Мельба Листон
Мельба Листон | |
---|---|
![]() Листон в 1960 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Мельба Доретта Листон |
Рожденный | Канзас-Сити, Миссури , США | 13 января 1926 г.
Умер | 23 апреля 1999 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | (73 года)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик, музыкальный педагог |
Инструмент(ы) | Тромбон |
Годы активности | 1940–1970-е годы |
Мельба Доретта Листон (13 января 1926 г. - 23 апреля 1999 г.) [1] американский джазовый тромбонист, аранжировщик и композитор. Помимо тех, кто играл в женских группах, она была первой женщиной-тромбонисткой, игравшей в биг-бэндах в 1940-х и 1960-х годах, но по мере развития своей карьеры она стала более известна как аранжировщик . [2] особенно в партнерстве с пианистом Рэнди Уэстоном . [3] [4] Другие крупные художники, с которыми она работала, включают Диззи Гиллеспи , Билли Холидей , Джона Колтрейна и Каунта Бэйси . [5]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Листон родился в Канзас-Сити, штат Миссури . [1] В семь лет мать Листона купила ей тромбон, и она начала учиться играть. Ее семья поощряла ее музыкальные занятия, поскольку все они были любителями музыки. [6] Листон была в основном самоучкой, но ее «воодушевил ее дедушка, играющий на гитаре», с которым она провела много времени, обучаясь игре спиричуэлс и народных песен. [7] В восемь лет она уже была достаточно хороша, чтобы выступать сольно на местной радиостанции. [8] В возрасте 10 лет она переехала в Лос-Анджелес, Калифорния . Она была одноклассницей Декстера Гордона и дружила с Эриком Долфи . [7] Поиграв в молодежных группах и проучившись у Альмы Хайтауэр в течение трех лет, она решила стать профессиональным музыкантом и в 1943 году присоединилась к биг-бэнду под руководством Джеральда Уилсона . [9]
Карьера
[ редактировать ]Листон вступила в Союз музыкантов (местный номер 474, Союз цветных музыкантов) в возрасте 16 лет, чтобы получить свою первую профессиональную работу в пит-бэнде театра Линкольна . [10] Она и Декстер Гордон начали вместе заниматься музыкой в возрасте четырнадцати и семнадцати лет соответственно, и она записывалась с Гордоном в 1947 году. Когда Уилсон распустил свой оркестр в 1948 году, Листон присоединился к Диззи Гиллеспи в Нью-Йорке. биг-бэнду [9] в состав которого входили саксофонисты Джон Колтрейн , Пол Гонсалвес и пианист Джон Льюис , после того, как руководитель оркестра лично разыскал ее из-за ее таланта как тромбонистки, так и аранжировщика. [11] Листон выступала на второстепенной роли и нервничала, когда ее просили сыграть соло, но благодаря поддержке ей стало удобнее выступать в качестве ведущего голоса в группах. [3] хотя именно ее новаторские джазовые аранжировки узаконили ее присутствие в среде, где доминируют мужчины. [11] Она гастролировала с Каунтом Бэйси , затем с Билли Холидей (1949), но на нее настолько глубоко повлияло безразличие публики и суровость дороги, что она бросила играть и обратилась к образованию. Листон преподавал около трех лет.
На несколько лет она устроилась на канцелярскую работу и пополнила свой доход, работая массовкой в Голливуде, снявшись с Ланой Тернер в фильме «Блудный сын» (1955). [12] и в «Десяти заповедях» (1956). Листон вернулась в Гиллеспи для туров, спонсируемых Государственным департаментом США в 1956 и 1957 годах, записанных с Арта Блейки ( Jazz Messengers 1957), и сформировала женский квинтет в 1958 году. В 1959 году она посетила Европу с шоу Free and Easy которого был Куинси Джонс , музыкальным руководителем . Она аккомпанировала Билли Экстайну с оркестром Куинси Джонса на альбоме At Basin Street East , выпущенном 1 октября 1961 года лейблом Verve.
