Jump to content

Мельба Листон

Мельба Листон
Листон в 1960 году
Листон в 1960 году
Справочная информация
Имя при рождении Мельба Доретта Листон
Рожденный ( 1926-01-13 ) 13 января 1926 г.
Канзас-Сити, Миссури , США
Умер 23 апреля 1999 г. ( 1999-04-23 ) (73 года)
Лос-Анджелес, Калифорния , США
Жанры Джаз
Род занятий Музыкант, композитор, аранжировщик, музыкальный педагог
Инструмент(ы) Тромбон
Годы активности 1940–1970-е годы

Мельба Доретта Листон (13 января 1926 г. - 23 апреля 1999 г.) [1] американский джазовый тромбонист, аранжировщик и композитор. Помимо тех, кто играл в женских группах, она была первой женщиной-тромбонисткой, игравшей в биг-бэндах в 1940-х и 1960-х годах, но по мере развития своей карьеры она стала более известна как аранжировщик . [2] особенно в партнерстве с пианистом Рэнди Уэстоном . [3] [4] Другие крупные художники, с которыми она работала, включают Диззи Гиллеспи , Билли Холидей , Джона Колтрейна и Каунта Бэйси . [5]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Листон родился в Канзас-Сити, штат Миссури . [1] В семь лет мать Листона купила ей тромбон, и она начала учиться играть. Ее семья поощряла ее музыкальные занятия, поскольку все они были любителями музыки. [6] Листон была в основном самоучкой, но ее «воодушевил ее дедушка, играющий на гитаре», с которым она провела много времени, обучаясь игре спиричуэлс и народных песен. [7] В восемь лет она уже была достаточно хороша, чтобы выступать сольно на местной радиостанции. [8] В возрасте 10 лет она переехала в Лос-Анджелес, Калифорния . Она была одноклассницей Декстера Гордона и дружила с Эриком Долфи . [7] Поиграв в молодежных группах и проучившись у Альмы Хайтауэр в течение трех лет, она решила стать профессиональным музыкантом и в 1943 году присоединилась к биг-бэнду под руководством Джеральда Уилсона . [9]

Листон вступила в Союз музыкантов (местный номер 474, Союз цветных музыкантов) в возрасте 16 лет, чтобы получить свою первую профессиональную работу в пит-бэнде театра Линкольна . [10] Она и Декстер Гордон начали вместе заниматься музыкой в ​​возрасте четырнадцати и семнадцати лет соответственно, и она записывалась с Гордоном в 1947 году. Когда Уилсон распустил свой оркестр в 1948 году, Листон присоединился к Диззи Гиллеспи в Нью-Йорке. биг-бэнду [9] в состав которого входили саксофонисты Джон Колтрейн , Пол Гонсалвес и пианист Джон Льюис , после того, как руководитель оркестра лично разыскал ее из-за ее таланта как тромбонистки, так и аранжировщика. [11] Листон выступала на второстепенной роли и нервничала, когда ее просили сыграть соло, но благодаря поддержке ей стало удобнее выступать в качестве ведущего голоса в группах. [3] хотя именно ее новаторские джазовые аранжировки узаконили ее присутствие в среде, где доминируют мужчины. [11] Она гастролировала с Каунтом Бэйси , затем с Билли Холидей (1949), но на нее настолько глубоко повлияло безразличие публики и суровость дороги, что она бросила играть и обратилась к образованию. Листон преподавал около трех лет.

На несколько лет она устроилась на канцелярскую работу и пополнила свой доход, работая массовкой в ​​Голливуде, снявшись с Ланой Тернер в фильме «Блудный сын» (1955). [12] и в «Десяти заповедях» (1956). Листон вернулась в Гиллеспи для туров, спонсируемых Государственным департаментом США в 1956 и 1957 годах, записанных с Арта Блейки ( Jazz Messengers 1957), и сформировала женский квинтет в 1958 году. В 1959 году она посетила Европу с шоу Free and Easy которого был Куинси Джонс , музыкальным руководителем . Она аккомпанировала Билли Экстайну с оркестром Куинси Джонса на альбоме At Basin Street East , выпущенном 1 октября 1961 года лейблом Verve.

