Ли Морган
Ли Морган | |
---|---|
![]() Морган в 1959 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Эдвард Ли Морган |
Рожденный | Филадельфия , Пенсильвания, США | 10 июля 1938 г.
Умер | 19 февраля 1972 г. Нью-Йорк , США | ( 33 года
Жанры | |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | |
Годы активности | 1956–1972 |
Этикетки | |
Ранее из | Джазовые посланники |
Эдвард Ли Морган (10 июля 1938 — 19 февраля 1972) — американский джазовый трубач и композитор. [1] [2] [3] Один из ключевых хард-боп- музыкантов 1960-х годов и краеугольный камень лейбла Blue Note . [1] Морган приобрел известность в подростковом возрасте, записываясь с такими руководителями групп, как Джон Колтрейн , Кертис Фуллер , Диззи Гиллеспи , Хэнк Мобли и Уэйн Шортер , а также играя в группе Арта Блейки Jazz Messengers .
Морган оставался с Блейки до 1961 года и начал записываться в качестве лидера в конце 50-х. Сольные записи Моргана часто чередовались между традиционными хард-боп-сессиями и более авантюрными пост-боповыми и авангардными экспериментами, многие из которых не были выпущены при его жизни. Его композиция " The Sidewinder " из одноименного альбома стала неожиданным хитом в поп-чартах и чартах R&B в 1964 году. После второго пребывания в группе Блейки Морган продолжал плодотворно работать как лидер, так и в качестве помощника, пока его смерть в 1972 году. [4]
Биография
[ редактировать ]Эдвард Ли Морган родился в Филадельфии, штат Пенсильвания , США, 10 июля 1938 года и был младшим из четырёх детей Отто Рикардо и Нетти Беатрис Морган. [5]
Первоначально он интересовался вибрафоном , но вскоре проявил растущий интерес к трубе. Морган также умел играть на альт-саксофоне . На его тринадцатый день рождения сестра Эрнестина подарила ему первую трубу. На его основное стилистическое влияние оказал Клиффорд Браун , у которого он взял несколько уроков в подростковом возрасте. [ нужна ссылка ]
Морган активно записывался с 1956 года до дня своей смерти в феврале 1972 года. Он присоединился к Биг-бэнду Диззи Гиллеспи в 18 лет и оставался его участником в течение полутора лет, пока экономические обстоятельства не вынудили Гиллеспи распустить группу в 1958 году. [6] Морган начал записываться для Blue Note в 1956 году, в конечном итоге записав 25 альбомов в качестве лидера лейбла. Он также записал на лейбле Vee-Jay и один альбом для Riverside Records на ее недолговечной дочерней компании Jazzland. Он был участником нескольких ранних пластинок Хэнка Мобли , а также периодически после этого. В » Джона Колтрейна ( «Голубом поезде 1957) Морган играл на трубе с угловым колоколом, подаренным ему Гиллеспи.

Присоединившись к группе Арта Блейки Jazz Messengers в 1958 году, Морган еще больше развил свой талант солиста и композитора. [6] Он гастролировал с Блейки несколько лет. [6] и был включен в многочисленные альбомы The Messengers, включая Moanin' , одну из самых известных записей группы. Когда Бенни Голсон покинул Jazz Messengers, Морган убедил Блейки нанять на это место Уэйна Шортера , молодого тенора-саксофониста. Эта версия Jazz Messengers, в которую входили пианист Бобби Тиммонс и басист Джими Мерритт , записала множество альбомов в течение 1959–61 годов, в том числе для Blue Note Africaine , The Big Beat , A Night in Tunisia и The Freedom Rider . За время работы в The Jazz Messengers Морган также написал несколько мелодий, в том числе «Карлик», «Хайна», «Селин», «Яма», «Вальс Козо», «Рыбы» и «Голубое кружево». Проблемы с наркотиками Моргана и Тиммонса вынудили их покинуть группу в 1961 году, и трубач вернулся в Филадельфию, свой родной город. [6] По словам Тома Перчарда, биографа Моргана, именно Блейки познакомил трубача с героином, который препятствовал его продвижению в карьере. Вернувшись в Нью-Йорк в 1963 году, он записал The Sidewinder . Заглавный трек взорвал поп-чарты в 1964 году. [7] и служил фоновой темой для Chrysler телевизионной рекламы во время Мировой серии . [8] Мелодия была использована без согласия Моргана; после того, как он пригрозил подать в суд, Chrysler согласился больше не показывать рекламу и урегулировал дело. [8] В связи с успехом "The Sidewinder" на быстро меняющемся рынке поп-музыки Blue Note призвала других своих артистов подражать биту " бугалу " этой мелодии. Сам Морган несколько раз повторил формулу с такими композициями, как «Cornbread» (из одноименного альбома Cornbread ) и «Да, я могу, нет, ты не можешь» на The Gigolo . По словам барабанщика Билли Харта , Морган сказал, что записал " The Sidewinder " в качестве дополнения к альбому, и был ошеломлен тем, что она превратилась в его самый большой хит. Он чувствовал, что его игра была гораздо более продвинутой на альбоме Grachan Moncur III по сути авангардном Evolution , записанном месяцем ранее, 21 ноября 1963 года.
