разговаривали друг с другом по телефону и телеграммам, и Колтрейн находился под сильным влиянием молодого человека». [44] Колтрейн впервые услышал Эйлера в 1962 году, после чего сказал Эйлеру, что «однажды он слышал, как играет так во сне». [45] В феврале следующего года Эйлер впервые присутствовал с группой Колтрейна во время концерта в Jazz Temple в Кливленде, штат Огайо . [46] Начиная с того года, «Колтрейн и Эйлер, когда оба были в Нью-Йорке, часто находились в одной комнате. По разным воспоминаниям, Колтрейн наблюдал за Эйлером и Сесилом Тейлором в кофейне Take 3 в Вест-Виллидж осенью 1963 года; наблюдал за Эйлером и Эрик Долфи вместе в Half Note где-то в том же году; пригласил Эйлера на сцену Half Note в марте 1964 года; услышал группу Эйлера с Рашидом Али в небольшом концертном зале на Купер-сквер, 27 в начале 1965 года». [47] После записи Ascension в июне 1965 года (после того, как Эйлер прислал ему копии своих альбомов Ghosts и Spiritual Unity ), Колтрейн «позвонил Эйлеру и сказал ему: «Я записал альбом и обнаружил, что играю так же, как и ты». Ответ Альберта: «Нет, чувак, разве ты не видишь, ты играл, как и ты сам. Ты просто чувствовал то же, что и я, и просто взывал о духовном единении». [21] Находясь месяц спустя на Антибе, Колтрейн «остался... в своем гостиничном номере, репетируя, как обычно, подыгрывая записи концерта Эйлера». [48]
Шведский режиссер Каспер Коллин был настолько вдохновлен музыкой и жизнью Эйлера, что снял документальный фильм « Меня зовут Альберт Эйлер» , который включает интервью с основателем ESP-Disk Бернардом Столлманом , а также интервью с семьей Эйлера, подругами и коллегами по группе. [49] Фильм включает кадры с участием Альберта Эйлера (1962, 1964, 1966 и 1970 годов) и построен на его музыке и записях его голоса (из интервью, сделанных между 1963 и 1970 годами).
В своем альбоме 1969 года Folkjokeopus английский гитарист, певец и автор песен Рой Харпер посвятил песню «One for All» (« Один за Ала ») Альберту Эйлеру, «которого я знал и любил во время моего пребывания в Копенгагене». [50] [51] Харпер считал Эйлера «одним из ведущих джазменов своего времени». [52] В Folkjokeopus примечаниях к буклету Харпер заявляет: «Во многих отношениях он [Эйлер] был королем».
канадского художника Стэна Дугласа Видеоинсталляция Hors-champs (что означает «за кадром») обращается к политическому контексту фри-джаза 1960-х годов как к расширению черного сознания . [53] Импровизируя «Spirits Rejoice» Эйлера, четыре американских музыканта, Джордж Э. Льюис (тромбон), Дуглас Юарт (саксофон), Кент Картер (бас) и Оливер Джонсон (ударные), которые жили во Франции в период фри-джаза в 1960-х годах, выступите в инсталляции, воссоздающей французское телевидение 1960-х годов. [54]
В 1990 году пианист Джорджио Гаслини выпустил Ayler's Wings , компакт-диск, полностью состоящий из сольных интерпретаций композиций Эйлера. [55] В 1999 году Джон Лурье из Lounge Lizards выпустил произведение под названием «Воскресение Альберта Эйлера». [56] Композитор и гитарист Марк Рибо записал альбом, посвященный Ayler's Spiritual Unity, в 2005 году с бывшим басистом Ayler и лидером фри-джаза Генри Граймсом . [57]
Мелодия Эйлера «Ghosts» была записана рядом музыкантов, в том числе Гэри Лукасом . [58] Дэвид Мосс , [59] Сумасшедший обратный алфавит , [60] Лестер Боуи , [61] Юджин Чедборн , [62] и Гэри Уиндо . [63]
Альберт Эйлер — главный «призрак джазмена» в научно-фантастическом романе Мориса Дж. Дантека 2009 года «Призрак джазмена на станции «Мир» в пути».
