Jump to content

Билли Стрейхорн

Билли Стрейхорн
Стрейхорн ок. 1947 год
Стрейхорн ок. 1947 год
Справочная информация
Имя при рождении Уильям Томас Стрейхорн
Рожденный ( 1915-11-29 ) 29 ноября 1915 г.
Дейтон, Огайо , США
Умер 31 мая 1967 г. ) ( 1967-05-31 ) ( 51 год
Нью-Йорк, США
Жанры
Род занятий
  • Музыкант
  • композитор
  • автор текстов
  • аранжировщик
Инструмент(ы) Фортепиано
Годы активности 1934–1964
Этикетки
Веб-сайт автомобильный гудок

Уильям Томас Стрейхорн (29 ноября 1915 – 31 мая 1967) [1] был американским джазовым композитором, пианистом, автором текстов и аранжировщиком, который сотрудничал с руководителем оркестра и композитором Дюком Эллингтоном почти три десятилетия . Среди его композиций — Take the A Train , Chelsea Bridge , A Flower Is a Lovesome Thing и Lush Life .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Стрейхорн родился в Дейтоне, штат Огайо , США. [1] Затем его семья переехала в район Хоумвуд в Питтсбурге, штат Пенсильвания . Семья его матери происходила из Хиллсборо, Северная Каролина , и она отправила его туда, чтобы защитить от пьяного гнева отца. Стрейхорн провел многие месяцы своего детства в доме своих бабушки и дедушки в Хиллсборо. В интервью Стрейхорн сказал, что его бабушка оказала на него наибольшее влияние в течение первых десяти лет его жизни. Он заинтересовался музыкой, когда жил с ней, играл гимны на ее пианино и слушал пластинки на ее Victrola . проигрывателе [2]

Возвращение в Питтсбург и встреча с Эллингтоном.

[ редактировать ]

Стрейхорн вернулся в Питтсбург, еще учась в начальной школе. Он подрабатывал случайными заработками, чтобы заработать достаточно денег на покупку своего первого фортепиано, и брал уроки у Шарлотты Энти Кэтлин . [3] Он учился в средней школе Вестингауза , позже его также посещали джазовые пианисты Эрролл Гарнер и Ахмад Джамал . Он играл в школьном оркестре и учился у Карла Маквикера, который также обучал Эрролла Гарнера и Мэри Лу Уильямс . Некоторое время он изучал классическую музыку в Питтсбургском музыкальном институте, написал мюзикл, сформировал трио , которое ежедневно играло на местной радиостанции, а также написал/сочинил песни «Life Is Lonely» (позже переименованную в « Lush Life »)». Моя маленькая коричневая книжка» и « Ради чего стоит жить ». К 19 годам он писал сценарии для профессионального мюзикла « Фантастический ритм» .

Первоначальное стремление Стрейхорна стать классическим композитором было сорвано суровой реальностью чернокожего человека, пытавшегося добиться успеха в классическом мире, в котором в то время почти полностью доминировали белые люди. Стрейхорн познакомился с музыкой таких пианистов, как Арт Татум и Тедди Уилсон, в 19 лет. Художественное влияние этих музыкантов привело его в сферу джаза, где он оставался до конца своей жизни. Его первое знакомство с джазом состоялось в группе под названием Mad Hatters, которая выступала в Питтсбурге. Однокурсники Стрейхорна, гитарист Билл Эш и барабанщик Микки Скрима, также повлияли на его переход к джазу, и после 1937 года он начал писать аранжировки для питтсбургской танцевальной группы Бадди Мэлоуна. [4]

Стрейхорн видел игру Дюка Эллингтона в Питтсбурге в 1933 году, а затем встретил его в декабре 1938 года, после того как Эллингтон снова выступил там. Сначала он объяснил, а затем показал руководителю оркестра, как бы он аранжировал одно из произведений Эллингтона. Эллингтон был настолько впечатлен, что пригласил других участников группы послушать Strayhorn. В конце визита он договорился о встрече со Стрейхорном, когда группа вернется в Нью-Йорк. Стрейхорн проработал у Эллингтона следующие 25 лет в качестве аранжировщика, композитора, иногда пианиста и соавтора, пока не умер от рака. Как описал его Эллингтон: «Билли Стрейхорн был моей правой рукой, моей левой рукой, всеми глазами в затылке, моими мозговыми волнами в его голове, а его в моей». [5]

Работа с Эллингтоном

[ редактировать ]
Стрейхорн (сидит за фортепиано) и (слева направо) Дюк Эллингтон , Леонард Фезер и Луи Армстронг в 1947 году.

