Санни Мюррей
Санни Мюррей | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джеймс Марселлус Артур Мюррей |
Рожденный | Айдабел, Оклахома , США | 21 сентября 1936 г.
Умер | 7 декабря 2017 г. Париж , Франция | (81 год)
Жанры | Фри-джаз |
Род занятий | Барабанщик |
Джеймс Марселлус Артур « Санни » Мюррей (21 сентября 1936 – 7 декабря 2017) был американским музыкантом и одним из пионеров стиля игры на барабанах в стиле фри-джаз . [1]
Биография
[ редактировать ]Мюррей родился в Айдабеле, Оклахома . [1] где его воспитывал дядя, который позже умер после того, как ему отказали в лечении в больнице из-за его расы. Он начал играть на барабанах в девять лет. Подростком он жил в суровом районе Филадельфии и провел два года в исправительном учреждении. В 1956 году он переехал в Нью-Йорк, где работал на автомойке и прорабом здания. За это время он играл с такими музыкантами, как трубачи Ред Аллен и Тед Керсон , пианист Уилли «Лев» Смит и саксофонисты Рокки Бойд и Джеки Маклин . [2]
В 1959 году он впервые играл с пианистом Сесилом Тейлором, и, по словам Мюррея, «[за] шесть лет все остальные вещи были стерты из моей памяти…» [2] «С Сесилом мне пришлось создать совершенно новое направление игры на барабанах». [3] Мюррей заявил: «Мы играли около года, просто тренировались, учились — мы ходили на мастер-классы с Варезом , делали много творческих вещей, просто экспериментировали, не работая». [4] В 1961 году Мюррей сделал запись с группой Тейлора, которая была выпущена под эгидой Гила Эванса как одна из сторон Into the Hot .
В 1962 году Мюррей впервые поехал в Европу вместе с Тейлором и саксофонистом Джимми Лайонсом . [3] (К ним должен был присоединиться басист Генри Граймс , но в последний момент он заболел. [5] ) За это время группа совершила стилистический прорыв; Мюррей заявил: «Мы были в Швеции и наконец решили быть свободными... Судя по тому, как играли Сесил, Джимми и я, мы могли в тот период поглотить что угодно, потому что мы были такими свежими!» [5] Позже в том же году, находясь в Дании , трио записало влиятельные концерты, выпущенные под названием Nefertiti the Beautiful One Has Come .
В том же году, находясь в Швеции с Тейлором, Мюррей познакомился с саксофонистом Альбертом Эйлером . (По словам Мюррея, после выступления группы Тейлора Эйлер подошел к ним и сказал: «Я ждал вас, чувак. Вы те ребята, которых я ждал». [5] Он также вспомнил, что Тейлор «полувскочил со стула», когда Эйлер впервые играл с группой. [6] ) Вместе с Эйлером группа записывалась вместе для датского телевидения как Cecil Taylor Unit. [3] (трек «Four», вошедший в бокс-сет Эйлера Holy Ghost , был записан в это время), а по возвращении в США группа (вместе с Эйлером) выступила в клубе Take Three в Гринвич-Виллидж. [7] и в филармоническом зале Линкольн -центра в Нью-Йорке 31 декабря 1963 года в составе джазового оркестра Сесила Тейлора с Граймсом снова на басу. (На концерте также выступили Арт Блейки и The Jazz Messengers , а также Квинтет Джона Колтрейна с участием Эрика Долфи .) [8] Мюррей заявил, что Эйлер «не узнал Нью-Йорк по банке с фасолью. Итак, он пришел ко мне домой, и я взял его на встречу с Арчи (Шеппом) и всеми кошками». [6] Мюррей продолжал играть с Эйлером и присоединился к трио Эйлера с басистом Гэри Пикоком . [5] Мюррей записал с Эйлером несколько альбомов, в том числе исторический Spiritual Unity . Вэл Уилмер писал, что Мюррей был «одной из тех важнейших фигур в джазе, которые появляются именно тогда, когда они необходимы. Его раскованный подход к ударным инструментам дал Эйлеру свободу идти своим собственным путем, которого до сих пор не хватало». [9] Мюррей также заявил, что он играл с Джоном Колтрейном в 1964 году, и ему предложили место в группе Колтрейна, но он отказался. [5] [10]
Мюррей продолжал записывать свои собственные композиции под своим именем, начиная с 1965 года с альбома Sonny's Time Now , который был выпущен на лейбле Лероя Джонса Jihad. В альбоме участвуют Эйлер , Дон Черри , Генри Граймс и Льюис Уоррелл , а также Джонс, который читает свое стихотворение «Черное искусство». [11] (Мюррей заявил: «Это странная пластинка, потому что Альберт и Дон [Черри] играют вот так [издает визг]». [12] ) Позже, когда он переехал в Европу, он выпустил три записи на BYG Actuel . Кроме того, он продолжал играть и записываться в качестве помощника различных музыкантов. В 1980 году он воссоединился с Сесилом Тейлором для записи It Is in the Brewing Luminous , а в 1996 году снова записался с Тейлором, в результате чего вышел альбом Corona , выпущенный в 2018 году. [13] Он умер 7 декабря 2017 года от полиорганной недостаточности в возрасте 81 года. [14]
Документальный фильм о Мюррее под названием « Время Санни сейчас: портрет джазового барабанщика Санни Мюррея » был выпущен на DVD в 2008 году режиссером Антуаном Прумом.
