Сара Вон
Сара Вон | |
---|---|
![]() Вон, гр. 1946 год | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Сара Лоис Вон |
Рожденный | Ньюарк, Нью-Джерси , США | 27 марта 1924 г.
Умер | 3 апреля 1990 г. Хидден-Хиллз, Калифорния , США | ( 66 лет
Жанры | |
Род занятий | Певица |
Инструмент(ы) | Вокал, фортепиано |
Годы активности | 1942–1990 |
Этикетки | Колумбия , Меркьюри , Верве , Рулетка , Пабло |
Сара Лоис Вон ( / v ɔː n / , 27 марта 1924 — 3 апреля 1990) — американская джазовая певица и пианистка. По прозвищу «Нахальный» и « Божественный », [1] она выиграла две премии «Грэмми» , в том числе премию «За заслуги перед жизнью», и была номинирована в общей сложности на девять премий «Грэмми». [2] В 1989 году ей была вручена премия NEA Jazz Masters Award. [3] Критик Скотт Яноу писал, что у нее «один из самых чудесных голосов 20-го века». [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Воан родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси , в семье Эсбери «Джейка» Воана, плотника по профессии, игравшего на гитаре и фортепиано, и Ады Воган, прачки, певшей в церковном хоре, мигрантов из Вирджинии. [5] [6] Все детство Воана жило в доме на Брансуик-стрит в Ньюарке. [6] Джейк был глубоко религиозен. Семья активно работала в баптистской церкви Нью-Маунт-Сион на Томас-стрит, 186. Воан начал уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет, пел в церковном хоре и играл на фортепиано на репетициях и службах. Сара и ее семья были зарегистрированными демократами . [7]
У нее рано возникла любовь к популярной музыке. В 1930-х годах она часто видела местные и гастролирующие группы на катке на Монтгомери-стрит. [6] В подростковом возрасте она нелегально посещала ночные клубы Ньюарка и выступала в качестве пианистки и певицы в клубе Пикадилли и в аэропорту Ньюарка .
Вон учился в средней школе Ист-Сайда , затем перевёлся в среднюю школу искусств Ньюарка . [6] который открылся в 1931 году. Когда ее ночные приключения в качестве исполнительницы отодвинули на второй план ее академические занятия, она бросила среднюю школу на первом курсе, чтобы более полно сосредоточиться на музыке.
Карьера
[ редактировать ]1942–1943: Начало карьеры.
[ редактировать ]Воана часто сопровождала подруга Дорис Робинсон в ее поездках в Нью-Йорк. Осенью 1942 года, когда ей исполнилось 18 лет, Воан предложил Робинсон принять участие в конкурсе «Ночь любителей театра Аполло» . Воан аккомпанировал на фортепиано Робинсону, завоевавшему вторую премию. Позже Воан решила вернуться и сама выступать в качестве певицы. Она спела « Тело и душа » и победила, хотя дата этого победного выступления неизвестна. Призом, как вспоминал Воан Мэриан МакПартленд , было 10 долларов и обещание недельного участия в «Аполлоне». 20 ноября 1942 года она вернулась в «Аполлон», чтобы выступать на разогреве у Эллы Фицджеральд . [8]
Во время недели выступлений в «Аполло» Воан была представлена руководителю оркестра и пианисту Эрлу Хайнсу , хотя детали этого знакомства оспариваются. Билли Экстайн , певец Хайнс в то время, получил признание Воана и других за то, что услышал ее в «Аполло» и порекомендовал ее Хайнсу. Позже Хайнс утверждал, что сам нашел ее и тут же предложил ей работу. После непродолжительного выступления в «Аполлоне» 4 апреля 1943 года Хайнс заменил свою певицу Воганом. [6]
1943–1944: Эрл Хайнс и Билли Экстайн
[ редактировать ]Остаток 1943 года и часть 1944 года Воан провел в турне по стране с биг-бэндом Эрла Хайнса, в котором участвовал Билли Экстайн . Она была нанята пианисткой, чтобы Хайнс мог нанять ее под юрисдикцию союза музыкантов ( Американской федерации музыкантов ), а не союза певцов ( Американской гильдии артистов эстрады ). Но после того, как к группе присоединился Клифф Смоллс в качестве тромбонистки и пианистки, ее обязанности ограничились пением. Группу Эрла Хайнса в этот период помнят как инкубатор бибопа , так как в нее входили трубач Диззи Гиллеспи , саксофонист Чарли Паркер (играющий на тенор-саксофоне, а не на альте) и тромбонист Бенни Грин . Гиллеспи аранжировал группу, хотя запрет на современную запись со стороны союза музыкантов означал, что коммерческих записей не существует.
