Джо Хендерсон
Джо Хендерсон | |
---|---|
![]() Хендерсон с Нилом Суэйнсоном и Джоном Баллантайном | |
Справочная информация | |
Рожденный | Лима, Огайо , США | 24 апреля 1937 г.
Умер | 30 июня 2001 г. Сан-Франциско , Калифорния, США | (64 года)
Жанры | |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Саксофон |
Годы активности | 1955–1998 |
Этикетки |
Джо Хендерсон (24 апреля 1937 — 30 июня 2001) — американский джазовый тенор-саксофонист . За свою карьеру, охватывающую более четырех десятилетий, Хендерсон играл со многими ведущими американскими музыкантами своего времени и записывался для нескольких известных лейблов, включая Blue Note , Milestone и Verve .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в Лиме, штат Огайо , [1] Хендерсон был одним из 14 детей. Его поддержали родители, Деннис и Ирен (урожденная Фарли). [2] и старший брат Джеймс Т. изучают музыку. Свой первый альбом он посвятил им «за то, что они были такими понимающими и терпимыми» в годы его становления. Ранние музыкальные интересы включали барабаны, фортепиано, саксофон и композицию. По словам трубача Кенни Дорэма , два местных учителя игры на фортепиано, которые ходили в школу вместе с братьями и сестрами Хендерсона, Ричардом Паттерсоном и Доном Херлессом, дали ему знания по игре на фортепиано. [3] Он был особенно очарован коллекцией пластинок своего брата.
Барабанщик из родного города Джон Джаретт посоветовал Хендерсону послушать таких музыкантов, как Лестер Янг , Стэн Гетц , Декстер Гордон и Чарли Паркер . [3] Ему также нравились записи Флипа Филлипса , Ли Коница и группы Jazz at the Philharmonic . Однако Паркер стал его величайшим вдохновителем. Впервые Хендерсон познакомился с саксофоном под опекой Герберта Мерфи в старшей школе. За это время он написал несколько партитур для школьного оркестра.
К 18 годам Хендерсон активно выступал на джазовой сцене Детройта в середине 50-х, играя на джем-сейшнах с приезжими звездами Нью-Йорка . Посещая уроки игры на флейте и бас-гитаре в Государственном университете Уэйна , он развивал свои навыки игры на саксофоне и композиции под руководством известного преподавателя Ларри Тила в Музыкальной школе Тила. В конце 1959 года он сформировал свою первую группу. [3] К тому времени, когда он прибыл в Государственный университет Уэйна, он переписал и выучил наизусть столько соло Лестера Янга, что его профессора считали, что у него абсолютный слух . Одноклассниками Хендерсона по колледжу были Юсеф Латиф , Барри Харрис и Дональд Берд . [4] Он также изучал музыку в Государственном колледже Кентукки .
Незадолго до призыва в армию в 1960 году UNAC поручил Хендерсону написать несколько аранжировок для сюиты «Swings and Strings», которая позже была исполнена оркестром из десяти человек и местной танцевальной группой Джимми Уилкинса. [3]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Хендерсон провел два года (1960–62) в армии США : сначала в Форт-Беннинге , где он участвовал в армейском шоу талантов и занял первое место, затем в Форт-Бельвуаре , где он был выбран для мирового турне с шоу, посвященным развлекать солдат. Находясь в Париже, он познакомился с Кенни Дрю и Кенни Кларком . Затем его отправили в Мэриленд для завершения призыва на военную службу. В 1962 году его наконец выписали и сразу же перевезли в Нью-Йорк. Впервые он встретил трубача Кенни Дорэма , который оказал ему неоценимую помощь, у саксофониста Джуниора Кука . В тот вечер они пошли послушать Декстера Гордона в Birdland . Гордон попросил Хендерсона сыграть что-нибудь со своей ритм-секцией, и он с радостью согласился. [3]
Хотя самые ранние записи Хендерсона были отмечены сильным влиянием хард-бопа, его игра охватывала не только традицию бибопа , но R&B , латынь и авангард также . Вскоре он присоединился к Хораса Сильвера . группе [1] и исполнил оригинальное соло в хите музыкального автомата " Song for My Father ". Покинув группу Сильвера в 1966 году, Хендерсон возобновил работу фрилансером, а также вместе с Дорхэмом руководил биг-бэндом. Его аранжировки для группы не записывались до выхода альбома Joe Henderson Big Band ( Verve ) в 1996 году.
Записи Blue Note
[ редактировать ]С 1963 по 1968 год Хендерсон появился почти на 30 альбомах Blue Note , в том числе на пяти, выпущенных под его именем. Записи варьировались от относительно консервативных хард-боповых сессий ( Page One , 1963) до более исследовательских сессий ( Inner Urge and Mode for Joe , 1966). Он сыграл заметную роль во многих знаковых альбомах под руководством других руководителей лейбла, включая большую часть « Song for My Father» Хораса Сильвера . [1] Херби Хэнкока » « Узник , Ли Моргана » «Байдвиндер [1] и "выходные" альбомы с пианистом Эндрю Хиллом ( Black Fire , 1963 и Point of Departure , 1964) [1] и барабанщик Пит Ла Рока ( Басра , 1965).
В 1967 году произошло краткое сотрудничество с Майлза Дэвиса квинтетом , в состав которого входили Херби Хэнкок , Уэйн Шортер , Рон Картер и Тони Уильямс , хотя группа так и не была записана. Адаптивность и эклектизм Хендерсона станут еще более очевидными в последующие годы.
