Jump to content

Ли Морган

Ли Морган
Морган в 1959 году
Морган в 1959 году
Справочная информация
Имя при рождении Эдвард Ли Морган
Рожденный ( 1938-07-10 ) 10 июля 1938 г.
Филадельфия , Пенсильвания, США
Умер 19 февраля 1972 г. ) ( 1972-02-19 ) ( 33 года
Нью-Йорк , США
Жанры
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы)
Годы активности 1956–1972
Этикетки
Ранее из Джазовые посланники

Эдвард Ли Морган (10 июля 1938 — 19 февраля 1972) — американский джазовый трубач и композитор. [1] [2] [3] Один из ключевых хард-боп- музыкантов 1960-х годов и краеугольный камень лейбла Blue Note . [1] Морган приобрел известность в подростковом возрасте, записываясь с такими руководителями групп, как Джон Колтрейн , Кертис Фуллер , Диззи Гиллеспи , Хэнк Мобли и Уэйн Шортер , а также играя в группе Арта Блейки Jazz Messengers .

Морган оставался с Блейки до 1961 года и начал записываться в качестве лидера в конце 50-х. Сольные записи Моргана часто чередовались между традиционными хард-боп-сессиями и более авантюрными пост-боповыми и авангардными экспериментами, многие из которых не были выпущены при его жизни. Его композиция " The Sidewinder " из одноименного альбома стала неожиданным хитом в поп-чартах и ​​чартах R&B в 1964 году. После второго пребывания в группе Блейки Морган продолжал плодотворно работать как лидер, так и в качестве помощника, пока его смерть в 1972 году. [4]

Биография

[ редактировать ]

Эдвард Ли Морган родился в Филадельфии, штат Пенсильвания , США, 10 июля 1938 года и был младшим из четырёх детей Отто Рикардо и Нетти Беатрис Морган. [5]

Первоначально он интересовался вибрафоном , но вскоре проявил растущий интерес к трубе. Морган также умел играть на альт-саксофоне . На его тринадцатый день рождения сестра Эрнестина подарила ему первую трубу. На его основное стилистическое влияние оказал Клиффорд Браун , у которого он взял несколько уроков в подростковом возрасте. [ нужна ссылка ]

Морган активно записывался с 1956 года до дня своей смерти в феврале 1972 года. Он присоединился к Биг-бэнду Диззи Гиллеспи в 18 лет и оставался его участником в течение полутора лет, пока экономические обстоятельства не вынудили Гиллеспи распустить группу в 1958 году. [6] Морган начал записываться для Blue Note в 1956 году, в конечном итоге записав 25 альбомов в качестве лидера лейбла. Он также записал на лейбле Vee-Jay и один альбом для Riverside Records на ее недолговечной дочерней компании Jazzland. Он был участником нескольких ранних пластинок Хэнка Мобли , а также периодически после этого. В » Джона Колтрейна ( «Голубом поезде 1957) Морган играл на трубе с угловым колоколом, подаренным ему Гиллеспи.

Морган (слева), Джими Мерритт (в центре) и Уэйн Шортер (справа)

Присоединившись к группе Арта Блейки Jazz Messengers в 1958 году, Морган еще больше развил свой талант солиста и композитора. [6] Он гастролировал с Блейки несколько лет. [6] и был включен в многочисленные альбомы The Messengers, включая Moanin' , одну из самых известных записей группы. Когда Бенни Голсон покинул Jazz Messengers, Морган убедил Блейки нанять на это место Уэйна Шортера , молодого тенора-саксофониста. Эта версия Jazz Messengers, в которую входили пианист Бобби Тиммонс и басист Джими Мерритт , записала множество альбомов в течение 1959–61 годов, в том числе для Blue Note Africaine , The Big Beat , A Night in Tunisia и The Freedom Rider . За время работы в The Jazz Messengers Морган также написал несколько мелодий, в том числе «Карлик», «Хайна», «Селин», «Яма», «Вальс Козо», «Рыбы» и «Голубое кружево». Проблемы с наркотиками Моргана и Тиммонса вынудили их покинуть группу в 1961 году, и трубач вернулся в Филадельфию, свой родной город. [6] По словам Тома Перчарда, биографа Моргана, именно Блейки познакомил трубача с героином, который препятствовал его продвижению в карьере. Вернувшись в Нью-Йорк в 1963 году, он записал The Sidewinder . Заглавный трек взорвал поп-чарты в 1964 году. [7] и служил фоновой темой для Chrysler телевизионной рекламы во время Мировой серии . [8] Мелодия была использована без согласия Моргана; после того, как он пригрозил подать в суд, Chrysler согласился больше не показывать рекламу и урегулировал дело. [8] В связи с успехом "The Sidewinder" на быстро меняющемся рынке поп-музыки Blue Note призвала других своих артистов подражать биту " бугалу " этой мелодии. Сам Морган несколько раз повторил формулу с такими композициями, как «Cornbread» (из одноименного альбома Cornbread ) и «Да, я могу, нет, ты не можешь» на The Gigolo . По словам барабанщика Билли Харта , Морган сказал, что записал " The Sidewinder " в качестве дополнения к альбому, и был ошеломлен тем, что она превратилась в его самый большой хит. Он чувствовал, что его игра была гораздо более продвинутой на альбоме Grachan Moncur III по сути авангардном Evolution , записанном месяцем ранее, 21 ноября 1963 года.