Экстайн покинул группу Hines в конце 1943 года и вместе с Гиллеспи сформировал биг-бэнд, оставив Хайнса музыкальным руководителем группы. Паркер присоединился к Eckstine, и в течение следующих нескольких лет в состав группы входили Джин Аммонс , Арт Блейки , Майлз Дэвис , Кенни Дорэм , Декстер Гордон и Лаки Томпсон . Воан принял приглашение Экстайн присоединиться к его группе в 1944 году, дав ей возможность впервые записать 5 декабря 1944 года песню «I'll Wait and Pray» для De Luxe . Критик и продюсер Леонард Фезер попросил ее позже в том же месяце записаться для Continental с септетом, в который входили Диззи Гиллеспи и Джорджи Олд . Она покинула группу Экстайна в конце 1944 года, чтобы заняться сольной карьерой, хотя оставалась близкой к Экстайну и часто записывалась с ним.
Пианисту Джону Малачи приписывают то, что он дал Воган прозвище «Дерзкий», прозвище, которое соответствовало ее личности. Ей оно понравилось, а название и его сокращенный вариант «Sass» запомнились коллегам и прессе. В письменных сообщениях Воан часто писал это слово «Сэсси».
1945–1948: Начало сольной карьеры.
[ редактировать ]
Вон начала свою сольную карьеру в 1945 году, работая фрилансером на 52-й улице в Нью-Йорке в клубах «Три двойки», «Знаменитая дверь», «Даунбит» и « Оникс-клуб» . Она проводила время в ресторане Braddock Grill рядом с театром «Аполло» в Гарлеме. 11 мая 1945 года она записала « Lover Man » для Guild с квинтетом, в который вошли Гиллеспи и Паркер , Эл Хейг на фортепиано, Керли Рассел на контрабасе и Сид Кэтлетт на барабанах. Позже в том же месяце она вошла в студию с немного другой и более крупной группой Гиллеспи и Паркера и записала еще три стороны.
пригласил ее После того, как скрипач Стафф Смит записать песню «Time and Again» в октябре 1945 года, владелец Альберт Маркс предложил Воган контракт на запись для Musicraft , хотя она не приступила к записи в качестве лидера Musicraft до 7 мая 1946 года. За это время она записалась для Crown и Gotham и начала регулярно выступать в Café Society Downtown, объединенном в Нью-Йорке клубе на Шеридан-сквер .
Во время работы в Café Society Воан подружилась с трубачом Джорджем Тредвеллом , который стал ее менеджером. Она делегировала ему большую часть обязанностей музыкального руководителя своих сессий записи, что позволило ей сосредоточиться на пении. В течение следующих нескольких лет Тредвелл внес изменения в сценический внешний вид Воана. Помимо нового гардероба и прически, она надела на зубы каппы , устранив щель между двумя передними зубами.
Ее записи для Musicraft включали « If You Could See Me Now » (написанную и аранжированную Тэддом Дэмероном ), « Don't Blame Me », « I'm Got a Crush on You », « Все, что у меня есть, твое » и « Тело и душа ». Благодаря прочным профессиональным отношениям Воана и Тредуэлла, пара поженилась 16 сентября 1946 года.
В 1947 году Воан выступил на третьем концерте Cavalcade of Jazz, проходившем в Wrigley Field в Лос-Анджелесе, который был спродюсирован Леоном Хеффлином-старшим 7 сентября 1947 года. The Valdez Orchestra , The Blenders, T-Bone Walker , Slim Gaillard , The Honeydrippers , Джонни Отис и его оркестр , Вуди Херман и Three Blazers также выступили в тот же день. [9]
Успех записи Вон для Musicraft продолжался в 1947 и 1948 годах. Ее запись « Tenderly » - она гордилась тем, что была первой, кто записал этот джазовый стандарт. [10] - стала неожиданным поп-хитом в конце 1947 года. Ее запись « It's Magic » (из Дорис Дэй фильма «Романтика в открытом море »), выпущенная 27 декабря 1947 года, имела успех в чартах в начале 1948 года. Ее запись « Nature Boy » в апреле 8, 1948, стал хитом примерно в то же время, когда была выпущена популярная версия Нэта Кинга Коула . Из-за второго запрета на запись со стороны союза музыкантов "Nature Boy" был записан с хором а капелла .