После этого коммерческого успеха Морган продолжал активно записываться, выпустив такие работы, как Search for the New Land (1964), которые вошли в топ-20 чартов R&B. Он также ненадолго вернулся в Jazz Messengers после того, как его преемник Фредди Хаббард присоединился к другой группе. Вместе с тенор-саксофонистом Джоном Гилмором , пианистом Джоном Хиксом и басистом Виктором Спролсом этот состав был снят BBC для оригинальной джазовой телевизионной программы Jazz 625 .
Уэйна Шортера В течение 1960-х он записал еще около двадцати альбомов в качестве лидера и продолжал записываться в качестве сайдмена на альбомах других исполнителей, включая Night Dreamer ; Стэнли Террентайна » «Мистер Натурал ; Фредди Хаббарда » «Ночь плит ; Хэнка Мобли Dippin' , Caddy for Daddy , A Slice of the Top , Straight No Filter ; Джеки Маклина » «Складной нож и последствия ; Джо Хендерсона Режим для Джо ; Маккоя Тайнера » « Нежные моменты ; » Лонни Смита «Мышление и поворотный момент ; Элвин Джонс « Первоэлемент » ; Джека Уилсона » «Восточные ветры ; Рубена Уилсона » «Любовный жук ; Ларри Янга Корабль-база ; Ли Морган и Клиффорд Джордан вживую в Балтиморе, 1968 год ; » Эндрю Хилла «Корни на низовом уровне ; а также на нескольких альбомах с Артом Блейки и Jazz Messengers.
В последние два года своей жизни он стал более активно участвовать в политической жизни, став одним из лидеров Джаза и Народного движения. Группа демонстрировала во время записи ток-шоу и развлекательных шоу в 1970-71 годах в знак протеста против отсутствия джазовых исполнителей в качестве приглашенных исполнителей и участников групп программ. В его рабочую группу в последние годы входили музыканты Билли Харпер или Бенни Мопин , пианист Гарольд Маберн , басист Джими Мерритт и барабанщики Микки Рокер или Фредди Уэйтс . Мопен, Маберн, Мерритт и Рокер представлены на хорошо известном трехдиске Live at the Lighthouse , записанном во время двухнедельного выступления в клубе Hermosa Beach, Калифорния, в июле 1970 года.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Морган был убит рано утром 19 февраля 1972 года в Slugs' Saloon , джаз-клубе в Ист-Виллидж Нью-Йорка , где выступала его группа. [9] После ссоры между съемками в него выстрелила сожительница Моргана, Хелен Мур. Травмы не привели к немедленному смертельному исходу, но машина скорой помощи не спешила прибывать на место происшествия, поскольку в городе случился сильный снегопад, который привел к чрезвычайно тяжелым дорожным условиям. Им потребовалось так много времени, чтобы добраться туда, что Морган истек кровью. [10] Ему было 33 года. [9] Хелен Морган была арестована и провела некоторое время в тюрьме, прежде чем была освобождена условно-досрочно. [11] После освобождения она вернулась в родную Северную Каролину и умерла там от сердечного приступа в марте 1996 года.
Ли и Хелен Морган — герои документального фильма «Я назвал его Морганом» шведского режиссера Каспера Коллина 2016 года . [12] Премьера фильма состоялась 1 сентября 2016 года на 73-м Венецианском кинофестивале. [13] и был выпущен в прокат в США 24 марта 2017 года. [14] В своем New York Times обзоре А.О. Скотт назвал фильм «тонкой человеческой драмой о любви, амбициях и славе музыки». [15]
Дискография
[ редактировать ]Заголовок | Год записи | Этикетка | ||
---|---|---|---|---|
Ли Морган Действительно! | 1956 | Синяя нота | ||
Представляем Ли Моргана | 1956 | Савойя | ||
Секстет Ли Моргана | 1956 | Синяя нота | ||
Головокружительная атмосфера | 1957 | Специальность | ||
Ли Морган Том. 3 | 1957 | Синяя нота | ||
Огни города | 1957 | Синяя нота | ||
Плита | 1957 | Синяя нота | ||
Конфеты | 1958 | Синяя нота | ||
Время Пекина | 1958 | Синяя нота | ||
Вот Ли Морган | 1960 | Ви-Джей | ||
Молодые львы | 1960 | Ви-Джей | ||
Ли-Уэй | 1960 | Синяя нота | ||
Экспообидент | 1960 | Ви-Джей | ||
Возьми двенадцать | 1962 | Джазлэнд | ||
Сайдвиндер | 1963 | Синяя нота | ||
Поиски Новой Земли | 1964 г. (выпущен в 1966 г.) | Синяя нота | ||
Том Кэт | 1964 г. (выпущен в 1980 г.) | Синяя нота | ||
Рамроллер | 1965 | Синяя нота | ||
Жиголо | 1965 г. (выпущен в 1968 г.) | Синяя нота | ||
Кукурузный хлеб | 1965 г. (Выпущен в 1967 г.) | Синяя нота | ||
Бесконечность | 1965 г. (выпущен в 1981 г.) | Синяя нота | ||
Восхитительный | 1966 | Синяя нота | ||
Харизма | 1966 г. (Выпущен в 1969 г.) | Синяя нота | ||
Раджа | 1966 г. (выпущен в 1985 г.) | Синяя нота | ||
Стандарты | 1967 г. (выпущен в 1998 г.) | Синяя нота | ||
Соник Бум | 1967 (выпущен в 1979 году) | Синяя нота | ||
Прокрастинатор | 1967/1969 (Выпущен в 1978 году) | Синяя нота | ||
Шестое чувство | 1967 (Выпущен в 1970 году) | Синяя нота | ||
Собираться | 1968 г. (выпущен в 1980 г.) | Синяя нота | ||
Проклятие! | 1968 | Синяя нота | ||
Жить на маяке | 1970 | Синяя нота | ||
Последняя сессия | 1971 | Синяя нота |
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джефф Макмиллан ДелайтфуЛи: Жизнь и музыка Ли Моргана (2008) University of Michigan Press
- Том Перчард Ли Морган: Его жизнь, музыка и культура (2006) Равноденствие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стив Хьюи. «Ли Морган | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Макмиллан, Дж.С., (2008). DelightfuLee: жизнь и музыка Ли Моргана , University of Michigan Press , стр.1
- ^ Джаз, все о себе (3 сентября 2023 г.). «Статья «Десять лучших записей Ли Моргана @ All About Jazz»» . Все о джазе . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Коллин, Каспер. «Я назвал его Морганом» . Я назвал его Морганом . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ «Ли Морган» . Nndb.com . 19 февраля 1972 года . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 293. ИСБН 0-85112-580-8 .
- ^ Макмиллан, Джеффри С. (2008) DelightfuLee: Жизнь и музыка Ли Моргана . Издательство Мичиганского университета. п. 135
- ^ Jump up to: а б Перчард, Том (2006) Ли Морган: Его жизнь, музыка и культура , Равноденствие, стр. 159
- ^ Jump up to: а б Тоблер, Джон (1990). Годы рок-н-ролла NME (1-е изд.). Лондон: Reed International Books Ltd., с. 235. CN 5585.
- ^ Чинен, Нейт (16 февраля 2022 г.). «Как было потеряно и найдено место упокоения легенды джаза спустя 50 лет после его трагической смерти» . Новости НПР . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «РС МУРТИ - Леди, которая застрелила Ли Моргана, Ларри Рени Томас» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2012 года . Проверено 2 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Мудеде, Чарльз. «Я звал его Морганом» — отличный документальный фильм о малоизвестном гении джаза . Незнакомец . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Лодж, Гай (4 сентября 2016 г.). «Рецензия на фильм: «Я звала его Морган» » . Разнообразие . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Я звал его Морганом | В феврале 1972 года знаменитый джазовый музыкант Ли Морган был застрелен своей гражданской женой Хелен во время концерта в клубе в Нью-Йорке. Этот художественный документальный фильм шведского режиссера Каспера Коллина представляет собой любовное письмо двум уникальные личности и музыка, которая их объединила. Фильм о любви, джазе и Америке, снятый Брэдфордом Янгом» . www.icallhimmorgan.com . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Скотт, АО (23 марта 2017 г.). «Рецензия: «Я назвал его Морганом», джазовая история о таланте и трагедии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 мая 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1938 рождений
- 1972 смертей
- Американские музыканты 20-го века
- Американские джазовые трубачи
- Американские трубачи-мужчины
- Трубачи в стиле бибоп
- Трубачи в стиле хард-боп
- Участники группы Jazz Messengers
- Убитые афроамериканцы
- Американские жертвы убийств
- В Нью-Йорке убиты люди
- Джазовые музыканты из Филадельфии
- Артисты Savoy Records
- Исполнители Vee-Jay Records
- Исполнители Riverside Records
- Исполнители Blue Note Records
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Смерти от огнестрельного оружия на Манхэттене
- Убитые музыканты