Декстер Гордон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Декстер Гордон | |
---|---|
![]() Гордон на концерте в Торонто 19 августа 1978 года. | |
Справочная информация | |
Также известен как | Длинный Высокий Декстер |
Рожденный | Лос-Анджелес , Калифорния, США | 27 февраля 1923 г.
Умер | 25 апреля 1990 г. Филадельфия , Пенсильвания, США | ( 67 лет
Жанры | Джаз , свинг , бибоп , хард-боп |
Род занятий | Музыкант, композитор, руководитель группы |
Инструмент(ы) | Саксофон тенор, саксофон сопрано |
Годы активности | 1940–1986 |
Этикетки | Blue Note , Савой , Колумбия |
Веб-сайт | Декстергордон |
Декстер Гордон (27 февраля 1923 — 25 апреля 1990) — американский джазовый тенор-саксофонист, композитор и руководитель оркестра. Он был одним из самых влиятельных ранних музыкантов бибопа . Рост Гордона составлял 6 футов 6 дюймов (198 см), поэтому он был также известен как «Длинный Декстер» и «Утонченный великан». Его студийная и исполнительская карьера длилась более 40 лет.
Звук Гордона обычно характеризовался как «большой» и просторный, и он имел тенденцию играть в такт. В свои соло он вставлял музыкальные цитаты, источники которых были столь разнообразны, как « С днем рождения » и известные мелодии из опер Вагнера . Цитирование из различных музыкальных источников не является чем-то необычным в джазовой импровизации, но Гордон делал это достаточно часто, чтобы сделать это отличительной чертой своего стиля. Одним из его главных влияний был Лестер Янг . Гордон, в свою очередь, оказал раннее влияние на Джона Колтрейна и Сонни Роллинза . Затем Роллинз и Колтрейн повлияли на игру Гордона, когда он исследовал хард-боп и модальную игру в 1960-х годах.
Гордон обладал гениальной и юмористической манерой держаться на сцене. Он был сторонником игры для общения с публикой. [1] это также было его музыкальным подходом. Одним из его своеобразных ритуалов было декламирование слов каждой баллады перед ее исполнением. [ нужна ссылка ]
Фотография Германа Леонарда , на которой Гордон перекуривает в Royal Roost в 1948 году, является одним из знаковых изображений в джазовой фотографии. [2] Сигареты были постоянной темой на обложках альбомов Гордона.
Гордон был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль в главной роли за исполнение в Бертрана Тавернье фильме «Раунд полночь» ( Warner Bros , 1986), а также получил премию «Грэмми» за лучшее джазовое инструментальное исполнение «Солист» за альбом саундтреков The Other. Сторона Round Midnight ( Blue Note Records , 1986). У него также была эпизодическая роль в фильме 1990 года «Пробуждение» . В 2018 году альбом Гордона Go (Blue Note, 1962) был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре звукозаписи как «культурно, исторически или эстетически значимый». [3]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Декстер Кейт Гордон родился 27 февраля 1923 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. [4] Его отец, Фрэнк Гордон, один из первых афроамериканских врачей в Лос-Анджелесе, прибыл в 1918 году после окончания Университета Говарда Медицинской школы в Вашингтоне, округ Колумбия. Среди его пациентов были Дюк Эллингтон и Лайонел Хэмптон . Мать Декстера, Гвендолин Бейкер, была дочерью капитана Эдварда Ли Бейкера-младшего, одного из пяти афроамериканцев, награжденных Почетной медалью во время испано-американской войны . [5]
Гордон начал изучать музыку на кларнете в 13 лет, затем перешел на альт-саксофон в 15 лет и, наконец, на тенор-саксофон в 17 лет. [5] [4] Он учился у мультиинструменталиста Ллойда Риза, посещая среднюю школу Томаса Джефферсона , и учился у директора школьного оркестра Сэма Брауна. [6] Еще учась в школе, он играл в группах с такими современниками, как Чико Хэмилтон и Бадди Коллетт . [7]
С декабря 1940 по 1943 год Гордон был участником группы Лайонела Хэмптона . [4] играл в секции саксофона вместе с Иллинойс Жаке и Маршалом Ройалом . В 1944 году он выступал в группе Флетчера Хендерсона , затем в группе Луи Армстронга , прежде чем присоединиться к Билли Экстайну . [4] Забастовка музыкантов 1942–44 годов привела к сокращению записи групп Хэмптона, Хендерсона и Армстронга; однако они были записаны на V-дисках , выпущенных армией для трансляции и распространения среди зарубежных войск. участвовал В 1943 году он вместе с Гарри «Свитсом» Эдисоном в записях под руководством Ната Коула для небольшого лейбла, не затронутого забастовкой.
