Клиффорд Торнтон
Клиффорд Торнтон | |
---|---|
Имя при рождении | Клиффорд Эдвард Торнтон III |
Рожденный | Филадельфия, Пенсильвания, США | 6 сентября 1936 г.
Умер | 25 ноября 1989 г. Женева, Швейцария | ( 53 года
Жанры | Авангардный джаз , фри-джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор, руководитель оркестра, педагог |
Инструмент(ы) | Труба, тромбон |
Клиффорд Эдвард Торнтон III (6 сентября 1936 — 25 ноября 1989) — американский джазовый трубач, тромбонист, политический активист и педагог. Он играл фри-джаз и авангардный джаз в 1960-х и 70-х годах.
Карьера
[ редактировать ]Клиффорд родился в Филадельфии . Год его рождения был указан то ли в 1934, то ли в 1939 году. Его дядей был джазовый пианист Джимми Голден. [1] в то время как его двоюродный брат, барабанщик Джей Си Мозес , имел джазовую карьеру, которая была прервана из-за ухудшения здоровья. Клиффорд начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было семь лет. [2]
Он некоторое время посещал Государственный университет Моргана и Университет Темпл . Некоторые биографы сообщают, что Клиффорд учился у трубача Дональда Берда в 1957 году. [3] после того, как Берд покинул Jazz Messengers Арта Блейки , а также то, что он работал с 17-летним тубистом Рэем Дрейпером и Вебстером Янгом . [4] После службы в оркестрах армии США в конце 1950-х годов. [5] Торнтон переехал в Нью-Йорк.
Политические и музыкальные мотивы Клиффорда выражены в его заявлении: «Для многих братьев, подобных мне, у нас нет выбора. Что еще мы можем делать в этом мире, кроме рабской работы? Действительно, какие у нас есть варианты? Мы должны быть творческие музыканты, если мы хотим быть кем-то в этом мире». [6]
В начале 1960-х Клиффорд жил в районе Вильямсбург в Бруклине в многоквартирном доме с другими молодыми музыкантами, включая Рашида Али , Мэрион Браун и Дона Черри . [7] Он выступал с многочисленными авангардными джаз-бэндами, появляясь в качестве сайдмена на пластинках известных артистов Сан Ра , Арчи Шеппа , Фароа Сандерса и Сэма Риверса ; на многих из которых повлияли композиционные идеи Сесила Тейлора . В журнале Black World/Negro Digest за январь 1976 года Рон Уэлберн заявляет, что в этот период Клиффорд принимал активное участие в Движении черных искусств . [8] связан с Амири Баракой и Джейн Кортес . Эта музыкальная и художественная сеть предоставила ему различные взгляды на такие идеи, как самоопределение чернокожих, формы исполнения, игра на открытом воздухе и текстурный ритм; это также дало ему доступ к исполнителям, которые обеспечили способности, необходимые для некоторых из его более поздних композиций. Он был включен в диалог вокруг развивающейся мысли политических художников, в том числе Шеппа, Аскии М. Туре и Натана Хэра , а также журналов Freedomways и Umbra .
