Jump to content

Маккой Тайнер

Маккой Тайнер
Тайнер в 1973 году
Тайнер в 1973 году
Справочная информация
Имя при рождении Альфред Маккой Тайнер
Рожденный ( 1938-12-11 ) 11 декабря 1938 г.
Филадельфия , Пенсильвания, США
Умер 6 марта 2020 г. ) ( 2020-03-06 ) ( 81 год
Бергенфилд, Нью-Джерси , США
Жанры
Род занятий
  • Музыкант
  • композитор
Инструмент(ы) Фортепиано
Годы активности 1960–2020
Этикетки
Ранее из Джазтет
Супруг (а)
Аиша Сауд
(в разводе)
Веб-сайт Маккойтинер
Родственники Джарвис Тайнер (брат)

Альфред Маккой Тайнер (11 декабря 1938 - 6 марта 2020) был американским джазовым пианистом и композитором, известным своей работой с квартетом Джона Колтрейна (с 1960 по 1965 год) и последующей долгой сольной карьерой. [1] Он был мастером джаза NEA и пятикратным обладателем премии Грэмми . В отличие от многих джазовых клавишников своего поколения, Тайнер очень редко использовал электрические клавишные или синтезаторы в своей работе . Тайнеру широко подражали, и он является одним из самых узнаваемых и влиятельных джазовых пианистов всех времен. [2]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Тайнер родился 11 декабря 1938 г. [3] [4] в Филадельфии , штат Пенсильвания, старший из троих детей Джарвиса и Беатрис (урожденной Стивенсон) Тайнер. [5] Его младший брат Джарвис Тайнер был исполнительным вице-председателем Коммунистической партии США . [6] Тайнеру посоветовала изучать игру на фортепиано его мать, которая установила пианино в своем салоне красоты.

Тайнер начал уроки игры на фортепиано в 13 лет в музыкальной школе Гранофф , где он также изучал теорию музыки и гармонию , и в течение двух лет музыка стала центром его жизни. [7] [8] Решение Тайнера изучать игру на фортепиано укрепилось, когда он встретил бибопа пианиста- Бада Пауэлла , соседа семьи. [9] Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на игру Тайнера, был Телониус Монк , чьи ударные атаки сформировали фирменный стиль Тайнера. [4] В подростковом возрасте он возглавлял собственную группу Houserockers. [10]

Когда ему было 17 лет, он принял Ахмадию и сменил имя на Сулейман Сауд. [11] [12]

Тайнер в Keystone Korner в Сан-Франциско , март 1981 года.
Тайнер с Рави Колтрейном на джазовом фестивале в Ньюпорте, штат Род-Айленд , в августе 2005 года.
Тайнер со своим квартетом в Jazz Alley в Сиэтле , апрель 2012 года.

Тайнер профессионально играл в Филадельфии , став частью ее современной джазовой сцены. [5] В 1960 году он присоединился к The Jazztet под руководством Бенни Голсона и Арта Фармера . Шесть месяцев спустя он присоединился к квартету Джона Колтрейна , в который на тот момент входили барабанщик Элвин Джонс и басист Стивен Дэвис , и работал с группой во время ее расширенного выступления в Jazz Gallery, заменив Стива Куна . [9] [13] Колтрейн некоторое время знал Тайнера, когда он рос в Филадельфии. [14] и записал композицию Тайнера "The Believer" 10 января 1958 года, которая позже стала заглавной песней Prestige Records, выпущенного в 1964 году альбома под именем Колтрейна. [15] [16]

Группа почти безостановочно гастролировала в период с 1961 по 1965 год, записав множество альбомов, которые широко считаются классикой джаза, в том числе My Favorite Things (1961) для Atlantic Records и Coltrane "Live" at the Village Vanguard (1962), Ballads (1963), John Колтрейн и Джонни Хартман (1963), Live at Birdland (1964), Crescent (1964), A Love Supreme (1964) и The John Coltrane Quartet Plays (1965), все для Impulse! Рекорды . [17]