Стрейхорн был одаренным композитором и аранжировщиком, который, казалось, процветал в тени Дьюка. Эллингтон, возможно, был фигурой отца, и группа нежно защищала миниатюрного и кроткого Стрейхорна, которого группа прозвала «Strays», «Weely» и «Swee' Pea». Эллингтон использовал Стрейхорна для завершения своих мыслей и представления новых музыкальных идей (а иногда получалось и наоборот), [6] давая ему свободу писать самостоятельно и пользоваться хоть каким-то признанием. Хотя Дюк Эллингтон взял на себя большую часть работ Стрейхорна, он не стал злонамеренно заглушать своего партнера. Эллингтон на сцене шутил типа: «Стрейхорн делает большую часть работы, но я могу кланяться!» [7] С другой стороны, Эллингтон не возражал против того, чтобы его публицисты часто доверяли ему, не упоминая о Стрейхорне, и, несмотря на попытки последнего скрыть свое недовольство, «Стрейхорн обнаружил», по крайней мере, своим друзьям, «растущее беспокойство по поводу его отсутствие общественного признания по мере роста известности Эллингтона». [8]

оркестра Дюка Эллингтона Стрейхорн написал фирменную песню « Take the 'A' Train » и ряд других произведений, которые стали частью репертуара группы. [1] В некоторых случаях Стрейхорн получил признание за свои работы, такие как «Цветок лотоса», « Мост Челси » и «Проверка дождя», в то время как другие, такие как « Мечта дня » и «Что-то, ради чего стоит жить», были указаны как совместные работы с Эллингтоном. или, в случае « Атласной куклы » и «Пентхауса Шугар Хилл», были приписаны только Эллингтону. Стрейхорн также аранжировал многие записи Эллингтона «группа внутри группы» и придал гармоническую ясность и отточенность композициям Дьюка. Эллингтон полностью отдал должное Стрейхорну как своему соавтору в более поздних, более крупных работах, таких как «Такой сладкий гром» , «Барабан — женщина» , «Парфюмерная сюита» и «Дальневосточная сюита» , где Стрейхорн и Эллингтон тесно сотрудничали. [9] Стрейхорн часто играл на фортепиано с оркестром Эллингтона, как вживую, так и в студии.

Detroit Free Press Музыкальный критик Марк Страйкер заключает, что работа Стрейхорна и Эллингтона в музыке к голливудскому фильму 1959 года «Анатомия убийства » «незаменима, [хотя] ... слишком отрывочна, чтобы занимать высший эшелон среди шедевров Эллингтона-Стрейхорна». такие сюиты, как «Такой сладкий гром» и «Дальневосточная сюита» , но самые вдохновляющие моменты не уступают им». [10] Историки кино признали саундтрек «знаменованием - первой значимой голливудской музыкой к фильму, написанной афроамериканцами, включающей недиегетическую музыку, то есть музыку, источник которой не виден и не подразумевается в действиях в фильме, как, например, экранная группа. " Музыка «избежала культурных стереотипов, которые ранее характеризовали джазовые партитуры, и отвергла строгую приверженность визуальным эффектам, что предвещало кино Новой волны 60-х». [11]

Фото Карла Ван Фехтена (14 августа 1958 г.)

В 1960 году они вместе работали над аранжировками для альбома The Nutcracker Suite , записанного для Columbia Records и содержащего джазовые интерпретации « Щелкунчика » Чайковского . [12] Оригинальная обложка альбома примечательна тем, что на лицевой стороне указаны имя и фотография Стрейхорна, а также фотография Эллингтона.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Незадолго до своего второго турне по Европе со своим оркестром, с марта по май 1939 года, Эллингтон объявил своей сестре Рут и сыну Мерсеру Эллингтону, что Стрейхорн «остается с нами». [13] Через Мерсера Стрейхорн познакомился со своим первым партнером, афроамериканским музыкантом Аароном Бриджерсом , с которым Стрейхорн жил до переезда Бриджерса в Париж в 1947 году. [14]

Став взрослым, Стрейхорн был открытым геем для своих друзей и участников группы Эллингтона. [15] [16] Он участвовал в движении за гражданские права и, как друг Мартина Лютера Кинга-младшего , аранжировал и дирижировал «King Fit the Battle of Alabam» для оркестра Эллингтона в 1963 году для исторического ревю (и альбома) My People , посвященного королю.

Стрейхорн оказал большое влияние на карьеру Лены Хорн , которая хотела выйти замуж за Стрейхорна и считала его любовью всей своей жизни. [17] Стрейхорн использовал свой классический опыт, чтобы улучшить технику пения Хорна, и они вместе записывали песни. В 1950-х Стрейхорн на несколько лет покинул Дюка Эллингтона, чтобы заняться сольной карьерой. Он выпустил несколько сольных альбомов и ревю для Original Copasetics занялся театральными постановками и вместе со своим другом Лютером Хендерсоном .