1948–1953: годы славы и Колумбии.
[ редактировать ]Запрет профсоюза музыкантов поставил Musicraft на грань банкротства. Воан использовал пропущенные выплаты роялти как возможность подписать контракт с более крупным звукозаписывающим лейблом Columbia . После урегулирования юридических вопросов ее успехи в чартах продолжились с " Black Coffee " летом 1949 года. В Колумбийском университете до 1953 года она почти полностью ориентировалась на коммерческие поп-баллады, некоторые из которых имели успех в чартах: " That Lucky Old Sun" «, «Притворись (ты рад, когда сожалеешь)», «Я без ума от тебя», «Наш собственный», «Я люблю этого парня», «Думаю о тебе» (с пианистом Бадом Пауэллом ), « Я плакал по тебе », «Это я предлагаю тебе», «Суета», «Я бежал всю дорогу домой», «Святой или грешник», «Мое измученное сердце» и «Время».
Она выиграла Esquire премию New Star Award журнала в 1947 году, награды журнала Down Beat с 1947 по 1952 год и журнала Metronome с 1948 по 1953 год. Запись и успех у критиков открыли возможности для выступлений: Воан пел перед большими толпами в клубах по всей стране во время конца 1940-х и начала 1950-х годов. Летом 1949 года она впервые выступила с симфоническим оркестром на благотворительном вечере Филадельфийского оркестра под названием «100 мужчин и девушка». Примерно в это же время чикагский диск-жокей Дэйв Гарроуэй придумал для нее второе прозвище «Божественная», которое сопровождало ее на протяжении всей ее карьеры. Одним из ее первых появлений на телевидении было участие в DuMont развлекательном шоу «Звезды на параде » (1953–54), в котором она пела « My Funny Valentine » и «Linger A while».
В 1949 году, когда их финансовое положение улучшилось, Воан и Тредуэлл купили трехэтажный дом на Эйвон-авеню, 21 в Ньюарке, занимая верхний этаж во все более редкие нерабочие часы дома и переселив родителей Воана на два нижних этажа. Однако давление бизнеса и личные конфликты привели к охлаждению отношений Тредуэлла и Воана. Тредвелл наняла гастрольного менеджера для удовлетворения своих гастрольных потребностей и открыла офис управления на Манхэттене, чтобы он мог работать с другими клиентами.
Отношения Воана с Колумбией испортились, поскольку она стала недовольна коммерческим материалом и его тусклым финансовым успехом. В 1950 году она сделала несколько записей в небольшой группе с Майлзом Дэвисом и Бенни Грином, но они были нетипичными для того, что она записала для Колумбии.
Радио
[ редактировать ]В 1949 году Вон вел радиопрограмму «Песни Сары Вон » на канале WMGM в Нью-Йорке. 15-минутные шоу транслировались по вечерам со среды по воскресенье из клуба The Clique Club и описывались как «свидание бибоп-толпы». [11] Ее аккомпанировали Джордж Ширинг на фортепиано, Оскар Петтифорд на контрабасе и Кенни Кларк на барабанах. [11]
1954–1959: годы Меркурия.
[ редактировать ]
контракт для Воана В 1953 году Тредуэлл заключила с Меркьюри , по которому она будет записывать коммерческий материал для Меркьюри и джаз-ориентированный материал для его дочерней компании EmArcy . Она работала в паре с продюсером Бобом Шадом , и их рабочие отношения принесли коммерческий и артистический успех. Ее дебютная запись на Mercury состоялась в феврале 1954 года. Она оставалась с Mercury до 1959 года. После записи для Roulette с 1960 по 1963 год она вернулась на Mercury с 1964 по 1967 год.
Ее коммерческий успех на Mercury начался с хита 1954 года «Make Yourself Comfortable», записанного осенью 1954 года, и продолжился песнями « How Importance Can It Be » (с Каунтом Бэйси ), « Whatever Lola Wants », « The Banana Boat Song». «, «Тебе нужна жена» и « Мисти ». Ее коммерческий успех достиг своего пика в 1959 году с песней " Broken Hearted Melody ", которую она считала "банальной", которая, тем не менее, стала ее первым золотым альбомом. [12] и станет постоянной частью ее концертного репертуара на долгие годы. Вон воссоединился с Билли Экстайном для серии дуэтных записей в 1957 году, в результате которых получился хит « Passing Strangers ». Ее коммерческими записями занимались ряд аранжировщиков и дирижеров, в первую очередь Хьюго Перетти и Хэл Муни .
