Женщины в джазе
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Женщины в джазе внесли свой вклад на протяжении многих эпох в истории джаза как в качестве исполнителей, так и в качестве композиторов, авторов песен и руководителей оркестров. Хотя такие женщины, как Билли Холидей и Элла Фицджеральд, были известны своим джазовым пением, женщины добились гораздо меньшего признания за свой вклад в качестве композиторов , руководителей оркестров и инструментальных исполнителей. Среди других известных джазовых женщин - пианистка Лил Хардин Армстронг и авторы джазовых песен Ирен Хиггинботэм и Дороти Филдс .
История
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Когда избирательное право женщин достигло своего пика после ратификации Девятнадцатой поправки Соединенных Штатов 18 августа 1920 года и развития освобожденного образа хлопушки , женщины начали делать заявления в обществе. В « эпоху джаза » после окончания Первой мировой войны женщины стали принимать более активное участие в рабочей силе , что дало им больше независимости. В эпоху джаза и в 1930-е годы появлялись «девчачьи» группы, такие как Blue Belles, Parisian Redheads (позже Bricktops), Лил-Хардина All-Girl Band , The Ingenues , Harlem Playgirls под руководством таких людей, как Нелиски Энн Бриско и Эдди Крампа, « Международных возлюбленных ритма» , «Музыкальных возлюбленных Фила Спитални» , «Хелен Льюис и ее девчачьи джазовые синкопаторы», а также «Хелен Льюис и ее королевы ритма». [1] [2] были популярны. У женщин было гораздо больше возможностей в плане общественной жизни и развлечений. Такие идеи, как равенство и более свободная сексуальность, начали распространяться, и женщины взяли на себя новые роли. В 1920-е годы появилось много известных женщин-музыкантов, в том числе афроамериканская блюзовая певица Бесси Смит (1894–1937), которая вдохновляла певцов более поздних эпох, в том числе Билли Холидей (1915–1959) и Дженис Джоплин (1943–1970). [3] В 1920-е годы женщин, исполняющих джазовую музыку, было немного, но женщин, играющих на джазовых инструментах, было еще меньше. Мэри Лу Уильямс , известная своим талантом пианистки, считается одной из «матерей джаза» благодаря тому, что она пела и одновременно играла на фортепиано. [4]
Лови Остин (1887–1972) была пианисткой и руководителем оркестра. Пианист Лил Хардин Армстронг (1898–1971) первоначально был участником Кинга Оливера группы вместе с Луи Армстронгом , а затем играл на фортепиано в группе Армстронга Hot Five , а затем в своей следующей группе Hot Seven . [5] Валайда Сноу (1904–1956) стала настолько известной трубачкой, что ее стали называть «Маленький Луи». [6]
Лишь в 1930-х и 1940-х годах многие джазовые певицы, такие как Билли Холидей, были признаны успешными артистками в музыкальном мире. [5] Музыка Билли Холидей приобрела известность после Великой депрессии . Вместе с несколькими артистами-мужчинами она добавила новый оттенок звукам джаза, которые стали известны как свинговая музыка. Эта музыка привела к более интенсивному использованию группы инструментов, и многие артисты начали играть музыку в дополнение к пению. [7] Эти женщины настойчиво стремились прославить свои имена в музыкальной индустрии и проложить путь для многих будущих женщин-исполнителей. [5]
Хотя написание джазовых песен долгое время было сферой, в которой доминировали мужчины, было несколько известных женщин-авторов джазовых песен. Ирен Хиггинботэм (1918–1988) написала почти 50 песен, самая известная из которых — « Good Morning Heartache ». [8] Энн Ронелл (1905–1993) известна своим хитом 1932 года « Willow Weep for Me » и диснеевской песней 1933 года « Кто боится большого злого волка? ». [8] Дороти Филдс (1905–1974) написала тексты более чем 400 песен, некоторые из которых исполнил Дюк Эллингтон . она написала песню « The Way You Look Tonight » Вместе с Джеромом Керном , которая получила «Оскар» 1936 года за лучшую песню . Она также написала в соавторстве несколько джазовых стандартов с Джимми МакХью , в том числе « Exactly Like You », « On the Sunny Side of the Street » и « I Can’t Give You Anything, кроме Love, Baby ». [8]
Самая известная песня Лила Хардина Армстронга «Struttin’ with Some Barbecue» была записана 500 раз. Другие ее известные песни - «Doin' the Suzie Q», «Just for a Thrill» и «Bad Boy». [8] Хотя Билли Холидей наиболее известна как певица, она написала песни « Боже, благослови ребенка » и « Не объясняй » вместе с Артуром Херцогом-младшим , а также написала блюзовую песню « Fine and Mellow ». [8]
ЮАР
[ редактировать ]Помимо более ранних певиц, таких как Мириам Макеба или Дороти Масука , среди женщин в современном южноафриканском джазе есть тромбонистка Сия Макузени, пианистка и вокалистка Танди Нтули или пианистки Линди Нгонело и Линди Нгонело. [9]
Активизм
[ редактировать ]На заре джазовой индустрии мужественность рассматривалась как предпочтение, которое заставляло женщин в джазе бороться за признание. Многие музыканты начали рассматривать неравенство с музыкальной точки зрения и применять те же концепции, становясь активистами. Некоторые женщины в джазе были активистками либо за гендерное равенство, либо за расовое равенство, а часто и за то и другое. После того, как джазовая музыка перешла из 1920-х в 1950-е годы, многие чернокожие артистки начали больше петь в стиле R&B-блюза, а также в стиле фолк-джаза.
