Сядьте на поезд «А»
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2013 г. ) |
«Сядьте на поезд «А»» | |
---|---|
Песня Билли Стрейхорна | |
Написано | 1939 |
Жанр | Джазовый стандарт |
Композитор(ы) | Билли Стрейхорн |
Автор текста | Ли Гейнс (1942); Джойя Шерилл (1944) |
« Take the A’ Train » — джазовый стандарт Билли Стрейхорна , ставший фирменной мелодией оркестра Дюка Эллингтона . [ 1 ]
В 1976 году запись Дюка Эллингтона 1941 года на Victor Records была занесена в Зал славы Грэмми . [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Использование композиции Стрейхорна в качестве фирменной мелодии стало необходимым в 1940 году постановлением Американского общества композиторов, авторов и издателей ( ASCAP ). Когда ASCAP повысила лицензионные сборы за использование в эфире, многие члены ASCAP, включая Эллингтона, больше не могли воспроизводить свои композиции по радио, поскольку в то время большая часть музыки транслировалась по радио в прямом эфире. Эллингтон обратился к Билли Стрейхорну и его сыну Мерсеру Эллингтону , конкуренте ASCAP , которые были зарегистрированы в BMI , с просьбой «написать совершенно новую книгу для группы», вспоминает Мерсер. " 'A' Train" была одной из многих мелодий, написанных Стрейхорном, и была выбрана вместо "Sepia Panorama" в качестве фирменной песни группы. Мерсер вспомнил, что нашел композицию в мусорном баке после того, как Стрейхорн выбросил ее черновик, потому что она слишком сильно напоминала аранжировку Флетчера Хендерсона . [ 3 ] Песня была впервые записана 15 января 1941 года как стандартная транскрипция для радиопередачи. Первая (и самая известная) коммерческая запись была сделана 15 февраля 1941 года. [ 4 ]
Песня «Take the A’ Train» была написана в 1939 году, после того как Эллингтон предложил Стрейхорну работу в своей организации и дал ему денег на поездку из Питтсбурга в Нью-Йорк . Эллингтон написал Стрейхорну, как добраться до его дома на метро. Указания начинались со слов «Сядьте на поезд А», имея в виду тогда еще новую линию метро А , которая проходила через Нью-Йорк и шла в то время из восточного Бруклина , по линии Фултон-стрит открытой в 1936 году, до Гарлема и северный Манхэттен , использующий линию Восьмой авеню на Манхэттене, открытую в 1932 году.
Стрейхорн был большим поклонником аранжировок Флетчера Хендерсона. «Однажды я думал о его стиле, о том, как он писал для труб , тромбонов и саксофонов , и подумал, что попробую что-нибудь подобное», - вспоминал Стрейхорн в « Стэнли Дэнса » Мире герцога Эллингтона .
Хотя Стрейхорн сказал, что написал для него тексты, записанные первые тексты были написаны группой Delta Rhythm Boys или для них . Тексты песен, использованные группой Эллингтона, были добавлены Джойей Шерилл , которой на тот момент было 20 лет (1944). Она сочиняла слова у себя дома в Детройте , пока песня крутилась по радио. Ее отец, известный активист Детройта, организовал встречу с Эллингтоном. Благодаря замечательной осанке и певческим способностям Джойи, а также ее уникальному подходу к песне, Эллингтон нанял ее в качестве вокалистки и перенял ее тексты. Вокалистом, который чаще всего исполнял песню с группой Эллингтона, был трубач Рэй Нэнс , который дополнял текст многочисленными припевами скат-пения . Нэнс также отвечает за соло на трубе на первой записи, которое настолько хорошо подходило для песни, что другие часто дублировали его ноту за нотой.
Песня была исполнена Эллингтоном и группой в фильме 1943 года «Reveille with Beverly» с вокалисткой Бетти Роше . Группа изображена выступающей в пассажирском вагоне железной дороги, а не в вагоне метро.
Основанная на аккордовой структуре " Exactly Like You ", песня сочетает в себе энергичный стиль группы Эллингтона 1940-х годов с уверенной утонченностью Эллингтона и черной элиты, населявшей Шугар-Хилл в Гарлеме. Мелодия написана в форме ААБА , в тональности до , каждая часть представляет собой лирический куплет . (Версия группы Эллингтона начинается с ноты C и повышается до тональности E ♭ после второго припева.)