Джазовый «трек» ее записывающей карьеры стремительно развивался при поддержке либо ее рабочего трио, либо нескольких джазовых музыкантов. Одним из ее любимых альбомов был секстет 1954 года , в котором участвовал Клиффорд Браун .
Во второй половине 1950-х годов она почти безостановочно гастролировала. Она была представлена на первом джазовом фестивале в Ньюпорте летом 1954 года и до конца своей жизни играла главную роль в последующих выпусках этого фестиваля в Ньюпорте и Нью-Йорке. Осенью 1954 года она выступала в Карнеги-холле с оркестром графа Бэйси на афише, в которую также входили Билли Холидей , Чарли Паркер, Лестер Янг и Modern Jazz Quartet . Той осенью она снова гастролировала по Европе, прежде чем отправиться в тур по США «Big Show», в котором участвовали Каунт Бэйси , Джордж Ширинг, Эрролл Гарнер и Джимми Рашинг . На Нью-Йоркском джазовом фестивале 1955 года на острове Рэндаллс Воан разделил счет с квартетом Дэйва Брубека , Хорасом Сильвером , Джимми Смитом и оркестром Джонни Ричардса .
Хотя профессиональные отношения между Воаном и Тредуэллом были весьма успешными на протяжении 1950-х годов, их личные отношения наконец достигли критической точки, и в 1958 году она подала на развод. , в урегулировании Тредвелл сказал, что осталось только 16 000 долларов. Супруги поровну разделили сумму и свое личное имущество, прекратив деловые отношения.
Она дебютировала в Великобритании в 1958 году в Sunday Night в London Palladium с несколькими песнями, включая «Who's Got the Last Laugh Now». [13]
1959–1969: Аткинс и рулетка
[ редактировать ]Уход Тредуэлла из жизни Воана был ускорен появлением Клайда «CB» Аткинса, человека неопределенного происхождения, с которым она познакомилась в Чикаго и за которого вышла замуж 4 сентября 1958 года. [14] Хотя у Аткинс не было опыта в управлении артистами или в музыке, Воан хотела иметь смешанные профессиональные и личные отношения, подобные тем, которые у нее были с Тредуэллом. Она сделала Аткинса своим менеджером, хотя все еще ощущала остроту проблем, которые у нее были с Тредвеллом, и поначалу внимательно следила за Аткинсом. Воан и Аткинс переехали в дом в Энглвуде, штат Нью-Джерси . [6]
Когда в конце 1959 года контракт Вона с Меркьюри закончился, она подписала контракт с Roulette, небольшим лейблом, принадлежавшим Моррису Леви , который был одним из спонсоров Birdland , где она часто появлялась. Она начала записываться для Roulette в апреле 1960 года, выпустив серию больших ансамблевых альбомов, аранжированных или дирижированных Билли Мэем , Джимми Джонсом , Джо Райсманом , Куинси Джонсом , Бенни Картером , Лало Шифрином и Джеральдом Уилсоном . В 1960 году она добилась успеха в поп-чартах с "Serenata" на Roulette, а также "Eternally" и "You're My Baby", парой остаточных треков из ее контракта с Меркьюри. Она записала After Hours (1961) с гитаристом Манделлом Лоу и контрабасистом Джорджем Дювивье и Sarah + 2 (1962) с гитаристом Барни Кесселем и контрабасистом Джо Комфортом .
В 1961 году Воан и Аткинс усыновили дочь Дебору Лоис Аткинс, известную в профессиональном плане как Пэрис Вон. Однако отношения с Аткинсом оказались трудными и жестокими. После нескольких инцидентов в ноябре 1963 года она подала на развод. Она обратилась к двум друзьям, чтобы они помогли разобраться в финансовых делах брака. Владелец клуба Джон «Проповедник» Уэллс, знакомый детства, и Клайд «Тыковка» Голден-младший обнаружили, что азартные игры и траты Аткинса привели к тому, что Воан задолжал около 150 000 долларов. Дом в Энглвуде был конфискован налоговой службой за неуплату налогов. Воан сохранил опеку над своим ребенком, а Голден занял место Аткинса в качестве менеджера и любовника Воана до конца десятилетия.
Когда в 1963 году ее контракт с Roulette закончился, Воан вернулась в более знакомые пределы Меркьюри. Летом 1963 года она поехала в Данию с продюсером Куинси Джонсом, чтобы записать Sassy Swings the Tivoli , альбом живых выступлений со своим трио. В следующем году она впервые появилась в Белом доме перед президентом Линдоном Джонсоном, а затем танцевала с ним. [15] Запись Тиволи станет самым ярким моментом ее второго пребывания с Меркьюри. Изменение демографии и вкусов в 1960-х годах привело к тому, что джазовые музыканты остались с сокращающейся аудиторией и неподходящим материалом. Несмотря на то, что она сохранила достаточно большую и лояльную аудиторию, чтобы поддерживать свою карьеру, качество и количество ее записанных произведений снизились, поскольку ее голос стал темнее, а ее навыки остались неизменными. После заключения контракта с Mercury в 1967 году у нее не было контракта на запись до конца десятилетия.
1970–1982: Фишер и мейнстрим
[ редактировать ]
В 1971 году в ресторане «Тропикана» в Лас-Вегасе Маршалл Фишер был сотрудником и фанатом концессионного зала, когда его представили Саре Вон. Их сразу привлекло друг к другу. Фишер переехал к ней в Лос-Анджелес. Хотя он был белым и на семь лет старше, он ладил с ее друзьями и семьей. Хотя у него не было опыта работы в музыкальном бизнесе, он стал ее гастрольным менеджером, а затем и личным менеджером. Но в отличие от других мужчин и менеджеров, Фишер был предан ей, тщательно управлял ее карьерой и хорошо к ней относился. Он писал ей любовные стихи. [8] : 277
В 1971 году Боб Шэд , который работал с ней в качестве продюсера в Mercury, попросил ее записаться для его лейбла Mainstream , который он основал после ухода из Mercury. Прервав четырехлетний перерыв, Воан подписал контракт с Mainstream и вернулся в студию для записи A Time in My Life , шага от джаза к поп-музыке с песнями Боба Дилана , Джона Леннона и Марвина Гэя в аранжировке Эрни Уилкинса . Она не жаловалась на такое эклектичное изменение направления, но материал для своего следующего альбома выбрала после восхищения творчеством Мишеля Леграна . Он дирижировал оркестром из более чем ста музыкантов для Сары Вон с Мишелем Леграном , альбомом композиций Леграна на слова Алана и Мэрилин Бергман . Песни довели некоторых музыкантов до слез во время сессий. Но Шад хотел добиться успеха, и альбом его не принес. [8] : 278–280 Она исполнила версию поп-хита « Rainy Days and Mondays » группы The Carpenters для Feelin' Good . [8] : 283 За этим последовал Live in Japan , ее первый концертный альбом с 1963 года. [8] : 293 «Сара Вон и квинтет Джимми Роулза» (1974) был более экспериментальным, содержащим свободную импровизацию и немного нетрадиционного скаттинга. [8] : 294
«Send in the Clowns» был еще одной попыткой увеличить продажи за счет проникновения на рынок поп-музыки. Вогану не нравились песни, и он ненавидел обложку альбома, изображающую клоуна в афро. В 1975 году она подала иск против Шада, считая, что обложка не соответствует формальному, утонченному образу, который она создавала на сцене. Она также утверждала, что у альбома Sarah Vaughan: Live at the Holiday Inn Lesotho неправильное название и что Шад вредит ее карьере. [8] : 295–296 Хотя альбом ей не понравился, ей понравилась песня « Send in the Clowns », написанная Стивеном Сондхеймом для мюзикла «A Little Night Music » . Она выучила ее на фортепиано, внесла много изменений с помощью пианиста Карла Шредера, и эта песня стала ее фирменной песней. [8] : 300–305

В 1974 году она исполнила музыку Джорджа Гершвина в Hollywood Bowl с филармонией Лос-Анджелеса . Оркестром дирижировал Майкл Тилсон Томас , который был поклонником Воган и пригласил ее выступить. [8] : 306–307 Томас и Воан повторили выступление с домашним оркестром Томаса в Буффало, штат Нью-Йорк, после чего последовали выступления в 1975 и 1976 годах с другими симфоническими оркестрами в Соединенных Штатах. [8] : 310
Покинув Mainstream, она подписала контракт с Atlantic и работала над альбомом песен Джона Леннона и Пола Маккартни, аранжировками которых выступили Марти Пейч и его сын Дэвид Пейч из рок-группы Toto. Она с энтузиазмом приняла участие в создании альбома, но Atlantic отклонила его, заявив, что в нем нет хитов. «Я не знаю, как они могут заранее распознать попадания», - сказала она. Atlantic расторгла свой контракт. Она сказала: «Мне больше плевать на звукозаписывающие компании». [8] : 297
