Джеральд Уилсон
Джеральд Уилсон | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джеральд Стэнли Уилсон |
Рожденный | Шелби, Миссисипи , США | 4 сентября 1918 г.
Умер | 8 сентября 2014 г. [1] Лос-Анджелес, Калифорния , США | ( 96 лет
Жанры | Джаз , поп |
Род занятий | Музыкант, композитор, руководитель группы |
Инструмент(ы) | Труба |
Годы активности | 1938–2012 |
Этикетки | Капитолий , Пасифик Джаз , Дискавери , Мак Авеню |
Джеральд Стэнли Уилсон (4 сентября 1918 — 8 сентября 2014) — американский джазовый трубач, руководитель биг-бэнда, композитор, аранжировщик и педагог. Он родился в Миссисипи, а с начала 1940-х годов жил в Лос-Анджелесе. [2] Он аранжировал музыку для Дюка Эллингтона , Сары Воган , Рэя Чарльза , Джули Лондон , Диззи Гиллеспи , Эллы Фицджеральд , Бенни Картера , Лайонела Хэмптона , Билли Холидей , Дины Вашингтон и Нэнси Уилсон . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уилсон родился в Шелби, штат Миссисипи . [1] и в возрасте 16 лет переехал в Детройт, штат Мичиган , где окончил Техническую среднюю школу Касса (одним из его одноклассников был саксофонист Уорделл Грей ). [3] Он присоединился к оркестру Джимми Лансфорда в 1939 году, заменив его трубача и аранжировщика Сай Оливера . Находясь в Лансфорде, Уилсон написал для группы песни, в том числе "Hi Spook" и "Yard-dog Mazurka", первая из которых повлияла на запись Эллингтона " Caravan ", а вторая - на Стэна Кентона . "Intermission Riff" [4]
Во время Второй мировой войны Уилсон также некоторое время выступал в составе ВМС США с Кларком Терри , Уилли Смитом и Джимми Ноттингемом . Примерно в 2005 году многие участники группы воссоединились как The Great Lakes Experience Big Band под управлением Уилсона и Эрни Эндрюса, выступившего в качестве гостя по приглашению Кларка Терри. Уилсон также играл и аранжировал для групп Бенни Картера и Дюка Эллингтона. , Каунт Бэйси и Диззи Гиллеспи .
Карьера
[ редактировать ]Уилсон сформировал свою собственную группу, добившуюся определенного успеха в середине 1940-х годов. Уилсон и его 20 компьютеров. Recording Orchestra выступил на знаменитой двенадцатой «Кавалькаде джаза», проходившей в Wrigley Field в Лос-Анджелесе, продюсером которой был Леон Хеффлин-старший . 2 сентября 1956 года. В этот день также выступали Дина Вашингтон , Мел Уильямс Дотс, Джули Стивенс, Литтл Ричард , Оркестр Чака Хиггина , Уилли Хейден и Five Black Birds, The Premiers, Бо Рамбо и Джерри Грей и его оркестр. [5] [6]
В 1960 году он сформировал группу из Лос-Анджелеса, которая начала серию записей, получивших признание критиков, для лейбла Pacific Jazz . В его альбом 1968 года California Soul вошли заглавный трек, написанный Эшфордом и Симпсоном , а также версия The Doors хита " Light My Fire ". [4] В состав группы в разное время входили ведущий трубач Снуки Янг , солистка трубы Кармелл Джонс и саксофонисты Бад Шэнк , Джо Майни , Гарольд Лэнд , Тедди Эдвардс и Дон Раффелл . В ритм-секцию входили гитарист Джо Пасс , Ричард Холмс (органист) , вибисты Рой Эйерс и Бобби Хатчерсон , а также барабанщики Мел Льюис и Мел Ли.