Нину Симоне считали создавшей выдающийся прецедент для других артистов, поскольку она моделировала так называемый новый стиль джаза. Ее стиль также был примерно во времена популярного Движения за гражданские права , которое достигло пика в конце 1950-х годов и продолжалось до 60-х годов. В 1964 году Симона выступила в Карнеги-холле перед белой аудиторией. Одной из песен, которые она решила спеть, была « Mississippi Goddam », в которой разъяснялась расовая несправедливость чернокожих, живущих в Миссисипи , Алабаме и Теннесси . [10] Хотя аудитория была полностью белой, многие из тех, кто слушал, отреагировали с интересом и беспокойством, а не с критикой, что добавило еще один слой к культуре джаза в эпоху гражданских прав. Джаз стал объединяющей концепцией среди контрастирующих рас и культур, а популярные гимны Симоны продолжали оставаться продуктом проблем, связанных с Движением за гражданские права, и проявленной несправедливости. [11]
Билли Холидей » дала эффективную идею Движению за гражданские права была еще одной выдающейся джазовой певицей, которая в своей песне « Strange Fruit . [12] Через эмоциональное и метафорическое повествование песня Холидей изображает видение и суровую реальность линчевания чернокожих из-за расизма. Холидей исполняла эту песню почти каждый вечер, когда выходила на сцену, тем самым превратив песню в популярную мелодию. Эта мелодия постепенно стала ассоциироваться с протестами за гражданские права и часто использовалась известными активистами, такими как Малкольм Икс . [12] [13]
Роль женщин
[ редактировать ]Исторически женщины-исполнительницы в джазе были в основном певицами, среди них Элла Фицджеральд (1917–1996), Билли Холидей (1915–1959) , Бесси Смит (1894–1937), Кармен Макрей (1920–1994), Дина Вашингтон (1924–1963 ). ), Сара Вон (1924–1990), Бетти Картер (1929–1998), Анита О'Дэй (1919–2006), Эбби Линкольн (1930–2010), Нэнси Уилсон (1937–2018), Дайан Шур (1953 г.р.) , Дайана Кролл (1964 г.р.) и Гретхен Парлато (1976 г.р.). Однако есть много выдающихся инструментальных исполнителей. В некоторых случаях эти музыканты также являются композиторами и руководителями оркестров:
- Биги Адэр (фортепиано, аранжировщик и композитор)
- Тошико Акиёси (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Мелисса Алдана (тенор-саксофон и руководитель оркестра)
- Джери Аллен (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Лил Хардин Армстронг (фортепиано, композитор, аранжировщик и руководитель группы)
- Линн Арриале (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Дороти Эшби (арфа, композитор и руководитель оркестра)
- Лови Остин (фортепиано и руководитель оркестра)
- Джуди Бэйли (фортепиано, композитор, руководитель оркестра)
- Милая Эмма Барретт (фортепиано)
- Карла Блей (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Джейн Айра Блум (сопрано-саксофон, композитор и руководитель оркестра)
- Джоан Брэкин (фортепиано, композитор)