Начиная с 2018 года чикагский саксофонист Марс Уильямс записал и выпустил четыре компакт-диска из серии под названием «Mars Williams Presents An Ayler Xmas», документирующей ежегодные рождественские живые концерты, записанные в Чикаго, Вене, Кракове и Нью-Йорке и демонстрирующие переплетающиеся праздничные стандарты. и музыка Альберта Эйлера. [64]
Дискография
[ редактировать ]Выпущенный [65] | Записано [66] | Альбом | Оригинальный выпуск |
---|---|---|---|
1963 | 1962 | Что-то другое!!!!!! (Первые записи, тома 1 и 2) | Заметки о птицах |
1964 | 1963 | Меня зовут Альберт Эйлер | Дебют |
1964 | 1964 | Духи (переиздан как Witches & Devils ) | Дебют |
1971 | 1964 | Swing Low Sweet Spiritual | Осмос |
1975 | 1964 | Пророчество [Живой] | ESP-Диск |
1996 | 1964 | Альберт улыбается Санни [Live] | Неуважение |
1965 | 1964 | Духовное Единство | ESP |
1966 | 1964 | Нью-Йоркский контроль глаз и ушей | ESP |
2002 | 1964 | Копенгагенские ленты | Эйлер |
1965 | 1964 | Призраки (переизданы как Vibrations ) | Дебют |
1980 | 1964 | Сессия в Хилверсюме | Осмос |
1965 | 1965 | Колокола [Live] | ESP |
1965 | 1965 | Духи радуются | ESP |
1965 | 1965 | Sonny's Time Now ( Санни Мюррея ) альбом [67] | Джихад |
1965 | 1965 | Новая волна в джазе [Live] | Импульс! |
2022 | 1966 | La Cave Live, повторное посещение Кливленда, 1966 год | эзз-тетика |
1982 | 1966 | В салоне Слизняка, Том. 1 и 2 [Живой] | ESP |
1990 | 1964–66 | Альберт Эйлер [Live] | Филология |
2011 | 1966 | Стокгольм, Берлин, 1966 г. [Live] | шляпа МУЗЫКА |
1982 | 1966 | Лёррах / Париж, 1966 г. [Live] | шляпа МУЗЫКА |
1967 | 1965–67 | В Гринвич-Виллидж [Live] | Импульс! |
1998 | 1965-1967 | Концерт в Гринвич-Виллидж: Полные альбомы Impulse (IMPD-2-273) | Импульс! |
1968 | 1967–68 | Любовный крик | Импульс! |
1969 | 1968 | Новая трава | Импульс! |
1970 | 1969 | Музыка – исцеляющая сила Вселенной | Импульс! |
1971 | 1969 | Последний альбом | Импульс! |
2005 | 1970 | В прямом эфире на Ривьере [Live] | ESP |
1971 | 1970 | Ночи Фонда Мэйт Том. 1 [В прямом эфире] | Шандар |
1971 | 1970 | Ночи Фонда Мэйт Том. 2 [Живой] | Шандар |
2022 | 1970 | Откровения: Полное собрание записей Фонда Мэйта ОРТФ 1970 года | Элементальная музыка |
2004 | 1960–70 | Святой Дух: редкие и неизданные записи (1962–70) | Ревенант |
Сборники
[ редактировать ][68] (этот список неполный)
- Полные записи ESP-диска (ESP, 2006)
- Записи Европейской радиостудии 1964 ( hatOLOGY , 2016)
- Сборник ранних альбомов (Просвещение, 2020)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. стр. 25–26. ISBN 0-141-00646-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мандель, Ховард (7 июня 2008 г.). «Огненный саксофон Альберта Эйлера, сейчас в фильме» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Клагхорн, 1982 год.
- ^ Уилмер, Вэл (1977). Серьезно, как ваша жизнь . Квартет. стр. 95–96. ISBN 0-7043-3164-0 .
- ^ «18. Далекие 1960-е годы» . Кливлендский государственный университет . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Уайтхед, NPR, 2001.
- ^ Литвейлер, 1984, с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Литвейлер, 1984, с. 152.
- ^ «Интервью Гарольда Бадда» . Гаффа.орг . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Святой Дух Альберта Эйлера» . Ревенант Рекордс. 16 июля 2011. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Литвейлер, 1984, с. 154.
- ^ Jump up to: а б с Дискография ЭСП-Диска.
- ^ Энциклопедия популярной музыки , 2006.
