Уорделл Грей
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Уорделл Грей | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Оклахома-Сити , Оклахома , США | 13 февраля 1921 г.
Источник | Детройт , Мичиган , США |
Умер | 25 мая 1955 г. Лас-Вегас , Невада | ( 34 года
Жанры | Джаз , свинг , бибоп |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Тенор-саксофон, кларнет |
Годы активности | 1940–1955 |
Ранее из | Эрл Хайнс , Бенни Гудман , Каунт Бэйси , Декстер Гордон |
Уорделл Грей (13 февраля 1921 — 25 мая 1955) — американский джазовый тенор-саксофонист .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Младший из четырех детей, Грей родился в Оклахома-Сити . Ранние детские годы он провел в Оклахоме, прежде чем он и его семья переехали в Детройт , штат Мичиган. [ 1 ] в 1929 году.
В начале 1935 года Грей начал посещать Северо-Восточную среднюю школу, затем его перевели в Техническую среднюю школу Касса . Он ушел в 1936 году, не закончив учебу. По совету своего зятя Джуниора Уоррена Грей, будучи подростком, начал учиться игре на кларнете. Однако, услышав запись Лестера Янга с Каунтом Бэйси, он был вдохновлен переключиться на тенор-саксофон.
Первая музыкальная работа Грея была в небольшой группе Исаака Гудвина , которая по совместительству играла местные танцы. На прослушивании на другую работу его услышала Дороти Паттон , молодая пианистка, формировавшая группу в Fraternal Club во Флинте, штат Мичиган ; позже она наняла его. Через год он перешел в группу Джимми Рэшела (Рашель записал несколько партий ранее в 1930-х годах, но больше не делал этого), а затем в группу Бенни Кэрью в Гранд-Рапидс , штат Мичиган. Примерно в это же время он встретил Жанну Гоингс; у них родилась дочь Анита, родившаяся в январе 1941 года.
С оркестром Эрла Хайнса
[ редактировать ]Рядом с клубом «Конго» располагались «Три шестерки». [ 2 ] Молодая танцовщица Джери Уокер знала Эрла Хайнса , и когда в конце 1943 года группа Хайнса приехала в Детройт, она убедила Хайнса нанять Грея, играющего на альт-саксофоне, поскольку в то время не было работы на тенор-саксофоне. Это был прорыв для 21-летнего парня, поскольку оркестр Эрла Хайнса был не только известен на национальном уровне, но и способствовал карьере начинающих музыкантов бибопа, таких как Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер . Хотя большинство из них ушли, когда к ним присоединился Грей, игра с группой Hines была для них стимулирующим опытом. Он женился на Джери Уокер в Чикаго в сентябре 1945 года.
Прибытие на Западное побережье
[ редактировать ]Он покинул Хайнс в конце 1946 года и поселился в Лос-Анджелесе, Калифорния ; вскоре после приезда он записал первую сессию под своим именем. Эдди Лагуны Это была сессия квартета для лейбла Sunset , и на ней Уорделла поддерживал Додо Мармароза на фортепиано. В этот день были выпущены «Easy Swing» и « The Man I Love ».
В Лос-Анджелесе Уорделл работал с Бенни Картером . [ 3 ] блюзовый певец Айвори Джо Хантер и небольшая группа, которая поддерживала певца Билли Экстайна в турне по Западному побережью. Но основное внимание в Лос-Анджелесе было сосредоточено на клубах вдоль Центральной авеню, которые все еще процветали после лет бума, вызванного огромными вливаниями расходов на оборону во время войны. Здесь Уорделл играл в нерабочее время в таких клубах, как Jack's Basket Room , Down Beat, Lovejoy's и Club Alabama. Его ранний успех на этих сессиях побудил Росса Рассела включить его в студийную сессию, которую он организовывал для своего лейбла Dial . [ 4 ]
В клубах на Центральной авеню Уорделл проводил теноровые баттлы с Декстером Гордоном . Гордон вспоминал: «На трибуне было много котов, но к концу сессии остались только я и Уорделл… Его игра была очень плавной, очень чистой… У него был много драйва и обилие идей». [ 5 ] Их слава начала распространяться, и Россу Расселу удалось заставить их смоделировать одно из их сражений на "The Chase", которая стала первой общенациональной записью Уорделла и была названа "одним из самых захватывающих музыкальных конкурсов в истории джаза". . [ 6 ]
Успех "The Chase" стал прорывом, в котором нуждался Уорделл, и он стал все более заметным на публичных выступлениях в Лос-Анджелесе и его окрестностях, включая серию джем-сейшенов, организованных диск-жокеем Джином Норманом . [ 3 ] Концерты проходили в Pasadena Civic Auditorium, Shrine Auditorium и других площадках.