Записи эпохи бибопа
[ редактировать ]К концу 1944 года Гордон жил в Нью-Йорке, регулярно выступал на бибоп-джем-сейшнах и был солистом биг-бэнда Билли Экстайна («If That's The Way You Feel», «I Want To Talk About You», «Blowin' Блюз прочь», «Опус X», «Я подожду и помолюсь», «Со мной случилась настоящая вещь», «Блюз одинокого любовника», «Я люблю ритм в риффе»). В начале 1945 года он участвовал в записях Диззи Гиллеспи ( Blue 'n' Boogie , Groovin' High) и Чарльза Томпсона ( Takin' Off, If I Had You, 20th Century Blues, The Street Beat ). В конце 1945 года он записывался под своим именем на лейбле Savoy . Его записи Savoy в 1945–46 годах включали «Blow Mr. Dexter» , «Dexter's Deck» , «Dexter's Minor Mad» , «Long Tall Dexter» , «Dexter Rides Again» , «I Can't Escape From You» и «Dexter Digs In» . Он вернулся в Лос-Анджелес в конце 1946 года, а в 1947 году вел сессии на лейбле Росса Рассела ( Dial « Озорная леди», «Колыбельная в ритме», «Погоня», «Радуга», «Это разговор о городе», «Бикини», «Призрак шанса», «Сладкий» ). и прекрасный ). После своего возвращения в Лос-Анджелес он стал известен своими дуэлями на саксофоне с коллегой-тенорменом Уорделлом Греем , которые были популярным концертным аттракционом, задокументированным в записях, сделанных между 1947 и 1952 годами ( The Hunt, Move, The Chase, The Steeplechase ). [4] «Охота» получила литературную известность благодаря упоминанию о ней в Джека Керуака произведении « На дороге» , которое также содержит описания диких тенорменов, джемующих в Лос-Анджелесе. Cherokee, Byas a Drink и Disorder at the Border — другие концертные записи дуэта Грея и Гордона с того же концерта (все выпущены на альбоме The Hunt в 1977 году). В декабре 1947 года Гордон снова записался на лейбле Savoy ( Settin' the Pace, So Easy, Dexter's Riff, Dextrose, Dexter's Mood, Index, Dextivity, Wee Dot, Lion Roars ). В середине-конце 1940-х годов он продолжал работать в качестве помощника на сессиях под руководством Рассела Жаке , Бенни Картера , Бена Вебстера , Ральфа Бернса , Джимми Рашинга , Хелен Хьюмс , Джерри Маллигана , Винони Харриса , Лео Паркера и Тэда Дэмерона .
1950-е годы
[ редактировать ]В 1950-е годы количество записанных записей и выступлений Гордона на концертах снизилось из-за героиновой зависимости и проблем с законом. [4] Гордон выступил на концерте с Уорделлом Греем в феврале 1952 года ( The Chase, The Steeplechase, Take the A Train, Robbins Nest, Stardust ) и появился в качестве ассистента на сессии под руководством Грея в июне 1952 года ( The Rubiyat, Jungle Jungle Jump, Citizen's Bop, My Kinda Love ). После заключения в тюрьме Чино с 1953 по 1955 год он записал альбомы Daddy Plays the Horn и Dexter Blows Hot and Cool в 1955 году и играл в качестве сайдмена на Стэна Леви альбоме This Time the Drum's on Me . Во второй половине десятилетия он находился в тюрьме и выходил из нее до его окончательного освобождения из тюрьмы Фолсом в 1959 году. Он был одним из первых саксофонистов Онзи Мэтьюза биг-бэнда в 1959 году вместе с Кертисом Эми . Гордон продолжал защищать группу Мэтьюза после того, как уехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, но уехал в Европу, прежде чем получил возможность записаться с этой группой. Он записал «Возрождение Декстера Гордона» в 1960 году. Его записи, начиная с середины 1950-х годов, документируют плавный переход в стиль Западного побережья , которому не хватало влияния его записей эпохи бибопа или его последующих записей Blue Note.
В этом десятилетии Гордон впервые вошел в мир драмы. Он появился как участник (в титрах) группы Арта Хаззарда в фильме « Молодой человек с рогом» (1950). Он появился в незарегистрированной и дублированной роли члена тюремной группы в фильме « Освобожденные» , снятом в Чино. Гордон был саксофонистом, исполнявшим музыку Фредди Редда для постановки Джека Гелбера пьесы «Связь» в Лос-Анджелесе в 1960 году, заменив Джеки Маклина . Он внес в музыку две композиции: Ernie's Tune и I Want More , а позже записал их для своего альбома Dexter Calling... .