Жена Уилсона, прожившая более 50 лет, Жозефина Вильясенор Уилсон, американка мексиканского происхождения, и ряд его композиций показали его любовь к испанско-мексиканским темам, особенно «Viva Tirado», которая позже стала хитом рок-группы El Chicano . Со своей женой у Уилсона было три дочери (Джери, Лилиан (Тери) и Нэнси Джо), сын Энтони (гитарист Дайаны Кролл ) и несколько внуков, для каждого из которых были написаны песни - его композиции были часто вдохновляются членами его семьи. [1]
В последующие десятилетия Уилсон продолжал руководить группами и записываться на лейблах Discovery и MAMA. Среди недавних музыкантов были Луис Бонилья , Рик Баптист, Рэндалл Уиллис, зять Уилсона Шугги Отис и сын Энтони Уилсон (оба гитаристы); его внук Эрик Отис также играл на таких записях. Уилсон продолжал записывать композиции с испанским вкусом, в частности, бравурные соло на трубе «Карлос» (названные в честь мексиканского матадора Карлоса Аррусы и записанные трижды за эти годы с участием трубачей Джимми Оуэнса , Оскара Брашира и Рона Бэрроуза ) и «Ломелин» ( также назван в честь матадора Антонио Ломелина и дважды записывался, с соло Оскара Брашира и Джона Фаддиса ).
Национальный фонд искусств назвал Уилсона мастером джаза NEA в 1990 году. В 1998 году Уилсон получил комиссию от Монтерейского джазового фестиваля за оригинальную композицию, результатом которой стала «Тема для Монтерея», которая была исполнена на фестивале того года. В последующие годы он сформировал оркестры на Западном и Восточном побережьях, в каждый из которых вошли выдающиеся местные музыканты. Он также выступал в качестве приглашенного дирижера, в том числе с Джаз-бэндом Карнеги-Холла (ныне Джаз-оркестр Джона Фаддиса в Нью-Йорке), Джаз-оркестром Линкольн-центра , Чикагским джаз-ансамблем и джазовыми оркестрами европейского радио, дирижируя Биг-бэндом BBC в 2005. [3] В 1970-х годах он вел новаторское шоу на канале KBCA в Лос-Анджелесе, соведущим которого был Деннис Смит, где он играл «... музыку прошлого, настоящего и будущего».
Уилсон был преподавателем Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , а недавно получил награду «Учитель года». В 1970-х годах он также работал на факультете Калифорнийского государственного университета в Нортридже , где преподавал историю джаза, получив широкое признание среди студентов. [3] а также преподавал в Калифорнийском университете искусств в Лос-Анджелесе.
В феврале 2006 года Уинтон Марсалис и Джазовый оркестр Линкольн-центра исполнили его музыку под управлением Джеральда Уилсона. У него был уникальный стиль дирижирования: «Одетый в хорошо скроенные костюмы, с развевающимися длинными седыми волосами, Уилсон формировал музыку динамичными движениями и элегантной грацией современного танцора». о его стиле дирижирования На вопрос Терри Гросса на NPR шоу Fresh Air в 2006 году он ответил: «Это отличается от любого стиля, который вы когда-либо видели раньше. Я двигаюсь. Я ставлю музыку во время дирижирования. Видите ли, я указываю это, все, что вы будете слушать». [1]
В июне 2007 года Уилсон вернулся в студию с продюсером Элом Прайором и звездным биг-бэндом, чтобы записать специальный альбом композиций, премьера которого была заказана на джазовом фестивале в Монтерее к 50-летию фестиваля. Уилсон помог провести празднование 20-летия и 40-летия фестиваля своими специально заказанными работами (альбом Theme for Monterey , номинированный на Грэмми в 1998 году ). Альбом Monterey Moods был выпущен на Mack Avenue Records в сентябре 2007 года. В сентябре 2009 года Уилсон дирижировал своей сюитой из восьми частей «Detroit», заказанной Детройтским джазовым фестивалем в честь его 30-летия. Работа включает движение под названием «Cass Tech» в честь его средней школы, альма-матер. , номинированный на Грэмми В 2011 году его последней записью стал Legacy .
Смерть
[ редактировать ]Уилсон умер в своем доме в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, 8 сентября 2014 года, через четыре дня после своего 96-летия. [2] после непродолжительной болезни, последовавшей за приступом пневмонии, из-за которой он был госпитализирован.
Награды и почести
[ редактировать ]- 1990 года Премия NEA Jazz Masters
- 1996 Библиотека Конгресса Джеральда Уилсона, архив дел его жизни.
- Премия American Jazz Award 1997 года: лучший аранжировщик и лучший биг-бэнд
- Премия "Легенды джаза" на джазовом фестивале в Монтерее, 2008 г.