Находясь в группе Колтрейна, он записывал альбомы в составе фортепианного трио. попросил Тайнера В конце 1962 года и первой половине 1963 года продюсер Боб Тиле записать более простые джазовые альбомы в качестве лидера. В число этих альбомов вошли «Достижение четвертого» (1963), «Сегодня и завтра» (1964) и «Маккой Тайнер играет Эллингтона» (1965). Рецензируя альбом в 2017 году, Марк Майерс из JazzWax сказал: «...лучшей из этих простых фортепианных записей была Nights of Ballads & Blues . Игра Тайнера захватывающая и исключительная на всех треках... На альбоме он демонстрирует сдержанная элегантность и нежность, раскрывающая другую сторону его личности — любителя мелодичности и стандартов. В этом отношении в его игре есть следы Оскара Петерсона . Возможно, Тиле использовал Тайнера, чтобы откусить кусок от обширной и успешной игры Петерсона. доля джазового рынка начала 60-х». [18] Тайнер также появлялся в качестве сайдмена на многих альбомах Blue Note Records 1960-х годов, хотя его часто называли «и т. д.». на обложке этих альбомов в знак уважения к своему контракту с Impulse!. [9]

Стиль игры Тайнера развивался в тесном контакте с Колтрейном. [19] Его стиль игры на фортепиано можно сравнить с максималистским стилем игры Колтрейна на саксофоне. [9] В 2019 году Сами Линна из Университета искусств Хельсинки отметил, что Колтрейн описал два разных направления в своей игре как «игру аккордно (вертикально) или мелодично (горизонтально)». Линна предполагает: «Тайнер в конечном итоге нашел способ одновременно работать в двух направлениях, поддерживая и дополняя, но при этом оригинально и немного отличаясь от подхода Колтрейна». После 1960 года Колтрейн не нанимал никого за фортепиано, если Тайнера не было рядом; Между тем, как Тайнер присоединился к группе (примерно в конце мая 1960 года) и ушел (в декабре 1965 года), за фортепиано больше никого не аккомпанировал Колтрейну. [19]

Участие Тайнера в Колтрейне подошло к концу в 1965 году. Музыка Колтрейна становилась гораздо более атональной и свободной; он также пополнил свой квартет ударниками, которые грозили заглушить и Тайнера, и Джонса: «Я не видел, чтобы я вносил какой-либо вклад в эту музыку… Все, что я мог слышать, это много шума. У меня не было никакого чувства к музыке, а когда у меня нет чувств, я не играю». [20]

В 1966 году Тайнер репетировал с новым трио и начал карьеру руководителя оркестра. [21] Тайнер спродюсировал серию пост-боп- альбомов, выпущенных Blue Note с 1967 по 1970 год. В их число входили The Real McCoy (1967), Tender Moments (1967), Time for Tyner (1968), Expansions (1968) и Extensions (1970). Он подписал контракт с Milestone Records и записал такие альбомы, как Sahara and Echoes of a Friend (1972), Enlightenment (1973) и Fly with the Wind (1976), в которых участвовали флейтист Хьюберт Лоуз , барабанщик Билли Кобэм и струнный оркестр. [22]

Его музыка для Blue Note и Milestone часто брала за отправную точку музыку квартета Колтрейна. Тайнер также включил в свою музыку элементы Африки и Восточной Азии. В Сахаре он играл на кото, а также на фортепиано, флейте и ударных инструментах. Эти альбомы были названы примерами новаторского джаза 1970-х годов, который не был ни фьюжн , ни фри-джазом . В «Trident» (1975) Тайнер играл на клавесине и челесте — инструментах, которые редко можно услышать в джазе. [23]

В 1980-х и 1990-х Тайнер выступал в трио, в которое входил Эйвери Шарп на басу. [24] и Луи Хейс , [25] затем Аарон Скотт , барабанщик. [26] Он также записал несколько сольных альбомов для лейбла Blue Note, начиная с Revelations (1988). [27] и кульминацией которого стал «Монолог» (1991). [28] После подписания контракта с Telarc он записывался с несколькими другими трио. В их число входили Чарнетт Моффетт на басу и Эл Фостер на барабанах. В 2008 году он гастролировал с квартетом Гэри Барца , Джеральда Л. Кэннона и Эрика Граватта . [10]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Тайнер женился на Аише Сауд. У них родилось трое сыновей, и брак закончился разводом. [29] [30]

