Билли Стрейхорн
Билли Стрейхорн | |
---|---|
![]() Стрейхорн ок. 1947 год | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Уильям Томас Стрейхорн |
Рожденный | Дейтон, Огайо , США | 29 ноября 1915 г.
Умер | 31 мая 1967 г. Нью-Йорк, США | ( 51 год
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1934–1964 |
Этикетки |
|
Веб-сайт | автомобильный гудок |
Уильям Томас Стрейхорн (29 ноября 1915 – 31 мая 1967) [1] был американским джазовым композитором, пианистом, автором текстов и аранжировщиком, который сотрудничал с руководителем оркестра и композитором Дюком Эллингтоном почти три десятилетия . Среди его композиций — Take the A Train , Chelsea Bridge , A Flower Is a Lovesome Thing и Lush Life .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Стрейхорн родился в Дейтоне, штат Огайо , США. [1] Затем его семья переехала в район Хоумвуд в Питтсбурге, штат Пенсильвания . Семья его матери происходила из Хиллсборо, Северная Каролина , и она отправила его туда, чтобы защитить от пьяного гнева отца. Стрейхорн провел многие месяцы своего детства в доме своих бабушки и дедушки в Хиллсборо. В интервью Стрейхорн сказал, что его бабушка оказала на него наибольшее влияние в течение первых десяти лет его жизни. Он заинтересовался музыкой, когда жил с ней, играл гимны на ее пианино и слушал пластинки на ее Victrola . проигрывателе [2]
Возвращение в Питтсбург и встреча с Эллингтоном.
[ редактировать ]Стрейхорн вернулся в Питтсбург, еще учась в начальной школе. Он подрабатывал случайными заработками, чтобы заработать достаточно денег на покупку своего первого фортепиано, и брал уроки у Шарлотты Энти Кэтлин . [3] Он учился в средней школе Вестингауза , позже его также посещали джазовые пианисты Эрролл Гарнер и Ахмад Джамал . Он играл в школьном оркестре и учился у Карла Маквикера, который также обучал Эрролла Гарнера и Мэри Лу Уильямс . Некоторое время он изучал классическую музыку в Питтсбургском музыкальном институте, написал мюзикл, сформировал трио , которое ежедневно играло на местной радиостанции, а также написал/сочинил песни «Life Is Lonely» (позже переименованную в « Lush Life »)». Моя маленькая коричневая книжка» и « Ради чего стоит жить ». К 19 годам он писал сценарии для профессионального мюзикла « Фантастический ритм» .
Первоначальное стремление Стрейхорна стать классическим композитором было сорвано суровой реальностью чернокожего человека, пытавшегося добиться успеха в классическом мире, в котором в то время почти полностью доминировали белые люди. Стрейхорн познакомился с музыкой таких пианистов, как Арт Татум и Тедди Уилсон, в 19 лет. Художественное влияние этих музыкантов привело его в сферу джаза, где он оставался до конца своей жизни. Его первое знакомство с джазом состоялось в группе под названием Mad Hatters, которая выступала в Питтсбурге. Однокурсники Стрейхорна, гитарист Билл Эш и барабанщик Микки Скрима, также повлияли на его переход к джазу, и после 1937 года он начал писать аранжировки для питтсбургской танцевальной группы Бадди Мэлоуна. [4]
Стрейхорн видел игру Дюка Эллингтона в Питтсбурге в 1933 году, а затем встретил его в декабре 1938 года, после того как Эллингтон снова выступил там. Сначала он объяснил, а затем показал руководителю оркестра, как бы он аранжировал одно из произведений Эллингтона. Эллингтон был настолько впечатлен, что пригласил других участников группы послушать Strayhorn. В конце визита он договорился о встрече со Стрейхорном, когда группа вернется в Нью-Йорк. Стрейхорн проработал у Эллингтона следующие 25 лет в качестве аранжировщика, композитора, иногда пианиста и соавтора, пока не умер от рака. Как описал его Эллингтон: «Билли Стрейхорн был моей правой рукой, моей левой рукой, всеми глазами в затылке, моими мозговыми волнами в его голове, а его в моей». [5]
Работа с Эллингтоном
[ редактировать ]