- 2012 Музей искусств округа Лос-Анджелес / Премия джазового общества Лос-Анджелеса LA Jazz Treasure Award
Номинации на Грэмми [7]
Год | Номинант / работа | Премия | Результат |
---|---|---|---|
1963 | "Tell Me the Truth" (трек Нэнси Уилсон) | Лучшая фоновая аранжировка (за вокалистами или инструменталистами) | номинирован |
1964 | "Пако" (трек) | Лучшая оригинальная джазовая композиция | номинирован |
1995 | State Street Sweet (альбом) | Лучшее джазовое выступление большого ансамбля | номинирован |
1998 | Тема для Монтерея (альбом) | Лучшее джазовое выступление большого ансамбля | номинирован |
1998 | «Романс» (трек) | Лучшая инструментальная композиция | номинирован |
2003 | Нью-Йорк, Нью-Саунд (альбом) | Лучший джазовый альбом большого ансамбля | номинирован |
2011 | Наследие (альбом) | Лучший джазовый альбом большого ансамбля | номинирован |
Синглы и альбомы, номинированные на премию «Грэмми» и получившие награды, способствовали
Год | Категория Грэмми | Альбом или сингл | Главный художник | Этикетка | Роль/Контент составлен или аранжирован | Честь |
---|---|---|---|---|---|---|
1959 | Лучшая музыкальная композиция, впервые записанная и выпущенная в 1959 году (продолжительностью более 5 минут) | Анатомия убийства (альбом саундтреков) | Дюк Эллингтон | Колумбия | труба/инструменталист на всех треках | Выиграл |
Лучший альбом саундтреков | Выиграл | |||||
Лучшее выступление танцевального коллектива | Выиграл | |||||
1963 | Альбом года | Современные звуки в кантри и вестерне (альбом) | Рэй Чарльз | ABC-Парамаунт | аранжировщик - Bye Bye Love / Just A Little Lovin' / Careless Love / Hey, Good Lookin' | номинирован |
1999 | Зал славы Грэмми | Выиграл |
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- 1945–46 - Джеральд Уилсон и его группа_Хронологические, 1945–46 (Классика,)
- 1946–54 - Джеральд Уилсон и его группа_Хроногический, 1946–54 (Классика,)
- 1950-54 - Big Band Modern (The Jazz Factory, 2006). Содержит переиздание Big Band Modern (Audio-Lab, 1959) плюс неизданную концертную запись 1950 года.
- 1961-69 - The Complete Pacific Jazz Recordings (Mosaic, бокс-сет 2000-5CD). Содержит следующие записи Pacific Jazz, кроме McCann/Wilson.
- 1961 — Лучше поверь! ( Пасифик Джаз , 1961)
- 1962 - Момент истины (Pacific Jazz, 1962)
- 1963-64 - Портреты (Pacific Jazz, 1964)
- 1965 - На сцене (Pacific Jazz, 1965)
- 1965 - Feelin 'Kinda Blues (Pacific Jazz, 1966)
- 1966 - Живи и качайся (Pacific Jazz, 1967)
- 1968 - Везде (Pacific Jazz, 1968)
- 1968 - Калифорния соул (Pacific Jazz, 1968)
- 1969 - Вечное равноденствие (Pacific Jazz, 1969)
- Ломелин ( «Дискавери» , 1981)
- Джессика ( Тренд , 1982)
- Калафия (Тренд, 1984)
- Дженна (Дискавери, 1989)
- State Street Sweet (Фонд МАМА / Саммит , 1994)
- Сюита «Воспоминания» (Фонд МАМА, 1996)
- Тема для Монтерея (Фонд/Саммит МАМА, 1997 г.)