Нью-Йоркский ренессанс
[ редактировать ]Гордон подписал контракт с Blue Note в 1961 году. Первоначально он ездил из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы записываться, но поселился там, когда вернул себе карту кабаре, которая позволяла ему выступать там, где подавали алкоголь. В Джазовой галерее состоялось его первое выступление в Нью-Йорке за двенадцать лет. Ассоциация Blue Note в течение нескольких лет должна была выпускать постоянный поток альбомов, некоторые из которых приобрели культовый статус. Его возрождение в Нью-Йорке было отмечено песнями Doin' Allright , Dexter Calling... , Go! и «Свингерское дело» . Первые два были записаны в течение трех дней в мае 1961 года с Фредди Хаббардом , Горацием Парланом , Кенни Дрю , Полом Чемберсом , Джорджем Такером , Элом Хэрвудом и Филли Джо Джонсом . Последние два были записаны в августе 1962 года с ритм-секцией, в которой участвовали завсегдатаи Blue Note Сонни Кларк , Бутч Уоррен и Билли Хиггинс . Из двух Go! был явным фаворитом. [5] Альбомы показали его ассимиляцию хард-бопа и модальных стилей, которые развились за годы его пребывания на западном побережье, а также влияние Джона Колтрейна и Сонни Роллинза, на которых он оказал влияние раньше. Пребывание в Нью-Йорке оказалось недолгим, поскольку Гордон получил предложения о работе в Англии, а затем в Европе, в результате чего он остался там на четырнадцать лет. [4] Вскоре после записи A Swingin' Affair он покинул США.
Годы в Европе
[ редактировать ]В течение следующих 14 лет в Европе, живя в основном в Париже и Копенгагене , Гордон регулярно играл с другими эмигрантами или приезжими игроками, такими как Бад Пауэлл , Бен Уэбстер , Фредди Хаббард , Бобби Хатчерсон , Кенни Дрю , Гораций Парлан и Билли Хиггинс . из Blue Note Фрэнсис Вольф руководил последующими сессиями Гордона для лейбла во время его визитов в Европу. Пара Гордона и Дрю оказалась одним из классических матчей между валторнистом и пианистом, во многом похожим на Майлза Дэвиса с Редом Гарландом или Джона Колтрейна с Маккоем Тайнером .
Из этого периода появились «Наш человек в Париже» , «One Flight Up» , «Gettin' About » и «Clubhouse» . «Наш человек в Париже» — сессия Blue Note, записанная в Париже в 1963 году при поддержке пианиста Пауэлла, барабанщика Кенни Кларка и французского басиста Пьера Мишло . One Flight Up , записанный в Париже в 1964 году с трубачом Дональдом Бердом , пианистом Кенни Дрю, барабанщиком Артом Тейлором и датским басистом Нильсом-Хеннингом Эрстедом Педерсеном , включает расширенное соло Гордона на треке "Tanya".
Гордон также время от времени посещал США для дальнейших дат записи. Gettin 'Around был записан для Blue Note во время их визита в мае 1965 года, как и альбом Clubhouse , который оставался неизданным до 1979 года.
Гордон нашел Европу 1960-х годов гораздо более легкой для жизни, заявив, что он испытывал меньше расизма и больше уважал джазовых музыкантов. Он также заявил, что во время своих визитов в США в конце 1960-х - начале 1970-х годов его тревожили политические и социальные раздоры. [8] В Копенгагене на экране появилось трио Гордона и Дрю. [9] в вышедшем в кинотеатрах жестком порнографическом фильме Оле Эге «Pornografi – en music» (1971), для которого они сочинили и исполнили музыку. [10]
Он перешел с Blue Note на Prestige Records (1965–73). Для лейбла он записал такие альбомы в стиле боп, как The Tower of Power! и больше силы! (1969) с Джеймсом Муди , Барри Харрисом , Бастером Уильямсом и Альбертом «Тути» Хитом ; Пантера! (1970) с Томми Флэнаганом , Ларри Ридли и Аланом Доусоном ; «Jumpin' Blues» (1970) с Уинтоном Келли , Сэмом Джонсом и Роем Бруксом ; Погоня! (1970) с Джином Аммонсом , Джоди Кристиан , Джоном Янгом , Кливлендом Итоном , Руфусом Ридом , Уилбуром Кэмпбеллом, Стивом МакКоллом и Ви Реддом ; и «Мандарин» (1972) с Тэдом Джонсом , Фредди Хаббардом и Хэнком Джонсом . Некоторые из альбомов Prestige были записаны во время его возвращения в Северную Америку, когда он еще жил в Европе; другие были сделаны в Европе, в том числе концертные выступления на джазовом фестивале в Монтрё .