После этого коммерческого успеха Морган продолжал активно записываться, выпустив такие работы, как Search for the New Land (1964), которые вошли в топ-20 чартов R&B. Он также ненадолго вернулся в Jazz Messengers после того, как его преемник Фредди Хаббард присоединился к другой группе. Вместе с тенор-саксофонистом Джоном Гилмором , пианистом Джоном Хиксом и басистом Виктором Спролсом этот состав был снят BBC для оригинальной джазовой телевизионной программы Jazz 625 .

Уэйна Шортера В течение 1960-х он записал еще около двадцати альбомов в качестве лидера и продолжал записываться в качестве сайдмена на альбомах других исполнителей, включая Night Dreamer ; Стэнли Террентайна » «Мистер Натурал ; Фредди Хаббарда » «Ночь плит ; Хэнка Мобли Dippin' , Caddy for Daddy , A Slice of the Top , Straight No Filter ; Джеки Маклина » «Складной нож и последствия ; Джо Хендерсона Режим для Джо ; Маккоя Тайнера » « Нежные моменты ; » Лонни Смита «Мышление и поворотный момент ; Элвин Джонс « Первоэлемент » ; Джека Уилсона » «Восточные ветры ; Рубена Уилсона » «Любовный жук ; Ларри Янга Корабль-база ; Ли Морган и Клиффорд Джордан вживую в Балтиморе, 1968 год ; » Эндрю Хилла «Корни на низовом уровне ; а также на нескольких альбомах с Артом Блейки и Jazz Messengers.

В последние два года своей жизни он стал более активно участвовать в политической жизни, став одним из лидеров Джаза и Народного движения. Группа демонстрировала во время записи ток-шоу и развлекательных шоу в 1970-71 годах в знак протеста против отсутствия джазовых исполнителей в качестве приглашенных исполнителей и участников групп программ. В его рабочую группу в последние годы входили музыканты Билли Харпер или Бенни Мопин , пианист Гарольд Маберн , басист Джими Мерритт и барабанщики Микки Рокер или Фредди Уэйтс . Мопен, Маберн, Мерритт и Рокер представлены на хорошо известном трехдиске Live at the Lighthouse , записанном во время двухнедельного выступления в клубе Hermosa Beach, Калифорния, в июле 1970 года.

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Морган был убит рано утром 19 февраля 1972 года в Slugs' Saloon , джаз-клубе в Ист-Виллидж Нью-Йорка , где выступала его группа. [9] После ссоры между съемками в него выстрелила сожительница Моргана, Хелен Мур. Травмы не привели к немедленному смертельному исходу, но машина скорой помощи не спешила прибывать на место происшествия, поскольку в городе случился сильный снегопад, который привел к чрезвычайно тяжелым дорожным условиям. Им потребовалось так много времени, чтобы добраться туда, что Морган истек кровью. [10] Ему было 33 года. [9] Хелен Морган была арестована и провела некоторое время в тюрьме, прежде чем была освобождена условно-досрочно. [11] После освобождения она вернулась в родную Северную Каролину и умерла там от сердечного приступа в марте 1996 года.

Ли и Хелен Морган — герои документального фильма «Я назвал его Морганом» шведского режиссера Каспера Коллина 2016 года . [12] Премьера фильма состоялась 1 сентября 2016 года на 73-м Венецианском кинофестивале. [13] и был выпущен в прокат в США 24 марта 2017 года. [14] В своем New York Times обзоре А.О. Скотт назвал фильм «тонкой человеческой драмой о любви, амбициях и славе музыки». [15]

