Jump to content

Хард-боп

Хард-боп — это поджанр джаза , который является продолжением музыки бибоп (или «боп»). Журналисты и звукозаписывающие компании начали использовать этот термин в середине 1950-х годов. [1] описать новое течение в джазе, вобравшее в себя влияние ритм-н-блюза , госпела и блюза , особенно в на саксофоне и фортепиано игре .

Дэвид Х. Розенталь утверждает в своей книге «Хард-боп» , что этот жанр в значительной степени является естественным творением поколения афроамериканских музыкантов, выросших в то время, когда боп и ритм-н-блюз были доминирующими формами чернокожих американцев. музыка. [2] : 24  Среди выдающихся музыкантов хард-бопа были Хорас Сильвер , Клиффорд Браун , Чарльз Мингус , Арт Блейки , Кэннонболл Эддерли , Майлз Дэвис , Джон Колтрейн , Хэнк Мобли , Телониус Монк , Ли Морган , Уэс Монтгомери , Пэт Мартино и другие.

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Хард-боп иногда называют «фанк-хард-боп». [1] [3] Ярлык «фанк» относится к шумному, ритмичному ощущению, связанному с этим стилем. [3] Дескриптор также используется для описания соул-джаза , который обычно ассоциируется с хард-бопом. [1] [3] По словам Марка К. Гридли, соул-джаз более конкретно относится к музыке с «землистой, блюзовой мелодической концепцией и… повторяющимися танцевальными ритмами. Некоторые слушатели не делают различия между «соул-джазом» и «фанк-хард-бопом». и многие музыканты не считают, что соул-джаз является продолжением хард-бопа». [1] Термин « душа » предполагает церковь и традиционные элементы госпел-музыки, такие как «аккорды аминь» ( плагическая каденция ) и триадные гармонии , которые, казалось, внезапно появились в джазе той эпохи. [3] Лерой Джонс отметил сочетание «более широких и резких тонов» с «сопровождающими фортепианными аккордами, [которые] стали более простыми и простыми». Он назвал игру саксофониста Сонни Роллинза одним из лучших примеров этого стиля. [4] Джазовый критик Скотт Яноу выделил хард-боп из более широкого мира бопа, заявив, что «[т]эмпо могло быть столь же блестящим, но мелодии в целом были проще, музыканты (особенно саксофонисты и пианисты), как правило, были знакомы (и открыты). под влиянием) ритм-н-блюза, и басисты (вместо того чтобы всегда оставаться в роли метронома) начали обретать немного больше свободы и сольного пространства». [5]

Некоторые критики рассматривают хард-боп как ответ на крутой джаз и джаз Западного побережья . [6] Как объясняют Пол Таннер , Морис Героу и Дэвид Мегилл, «школа хард-бопа... рассматривала новые инструменты и композиционные приемы, используемые крутыми музыкантами, как уловки, а не как действенное развитие джазовой традиции». [3] Однако Шелли Мэнн предположила, что крутой джаз и хард-боп просто отражают их географическую среду: непринужденный стиль крутого джаза отражает более спокойный образ жизни в Калифорнии, в то время как вождение бопа является типичным примером нью-йоркской сцены. [7] Некоторые писатели, такие как Джеймс Линкольн Коллиер , предполагают, что этот стиль был попыткой вернуть джаз как форму афроамериканского самовыражения. [8] Независимо от того, было ли это намерением, многие музыканты быстро переняли этот стиль, независимо от расы. [3]

Происхождение

[ редактировать ]
Квинтет Горация Сильвера в Амстердаме, 1959 год.

По словам Нэта Хентоффа в его примечаниях к Арта Блейки Колумбия пластинке в 1957 году под названием Hard Bop , эта фраза была придумана музыкальным критиком и пианистом Джоном Мехеганом , джазовым обозревателем газеты New York Herald Tribune в то время. Хард-боп впервые появился в середине 1950-х годов, и обычно считается, что он возник у Jazz Messengers , квартета под руководством пианиста Хораса Сильвера и барабанщика Арта Блейки . [3] [6] В качестве альтернативы Энтони Масиас указывает на Детройт как на один из первых центров развития бопа и хард-бопа, отмечая детройтских музыкантов Барри Харриса и Кенни Баррелла , а также тот факт, что Майлз Дэвис жил в городе с 1953 по 1954 год. Билли Митчелл , тенор-саксофонист, организовал группу, которая играла в Blue Bird Inn в начале 1950-х годов, что «закрепило джазовую сцену города» и привлекло в город музыкантов хард-бопа. [9]

