Гарольд Маберн
Гарольд Маберн | |
---|---|
![]() Маберн в 2012 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Гарольд Маберн мл. |
Рожденный | Мемфис, Теннесси , США | 20 марта 1936 г.
Умер | 17 сентября 2019 г. | (83 года)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент | Фортепиано |
Годы активности | 1950–2019 гг. |
Этикетки | Саквилл , Престиж , DIW , сеансы курения |
Гарольд Маберн младший (20 марта 1936 г. - 17 сентября 2019 г.) [ 1 ] — американский джазовый пианист и композитор, работавший преимущественно в жанрах хард-боп , пост-боп и соул-джаз . [ 2 ] он описан В «Путеводителе по джазовым записям Penguin» как «один из величайших пианистов пост-бопа». [ 3 ] [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маберн родился в Мемфисе, штат Теннесси, 20 марта 1936 года. [ 5 ] Сначала он начал учиться играть на барабанах, а затем переключился на фортепиано. [ 2 ] У него был доступ к пианино с подросткового возраста, после того как его отец, работавший на лесопилке, накопил деньги, чтобы купить ему пианино. [ 6 ] : 34 Маберн учился, наблюдая и подражая пианистам Чарльзу Томасу и Финеасу Ньюборну-младшему. [ 6 ] : 34 Маберн учился в средней школе Дугласа . [ 7 ] перед переводом в среднюю школу Манассаса; [ 8 ] в это время он играл с саксофонистами Фрэнком Строзьером , Джорджем Коулманом и трубачом Букером Литтлом , но наибольшее влияние на него оказал Ньюборн-младший. [ 9 ] В 1954 году, после окончания учебы, Маберн переехал в Чикаго , намереваясь поступить в Американскую музыкальную консерваторию . [ 9 ] Он не мог позволить себе посещать музыкальный колледж из-за изменения финансового положения его родителей. [ 10 ] но брал там частные уроки в течение шести месяцев и развил свои способности к чтению, играя с биг-бэндом тромбониста Морриса Эллиса. [ 6 ] : 34 Он также развивался, слушая Ахмада Джамаля и других в клубах. [ 10 ] и «играть и тренироваться по 12 часов в день» в течение следующих пяти лет. [ 6 ] : 34 но он остался пианистом-самоучкой. [ 7 ] Маберн продолжал играть с MJT + 3 Уолтера Перкинса и другими в Чикаго. [ 11 ]
Маберн научился технике оркестровки у басиста Билла Ли , а аккомпанированию и озвучиванию аккордов у пианистов Криса Андерсона и Билли Уоллеса. [ 6 ] : 34–35
1959–1967
[ редактировать ]Маберн переехал в Нью-Йорк в 1959 году. По его собственным словам, он переехал туда с саксофонистом Фрэнком Строзьером 21 ноября 1959 года, поселился в отеле, а затем отправился в Бердленд , где встретил Кэннонболла Эддерли , который спросил его, не хочет ли он хотел концерт. Маберн согласился, и его провели внутрь, где трубач Гарри «Свитс» Эдисон , который искал пианиста, который заменит Томми Фланагана , который вскоре уйдет , прослушал его и предложил ему это место. [ 9 ] Несколько недель спустя большинство участников этой группы присоединились к Джимми Форресту для записи в Чикаго, в результате которой появились альбомы All the Gin Is Gone и Black Forrest , которые также стали гитариста Гранта Грина . дебютными записями [ 12 ] [ 13 ]