Дискография

[ редактировать ]
Заголовок Год записи Этикетка
Ли Морган Действительно! 1956 Синяя нота
Представляем Ли Моргана 1956 Савойя
Секстет Ли Моргана 1956 Синяя нота
Головокружительная атмосфера 1957 Специальность
Ли Морган Том. 3 1957 Синяя нота
Огни города 1957 Синяя нота
Плита 1957 Синяя нота
Конфеты 1958 Синяя нота
Время Пекина 1958 Синяя нота
Вот Ли Морган 1960 Ви-Джей
Молодые львы 1960 Ви-Джей
Ли-Уэй 1960 Синяя нота
Экспообидент 1960 Ви-Джей
Возьми двенадцать 1962 Джазлэнд
Сайдвиндер 1963 Синяя нота
Поиски Новой Земли 1964 г. (выпущен в 1966 г.) Синяя нота
Том Кэт 1964 г. (выпущен в 1980 г.) Синяя нота
Рамроллер 1965 Синяя нота
Жиголо 1965 г. (выпущен в 1968 г.) Синяя нота
Кукурузный хлеб 1965 г. (Выпущен в 1967 г.) Синяя нота
Бесконечность 1965 г. (выпущен в 1981 г.) Синяя нота
Восхитительный 1966 Синяя нота
Харизма 1966 г. (Выпущен в 1969 г.) Синяя нота
Раджа 1966 г. (выпущен в 1985 г.) Синяя нота
Стандарты 1967 г. (выпущен в 1998 г.) Синяя нота
Соник Бум 1967 (выпущен в 1979 году) Синяя нота
Прокрастинатор 1967/1969 (Выпущен в 1978 году) Синяя нота
Шестое чувство 1967 (Выпущен в 1970 году) Синяя нота
Собираться 1968 г. (выпущен в 1980 г.) Синяя нота
Проклятие! 1968 Синяя нота
Жить на маяке 1970 Синяя нота
Последняя сессия 1971 Синяя нота

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джефф Макмиллан ДелайтфуЛи: Жизнь и музыка Ли Моргана (2008) University of Michigan Press
  • Том Перчард Ли Морган: Его жизнь, музыка и культура (2006) Равноденствие
  1. ^ Jump up to: а б Стив Хьюи. «Ли Морган | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 2 мая 2017 г.
  2. ^ Макмиллан, Дж.С., (2008). DelightfuLee: жизнь и музыка Ли Моргана , University of Michigan Press , стр.1
  3. ^ Джаз, все о себе (3 сентября 2023 г.). «Статья «Десять лучших записей Ли Моргана @ All About Jazz»» . Все о джазе . Проверено 6 сентября 2023 г.
  4. ^ Коллин, Каспер. «Я назвал его Морганом» . Я назвал его Морганом . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
  5. ^ «Ли Морган» . Nndb.com . 19 февраля 1972 года . Проверено 2 мая 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 293. ИСБН  0-85112-580-8 .
  7. ^ Макмиллан, Джеффри С. (2008) DelightfuLee: Жизнь и музыка Ли Моргана . Издательство Мичиганского университета. п. 135
  8. ^ Jump up to: а б Перчард, Том (2006) Ли Морган: Его жизнь, музыка и культура , Равноденствие, стр. 159
  9. ^ Jump up to: а б Тоблер, Джон (1990). Годы рок-н-ролла NME (1-е изд.). Лондон: Reed International Books Ltd., с. 235. CN 5585.
  10. ^ Чинен, Нейт (16 февраля 2022 г.). «Как было потеряно и найдено место упокоения легенды джаза спустя 50 лет после его трагической смерти» . Новости НПР . Проверено 16 февраля 2022 г.
  11. ^ «РС МУРТИ - Леди, которая застрелила Ли Моргана, Ларри Рени Томас» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2012 года . Проверено 2 мая 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  12. ^ Мудеде, Чарльз. «Я звал его Морганом» — отличный документальный фильм о малоизвестном гении джаза . Незнакомец . Проверено 2 мая 2017 г.
  13. ^ Лодж, Гай (4 сентября 2016 г.). «Рецензия на фильм: «Я звала его Морган» » . Разнообразие . Проверено 30 мая 2017 г.
  14. ^ «Я звал его Морганом | В феврале 1972 года знаменитый джазовый музыкант Ли Морган был застрелен своей гражданской женой Хелен во время концерта в клубе в Нью-Йорке. Этот художественный документальный фильм шведского режиссера Каспера Коллина представляет собой любовное письмо двум уникальные личности и музыка, которая их объединила. Фильм о любви, джазе и Америке, снятый Брэдфордом Янгом» . www.icallhimmorgan.com . Проверено 30 мая 2017 г.
  15. ^ Скотт, АО (23 марта 2017 г.). «Рецензия: «Я назвал его Морганом», джазовая история о таланте и трагедии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 30 мая 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5b2f9adcb01d65cf74a892e2c6add03__1720663080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/03/c5b2f9adcb01d65cf74a892e2c6add03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lee Morgan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)