В дополнение к записям, которые Гордон сделал по контрактам с американскими лейблами, были выпущены концертные записи европейских лейблов и концертные видео его европейского периода. В 1975 году Декстер Гордон подписал эксклюзивный контракт на запись с датским лейблом SteepleChase и записал некоторые из своих самых вдохновляющих сессий, такие как The Apartment (1974), More Than You Know (1975), Stable mate, Swiss Nights vol. 1, 2 и 3, Something Different, Lullaby For A Monster и, что немаловажно, Biting The Apple, записанные во время его возвращения на родину в Нью-Йорк с участием Барри Харриса, Сэма Джонса и Эла Фостера. Альбом получил Гран-при De Jazz в Монтрё, Швейцария, в 1977 году. SteepleChase выпустил концертные выступления, посвященные его пребыванию в середине 1960-х годов в Jazzhus Montmartre в Копенгагене. Видео выпущено в рамках серии Jazz Icons .
Возвращение домой
[ редактировать ]
Гордон навсегда вернулся в Соединенные Штаты в 1976 году. [11] Во время своего возвращения на родину он записал "Biting The Apple" для SteepleChase, альбом с участием пианиста Барри Харриса, басиста Сэма Джонса и барабанщика Эла Фостера. В 1977 году альбом получил Гран-при дискуссионного фестиваля в Монтрё в Швейцарии. Он появился с Вуди Шоу , Ронни Мэтьюзом , Стаффордом Джеймсом и Луи Хейсом на концерте в Village Vanguard в Нью-Йорке, который был назван его «возвращением на родину». Он был записан и выпущен под этим названием на лейбле Columbia Records . Он заметил: «Было так много любви и восторга; иногда в «Авангарде» было немного жутковато . После последнего сета включали свет, и никто не двигался с места». [12] В дополнение к альбому Homecoming , Blue Note выпустила серию концертных альбомов на своих стендах в Keystone Korner в Сан-Франциско в 1978 и 1979 годах. В них участвовали Гордон, Джордж Кейблс , Руфус Рид и Эдди Гладден . Он записал студийные альбомы Sophisticated Giant с биг-бэндом из одиннадцати человек в 1977 году и Manhattan Symphonie с командой Live at Keystone Corner в 1978 году. Сенсация возвращения Гордона и продолжающиеся усилия Арта Блейки на протяжении 1970-х и начала 1980-х годов получили признание. с возрождением интереса к свингующим, мелодичным, акустически обоснованным классическим джазовым звукам после эпохи джаза фьюжн , в которой упор делался на электронное звучание и влияние современной поп-музыки.
Почетный музыкант
[ редактировать ]
В 1978 и 1980 годах Гордон был признан в стиле DownBeat музыкантом года , а в 1980 году он был введен в Зал славы джаза . Правительство США удостоило его Благодарности Конгресса, Дня Декстера Гордона в Вашингтоне, округ Колумбия, и награды Национального фонда искусств за заслуги перед жизнью. [ нужна ссылка ] его членом и кавалером Французского Ордена искусств и литературы В 1986 году Министерство культуры Франции назначило . [ нужна ссылка ]
В 1980-е годы Гордон, всю жизнь куривший, ослабел от эмфиземы . Он оставался популярной фигурой на концертах и фестивалях, хотя его живые выступления и записи вскоре стали нечастыми. [ нужна ссылка ]
Гордон снялся в фильме 1986 года « Вокруг полуночи » в роли Дейла Тернера, джазового музыканта-эмигранта, жившего в Париже в конце 1950-х годов по мотивам Лестера Янга и Бада Пауэлла. [4] Эта роль принесла ему номинацию на премию Оскар за лучшую мужскую роль . [4] Кроме того, у него была молчаливая роль заключенного больницы, играющего на фортепиано, в фильме 1990 года «Пробуждение» , который был выпущен посмертно. Перед тем, как этот последний фильм был выпущен, он появился в качестве гостя в Майкла Манна сериале «Криминальная история» .
Саундтреки к альбому Round Midnight были выпущены в виде альбомов Round Midnight и The Other Side of Round Midnight , в которые вошли оригинальная музыка Херби Хэнкока , а также игра Гордона. Последняя была последней записью, выпущенной под именем Гордона. Он был сайдменом на альбоме Тони Беннета 1987 года « Берлин» .