В конце 1950-х она начала сотрудничать с пианистом Рэнди Уэстоном . [13] аранжировка композиций (в первую очередь собственных) для средних и крупных ансамблей. Эта ассоциация, особенно сильная в 1960-х годах, возродилась в конце 1980-х и 1990-х годах до ее смерти. Кроме того, она работала с Милтом Джексоном , Кларком Терри и Джонни Гриффином , а также работала аранжировщиком в Motown , появляясь на альбомах Рэя Чарльза . В 1964 году она помогла создать Питтсбургский джазовый оркестр. [14] В 1971 году она была выбрана музыкальным аранжировщиком записывающегося исполнителя Stax Кэлвина Скотта, чей альбом продюсировал первый продюсер Стиви Уандера , Кларенс Пол . Над этим альбомом она работала с Джо Сэмплом и Уилтоном Фелдером из Jazz Crusaders, блюзовым гитаристом Артуром Адамсом и джазовым барабанщиком Полом Хамфри . Она работала с молодежными оркестрами в Уоттсе, штат Калифорния, прежде чем в 1973 году приняла приглашение правительства Ямайки стать директором отделения афроамериканской поп-музыки и джаза в Музыкальной школе Ямайки. [15] Она вернулась в США в 1979 году, где была удостоена чести на первом женском джазовом фестивале в Канзас-Сити, штат Миссури, и на фестивале «Салют женщинам в джазе» в Нью-Йорке, а позже сформировала новую группу Melba Liston and Company. [15]

Во время своего пребывания на Ямайке она сочинила и аранжировала музыку для комедии 1975 года « Улыбнись апельсином» . [16] в главной роли Карл Брэдшоу , который тремя годами ранее снялся в первом ямайском фильме « Они труднее» (1972). Она также была композитором, аранжировщиком и музыкальным руководителем The Dread Mikado , театральной постановки, которая считается символом ямайской культурной революции. [17]

Она была вынуждена бросить играть в 1985 году после того, как инсульт оставил ее частично парализованной. [9] но она продолжала аранжировать музыку с Рэнди Уэстоном. В 1987 году она была награждена стипендией мастеров джаза от Национального фонда искусств . [18]

После повторных инсультов Листон умер в Лос-Анджелесе, Калифорния, 23 апреля 1999 года. [19] через несколько дней после посвящения ей и музыке Рэнди Уэстона в Гарвардском университете . На ее похоронах в соборе Святого Петра на Манхэттене выступили Уэстон с Джанном Паркером, а также Чико О'Фаррилла и Лоренцо Шихаб (вокал). афро-кубинский ансамбль [ нужна ссылка ]

Сочинение и аранжировка

[ редактировать ]

Листон уже писала и аранжировала музыку, когда училась в старшей школе, и она считала эту работу главным вкладом в своей карьере, неоднократно заявляя на протяжении всей своей жизни, что предпочитает писать музыку игре и соло. [15]

Ее ранняя работа с такими известными группами, как Каунт Бэйси и Диззи Гиллеспи, демонстрирует сильное владение идиомами биг-бэнда и бопа. Она работала аранжировщиком для многочисленных звукозаписывающих компаний, особенно Motown , и аранжировала партитуры для десятков известных музыкантов, включая Кларка Терри , Марвина Гэя , Мэри Лу Уильямс и Глорию Линн .

Однако, возможно, ее самая важная работа была написана для Рэнди Уэстона, с которым она время от времени сотрудничала на протяжении четырех десятилетий, с конца 1950-х по 1990-е годы. [13] Ее работу с Уэстоном сравнивают с сотрудничеством Билли Стрейхорна и Дюка Эллингтона .