В конце 1950-х она начала сотрудничать с пианистом Рэнди Уэстоном . [13] аранжировка композиций (в первую очередь собственных) для средних и крупных ансамблей. Эта ассоциация, особенно сильная в 1960-х годах, возродилась в конце 1980-х и 1990-х годах до ее смерти. Кроме того, она работала с Милтом Джексоном , Кларком Терри и Джонни Гриффином , а также работала аранжировщиком в Motown , появляясь на альбомах Рэя Чарльза . В 1964 году она помогла создать Питтсбургский джазовый оркестр. [14] В 1971 году она была выбрана музыкальным аранжировщиком записывающегося исполнителя Stax Кэлвина Скотта, чей альбом продюсировал первый продюсер Стиви Уандера , Кларенс Пол . Над этим альбомом она работала с Джо Сэмплом и Уилтоном Фелдером из Jazz Crusaders, блюзовым гитаристом Артуром Адамсом и джазовым барабанщиком Полом Хамфри . Она работала с молодежными оркестрами в Уоттсе, штат Калифорния, прежде чем в 1973 году приняла приглашение правительства Ямайки стать директором отделения афроамериканской поп-музыки и джаза в Музыкальной школе Ямайки. [15] Она вернулась в США в 1979 году, где была удостоена чести на первом женском джазовом фестивале в Канзас-Сити, штат Миссури, и на фестивале «Салют женщинам в джазе» в Нью-Йорке, а позже сформировала новую группу Melba Liston and Company. [15]
Во время своего пребывания на Ямайке она сочинила и аранжировала музыку для комедии 1975 года « Улыбнись апельсином» . [16] в главной роли Карл Брэдшоу , который тремя годами ранее снялся в первом ямайском фильме « Они труднее» (1972). Она также была композитором, аранжировщиком и музыкальным руководителем The Dread Mikado , театральной постановки, которая считается символом ямайской культурной революции. [17]
Она была вынуждена бросить играть в 1985 году после того, как инсульт оставил ее частично парализованной. [9] но она продолжала аранжировать музыку с Рэнди Уэстоном. В 1987 году она была награждена стипендией мастеров джаза от Национального фонда искусств . [18]
Смерть
[ редактировать ]После повторных инсультов Листон умер в Лос-Анджелесе, Калифорния, 23 апреля 1999 года. [19] через несколько дней после посвящения ей и музыке Рэнди Уэстона в Гарвардском университете . На ее похоронах в соборе Святого Петра на Манхэттене выступили Уэстон с Джанном Паркером, а также Чико О'Фаррилла и Лоренцо Шихаб (вокал). афро-кубинский ансамбль [ нужна ссылка ]
Сочинение и аранжировка
[ редактировать ]Листон уже писала и аранжировала музыку, когда училась в старшей школе, и она считала эту работу главным вкладом в своей карьере, неоднократно заявляя на протяжении всей своей жизни, что предпочитает писать музыку игре и соло. [15]
Ее ранняя работа с такими известными группами, как Каунт Бэйси и Диззи Гиллеспи, демонстрирует сильное владение идиомами биг-бэнда и бопа. Она работала аранжировщиком для многочисленных звукозаписывающих компаний, особенно Motown , и аранжировала партитуры для десятков известных музыкантов, включая Кларка Терри , Марвина Гэя , Мэри Лу Уильямс и Глорию Линн .
Однако, возможно, ее самая важная работа была написана для Рэнди Уэстона, с которым она время от времени сотрудничала на протяжении четырех десятилетий, с конца 1950-х по 1990-е годы. [13] Ее работу с Уэстоном сравнивают с сотрудничеством Билли Стрейхорна и Дюка Эллингтона .