- Джейн Баннетт (саксофон, флейта, фортепиано и руководитель оркестра)
- Джуди Кармайкл (фортепиано, руководитель группы и вокалистка)
- Терри Лайн Кэррингтон (ударные)
- Барбара Кэрролл (фортепиано, руководитель оркестра)
- Реджина Картер ( джазовая скрипка )
- Анат Коэн (кларнет, тенор и сопрано-саксофоны, руководитель оркестра)
- Элис Колтрейн (арфа, композитор и руководитель оркестра)
- Рокси Косс (саксофон, флейта)
- Блоссом Дири (фортепиано, вокалистка и руководитель группы)
- Дена ДеРоуз (фортепиано, вокалистка)
- Дороти Донеган (фортепиано, вокалистка)
- Элиан Элиас (фортепиано, вокалистка, композитор, аранжировщик)
- Мими Фокс (гитара и руководитель группы)
- Чампиан Фултон (фортепиано, вокалист, композитор и руководитель группы)
- Шейла Гонсалес (саксофоны, деревянные духовые инструменты)
- Мэри Халворсон (гитара и руководитель оркестра)
- Ютта Хипп (фортепиано)
- Ширли Хорн (фортепиано, вокалистка)
- Бобби Хамфри (флейта)
- Марджи Хайамс (фортепиано и вибрафон)
- Ингрид Йенсен (труба)
- Долли Джонс (труба)
- Йоко Канно (композитор, аранжировщик и руководитель группы)
- Андреа Келлер (фортепиано, композитор)
- Грейс Келли (саксофон)
- Джоэль Хури (фортепиано и композитор)
- Джанетт Кимбалл (фортепиано)
- Кристин Корб (бас, вокалист, руководитель группы и композитор)
- Дайана Кролл (фортепиано, вокалистка и руководитель группы)
- Катя Лабек (фортепиано)
- Мельба Листон (тромбон, аранжировщик, композитор и руководитель оркестра)
- Мэрилин Мазур (ударные, перкуссия)
- Мэриан МакПартленд (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Майра Мелфорд (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Амина Клодин Майерс (фортепиано, орган и композитор)
- Линда О (бас, композитор и руководитель группы)
- Мэри Осборн (гитара и руководитель оркестра)
- Ники Пэрротт (бас, вокалистка и руководитель группы)
- Энн Паттерсон (саксофоны, деревянные духовые инструменты)
- Билли Пирс (фортепиано)
- Терри Поллард (фортепиано, вибрафон и руководитель оркестра)
- Ви Редд (альт-саксофон и руководитель оркестра)
- Эмили Ремлер (гитара и руководитель оркестра)
- Рене Роснес (фортепиано, композитор, аранжировщик и руководитель группы)
- Стейси Роулз (труба)
- Патрис Рашен (фортепиано, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра)
- Гея Шелл (фортепиано, флейта, композитор)
- Мария Шнайдер (композитор, аранжировщик и руководитель группы)
- Хейзел Скотт (классическое фортепиано, певица и актер)
- Нина Симоне (фортепиано, вокалистка и руководитель группы)
- Эсперанса Спалдинг (басистка, вокалистка и композитор)
- Риёко Такаги (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Барбара Томпсон (саксофонистка, флейтистка и композитор)
- Хироми Уэхара (фортепиано, композитор и руководитель оркестра)
- Мэри Лу Уильямс (фортепиано, аранжировщик, руководитель оркестра, композитор)
Были также женские джаз-бэнды , такие как The International Sweethearts of Rhythm .