Рио и Норман Гранц
[ редактировать ]В 1977 году режиссер Томас Гай последовал за Воаном в турне, чтобы снять документальный фильм « Слушай солнце» . Она путешествовала по Южной Америке: Аргентине, Колумбии, Чили, Эквадору и Перу. Она была очарована Бразилией, поскольку это был ее третий тур по Бразилии за шесть лет. В документальном фильме она назвала город Рио «величайшим местом, где я когда-либо была на земле». Зрители были в таком восторге, что она сказала: «Не думаю, что я им так сильно нравлюсь». [8] : 315 После отказа Atlantic она захотела попробовать выпустить собственный альбом бразильской музыки. Она попросила Алоизио де Оливейру вести сессии и записала «I Love Brazil!» с Милтоном Насименто , Хосе Роберто Бертрами , Доривалом Каймми и Антонио Карлосом Жобимом . [8] : 315–316
У нее был альбом, но не было лейбла, который мог бы его выпустить, поэтому она подписала контракт с Пабло, которым руководил Норман Гранц . Она знала Гранца с 1948 года, когда выступала на одном из его туров «Джаз в филармонии». Он был продюсером и менеджером Эллы Фицджеральд и владельцем Verve . После продажи Verve он основал Pablo . Он был предан акустическому мейнстрим-джазу и записал Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона и Кларка Терри . В 1978 году он записал песню Вона « Как долго это продолжалось?» , набор джазовых стандартов с ветеранами джаза Оскаром Петерсоном , Джо Пассом , Рэем Брауном и Луи Беллсоном . Альбом был номинирован на премию Грэмми. Пабло выпустил « Я люблю Бразилию!» и он тоже был номинирован на Грэмми. [8] : 317–319
1982–1989: Конец карьеры.
[ редактировать ]
Летом 1980 года она получила мемориальную доску на 52-й улице возле здания CBS (Блэк-Рок), посвященную джаз-клубам, которые она когда-то часто посещала на «Свинг-стрит» и которые уже давно были заменены офисными зданиями. Исполнение ее симфонической программы Гершвина с Симфоническим оркестром Нью-Джерси в 1980 году транслировалось по каналу PBS и принесло ей премию «Эмми» в следующем году за индивидуальные достижения в особом классе. В 1982 году она воссоединилась с Тилсоном Томасом для модифицированной версии программы Гершвина, которую снова сыграла Филармония Лос-Анджелеса, но на этот раз в ее домашнем зале, Павильоне Дороти Чендлер ; запись CBS концерта Gershwin Live! выиграла Грэмми за лучшее джазовое вокальное исполнение, женское .
После окончания контракта с Пабло в 1982 году она записала ограниченное количество студийных записей. В 1984 году она появилась в качестве гостя на альбоме Барри Манилоу « 2:00 AM Paradise Cafe» , альбоме стилизованных композиций с участием известных джазовых музыкантов. В 1984 году она участвовала в симфонической пьесе «Планета жива, пусть она живет», написанной Тито Фонтаной и Санте Палумбо на итальянские переводы польских стихов Кароля Войтылы, более известного как Папа Иоанн Павел II . Запись была сделана в Германии с английским переводом писателя Джина Лиса и выпущена Лизом на его частной марке после того, как запись была отклонена крупными лейблами.
В 1985 году Воган воссоединилась со своей давней, постоянно растущей европейской публикой во время праздничного концерта в театре Шатле в Париже. Выпущенный посмертно на лейбле Justin Time, альбом In the City of Lights представляет собой двухдисковую запись концерта, которая охватывает основные моменты карьеры Воана и запечатлевает любимую певицу в расцвете ее сил. Отчасти благодаря мощной телепатической поддержке пианиста Фрэнка Коллетта (который отвечает на каждый ее вызов, а затем добивается того же от нее), Сара повторяет Тэда Дэмерона песню «If You Could See Me Now» с необычайной силой, ее дыхание оказывает эффект бесшовная связь между припевом и бриджем. В Gershwin Medley барабанщик Гарольд Джонс меняет кисти на палочки, чтобы соответствовать энергии и силе, которые не утихают до последнего из многих выходов на бис. 16 июня 1985 года Воан появился на джазовом фестивале Playboy .