На протяжении своей карьеры Листон работала «писателем-призраком». По словам одного писателя, «многие аранжировки из репертуара Гиллеспи, Джонса и Уэстона были выполнены Листоном». [20]
Наследие
[ редактировать ]Листон была женщиной и занималась преимущественно мужской профессией. Хотя некоторые [21] считай ее невоспетым героем, [8] она пользуется большим уважением в джазовом сообществе. Листон была первопроходцем как тромбонистка, композитор и женщина. Она сформулировала трудности, с которыми приходится сталкиваться женщине в дороге:
«Есть естественные проблемы в дороге, женские проблемы, проблемы с жильем, стиркой и все такое, чтобы попытаться держать себя в руках, проблемы, через которые парням так или иначе, похоже, не придется проходить». [20]
Далее она рассказывает о трудностях, которые она пережила как афроамериканка, которые повлияли на ее музыкальную карьеру. [20] Однако в целом она положительно отзывалась о духе товарищества и поддержке со стороны музыкантов-мужчин. [3] Листон также занимался более серьезными проблемами неравенства в музыкальной индустрии. Один писатель сказал: «Было ясно, что ей приходилось постоянно доказывать свою компетентность, чтобы получить подходящую работу в качестве музыканта, композитора и аранжировщика. Ей не платили по справедливой шкале, и ей часто отказывали в доступе к более широким возможностям в качестве композитора». и аранжировщик». [20]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Музыкальный стиль Листона отражает чувства бибопа и пост-бопа, почерпнутые у Декстера Гордона, Диззи Гиллеспи и Арта Блейки. Ее самые ранние записанные работы, такие как «Mischievous Lady» Гордона, посвященная ей, ее соло представляют собой смесь мотивной и линейной импровизации, хотя в них, кажется, меньше используются расширенные гармонии и изменения. [6]
Ее аранжировки, особенно с Уэстоном, демонстрируют гибкость, превосходящую ее музыкальное воспитание в стиле бибоп 1940-х годов, независимо от того, работала ли она в стилях свинг, пост-боп, африканская музыка или Motown. [6] Ее владение ритмическими жестами, ритмическими движениями и полиритмами особенно примечательно (как показано в Uhuru Afrika и Highlife ). Ее инструментальные партии демонстрируют активное использование гармонических возможностей; хотя ее аранжировки предполагают относительно сдержанный интерес к исследованиям ансамблей фри-джаза, они используют расширенный тональный словарь, богатый измененными гармоническими тембрами, толстыми наслоениями и диссонансами. Ее работы на протяжении всей карьеры были хорошо приняты как критиками, так и публикой. [6]
Дискография
[ редактировать ]В качестве лидера или соруководителя
[ редактировать ]- Мельба Листон и ее кости (MetroJazz, 1959)
- Volcano Blues с Рэнди Уэстоном (Антильские острова, 1993)
В качестве помощника или гостя
[ редактировать ]С Артом Блейки и Jazz Messengers
- 1957: Биг-бэнд Арта Блейки
- 1957: Теория искусства
- 1965: Подожди, я иду
- 1958: Там с Бетти Картер
- 1961: Я ничего не могу поделать
- 1959: Гений Рэя Чарльза
- 1962: История Рэя Чарльза, Том. 2
- 1955: Джазовый концерт
- 1956: Мировой государственный деятель
- 1957: Диззи Гиллеспи в Ньюпорте
- 1957: Работы Биркса
- 1957: Головокружение в Греции
- 1959: Рождение группы!
- 1960: Джазовый сериал Swiss Radio Days, Vol. 1
- 1960: Я копаю танцоров
- 1961: Ньюпорт '61
- 1961: Большой мир Куинси Джонса: Живи!
- 1962: Квинтэссенция
- 1963: Играет хип-хиты
- 1965: У меня/нас был бал
- 1965: Куинси играет для кошечек
- 1963: Любое число может выиграть
- 1966: Джимми и Уэс: Динамичный дуэт
- 1966: Дальнейшие приключения Джимми и Уэса
- 1966: Мужчина Хучи-Кучи
- 1969: Джимми Смит играет блюз
- 1958: Маленький Найлс
- 1959: Дестри снова едет
- 1959: Концерт в Five Spot
- 1961: Свобода в Африке
- 1963: Highlife - музыка новых африканских стран с участием Highlife.