Ранние альбомы
[ редактировать ]Интерес Торнтона к композиции в конечном итоге стал центром его музыкальной карьеры. Он работал с Марзетт Уоттс на первых сессиях записи последней; Уоттс отметил, что организационные навыки Клиффорда и управление групповой динамикой способствовали успеху сессий в достижении поставленных целей. [9]
Первый альбом Торнтона Freedom & Unity (1967) был записан на следующий день после Джона Колтрейна . похорон [3] В состав ансамбля входили Карл Бергер , коллега Колтрейна Джимми Гаррисон и первое записанное появление Джо Макфи . [10] В нее также входили Эдвард и Гарольд «Нундинг» Авент, чернокожий активист, которого год спустя заподозрили в том, что он был информатором и провокатором ФБР. [11] Из десяти песен Торнтону принадлежит только двадцатисекундная «Кевин». Арчи Шепп и Орнетт Коулман написали аннотации к альбому. В обзоре AllMusic Роб Феррье говорит: «Пока Альберт Эйлер и Арчи Шепп возвращались к полевым крикам и очень простым фолк-формам, такие музыканты, как Клиффорд Торнтон, пошли в противоположном направлении, опираясь на музыку искушенных и расширяя возможности джаза. ." [12]
Торнтон был приглашен вместе с Шеппом выступить в Алжире на Панафриканском культурном фестивале Организации африканского единства 1969 года . Этот визит оказал важное влияние на развитие его политической мысли. [13] и он утверждал, что это помогло объединить его музыкальные и политические цели. В следующем месяце он был в Париже и за одиннадцать дней в BYG Actuel записал пять альбомов, включая Ketchaoua , его второй альбом в качестве лидера и первый с собственными композициями. В октябре группа под руководством Торнтона выступила на фестивале Actuel в Амужье, Бельгия. [14] На этом раннем европейском поп- и джаз-фестивале (который назвал Вудсток источником вдохновения и включал выступления Pink Floyd , MEV и джем-сейшн Фрэнка Заппы и Арчи Шеппа) Клиффорду удалось услышать и поработать с рядом молодых исполнителей фри-джаза. из Чикаго. [15]
В ноябре он вернулся в Париж в качестве сайдмена на альбомах Арчи Шеппа Black Gypsy и Pitchin Can . Он продолжал работать во Франции в течение следующего года, записавшись в июле 1970 года с Шеппом и завершив свой собственный альбом The Panther and the Lash в начале ноября. В течение этого двухлетнего периода Торнтон работал со многими европейскими музыкантами фри-джаза, а также расширял свою сеть контактов, охватывая американцев, которые не были на нью-йоркской сцене начала 60-х, таких как чикагские музыканты Джозеф Джарман , Малачи Фаворс. и Энтони Брэкстон ). Торнтон также установил политические и интеллектуальные связи с авангардными художниками и музыкантами, включая Фредерика Ржевского , Филипа Гласса и Ричарда Тейтельбаума . В этот период он также начал отношения с Кристин Якоб.
Обучение
[ редактировать ]В 1968 году преподаватель музыки Кен Макинтайр рекомендовал Торнтона кандидатом на должность доцента кафедры мировой музыки в Уэслианском университете . Его наняли в 1969 году; эта должность давала ему возможность поехать в Африку и Францию. Его срок полномочий продлился до 1975 года; в этот период он пригласил многих из своей сети джазовых музыкантов в качестве постоянных артистов в кампусе, предоставив академическому мировому музыкальному сообществу больше возможностей познакомиться с современной американской музыкой. Среди этих художников были Сэм Риверс , Джимми Гаррисон , Эд Блэквелл и Мэрион Браун . Он устраивал выступления в Уэслиане Рашида Али, Хораса Сильвера , Маккоя Тайнера и многих других джазовых музыкантов. Кроме того, он включил в свои записи других артистов из мировой музыкальной программы, таких как Милтон Кардона , Авраам Конбена Адзенья, Пандит Лакшми Ганеш Тевари и Лакшминараяна Шанкар ), и познакомил их со своими коллегами-афроамериканскими исполнителями.
Находясь в Уэслиане, он записал в 1972 году стилизованный альбом Communications Network (первая сторона с Сироном и Шанкаром, вторая сторона при поддержке Джейн Кортес, обе созданы Марзетт Уоттс). Он также начал писать для альбома Gardens of Harlem .
Составление
[ редактировать ]Самые ранние записи Торнтона как композитора и аранжировщика можно найти на Марзетт Уоттс 1966 года одноименной пластинке . [4] Большинство произведений, записанных под его собственным именем как лидера, представляли собой композиции крупной формы. [16] Для десяти записей он задействовал целых восемь исполнителей, а их продолжительность варьируется от восьмиминутного «Панафриканского фестиваля» до двадцатипятиминутного «Фестиваля и похорон» на альбоме Communications Network (1972). Он включил в альбомы более короткие пьесы своих соавторов, а также свои аранжировки традиционных африканских произведений. «Сады Гарлема » (1974) были разработаны как проект Оркестра джазовых композиторов в 1972–1974 годах и дважды пересматривались, прежде чем в апреле 1974 года была сделана запись для двадцати пяти человек. [13] Он был выпущен в 1975 году.