Бенни Гудман и Каунт Бэйси
[ редактировать ]Помимо времени, проведенного с небольшой группой под руководством Эла Киллиана , Уорделл все еще работал в основном на разовых сессиях в течение 1947 года. Однако на концерте примерно в начале того же года с участием Бенни Гудмана Гудман нанял его в небольшую группу, которую он это было частью его флирта с бибопом. Гудман критически относился к игре в боп, но, говоря об Уорделле в интервью Metronome , он сказал, что «если он боп, то это здорово. Он замечательный!»
В новую группу Гудмана входили молодой шведский кларнетист Стэн Хассельгард и первоначально Тедди Уилсон , и она открылась в клубе Фрэнка Палумбо Click Club в Филадельфии в мае 1948 года.
Группа не имела финансового успеха, и Гудман в конце концов распустил ее, но к настоящему времени Уорделл утвердился на Восточном побережье как многообещающий музыкант. Некоторое время в конце 1948 — начале 1949 года он работал с оркестром графа Бэйси , а также успел записаться с Тэддом Дэмероном , а также на сессиях квартета и квинтета с Элом Хейгом . В сессию квартета вошла песня "Twisted", которая легла в основу бестселлера вокальной версии Энни Росс .
Уорделл покинул Бэйси в 1949 году, чтобы вернуться к Бенни Гудману. Однако жизнь в группе Гудмана становилась ему все более неприятна. Кроме того, его брак с Джери распадался. Гудман и в лучшие времена был непростым работодателем, и это, в сочетании с постоянными разъездами, делало Уорделла все более несчастным. Результатом этого стали записи группы, как студийные, так и концертные, с участием Уорделла, которые не соответствуют его лучшим стандартам.
Покинув Гудмана, Уорделл снова присоединился к графу Бэйси. Бэйси поддался экономическому давлению и распустил свой биг-бэнд, сформировав септет, в который вошли Кларк Терри и Бадди ДеФранко . Уорделл был частью септета Бэйси в 1950–51 годах. [ 3 ] Единственным недостатком работы с Бэйси (который к тому времени снова увеличил свою группу до размеров биг-бэнда) были постоянные разъезды, и Уорделл в конце концов решил уйти, чтобы больше наслаждаться домашней жизнью. Решение было вполне объяснимым, хотя ритм-секция Бэйси идеально подходила к свингу Уорделла, и с музыкальной точки зрения энтузиасты его игры могут пожалеть о его решении. И неожиданным побочным эффектом было то, что, поскольку работа в Лос-Анджелесе была непродолжительной (во всяком случае, для чернокожих музыкантов), Уорделлу все равно приходилось часто путешествовать в поисках работы. Тем не менее жизнь дома была хороша, и одно из немногих интервью, которые он когда-либо давал (британскому Melody Maker ), показало, что он очень счастлив.
В 1950 году Грей отыграл живой концерт в Мемориальном зале ветеранов Сан-Франциско в качестве гостя с группой Джеральда Уилсона. Замечательно записанная в высоком качестве стерео (единственный подобный пример в его дискографии), эта запись была впервые выпущена в 2006 году. Грея в прекрасной форме можно услышать во время сольных роликов с небольшой комбо-поддержкой в « Nice Work if You Can Get It » и « Indiana », а также с биг-бэндом Уилсона в блюзовом «Hollywood Freeway», где Грей обменивается захватывающими припевами с Zoot Sims. и Стэн Гетц .
Отклонить
[ редактировать ]Примерно в это же время его сессий записи стало становиться меньше, хотя живая сессия с Декстером Гордоном, воссоздающая волнения Центральной авеню, и студийная сессия с Артом Фармером и Хэмптоном Хоузом являются прекрасными примерами игры Грея.
Однако в период 1951/52 года появляется все больше признаков отсутствия активности, особенно во время дальнейшего живого выступления с Декстером Гордоном в феврале 1952 года, и кажется, что он, возможно, разочаровался в музыкальном бизнесе. То, что он все еще был способен играть великолепно, показывает его работа на живом джем-сейшене в The Haig , но такие сессии к тому времени были очень редки, и более типичные работы этого периода были записаны на сессии с Тедди Чарльзом .
Примерно в это же время Грей увлекся наркотиками; друзья сообщили, что это сказывается. Теперь его игра стала менее беглой, и студийная сессия в январе 1955 года, которая должна была стать его последней, показала сильную, но (по его собственным меркам) довольно грубую игру.
