Джимми Рашинг
Джимми Рашинг | |
---|---|
![]() Рашинг в 1946 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джеймс Эндрю Рашинг |
Рожденный | Оклахома-Сити , Оклахома, США | 26 августа 1901 г.
Умер | 8 июня 1972 г. Нью-Йорк, США | ( 70 лет
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1924–1972 [ 1 ] |
Джеймс Эндрю Рашинг (26 августа 1901 г.) [ 2 ] - 8 июня 1972 г.) [ 3 ] американский певец и пианист из Оклахома-Сити , Оклахома, США, наиболее известный как ведущий вокалист оркестра графа Бэйси с 1935 по 1948 год. [ 4 ]
Рашинг был известен как « Мистер Пять на пять » и стал предметом одноименной популярной песни 1942 года, которая стала хитом для Гарри Джеймса и других; в текстах описывается округлое телосложение Рашинга: «его рост пять футов, а ширина пять футов». [ 4 ] Он присоединился к Уолтера Пейджа группе Blue Devils в 1927 году, а затем присоединился к Бенни Мотена в 1929 году. группе [ 4 ] Он остался с группой-преемником графа Бэйси, когда Мотен умер в 1935 году. [ 4 ]
Рашинг рассказал, что впервые он пел перед публикой в 1924 году. Он играл на фортепиано в клубе, когда известная певица Карлин Уильямс пригласила его спеть. «Я вышел и распустил группу. С тех пор я стал певцом», - сказал он. [ 5 ]
Рашинг был сильным певцом, диапазон его исполнения варьировался от баритона до тенора . Его иногда называют любителем блюза . Он мог проецировать свой голос так, что он парил над секциями духовых и язычковых инструментов в обстановке биг-бэнда. Бэйси утверждал, что Рашинг «никогда не имел себе равных» как блюзовый вокалист, хотя Рашинг «действительно считал себя певцом баллад». [ 6 ] [ 7 ] Джордж Фрейзер , автор «Гарвардского блюза» , назвал голос Рашинга «великолепным полосканием». Дэйв Брубек определил статус Рашинга среди блюзовых певцов как «папа их всех». [ 5 ] В конце своей жизни Рашинг сказал о своем стиле пения: «Я не знаю, каким блюзовым певцом вы меня назовете. Я просто пою их». [ 5 ] Среди его самых известных записей — «Going to Chicago» с Бэйси и «Harvard Blues» с соло на саксофоне Дона Байаса .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Рашинг родился в семье, обладающей музыкальным талантом и достижениями. Его отец, Эндрю Рашинг, был трубачом, а мать Кора и ее брат были певцами. Он изучал теорию музыки у Зелии Н. Бро в средней школе Фредерика А. Дугласа в Оклахома-Сити и выделялся среди своих музыкальных современников тем, что учился в колледже Университета Уилберфорса . [ 8 ] [ 9 ]
Отец Рашинга поощрял его играть на скрипке: «Он купил мне скрипку и запретил мне прикасаться к фортепиано». Но когда его отец «выходил из дома, он запирал пианино и давал моей матери ключ. Мы смотрели, как он уходит, а затем она давала мне ключ». [ 10 ]
Рашинга вдохновили заниматься музыкой и петь блюз его дядя Уэсли Мэннинг и Джордж «Толстяк» Томас из McKinney's Cotton Pickers . [ 11 ]
Карьера
[ редактировать ]Рашинг гастролировал по Среднему Западу и Калифорнии как странствующий блюзовый певец в начале 1920-х годов, прежде чем переехать в Лос-Анджелес, где он играл на фортепиано и пел с Джелли Ролл Мортон . Он также пел с Билли Кингом , прежде чем перейти в «Blue Devils» Уолтера Пейджа в 1927 году. [ 12 ] Он и другие участники Blue Devils перешли в группу Бенни Мотена в 1929 году.
Мотен умер в 1935 году, и Рашинг присоединился к графу Бэйси на 13-летней работе. [ 13 ] Благодаря своей опеке под руководством своего наставника Мотена, Рашинг был сторонником традиции прыжкового блюза в Канзас-Сити, штат Миссури, примером которой являются его исполнения «Sent for You Everything» и «Boogie Woogie» для оркестра графа Бэйси. После ухода из Бэйси его карьера звукозаписи продолжилась в качестве певца с другими группами.