Маберн стабильно завоевывал в Нью-Йорке репутацию помощника, играя, в частности, с биг-бэндом Лайонела Хэмптона в 1960 году (включая тур по Европе). [ 14 ] Jazztet в течение 18 месяцев в период 1961–62, сопровождая вокалистов, в том числе Бетти Картер , Джонни Хартмана и Артура Присока , и работая с трубачом Дональдом Бердом и барабанщиком Роем Хейнсом . [ 9 ] [ 14 ] После завершения тура 1963 года с Хейнсом у него было шестинедельное выступление в Black Hawk в Сан-Франциско с Майлзом Дэвисом . [ 8 ] [ 9 ] Маберн продолжал проводить время с Джей Джей Джонсоном в 1963–65 после недолгого пребывания с Сонни Роллинзом . [ 14 ] В 1965 году он также играл с Ли Морганом , союз, который продолжался до февральской ночи 1972 года, когда Морган был застрелен в салуне Слизняка в присутствии Маберна. [ 7 ] Маберн гастролировал по Европе с Уэсом Монтгомери позже, в 1965 году, в составе группы, которая была вместе около двух лет перед европейским туром, путешествуя квартетом от концерта к концерту в одной машине. [ 15 ] С 1965 года Маберн также работал с Фредди Хаббардом , Джеки Маклином , Хэнком Мобли , Блу Митчеллом (1966), Сарой Воган и Джо Уильямсом (1966–67). [ 11 ] [ 14 ]
1968–2019
[ редактировать ]Записывающая карьера Маберна как лидера началась в 1968 году, после того как в начале того же года он подписал контракт с Prestige Records . [ 16 ] В его первый альбом A Few Miles from Memphis вошли несколько его собственных оригиналов. [ 8 ] Были выпущены дальнейшие концерты Prestige, и Маберн в качестве лидера записал около 20 альбомов для многих лейблов. Маберн с перерывами работал в течение четырех десятилетий с Джорджем Коулманом , начиная с 1960-х годов и включая появление на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1976 году . [ 17 ] [ 18 ] С начала 1970-х годов он работал с трубачами Кларком Терри и Джо Ньюманом , играл на электрическом пианино в стиле джаз-поп с Джорджем Бенсоном и Стэнли Террентайном , был частью трио барабанщика Уолтера Болдена (1973–74) и возглавлял собственное трио с Болденом и басистом. Джамиль Насер . [ 14 ]
Среди других музыкантов, с которыми Маберн играл в этот период, были Милт Джексон в 1977 году, [ 19 ] и Билли Харпер во время тура по Японии в том же году. [ 20 ] Четыре года спустя Маберн гастролировал по Европе с Джорджем Коулманом. [ 20 ] и играл с Эдди «Чистоголовым» Винсоном . [ 21 ] В следующем году Маберн играл с Джеймсом Муди . [ 22 ] Были также выступления и записи с бесчисленным количеством других музыкантов, как в качестве лидера, так и в качестве помощника. Маберн также работал с двумя фортепианными группами: Фортепианным хором, сформированным и возглавляемым Стэнли Коуэллом с начала 1970-х годов и включающим как минимум шесть пианистов / клавишников, и Современным фортепианным ансамблем из четырех игроков, последний был сформирован в начале 1990-х годов. отдать дань уважения Финеасу Ньюборну-младшему и активно гастролировать, в том числе на джазовых фестивалях в Монреале (1991) и Монтерее (1996). [ 9 ] [ 23 ]
Карьера Маберна возобновилась после того, как его альбом Straight Street имел успех в Японии в 1989 году. [ 24 ] Он посетил Японию в 1990 году в составе группы из десяти пианистов, которые гастролировали вместе, но играли и записывались отдельно. [ 25 ] В середине 1990-х Маберн гастролировал с трио басиста Эрика Эпплгейта и барабанщика Эда Тигпена и возглавлял его . [ 14 ] В последующие годы он много записывался со своим бывшим студентом Университета Уильяма Патерсона , тенор-саксофонистом Эриком Александром . [ 26 ] В 2010 году Маберн получил премию Дона Редмана «Наследие». [ 27 ]
Репутация Маберна в Японии отразилась в его подписании контракта с японским лейблом Venus , в результате которого в 2002 году было выпущено шесть альбомов; В 2004 году Маберн заявил, что его запись 2002 года для Venus, Kiss of Fire , с участием Александра в качестве гостя, стала его бестселлером. [ 9 ] Многолетний преподаватель Университета Уильяма Патерсона (с 1981 г.). [ 6 ] : 35 [ 28 ] Маберн был частым преподавателем в Стэнфордской джазовой мастерской . Заявленное предпочтение Маберна к фортепиано было «естественно, Steinway D , но если вы не можете получить D, то любой Steinway». [ 9 ]