- 1973: Таня
- 1992: Духи наших предков
- 1997: Рождение Земли
- 1998: Khepera
С другими
- 1957: Последний хор , Эрни Генри
- 1959: Сказки Манхэттена , Бэбс Гонсалес
- 1960: Трэйн Уистл , Эдди «Локджоу» Дэвис
- 1961: Африканский вальс , Пушечное ядро Эддерли
- 1961: На Бэсин-стрит-Ист , Билли Экстайн / Куинси Джонс
- 1961: Ра , Марк Мерфи
- 1961: «Песнь» , Сэм Джонс
- 1961: Душа Голливуда , Джуниор Манс
- 1962: Афро-американские зарисовки , Оливер Нельсон
- 1962: «Большие сумки» , Милт Джексон
- 1962: Взрыв с биг-бэндом всех звезд! , Оскар Петерсон
- 1962: «Ритм — мое дело» , Элла Фицджеральд
- 1962: Полный концерт в ратуше , Чарльз Мингус
- 1963: Для того, кого я люблю , Милт Джексон
- 1963: Тело и душа , Фредди Хаббард
- 1964: Мэри Лу Уильямс представляет Черного Христа из Анд , Мэри Лу Уильямс
- 1965: И снова , Элвин Джонс
- 1966: Roll 'Em: Ширли Скотт играет в биг-бэндах , Ширли Скотт
- 1967: Манн и женщина , Тамико Джонс / Херби Манн
- 1967: Внимание , Блю Митчелл
- 1968: Слушай сюда , Фредди Маккой
- 1970: Ким Ким Ким , Ким Уэстон
- 1973: Это чувство любви , Джуниор Манс
- 1978: Скайларк , Фредди Хаббард [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Некролог: Мельба Листон» . Независимый . Лондон, Великобритания. 27 апреля 1999 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Джонсон, Дэвид (15 июня 2015 г.). «Проявив себя: Мельба Листон, аранжировщик и первая леди тромбона» . Общественные СМИ Индианы . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Джесси Карни , изд. (1996). Известные чернокожие американки: Книга 2 . Детройт, Мичиган: Исследование Гейла. стр. 413–415. ISBN 9780810391772 . OCLC 24468213 .
- ^ Оливер, Мирна (28 апреля 1999 г.). «Мельба Листон; джазовый тромбонист, композитор» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Джонс, Джэ (19 октября 2018 г.). «Мельба Д. Листон: первая женщина-тромбонистка в эпоху биг-бэндов» . Черный тогда . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Луиза, Ава (10 апреля 2018 г.). «Мельба и ее рог – достижения великой Мельбы Листона» . Все о джазе .
- ^ Jump up to: а б Каплан, Эрика (лето 1999 г.). «Мельба Листон: Это все из моей души». Антиохийский обзор . 57 (3): 415–425. дои : 10.2307/4613889 . JSTOR 4613889 .
- ^ Jump up to: а б Ситараман, Николь Уильямс (nd). «Мельба Листон» . Девушки в группе . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Яноу, Скотт. «Мельба Листон» . Вся музыка . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Гордон, Максин (2014). «Декстер Гордон и Мельба Листон: сеанс «озорной леди»» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 9–26. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0009 . ISSN 0276-3605 . JSTOR 10.5406/blacmusiresej.34.1.0009 . S2CID 191454284 .
- ^ Jump up to: а б Кернодл, Тэмми Л. (2014). «Чернокожие женщины работают вместе: джаз, гендер и политика признания» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 27–55. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0027 . ISSN 0276-3605 . JSTOR 10.5406/blacmusiresej.34.1.0027 . S2CID 194065352 .