6 марта 2020 года Тайнер умер в своем доме в Бергенфилде, штат Нью-Джерси , в возрасте 81 года. [29] [2] Причина смерти не сообщается, однако у него было слабое здоровье. [31]

Влияние и стиль игры

[ редактировать ]

Тайнер считается одним из самых влиятельных джазовых пианистов конца 20-го века, и эту честь он заслужил во время и после работы с Колтрейном. [32]

Тайнер, который был левшой, играл левой рукой на низком басу и высоко поднимал руку над клавиатурой для решительной атаки. Его соло правой рукой было отстраненным и стаккато . Его мелодический словарь был богат: от сырого блюза до сложных наложенных пентатонических гамм ; его подход к звучанию аккордов (наиболее характерно кварты) повлиял на современных джазовых пианистов, таких как Чик Кориа . [33] Некоторые из его гармонических ладовых техник связаны с Клода Дебюсси . фортепианным репертуаром [34]

Боб Вейр , ритм-гитарист группы Grateful Dead , отметил, что Тайнер оказал влияние на его игру. [35]

Награды и почести

[ редактировать ]

Тайнер был назван Национальным фондом искусств в 2002 году NEA мастером джаза . [7] Он выиграл пять премий Грэмми : за The Turning Point (1992) и Journey (1993), а также за лучший инструментальный джазовый альбом за Illuminations (2004), Infinity (1995) и Blues за Coltrane: A Tribute to John Coltrane (1987). [36]

Тайнер был удостоен звания почетного доктора музыки Музыкального колледжа Беркли в Sala dei Notari во время джазового фестиваля в Умбрии . [37] Тайнер был судьей 6 и 10 мест. [38] и 11-я ежегодная независимая музыкальная премия. [39]