Майкл Кускуна утверждает, что усилия Сильвера и Блейки были ответом на бибоп-сцену Нью-Йорка:

И Арт, и Гораций прекрасно осознавали, чем хотят заниматься. Они хотели уйти от джазовой сцены начала 50-х, которая была сценой Birdland — вы нанимаете Фила Вудса , Чарли Паркера или Джей Джей Джонсона , они приходят и садятся с хаус-ритм-секцией и играют только блюз и стандарты. это все знают. Никаких репетиций, никаких мыслей о публике. И Хорас, и Арт знали, что единственный способ вернуть джазовую аудиторию и сделать ее больше, чем когда-либо, — это создавать по-настоящему запоминающуюся и запланированную музыку, в которой вы учитываете аудиторию и делаете все кратко. Им очень нравилось копаться в блюзе и госпеле, вещах универсального характера. Поэтому они собрали группу, которую впоследствии назвали Jazz Messengers. [10]

Дэвид Розенталь рассматривает развитие хард-бопа как ответ как на упадок бибопа, так и на рост ритм-н-блюза:

В начале пятидесятых годов сформировалась чрезвычайно динамичная ритм-энд-блюзовая сцена... Эта музыка, а не крутой джаз, была тем, что хронологически разделяло бибоп и хард-боп в гетто. Молодые джазовые музыканты, конечно, наслаждались и слушали эти звуки R&B, которые, среди прочего, положили начало смеси блюза и госпела, которую позже назовут « соул-музыкой ». И именно в этой энергично творческой черной поп-музыке, в то время, когда бибоп, казалось, потерял как свое направление, так и свою аудиторию, можно найти некоторые корни хард-бопа. [2] : 24 

Гораций Сильвер

Ключевой записью на раннем этапе развития хард-бопа была композиция Сильвера " The Preacher ", которую считали "старомодной" или "банальной", так что Blue Note глава Альфред Лайон не решался записывать эту песню. [2] : 38  [10] Однако песня стала успешным хитом. [10]

Майлз Дэвис, исполнивший заглавную песню своего альбома Walkin' на первом джазовом фестивале в Ньюпорте сформировал квинтет Майлза Дэвиса в 1954 году, в 1955 году вместе с Джоном Колтрейном , став известным в хард-бопе, прежде чем перейти к другим стилям. [6] Другими ранними документами были два тома альбомов Blue Note A Night at Birdland , также 1954 года, записанные Jazz Messengers в Birdland за несколько месяцев до выступления Дэвиса в Ньюпорте. Клиффорд Браун , трубач на альбомах Birdland, сформировал квинтет Brown-Roach с барабанщиком Максом Роучем . Среди пианистов группы был Ричи Пауэлл. [11] и Карл Перкинс , [3] оба умерли в молодом возрасте.

Мейнстрим

[ редактировать ]

Дэвид Эйк отмечает, что к середине 1950-х годов «мир бопа явно не был тем «замкнутым» кругом, которым он был в первые дни». Это совпало с духом соперничества среди боп-музыкантов, стремящихся играть «виртуозно и сложно», а также с тем, что Аке называет «джазовой мужественностью». [12] Растущее влияние хард-бопа совпало с появлением поколения джазовых пианистов, получивших известность в конце 1950-х годов (среди них Томми Флэнаган , Кенни Дрю и Уинтон Келли ), которые применили «измененные» подходы к бибопу. Хотя эти музыканты не работали исключительно или конкретно в рамках хард-бопа, их связь с хард-боп-саксофонистами поставила их в более широкий круг этого жанра. [13] Уменьшение влияния West Coast Jazz в конце 1950-х годов ускорило рост популярности хард-бопа, в то время как переход к пластинкам со скоростью вращения 33 об / мин способствовал переходу к более длинным соло, которые были типичны для хард-боп-альбомов. [5] В течение пятнадцати лет с 1952 по 1967 год Blue Note Records набирала музыкантов и продвигала хард-боп, который Янов назвал «классным». [5]

