Маккой Тайнер
Маккой Тайнер | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Альфред Маккой Тайнер |
Рожденный | Филадельфия , Пенсильвания, США | 11 декабря 1938 г.
Умер | 6 марта 2020 г. Бергенфилд, Нью-Джерси , США | ( 81 год
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1960–2020 |
Этикетки | |
Ранее из | Джазтет |
Супруг (а) | Аиша Сауд |
Веб-сайт | Маккойтинер |
Родственники | Джарвис Тайнер (брат) |
Альфред Маккой Тайнер (11 декабря 1938 - 6 марта 2020) был американским джазовым пианистом и композитором, известным своей работой с квартетом Джона Колтрейна (с 1960 по 1965 год) и последующей долгой сольной карьерой. [1] Он был мастером джаза NEA и пятикратным обладателем премии Грэмми . В отличие от многих джазовых клавишников своего поколения, Тайнер очень редко использовал электрические клавишные или синтезаторы в своей работе . Тайнеру широко подражали, и он является одним из самых узнаваемых и влиятельных джазовых пианистов всех времен. [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Тайнер родился 11 декабря 1938 г. [3] [4] в Филадельфии , штат Пенсильвания, старший из троих детей Джарвиса и Беатрис (урожденной Стивенсон) Тайнер. [5] Его младший брат Джарвис Тайнер был исполнительным вице-председателем Коммунистической партии США . [6] Тайнеру посоветовала изучать игру на фортепиано его мать, которая установила пианино в своем салоне красоты.
Тайнер начал уроки игры на фортепиано в 13 лет в музыкальной школе Гранофф , где он также изучал теорию музыки и гармонию , и в течение двух лет музыка стала центром его жизни. [7] [8] Решение Тайнера изучать игру на фортепиано укрепилось, когда он встретил бибопа пианиста- Бада Пауэлла , соседа семьи. [9] Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на игру Тайнера, был Телониус Монк , чьи ударные атаки сформировали фирменный стиль Тайнера. [4] В подростковом возрасте он возглавлял собственную группу Houserockers. [10]
Когда ему было 17 лет, он принял Ахмадию и сменил имя на Сулейман Сауд. [11] [12]
Карьера
[ редактировать ]Тайнер профессионально играл в Филадельфии , став частью ее современной джазовой сцены. [5] В 1960 году он присоединился к The Jazztet под руководством Бенни Голсона и Арта Фармера . Шесть месяцев спустя он присоединился к квартету Джона Колтрейна , в который на тот момент входили барабанщик Элвин Джонс и басист Стивен Дэвис , и работал с группой во время ее расширенного выступления в Jazz Gallery, заменив Стива Куна . [9] [13] Колтрейн некоторое время знал Тайнера, когда он рос в Филадельфии. [14] и записал композицию Тайнера "The Believer" 10 января 1958 года, которая позже стала заглавной песней Prestige Records, выпущенного в 1964 году альбома под именем Колтрейна. [15] [16]
Группа почти безостановочно гастролировала в период с 1961 по 1965 год, записав множество альбомов, которые широко считаются классикой джаза, в том числе My Favorite Things (1961) для Atlantic Records и Coltrane "Live" at the Village Vanguard (1962), Ballads (1963), John Колтрейн и Джонни Хартман (1963), Live at Birdland (1964), Crescent (1964), A Love Supreme (1964) и The John Coltrane Quartet Plays (1965), все для Impulse! Рекорды . [17]
Находясь в группе Колтрейна, он записывал альбомы в составе фортепианного трио. попросил Тайнера В конце 1962 года и первой половине 1963 года продюсер Боб Тиле записать более простые джазовые альбомы в качестве лидера. В число этих альбомов вошли «Достижение четвертого» (1963), «Сегодня и завтра» (1964) и «Маккой Тайнер играет Эллингтона» (1965). Рецензируя альбом в 2017 году, Марк Майерс из JazzWax сказал: «...лучшей из этих простых фортепианных записей была Nights of Ballads & Blues . Игра Тайнера захватывающая и исключительная на всех треках... На альбоме он демонстрирует сдержанная элегантность и нежность, раскрывающая другую сторону его личности — любителя мелодичности и стандартов. В этом отношении в его игре есть следы Оскара Петерсона . Возможно, Тиле использовал Тайнера, чтобы откусить кусок от обширной и успешной игры Петерсона. доля джазового рынка начала 60-х». [18] Тайнер также появлялся в качестве сайдмена на многих альбомах Blue Note Records 1960-х годов, хотя его часто называли «и т. д.». на обложке этих альбомов в знак уважения к своему контракту с Impulse!. [9]
Стиль игры Тайнера развивался в тесном контакте с Колтрейном. [19] Его стиль игры на фортепиано можно сравнить с максималистским стилем игры Колтрейна на саксофоне. [9] В 2019 году Сами Линна из Университета искусств Хельсинки отметил, что Колтрейн описал два разных направления в своей игре как «игру аккордно (вертикально) или мелодично (горизонтально)». Линна предполагает: «Тайнер в конечном итоге нашел способ одновременно работать в двух направлениях, поддерживая и дополняя, но при этом оригинально и немного отличаясь от подхода Колтрейна». После 1960 года Колтрейн не нанимал никого за фортепиано, если Тайнера не было рядом; Между тем, как Тайнер присоединился к группе (примерно в конце мая 1960 года) и ушел (в декабре 1965 года), за фортепиано больше никого не аккомпанировал Колтрейну. [19]
Участие Тайнера в Колтрейне подошло к концу в 1965 году. Музыка Колтрейна становилась гораздо более атональной и свободной; он также пополнил свой квартет ударниками, которые грозили заглушить и Тайнера, и Джонса: «Я не видел, чтобы я вносил какой-либо вклад в эту музыку… Все, что я мог слышать, это много шума. У меня не было никакого чувства к музыке, а когда у меня нет чувств, я не играю». [20]
В 1966 году Тайнер репетировал с новым трио и начал карьеру руководителя оркестра. [21] Тайнер спродюсировал серию пост-боп- альбомов, выпущенных Blue Note с 1967 по 1970 год. В их число входили The Real McCoy (1967), Tender Moments (1967), Time for Tyner (1968), Expansions (1968) и Extensions (1970). Он подписал контракт с Milestone Records и записал такие альбомы, как Sahara and Echoes of a Friend (1972), Enlightenment (1973) и Fly with the Wind (1976), в которых участвовали флейтист Хьюберт Лоуз , барабанщик Билли Кобэм и струнный оркестр. [22]
Его музыка для Blue Note и Milestone часто брала за отправную точку музыку квартета Колтрейна. Тайнер также включил в свою музыку элементы Африки и Восточной Азии. В Сахаре он играл на кото, а также на фортепиано, флейте и ударных инструментах. Эти альбомы были названы примерами новаторского джаза 1970-х годов, который не был ни фьюжн , ни фри-джазом . В «Trident» (1975) Тайнер играл на клавесине и челесте — инструментах, которые редко можно услышать в джазе. [23]
В 1980-х и 1990-х Тайнер выступал в трио, в которое входил Эйвери Шарп на басу. [24] и Луи Хейс , [25] затем Аарон Скотт , барабанщик. [26] Он также записал несколько сольных альбомов для лейбла Blue Note, начиная с Revelations (1988). [27] и кульминацией которого стал «Монолог» (1991). [28] После подписания контракта с Telarc он записывался с несколькими другими трио. В их число входили Чарнетт Моффетт на басу и Эл Фостер на барабанах. В 2008 году он гастролировал с квартетом Гэри Барца , Джеральда Л. Кэннона и Эрика Граватта . [10]
Личная жизнь
[ редактировать ]Тайнер женился на Аише Сауд. У них родилось трое сыновей, и брак закончился разводом. [29] [30]
Смерть
[ редактировать ]6 марта 2020 года Тайнер умер в своем доме в Бергенфилде, штат Нью-Джерси , в возрасте 81 года. [29] [2] Причина смерти не сообщается, однако у него было слабое здоровье. [31]
Влияние и стиль игры
[ редактировать ]Тайнер считается одним из самых влиятельных джазовых пианистов конца 20-го века, и эту честь он заслужил во время и после работы с Колтрейном. [32]