Стиль
[ редактировать ]Мюррей был одним из первых, кто отказался от традиционной роли барабанщика как хронометриста в пользу чисто текстурной игры. Вэл Уилмер писал:
Целью Мюррея было полностью освободить солиста от временных ограничений, и для этого он устроил непрерывный град перкуссии. Его концепция во многом основывалась на непрерывном звоне палочек по краям тарелок, неравномерном стаккато на малом барабане, спазматической пунктуации большого барабана и постоянном, но не метрономическом использовании носка-тарелки (хай-хэта). Он играл с открытым ртом, издавая непрекращающиеся вопли, которые сливались с общим перкуссионным фоном сменяющихся импульсов... Игра [H] часто не имеет большого отношения к тому, что делает солист. Но что он действительно сделал, так это положил позади солиста мерцающий гобелен, позволяющий ему двигаться, куда он хотел». [15]
Что касается пребывания Мюррея у Альберта Эйлера , Джон Литвейлер писал: «Санни Мюррей и Альберт Эйлер не просто прорвали тактовые линии, они полностью их отменили». [16] Амири Барака описал игру Мюррея следующим образом:
Наблюдая за игрой Сонни, как он пикирует и плывет, парит, прыгает над барабанами, сразу бросается в глаза... его телесность, его телесность в музыке. Не просто как барабанщик, а как проводник энергий, направляющий их туда и сюда. На этот раз просто царапаю тарелку, а в следующий раз разбиваю ее. Обе ноги прямо с бас-барабаном. Его кувырки и бомбы — результат ощущения духа, добытого телом. Ему нужны «естественные звуки», естественные ритмы. Барабан как реактор и манифестор энергий, проходящих через его тело и выливающихся из него. Ритм как явление. Как естественный акцент...Вы слышите, как он стонет за своим инструментом, с другим своим прекрасным инструментом. Его голос. Звук чувства. Стон, прерывистый звук спазма тела, похожий на какой-то тяжелый струнный инструмент, превращающий все остальные звуки в молитвы. [17]
Автор Норман К. Вайнштейн писал:
[Мюррей] радикально переосмысливает роль ударной установки, рассматривает ее как кинетическую скульптуру... Барабаны - это скульптура, вокруг которой он танцует, придавая ударной установке божественность, подобную африканским барабанам, используемым в ритуальных целях. Танцуя вокруг барабанов, а не просто настороженно сидя перед ними, он максимизирует силу контакта со всеми поверхностями, не только с кожей, но также с металлом и деревом. Чистая физичность его подхода обеспечивает более широкий спектр тембров, чем тот, который обычно достигается музыкантами, использующими традиционную позу. Танец Мюррея в быстром движении... создает иллюзию одновременного выступления нескольких барабанщиков, эффект заикающегося стробоскопа, подобный тому, как Дюшан заставил свою обнаженную фигуру фантастически сбить свет с лестницы... Богатство ударов тарелок и вокала Мюррея прекрасно усиливается. его атаками на барабанах, особенно его звучными татуировками на большом барабане. У него проницательный дар играть на крайних тональных контрастах, высокие цимбалы звенят в контрапункте к стонущим звукам большого барабана... Он... создает ощущение времени, которое может быть оценено приверженцем традиций африканцем, но не время, измеряемое Timex, не сформированное метрономическими настояниями тарелок, а время, как его понимал поэт Блейк, найденное в пульсации артерии. [18]
