Jump to content

Уорделл Грей

Уорделл Грей
Справочная информация
Рожденный ( 1921-02-13 ) 13 февраля 1921 г.
Оклахома-Сити , Оклахома , США
Источник Детройт , Мичиган , США
Умер 25 мая 1955 г. ) ( 1955-05-25 ) ( 34 года
Лас-Вегас , Невада
Жанры Джаз , свинг , бибоп
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы) Тенор-саксофон, кларнет
Годы активности 1940–1955
Ранее из Эрл Хайнс , Бенни Гудман , Каунт Бэйси , Декстер Гордон

Уорделл Грей (13 февраля 1921 — 25 мая 1955) — американский джазовый тенор-саксофонист .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Младший из четырех детей, Грей родился в Оклахома-Сити . Ранние детские годы он провел в Оклахоме, прежде чем он и его семья переехали в Детройт , штат Мичиган. [ 1 ] в 1929 году.

В начале 1935 года Грей начал посещать Северо-Восточную среднюю школу, затем его перевели в Техническую среднюю школу Касса . Он ушел в 1936 году, не закончив учебу. По совету своего зятя Джуниора Уоррена Грей, будучи подростком, начал учиться игре на кларнете. Однако, услышав запись Лестера Янга с Каунтом Бэйси, он был вдохновлен переключиться на тенор-саксофон.

Первая музыкальная работа Грея была в небольшой группе Исаака Гудвина , которая по совместительству играла местные танцы. На прослушивании на другую работу его услышала Дороти Паттон , молодая пианистка, формировавшая группу в Fraternal Club во Флинте, штат Мичиган ; позже она наняла его. Через год он перешел в группу Джимми Рэшела (Рашель записал несколько партий ранее в 1930-х годах, но больше не делал этого), а затем в группу Бенни Кэрью в Гранд-Рапидс , штат Мичиган. Примерно в это же время он встретил Жанну Гоингс; у них родилась дочь Анита, родившаяся в январе 1941 года.

С оркестром Эрла Хайнса

[ редактировать ]

Рядом с клубом «Конго» располагались «Три шестерки». [ 2 ] Молодая танцовщица Джери Уокер знала Эрла Хайнса , и когда в конце 1943 года группа Хайнса приехала в Детройт, она убедила Хайнса нанять Грея, играющего на альт-саксофоне, поскольку в то время не было работы на тенор-саксофоне. Это был прорыв для 21-летнего парня, поскольку оркестр Эрла Хайнса был не только известен на национальном уровне, но и способствовал карьере начинающих музыкантов бибопа, таких как Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер . Хотя большинство из них ушли, когда к ним присоединился Грей, игра с группой Hines была для них стимулирующим опытом. Он женился на Джери Уокер в Чикаго в сентябре 1945 года.

Прибытие на Западное побережье

[ редактировать ]

Он покинул Хайнс в конце 1946 года и поселился в Лос-Анджелесе, Калифорния ; вскоре после приезда он записал первую сессию под своим именем. Эдди Лагуны Это была сессия квартета для лейбла Sunset , и на ней Уорделла поддерживал Додо Мармароза на фортепиано. В этот день были выпущены «Easy Swing» и « The Man I Love ».

В Лос-Анджелесе Уорделл работал с Бенни Картером . [ 3 ] блюзовый певец Айвори Джо Хантер и небольшая группа, которая поддерживала певца Билли Экстайна в турне по Западному побережью. Но основное внимание в Лос-Анджелесе было сосредоточено на клубах вдоль Центральной авеню, которые все еще процветали после лет бума, вызванного огромными вливаниями расходов на оборону во время войны. Здесь Уорделл играл в нерабочее время в таких клубах, как Jack's Basket Room , Down Beat, Lovejoy's и Club Alabama. Его ранний успех на этих сессиях побудил Росса Рассела включить его в студийную сессию, которую он организовывал для своего лейбла Dial . [ 4 ]

В клубах на Центральной авеню Уорделл проводил теноровые баттлы с Декстером Гордоном . Гордон вспоминал: «На трибуне было много котов, но к концу сессии остались только я и Уорделл… Его игра была очень плавной, очень чистой… У него был много драйва и обилие идей». [ 5 ] Их слава начала распространяться, и Россу Расселу удалось заставить их смоделировать одно из их сражений на "The Chase", которая стала первой общенациональной записью Уорделла и была названа "одним из самых захватывающих музыкальных конкурсов в истории джаза". . [ 6 ]

Успех "The Chase" стал прорывом, в котором нуждался Уорделл, и он стал все более заметным на публичных выступлениях в Лос-Анджелесе и его окрестностях, включая серию джем-сейшенов, организованных диск-жокеем Джином Норманом . [ 3 ] Концерты проходили в Pasadena Civic Auditorium, Shrine Auditorium и других площадках.