Критическим альбомом, который закрепил мейнстримное присутствие хард-бопа в джазе, стал A Blowin' Session (1957), в котором участвовали саксофонисты Джонни Гриффин , Джон Колтрейн и Хэнк Мобли; трубач Ли Морган; пианист Уинтон Келли; басист Пол Чемберс ; и Арт Блейки. Описанный Элом Кэмпбеллом как «один из величайших джем-сейшенов в стиле хард-боп, когда-либо записанных» и «наполненный заразительной страстью и духом товарищества», это была единственная студийная сессия, когда-либо записанная с участием всех трех саксофонистов. Это закрепило «способность Колтрейна перемещаться по сложным сменам аккордов в быстром темпе» и связано с репутацией Гриффина как «самого быстрого саксофониста в мире». [14] В 1956 году The Jazz Messengers записали альбом под названием Hard Bop , который был выпущен в 1957 году с участием Билла Хардмана трубача и саксофониста Джеки Маклина , со смесью композиций хард-бопа и джазовых стандартов . [15] Вскоре после этого, в 1958 году, The Jazz Messengers в новом составе, включавшем Ли Моргана на трубе и Бенни Голсона на саксофоне, [16] записал типичный хард-боп альбом Moanin' , [5] с альбомом, новаторским в соул-джазе. Голсон и Морган сформировали свои собственные группы и выпустили новые пластинки в жанре хард-боп: Golson's Jazztet с Артом Фармером на трубе записали альбом Meet the Jazztet присвоил пятизвездочный рейтинг в 1960 году, которому AllMusic , а Морган исследовал хард-боп и родственные жанры в таких пластинках, как The Sidewinder , известный своим «фанковым танцевальным ритмом [e], основанным на соул-джазе, латинском бугалу , блюзе и R&B». [17] Альбомы Моргана привлекли восходящих звезд джазового мира, особенно саксофонистов Джо Хендерсона и Уэйна Шортера ; С последним Морган установил «давнее партнерство». [17]

Между тем, в конце 1950-х - начале 1960-х годов Джон Колтрейн был выдающимся саксофонистом в жанре хард-боп, и такие альбомы, как Blue Train и Giant Steps, иллюстрировали его способность играть в этом стиле. в его альбоме Stardust Например, (1958) играл на трубе молодой Фредди Хаббард . [18] который впоследствии стал «стилистом хард-бопа». [19] Blue Train был описан Ричардом Хейверсом как «шедевр хард-бопа Колтрейна», хотя редактирование, внесенное в одну из пластинок альбома, вызвало споры после неодобрения со стороны звукорежиссера Руди Ван Гелдера. [20] В начале-середине 1960-х, перед своей смертью, Колтрейн экспериментировал с фри-джазом, но снова черпал влияние хард-бопа в своем альбоме 1965 года A Love Supreme . [21] Колтрейн долгое время был участником группы Майлза Дэвиса, которая преодолела разрыв между хард-бопом и модальным джазом с помощью таких альбомов, как Milestones и Kind of Blue . Эти альбомы представляли собой переход к более экспериментальному джазу, но Дэвис сохранил основные идеи хард-бопа, такие как «тема вызова и ответа», присутствующая в одном из Kind of Blue самых известных треков « So What ». [22] Более ранний альбом Milestones был описан как «в долгу перед хард-бопом» из-за его «быстрых скоростей, угловатых фраз и драйвовых ритмов». [22]

сформировал группу В начале 1960-х Джо Хендерсон вместе с Кенни Дорхэмом , которая записывалась для Blue Note Records и много играл в качестве сайдмена в группах Хораса Сильвера и Херби Хэнкока ; однако он получил меньшее признание после того, как переехал в Сан-Франциско и начал записываться для Milestone . [23] Другие хард-боп-музыканты уехали в Европу, например, пианист Бад Пауэлл (старший брат Ричи Пауэлла) в 1959 году и саксофонист Декстер Гордон в 1962 году. Пауэлл, пианист-бибоп, продолжал записывать альбомы в начале 1960-х, в то время как альбом Гордона « Наш человек в Париже» стал «одним из его самых знаковых альбомов» для Blue Note. [24]

Среди других музыкантов, внесших свой вклад в стиль хард-боп, — Дональд Берд , Тина Брукс , Сонни Кларк , Лу Дональдсон , Блу Митчелл , Сонни Роллинз и Сонни Ститт .

Дэвид Розенталь считает шесть альбомов одними из ярких моментов эпохи хард-бопа: Ugetsu , Kind of Blue , Saxophone Colossus , Let Freedom Ring , Mingus Ah Um и Brilliant Corners , называя их одними из «шедевров» жанра. [13]

Упадок и возрождение

[ редактировать ]
Уинтон Марсалис, важная фигура в возрождении основного джаза.