Стрейхорн был одаренным композитором и аранжировщиком, который, казалось, процветал в тени Дьюка. Эллингтон, возможно, был фигурой отца, и группа нежно защищала миниатюрного и кроткого Стрейхорна, которого группа прозвала «Strays», «Weely» и «Swee' Pea». Эллингтон использовал Стрейхорна для завершения своих мыслей и представления новых музыкальных идей (а иногда получалось и наоборот), [6] давая ему свободу писать самостоятельно и пользоваться хоть каким-то признанием. Хотя Дюк Эллингтон взял на себя большую часть работ Стрейхорна, он не стал злонамеренно заглушать своего партнера. Эллингтон на сцене шутил типа: «Стрейхорн делает большую часть работы, но я могу кланяться!» [7] С другой стороны, Эллингтон не возражал против того, чтобы его публицисты часто доверяли ему, не упоминая о Стрейхорне, и, несмотря на попытки последнего скрыть свое недовольство, «Стрейхорн обнаружил», по крайней мере, своим друзьям, «растущее беспокойство по поводу его отсутствие общественного признания по мере роста известности Эллингтона». [8]
оркестра Дюка Эллингтона Стрейхорн написал фирменную песню « Take the 'A' Train » и ряд других произведений, которые стали частью репертуара группы. [1] В некоторых случаях Стрейхорн получил признание за свои работы, такие как «Цветок лотоса», « Мост Челси » и «Проверка дождя», в то время как другие, такие как « Мечта дня » и «Что-то, ради чего стоит жить», были указаны как совместные работы с Эллингтоном. или, в случае « Атласной куклы » и «Пентхауса Шугар Хилл», были приписаны только Эллингтону. Стрейхорн также аранжировал многие записи Эллингтона «группа внутри группы» и придал гармоническую ясность и отточенность композициям Дьюка. Эллингтон полностью отдал должное Стрейхорну как своему соавтору в более поздних, более крупных работах, таких как «Такой сладкий гром» , «Барабан — женщина» , «Парфюмерная сюита» и «Дальневосточная сюита» , где Стрейхорн и Эллингтон тесно сотрудничали. [9] Стрейхорн часто играл на фортепиано с оркестром Эллингтона, как вживую, так и в студии.
Detroit Free Press Музыкальный критик Марк Страйкер заключает, что работа Стрейхорна и Эллингтона в музыке к голливудскому фильму 1959 года «Анатомия убийства » «незаменима, [хотя] ... слишком отрывочна, чтобы занимать высший эшелон среди шедевров Эллингтона-Стрейхорна». такие сюиты, как «Такой сладкий гром» и «Дальневосточная сюита» , но самые вдохновляющие моменты не уступают им». [10] Историки кино признали саундтрек «знаменованием - первой значимой голливудской музыкой к фильму, написанной афроамериканцами, включающей недиегетическую музыку, то есть музыку, источник которой не виден и не подразумевается в действиях в фильме, как, например, экранная группа. " Музыка «избежала культурных стереотипов, которые ранее характеризовали джазовые партитуры, и отвергла строгую приверженность визуальным эффектам, что предвещало кино Новой волны 60-х». [11]

В 1960 году они вместе работали над аранжировками для альбома The Nutcracker Suite , записанного для Columbia Records и содержащего джазовые интерпретации « Щелкунчика » Чайковского . [12] Оригинальная обложка альбома примечательна тем, что на лицевой стороне указаны имя и фотография Стрейхорна, а также фотография Эллингтона.
Личная жизнь
[ редактировать ]Незадолго до своего второго турне по Европе со своим оркестром, с марта по май 1939 года, Эллингтон объявил своей сестре Рут и сыну Мерсеру Эллингтону, что Стрейхорн «остается с нами». [13] Через Мерсера Стрейхорн познакомился со своим первым партнером, афроамериканским музыкантом Аароном Бриджерсом , с которым Стрейхорн жил до переезда Бриджерса в Париж в 1947 году. [14]
Став взрослым, Стрейхорн был открытым геем для своих друзей и участников группы Эллингтона. [15] [16] Он участвовал в движении за гражданские права и, как друг Мартина Лютера Кинга-младшего , аранжировал и дирижировал «King Fit the Battle of Alabam» для оркестра Эллингтона в 1963 году для исторического ревю (и альбома) My People , посвященного королю.
Стрейхорн оказал большое влияние на карьеру Лены Хорн , которая хотела выйти замуж за Стрейхорна и считала его любовью всей своей жизни. [17] Стрейхорн использовал свой классический опыт, чтобы улучшить технику пения Хорна, и они вместе записывали песни. В 1950-х Стрейхорн на несколько лет покинул Дюка Эллингтона, чтобы заняться сольной карьерой. Он выпустил несколько сольных альбомов и ревю для Original Copasetics занялся театральными постановками и вместе со своим другом Лютером Хендерсоном .