На протяжении своей карьеры Листон работала «писателем-призраком». По словам одного писателя, «многие аранжировки из репертуара Гиллеспи, Джонса и Уэстона были выполнены Листоном». [20]

Наследие

[ редактировать ]

Листон была женщиной и занималась преимущественно мужской профессией. Хотя некоторые [21] считай ее невоспетым героем, [8] она пользуется большим уважением в джазовом сообществе. Листон была первопроходцем как тромбонистка, композитор и женщина. Она сформулировала трудности, с которыми приходится сталкиваться женщине в дороге:

«Есть естественные проблемы в дороге, женские проблемы, проблемы с жильем, стиркой и все такое, чтобы попытаться держать себя в руках, проблемы, через которые парням так или иначе, похоже, не придется проходить». [20]

Далее она рассказывает о трудностях, которые она пережила как афроамериканка, которые повлияли на ее музыкальную карьеру. [20] Однако в целом она положительно отзывалась о духе товарищества и поддержке со стороны музыкантов-мужчин. [3] Листон также занимался более серьезными проблемами неравенства в музыкальной индустрии. Один писатель сказал: «Было ясно, что ей приходилось постоянно доказывать свою компетентность, чтобы получить подходящую работу в качестве музыканта, композитора и аранжировщика. Ей не платили по справедливой шкале, и ей часто отказывали в доступе к более широким возможностям в качестве композитора». и аранжировщик». [20]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Музыкальный стиль Листона отражает чувства бибопа и пост-бопа, почерпнутые у Декстера Гордона, Диззи Гиллеспи и Арта Блейки. Ее самые ранние записанные работы, такие как «Mischievous Lady» Гордона, посвященная ей, ее соло представляют собой смесь мотивной и линейной импровизации, хотя в них, кажется, меньше используются расширенные гармонии и изменения. [6]

Ее аранжировки, особенно с Уэстоном, демонстрируют гибкость, превосходящую ее музыкальное воспитание в стиле бибоп 1940-х годов, независимо от того, работала ли она в стилях свинг, пост-боп, африканская музыка или Motown. [6] Ее владение ритмическими жестами, ритмическими движениями и полиритмами особенно примечательно (как показано в Uhuru Afrika и Highlife ). Ее инструментальные партии демонстрируют активное использование гармонических возможностей; хотя ее аранжировки предполагают относительно сдержанный интерес к исследованиям ансамблей фри-джаза, они используют расширенный тональный словарь, богатый измененными гармоническими тембрами, толстыми наслоениями и диссонансами. Ее работы на протяжении всей карьеры были хорошо приняты как критиками, так и публикой. [6]

Дискография

[ редактировать ]

В качестве лидера или соруководителя

[ редактировать ]

В качестве помощника или гостя

[ редактировать ]