О «Садах Гарлема» Клиффорд писал: «Меня всегда интересовала задача сочинения и работы с большими ансамблями. В детстве на меня первыми повлияли в этом направлении биг-бэнды Бэйси, Экстайна, Гиллеспи, Мачито и Пуэнте. Позже Мне посчастливилось работать с оркестрами Сан Ра, Билла Диксона, Сэма Риверса, Арчи Шеппа и JCOA. Духовное и психологическое удовлетворение, возникающее в результате восстановления отношений с традиционным этосом... служит главным образом в качестве цели. Это, в частности, роль и функция музыки в традиционных африканских обществах и среди народов преимущественно африканского происхождения. В этой связи музыка жизненно важна как для религиозной, так и для светской жизни. причины и проявляется одинаковым образом. Это ядро и основа, язык как религиозной, так и философской мысли». [13]
В средствах массовой информации Торнтон широко воспринимался как человек, обладающий радикальными политическими взглядами и связями с ведущими фигурами Партии Черных Пантер ; Предполагается, что он встретил Бобби Сила и Элдриджа Кливера во время Панафриканского культурного фестиваля в 1969 году, и утверждалось, что он был министром искусств BPP. Сообщается, что в 1970 году ему было отказано во въезде во Францию. [17] за речь, которую он произнес либо на в Жуан-ле-Пен в том же году, либо в Mutualite Hall в Париже; джазовом фестивале [18] запрет был снят в 1971 году. [19] [20] Из-за этого перерыва Торнтон не смог продолжать выступать и записываться в Париже.
В 1976 году Клиффорд принял должность ; консультанта по образованию афроамериканцев в Международном бюро образования ЮНЕСКО [3] остаток своей жизни он провел в Женеве , Швейцария. Он оставался активным в музыкальном плане; он руководил выступлением в 1977 году в Виллисау , Люцерн, Швейцария, сделал две записи в Австрии с Энтони Брэкстоном в 1977 и 1978 годах. [21] и был включен в пластинку 1980 года с группой, возглавляемой бывшим Ридманом Dollar Brand и южноафриканским изгнанником Джо Малингой.
Некоторые современники Торнтона-музыканты утверждают, что его музыка оказала на них влияние. Наиболее известными из них, вероятно, являются Джо Макфи (владеющий клапанным тромбоном Торнтона), Марзетт Уоттс и Билл Коул . Среди молодых музыкантов, затронутых музыкальной мыслью Клиффорда, — Фред Хо , Хадж Дауд Харун, [22] Джордж Старкс, [23] Рас Моше Бернетт, [24] Питер Зуммо и Мари Инконтрера. Ряд музыкантов и педагогов также получили прямую выгоду от участия в сети Торнтона, в том числе Мэрион Браун , Эд Блэквелл , Рашид Али , Джимми Гаррисон , Сэм Риверс и Лакшминараяна Шанкар .
Торнтона можно услышать лишь на небольшом количестве записей, которые сейчас трудно найти. Тем не менее, спустя тридцать (или, возможно, тридцать пять) лет после его кончины, работа Клиффорда по-прежнему высоко ценится такими критиками, как Терстон Мур , [25] автор Филипп Карлес и Шон Сингер из Jazz.com . [3]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- 1967: Свобода и единство (Третий мир / Серия неслыханной музыки ) с Карлом Бергером , Джимми Гаррисоном , Джоном МакКортни, Джо Макфи , Доном Муром
- 1969: Кетчауа ( BYG Actuel ) с Дэйвом Барреллом , Клодом Делькло ( де ), Эрлом Фрименом , Бебом Гереном , Артуром Джонсом , Грашаном Монкуром III , Санни Мюррэем , Арчи Шеппом
- 1970: Пантера и плеть с Франсуа Тюском ( фр .), Беб Герен, Ноэлем МакГи
- 1972: Сеть связи (Третий мир) с Джеромом Купером , Джейн Кортес , Натаном Дэвисом , Джерри Гонсалесом , Джеем Хоггардом , Л. Шанкаром , Сироном
- 1974: Гарлемские сады ( JCOA ) с Роландом Александром , Карлой Блей , Пэтом Патриком , Марвином Петерсоном , Дьюи Редманом , Вададой Лео Смитом , Бобом Стюартом , Карлосом Уордом
Как помощник
[ редактировать ]С Сунь Ра
- Художественные формы измерений завтрашнего дня (Сатурн, 1962)
- Марзетт Уоттс и компания (1966)
- Эхо (1969)
С Клодом Делькло и Артуром Джонсом
- Африкаазия (1969)
- Посвящение Африке (1969)
- Вживую на Панафриканском фестивале (1969)
- Ясмина, чернокожая женщина (1969)
- Коралловая скала (1969)
- Питчинская банка (1969)
- Жить на Антибах (1970)
- Аттический блюз (1970)
- Черный цыган (1970)
- В магазине бесплатной музыки WBAI, 1971 г. (HatHut, 1971 [1996])
- Кристаллы (1974)
- Реформаторское искусство (1977)
- Три движения с солистами из Чикаго, Нью-Йорка и Вены – Впечатления (1978)
С Мандалой Джо Малинга
- Слезы для детей Соуэто (1980) и переиздан в 1990 году на Ithi Gqi. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Feather & Gitler «Энциклопедия джаза семидесятых», стр. 325, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Валери Уилмер «Так же серьезно, как ваша жизнь», 1977; ЛОК 99-63595
- ^ Jump up to: а б с д «Торнтон, Клиффорд» . Джаз.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 г. Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Аллен, Клиффорд (февраль 2014 г.). «Клиффорд Торнтон (1939–83)» (PDF) . Джазовый рекорд Нью-Йорка . п. 10.