Болезнь и смерть
[ редактировать ]В 1964 году у Стрейхорна был диагностирован рак пищевода , который унес его жизнь ранним утром 31 мая 1967 года, когда он был со своим партнером Биллом Гроувом, а не в объятиях Лены Хорн, как часто ошибочно сообщалось. По ее собственным словам, она гастролировала по Европе, когда получила известие о смерти Стрейхорна. [18] Его прах был развеян в реке Гудзон группой его ближайших друзей. [19]
Находясь в больнице, он представил Эллингтону свое окончательное сочинение; « Blood Count » был использован в качестве третьего трека в мемориальном альбоме Эллингтона о Стрейхорне, ...And His Mother Called Him Bill , который был записан через несколько месяцев после смерти Стрейхорна. [1] Последний трек альбома представляет собой сольную версию "Lotus Blossom" в исполнении Эллингтона, который сидел за пианино и играл на ней, пока группа (которую можно услышать на заднем плане) собирала вещи после формального окончания записи. . [20]
Наследие
[ редактировать ]Исторический указатель штата Пенсильвания, подчеркивающий достижения Стрейхорна, был установлен в средней школе Вестингауз в Питтсбурге, которую он окончил. [21] В Северной Каролине исторический указатель на шоссе в честь Стрейхорна расположен в центре Хиллсборо, недалеко от дома его детства. Стрейхорн также увековечен на фреске в центре Хиллсборо. [22]
Питтсбурга Бывший театр Риджент в районе Ист-Либерти был переименован в Театр Келли-Стрейхорн в честь Стрейхорна и его коллеги из Питтсбурга Джина Келли в 2000 году. Это общественный театр исполнительских искусств. [23]
В 2015 году Стрейхорн был включен в программу Legacy Walk . [24]
В своей автобиографии и в отрывке из своего «Второго священного концерта » Эллингтон перечислил то, что он считал «четырьмя основными моральными свободами» Стрейхорна: «свобода от ненависти безоговорочно; свобода от жалости к себе (даже несмотря на всю боль и плохие новости). свобода от страха сделать что-то, что могло бы помочь другому больше, чем это могло бы помочь ему самому, и свобода от той гордости, которая могла бы заставить человека думать, что он лучше, чем его брат или сосед». [25]
Дискография
[ редактировать ]Альбомы, в которых Стрейхорн аранжировал или выступал с оркестром Дюка Эллингтона, см. в дискографии Дюка Эллингтона.
Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]- 1950-51 Великие времена! с Дюком Эллингтоном (Мерсер, 1964)
- 1958 !!!Живи!!! ( Рулетка , 1958)
- 1959 года Кий для саксофона ( Фельстед , 1959)
- 1961 Мирная сторона ( United Artists , 1963)
- 1964–65 Пышная жизнь ( Красный барон , 1992)
Как аранжировщик
[ редактировать ]- 1961 Джонни Ходжес с Билли Стрейхорном и оркестром ( Verve , 1962)
Как помощник
[ редактировать ]- Касл-Рок ( Норгран , 1955) — записано в 1951 году.
- Сливочный (Норгран, 1955)
- Эллингтония '56 (Норгран, 1956)
- Герцог в постели (Verve, 1956)
- Большой звук (Verve, 1957)
- Блюз A-Plenty (Verve, 1958)
- Не такой уж герцогский (Verve, 1958)
- Джойя Шерилл поет герцога ( 20th Century Fox , 1965)
- Музыка для любви (Норгран, 1954)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 378/9. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ Сэнфорд, Мэри П. «Стрейхорн, Уильям (Билли) Томас». Биографический словарь Северной Каролины , Vol. 5, 1994, с. 460
- ^ Уитакер, Марк (30 января 2018 г.). Дымтаун: нерассказанная история еще одного великого черного Возрождения . Саймон и Шустер. стр. 127–129. ISBN 978-1-5011-2243-9 .
- ^ Хайду, стр. 21–44
- ^ Эллингтон, с. 156
- ^ Обучение, стр. 196–99.
- ^ «Билли Стрейхорн: Пышная жизнь» . Независимый объектив .