С Артом Блейки и Jazz Messengers

С Бетти Картер

С Рэем Чарльзом

С Диззи Гиллеспи

С Куинси Джонсом

С Джимми Смитом

С Диной Вашингтон

С Рэнди Уэстоном

С другими

  1. ^ Jump up to: а б «Некролог: Мельба Листон» . Независимый . Лондон, Великобритания. 27 апреля 1999 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
  2. ^ Джонсон, Дэвид (15 июня 2015 г.). «Проявив себя: Мельба Листон, аранжировщик и первая леди тромбона» . Общественные СМИ Индианы . Проверено 1 ноября 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Смит, Джесси Карни , изд. (1996). Известные чернокожие американки: Книга 2 . Детройт, Мичиган: Исследование Гейла. стр. 413–415. ISBN  9780810391772 . OCLC   24468213 .
  4. ^ Оливер, Мирна (28 апреля 1999 г.). «Мельба Листон; джазовый тромбонист, композитор» . Лос-Анджелес Таймс .
  5. ^ Джонс, Джэ (19 октября 2018 г.). «Мельба Д. Листон: первая женщина-тромбонистка в эпоху биг-бэндов» . Черный тогда . Проверено 1 ноября 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Луиза, Ава (10 апреля 2018 г.). «Мельба и ее рог – достижения великой Мельбы Листона» . Все о джазе .
  7. ^ Jump up to: а б Каплан, Эрика (лето 1999 г.). «Мельба Листон: Это все из моей души». Антиохийский обзор . 57 (3): 415–425. дои : 10.2307/4613889 . JSTOR   4613889 .
  8. ^ Jump up to: а б Ситараман, Николь Уильямс (nd). «Мельба Листон» . Девушки в группе . Проверено 15 февраля 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Яноу, Скотт. «Мельба Листон» . Вся музыка . Проверено 15 января 2019 г.
  10. ^ Гордон, Максин (2014). «Декстер Гордон и Мельба Листон: сеанс «озорной леди»» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 9–26. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0009 . ISSN   0276-3605 . JSTOR   10.5406/blacmusiresej.34.1.0009 . S2CID   191454284 .
  11. ^ Jump up to: а б Кернодл, Тэмми Л. (2014). «Чернокожие женщины работают вместе: джаз, гендер и политика признания» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 27–55. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0027 . ISSN   0276-3605 . JSTOR   10.5406/blacmusiresej.34.1.0027 . S2CID   194065352 .
  12. ^ Вашер, Пол (17 мая 1999 г.). «Мельба Листон: уважаемая первая леди джазового тромбона» . Хранитель .
  13. ^ Jump up to: а б Гинелл, Ричард С. «Рэнди Уэстон» . Вся музыка . Проверено 15 января 2019 г.
  14. ^ «Что бы ни случилось с... Мельбой Листон» . Журнал «Эбони» . Издательство Джонсон. Июнь 1977 года . Проверено 30 мая 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с О'Коннелл, Моника Хейрстон; Такер, Шерри (2014). «Не тот, кто трубит в свой рог (?): Устные истории Мельбы Листон и классные презентации» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 121–158. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0121 . ISSN   0276-3605 . JSTOR   10.5406/blacmusiresej.34.1.0121 . S2CID   191549115 .
  16. ^ Барг, Лиза; Кернодл, Тэмми; Спенсер, Дайанте; Такер, Шерри (весна 2014 г.). "Введение". Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 5–6. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0001 .
  17. ^ Спенсер, Дайанте (2014). «Улыбнись апельсином: Мельба Листон на Ямайке» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 65–83. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0065 . ISSN   0276-3605 . JSTOR   10.5406/blacmusiresej.34.1.0065 . S2CID   154341441 .
  18. ^ «Мельба Листон: тромбонистка, аранжировщик, композитор, педагог» . Arts.gov . Национальный фонд искусств. 1987 год . Проверено 15 февраля 2023 г.
  19. ^ Уотрус, Питер (30 апреля 1999 г.). «Мельба Листон, 73 года, тромбонистка и выдающийся джазовый аранжировщик» . Нью-Йорк Таймс . п. С21 . Проверено 14 февраля 2023 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д Прайс III, Эммет Г. (весна 2014 г.). «Мельба Листон: женщина эпохи Возрождения». Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 163. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0159 . S2CID   194043078 .
  21. ^ Ситараман, Николь (25 сентября 2011 г.). «Невоспетые женщины джаза №6 - Мельба Листон» . Джазовое кафе Курта .
  22. ^ «Мельба Листон | Кредиты | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 7 августа 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Журнал исследований черной музыки , Vol. 34, № 1 (весна 2014 г.) . Спецвыпуск посвящен Мельбе Листон.
  • Аммер, Кристина. 2001. Невоспетые: история женщин в американской музыке , 2-е изд. Портленд, Орегон: Амадей.
  • Даль, Линда. 1984. Бурная погода: музыка и жизнь джазменок столетия . Нью-Йорк: Пантеон.
  • Хьюз, Лэнгстон. 1960. Аннотации, Ухуру Африка . (Смотрите дискографию.)
  • Миллер, С.Л. (1992). «Рэнди Уэстон и Мельба Листон: чудесным образом снова вместе». Джаз Таймс . 22 (1): 24.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c03409d3821b695bd4812e2ba813f2f6__1711107780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/f6/c03409d3821b695bd4812e2ba813f2f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Melba Liston - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)