Смерть
[ редактировать ]Гордон умер от почечной недостаточности и связанного с курением рака гортани в Филадельфии 25 апреля 1990 года в возрасте 67 лет. [13]
Семья
[ редактировать ]Дедушкой Гордона по материнской линии был капитан Эдвард Л. Бейкер , получивший Почетную медаль во время испано-американской войны во время службы в 10-м кавалерийском полку (также известном как « Солдаты-буйволы »). [ нужна ссылка ]
Отец Гордона, доктор Фрэнк Гордон, доктор медицинских наук, был одним из первых выдающихся афроамериканских врачей и выпускником Университета Говарда . [ нужна ссылка ]
Когда он жил в Дании, Гордон подружился с семьей будущего Metallica барабанщика Ларса Ульриха , и впоследствии стал крестным отцом Ларса. [14]
Гордон был женат трижды и имел пятерых детей: дочерей Робин и Дейдре, а также сыновей Микаэля, Бенджамина и Вуди Луи Армстронга Шоу. [15]
Инструменты и мундштуки
[ редактировать ]На самых ранних фотографиях Гордона в качестве игрока он изображен с Conn 30M «Connqueror» и мундштуком Otto Link. Позже он принял стандартный тенор Конна - 10М. В интервью 1962 года британскому журналисту Лесу Томкинсу он не упомянул конкретную модель мундштука, а заявил, что она была сделана лично для него. Он заявил, что его украли примерно в 1952 году. [1] В интервью Томкинсу он описал свой мундштук как мундштук с небольшой камерой и отверстием кончика 5* (0,085 дюйма по системе Отто Линк). Он купил Selmer Mark VI у Бена Вебстера после того, как потерял свои 10М во время поездки в Пэрис В интервью журналу DownBeat в 1977 году он назвал свой нынешний мундштук моделью Otto Link с отверстием насадки №8 (0,110 дюйма по системе Otto Link). [8]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Декстер едет снова (альбом 1947 78; Savoy MG 12130, 1992; SV-120, 2010)
- Охота с Уорделлом Греем (альбом 1947, 78; Savoy SJL 2222, 1977)
- Декстер Гордон - Погоня с Уорделлом Греем (Dial Records, 1947, переиздан как Spotlite (E) SPJ 130)
- Декстер Гордон – Двигайся! (Dial Records, 1947, переиздан как Spotlite (E) SPJ 133)
- Дуэль с Тедди Эдвардсом (Dial, Spotlite, 1947)
- Декстер Гордон на циферблате, The Complete Sessions – The Chase (сборник, компакт-диск Spotlite (E) SPJ 130)
- Декстер Гордон - Long Tall Dexter (Savoy SJL 2211, 1976, сборник треков Savoy 1940-х годов, ранее выпущенных и неизданных)
- Декстер Гордон: Settin 'the Pace (Savoy SVY 17027, сборник студийных треков Savoy 1940-х годов, включая альтернативные дубли)
- Dexter's Mood (Cool & Blue [Швейцария] C&B CD-114, 1994, сборник студийных треков Dial и Savoy)
- Мемориал Уорделла Грея, Том 2 (концертный джем, Move ) (Prestige, PRLP 7009, 1983; компакт-диск, OJC 051, 1992)
- Погоня и бег с препятствиями, с Уорделлом Греем, Полом Киничеттом (1952, Decca; компакт-диск Universal Distribution 9061, 2003)
- Папа играет на рожке (Вифлеем, 1955)
- Декстер дует жарко и круто (Dootone, 1955)
- Возрождение Декстера Гордона ( Джазленд , 1960)
- Все в порядке ( Blue Note , 1961)
- Декстер зовет... (Blue Note, 1961)
- Оползень (Blue Note, 1961–62 [1980])
- Идти! (Синяя нота, 1962 г.)