Бенни Гудман и Каунт Бэйси

[ редактировать ]

Помимо времени, проведенного с небольшой группой под руководством Эла Киллиана , Уорделл все еще работал в основном на разовых сессиях в течение 1947 года. Однако на концерте примерно в начале того же года с участием Бенни Гудмана Гудман нанял его в небольшую группу, которую он это было частью его флирта с бибопом. Гудман критически относился к игре в боп, но, говоря об Уорделле в интервью Metronome , он сказал, что «если он боп, то это здорово. Он замечательный!»

В новую группу Гудмана входили молодой шведский кларнетист Стэн Хассельгард и первоначально Тедди Уилсон , и она открылась в клубе Фрэнка Палумбо Click Club в Филадельфии в мае 1948 года.

Группа не имела финансового успеха, и Гудман в конце концов распустил ее, но к настоящему времени Уорделл утвердился на Восточном побережье как многообещающий музыкант. Некоторое время в конце 1948 — начале 1949 года он работал с оркестром графа Бэйси , а также успел записаться с Тэддом Дэмероном , а также на сессиях квартета и квинтета с Элом Хейгом . В сессию квартета вошла песня "Twisted", которая легла в основу бестселлера вокальной версии Энни Росс .

Уорделл покинул Бэйси в 1949 году, чтобы вернуться к Бенни Гудману. Однако жизнь в группе Гудмана становилась ему все более неприятна. Кроме того, его брак с Джери распадался. Гудман и в лучшие времена был непростым работодателем, и это, в сочетании с постоянными разъездами, делало Уорделла все более несчастным. Результатом этого стали записи группы, как студийные, так и концертные, с участием Уорделла, которые не соответствуют его лучшим стандартам.

Покинув Гудмана, Уорделл снова присоединился к графу Бэйси. Бэйси поддался экономическому давлению и распустил свой биг-бэнд, сформировав септет, в который вошли Кларк Терри и Бадди ДеФранко . Уорделл был частью септета Бэйси в 1950–51 годах. [ 3 ] Единственным недостатком работы с Бэйси (который к тому времени снова увеличил свою группу до размеров биг-бэнда) были постоянные разъезды, и Уорделл в конце концов решил уйти, чтобы больше наслаждаться домашней жизнью. Решение было вполне объяснимым, хотя ритм-секция Бэйси идеально подходила к свингу Уорделла, и с музыкальной точки зрения энтузиасты его игры могут пожалеть о его решении. И неожиданным побочным эффектом было то, что, поскольку работа в Лос-Анджелесе была непродолжительной (во всяком случае, для чернокожих музыкантов), Уорделлу все равно приходилось часто путешествовать в поисках работы. Тем не менее жизнь дома была хороша, и одно из немногих интервью, которые он когда-либо давал (британскому Melody Maker ), показало, что он очень счастлив.

В 1950 году Грей отыграл живой концерт в Мемориальном зале ветеранов Сан-Франциско в качестве гостя с группой Джеральда Уилсона. Замечательно записанная в высоком качестве стерео (единственный подобный пример в его дискографии), эта запись была впервые выпущена в 2006 году. Грея в прекрасной форме можно услышать во время сольных роликов с небольшой комбо-поддержкой в ​​« Nice Work if You Can Get It » и « Indiana », а также с биг-бэндом Уилсона в блюзовом «Hollywood Freeway», где Грей обменивается захватывающими припевами с Zoot Sims. и Стэн Гетц .

Отклонить

[ редактировать ]

Примерно в это же время его сессий записи стало становиться меньше, хотя живая сессия с Декстером Гордоном, воссоздающая волнения Центральной авеню, и студийная сессия с Артом Фармером и Хэмптоном Хоузом являются прекрасными примерами игры Грея.

Однако в период 1951/52 года появляется все больше признаков отсутствия активности, особенно во время дальнейшего живого выступления с Декстером Гордоном в феврале 1952 года, и кажется, что он, возможно, разочаровался в музыкальном бизнесе. То, что он все еще был способен играть великолепно, показывает его работа на живом джем-сейшене в The Haig , но такие сессии к тому времени были очень редки, и более типичные работы этого периода были записаны на сессии с Тедди Чарльзом .

Примерно в это же время Грей увлекся наркотиками; друзья сообщили, что это сказывается. Теперь его игра стала менее беглой, и студийная сессия в январе 1955 года, которая должна была стать его последней, показала сильную, но (по его собственным меркам) довольно грубую игру.