- ^ Encyclepedia.com утверждает, что Торнтон был лейтенантом, но это утверждение не подтверждается военными записями США: «Торнтон, Клиффорд Э.» Кто есть кто среди афроамериканцев. (4 ноября 2014 г.). http://www.encyclepedia.com/article-1G2-2509917853/thornton-clifford-e.html
- ^ «Клиффорд Торнтон» . Органиссимо форумы . 21 апреля 2005 г.
- ^ Роберт Анаси, Последняя Богемия: Сцены из жизни Вильямсбурга, Бруклин, ISBN 978-0-374-53331-1
- ^ Черный мир/Негритянский дайджест . Издательство Джонсон. Январь 1976 года.
- ^ Obsrvtns Dvnc [@AtBestIsKorny] (5 июня 2015 г.). «Интервью Марзетт Уоттс #музыкант FreeJazz, участник из Уэсли #история #BlackPower #Protest @wesleyan_u _u @wesleying» ( твит ) – через Twitter .
- ^ Atavistic Worldwide: Заметки о свободе и единстве
- ^ «Устное историческое интервью Уильяма Чейфа с Нельсоном Джонсоном :: Гражданские права Гринсборо» .
- ^ Роб Ферье. «Свобода и единство» . Вся музыка .
- ^ Jump up to: а б с швейцарский джаз. «Сообщение от моего друга-музыканта Клиффорда Торнтона» .
- ^ фр: Фестиваль д'Амужи
- ^ «Арчи Шепп» .
- ^ «Первая страница» .
- ^ Экосоциалистические горизонты (5 января 2014 г.). "Красно-черно-зеленый революционный эко-музыкальный тур!" .
- ^ Льюис, Джордж Э. (15 сентября 2008 г.). Сила сильнее самой себя: AACM и американская экспериментальная музыка . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47703-9 .
- ^ "Франция запрещает Торнтону как "подозреваемого" Пантере", Down Beat , 29 апреля 1971 г.
- ^ «Лайан Клиффорд Торнтон, chercheur de sons — Le Journal de Saint-Denis» . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 г.
- ^ «История и дискография реформистского художественного отряда» .
- ^ «Дауд Харун, США, стипендиат Лоу в области музыки — стипендиат артистов США, 2014 г.» . Стипендиаты художников США, 2014 г.
- ^ «Джордж Старкс» . Дрексельский университет — Главная страница . 8 января 2022 г.
- ^ «Интервью: Рас Моше» . Импровизационная музыка XXI века на сцене Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ «Десять лучших бесплатных джазовых андеграундов Терстона Мура — корневой блог» .
- ^ "Дискография Клиффорда Торнтона" .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1936 рождений
- 1989 смертей
- Музыканты из Филадельфии
- Американские джазовые трубачи
- Американские трубачи-мужчины
- Американские джазовые тромбонисты
- Тромбонисты-мужчины
- BYG Текущие исполнители
- Американские музыканты 20-го века
- Трубачи 20-го века
- тромбонисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Пенсильвании
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола