Онзи Мэтьюз
Онзи Мэтьюз | |
---|---|
![]() Онзи Мэтьюз, 1976 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Онзи Дарретт Мэтьюз-младший |
Рожденный | Форт-Уэрт, Техас , США | 15 января 1930 г.
Умер | 13 ноября 1997 г. Даллас, Техас | (67 лет)
Жанры | Джаз , бибоп , соул , R&B , хард-боп , джаз-фьюжн |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик , актер |
Инструмент(ы) | Фортепиано , певец |
Этикетки | |
Ранее из |
Онзи Дарретт Мэтьюз-младший (15 января 1930 — 13 ноября 1997) — американский джазовый пианист, певец, аранжировщик , композитор , актёр телевидения и кино. Он наиболее известен своими аранжировками для биг-бэнда, сделанными для Лу Ролза альбомов Black and Blue и Tobacco Road , а также аранжировками для нескольких релизов Рэя Чарльза 1960-х годов. У него много лет был собственный биг-бэнд, и он записал множество треков для Capitol Records , в том числе два альбома, выпущенных под собственным именем. Позже у него были тесные отношения с оркестром Дюка Эллингтона , работая пианистом, аранжировщиком и дирижером в конце 1960-х и 1970-х годах.
Биография
[ редактировать ]Первые дни и переезд в Лос-Анджелес.
[ редактировать ]Онзи Дарретт Мэтьюз-младший родился 15 января 1930 года в семье Онзи Мэтьюза и Леолы Джонс в Форт-Уэрте, штат Техас. Он рос в Далласе до подросткового возраста, когда его мать переехала в Лос-Анджелес в поисках более высокооплачиваемой работы. Его раннее знакомство с музыкой произошло благодаря пению в церковном госпел- хоре. [ 1 ]
Мэтьюз рано понял, что хочет стать музыкантом: «музыка была его призванием». [ 2 ] Он рано окончил школу, в 16 лет, и в первую очередь хотел стать певцом. «Я научился аккомпанировать себе на фортепиано, а потом понял, что нужны аранжировки». [ 1 ] В начале 1950-х он поступил в музыкальный колледж Вестлейк в Голливуде и изучал голос, тренировку слуха и гармонию; как и музыкальная школа Беркли, они были сторонниками системы Шиллингера . Он проходил прослушивание у лидера группы Леса Брауна в качестве аранжировщика; Браун помог Мэтьюзу сосредоточиться на том, что следует сохранить в работающей схеме, а от чего отказаться. [ 1 ]
Первые разрывы с Декстером Гордоном и Кертисом Эми
[ редактировать ]В 1959 году Мэтьюз связался с Декстером Гордоном, который в то время активно участвовал в джазовой сцене Лос-Анджелеса. Мэтьюза Первый биг-бэнд был основан с помощью Гордона и его коллеги-саксофониста Кертиса Эми . Группа начала с книги из 21 чарта Мэтьюза и репетировала по вечерам в среду в течение 5 месяцев, пока наконец не забронировала концерты в этом районе. Группа представляла собой конгломерат звездных джазовых/студийных исполнителей Лос-Анджелеса, которым сразу же понравилось играть изобретательные блюзовые оркестровки Мэтьюза; Среди первых игроков, пришедших через его группу, были Гордон, Эми, Сонни Крисс , Джек Шелдон , Кармелл Джонс и Ред Митчелл . [ 3 ] Кертис Эми включил две оригинальные мелодии Мэтьюза в свои Pacific Jazz альбомы Meetin' Here и Way Down в 1961 и 1962 годах соответственно. Декстер Гордон записал оригинальную мелодию Мэтьюза «Very Saxily Yours» для своего альбома Gettin 'Around на Blue Note , но трек был выпущен только 25 лет спустя на переиздании компакт-диска. [ 1 ] Мэтьюз стал известен в Лос-Анджелесе как искусный аранжировщик и музыкальный руководитель; его первые профессиональные аранжировки были в это время с Лайонелом Хэмптоном , Деллой Риз , Рут Прайс и Джином МакДэниелсом . Первая мелодия Мэтьюза, записанная на коммерческой основе, состоялась в 1956 году, когда кларнетист Морис Менье, игравший с Лайонелом Хэмптоном , записал ее во Франции. Годом ранее Менье получил копию «Blues for the Reverend» Мэтьюза благодаря сотрудничеству с группой из Хэмптона.