Болезнь и смерть

[ редактировать ]

В 1964 году у Стрейхорна был диагностирован рак пищевода , который унес его жизнь ранним утром 31 мая 1967 года, когда он был со своим партнером Биллом Гроувом, а не в объятиях Лены Хорн, как часто ошибочно сообщалось. По ее собственным словам, она гастролировала по Европе, когда получила известие о смерти Стрейхорна. [18] Его прах был развеян в реке Гудзон группой его ближайших друзей. [19]

Находясь в больнице, он представил Эллингтону свое окончательное сочинение; « Blood Count » был использован в качестве третьего трека в мемориальном альбоме Эллингтона о Стрейхорне, ...And His Mother Called Him Bill , который был записан через несколько месяцев после смерти Стрейхорна. [1] Последний трек альбома представляет собой сольную версию "Lotus Blossom" в исполнении Эллингтона, который сидел за пианино и играл на ней, пока группа (которую можно услышать на заднем плане) собирала вещи после формального окончания записи. . [20]

Наследие

[ редактировать ]

Исторический указатель штата Пенсильвания, подчеркивающий достижения Стрейхорна, был установлен в средней школе Вестингауз в Питтсбурге, которую он окончил. [21] В Северной Каролине исторический указатель на шоссе в честь Стрейхорна расположен в центре Хиллсборо, недалеко от дома его детства. Стрейхорн также увековечен на фреске в центре Хиллсборо. [22]

Питтсбурга Бывший театр Риджент в районе Ист-Либерти был переименован в Театр Келли-Стрейхорн в честь Стрейхорна и его коллеги из Питтсбурга Джина Келли в 2000 году. Это общественный театр исполнительских искусств. [23]

В 2015 году Стрейхорн был включен в программу Legacy Walk . [24]

В своей автобиографии и в отрывке из своего «Второго священного концерта » Эллингтон перечислил то, что он считал «четырьмя основными моральными свободами» Стрейхорна: «свобода от ненависти безоговорочно; свобода от жалости к себе (даже несмотря на всю боль и плохие новости). свобода от страха сделать что-то, что могло бы помочь другому больше, чем это могло бы помочь ему самому, и свобода от той гордости, которая могла бы заставить человека думать, что он лучше, чем его брат или сосед». [25]

Дискография

[ редактировать ]

Альбомы, в которых Стрейхорн аранжировал или выступал с оркестром Дюка Эллингтона, см. в дискографии Дюка Эллингтона.

Как лидер/соруководитель

[ редактировать ]

Как аранжировщик

[ редактировать ]

Как помощник

[ редактировать ]

С Джонни Ходжесом

С Джойей Шерил

С Беном Вебстером

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 378/9. ISBN  0-85112-580-8 .
  2. ^ Сэнфорд, Мэри П. «Стрейхорн, Уильям (Билли) Томас». Биографический словарь Северной Каролины , Vol. 5, 1994, с. 460
  3. ^ Уитакер, Марк (30 января 2018 г.). Дымтаун: нерассказанная история еще одного великого черного Возрождения . Саймон и Шустер. стр. 127–129. ISBN  978-1-5011-2243-9 .
  4. ^ Хайду, стр. 21–44
  5. ^ Эллингтон, с. 156
  6. ^ Обучение, стр. 196–99.
  7. ^ «Билли Стрейхорн: Пышная жизнь» . Независимый объектив .
  8. ^ Хайду, стр. 171–72
  9. ^ Стоун, Сонья (1983). «Биография» . Billy Strayhorn Songs, Inc. Архивировано из оригинала 5 октября 2006 года . Проверено 29 декабря 2006 г.
  10. ^ Страйкер, Марк (20 января 2009 г.). «Результат Эллингтона все еще празднуется» . Детройт Фри Пресс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
  11. ^ Кук, Мервин, История музыки для кино (Cambridge University Press, 2008). Цитируется в Страйкер, Марк (20 января 2009 г.). «Результат Эллингтона все еще празднуется» . Детройт Фри Пресс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
  12. ^ Макхэр, Питер. «Панорама Дюка Эллингтона» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
  13. ^ Николсон, с. 201
  14. ^ Хайду, с. 65; Ван де Леур, с. 118
  15. ^ Хайду, с. xii
  16. ^ Мохамед, Сурая (3 ноября 2016 г.). «Пышная жизнь Билли Стрейхорна» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  17. ^ Хайду, стр. 94–96
  18. ^ Приходите, с. 254
  19. ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 45470-45471). McFarland & Company, Inc., Издательства. Kindle издание
  20. ^ Хайду, стр. 260–61
  21. ^ «Билли Стрейхорн садится на поезд — исторические указатели Пенсильвании на Waymarking.com» . Waymarking.com . Проверено 15 февраля 2017 г.
  22. ^ «Маркер: Г-125» . Программа исторических маркеров шоссе Северной Каролины . Проверено 13 ноября 2023 г.
  23. ^ Бланк, Эд (9 сентября 2001 г.). «Повторное открытие театра East Liberty назначено на 11 ноября» . TribLive.com .
  24. ^ Вассерман, Мелисса (14 октября 2015 г.). «Legacy Walk представляет пять новых бронзовых мемориальных досок» . «Ветреный город таймс» . Проверено 13 ноября 2023 г.
  25. ^ Коэн, Харви Г. (15 мая 2010 г.). Америка Дюка Эллингтона . Издательство Чикагского университета. п. 485 . ISBN  9780226112657 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7c0ca6082c3f1e98fc73381adb13e11__1720421580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/11/d7c0ca6082c3f1e98fc73381adb13e11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Billy Strayhorn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)