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ «Биография Маккоя Тайнера» . Mccoytyner.com. 11 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 25 июня 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б Рэтлифф, Бен (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, джазовый пианист, умер в 81 год» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 марта 2020 г.
  3. ^ Уотерс, Кейт (2015). «Тайнер, (Альфред) Маккой». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.a2276732 . ISBN  9781561592630 .
  4. ^ Jump up to: а б Уильямс, Соня (7 февраля 1999 г.). «Маккой Тайнер: Пианист» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 3 января 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б Чинен, Нейт (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, пианист-новатор джаза 20-го века, умер в возрасте 81 года» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 марта 2020 г.
  6. ^ Рэтлифф, Бен (29 августа 2010 г.). «Маккой Тайнер чествует Чарли Паркера в парке Маркуса Гарви» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 сентября 2018 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Маккой Тайнер» . Национальный фонд искусств. 2002 . Проверено 7 марта 2020 г.
  8. ^ Милковски, Билл (6 марта 2020 г.). «Памяти: Маккой Тайнер» . Мягкий . Проверено 13 ноября 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Яноу, Скотт. «Маккой Тайнер» . Вся музыка . Проверено 22 сентября 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б Хекман, Дон (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, легенда джазового фортепиано, игравший с Колтрейном, умер в 81 год» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 марта 2020 г.
  11. ^ Айди, Хишам (9 декабря 2014 г.). — Колтрейн сказал «Всевышний Аллах»? . www.aljazeera.com . Проверено 3 января 2021 г.
  12. ^ Тернер, Ричард Брент (2003). Ислам в афроамериканском опыте . Издательство Университета Индианы. п. 140 . ISBN  978-0-253-21630-4 . Проверено 25 июня 2012 г.
  13. ^ «Квартет Джона Колтрейна | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 5 августа 2020 г.
  14. ^ "-Вашингтон Пост" . Вашингтон Пост .
  15. ^ Нисенсон, Эрик (5 августа 2009 г.). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Книги Хачетта. п. 87. ИСБН  978-0-7867-5095-5 .
  16. ^ Портер, Льюис; Крис ДеВито; Дэвид Уайлд ; Ясухиро Фудзиока; Вольф Шмалер (26 апреля 2013 г.). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 502–503 . ISBN  978-1-135-11257-8 .
  17. ^ Ларкин, Колин (27 мая 2011 г.). Энциклопедия популярной музыки . Омнибус Пресс. п. 271. ИСБН  978-0-85712-595-8 .
  18. ^ «Маккой Тайнер: Баллады и блюз – JazzWax» . www.jazzwax.com . 18 июля 2017 г. Проверено 8 марта 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б Линна, Сами. Маккой Тайнер, Модальный джаз и доминантный аккорд (PDF) . Академия Сибелиуса при Университете искусств Хельсинки . п. 33. ISBN  978-952-329-140-9 .
  20. ^ Портер, Джон Колтрейн: Его жизнь и музыка , с. 266.
  21. ^ Портер, Джон Колтрейн: Его жизнь и музыка , с. 268.
  22. ^ «Полет с ветром – Маккой Тайнер | Кредиты» . Вся музыка .
  23. ^ Яноу, Скотт. Трайдент в AllMusic . Проверено 4 сентября 2011 г.
  24. ^ «Эйвери Дж. Шарп | Музыка» . music.williams.edu .
  25. ^ Уилсон, Джон С. (13 января 1986 г.). «Джаз: Выступление трио Маккоя Тайнера» . Нью-Йорк Таймс .
  26. ^ «История концертов и гастролей трио Маккоя Тайнера | Архив концертов» . www.concertarchives.org .
  27. ^ «Откровения - Маккой Тайнер | Песни, обзоры, авторы» . Вся музыка .
  28. ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.). Пингвин . п. 1427. ИСБН  978-0-14-103401-0 .
  29. ^ Jump up to: а б Шудель, Мэтт (6 марта 2020 г.). «Маккой Тайнер, титан джазового фортепиано, который помог продвинуть квартет Колтрейна, умер в возрасте 81 года» . Вашингтон Пост . Проверено 3 января 2021 г.
  30. ^ «Вспоминая Маккоя Тайнера, титана джазового фортепиано, который помог продвинуть квартет Джона Колтрейна» . Independent.co.uk . 30 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г.
  31. ^ «Маккой Тайнер 1938–2020» . ДжазТаймс . 7 марта 2020 г. Проверено 28 октября 2020 г.
  32. ^ МакНелли, Оуэн (3 августа 1999 г.). «Маккой Тайнер: Долгий путь от маминого салона красоты» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 марта 2020 г.
  33. ^ «Революция Маккоя Тайнера» . Посчитайте . 10 декабря 2018 г.
  34. ^ Памис (2021). «Деконструкция модальных джазовых фортепианных техник: связь между фортепианными произведениями Дебюсси и инновациями пианистов пост-бопа» . Джазовое образование в исследованиях и практике . 2 (1): 76–105. дои : 10.2979/jazzeducrese.2.1.06 . JSTOR   10.2979/jazzeducrese.2.1.06 . S2CID   234117087 .
  35. ^ Слейтер, Роб (10 августа 2015 г.). «Боб Вейр рассказывает о своей музыкальной роли в Grateful Dead» . Реликс . Проверено 2 марта 2023 г.
  36. ^ «Победители и номинанты премии Грэмми за лучший инструментальный джазовый альбом» . Академия звукозаписи . Проверено 7 марта 2020 г.
  37. ^ «Хэнк Джонс, Маккой Тайнер, Энрико Рава удостоены награды музыкального колледжа Беркли в Umbria Jazz» , Jazz News , 2005.
  38. ^ «Независимая музыкальная премия – шестое ежегодное жюри» . IndependentMusicAwards.com. 5 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2009 года . Проверено 25 июня 2012 г.
  39. ^ «11-е ежегодное жюри IMA . Независимая музыкальная премия. Получено 4 сентября 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98255fe0250c78c0608e5989e14042f2__1722393300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/f2/98255fe0250c78c0608e5989e14042f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McCoy Tyner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)