В 2015 году Маберн выпустил Afro Blue , «первое из двух дюжины выступлений Маберна, демонстрирующее контекст, в котором он часто работал в 1960-е годы: аккомпанирование вокалистов». [ 6 ] : 32 «Маберн играл в Британии [...] в 2017 и 2018 годах с квартетом с участием Александра и, наконец, два вечера со своим трио в клубе Ронни Скотта в мае 2019 года». [ 24 ] Маберн, который был завсегдатаем джаз-клуба Smoke, записал свои последние четыре альбома на клубном лейбле Smoke Sessions . [ 5 ]
Маберн умер от сердечного приступа в Нью-Джерси 17 сентября 2019 года. [ 5 ]
Стиль игры
[ редактировать ]Фортепианный стиль Маберна описывался как «агрессивный, очень позитивный, вырывавший аккорды, падающие, как сваебойные молотки, и разогревающий клавиатуру вверх и вниз огромными, кричащими взрывами», и в то же время он демонстрировал «острую чувствительность». как «чрезвычайно проницательного концертмейстера». [ 29 ] Критик Гэри Гиддинс определил некоторые характеристики игры Маберна как «блюзовые глиссы, [...] тремоло и диссонансные блочные аккорды», которые помогают создать стиль, «который сочетает в себе Маккоя Тайнера модальность кластеризации с волнистыми отступлениями, проистекающими из [Арт] Татум ». [ 30 ] Влияние Финеаса Ньюборна-младшего оставалось заметным: Маберн использовал «манеру Ньюборна играть быстрые линии в двуручном октавном (или двухоктавном) унисоне и использовал этот прием весьма творчески». [ 14 ]
Аккомпанируя вокалистам, Маберн заявил, что он играл «с меньшей силой, меньшей агрессией. Я использую педаль Soft. Вы не произносите аккорд ведущим тоном. Вы ждете, пока они споют фразу, а затем заполняете пространство. " [ 6 ] : 35
Дискография
[ редактировать ]Годы относятся к дате записи, если рядом с годом не стоит звездочка (*); это указывает на то, что это дата первоначального выпуска.
Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]Год записи | Заголовок | Этикетка | Примечания | |
---|---|---|---|---|
1968 | В нескольких милях от Мемфиса | Престиж | Первое освобождение Маберна в качестве лидера | |
1968 | Сгребать и царапать | Престиж | Маберн также играет на электрическом пианино. | |
1969 | Работаю и плачу | Престиж | Маберн также играет на электрическом пианино. | |
1970 | Жирные детские вещи! | Престиж | Секстет с Ли Морганом (труба), Хьюбертом Лоузом (флейта, тенор-саксофон), Бастером Уильямсом (бас), Идрисом Мухаммадом (ударные), Джо Джонсом (гитара; 1 трек) | |
1978 | Рыбы зовут | Трезубец | Трио с Джамилем Нассером (бас), Уолтером Болденом (ударные) | |
1985 | Радость Весна | Саквилл | Только фортепиано; на концерте | |
1989 | Прямая улица | Я сказал | Трио большинства треков с Роном Картером (бас), Джеком ДеДжонеттом (ударные); один трек соло на фортепиано | |
1991–92 | Филадельфия Баунд | Саквилл | Дуэт с Кираном Оверсом (бас) | |
1992 | Сезон баллад | Пространство-время | Трио с Рэем Драммондом (бас), Аланом Доусоном (ударные); альбом совместно с трио Дональда Брауна и Чарльза Томаса | |
1992–93 | Ведущий человек | Я сказал | Некоторые треки трио с Роном Картером (бас), Джеком ДеДжонеттом (ударные); несколько треков с участием гостей Билла Мобли (труба, флюгельгорн), Билла Исли (альт-саксофон), Кевина Юбэнкса (гитара), Памелы Баскин-Уотсон (вокал); одно трековое фортепианное соло; в более позднем выпуске Columbia есть несколько треков трио с Кристианом Макбрайдом (бас), ДеДжонеттом (ударные). | |