Когда группа Бэйси распалась в 1950 году, он ненадолго ушел в отставку, но затем сформировал свою собственную группу. Он появился в качестве гостя с Дюком Эллингтоном на альбоме 1959 года Jazz Party . [ 14 ] В 1960 году он записал альбом с квартетом Дэйва Брубека . [ 15 ]
Он появился в телевизионном специальном выпуске Sound of Jazz 1957 года , исполнив одну из своих фирменных песен «I Left My Baby» при поддержке многих из его бывших участников группы Бэйси. В 1958 году он был среди музыкантов, включенных в Esquire для журнала фотографию Арта Кейна , которая была увековечена в документальном фильме « Великий день в Гарлеме» . [ 16 ] Он гастролировал по Великобритании с Хамфри Литтелтоном и его группой. Передача BBC с участием Рашинга в сопровождении биг-бэнда Литтелтона была выпущена в 2009 году. В 1960 году он появился на видеозаписи блюзового джема на джазовом фестивале в Ньюпорте с блюз-бэндом Мадди Уотерса , исполнив « Mean Misteater ». [ 17 ] В 1969 году Рашинг появился в «Древе обучения» , первом крупном студийном художественном фильме, снятом афроамериканцем Гордоном Парксом . [ 18 ]
Смерть
[ редактировать ]Рашинг умер от лейкемии [ 19 ] 8 июня 1972 года в больнице Флауэр на Пятой авеню в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Мейпл-Гроув в Кью-Гарденс, Квинс , Нью-Йорк. [ 3 ]
За несколько недель до своей смерти он пел по выходным в клубе Half Note на Манхэттене. [ 3 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Рашинг был женат дважды. У него было два сына, Роберт и Уильям, от второй жены Корнелии (обычно известной как Конни), на которой он был женат с 1940-х годов до своей смерти. Конни Рашингу приписывают две композиции на его сольном альбоме 1968 года Livin' the Blues . [ 20 ]
Жил на Ямайке, Квинс . [ 21 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]Рашинг пользовался большим уважением критиков во время его карьеры и после его смерти. Уитни Баллиетт , джазовый критик The New Yorker , написала о Рашинге, что «Его гибкий, богатый голос и его элегантный акцент производят любопытный эффект, заставляя типичную грубую блюзовую лирику показаться песней Ноэля Кауарда ». [ 22 ] Критик Нэт Хентофф , который назвал Рашинга одним из «величайших блюзовых певцов», отметил, что он оказал существенное влияние на развитие популярной черной музыки после Второй мировой войны. Хентофф писал, что ритм-н-блюз «берёт свои корни в блюзовых криках Джимми Рашинга… и в столь же громком исполнении Джо Тёрнера …» [ 23 ] Скотт Яноу описал Рашинга как «идеального певца биг-бэнда», который «был известен своим умением петь блюз, но на самом деле он мог петь почти все». [ 24 ] В эссе о своем соотечественнике из Оклахомы писатель Ральф Эллисон писал, что «когда голос Джимми начал парить в духе блюза, танцоры – и музыканты – достигли того чувства общности, которое было истинным смыслом публичного джаза». танец». Эллисон сказал, что Рашинг начинал как певец баллад, «привнося им искренность и чувство драматизации текста в музыкальной фразе, которая наделяла банальные строки таинственной потенциальностью смысла, преследующей блюз». В отличие от репутации Рашинга, он «редко производит впечатление блюзового «крикуна», но сохраняет лиризм, который всегда был свойственен ему в блюзе», - писал Эллисон. [ 25 ] По словам Гэри Гиддинса , Рашинг «привнес в блюз оперный пыл». [ 26 ] и о своем времени с Каунтом Бэйси отмечает, что «почти каждая пластинка, которую они сделали вместе, является классикой». [ 27 ]
Он был четырехкратным победителем в номинации «Лучший певец» по опросу критиков журнала « Melody Maker» и четырехкратным победителем в номинации «Лучший певец» по результатам международного опроса критиков в жанре « Даун-бит» . [ 28 ] Его альбом 1971 года The You and Me That Used to Be был назван джазовым альбомом года по версии журнала Down Beat . [ 29 ] и в 1971 году он получил номинацию на премию «Грэмми» за лучшее джазовое исполнение солиста. [ 30 ]
Рашинг был одним из восьми легенд джаза и блюза, отмеченных в наборе марок Почтовой службы США, выпущенных в 1994 году. [ 31 ]
В 2024 году он был включен в Блюза Фонда Зал славы блюза . [ 32 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1954 - Еду в Чикаго (Авангард, 1955)
- 1955 - Поет блюз (Авангард, 1955)
- 1955 - Слушайте блюз с Джимми Рашингом (Jazztone, 1956)
- 1956 - Кот встречает цыпленка (Филипс, 1956) с Адой Мур, Баком Клейтоном
- 1956 — Джазовая одиссея Джеймса Рашинга, эсквайра. (Колумбия, 1957) с Баком Клейтоном
- 1957 - Если это не блюз (Авангард, 1958)
- 1958 - Маленький Джимми Рашинг и большое начальство (Колумбия, 1958)
- 1959- Спешные колыбельные (Колумбия, 1959)
- 1960 - Бесси - Клара - Мейми и Трикси (Песни, которые они сделали знаменитыми) (Колумбия, 1961)
- 1963 - Пять футов души (Colpix, 1963)
- 1962-66 - Mr. Five By Flve "Живой" (Монтаж)
- 1964 - Big Boy Blues (серия Гран-при, 1964) с Элом Хибблером
- 1965-70 - Сцена: Концерт в Нью-Йорке (HighNote, 2009) с Элом Коном, Zoot Sims
- 1967 - Ну и дела, детка, разве я не был с тобой добр (Мастер Джаз, 1971)
- 1967 - Кто это спел эту песню? (Мастер джаза, 1967)
- 1967 - Каждый день у меня есть блюз (Bluesway, 1967) Оливер Нельсон Аранж.