Расовая дискриминация и проблемы со звукозаписывающими компаниями
[ редактировать ]Как и другим чернокожим джазовым исполнителям того времени, Мэтьюзу было особенно трудно преодолеть предрассудки и цветовые барьеры. [ 4 ] Тогда он сказал: «Они сказали, что группа слишком смешанная, пара белых или пара негров было бы нормально, но не 50/50». [ 4 ] Ему противостоял агент, который нанял для шоу в Лас-Вегасе полностью белую группу , а не смешанную группу Мэтьюза. Его разочарование распространилось и на A&R компаний представителей Decca , Columbia и Capitol , которым понравилось звучание группы и его музыка, но которые выразили обеспокоенность после того, как лично увидели расово смешанную группу. [ 5 ]
Биг-бэнд Онзи Мэтьюза
[ редактировать ]Группа Мэтьюза в начале 1960-х искала работу в качестве биг-бэнда в Лос-Анджелесе; большинство его музыкантов были общими, они чередовались с биг-бэндом Джеральда Уилсона (еще одним интегрированным биг-бэндом) каждые вторые выходные в Metro Theater в Лос-Анджелесе. [ 1 ] Группа также давала продолжительные концерты по понедельникам вечером в клубе Virginia в Лос-Анджелесе. [ 5 ]
Среди участников биг-бэндов и записей Мэтьюза в Лос-Анджелесе были Бад Брисбуа , Кертис Эми , Бобби Брайант , Дик Хайд , Тедди Эдвардс , Эрл Палмер , Джей Мильори , Конте Кандоли , Ричард «Грув» Холмс , Гораций Тэпскотт , Гейб Бальтазар , Джо Майни. , Олли Митчелл , Херб Эллис , Кармелл Джонс , Сонни Крисс и Джек Нимиц . В их число входили как черные , так и белые студийные музыканты, что продолжало представлять проблему, пока Мэтьюз не начал работать с гораздо более молодым продюсером Ником Венетом после того, как он подписал контракт с Capitol . [ 5 ] Среди певцов, для которых Мэтьюз выступал и писал на своих регулярных концертах, были Рут Прайс , Джимми Уизерспун , Биг Миллер и Джун Экстайн. [ 5 ]
Прорыв с Лу Ролзом и Capitol Records
[ редактировать ]
Лу Роулз подписал контракт с Capitol Records в начале 1961 года и выпустил прорывной набор хитов с Лесом Макканном и альбомом Stormy Monday . Ник Венет отвечал за Ролза и познакомил его с Мэтьюзом. В августе 1962 года они записали 13 новых чартов, аранжированных Мэтьюзом, в которых прозвучал резонирующий баритон Ролза . [ 1 ] Одиннадцать из этих чартов будут включать пластинку Ролза Black and Blue , которая в течение трех недель находилась в чартах журнала Billboard с апреля 1963 года, достигнув 130-го места. Оба мужчины вернулись в студию Capitol в июле и августе 1963 года, чтобы записать еще треки, которые вошли в альбом Роулза Tobacco Road. Оба альбома были переизданы в 1969 году на выпуске Capitol Close-Up , который три недели находился в чартах Billboard , начиная с августа 1969 года, достигнув 191 строчки. Группа, записанная на двух пластинках Ролза, по сути, представляет собой состав биг-бэнда Онзи Мэтьюза того времени. [ 6 ] Стиль аранжировки Мэтьюза идеально подходил Ролзу, но пара так и не воссоединилась для каких-либо других релизов Capitol. [ 1 ] Две другие серии одиночных сессий с Ролзом 1963 года так и не были выпущены. Группа Мэтьюза продолжала поддерживать Лу Ролза на живых концертах и мероприятиях в конце 1960-х. [ 7 ]
Вторым громким аранжирующим заданием Мэтьюза в это время был Жак Хольцман , который использовал его для аранжировки традиционных треков джазового ансамбля для дебютного альбома Джуди Хенске 1963 года для Elektra Records . [ 8 ]
В конце концов Венет подписал Мэтьюза с Capitol, и его первый альбом Non-Stop Jazz Samba был записан в феврале 1963 года. [ 1 ] Однако альбом не был выпущен. В нем есть три разных инструментария ансамблей, в основе которых лежит его биг-бэнд. Мэтьюз продемонстрировал свои писательские способности в широком диапазоне; треки чем-то напоминают альбом Куинси Джонса 1962 года Big Band Bossa Nova, выпущенный Mercury Records . Есть и другие неизданные джазовые сессии, которые с этого времени Мэтьюз организовал с Дюпри Болтоном для Pacific Jazz , а также треки с Ричардом «Groove» Холмсом, записанные в Capitol. Позже Холмс поручил Мэтьюзу аранжировать все треки для своего собственного релиза Book of Blues: Volume I в 1964 году для Warner Bros. Records при поддержке биг-бэнда Мэтьюза. Мэтьюз написал больше чартов и представил ту же группу для релиза Холмса A Bowl of Soul в ноябре 1966 года , также на Warner Bros. Records.
В январе 1964 года Мэтьюз записал свой первый коммерчески выпущенный LP под собственным названием Capitol: Blues with a Touch of Elegance . Хотя пластинка не имела финансового успеха, она широко известна музыкантам и музыкальным критикам как шедевр джазового сочинения и аранжировки. [ 1 ] Первоначальный обзор Billboard был чрезвычайно положительным, и он был отнесен к категории «Джаз: особые заслуги». [ 9 ] Lefty Louie/Blues Non-Stop , квартет при поддержке голосов, также был записан во время этих сессий и выпущен как сингл на лейбле Capitol.

Звуки 60-х!
В июле 1964 года был записан следующий альбом Мэтьюза Capitol, Sounds of the 60s , но он был выпущен только весной 1966 года. [ 10 ] Альбом не является таким сплоченным проектом, как первый релиз, и не снискал такой известности, как Blues With a Touch of Elegance .
В октябре 1966 года Мэтьюзу поручили писать для Эстер Филлипс . Его чарты были записаны вживую в 1970 году и появились на атлантическом релизе Confessin' the Blues , одной из лучших записей Филлипса. [ 1 ] [ 11 ] Релиз Phillips часто ошибочно приписывали записанному в 1976 году из-за его переиздания в виде компиляции; И снова биг-бэнд Мэтьюза поддерживает основного артиста. Среди других его заданий по аранжировке записей - работа над пластинкой Херба Альперта и Кертиса Эми 1965 года The Sounds of Broadway/The Sounds of Hollywood для Palomar Records. Он писал статьи для биг-бэнда Ллойда Прайса , а также для телешоу «Джаз со Стивом KTLA» из Лос-Анджелеса в 1963 году. [ 1 ] С тех пор Мэтьюз в качестве лидера Capitol или любого другого звукозаписывающего лейбла больше не выпускал релизов; многое было записано с Capitol и, наконец, впервые выпущено на компакт-диске Mosaic Select 29 в 2007 году. [ 1 ]
Мэтьюз был известен как певец, но единственная документация об этом есть на съемочной площадке Mosaic 2007 года. Продюсер Майкл Кускуна нашел три трека, записанные Мэтьюзом в то время, в июле и октябре 1964 года, где он наложил свое пение, выступая в роли лидера своего биг-бэнда. Они никогда не выпускались до выпуска набора Mosaic. [ 1 ] Биг-бэнд Онзи Мэтьюза записывался гораздо чаще на релизах других артистов, в первую очередь бэк-вокалистов, чем под его собственным именем. [ 12 ]
Рэй Чарльз и другие писатели
[ редактировать ]В середине 1960-х Мэтьюз смог использовать свой предыдущий успех в аранжировке, получив множество предложений по аранжировке с певцом Рэем Чарльзом . Все эти треки были записаны для ABC-Paramount . В марте и июне 1965 года были записаны две аранжировки Мэтьюза для альбома Чарльза Country & Western встречается с Rhythm & Blues . [ 1 ] У него была одна аранжировка на альбоме Ray's Moods 1966 года и еще три на альбоме Чарльза Cryin' Time . Оба альбома 1966 года попали в чарты Billboard . Последний график, составленный для Рэя Чарльза, был составлен для сингла "This's All I Am To You". Аранжировка Мэтьюза песни Driftin' Blues на альбоме Cryin' Time отмечена как выдающаяся, в нее входит гитарное соло Рэя Кроуфорда. [ 1 ] Другие писательские задания в это время включают аранжировку для телевизионных шоу, таких как CBS специальный выпуск от 29 июня 1965 года «Это то, что происходит, детка!» с участием многочисленных современных поп-исполнителей. [ 13 ]
Актерская карьера
[ редактировать ]Мэтьюз впервые работал в ночных клубах Лос-Анджелеса певцом в 1950-х годах и стал известен как личность. Он впервые появился на телевидении в KLAC телешоу «Голливуд на телевидении», которое вел Эл Джарвис, где он пел в дуэте с соведущей Бетти Уайт (ее первая работа на телевидении). Он также начал сниматься в Голливуде; Мэтьюз был высоким, красивым и очень хорошо говорил. [ 1 ] Он появился в июле 1965 года театра NBC Kraft Suspense Theater в эпизоде «Рука Коннери» . [ 14 ] а также эпизод от 14 февраля 1966 года «В поисках апреля» из сериала «Беги ради своей жизни» в главной роли, с Беном Газзарой который также транслировался на канале NBC . [ 1 ]
Дюк Эллингтон, Париж, последний переезд в Даллас
[ редактировать ]В 1966 году Мэтьюз и его группа отправились в трехнедельный тур для Capitol Records, чтобы продвигать свой второй альбом для этого лейбла (« Звуки 60-х! »). Во время остановки в Нью-Йорке он встретил Мерсера Эллингтона и в результате стал заменой Дюка Эллингтона на фортепиано . В 1970-е годы он несколько раз сотрудничал с оркестром Дьюка Эллингтона в качестве аранжировщика. [ 15 ] Вместе с Эллингтоном он написал незаписанную композицию Just a Gentle Word from You Will Do. [ 1 ] Через несколько лет после смерти Дюка Эллингтона у Мэтьюза в 1979 году возникли разногласия с Мерсером Эллингтоном, и позже ему пришлось урегулировать спор о заработной плате с сыном Эллингтона, возникший из-за неуказанных аранжировок Мэтьюза на компакт-диске Musicmasters Records 1996 года, выпущенном Only God Can Make A Tree . [ 15 ]
В 1970-е годы Мэтьюз аранжировал музыку для альбомов Эрла Хайнса и Роя Эйерса ; он также работал над телевизионной музыкой для Пола Анки . В то время он перемещался между Нью-Йорком, Далласом и Сиэтлом и одно время работал в отелях Sheraton Resorts на Виргинских островах , Арубе и Кюрасао в качестве сольного пианиста и певца. Разочарованный большей частью музыкальной сцены, в 1979 году Мэтьюз переехал в Париж и основал еще один джазовый оркестр. Работая оттуда как композитор, аранжировщик и актер, он появился в фильме «Динго» (1991), сыграв трубача Цезаря вместе с Майлзом Дэвисом . [ 1 ]
Мэтьюз вернулся в Нью-Йорк в 1993 году после финансово разрушительной операции по поводу рака простаты . Мерсер Эллингтон предложил Мэтьюзу работу над музыкой его отца Sacred Concert в качестве аранжировщика. Мэтьюз также написал аранжировки для альбома Ванессы Рубин « I'm Glad There Is You» , сделанного для RCA Novus в это время. Под влиянием смерти матери в 1994 году он вернулся в Даллас, чтобы быть со своим отцом; его отец умер 26 мая 1995 года.
Онзи Мэтьюз провел последнюю серию туров и концертов в Европе и Далласе, дирижируя своей музыкой и музыкой Дюка Эллингтона в 1996–1997 годах; интервью газете Dallas Observer за три месяца до его смерти описало его музыкальную карьеру. [ 15 ] Мэтьюз умер в возрасте 67 лет 13 ноября 1997 года в своей квартире в Далласе от сердечной недостаточности, вызванной атеросклерозом .