Мюррей признал влияние Германа Гельмгольца на развитие его уникального подхода к ударной установке, заявив, что «Гельмгольц дал мне необходимую технику». [5] Ссылаясь на быстрое трепетание большого барабана Мюррея, волны и волны шума тарелок, басист Алан Сильва заявил: «... это был конец свинга, каким мы его знаем. Он стал настолько быстрым, что стал медленным. Санни Мюррей - первый барабанщик кто когда-либо играл в теорию относительности». [19] Мюррей описал свои собственные музыкальные цели следующим образом: «Я работаю над естественными звуками, а не пытаюсь звучать как барабаны. Иногда я пытаюсь звучать как автомобильные моторы или непрерывное потрескивание стекла… не просто звук барабанов, но звук грохот машин, извержения вулкана и гром небес». [20] В какой-то момент он попытался создать другой тип ударной установки, которая бы «больше соответствовала человеческому голосу с точки зрения гудения, крика, смеха и плача». [21]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Пришло время Сонни (Джихад, 1965)
- Санни Мюррей (ESP Disk, 1966)
- Саншайн (BYG, 1969)
- Большой вождь (Патэ, 1969)
- Посвящение Африке (BYG, 1970)
- Равный перерыв (Никогда не давай лох) (BYG, 1970)
- Обугленная земля (Харма, 1977)
- Apple Cores (Philly Jazz, 1978)
- Вживую на фестивале Моерса (Moers Music, 1979)
- Acute-Bass (Мардж, 1980)
- 13 # Шаги по стеклу (Энья, 1995)
- Освещение (InRespect, 1995)
- Осветители (Audible Hiss, 1996)
- Домашнее задание (Super Secret Sound, 1997)
- Мы не в опере (Отшельник, 1998)
- Домашняя кухня в Великобритании (Фогхорн, 2004)
- Черный жемчуг (Отшельник, 2005)
- Коробка передач взрывается! (Фогхорн, 2008)
- Sonic Liberation Front встречает Санни Мюррей (High Two, 2010)
- Я наступил на пчелу (Фогхорн, 2011)
- Бум-бум-кот (Фогхорн, 2011)
Как помощник
[ редактировать ]- Духи (дебют, 1964)
- Призраки (дебют, 1965)
- Духи радуются (ESP Disk, 1965)
- Духовное единство (ESP Disk, 1965)
- Колокола (ESP Disk, 1965)
- Новая волна в джазе (Импульс!, 1965)
- Нью-Йоркский контроль глаз и ушей (ESP Disk, 1966)
- Swing Low Sweet Spiritual (Осмос, 1971)
- Пророчество (ESP Disk, 1975)
- Сессия в Хилверсуме (Осмос, 1980)
- Альберт Эйлер (филология, 1990)
- Альберт улыбается с Санни (InRespect, 1996)
- Пророчество Белла (ESP Disk, 1997)
- Жить в Гринвич-Виллидж (Импульс!, 1998)
- Копенгагенские пленки ( Эйлер , 2002)
- Святой Дух: редкие и неизданные записи (1962–70) ( Revenant , 2004)
- Импульсная история (Импульс!, 2006)
- Копенгаген Live 1964 (hatOLOGY, 2017)
С Луи Белогенисом
- Тиресий (Портер, 2011)
- Эхо (BYG, 1969)
- Высокий (Дуглас, 1969)
- High Won-High Two (Arista/Freedom, 1976)
- Рассвет новой вибрации (Фрактал, 2000)
- Вживую в кафе Glenn Miller (Эйлер, 2001)
- Вживую в туннеле (Грешница Леди Глория, 2017)
- Бесконечность (Джамбрио, 1984)
- Говори проще (Газель, 1989)
- Беспредел на наших улицах (Waterland, 1980)
- Любимый миллионами (Лео, 1981)
- Запись Нью-Йорка, 1986 г. (DIW, 1986)
- Святилище внутри (Черный Святой, 1992)
- Черный цыган (Америка, 1970)
- Концерт на Панафриканском фестивале (BYG, 1971)
- Питчин Кан (Америка, 1970)
- Ясмина, чернокожая женщина (BYG, 1969)
С Александром фон Шлиппенбахом
- Дым (ФМП, 1990)
- Голубой (Энья, 1997)
- Концерт в кафе «Монмартр» (дебют, 1963)
- Нефертити, прекрасная пришла (дебют, 1965)
- Инновации (Свобода, 1972)
- В горячее (Импульс!,1962)
- The New Breed (ABC Impulse!, 1978) (переиздание треков из Into the Hot )
- Оно светится пивоварением (Hat Hut, 1981)
- Воздух (Кандид, 1990)
- Корона (ФМП, 2018)
С другими
- Билли Бэнг , Набросок № 12 (Целлулоид, 1982 [1983])