В 1986 году Воан спел «Happy Talk» и «Bali Ha'i» в роли Кровавой Мэри на студийной записи Кири Те Канава и Хосе Каррераса партитуры бродвейского мюзикла « Южная часть Тихого океана» , сидя на полу студии. Последним альбомом Воана стал «Бразильский романс» , спродюсированный Сержио Мендесом, с песнями Милтона Насименто и Дори Каймми . Он был записан в основном в начале 1987 года в Нью-Йорке и Детройте. В 1988 году она записала вокал для альбома рождественских гимнов, записанного Мормонским Табернакальным хором с Симфоническим оркестром штата Юта и продававшегося в магазинах Hallmark Cards. В 1989 году альбом Куинси Джонса Back on the Block включил Воана в краткий дуэт с Эллой Фицджеральд. Это была ее последняя студийная запись. Это была ее единственная студийная запись с Фицджеральдом за всю карьеру, которая началась 46 лет назад на разогреве у Фицджеральда в «Аполло».
Видео Sarah Vaughan Live из Монтерея было записано в 1983 или 1984 году с ее трио и приглашенными солистами. «Sass and Brass» был записан в 1986 году в Новом Орлеане с гостями Диззи Гиллеспи и Мейнардом Фергюсоном. «Сара Вон: Божественный» была частью сериала «Американские мастера» на канале PBS. Также в 1986 году, в День независимости, в программе, транслируемой по национальному телевидению на канале PBS, она выступила с Национальным симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича в попурри из песен, написанных Джорджем Гершвином. [16]
Смерть
[ редактировать ]В 1989 году здоровье Воан начало ухудшаться, хотя в своих выступлениях она редко проявляла какие-либо намеки на это. В 1989 году она отменила серию выступлений в Европе, сославшись на необходимость лечения артрита руки, хотя ей удалось завершить серию выступлений в Японии. Во время выступления в нью-йоркском джаз-клубе Blue Note в 1989 году у нее диагностировали рак легких, и она была слишком больна, чтобы закончить последний день ее последней серии публичных выступлений.
Воган вернулась к себе домой в Калифорнию, чтобы начать химиотерапию, и провела свои последние месяцы, попеременно находясь в больнице и дома. Она устала от борьбы и потребовала, чтобы ее забрали домой, где в возрасте 66 лет она умерла вечером 3 апреля 1990 года во время просмотра Девочки Лейкер» с участием ее дочери. телевизионного фильма « [17] [18]
Ее похороны прошли в баптистской церкви Маунт-Сион в Ньюарке, штат Нью-Джерси . После церемонии карета, запряженная лошадьми, перевезла ее тело на кладбище Глендейл в Блумфилде . [19] [20]
Вокальный комментарий
[ редактировать ]Были проведены параллели между голосом Воана и голосом оперных певцов. Джазовая певица Бетти Картер заявила, что, тренируясь, Воан мог бы «дойти до Леонтина Прайса ». [21] Боб Джеймс , музыкальный руководитель Воана в 1960-е годы, сказал, что «инструмент был там. Но знание, легитимность всего этого мира были не для нее… Но если бы ария была в диапазоне Сары, она могла бы привнести в нее что-то такое, что певец с классическим образованием не смог бы». [22]
В главе, посвященной Воану, в своей книге «Видения джаза» (2000), критик Гэри Гиддинс описал ее как «нестареющий голос современного джаза - головокружительной послевоенной виртуозности, остроумия и бесстрашного каприза». [23] В заключение он сказал: «Как бы внимательно мы ни анализировали особенности ее таланта... мы неизбежно должны в конечном итоге созерцать с молчаливым трепетом самое феноменальное из ее качеств, тот, который ей был вручен при рождении, голос, который случается однажды в всю жизнь, возможно, один раз в несколько жизней». [23]
У ее голоса были крылья: сочный и напряженный, дисциплинированный и нюансированный, он был густым, как коньяк, но парил вдали от проторенных дорог, как инструментальное соло... то, что ее голос представлял собой четырехоктавный мускул бесконечной гибкости, делало ее обезоруживающим трюком все тем ироничнее», — Гэри Гиддинс.