Музыкальное наследие
[ редактировать ]В 2007 году Майкл Кускуна серию записей, выпустил для Mosaic в которых задокументирована музыка из записей Онзи Мэтьюза Capitol . [ 1 ] [ 16 ] Этот набор включает в себя два альбома, которые он выпустил со своей биг-бэндом, а также весь остальной неизданный материал, записанный в Capitol Мэтьюзом со своей группой. Первая пластинка, проект босса-нова 1963 года, в то время не была выпущена на рынок, несмотря на то, что ее написание и исполнение не уступали всему, что происходило в то время в джазовой и поп-музыке. [ 1 ] Биг-бэнды Мэтьюза записывали гораздо больше на пластинках других артистов, чем под его собственным именем. Он был востребован как аранжировщик для многих певцов, и группа добилась такого уровня успеха, который превратился в очень хорошую группу для «клубных свиданий» и «студийный» оркестр. Его музыка и его группа никогда не имели реальной возможности выстоять самостоятельно. [ 1 ]
Он был важной частью нескольких различных музыкальных и культурных движений на Западном побережье в 1950-х и 1960-х годах. Мэтьюз был частью музыкальной сцены Центрального авеню в 1950-х годах и вырос в музыкальном плане благодаря взаимодействию с важными джазовыми музыкантами, такими как Лайонел Хэмптон, Декстер Гордон и Кертис Эми. Он также обучался в музыкальном колледже Вестлейк у таких великих композиторов и аранжировщиков, как Билл Холман , Гэри Пикок , Боб Купер и Боб Грэттингер . [ 17 ] Мэтьюз загадочный человек, и его трудно определить; во многом он не получил того признания, которого заслуживал, по сравнению с лидерами биг-бэндов или музыкальными руководителями, такими как Оливер Нельсон , Джеральд Уилсон или Гарольд Уилер . [ 1 ] [ 15 ]
Дискография, телевидение, кино
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- [1963] Нон-стоп Джазовая Самба ( Капитолий ) [ 1 ]
- 1964 Блюз с оттенком элегантности ( Капитолий )
- 1964 Левти Луи / Blues Non-Stop (7 дюймов, сингл) ( Капитолий )
- 1966 Звуки 60-х! ( Капитолий )
- 2007 Онзи Мэтьюз: Mosaic Select 29 ( Мозаика )
Как композитор, аранжировщик и/или дирижер
[ редактировать ]- 1956 Морис Менье и его оркестр Морис Менье (Барклай, ФРАНЦИЯ)
- 1960 года Мемориальный альбом , Кенни Дорэм (Ксанаду)
- 1961 Встреча здесь , Кертис Эми (Pacific Jazz)
- 1962 Прорыв , Джин Шоу (Арго)
- 1962 Way Down , Кертис Эми (Pacific Jazz)
- 1962 «Черное и синее» — Лу Ролз (Капитолий)
- 1963 Табачная дорога , Лу Ролз (Капитолий)
- 1963 Джуди Хенске , Джуди Хенске (Электра)
- 1964 Книга блюза, Том. 1 , Ричард «Грув» Холмс (Pacific Jazz)
- 1964 г. Сбалансировано для трансляции: июнь 1964 г. , разные артисты (Капитолий - рекламный ролик)
- 1965 Gettin 'Around , Декстер Гордон (Blue Note)
- 1965 Кантри и вестерн встречаются с ритм-н-блюзом , Рэй Чарльз (ABC-Paramount)
- 1965 Звуки Бродвея/Звуки Голливуда , Кертис Эми (Palomar Records)
- 1966 — Настроение Рэя , Рэй Чарльз (ABC-Paramount)
- 1966 Cryin' Time , Рэй Чарльз (ABC-Paramount)
- 1966 Чаша души , Ричард «Грув» Холмс (Pacific Jazz)
- 1970/1976 «Исповедуя блюз» , Эстер Филлипс (Атлантика)
- 1975 Мистическое путешествие , Рой Эйерс (Полидор)
- 1977 Джаз - его старая леди и мой старик , Эрл Хайнс (Catalyst Records)
- 1989 Музыка - моя любовница Дюк Эллингтон (Musicmasters)
- 1980 Landslide , Декстер Гордон (Blue Note)
- 1994 Я рад, что ты есть: дань уважения Кармен Макрей , Ванесса Рубин (RCA-Novus)
- 1996 Только Бог может создать дерево , Мерсер Эллингтон (Musicmasters)
Телевидение и кино (актер)
[ редактировать ]- 1965 Kraft Suspense Theater: Руки Коннери
- 1966 Бегите, спасая свою жизнь: в поисках апреля
- 1991 Динго
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Кускуна, Майкл. Mosaic Select 29: Примечания Онзи Мэтьюза. Mosaic Records, Стэмфорд, Коннектикут. 2007 год
- ^ Брамли, Ал. Интервью Dallas Morning News с Онзи Мэтьюзом, 1996 г.