Элла Фицджеральд много раз пела и записывала эту песню, начиная с 1957 года; концертная версия с скаттингом Фицджеральда находится на ее Verve альбоме 1961 года Ella в Голливуде . Среднего Запада Рок- группа Chicago добавила свою версию в 1995 году на свой диск, посвященный корням, Night & Day Big Band . Джо Стаффорд записала намеренно неумелую интерпретацию песни под псевдонимом Дарлин Эдвардс .
Мелодия в версии, взятой из альбома Дюка Эллингтона и его оркестра « Hollywood» 1941 года , была включена в саундтрек к видеоигре 2008 года Grand Theft Auto IV от вымышленной внутриигровой радиостанции джазовой музыки «JNR 108.5 (Jazz Nation Radio)». .
Эта песня была лейтмотивом джазового часа «Голоса Америки» и на протяжении многих лет звучала по всему миру на коротковолновом радио. [ 5 ]
Награды и почести
[ редактировать ]В 1999 году Национальное общественное радио включило эту песню в список «NPR 100», в котором музыкальные редакторы NPR попытались собрать сто самых важных американских музыкальных произведений 20-го века.
Другие записи
[ редактировать ]- Дюк Эллингтон – Голливуд (1941) [ 6 ]
- Боб Уиллс и его техасские плейбои - Транскрипции Тиффани (1947) [ 6 ]
- Дюк Эллингтон – Uptown (1952), вокальная версия с Бетти Роше
- Клиффорд Браун с Максом Роучем – Этюд в Брауне (1955) [ 6 ]
- Элла Фицджеральд – Элла Фицджеральд поет песенник герцога Эллингтона (1957)
- Анита О'Дей - Анита О'Дэй поет победителей (1958)
- Билли Стрейхорн – Мирная сторона Билли Стрейхорна [ 6 ]
- Чарльз Мингус – До птицы (1961)
- Сунь Ра - Концерт для фортепиано (1977) [ 6 ]
- Джо Хендерсон – Пышная жизнь (1991) [ 6 ]
- Дэйв Грузин – Посвящение герцогу (1993)
- Герман Бруд – Снова на углу (1999)
- Тина Мэй – Тина Мэй – Живи в Париже (2000) [ 7 ]
- Никки Янофски – Никки (2010)
- Потерянные выходные - огни гавани и ковбойский блюз (2001) [ 8 ]
- Джеймс Муди – Муди 4B (2010) [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хансен, Лиана ; Гладстон, Брук (15 февраля 2009 г.). «Как Эллингтон сел на поезд «А» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 22 января 2010 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ https://www.grammy.com/awards/hall-of-fame-award#t [ только URL ]
- ^ «Дюк Эллингтон и Билли Стрейхорн, джазовые композиторы: садитесь на поезд «А» . Галерея документов Смитсоновского института. 4 апреля – 28 июня 2009 г. с. 6. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 2 июля 2014 г.
- ^ «Программа №3 «Поп-хроники 1940-х годов»» . 1972.
- ^ «Очень модный парень» . Независимый . 18 апреля 1999 г. с. 4 . Проверено 15 июня 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джоя, Тед (2012). Джазовые стандарты: Путеводитель по репертуару . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 421. ИСБН 978-0-19-993739-4 .
- ^ «Тина Мэй – Живи в Париже» . Дискогс.
- ^ Бро, Dawg202 (25 марта 2020 г.). « Потерянные выходные — огни гавани и ковбойский блюз » . Ютуб . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 3 октября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Аллен, Уоррен (18 июня 2010 г.). « Муди 4Б » . Все о джазе . Проверено 31 августа 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- песни 1939 года
- Джазовые песни
- Джазовые стандарты 1940-х годов
- Стандарты свинг-джаза
- Песни Эллы Фицджеральд
- Песни на музыку Билли Стрейхорна
- Песни о Нью-Йорке
- Песни про поезда
- Джазовые композиции до мажор
- Действие происходит в метро Нью-Йорка.
- Песни Дюка Эллингтона
- Композиции Дюка Эллингтона
- Джазовые стандарты