Исчезновение и смерть
[ редактировать ]Грей все еще регулярно работал, несмотря на свои проблемы с наркотиками, и когда в мае 1955 года Бенни Картер был приглашен для выступления с группой на открытии отеля «Мулен Руж» , он обратился к Грею. Грей присутствовал на репетициях, но отсутствовал на открытии клуба 25 мая. На следующий день его нашли на пустынном участке на окраине Лас-Вегаса. [ 6 ] мертвый со сломанной шеей. В возрасте 34 лет он умер от передозировки героина. [ 3 ]
Хотя различные источники до сих пор описывают обстоятельства смерти Грея как загадочные, в заключительной заметке к солоографии на сайте, посвященном дани wardellgray.org, говорится: «Обстоятельства теперь ясны (ссылка на интервью Хана Шульте с Тедди Эдвардсом в конце 80-х): Тедди был на месте в мае 1955 года в Лас-Вегасе, когда У.Г. умер в своем гостиничном номере после передозировки. Его друзья, работавшие с группой Бенни Картера в Лос-Анджелесе, не хотели никакой полиции. беда, поэтому его тело положили в машину и отвезли в пустыню. При выгрузке тело упало на землю, и ему сломали шею. " [ 7 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Джеймса Эллроя В романе «Холодные шесть тысяч» есть упоминание об исчезновении и смерти Грея: [ 8 ] согласно этому, он был убит (вымышленным) заговорщиком-расистом Уэйном Тедроу-старшим за роман со своей женой Дженис.
Билла Муди Книга «Смерть тенора» рассказывает историю современного расследования смерти Уорделла, проведенного вымышленным детективом и пианистом Эваном Хорном. [ 9 ]
Джек Керуак прямо ссылается на Уорделла в своем романе «В дороге» : «Они жадно ели, пока Нил с сэндвичем в руке стоял, склонившись и прыгая, перед большим граммофоном, слушая дикую боп-пластинку, которую я только что купил, под названием «Охота», где Декстер Гордон и Уорделл Грей взрывали свои кайфы перед кричащей публикой, которая рекордный фантастический бешеный объем». [ 10 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Фавориты тенор-саксофона (Престиж, 1951)
- Погоня и бег с препятствиями (Декка, 1952)
- Лос-Анджелес Олл Старс (Престиж, 1953)
- Мемориал Том. 1 (Престиж, 1955)
- Мемориал Том. 2 (Престиж, 1955)
- Выход из Уорделла (Модерн, 1956)
- Жить в Голливуде (Занаду, 1977)
Как помощник
[ редактировать ]- Just Jazz All-Stars (Капитолий, 1952)
- Глубокая кожа (Норгран, 1953)
- Фрэнк Морган (Джин Норман представляет, 1955)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джоя, Тед (1992). Джаз Западного побережья: современный джаз в Калифорнии, 1945–1960 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21729-2 .
- Муди, Билл (1995). Смерть тенора , Dell Publishing, ISBN 0-440-22324-5 .
- Бьорн, Ларс и Джим Галлерт (2001). До Motown: История джаза в Детройте, 1920-60 гг . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-06765-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йооп Виссер, «Декстер Гордон: задаем темп», Proper Records, стр. 23
- ^ Оуэнс, Кейт А. «Разрушение Гастингс-стрит: история детройтского блюза от Black Bottom до Belle Isle». www2.metrotimes.com , 25 июля 2000 г. Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Яноу, Скотт (2000). Бибоп . Сан-Франциско: Миллер Фриман. п. 115. ИСБН 0879306084 .
- ^ Рассел, Росс (1976). Птица жива! . Квартет. стр. 238–240. ISBN 0-7043-3094-6 .
- ↑ Цитируется по Виссеру, стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Берендт, Иоахим (1976). Джазовая книга . Паладин. п. 357.
- ^ Эвенсмо, Ян; Аккарди, Джеймс (8 июня 2014 г.). «Тенорсакс Уорделла Грея» (.pdf) . www.wardellgray.org . п. 37 . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Джеймс Эллрой, Холодные шесть тысяч , Windmill Books, 2010, стр. 271, 284 и 372.
- ^ Билл Муди, Смерть тенора , Dark City Books, 2003.
- ^ Джек Керуак, В дороге: Оригинальный свиток , Penguin Books, 2007, стр. 215.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Авраама Рэветта «Забытый тенор» основан на его фильме об Уорделле. Архивировано 7 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- Видео встречи графа Бэйси с Кларком Терри с участием Уорделла Грея на теноре на YouTube
- Веб-сайт Уорделла Грея: на этом сайте представлена полная дискография, хронология и многие другие сведения об Уорделле Грее.
- Альбом: Way Out Wardell , With Wardell Grey, Erroll Garner , Vido Musso (ts), Howard McGhee (tp), Arnold Ross (p), Barney Kessel (g) , Harry Babasin (b), Don Lamond (ds), Recorded :Лос-Анджелес, Калифорния, 27 февраля 1947 года.
- 1921 рождений
- 1955 смертей
- Музыканты из Оклахома-Сити
- Джазовые музыканты из Детройта
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Бибоп-саксофонисты
- Выпускники Кассской технической школы
- Участники оркестра Каунта Бэйси
- Члены оркестра Бенни Гудмана
- Артисты Savoy Records
- Артисты Prestige Records
- Американские музыканты 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Американские музыканты-мужчины 20-го века