1993 | Смотри на светлую сторону | Я сказал | Трио с Кристианом МакБрайдом (бас), Джеком ДеДжонеттом (ударные) | |
1995 | Для Финеаса | Саквилл | Дуэт с Джеффом Кизером (фортепиано); на концерте | |
1996 | Grooveyard Маберна | Я сказал | Трио с Кристианом МакБрайдом (бас) и Тони Ридусом (ударные) | |
1999 | Майя с любовью | Я сказал | Трио с Кристианом МакБрайдом (бас) и Тони Ридусом (ударные) | |
2001 | Поцелуй огня | Венера | Трио с Натом Ривзом (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); Эрик Александр (тенор-саксофон) в качестве гостя | |
2003 | Влюбиться в любовь | Венера | Трио с Джорджем Мразом (бас), Джо Фарнсвортом (ударные) | |
2003 | Не знаю, почему | Венера | Трио с Натом Ривзом (бас), Джо Фарнсвортом (ударные) | |
2004 | Фантастика | Венера | Трио с Дуэйном Бёрно (бас), Джо Фарнсвортом (ударные) | |
2005 | Где-то за радугой | Венера | Трио с Дуэйном Бёрно (бас) и Уилли Джонсом III (ударные) | |
2006 | Мисти | Венера | Только медленно | |
2012 | Мистер Лаки | HighNote | Квартет большинства треков с Эриком Александром (тенор-саксофон), Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); одно трековое трио, без Александра; один трек соло на фортепиано | |
2012 | В прямом эфире в Смоллсе | СмоллсLive | Трио с Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); на концерте | |
2013 | Точно в срок | Сеансы курения | Трио с Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); на концерте | |
2014 | Афро Синий | Сеансы курения | С Эриком Александром (тенор-саксофон), Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); плюс гости Джереми Пелт (труба), Стив Турре (тромбон), Питер Бернштейн (гитара), Алексис Коул , Курт Эллинг , Нора Джонс , Джейн Монхейт , Грегори Портер (вокал) | |
2017* | Любить и быть любимым | Сеансы курения | Квартет большинства треков с Эриком Александром (тенор-саксофон), Нэтом Ривзом (бас), Джимми Коббом (ударные); некоторые треки представляют собой квинтет с добавлением Фредди Хендрикса (труба) или Сайро Баптиста (ударные); один трек соло на фортепиано | |
2018 | Железный человек: Живи в дыму | Сеансы курения | Квартет с Эриком Александром (тенор-саксофон), Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); на концерте | |
2018 | Маберн играет Маберна | Сеансы курения | Секстет с Эриком Александром (тенор-саксофон), Винсентом Херрингом (альт-саксофон), Стивом Дэвисом (тромбон), Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); на концерте [ 31 ] | |
2018 | Маберн играет Колтрейна | Сеансы курения | Секстет с Эриком Александром (тенор-саксофон), Винсентом Херрингом (альт-саксофон), Стивом Дэвисом (тромбон), Джоном Уэббером (бас), Джо Фарнсвортом (ударные); на концерте [ 32 ] |
Как помощник
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэст, Майкл Дж. Гарольд Маберн 1936-2019
- ^ Перейти обратно: а б Перо, Леонард; Гитлер, Ира (2007) Биографическая энциклопедия джаза . п. 425. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (2008) Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.). п. 1136. Пингвин.
- ^ Коммерческое обращение «Умер великий джазовый музыкант Мемфиса Гарольд Маберн»
- ^ Перейти обратно: а б с Руссонелло, Джованни (24 сентября 2019 г.). «Гарольд Маберн, джазовый пианист с роскошным звуком, умер в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Панкен, Тед (июль 2015 г.) «Опыт на миллион долларов». Даун Бит .