Скотт Яноу охарактеризовал хард-боп конца 1960-х как «заканчивающийся бензин». Продажи и упадок Blue Note Records в конце 1960-х и начале 1970-х годов в сочетании с быстрым ростом соул-джаза и фьюжн в значительной степени заменили преобладание хард-бопа в джазе, хотя в 1980-х годах боп пережил серьезное возрождение, известное как движение молодых львов. . [5] Яноу также объясняет временный упадок хард-бопа в 1970-е годы «возвышением коммерческого рока и консолидацией большинства независимых звукозаписывающих компаний». [5] Поскольку рок-группы, такие как The Beatles, переняли харизму хард-бопа и авангардный джаз , который имел ограниченную привлекательность за пределами джазовых кругов, внося «разногласия и противоречия в джазовое сообщество», Дэвис и другие бывшие хард-бопперы оставили этот жанр только ради новых Жанр фьюжн сам по себе сократится в течение следующего десятилетия. [25]

Дэвис привел других джазовых музыкантов к жанру фьюжн, особенно трубачей. Например, переход Дональда Берда к коммерческому фьюжн и плавным джазовым записям начала 1970-х годов, хотя и отмечался в некоторых кругах, поклонники хард-бопа считали «предательством». Его альбом Black Byrd (1973), самый успешный альбом Blue Note, приблизился к первому месту в чартах R&B, несмотря на сопротивление джазовых пуристов. [26] Однако в 1985 году снятый концерт One Night with Blue Note собрал тридцать преимущественно хард-боп-музыкантов, включая Арта Блейки, Рона Картера , Джонни Гриффина и Фредди Хаббарда. [27]

После упадка фьюжн молодые музыканты начали возрождение бопа, самым известным сторонником этого направления был трубач Уинтон Марсалис . Возрождение стало «возрождением» к 1990-м годам. [28] и к 1990-м годам возрождение хард-бопа стало настолько заметным, что Янов назвал его «основой современного акустического джаза». [5] Джо Хендерсон, например, был описан Яновом как «национальная знаменитость и постоянный победитель опросов» в джазовых кругах после подписания контракта с Verve в 1990-х годах, во многом из-за изменений в маркетинге. [23]

Наследие

[ редактировать ]

Розенталь заметил, что «годы с 1955 по 1965 год представляют собой последний период, когда джаз без особых усилий привлекал самых молодых чернокожих музыкантов-хиппи, наиболее продвинутых в музыкальном плане, тех, кто обладал наиболее солидными техническими навыками и самым сильным чувством себя, не только как артистов. но как художники». В том же тексте он сетует на «множество хулителей хард-бопа и мало красноречивых защитников», называя некоторые комментарии его критиков «уничижительными клише». [13] В качестве альтернативы Янов предлагает несколько более длительный период, с 1955 по 1968 год, в течение которого хард-боп был «самым доминирующим джазовым стилем». [5]