Тайнер, который был левшой, играл левой рукой на низком басу и высоко поднимал руку над клавиатурой для решительной атаки. Его соло правой рукой было отстраненным и стаккато . Его мелодический словарь был богат: от сырого блюза до сложных наложенных пентатонических гамм ; его подход к звучанию аккордов (наиболее характерно кварты) повлиял на современных джазовых пианистов, таких как Чик Кориа . [33] Некоторые из его гармонических ладовых техник связаны с Клода Дебюсси . фортепианным репертуаром [34]
Боб Вейр , ритм-гитарист группы Grateful Dead , отметил, что Тайнер оказал влияние на его игру. [35]
Награды и почести
[ редактировать ]Тайнер был назван Национальным фондом искусств в 2002 году NEA мастером джаза . [7] Он выиграл пять премий Грэмми : за The Turning Point (1992) и Journey (1993), а также за лучший инструментальный джазовый альбом за Illuminations (2004), Infinity (1995) и Blues за Coltrane: A Tribute to John Coltrane (1987). [36]
Тайнер был удостоен звания почетного доктора музыки Музыкального колледжа Беркли в Sala dei Notari во время джазового фестиваля в Умбрии . [37] Тайнер был судьей 6 и 10 мест. [38] и 11-я ежегодная независимая музыкальная премия. [39]
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Биография Маккоя Тайнера» . Mccoytyner.com. 11 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Рэтлифф, Бен (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, джазовый пианист, умер в 81 год» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Уотерс, Кейт (2015). «Тайнер, (Альфред) Маккой». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.a2276732 . ISBN 9781561592630 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Соня (7 февраля 1999 г.). «Маккой Тайнер: Пианист» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чинен, Нейт (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, пианист-новатор джаза 20-го века, умер в возрасте 81 года» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Рэтлифф, Бен (29 августа 2010 г.). «Маккой Тайнер чествует Чарли Паркера в парке Маркуса Гарви» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Маккой Тайнер» . Национальный фонд искусств. 2002 . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Милковски, Билл (6 марта 2020 г.). «Памяти: Маккой Тайнер» . Мягкий . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Яноу, Скотт. «Маккой Тайнер» . Вся музыка . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Хекман, Дон (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, легенда джазового фортепиано, игравший с Колтрейном, умер в 81 год» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Айди, Хишам (9 декабря 2014 г.). — Колтрейн сказал «Всевышний Аллах»? . www.aljazeera.com . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Тернер, Ричард Брент (2003). Ислам в афроамериканском опыте . Издательство Университета Индианы. п. 140 . ISBN 978-0-253-21630-4 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ «Квартет Джона Колтрейна | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ "-Вашингтон Пост" . Вашингтон Пост .
- ^ Нисенсон, Эрик (5 августа 2009 г.). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Книги Хачетта. п. 87. ИСБН 978-0-7867-5095-5 .
- ^ Портер, Льюис; Крис ДеВито; Дэвид Уайлд ; Ясухиро Фудзиока; Вольф Шмалер (26 апреля 2013 г.). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 502–503 . ISBN 978-1-135-11257-8 .
- ^ Ларкин, Колин (27 мая 2011 г.). Энциклопедия популярной музыки . Омнибус Пресс. п. 271. ИСБН 978-0-85712-595-8 .
- ^ «Маккой Тайнер: Баллады и блюз – JazzWax» . www.jazzwax.com . 18 июля 2017 г. Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Линна, Сами. Маккой Тайнер, Модальный джаз и доминантный аккорд (PDF) . Академия Сибелиуса при Университете искусств Хельсинки . п. 33. ISBN 978-952-329-140-9 .
- ^ Портер, Джон Колтрейн: Его жизнь и музыка , с. 266.
- ^ Портер, Джон Колтрейн: Его жизнь и музыка , с. 268.
- ^ «Полет с ветром – Маккой Тайнер | Кредиты» . Вся музыка .