- Бора Бергман , Монахи (Somerealmusic, 2019)
- Джон Блюм , В тени солнца (Ecstatic Peace!, 2009)
- Жак Курсиль , «Следы слез» (Саннисайд, 2010)
- Билл Диксон , Билл Диксон 7-тетт / Арчи Шепп и New York Contemporary 5 (Савой, 1964])
- Дэвид Эйгес , Crossroads (Music Unlimited, 1982)
- Чарльз Гейл , Kingdom Come (Трикотажная фабрика, 1994)
- Бертон Грин , Firmanence (Фор, 1980)
- Гюнтер Хэмпель , Путешествие к песне (Внутри рождения, 1974)
- Джимми Лайонс , Jump Up / Что делать (Hat Hut, 1981)
- Итару Оки , Пэрис Орай (Орай, 2001)
- Одеан Поуп , Жизнь растений (Портер, 2008)
- Аки Такасэ , Хлопающая музыка (Энья, 1995)
- Telectu , Квартеты (Clean Feed, 2002)
- Клиффорд Торнтон , Кетчауа (BYG, 1969)
- Асиф Цахар , Ма (Hopscotch, 2003)
- Франсуа Тюск , Межобщинная музыка (Шандар, 1971)
- Марк О'Лири, Ода Альберту Эйлеру ( Ayler Records , 2009)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брэди, Шон (9 декабря 2017 г.). «Санни Мюррей, барабанщик, ставший пионером в быстром пульсе фри-джаза, умер в возрасте 81 года» . ВБГО . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 214.
- ^ Jump up to: а б с Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 216.
- ^ Лок, Грэм (1994). В погоне за вибрацией . Девон: Публикации Страйда. п. 120. ИСБН 1-873012-81-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уорбертон, Дэн (3 ноября 2000 г.). «Санни Мюррей: Интервью Дэна Уорбертона, 3 ноября 2000 г.» (Интервью). Париж Трансатлантический . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Вайс, Джейсон (2012). Всегда в беде: устная история ESP-Disk, самого возмутительного лейбла Америки . Издательство Уэслианского университета. п. 256.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 134.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 293–294.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 137.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 289–290.
- ^ Берк, Брэндон. «Санни Мюррей: Пришло время Санни» . Allmusic.com . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Вайс, Джейсон (2012). Всегда в беде: устная история ESP-Disk, самого возмутительного лейбла Америки . Издательство Уэслианского университета. п. 257.
- ^ «Сесил Тейлор – Корона» . Discogs.com . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Руссонелло, Джованни (14 декабря 2017 г.). «Санни Мюррей, влиятельный барабанщик фри-джаза, умер в 81 год» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 213.
- ^ Литвейлер, Джон (1984). Принцип свободы: джаз после 1958 года . Да Капо.
- ^ Джонс, Леруа (1968). Черная музыка . Да Капо. п. 178.
- ^ Вайнштейн, Норман К. (1992). Ночь в Тунисе: образы Африки в джазе . Пугало Пресс. стр. 162–165.
- ^ Крепон, Пьер. «Игра в теорию относительности: Санни Мюррей в Европе 1968–72» , The Wire , декабрь 2018 г. Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 219.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 217.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1936 рождений
- смертей в 2017 году
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Американские джазовые барабанщики
- Афро-американские барабанщики
- Джазовые музыканты из Филадельфии
- BYG Текущие исполнители
- Исполнители DIW Records
- Исполнители ESP-Диска
- Артисты Enja Records
- Люди из Айдабела, Оклахома
- Джазовые музыканты из Оклахомы
- Участники New York Contemporary Five
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афроамериканские музыканты XXI века