Хотя стиль хард-боп пользовался наибольшей популярностью в 1950-х и 1960-х годах, исполнители хард-бопа и элементы музыки по-прежнему присутствуют в джазе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Гридли, Марк К. (1994), Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевин, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, стр. 11–12 , ISBN  0-87930-308-5
  2. ^ Jump up to: а б с Розенталь, Дэвид Х. (1992), Хард-боп: джаз и черная музыка 1955–1965 , Нью-Йорк: Оксфордский университет, ISBN  0-19-505869-0
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Таннер, Пол О.В .; Морис Героу; Дэвид В. Мегилл (1988) [1964]. «Хард-боп — фанки» . Джаз (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Уильям С. Браун, отдел колледжа. стр. 112–121 . ISBN  0-697-03663-4 .
  4. ^ «История хард-бопа» . Хронология афроамериканской музыки . Проверено 30 апреля 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час "хардбопз" . www.scottyanow.com . Проверено 30 апреля 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Кейс, Брайан (2006) [1997], «The Harder They Come» , в Рое Карре (редактор), « Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной» , Лондон: Хэмлин, стр. 106–121 , ISBN  0-681-03179-4
  7. ^ Мэнн, Шелли . «Джаз: американская классика» (интервью: видео). Беседовал Реджинальд Бакнер. Цитируется в Tanner et al. , p. 113.
  8. ^ Коллиер, Джеймс Линкольн (1978), Создание джаза , Нью-Йорк: Dell, стр. 435–453 . Цитируется в Tanner et al. , p. 112.
  9. ^ Масиас, Энтони (2010). « Детройт был тяжелым»: современный джаз, бибоп и афроамериканская экспрессивная культура» . Журнал афроамериканской истории . 95 (1): 44–70. doi : 10.5323/jafriamerhist.95.1.0044 . ISSN   1548-1867 . JSTOR   10.5323/jafriamerhist.95.1.0044 . S2CID   140951100 .
  10. ^ Jump up to: а б с Шаффер, Дин (20 августа 2010 г.). «Тайны хранилища Blue Note: Майкл Кускуна о Монке, Блейки и том, кто сбежал» . Коллекционерский еженедельник . ООО «Маркет Стрит Медиа» . Проверено 11 ноября 2010 г.
  11. ^ «Биография, песни и альбомы Ричи Пауэлла» . Вся музыка . Проверено 30 апреля 2022 г.
  12. ^ Аке, Дэвид (1998). «Переоформление джаза: Орнетт Коулман, «Одинокая женщина» и джазовая сцена Нью-Йорка в конце 1950-х» . Американская музыка . 16 (1): 25–44. дои : 10.2307/3052674 . ISSN   0734-4392 . JSTOR   3052674 .
  13. ^ Jump up to: а б с Розенталь, Дэвид Х. (1988). «Хард-боп и его критики» . Черная перспектива в музыке . 16 (1): 21–29. дои : 10.2307/1215124 . ISSN   0090-7790 . JSTOR   1215124 .
  14. ^ Сессия "Blowin'" - Джонни Гриффин | Песни, обзоры, авторы | AllMusic , получено 30 апреля 2022 г.
  15. ^ Хард-боп - Арт Блейки, Арт Блейки и посланники джаза | Песни, обзоры, авторы | AllMusic , получено 30 апреля 2022 г.
  16. ^ Moanin' - Арт Блейки и посланники джаза, Арт Блейки | Песни, обзоры, авторы | AllMusic , получено 30 апреля 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Биография, песни и альбомы Ли Моргана» . Вся музыка . Проверено 30 апреля 2022 г.
  18. ^ Звездная пыль - Джон Колтрейн | Песни, обзоры, авторы | AllMusic , получено 30 апреля 2022 г.
  19. ^ «Фредди Хаббард» . www.bluenote.com . Проверено 30 апреля 2022 г.
  20. ^ Хейверс, Ричард (15 сентября 2021 г.). « Голубой поезд: шедевр хард-бопа Джона Колтрейна» . uОткройте для себя музыку . Проверено 30 апреля 2022 г.
  21. ^ «Джон Колтрейн: Путеводитель по его жизни и музыке» . Мастер-класс . 24 февраля 2022 г. . Проверено 30 апреля 2022 г.
  22. ^ Jump up to: а б Барретт, Сэмюэл (2006). « Вид Blue» и экономика модального джаза» . Популярная музыка . 25 (2): 185–200. дои : 10.1017/S0261143006000857 . ISSN   0261-1430 . JSTOR   3877558 . S2CID   56391910 .
  23. ^ Jump up to: а б «Биография, песни и альбомы Джо Хендерсона» . Вся музыка . Проверено 30 апреля 2022 г.
  24. ^ Уоринг, Чарльз (27 февраля 2022 г.). «Декстер Гордон – Мастер игры на тенор-саксофоне» . uОткройте для себя музыку . Проверено 30 апреля 2022 г.
  25. ^ Уоринг, Чарльз (2 апреля 2022 г.). «Когда джаз правил миром: расцвет и господство единственного настоящего искусства Америки» . uОткройте для себя музыку . Проверено 30 апреля 2022 г.
  26. ^ «Дональд Берд» . www.bluenote.com . Проверено 9 июля 2022 г.
  27. ^ Джопсон, Джон (27 января 2004 г.), One Night with Blue Note (музыка), Capitol Records , получено 2 августа 2022 г.
  28. ^ «Молодые львы» вернули ревущий бибоп и свинг» . Общественное радио KNKX . 27 апреля 2022 г. Проверено 30 апреля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d8fb367fd4bc2552828700a8e005f92__1720092180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/92/5d8fb367fd4bc2552828700a8e005f92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hard bop - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)