- ^ Уилмер, The Guardian , 2001.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, 2004, с. 26.
- ^ Йост, 1975, с. 121.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 143.
- ^ Кэмпбелл, Ал. «Альберт Эйлер: Музыка — целительная сила Вселенной» . allmusic.com . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Томас, Фред (30 июня 2020 г.). «Альберт Эйлер: Новая трава» . Pitchfork.com . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Льюис, The Guardian , 2011.
- ^ Jump up to: а б Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 142.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 33.
- ^ Jump up to: а б Кофски, Франк (1968). Love Cry (примечания). Альберт Эйлер. Импульс! Рекорды . АС-9165.
- ^ Jump up to: а б Кернфельд, Grove Music Online .
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, 2004, с. 27.
- ^ Jump up to: а б Шварц, Американская музыка.
- ^ Гиддинс, Гэри (2008). Естественный отбор: Гэри Гиддинс о комедии, кино, музыке и книгах . Издательство Оксфордского университета. п. 286.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост. стр. 145–146.
- ^ Эйлер, Крикет , 27-30
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост. п. 146.
- ^ Уилмер, Вэл (2004). Альберт Эйлер: Святой Дух (духовное единство) . Ревенант. п. 27.
- ^ «Биография» . Ayler.co.uk . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Харди, 2001.
- ^ Jump up to: а б Литвейлер, 1984, с. 151.
- ^ Войдек, 1998, с. 221.
- ^ Jump up to: а б Шиптон, 2001, с. 795.
- ^ Уилмер, Вэл (1977). Серьезно, как ваша жизнь . Квартет. п. 94. ИСБН 0-7043-3164-0 .
- ^ Джоя, 2011, с. 323.
- ^ «Дуэт Чарльза Гейла и Хана Беннинка» . Hallwalls.org . 22 января 2009 года . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Рэндалл, Мак (2 ноября 2016 г.). «В поисках Альберта Эйлера» . JazzTimes.com . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Стерн, Джефф. «Квартет Броцмана отдает радостное почтение Эйлеру» . Альянс импровизационной музыки . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Шипп, Мэтью (21 октября 2012 г.). «Пианист Мэтью Шипп прощается с теноровым колоссом Дэвидом С. Уэром» . Ежедневный зверь . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 43.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 141.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 347.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 272–273.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 95.
- ^ Кан, Эшли (2002). Высшая любовь: история фирменного альбома Джона Колтрейна . Викинг Пингвин. п. 172.
- ^ Броуди, Житель Нью-Йорка , 2007.
- ^ «Рой Харпер, FOLKJOKEOPUS» . Грубая торговля. 7 марта 2014 года . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ "Фолькджокеопус (CD)" . Рой Харпер. 7 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2014 года . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ «Сайт Роя Харпера» . 17 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2009 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Краевск, «Стэн Дуглас, 15 сентября 2007 г. - 6 января 2008 г., Staatsgalerie & Wurttembergischer»
- ^ Гейл, «Стэн Дуглас: Вечер и другие», с. 363
- ^ «Джорджо Гаслини: Крылья Эйлера» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Анкени, Джейсон. «Джон Лурье: Более странный, чем рай/Воскресение Альберта Эйлера» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Вестергаард, Шон. «Марк Рибо: Духовное единство» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Разные художники: Концерт на трикотажной фабрике, Том 2» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Дюпон, Дэвид. «Дэвид Мосс: Мои любимые вещи» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Бойзен, Майлз. «Безумный обратный алфавит» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Лестер Боуи: Вся магия! / Единственный и неповторимый» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Кутюр, Франсуа. «Юджин Чедборн: Легенды о призраках» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Пауэрс, Джим. «Гэри Уиндо: Кости его хозяина» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Марс Уильямс представляет Рождество Эйлера: музыка Альберта Эйлера и рождественские песни» . MarsWilliams.com . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Дискография Альберта Эйлера» . Оцените YourMusic.com . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Дискография» . Ayler.co.uk . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Пришло время Сонни: Санни Мюррей» . Вся музыка . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Сборники» . Ayler.co.uk . Проверено 1 июля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Эйлер, Альберт — духи радуются», Энциклопедия популярной музыки . Издательство Оксфордского университета, 17 ноября 2006 г. Интернет.