Записи Milestone Records
[ редактировать ]Подписание контракта с Оррина Keepnews молодым лейблом Milestone в 1967 году ознаменовало новый этап в карьере Хендерсона. [1] он руководил организацией Jazz Communicators Вместе с Фредди Хаббардом с 1967 по 1968 год. [1] Хендерсон также участвовал в фильме Хэнкока « Толстый Альберт Ротонда» для Warner Bros. Именно в это время Хендерсон начал экспериментировать с джаз-фанк-фьюжн, студийным наложением и другими электронными эффектами. Названия песен и альбомов, такие как Power to the People , In Pursuit of Blackness и Black Narcissus, отражали его растущую политическую осведомленность и общественное сознание, хотя Black Narcissus был назван в честь Пауэлла и Прессбургера фильма одноименного 1947 года.
После непродолжительного сотрудничества с Blood, Sweat & Tears в 1971 году Хендерсон переехал в Сан-Франциско . [1] Он все еще был подписан на Milestone Records, которая недавно переехала в Сан-Франциско после того, как была приобретена Fantasy Records. Хендерсон хотел быть рядом со своим лейблом и уехать из Нью-Йорка. По словам музыковеда Джоэла Джеффри Харриса, Хендерсон прожил в Сан-Франциско всю оставшуюся жизнь и преподавал в Музыкальной консерватории Сан-Франциско с 1978 по 1982 год. место для выступлений в Джазовом центре Сан-Франциско В его честь названо .
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]Хотя он иногда работал с Echoes of an Era , Griffith Park Band и Чиком Кориа , Хендерсон оставался в первую очередь лидером на протяжении 1980-х годов. Опытный и плодовитый композитор, он начал больше сосредотачиваться на переосмыслении стандартов и своих ранних композиций. Blue Note попыталась поставить артиста в авангарде возрождающейся джазовой сцены в 1986 году, выпустив двухтомный альбом State of the Tenor, записанный в Village Vanguard в Нью-Йорке. [1] В альбомах (с Роном Картером на басу и Элом Фостером на барабанах) была вновь использована форма тенорового трио, которую Сонни Роллинз использовал в 1957 году на своих собственных концертных альбомах Vanguard для того же лейбла. Хендерсон сформировал свой основной репертуар на следующие семь или восемь лет, а " Ask Me Now" Телониуса Монка стала его фирменной балладой. После своего краткого возвращения на Blue Note Records, Хендерсон подписал контракт с итальянским лейблом Red Records, для которого он записал еще два альбома в формате трио без фортепиано.
В 1991 году Verve Records подписали контракт с Хендерсоном на лейбл. В январе того же года Хендерсон появился в качестве гостя на Стивена Скотта альбоме Verve Something to рассмотреть и во время сессии работал с продюсером и вице-президентом Verve Ричардом Сайделом. Хендерсон и Зайдель впервые поработали вместе в 1979 году во время записи альбома Henderson's Relaxin' at Camarillo . После того, как Верве выразил заинтересованность в подписании контракта с Хендерсоном, саксофонисту пришлось быстро завершить существующий контракт с Red Records, что он и сделал, записав The Standard Joe в марте 1991 года. В интервью 2016 года Сайдел сказал музыковеду Джоэлу Джеффри Харрису, что решил предложить Хендерсону контракт со звукозаписывающей компанией после того, как услышал его выступление вживую на Fat Tuesdays в Нью-Йорке. Зайдел был продюсером всех пяти студийных альбомов Хендерсона Verve 1990-х годов. Для записи Verve применил подход «сборника песен», соединив его с масштабной маркетинговой и рекламной кампанией, которая более успешно поставила Хендерсона на передний план современной джазовой сцены. Его альбом-возвращение 1992 года. Lush Life: The Music of Billy Strayhorn имела коммерческий успех и успех у критиков, за ним последовали трибьют-альбомы Майлзу Дэвису, Антонио Карлосу Жобиму , альбом биг-бэнда и джазовая адаптация « Порги и Бесс» . После этого он больше не записывался.
Заядлый курильщик, [5] Хендерсон умер в Сан-Франциско , Калифорния , 30 июня 2001 года, после долгой борьбы с эмфиземой . Ему было 64. [6]
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1130. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Великий джазовый Хендерсон получает музыкальное начало в Лиме the419 | Наши основатели. Архивировано 6 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Оригинальные примечания к первой странице Кенни Дорэма
- ^ Мел Мартин, Интервью с Джо Хендерсоном. Архивировано 5 июля 2007 года в Wayback Machine , в The Saxophone Journal , март/апрель 1991 года. Проверено 24 апреля 2007 года.
- ^ «Джо Хендерсон» . Organissimo.org . 31 августа 2010 г.
- ↑ Скотт Яноу , биография AllMusic , получено 25 июня 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дискография Джо Хендерсона
- Джо Хендерсон Дискография и хронология . Проверено 25 ноября 2012 г.
- Джо Хендерсон: биографическое исследование его жизни и карьеры
- Двенадцать основных треков Джо Хендерсона от С. Виктора Аарона
- Хавьер Арау (апрель 2014 г.). «Соло Джо Хендерсона «Lush Life»: Транскрипция и анализ» . Проверено 17 сентября 2015 г.
- 1937 рождений
- 2001 смертей
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Афро-американские саксофонисты
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Саксофонисты соул-джаза
- Саксофонисты хард-бопа
- Основные джазовые саксофонисты
- Саксофонисты джаз-фьюжн
- Пост-боп-саксофонисты
- Лауреаты премии Грэмми
- Выпускники государственного университета Уэйна
- Люди из Лимы, штат Огайо
- Исполнители Blue Note Records
- Артисты Enja Records
- Исполнители Red Records
- Артисты Milestone Records
- Участники «Кровь, пот и слезы»
- Американские саксофонисты 20-го века
- Бибоп-саксофонисты
- Американские композиторы 20-го века
- Джазовые музыканты из Огайо
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Исполнители CTI Records
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Джазовые музыканты из Детройта