- Свингерское дело (Blue Note, 1962)
- Наш человек в Париже (Blue Note, 1963, с Бадом Пауэллом , Пьером Мишло , Кенни Кларком )
- Один полет вверх (Blue Note, 1964)
- Чизкейк ( SteepleChase , 1979 [1964])
- Король Нептун (StepleChase, 1979 [1964])
- Я хочу большего (StepleChase, 1980 [1964])
- Любовь на продажу (StepleChase, 1982 [1964])
- Или ты, или никто (StepleChase, 1983 [1964])
- Отскок Билли (StepleChase, 1983 [1964])
- Gettin 'Around (Blue Note, 1965)
- Клубный дом (Blue Note, 1979 [1965])
- Ви Дот (SteepleChase, 2003 [1965])
- Свободная прогулка (SteepleChase, 2004 [1965])
- Мисти (StepleChase, 2004 [1965])
- Душевные боли (StepleChase, 2004 [1965])
- Божья коровка (SteepleChase, 2005 [1965])
- Стелла при свете звезд (SteepleChase, 2005 [1966])
- Белка (Blue Note, 2001 [1967])
- Атласная кукла (StepleChase, 2012 [1967])
- Обе стороны полуночи (Черный лев, 1988 [1967])
- Тело и душа (Черный лев, 1988 [1967])
- Сядьте на поезд «А» (Черный лев, 1989 [1967])
- После закрытия (StepleChase, 1986, [1969])
- После полуночи (StepleChase, 1986, [1969])
- Концерт в Amsterdam Paradiso (Сом, 1971 [1969])
- День в Копенгагене (MPS, 1969) – со Слайдом Хэмптоном
- Башня Силы! (Престиж, 1969) - с Джеймсом Муди
- Больше силы! (Престиж, 1969)
- LTD Live At The Left Bank (Престиж, 2001 [1969])
- XXL Live At The Left Bank (Престиж, 2002 [1969])
- Какая-то другая весна (Сонет, 1970) – с Карин Крог
- Декстер Гордон с Джуниором Мансом в Монтрё (Престиж, 1970, с Джуниором Мансом )
- Пантера! (Престиж, 1970, с Томми Фланаганом и Аланом Доусоном . Prestige Records )
- Концерт в The Both/And Club, Сан-Франциско (BPM BPE-6101, 1970, с Джорджем Дьюком , Дональдом Гарреттом и Оливером Джонсоном )
- Погоня! (Престиж, 1970, с Джином Аммонсом )
- The Jumpin 'Blues (Престиж, 1970, с Уинтоном Келли )
- Это были дни (Луна, 1995 [1967–71])
- Тень твоей улыбки ( бег с препятствиями SCCD-31206, 1971 )
- Мандарин (Престиж, 1975 [1972])
- Ка'Пуранж (Престиж, 1972, с Тэдом Джонсом , Хэнком Джонсом , Стэнли Кларком и Луи Хейсом )
- Generation (Престиж, 1972, с Фредди Хаббардом , Сидаром Уолтоном и другими)
- Afterhours/The Great Pescara Jam Sessions Vol 1 и 2 (Ports Song, 1973, с Эриком Инеке )
- Блюз по-швейцарски (Престиж, 1973)
- Коллекция Монмартра, том II - Blues Walk (Black Lion Records, 1974)
- Леди при свечах ( SteepleChase , 2014 [1974])
- Квартира ( СтиплЧейз , 1974)
- Радужные люди (Погоня с препятствиями, 2002 [1974], с Бенни Бэйли )
- Round Midnight (StepleChase, 1991 [1974], с Бенни Бэйли )
- Откровение (SteepleChase, 1995 [1974], с Бенни Бэйли )
- Больше, чем вы знаете (SteepleChase, 1975) с оркестром, аранжированным и дирижерским Палле Миккельборгом
- Конюшня Мейбл (StepleChase, 1975)
- Что-то другое (StepleChase, 1975)
- Прыгаем с Дексом (StepleChase, 1975)
- Швейцарские ночи, том. 1 (СтиплЧейз, 1976 [1975])
- Швейцарские ночи, том. 2 (СтиплЧейз, 1978 [1975])
- Швейцарские ночи, том. 3 (СтиплЧейз, 1979 [1975])
- Live In Chateauvallon (Elemental, 08.11.78 [2020)
- Колыбельная для монстра (SteepleChase, 1981 [1976])
- True Blue ( Занаду , 1976, с Элом Коном )
- Silver Blue ( Занаду , 1976, с Элом Коном )
- Кусая яблоко (StepleChase, 1976)
- Возвращение домой: Концерт в Village Vanguard (Колумбия, 1976, с Вуди Шоу , Ронни Мэтьюзом , Стаффордом Джеймсом , Луи Хейсом )
- Классика джаза (Aurophon, 1977, с Лайонелом Хэмптоном , Баки Пиццарелли , Хэнком Джонсом , Джорджем Дювивье , Кандидо Камеро , Оливером Джексоном )
- Sophisticated Giant ( Колумбия , 1977, с биг-бэндом из 11 человек, включая Вуди Шоу , Слайда Хэмптона , Бобби Хатчерсона и Бенни Бэйли )
- Манхэттенский симфонический оркестр (Колумбия, 1978, с Руфусом Ридом - бас, Эдди Глэдденом - ударные и Джорджем Кейблсом - клавишные)