Факторы, способствующие снижению уровня участия и признания
[ редактировать ]По словам Джессики Дючен , музыкального обозревателя лондонской газеты The Independent , женщин-музыкантов «слишком часто судят по их внешности, а не по таланту», и они сталкиваются с давлением, «заставляющим выглядеть сексуально на сцене и на фотографиях». [14] Дюшен заявляет, что, хотя «есть женщины-музыканты, которые отказываются играть на своей внешности, ... те, кто это делает, обычно добиваются большего материального успеха». [14] По словам редактора британской BBC Radio 3 Эдвины Уолстенкрофт, музыкальная индустрия уже давно открыта для участия женщин в выступлениях или развлекательных ролях, но женщины гораздо реже занимают руководящие должности, например, руководят оркестром . [15] В популярной музыке, хотя многие женщины-певицы записывают песни, за аудиоконсолью очень мало женщин , выступающих в роли музыкальных продюсеров, людей, которые направляют и управляют процессом записи. [16]
«Лишь немногие из многих женщин [авторов песен] в Америке опубликовали и услышали свою музыку в конце 19-го и начале 20-го веков». [17] По словам Ричарда А. Рублина и Ричарда Г. Бейла, «отсутствие упоминания женщин [авторов песен] является вопиющим и досадным упущением в нашем музыкальном наследии». [17] Женщины «изо всех сил пытались писать и публиковать музыку в мужском мире Тин-Пэн-Элли 20-го века . До 1900 года и даже после 1900 года ожидалось, что «женщины будут исполнять музыку, а не создавать музыку». [17] В 1880 году чикагский музыкальный критик Джордж П. Аптон написал книгу «Женщины в музыке », в которой утверждал, что «женщинам не хватает врожденных творческих способностей для сочинения хорошей музыки» из-за «биологической предрасположенности». [17] Позже было признано, что женщины будут играть роль в музыкальном образовании, и они стали участвовать в этой области «до такой степени, что женщины доминировали в музыкальном образовании во второй половине XIX века и вплоть до XX века». [17] «В светской музыке, изданной в Америке до 1825 года, представлено лишь около 70 произведений женщин». В середине 19 века появились известные авторы песен-женщин, в том числе Фаустина Хассе Ходжес , Сьюзан МакФарланд Паркхерст , Огаста Браун и Мэрион Дикс Салливан . К 1900 году женщин-авторов песен стало гораздо больше, но «многим все еще приходилось использовать псевдонимы или инициалы», чтобы скрыть тот факт, что они женщины. [17]
Однако в последнее время женщины используют джазовую музыку также для создания движений и повышения осведомленности о сексизме и женоненавистничестве в джазовой индустрии. Группа женщин под названием «We Have a Voice Collective» стремится привлечь внимание и выразить признательность женщинам, связанным с джазовой музыкой прошлого и настоящего. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Приход в театр» . Питтсбург Пресс . 30 июня 1931 г. с. 28.
- ^ Веб-сайт Стейси Харрис.
- ^ Уорд, Ларри Ф. «Бесси», Примечания , Том 61, номер 2, декабрь 2004 г., стр. 458–460 (обзор). Ассоциация музыкальных библиотек.
- ^ Хаузи, Маргарет. «Джазовые профили» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Борзилло, Кэрри (29 июня 1996 г.), «Женщины в джазе: музыка на их условиях - по мере исчезновения гендерных предубеждений появляются новые артисты», Billboard 108:26, стр. 1, 94–96.
- ↑ Уильямс, Ричард (14 февраля 2004 г.), «Королева трубы» (обзор Валайды Кэндис Аллен ), The Guardian .
- ^ Джоя, Тед. «Джаз в мире» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джоя, Тед (12 марта 2013 г.). «Пять женщин-авторов песен, которые помогли сформировать звучание джаза» . Блог ОУП . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ Мончо-Марипане, Кгомоцо (2 сентября 2016 г.). «Пять южноафриканских джазовых инструменталисток, которых вы должны знать» . Африпоп! - Что нового и что дальше в глобальной африканской культуре . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Беннион, Роб (14 ноября 2016 г.). «Джазовая музыка и движение за гражданские права» . Золотой стандарт . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Голод, Макс (12 мая 2017 г.). «Влиятельные женщины в джазе» . ДВ . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Верити, Майкл (15 июля 2018 г.). «Джаз и движение за гражданские права» . Компания Мысль . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Райт-Мендоса, Джесси (май 2015 г.). «Как джаз и движение за гражданские права объединились в 1960-е годы» . Пусто на пустом месте . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дюшен, Джессика (19 марта 2014 г.), «Шокирующий гендерный разрыв в классической музыке» , CBC Music.
- ^ Дюшен, Джессика (28 февраля 2015 г.). «Почему мужское доминирование в классической музыке подходит к концу» . Хранитель .
- ^ Нкубе, Розина (сентябрь 2013 г.). «Звук не в тему: почему так мало женщин в аудио?» . Звук на звуке .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «В поисках женщин в американской песне; забытое музыкальное наследие» , Parlor Songs, 2002.
- ^ Руссонелло, Джованни (30 апреля 2018 г.). «Женщины, борющиеся с сексизмом в джазе, имеют право голоса. А теперь и кодекс поведения» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- МакГи, Кристин А. (1 июня 2009 г.). Некоторым понравилось погорячее: джазовые женщины в кино и на телевидении, 1928–1959 . Издательство Уэслианского университета . ISBN 978-0-8195-6908-0 .
- Растин, Николь Т. и Шерри Такер (редакторы) (2008), « Большие уши: прислушиваемся к гендеру в джазовых исследованиях» . Издательство Университета Дьюка . Проверено 17 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Женщины в джазе: библиография с многочисленными названиями об отдельных женщинах-музыкантах или гендерных исследованиях в джазе.