- 1968 - Живу блюзом (Bluesway, 1968)
- 1971 - Ты и я, которые были раньше (RCA, 1971)
В качестве гостя
[ редактировать ]- 1937-39 - Оригинальные американские записи Decca (бокс-сет из 3 компакт-дисков) (Decca GRP, 1992)
- 1936-41 - Полный граф Бэйси, тома 1-10 ( CBS ,)
- 1937–44 - В бальном зале Savoy 1937–1944 (Jazz Line, 1972)
- 1944–1944 ) (Взгляд в прошлое, 1986
- 1957 - Граф Бэйси в Ньюпорте (Verve, 1957)
- 1959 - Годы Ньюпорта, том VI (Verve, 1973)
С другими
- 1960 — Дэйв Брубек , Брубек и Рашинг (Колумбия, 1960)
- 1959 — Бак Клейтон , Копенгагенский концерт (SteepleChase, 1979)
- 1959 — Дюк Эллингтон , Джазовая вечеринка (Колумбия, 1959)
- 1959 — Бенни Гудман , «Бенни в Брюсселе» (Колумбия, 1958)
- 1961 — Джимми Уизерспун, Jimmy & Jimmy (Vogue, 1987) (Рашинг в 4-х изданиях с квартетом Эрла Хайнса в 1967 году)
- 1967 - Эрл Хайнс, блюз и прочее (Master Jazz, 1968)
- 1959 - ВВ АА - Звуки джаза (Колумбия, 1959)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эпплгейт, Марк (25 января 2014 г.). «Мистер Пять на пять был пятизвездочным артистом» . КУНК . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Закон США о социальном обеспечении: заявка на номер счета» . 4 июня 1938 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2010 года . Проверено 31 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Джон С. Уилсон (9 июня 1972 г.). «Джимми Рашинг, блюзовый певец с сильным голосом, умер в возрасте 68 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books. п. 164. ИСБН 1-85868-255-Х .
- ^ Jump up to: а б с Рашинг, Джимми (1968). Живу блюзом . Блюзвей. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ Барлоу, Уильям (1989). «Глядя вверх и вниз»: возникновение блюзовой культуры , стр. 245–246. Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN 0-87722-583-4 .
- ^ Бэйси, граф (1985). Доброе утро, Блюз . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 182 . ISBN 0-394-54864-7 .
- ^ Дэниелс, Дуглас Генри (2007). Прыжок в час дня: незабываемая история «Блю Дьяволов» из Оклахома-Сити . Маяк Пресс. п. 52. ИСБН 978-0-8070-7137-3 .
