Jump to content

Клиффорд Торнтон

Клиффорд Торнтон
Имя при рождении Клиффорд Эдвард Торнтон III
Рожденный ( 1936-09-06 ) 6 сентября 1936 г.
Филадельфия, Пенсильвания, США
Умер 25 ноября 1989 г. ) ( 1989-11-25 ) ( 53 года
Женева, Швейцария
Жанры Авангардный джаз , фри-джаз
Род занятий Музыкант, композитор, руководитель оркестра, педагог
Инструмент(ы) Труба, тромбон

Клиффорд Эдвард Торнтон III (6 сентября 1936 — 25 ноября 1989) — американский джазовый трубач, тромбонист, политический активист и педагог. Он играл фри-джаз и авангардный джаз в 1960-х и 70-х годах.

Клиффорд родился в Филадельфии . Год его рождения был указан то ли в 1934, то ли в 1939 году. Его дядей был джазовый пианист Джимми Голден. [1] в то время как его двоюродный брат, барабанщик Джей Си Мозес , имел джазовую карьеру, которая была прервана из-за ухудшения здоровья. Клиффорд начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было семь лет. [2]

Он некоторое время посещал Государственный университет Моргана и Университет Темпл . Некоторые биографы сообщают, что Клиффорд учился у трубача Дональда Берда в 1957 году. [3] после того, как Берд покинул Jazz Messengers Арта Блейки , а также то, что он работал с 17-летним тубистом Рэем Дрейпером и Вебстером Янгом . [4] После службы в оркестрах армии США в конце 1950-х годов. [5] Торнтон переехал в Нью-Йорк.

Политические и музыкальные мотивы Клиффорда выражены в его заявлении: «Для многих братьев, подобных мне, у нас нет выбора. Что еще мы можем делать в этом мире, кроме рабской работы? Действительно, какие у нас есть варианты? Мы должны быть творческие музыканты, если мы хотим быть кем-то в этом мире». [6]

В начале 1960-х Клиффорд жил в районе Вильямсбург в Бруклине в многоквартирном доме с другими молодыми музыкантами, включая Рашида Али , Мэрион Браун и Дона Черри . [7] Он выступал с многочисленными авангардными джаз-бэндами, появляясь в качестве сайдмена на пластинках известных артистов Сан Ра , Арчи Шеппа , Фароа Сандерса и Сэма Риверса ; на многих из которых повлияли композиционные идеи Сесила Тейлора . В журнале Black World/Negro Digest за январь 1976 года Рон Уэлберн заявляет, что в этот период Клиффорд принимал активное участие в Движении черных искусств . [8] связан с Амири Баракой и Джейн Кортес . Эта музыкальная и художественная сеть предоставила ему различные взгляды на такие идеи, как самоопределение чернокожих, формы исполнения, игра на открытом воздухе и текстурный ритм; это также дало ему доступ к исполнителям, которые обеспечили способности, необходимые для некоторых из его более поздних композиций. Он был включен в диалог вокруг развивающейся мысли политических художников, в том числе Шеппа, Аскии М. Туре и Натана Хэра , а также журналов Freedomways и Umbra .

Ранние альбомы

[ редактировать ]

Интерес Торнтона к композиции в конечном итоге стал центром его музыкальной карьеры. Он работал с Марзетт Уоттс на первых сессиях записи последней; Уоттс отметил, что организационные навыки Клиффорда и управление групповой динамикой способствовали успеху сессий в достижении поставленных целей. [9]

Первый альбом Торнтона Freedom & Unity (1967) был записан на следующий день после Джона Колтрейна . похорон [3] В состав ансамбля входили Карл Бергер , коллега Колтрейна Джимми Гаррисон и первое записанное появление Джо Макфи . [10] В нее также входили Эдвард и Гарольд «Нундинг» Авент, чернокожий активист, которого год спустя заподозрили в том, что он был информатором и провокатором ФБР. [11] Из десяти песен Торнтону принадлежит только двадцатисекундная «Кевин». Арчи Шепп и Орнетт Коулман написали аннотации к альбому. В обзоре AllMusic Роб Феррье говорит: «Пока Альберт Эйлер и Арчи Шепп возвращались к полевым крикам и очень простым фолк-формам, такие музыканты, как Клиффорд Торнтон, пошли в противоположном направлении, опираясь на музыку искушенных и расширяя возможности джаза. ." [12]