- ^ Яноу, Скотт. Трайдент в AllMusic . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Эйвери Дж. Шарп | Музыка» . music.williams.edu .
- ^ Уилсон, Джон С. (13 января 1986 г.). «Джаз: Выступление трио Маккоя Тайнера» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «История концертов и гастролей трио Маккоя Тайнера | Архив концертов» . www.concertarchives.org .
- ^ «Откровения - Маккой Тайнер | Песни, обзоры, авторы» . Вся музыка .
- ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.). Пингвин . п. 1427. ИСБН 978-0-14-103401-0 .
- ^ Jump up to: а б Шудель, Мэтт (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, титан джазового фортепиано, который помог продвинуть квартет Колтрейна, умер в возрасте 81 года» . Вашингтон Пост . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Вспоминая Маккоя Тайнера, титана джазового фортепиано, который помог продвинуть квартет Джона Колтрейна» . Independent.co.uk . 30 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г.
- ^ «Маккой Тайнер 1938–2020» . ДжазТаймс . 7 марта 2020 г. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ МакНелли, Оуэн (3 августа 1999 г.). «Маккой Тайнер: Долгий путь от маминого салона красоты» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ «Революция Маккоя Тайнера» . Посчитайте . 10 декабря 2018 г.
- ^ Памис (2021). «Деконструкция модальных джазовых фортепианных техник: связь между фортепианными произведениями Дебюсси и инновациями пианистов пост-бопа» . Джазовое образование в исследованиях и практике . 2 (1): 76–105. дои : 10.2979/jazzeducrese.2.1.06 . JSTOR 10.2979/jazzeducrese.2.1.06 . S2CID 234117087 .
- ^ Слейтер, Роб (10 августа 2015 г.). «Боб Вейр рассказывает о своей музыкальной роли в Grateful Dead» . Реликс . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Победители и номинанты премии Грэмми за лучший инструментальный джазовый альбом» . Академия звукозаписи . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ «Хэнк Джонс, Маккой Тайнер, Энрико Рава удостоены награды музыкального колледжа Беркли в Umbria Jazz» , Jazz News , 2005.
- ^ «Независимая музыкальная премия – шестое ежегодное жюри» . IndependentMusicAwards.com. 5 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2009 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ «11-е ежегодное жюри IMA . Независимая музыкальная премия. Получено 4 сентября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Биография NEA Jazz Masters в Международной ассоциации джазового образования
- Музыкальный стиль Маккоя Тайнера на сайте Jazz-piano.org
- Маккой Тайнер в Ресурсном центре джаза на сайте Jazzcenter.org
- Трио Маккоя Тайнера с Гэри Барцем: обзор концерта, 2011 г., на allaboutjazz.com
- Глубинное интервью, 2000 г., на сайте Internalviews.org.
- Маккоя Тайнера Дискография на Discogs
- Интервью Маккоя Тайнера программе « В черной Америке» , 17 сентября 1982 года, в Американском архиве общественного вещания.
- 1938 рождений
- 2020 смертей
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Афроамериканские музыканты XXI века
- Афро-американские джазовые музыканты
- Афро-американские джазовые пианисты
- Афро-кубинские джазовые пианисты
- Американские ахмадийцы
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Мусульмане из Пенсильвании
- Артисты Беллафон Рекордс
- Исполнители Chesky Records
- Артисты Columbia Records
- Принимает ислам
- Артисты Электры Рекордс
- Артисты Enja Records
- Лауреаты премии Грэмми
- Пианисты хард-бопа
- Импульс! Записывает исполнителей
- Джазовые музыканты из Филадельфии
- Основные джазовые пианисты
- Артисты Milestone Records
- Пианисты модального джаза
- Исполнители Palo Alto Records
- Люди из Бергенфилда, Нью-Джерси
- Пианисты пост-бопа
- Артисты Red Baron Records
- Духовные джазовые музыканты
- Артисты Telarc Records
- Участники Джазтет
- Исполнители Timeless Records
- Выпускники средней школы Западной Филадельфии
- Афро-американские мусульмане