- Нью-Йорк, Нью-Саунд ( Мак Авеню , 2003)
- В мое время (Мак Авеню, 2005)
- Монтерей Moods (Мак Авеню, 2007)
- Детройт (Мак-авеню, 2009)
- Наследие (Мак-авеню, 2011)
Как соруководитель-аранжировщик
[ редактировать ]- 1961 - Лес Макканн, Лес Макканн поет (Pacific Jazz, 1961)
- 1962 — Нэнси Уилсон , Бродвей — Мой путь (Капитолий, 1963)
- 1964 — Нэнси Уилсон, «Как я рада» ()
- 1964 - Макканн/Уилсон с Лесом Макканном (Pacific Jazz, 1965)
- 1969 — Жан-Люк Понти , Electric Connection (World Pacific Jazz)
- 1965 - Джули Лондон, Feeling Good (Liberty Records, 1965)
- 1962 — Рэй Чарльз , «Современные звуки в кантри и западной музыке» (ABC Paramount, 1962)
- 1962 - Рэй Чарльз, Современные звуки в кантри и западной музыке, второй том (ABC Paramount, 1962)
- 1965 — Сара Вон , Сара поет душевно ( Рулетка , 1965)
Как помощник
[ редактировать ]- Граф ( RCA Camden , 1958)
- Shoutin' Blues 1949 ( Синяя птица , 1993)
- Современные звуки в кантри и западной музыке ( ABC-Paramount , 1962)
- Современные звуки в кантри и вестерн-музыке, второй том (ABC-Paramount, 1962)
- Человек многих частей ( Современник , 1956)
- Лучшее для друзей (Дуто, 1958)
- Полинезия (Музыка и звук, 1959)
- Блюз Карла ( Современник , 1960)
- Звонкость (Современник, 1989)
- Танцуй под герцога! (Капитолий, 1954 г.)
- Анатомия убийства ( Колумбия , 1959)
- Качающиеся сюиты Эдварда Э. и Эдварда Г. (Колумбия, 1960)
- Фортепиано на заднем плане (Колумбия, 1962)
- Lunceford Special (Колумбия, 1956), переиздан в 1967 году.
- Хронологический Джимми Лансфорд и его оркестр 1939–1940 (классика, 1991)
- Пою блюз (World Pacific, 1959)
- 'Ложка ( Реприза , 1961)
- Корни (Реприза, 1962)
С другими
- Кенни Баррелл , 75-летие Bash Live! ( Голубая нота /EMI, 2006 г.)
- Красный Каллендер , The Lowest (MetroJazz, 1958)
- Бобби Дэрин , Ты причина, по которой я живу ( Капитолий , 1963)
- Маленькая Эстер , Лучше берегись (Чарли, 1990)
- Нил Хефти , Jazz Pops (Реприза, 1962)
- Кармелл Джонс , Деловая встреча (Pacific Jazz, 1962)
- Трикки Лофтон и Кармелл Джонс , Brass Bag (Pacific Jazz, 1962)
- Гуги Рене , Ромесвилль! (Класс, 1959)
- Лерой Виннегар , Лерой Уокс! (Современник, 1958)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Дон Хекман, «Джеральд Уилсон умирает в 96 лет; многогранный джазовый музыкант» , Los Angeles Times , 8 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ричард С. Джинелл (2011). «Биография Джеральда Уилсона» . вся музыка . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Питер Вашер, «Некролог Джеральда Уилсона» , The Guardian , 15 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Уильям Ярдли, «Джеральд Уилсон, универсальный джазовый аранжировщик, умер в 96 лет» , The New York Times , 9 сентября 2014 г.
- ^ «Изобилие звезд на сентябрьском джазовом фестивале» Статья The California Eagle, 23 августа 1956 года.
- ^ «Больше и лучше, чем когда-либо», Los Angeles Sentinel, 16 августа 1956 г.
- ^ Справочная страница Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук Джеральда Уилсона - Грэмми и номинации. Архивировано 1 июля 2018 г., в Wayback Machine.
- Юрген Вёльфер , Дискография Джеральда Уилсона, Алмере (Нидерланды), 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеральда Уилсона Дискография на Discogs
- Интервью с Джеральдом Уилсоном Библиотекой устной истории NAMM (2004 г.)
- Интервью Джеральда С. Уилсона , Центр исследований устной истории, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе
- Наследие Джеральда Уилсона - Панельная дискуссия на Detroit JazzStage - Jazz Extras
- Интервью Джейсона Крейна (Часть 1) из серии подкастов The Jazz Session
- Страница исполнителя на блоге JazzProfiles
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые трубачи
- Американские трубачи-мужчины
- Американские музыкальные аранжировщики
- Американские джазовые преподаватели
- Руководители биг-бэндов
- Выпускники Кассской технической школы
- Люди из Шелби, штат Миссисипи
- Члены оркестра Дюка Эллингтона
- Афро-американские джазовые музыканты
- 1918 рождений
- смертей в 2014 г.
- Смертность от пневмонии в Калифорнии
- Джазовые музыканты из Миссисипи
- Артисты Mack Avenue Records
- Исполнители Discovery Records
- Артисты Summit Records
- Музыканты из Детройта
- Джазовые музыканты из Мичигана