- Великие встречи (Колумбия, 1979)
- Концерт в Карнеги-холле (Колумбия, 1998 [1978], 2 трека с Джонни Гриффином )
- Легендарные концерты джаза Северного моря (North Sea Jazz, 1979)
- Ночи в Keystone, тома 1–3 (1979, Blue Note; выпуск компакт-диска 1990 года)
- Коллекция Монмартра, том I (Black Lion Records, 1981)
- Готэм-сити (Колумбия, 1981, с Вуди Шоу , Сидаром Уолтоном , Джорджем Бенсоном , Перси Хитом , Артом Блейки )
- Американская классика ( Электра/Музыкант , 1982, с участием Гровера Вашингтона-младшего и Ширли Скотт )
- Другая сторона круглой полуночи ( Blue Note , 1986)
Как помощник
[ редактировать ]- Погоня! (Престиж, 1970)
- Джин Аммонс и друзья в Монтрё (Престиж, 1973)
- Декстер Гордон, Том. 1 Молодой Декс 1941–1944 (Masters Of Jazz MJCD 112)
- Луи Армстронг и его оркестр 1944–1945 (Blue Ace BA 3603)
- Луи Армстронг и его оркестр (AFRS One Night Stand 240) ( V-Disc , 1944)
- Луи Армстронг и его оркестр (AFRS One Night Stand 253) ( V-Disc , 1944)
- Луи Армстронг и его оркестр (AFRS One Night Stand 267) ( V-Disc , 1944)
- Луи Армстронг Новый Орлеан Мастерс, Том. 2 (качающийся дом (E) SWH 44)
- Луи Армстронг и его оркестр (AFRS Spotlight Bands 382) ( V-Disc , 1944)
- Луи Армстронг – хронологическое исследование (MCA Decca 3063 72)
- Луи Армстронг и его оркестр (AFRS Spotlight Bands 444) ( V-Disc , 1944)
- Луи Армстронг и его оркестр (AFRS Spotlight Bands 465) ( V-Disc , 1944)
- Различные артисты, Louis, Pops And Tram (IAJRC 21) (с V-Disc , 1944)
- Радиослужба вооруженных сил Луи Армстронга, 1943/44 (Duke (It) D 1021)
- Сказочный Бенни Картер (1946, Audio Lab AL 1505)
- Бенни Картер и его оркестр ( Юбилей AFRS 246 ) ( V-Disc , 1947)
- Разные исполнители - Джаз в эфире, Том. 3 (Spotlite (E) SPJ 147) (с V-Disc 1947)
- Хронологический Билли Экстайн и его оркестр, 1944–1945 (компакт-диск, Classic Records [Франция], 1997)
- Билли Экстайн, Легендарный биг-бэнд (SVY 17125)
- Декстер Гордон, Том. 2 молодых Декса 1944–1946 (Masters Of Jazz MJCD 128)
- Диззи Гиллеспи - Groovin 'High (Savoy MG 12020, 1992; SV 152, 2010)
- Декстер Гордон, Том. 1 Молодой Декс 1941–1944 (Masters Of Jazz MJCD 112)
- Лайонел Хэмптон, Том. 1: 1941-1942 (Корал (G) COPS 7185)
- Серия Decca Jazz Heritage DL-79244
- Takin' Off (Blue Note, 1962)
- Round Midnight (1986), Columbia Records
- Флетчер Хендерсон и его оркестр ( 76-летний юбилей AFRS ), ( V-Disc , 1944)
- Флетчер Хендерсон и его оркестр ( 77-летний юбилей AFRS ), ( V-Disc , 1944)
- Разные исполнители – Черная Калифорния (Savoy SJL 2215)
- Хелен Хьюмс - Бе-Баба-Леба 1942-52 (Виски, женщины и... Концерт Джина Нормана "Just Jazz", 2 февраля 1952 г., 701 км)
- Хелен Хьюмс - Новый секрет на миллион долларов (виски, женщины и... концерт Джина Нормана "Just Jazz", 2 февраля 1952 г., 707 км)
- Джерри Маллиган - Capitol Jazz Classics, Vol. 4: Обувь для ходьбы (Капитолий М 11029)
- Классические джазовые сессии Капитолия (Mosaic MQ19-170)
- The Be Bop Boys (Savoy SJL 2225)
- Лео Паркер - Рождение Бопа, Том. 1 (Савой XP 8060)
- Пони-экспресс (эпопея, 1962)
- Stella By Starlight (соруководитель) (SteepleChase, 1966)
- Джимми Рашинг/Дон Редман/Рассел Жаке/Джо Томас – Большие маленькие группы (1946, Onyx ORI 220)
- Черная Калифорния, Том. 2: Антология (1946, Savoy SJL 2242)
С другими
- Роб Агербек , All Souls (Dexterity, 1972, с Эриком Инеке и другими)
- Тони Беннетт , Берлин (Колумбия, 1987)
- Ральф Бернс , разные исполнители – OKeh Jazz (Epic EG 37315)
- Нат Кинг Коул , Нат Кинг Коул встречает мастеров саксофонов , 1943 (Phoenix Jazz LP 5)
- Тэд Дэмерон , Тэд Дэмерон/Бэбс Гонсалес/Диззи Гиллеспи – Capitol Jazz Classics, Vol. 13: Строго Бибоп (Capitol M 11059)
- Букер Эрвин , Задавая темп (Престиж, 1965)
- Лоуэлл Фулсон , Лоуэлл Фулсон (Swing Time 320)