Торнтон был приглашен вместе с Шеппом выступить в Алжире на Панафриканском культурном фестивале Организации африканского единства 1969 года . Этот визит оказал важное влияние на развитие его политической мысли. [13] и он утверждал, что это помогло объединить его музыкальные и политические цели. В следующем месяце он был в Париже и за одиннадцать дней в BYG Actuel записал пять альбомов, включая Ketchaoua , его второй альбом в качестве лидера и первый с собственными композициями. В октябре группа под руководством Торнтона выступила на фестивале Actuel в Амужье, Бельгия. [14] На этом раннем европейском поп- и джаз-фестивале (который назвал Вудсток источником вдохновения и включал выступления Pink Floyd , MEV и джем-сейшн Фрэнка Заппы и Арчи Шеппа) Клиффорду удалось услышать и поработать с рядом молодых исполнителей фри-джаза. из Чикаго. [15]

В ноябре он вернулся в Париж в качестве сайдмена на альбомах Арчи Шеппа Black Gypsy и Pitchin Can . Он продолжал работать во Франции в течение следующего года, записавшись в июле 1970 года с Шеппом и завершив свой собственный альбом The Panther and the Lash в начале ноября. В течение этого двухлетнего периода Торнтон работал со многими европейскими музыкантами фри-джаза, а также расширял свою сеть контактов, охватывая американцев, которые не были на нью-йоркской сцене начала 60-х, таких как чикагские музыканты Джозеф Джарман , Малачи Фаворс. и Энтони Брэкстон ). Торнтон также установил политические и интеллектуальные связи с авангардными художниками и музыкантами, включая Фредерика Ржевского , Филипа Гласса и Ричарда Тейтельбаума . В этот период он также начал отношения с Кристин Якоб.

Обучение

[ редактировать ]

В 1968 году преподаватель музыки Кен Макинтайр рекомендовал Торнтона кандидатом на должность доцента кафедры мировой музыки в Уэслианском университете . Его наняли в 1969 году; эта должность давала ему возможность поехать в Африку и Францию. Его срок полномочий продлился до 1975 года; в этот период он пригласил многих из своей сети джазовых музыкантов в качестве постоянных артистов в кампусе, предоставив академическому мировому музыкальному сообществу больше возможностей познакомиться с современной американской музыкой. Среди этих художников были Сэм Риверс , Джимми Гаррисон , Эд Блэквелл и Мэрион Браун . Он устраивал выступления в Уэслиане Рашида Али, Хораса Сильвера , Маккоя Тайнера и многих других джазовых музыкантов. Кроме того, он включил в свои записи других артистов из мировой музыкальной программы, таких как Милтон Кардона , Авраам Конбена Адзенья, Пандит Лакшми Ганеш Тевари и Лакшминараяна Шанкар ), и познакомил их со своими коллегами-афроамериканскими исполнителями.

Находясь в Уэслиане, он записал в 1972 году стилизованный альбом Communications Network (первая сторона с Сироном и Шанкаром, вторая сторона при поддержке Джейн Кортес, обе созданы Марзетт Уоттс). Он также начал писать для альбома Gardens of Harlem .