- Эйлер, Альберт. «Мистеру Джонсу — у меня было видение» . Сверчок 4.
- Броуди, Ричард. «Меня зовут Альберт Эйлер» , The New Yorker , 12 ноября 2007 г.
- Клагхорн, Чарльз Юджин. Биографический словарь джаза . Прентис-Холл, 1982.
- Дискография ЭСП-Диска. Эсп-Диск.
- Джоя, Тед. История джаза . Издательство Оксфордского университета, 2011.
- Харди, Фил. «Альберт Эйлер», спутник Фабера в популярной музыке 20-го века , 2001. Интернет.
- Дженкинс, Тодд С. Фри-джаз и свободная импровизация: энциклопедия , том 1. Greenwood Press, 2004.
- Йост, Эккехард. Бесплатный джаз . Да Капо Пресс, 1975.
- Кернфельд, Барри. «Альберт Эйлер». Гроув Музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб.
- Колода, Ричард. Святой Дух: жизнь и смерть пионера фри-джаза Альберта Эйлера Jawbone Press, 2022.
- Льюис, Джон. «Похороны Джона Колтрейна» , The Guardian , 16 июня 2011 г.
- Литвейлер, Джон. Принцип свободы: джаз после 1958 года . Уильям Морроу и компания, Inc, 1984.
- Мандель, Ховард. «Огненный саксофон Альберта Эйлера, сейчас в кино» , NPR, 7 июня 2008 г.
- Ричардсон, Марк. «Похороны, призраки и наслаждение толчком» , Pitchfork . 13 августа 2010 г.
- Шварц, Джефф. «Обзор: Исцеляющая сила: песни Альберта Эйлера». Американская музыка , Том. 27. ДЖСТОР.
- Шиптон, Алин. Новая история джаза. Континуум, 2001.
- Вайс, Джейсон. Всегда в беде: устная история ESP-Disk: самого возмутительного лейбла в Америке . Издательство Уэслианского университета, 2012.
- Уайтхед, Кевин. «Альберт Эйлер: свидетельствуя о переломном моменте» , NPR, 8 мая 2001 г.
- Уилмер, Валери. Столь же серьезно, как ваша жизнь: Джон Колтрейн и не только , Лондон, Змеиный хвост, 1 993
- Уилмер, Валери. «Некролог: Дональд Эйлер» , The Guardian , 15 ноября 2001 г. #
- Уилсон, Питер Никлас. Духи ликуйте! Альберт Эйлер и его послание . Хофхайм, Волке Верлаг, 2022 г.
- Войдек, Карл. Компаньон Джона Колтрейна: пять десятилетий комментариев . Книги Ширмера, 1998.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Альберт Эйлер из AllMusic Альберт Эйлер на Bandcamp Альберта Эйлера Дискография на Discogs Дискография Альберта Эйлера на MusicBrainz
- Альберт Эйлер: Его жизнь и музыка (электронная книга Джеффа Шварца, 1992)
- Альберт Эйлер
- «Альберт Эйлер» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2008 г. , на немецком языке.
- Дискографический проект Альберта Эйлера
- Альберт Эйлер из NPR Music
- Альберт Эйлер в Find a Grave
Биография, Святой Дух Ричарда Колоды. https://www.amazon.com/Holy-Ghost-Death-Pioneer-Albert/dp/1911036939?dplnkId=ad708e19-599f-4023-9da0-8b563c96548b&nodl=1 [1]
- ^ Джассен, Ллойд (15 ноября 2022 г.). «Амазон.com» . Амазонка .
- 1936 рождений
- Самоубийства 1970 года
- 1970 смертей
- Афро-американские духовые музыканты
- Американские джазовые саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Самоубийства через утопление в США
- Исполнители ESP-Диска
- Саксофонисты фриджаза
- Импульс! Записывает исполнителей
- Военные из Кливленда
- Музыканты из Кливленда
- Авангардные джазовые саксофонисты
- Афро-американские джазовые музыканты
- Самоубийства в Нью-Йорке
- Американские саксофонисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Огайо
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Выпускники средней школы Джона Адамса (Огайо)
- Музыканты из Шейкер-Хайтс, штат Огайо.
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Духовные джазовые музыканты
- Смертельные случаи от утопления в Нью-Йорке (штат)