- Винони Харрис , Винони Харрис - Любовь подобна дождю / Твои деньги ничего не значат (Живи со мной, детка) (King 4217)
- Филли Джо Джонс , Филли Миньон (Галактика, 1977)
- Стэн Леви , Стэн Леви - На этот раз барабан играет на мне (Bethlehem BCP 37)
- Чарли Паркер , Чарли Паркер – Every Bit Of It 1945 (Spotlite (E) SPJ 150D)
- Лес Томпсон , Лес Томпсон - Джин Норман представляет Just Jazz (RCA Victor LPM 3102)
- Бен Вебстер , Бен Вебстер Нонет (1945, Джазовые архивы JA 35)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Интервью Декстера Гордона с Лесом Томкинсом, 1962 год» . Национальный джазовый архив . 11 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ «Из коллекции Гарвардского художественного музея Декстер Гордон, Ройял Руст, Нью-Йорк» . Harvardartmuseums.org .
- ^ Эндрюс, Трэвис М. (20 марта 2019 г.). «Джей-Зи, речь сенатора Роберта Ф. Кеннеди и «Schoolhouse Rock!» среди записей, признанных Библиотекой Конгресса классикой» . Вашингтон Пост . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1002. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б с «Биография» . ДЕКСТЕРГОРДОН.КОМ . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Бритт, Стэн (1989). Декстор Гордон: музыкальная биография . Лондон: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80361-5 . стр. 4, 26.
- ^ Йооп Виссер, буклет с эссе с Settin 'the Pace , Правильный бокс-сет.
- ^ Jump up to: а б «Интервью Декстера Гордона с Чаком Бергом, журнал Downbeat, 1977» . Jazzprofiles.blogspot.com . Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Декстер Гордон и Кенни Дрю – Порномюзикл (1971) OST» , видео на YouTube.
- ^ Дэвид Микер, «Джаз на экране - фильмография джаза и блюза» , Библиотека Конгресса, Энциклопедия исполнительских искусств.
- ↑ Аллан, Уильям (11 декабря 1977 г.). « Джаз вернулся… большой… на Records ». Питтсбург Пресс .
- ^ Чепмен, Дейл (23 марта 2018 г.). Джазовый пузырь: неоклассический джаз в неолиберальной культуре . Университет Калифорнии Пресс. п. 78. ИСБН 9780520968219 .
- ^ Уотрус, Питер (26 апреля 1990 г.). «Декстер Гордон умер в 67 лет; харизматичный джазовый деятель» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Джоэл МакИвер, Справедливость для всех: правда о Metallica , Omnibus Press, 2004.
- ^ Уотрус, Питер (26 апреля 1990 г.). «Декстер Гордон умер в 67 лет; харизматичный джазовый деятель» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гордон, Максин (2018) Утонченный гигант: жизнь и наследие Декстера Гордона (Калифорнийский университет Press)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Утонченный гигант: Дискография Декстера Гордона
- Декстер Гордон из AllMusic
- Декстер Гордон на IMDb
- Мультимедийный каталог Декстера Гордона. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Декстер Гордон: 12 основных треков Эрика Новода (www.jazz.com)
- К. Майкл Бэйли (1 августа 2001 г.). «Декстер Гордон: LTD: Концерт на левом берегу» . Всё о джазе.
- Коллекция Декстера Гордона в Библиотеке Конгресса
- 1923 рождения
- 1990 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Бибоп-саксофонисты
- Исполнители Blue Note Records
- Артисты Columbia Records
- Победители Давида ди Донателло
- Смертность от почечной недостаточности в США
- Лауреаты премии Грэмми
- Саксофонисты хард-бопа
- Джазовые музыканты из Лос-Анджелеса
- Артисты Savoy Records
- Исполнители лейбла SteepleChase Records
- Свинг-саксофонисты
- Исполнители Xanadu Records
- Американские эмигранты в Дании
- Американские эмигранты во Франции
- Смертность от рака в Пенсильвании
- Смертность от рака гортани в США
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители Black Lion Records
- Джазовые композиторы 20 века
- Исполнители Сонет Рекордс
- Афроамериканские музыканты 20-го века