Составление

[ редактировать ]

Самые ранние записи Торнтона как композитора и аранжировщика можно найти на Марзетт Уоттс 1966 года одноименной пластинке . [4] Большинство произведений, записанных под его собственным именем как лидера, представляли собой композиции крупной формы. [16] Для десяти записей он задействовал целых восемь исполнителей, а их продолжительность варьируется от восьмиминутного «Панафриканского фестиваля» до двадцатипятиминутного «Фестиваля и похорон» на альбоме Communications Network (1972). Он включил в альбомы более короткие пьесы своих соавторов, а также свои аранжировки традиционных африканских произведений. «Сады Гарлема » (1974) были разработаны как проект Оркестра джазовых композиторов в 1972–1974 годах и дважды пересматривались, прежде чем в апреле 1974 года была сделана запись для двадцати пяти человек. [13] Он был выпущен в 1975 году.

О «Садах Гарлема» Клиффорд писал: «Меня всегда интересовала задача сочинения и работы с большими ансамблями. В детстве на меня первыми повлияли в этом направлении биг-бэнды Бэйси, Экстайна, Гиллеспи, Мачито и Пуэнте. Позже Мне посчастливилось работать с оркестрами Сан Ра, Билла Диксона, Сэма Риверса, Арчи Шеппа и JCOA. Духовное и психологическое удовлетворение, возникающее в результате восстановления отношений с традиционным этосом... служит главным образом в качестве цели. Это, в частности, роль и функция музыки в традиционных африканских обществах и среди народов преимущественно африканского происхождения. В этой связи музыка жизненно важна как для религиозной, так и для светской жизни. причины и проявляется одинаковым образом. Это ядро ​​и основа, язык как религиозной, так и философской мысли». [13]

В средствах массовой информации Торнтон широко воспринимался как человек, обладающий радикальными политическими взглядами и связями с ведущими фигурами Партии Черных Пантер ; Предполагается, что он встретил Бобби Сила и Элдриджа Кливера во время Панафриканского культурного фестиваля в 1969 году, и утверждалось, что он был министром искусств BPP. Сообщается, что в 1970 году ему было отказано во въезде во Францию. [17] за речь, которую он произнес либо на в Жуан-ле-Пен в том же году, либо в Mutualite Hall в Париже; джазовом фестивале [18] запрет был снят в 1971 году. [19] [20] Из-за этого перерыва Торнтон не смог продолжать выступать и записываться в Париже.

В 1976 году Клиффорд принял должность ; консультанта по образованию афроамериканцев в Международном бюро образования ЮНЕСКО [3] остаток своей жизни он провел в Женеве , Швейцария. Он оставался активным в музыкальном плане; он руководил выступлением в 1977 году в Виллисау , Люцерн, Швейцария, сделал две записи в Австрии с Энтони Брэкстоном в 1977 и 1978 годах. [21] и был включен в пластинку 1980 года с группой, возглавляемой бывшим Ридманом Dollar Brand и южноафриканским изгнанником Джо Малингой.

Некоторые современники Торнтона-музыканты утверждают, что его музыка оказала на них влияние. Наиболее известными из них, вероятно, являются Джо Макфи (владеющий клапанным тромбоном Торнтона), Марзетт Уоттс и Билл Коул . Среди молодых музыкантов, затронутых музыкальной мыслью Клиффорда, — Фред Хо , Хадж Дауд Харун, [22] Джордж Старкс, [23] Рас Моше Бернетт, [24] Питер Зуммо и Мари Инконтрера. Ряд музыкантов и педагогов также получили прямую выгоду от участия в сети Торнтона, в том числе Мэрион Браун , Эд Блэквелл , Рашид Али , Джимми Гаррисон , Сэм Риверс и Лакшминараяна Шанкар .