- ^ Перейти обратно: а б с Видеоинтервью Ионы Джонатана с Гарольдом Маберном на YouTube .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, Дэвид Брент (18 марта 2011 г.) «Несколько миль от Мемфиса: Гарольд Маберн, ранние годы» . Общественные СМИ Индианы.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шенли, Майк (апрель 2003 г.) «Гарольд Маберн: Аккомпаниатор». Архивировано 29 ноября 2013 г. в Wayback Machine . Джаз Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Гилберт, Эндрю (декабрь 2006 г.) «Гарольд Маберн и Эрик Александр: Обучение» . Джаз Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б MJT + 3 на allmusic
- ^ Яноу, Скотт «Джимми Форрест: Весь джин пропал: Обзор» . Вся музыка. Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ "Каталог Гранта Грина" . Jazzdisco.org Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ринцлер, Пол; Кернфельд, Барри «Маберн, Гарольд (младший)» . Джазовый словарь New Grove (2-е изд.). Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. По состоянию на 28 июня 2013 г. (Требуется подписка.)
- ^ Фицджеральд, Тим «625 жив: транскрипция выступления Уэса Монтгомери на BBC», стр. vii – ix.
- ↑ Рекламный щит (6 апреля 1968 г.) «Подписи». Рекламный щит . п. 14.
- ^ Баллиетт, Уитни (2000) Собрание сочинений: Журнал джаза, 1954–2000 . п. 473. Книги Гранта.
- ^ Фридвальд, Уилл (13 августа 2010 г.) «Звуки августа охватывают душный город» Wall Street Journal [онлайн-издание].
- ^ Форд, Роберт (26 марта 1977 г.) Рекламный щит "Талант в действии" .
- ^ Перейти обратно: а б Карр, Ян; Фэйрвезер, Дигби; Пристли, Брайан (1995) Джаз: Грубый гид . п. 398. Грубые проводники.
- ↑ Уилсон, Джон С. (8 августа 1981 г.) «Джаз 4: Эдди Винсон» The New York Times . п. 28.
- ↑ Стоукс, В. Роял (15 мая 1982 г.) «Испепеляющий саксофон и флейта Moody's». Вашингтон Пост .
- ^ Современный фортепианный ансамбль» . AllMusic.
- ^ Перейти обратно: а б «Гарольд Маберн, джазовый пианист, аккомпанировавший великим людям 1960-х, включая Майлза Дэвиса и Сонни Роллинза: некролог» . «Дейли телеграф» . 2 октября 2019 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ "100 золотых пальцев: Фортепианный театр 1990" . Вся музыка.
- ^ Все о джазе: Гарольд Маберн и Эрик Александр: Искусство дуэта (4 мая 2005 г.).
- ↑ Арнольд, Тиффани (24 июня 2010 г.) «Джазовые гиганты будут отмечены на церемонии вручения наград и концерте Дона Редмана Heritage Awards» [ постоянная мертвая ссылка ] . herald-mail.com
- ^ Росс, Джон (октябрь 2012 г.) «Университет Уильяма Патерсона: 40 лет новаторского джазового образования». Даун Бит . п. 134.
- ↑ Уилсон, Джон С. (3 марта 1977) «Джаз: квартет с увлеченным пианистом». Нью-Йорк Таймс . п. 29.
- ↑ Гиддинс, Гэри (20 января 1998 г.) «Разговоры на Бил-стрит» . Деревенский голос .
- ^ Консидайн, доктор медицинских наук (апрель 2020 г.). «Гарольд Маберн: Маберн играет Маберн». ДаунБит . Том. 87, нет. 4. с. 48.
- ^ «Маберн играет Колтрейна» . Записи сеансов курения . Проверено 20 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Пианисты соул-джаза
- Пианисты хард-бопа
- 1936 рождений
- смертей в 2019 году
- Артисты Prestige Records
- Артисты Columbia Records
- Музыканты из Мемфиса, Теннесси
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Теннесси
- Американские пианисты XXI века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Участники Джазтет
- Артисты Sackville Records
- Исполнители Smoke Sessions Records