Исчезновение и смерть

[ редактировать ]

Грей все еще регулярно работал, несмотря на свои проблемы с наркотиками, и когда в мае 1955 года Бенни Картер был приглашен для выступления с группой на открытии отеля «Мулен Руж» , он обратился к Грею. Грей присутствовал на репетициях, но отсутствовал на открытии клуба 25 мая. На следующий день его нашли на пустынном участке на окраине Лас-Вегаса. [ 6 ] мертвый со сломанной шеей. В возрасте 34 лет он умер от передозировки героина. [ 3 ]

Хотя различные источники до сих пор описывают обстоятельства смерти Грея как загадочные, в заключительной заметке к солоографии на сайте, посвященном дани wardellgray.org, говорится: «Обстоятельства теперь ясны (ссылка на интервью Хана Шульте с Тедди Эдвардсом в конце 80-х): Тедди был на месте в мае 1955 года в Лас-Вегасе, когда У.Г. умер в своем гостиничном номере после передозировки. Его друзья, работавшие с группой Бенни Картера в Лос-Анджелесе, не хотели никакой полиции. беда, поэтому его тело положили в машину и отвезли в пустыню. При выгрузке тело упало на землю, и ему сломали шею. " [ 7 ]

[ редактировать ]

Джеймса Эллроя В романе «Холодные шесть тысяч» есть упоминание об исчезновении и смерти Грея: [ 8 ] согласно этому, он был убит (вымышленным) заговорщиком-расистом Уэйном Тедроу-старшим за роман со своей женой Дженис.

Билла Муди Книга «Смерть тенора» рассказывает историю современного расследования смерти Уорделла, проведенного вымышленным детективом и пианистом Эваном Хорном. [ 9 ]

Джек Керуак прямо ссылается на Уорделла в своем романе «В дороге» : «Они жадно ели, пока Нил с сэндвичем в руке стоял, склонившись и прыгая, перед большим граммофоном, слушая дикую боп-пластинку, которую я только что купил, под названием «Охота», где Декстер Гордон и Уорделл Грей взрывали свои кайфы перед кричащей публикой, которая рекордный фантастический бешеный объем». [ 10 ]

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]
  • Фавориты тенор-саксофона (Престиж, 1951)
  • Погоня и бег с препятствиями (Декка, 1952)
  • Лос-Анджелес Олл Старс (Престиж, 1953)
  • Мемориал Том. 1 (Престиж, 1955)
  • Мемориал Том. 2 (Престиж, 1955)
  • Выход из Уорделла (Модерн, 1956)
  • Жить в Голливуде (Занаду, 1977)

Как помощник

[ редактировать ]

С Луи Беллсоном

С Фрэнком Морганом

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джоя, Тед (1992). Джаз Западного побережья: современный джаз в Калифорнии, 1945–1960 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-21729-2 .
  • Муди, Билл (1995). Смерть тенора , Dell Publishing, ISBN   0-440-22324-5 .
  • Бьорн, Ларс и Джим Галлерт (2001). До Motown: История джаза в Детройте, 1920-60 гг . Издательство Мичиганского университета. ISBN   0-472-06765-6 .
  1. ^ Йооп Виссер, «Декстер Гордон: задаем темп», Proper Records, стр. 23
  2. ^ Оуэнс, Кейт А. «Разрушение Гастингс-стрит: история детройтского блюза от Black Bottom до Belle Isle». www2.metrotimes.com , 25 июля 2000 г. Проверено 30 января 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Яноу, Скотт (2000). Бибоп . Сан-Франциско: Миллер Фриман. п. 115. ИСБН  0879306084 .
  4. ^ Рассел, Росс (1976). Птица жива! . Квартет. стр. 238–240. ISBN  0-7043-3094-6 .
  5. Цитируется по Виссеру, стр. 24–25.
  6. ^ Jump up to: а б Берендт, Иоахим (1976). Джазовая книга . Паладин. п. 357.
  7. ^ Эвенсмо, Ян; Аккарди, Джеймс (8 июня 2014 г.). «Тенорсакс Уорделла Грея» (.pdf) . www.wardellgray.org . п. 37 . Проверено 26 сентября 2023 г.
  8. ^ Джеймс Эллрой, Холодные шесть тысяч , Windmill Books, 2010, стр. 271, 284 и 372.
  9. ^ Билл Муди, Смерть тенора , Dark City Books, 2003.
  10. ^ Джек Керуак, В дороге: Оригинальный свиток , Penguin Books, 2007, стр. 215.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e33078a86536cd641ab62a7cd751965__1722906780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/65/2e33078a86536cd641ab62a7cd751965.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wardell Gray - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)