- ^ «Джимми Рашинг» . Музыкальная группа Верве. Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Джордж Лэнг (29 января 2012 г.). «Вспоминая Джимми Рашинга, человека из «Five by Five» с огромным голосом» . newsok.com . Оклахоман . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Игл, Боб Л.; ЛеБлан, Эрик С. (1 мая 2013 г.). Блюз: региональный опыт . АВС-КЛИО. стр. 339–. ISBN 978-0-313-34424-4 . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Шабаз, Амилкар (21 января 2007 г.). «Джеймс Эндрю «Джимми» Рашинг (1902-1972) •» . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ «Джеймс Эндрю Рашинг | Энциклопедия.com» . Энциклопедия.com . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Дэнс, Стэнли (1 ноября 1998 г.). «Дюк Эллингтон: Джазовая вечеринка» . ДжазТаймс . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Брубек и Рашинг» . Вся музыка . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Бах, Жан (1994). Великий день в Гарлеме (фильм) . Фло-Берт и Нью-Йоркский фонд искусств . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Джазовый фестиваль Мадди Уотерс в Ньюпорте, 1960» . Ютуб . UMG (от имени Madison Bay Records); LatinAutor — PeerMusic, LatinAutor, BMG Rights Management, CMRRA, ARESA, Abramus Digital и 4 общества по правам на музыку. 3 июля 1960 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
1803 Mean Misteater — Мадди Уотерс: вокал, гитара; Пэт Хэйр: гитара; Отис Спанн: фортепиано; Джеймс Коттон: губная гармошка; Эндрю Стивенсон (бас); Фрэнсис Клэй (ударные); Mean Misteater Jam добавляет Сэмми Прайса (вокал); Бетти Жаннетт (вокал); Джимми Рашинг (вокал); Лафайет Томас (гитара); Бутч Кейдж (скрипка); Вилли Б. Томас (акустическая гитара); Эл Миннс и Леон Джеймс: бедра трясутся
- ^ «50 лет «Дереву обучения» Гордона Паркса » . Warnerbros.com . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Шабаз, Амилкар (21 января 2007 г.). «Джеймс Эндрю «Джимми» Рашинг (1902–1972)» . Blackpast.org . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Богданов Владимир; Вудстра, Крис; Эрлевин, Стивен Томас (2003). Весь музыкальный гид по блюзу . Книги о бэкбите. п. 486. ИСБН 978-0-87930-736-3 . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Нат Хентофф (17 января 2007 г.). «История джаза живет в Квинсе… » Уолл Стрит Джорнал . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Баллиетт, Уитни (2000). Собрание сочинений: Джазовый журнал, 1954–2000 . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 21 . ISBN 0-312-20288-1 .
- ^ Хентофф, Нат (1959). Джаз: новые взгляды на историю джаза . Нью-Йорк: Райнхарт. п. 100 .
- ^ Яноу, Скотт (2000). Качать . Сан-Франциско: Книги Миллера Фримена. п. 264 . ISBN 0-87930-600-9 .
- ^ Эллисон, Ральф (2001). Жизнь с музыкой . Нью-Йорк: Современная библиотека. стр. 43–49 . ISBN 0-679-64034-7 .
- ^ Гиддинс, Гэри (1998). Видения джаза: первый век . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 201 . ISBN 0-19-507675-3 .
- ^ Гиддинс, Гэри (1998). Видения джаза: первый век . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 184 . ISBN 0-19-507675-3 .
- ^ «Джимми Рашинг» . Музыкальная группа Верве. Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ «Опрос критиков DownBeat 1972 года» . 31 августа 1971 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ «Результаты премии Грэмми для Джимми Раша» . Грэмми.com . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Американский музыкальный сериал: выпуск джазовых певцов» . Смитсоновский национальный почтовый музей . Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ «Назван класс Зала славы блюза 2024 года» . Сайт Memphisflyer.com . Проверено 7 мая 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйси, граф ; Перо, Леонард (1986). Доброе утро, блюз: автобиография графа Бэйси , Нью-Йорк: Random House. ISBN 978-0394548647 .
- Карр, Ян ; Фэйрвезер, Дигби ; Пристли, Брайан (2004). Грубый гид-джаз. 2-е изд. Штутгарт: Мецлер. ISBN 978-3-476-01892-2 .
- Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2006). Путеводитель Penguin по джазовым записям . 8-е изд. Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-102327-9 .
- Перо, Леонард ; Гитлер, Ира (1999). Биографическая энциклопедия джаза . Нью-Йорк: Оксфорд. ISBN 978-0-19-532000-8 .
- Фридвальд, Уилл (1992). Качающиеся голоса Америки – сборник великих голосов . Св. Андре-Вёрдерн: Ганнибель. ISBN 3-85445-075-3 . (На немецком языке.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1901 рождений
- 1972 смертей
- Свинг-певцы
- Джамп-блюзовые музыканты
- Блюзовые музыканты Восточного побережья
- Американские блюзовые певцы
- Американские джазовые певцы
- Джаз-блюзовые музыканты
- Музыканты из Оклахома-Сити
- Певцы из Оклахомы
- Смертность от лейкемии в Нью-Йорке (штат)
- Американские певцы 20-го века
- Джазовые музыканты из Оклахомы
- Члены Оклахома-Сити Блю Девилз