- ^ Вашер, Пол (17 мая 1999 г.). «Мельба Листон: уважаемая первая леди джазового тромбона» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Гинелл, Ричард С. «Рэнди Уэстон» . Вся музыка . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ «Что бы ни случилось с... Мельбой Листон» . Журнал «Эбони» . Издательство Джонсон. Июнь 1977 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с О'Коннелл, Моника Хейрстон; Такер, Шерри (2014). «Не тот, кто трубит в свой рог (?): Устные истории Мельбы Листон и классные презентации» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 121–158. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0121 . ISSN 0276-3605 . JSTOR 10.5406/blacmusiresej.34.1.0121 . S2CID 191549115 .
- ^ Барг, Лиза; Кернодл, Тэмми; Спенсер, Дайанте; Такер, Шерри (весна 2014 г.). "Введение". Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 5–6. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0001 .
- ^ Спенсер, Дайанте (2014). «Улыбнись апельсином: Мельба Листон на Ямайке» . Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 65–83. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0065 . ISSN 0276-3605 . JSTOR 10.5406/blacmusiresej.34.1.0065 . S2CID 154341441 .
- ^ «Мельба Листон: тромбонистка, аранжировщик, композитор, педагог» . Arts.gov . Национальный фонд искусств. 1987 год . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Уотрус, Питер (30 апреля 1999 г.). «Мельба Листон, 73 года, тромбонистка и выдающийся джазовый аранжировщик» . Нью-Йорк Таймс . п. С21 . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Прайс III, Эммет Г. (весна 2014 г.). «Мельба Листон: женщина эпохи Возрождения». Журнал исследований черной музыки . 34 (1): 163. doi : 10.5406/blacmusiresej.34.1.0159 . S2CID 194043078 .
- ^ Ситараман, Николь (25 сентября 2011 г.). «Невоспетые женщины джаза №6 - Мельба Листон» . Джазовое кафе Курта .
- ^ «Мельба Листон | Кредиты | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 7 августа 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Журнал исследований черной музыки , Vol. 34, № 1 (весна 2014 г.) . Спецвыпуск посвящен Мельбе Листон.
- Аммер, Кристина. 2001. Невоспетые: история женщин в американской музыке , 2-е изд. Портленд, Орегон: Амадей.
- Даль, Линда. 1984. Бурная погода: музыка и жизнь джазменок столетия . Нью-Йорк: Пантеон.
- Хьюз, Лэнгстон. 1960. Аннотации, Ухуру Африка . (Смотрите дискографию.)
- Миллер, С.Л. (1992). «Рэнди Уэстон и Мельба Листон: чудесным образом снова вместе». Джаз Таймс . 22 (1): 24.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью с Мельбой Листон , Центр исследований устной истории, Специальные коллекции библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
- «Мельба Листон: Кости аранжировщика» , NPR
- «Мельба Листон: чуткий и смелый аранжировщик» , «Шотландец»
- «Мельба Листон и ее кости» , «Все о джазе»
- Мельба Листон на выставке Women in Jazz
- Мельба Листон с Рэнди Уэстоном
- Липтротт, Жозефина, «Биография: Мельба Листон - джазовая тромбонистка» , The Heroine Collection , 19 декабря 2015 г.
- Путеводитель по коллекции Мелбы Листон , Центр исследований черной музыки, Колумбийский колледж, Чикаго
- Путеводитель по записям Хейла Смита и Мельбы Листона , Центр исследований черной музыки, Колумбийский колледж, Чикаго
- 1926 рождений
- 1999 смертей
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афроамериканки 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- тромбонисты 20-го века
- Американские женщины-композиторы 20-го века
- Афро-американские католики
- Афроамериканские женщины-музыканты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые тромбонисты
- Американские музыкальные аранжировщики
- Американские женщины-джазовые музыканты
- Джазовые музыканты из Миссури
- Музыканты из Канзас-Сити, штат Миссури.
- Женщины-джазовые композиторы
- Женщины тромбонистки