- ^ Хайду, стр. 171–72
- ^ Стоун, Сонья (1983). «Биография» . Billy Strayhorn Songs, Inc. Архивировано из оригинала 5 октября 2006 года . Проверено 29 декабря 2006 г.
- ^ Страйкер, Марк (20 января 2009 г.). «Результат Эллингтона все еще празднуется» . Детройт Фри Пресс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Кук, Мервин, История музыки для кино (Cambridge University Press, 2008). Цитируется в Страйкер, Марк (20 января 2009 г.). «Результат Эллингтона все еще празднуется» . Детройт Фри Пресс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Макхэр, Питер. «Панорама Дюка Эллингтона» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Николсон, с. 201
- ^ Хайду, с. 65; Ван де Леур, с. 118
- ^ Хайду, с. xii
- ^ Мохамед, Сурая (3 ноября 2016 г.). «Пышная жизнь Билли Стрейхорна» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Хайду, стр. 94–96
- ^ Приходите, с. 254
- ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 45470-45471). McFarland & Company, Inc., Издательства. Kindle издание
- ^ Хайду, стр. 260–61
- ^ «Билли Стрейхорн садится на поезд — исторические указатели Пенсильвании на Waymarking.com» . Waymarking.com . Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ «Маркер: Г-125» . Программа исторических маркеров шоссе Северной Каролины . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Бланк, Эд (9 сентября 2001 г.). «Повторное открытие театра East Liberty назначено на 11 ноября» . TribLive.com .
- ^ Вассерман, Мелисса (14 октября 2015 г.). «Legacy Walk представляет пять новых бронзовых мемориальных досок» . «Ветреный город таймс» . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Коэн, Харви Г. (15 мая 2010 г.). Америка Дюка Эллингтона . Издательство Чикагского университета. п. 485 . ISBN 9780226112657 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эллингтон, герцог (1973). Музыка — моя любовница . Нью-Йорк: Да Капо. ISBN 0-306-80033-0 .
- Хайду, Дэвид (1996). Пышная жизнь: Биография Билли Стрейхорна . Нью-Йорк: Фаррар Штраус и Жиру. ISBN 0-374-19438-6 .
- Николсон, Стюарт (2000) [Впервые опубликовано в 1999 г.]. Портрет герцога Эллингтона: воспоминания в темпе . Лондон: Пан Книги. ISBN 978-0-330-36732-5 .
- Тичаут, Терри (2013). Герцог - Жизнь герцога Эллингтона . Нью-Йорк: Gotham Books. ISBN 978-1-592-40749-1 .
- Ван де Леур, Уолтер (2002). Ради чего стоит жить: Музыка Билли Стрейхорна . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512448-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ричард С. Джинелл, биография Билли Стрейхорна на AllMusic
- Билли Стрейхорн: пышная жизнь на канале PBS , Independent Lens
- Джон Туми, Билли Стрейхорн: «Портрет шелковой нити» (в архиве)
- Билли Стрейхорн в энциклопедии Glbtq
- Общество Дюка Эллингтона
- Билли Стрейхорн. История музыки Питтсбурга. Архивировано 21 сентября 2013 года в Wayback Machine.
- Дюк Эллингтон и Билли Стрейхорн: джазовые композиторы. Онлайн-выставка из Национального музея американской истории . Смитсоновского института
- «Симпозиум Билли Стрейхорна» . База данных истории джаза . 15 апреля 2012 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- Нотные рукописи и документы поместья Билли Стрейхорна, 1918–2015 гг., Хранятся в Библиотеке Конгресса.
- 1915 рождений
- 1967 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Афро-американские джазовые композиторы
- Афро-американские джазовые пианисты
- Афроамериканцы ЛГБТ
- Афро-американские композиторы-мужчины
- Афро-американские пианисты
- Американские музыканты-геи
- Американские джазовые композиторы
- Американские композиторы ЛГБТ
- Американские авторы песен ЛГБТ
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Американские музыкальные аранжировщики
- Смертность от рака пищевода в Нью-Йорке (штат)
- Члены оркестра Дюка Эллингтона
- Композиторы-геи
- Авторы песен-геи
- Джазовые аранжировщики
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка
- Джазовые музыканты из Северной Каролины
- Джазовые музыканты из Питтсбурга
- ЛГБТ-джазовые композиторы
- ЛГБТ из Огайо
- Основные джазовые пианисты
- Музыканты из Дейтона, штат Огайо
- Жители Хиллсборо, Северная Каролина
- Артисты Red Baron Records
- Свинг-пианисты