Торнтона можно услышать лишь на небольшом количестве записей, которые сейчас трудно найти. Тем не менее, спустя тридцать (или, возможно, тридцать пять) лет после его кончины, работа Клиффорда по-прежнему высоко ценится такими критиками, как Терстон Мур , [25] автор Филипп Карлес и Шон Сингер из Jazz.com . [3]

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]

Как помощник

[ редактировать ]

С Сунь Ра

С Марзетт Уоттс

С Дэйвом Барреллом

С Клодом Делькло и Артуром Джонсом

  • Африкаазия (1969)

С Санни Мюррей

С Арчи Шеппом

С Джо Макфи

С Сэмом Риверсом

С Энтони Брэкстоном

  • Реформаторское искусство (1977)
  • Три движения с солистами из Чикаго, Нью-Йорка и Вены – Впечатления (1978)

С Мандалой Джо Малинга

  • Слезы для детей Соуэто (1980) и переиздан в 1990 году на Ithi Gqi. [26]
  1. Feather & Gitler «Энциклопедия джаза семидесятых», стр. 325, Нью-Йорк, 1976 г.
  2. ^ Валери Уилмер «Так же серьезно, как ваша жизнь», 1977; ЛОК 99-63595
  3. ^ Jump up to: а б с д «Торнтон, Клиффорд» . Джаз.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 г. Проверено 12 июля 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б Аллен, Клиффорд (февраль 2014 г.). «Клиффорд Торнтон (1939–83)» (PDF) . Джазовый рекорд Нью-Йорка . п. 10.
  5. ^ Encyclepedia.com утверждает, что Торнтон был лейтенантом, но это утверждение не подтверждается военными записями США: «Торнтон, Клиффорд Э.» Кто есть кто среди афроамериканцев. (4 ноября 2014 г.). http://www.encyclepedia.com/article-1G2-2509917853/thornton-clifford-e.html
  6. ^ «Клиффорд Торнтон» . Органиссимо форумы . 21 апреля 2005 г.
  7. ^ Роберт Анаси, Последняя Богемия: Сцены из жизни Вильямсбурга, Бруклин, ISBN   978-0-374-53331-1
  8. ^ Черный мир/Негритянский дайджест . Издательство Джонсон. Январь 1976 года.
  9. ^ Obsrvtns Dvnc [@AtBestIsKorny] (5 июня 2015 г.). «Интервью Марзетт Уоттс #музыкант FreeJazz, участник из Уэсли #история #BlackPower #Protest @wesleyan_u _u @wesleying» ( твит ) – через Twitter .
  10. ^ Atavistic Worldwide: Заметки о свободе и единстве
  11. ^ «Устное историческое интервью Уильяма Чейфа с Нельсоном Джонсоном :: Гражданские права Гринсборо» .
  12. ^ Роб Ферье. «Свобода и единство» . Вся музыка .
  13. ^ Jump up to: а б с швейцарский джаз. «Сообщение от моего друга-музыканта Клиффорда Торнтона» .
  14. ^ фр: Фестиваль д'Амужи
  15. ^ «Арчи Шепп» .
  16. ^ «Первая страница» .
  17. ^ Экосоциалистические горизонты (5 января 2014 г.). "Красно-черно-зеленый революционный эко-музыкальный тур!" .
  18. ^ Льюис, Джордж Э. (15 сентября 2008 г.). Сила сильнее самой себя: AACM и американская экспериментальная музыка . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-47703-9 .
  19. ^ "Франция запрещает Торнтону как "подозреваемого" Пантере", Down Beat , 29 апреля 1971 г.
  20. ^ «Лайан Клиффорд Торнтон, chercheur de sons — Le Journal de Saint-Denis» . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 г.
  21. ^ «История и дискография реформистского художественного отряда» .
  22. ^ «Дауд Харун, США, стипендиат Лоу в области музыки — стипендиат артистов США, 2014 г.» . Стипендиаты художников США, 2014 г.
  23. ^ «Джордж Старкс» . Дрексельский университет — Главная страница . 8 января 2022 г.
  24. ^ «Интервью: Рас Моше» . Импровизационная музыка XXI века на сцене Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 7 августа 2015 г.
  25. ^ «Десять лучших бесплатных джазовых андеграундов Терстона Мура — корневой блог» .
  26. ^ "Дискография Клиффорда Торнтона" .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ccf3f770d5e36afdb7226b53f22d50e__1715734260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/0e/3ccf3f770d5e36afdb7226b53f22d50e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clifford Thornton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)