- ^ Бритт, Стэн. Декстер Гордон: музыкальная биография DaCapo Press, Лондон. 1989. с. 80
- ^ Jump up to: а б «Лидер группы из Лос-Анджелеса говорит, что звукозаписывающие фирмы, Nightspots исключают смешанные группы», Jet , 31 мая 1962 г., стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б с д «Тяжелые времена для смешанной группы в Лос-Анджелесе», Down Beat , 26 апреля 1962 г., стр. 11
- ^ Тапскотт, Гораций. Песни невоспетых: музыкальное и социальное путешествие Горация Тэпскотта Duke University Press, 2001. стр. 231
- ^ Гарно, Тео. Если оно качается, это музыка . Издательство Гавайского университета. 2012 год
- ^ Хоутон, Мик. Становление Электрой: правдивая история лейбла Visionary Джека Хольцмана , Jawbone Press, 2010. стр. 116.
- ^ обзор, Billboard , 20 июня 1964 г., с. 25
- ^ Обзор альбома (в центре внимания), Billboard , 23 апреля 1966 г., стр. 42 и 51.
- ^ Confessin' the Blues , Эстер Филлипс с джазовым оркестром Онзи Мэтьюза, компакт-диск. Atlantic Records, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк © 1976. Записано в клубе Freddie Jett's Pied Piper Club, Лос-Анджелес, Калифорния, 31 января 1970 года. ОСЛК 19550492
- ↑ См. раздел дискографии: биг-бэнд Мэтьюза поддерживает Лу Ролза, Ричарда Холмса и Эстер Филлипс на многочисленных записях.
- ^ Терраса, Винсент. Специальные телепередачи: 5336 развлекательных программ, 1936–2012 гг. McFarland Publishing, 2013. стр. 201
- ^ « Театр «Крафт-саспенс» Руки Коннери (сериал, 1965)» . IMDb.com .
- ^ Jump up to: а б с д Шуллер, Тим. «Руководитель оркестра в страхе: аранжировщик-дирижер Онзи Мэтьюз доказывает, что выживают только сильные» The Dallas Observer : Музыкальный раздел. 7 августа 1997 г.
- ^ обзор набора мозаики Онзи Мэтьюза , New York Times , 19 августа 2007 г.
- ^ "Дом" . Общество Шиллингера .
Библиография
[ редактировать ]- Кускуна, Майкл. Mosaic Select 29: компакт-диски Onzy Matthews 3 и обширные аннотации. Mosaic Records , Стэмфорд, Коннектикут. 2007. ОСЛК 166272818
- Гарно, Тео. Если оно качается, то это музыка: автобиография гавайца Гейба Бальтазара-младшего . Издательство Гавайского университета. 2012. ОСЛК 767806923
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онзи Мэтьюз в AllMusic
- Онзи Мэтьюз на IMDb
- Дискография Онзи Мэтьюза на Discogs
- Онзи Мэтьюз на Last.fm
- Онзи Мэтьюз на BBC Music
- Джазовые профили, Онзи Мэтьюз
- NBC Kraft Suspense Theater: Connery's Hands на YouTube (Мэттьюз появляется в 14:40 с Шелли Мэнн )
- 1930 рождений
- 1997 смертей
- Музыканты из Далласа
- Музыканты из Большого Лос-Анджелеса
- Афро-американские джазовые композиторы
- Афро-американские джазовые пианисты
- Американские музыкальные аранжировщики
- Афро-американские дирижеры (музыка)
- Американские дирижеры (музыка)
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Артисты Capitol Records
- Джазовые аранжировщики
- Руководители американских джазовых оркестров
- Руководители биг-бэндов
- Члены оркестра Дюка Эллингтона
- Афро-американские актеры-мужчины
- Американские актеры-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Американские пианисты 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые композиторы
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые пианисты-мужчины