В некрологе в «Нью-Йорк Таймс» она описывалась как «певица, которая привнесла оперное великолепие в свои исполнения популярных стандартов и джаза». [1] Джазовая певица Мел Торме сказала, что у нее «самый лучший вокальный инструмент среди всех певиц, работающих в популярной сфере». Ее способностям позавидовал Фрэнк Синатра, который сказал: «Сэсси теперь настолько хороша, что, когда я ее слушаю, мне хочется порезать себе вены тупой бритвой». [24] New York Times Критик Джон С. Уилсон сказал в 1957 году, что она обладала «возможно, лучшим голосом, когда-либо применявшимся в джазе». [1] Он был близок к своему пику незадолго до ее смерти в возрасте 66 лет. В конце жизни она сохранила «юношескую гибкость и удивительно сочный тембр» и была способна проецировать колоратурные пассажи, описываемые как «нежные и звонко высокие». [1]
Воан обладал широким вокальным диапазоном сопрано , женским баритоном , исключительным телом, громкостью, разнообразием вокальных текстур, а также превосходным и очень личным вокальным контролем. Слух и слух у нее были почти идеальными, трудных интервалов не было. [25]
В более поздние годы ее голос описывался как «полированное контральто», а по мере того, как с возрастом ее голос становился глубже, ее нижний регистр описывался как имеющий «оттенки от грубого баритона до богатого, сочного контральто». [26] Использование ею регистра контральто сравнивалось с «нырянием в глубокий таинственный колодец, чтобы выкопать клад спрятанных богатств». [27] Музыковед Генри Плезантс заметил: «Воан, который легко поет до контральто нижнего ре, поднимается до чистого и точного [сопрано] высокого до». [28]
Воана Вибрато было описано как «украшение уникально гибкого размера, формы и продолжительности». [25] а также «сладострастный» и «тяжелый». [1] Воан преуспела в своей способности «перетирать» или «изгибать» ноты на крайних точках своего вокального диапазона. [25] » в 1972 году было отмечено, Во время исполнения песни Лайонела Барта « Where Is Love? что «в середине мелодии она начала крутить песню, переходя от невероятных тонов виолончели нижнего регистра к тонким пианиссимо верхнего регистра. " [24]
Во время живого выступления она держала микрофон, используя его расположение как часть своего выступления. [25] Расположение микрофона позволило ей дополнить громкость и текстуру голоса, часто держа микрофон на расстоянии вытянутой руки и перемещая его, чтобы изменить громкость. [25]
Она часто использовала песню « Send in the Clowns », чтобы продемонстрировать свои вокальные данные в живых выступлениях. назвала выступление «трехоктавным туром полуимпровизационной пиротехники, в котором джазовая, поп- и оперная стороны ее музыкальной личности соединились и нашли полное выражение» The New York Times . [1]
Среди певцов, находившихся под влиянием Воана, — Фиби Сноу , Анита Бейкер , Шаде и Рики Ли Джонс . [1] Певицы Кармен Макрей и Дайан Ривз записали трибьют-альбомы в честь Воана после ее смерти; «Сара: Посвящается тебе» (1991) и «Призвание: Празднование Сары Вон» (2001) соответственно.
Хотя Воан обычно считалась джазовой певицей, она избегала причислять себя к таковой. Она обсуждала этот термин в интервью журналу Down Beat в 1982 году :
Я не знаю, почему люди называют меня джазовым певцом, хотя, думаю, люди ассоциируют меня с джазом, потому что я с давних пор в нем вырос. Я не принижаю джаз, но я не джазовый певец... Я записывал разную музыку, но (для них) я либо джазовый певец, либо блюзовый певец. Я не могу петь блюз – только настоящий блюз – но я могу добавить блюз во все, что пою. Я мог бы спеть «Send In the Clowns» и добавить в нее небольшую блюзовую партию или в любую другую песню. Что касается музыки, я хочу заниматься любой музыкой, которая мне нравится, и мне нравятся все виды музыки. [29]
Личная жизнь
[ редактировать ]Воан был женат трижды: на Джордже Тредуэлле (1946–1958), Клайде Аткинсе (1958–1961) и Уэймоне Риде (1978–1981). Не имея возможности иметь собственных детей, Вон усыновила девочку (Дебру Лоис) в 1961 году. В 1980-х и 1990-х годах Дебра работала актрисой под именем Пэрис Вон. [30] В результате замужества дочери Воан стала тещей бывшей звезды НХЛ Расса Кортнелла .
В 1977 году Вон разорвала личные и профессиональные отношения с Маршаллом Фишером. Хотя Фишера иногда называют третьим мужем Воана, они никогда не состояли в законном браке. Воан завязал отношения с Уэймоном Ридом, трубачом, который был на 16 лет младше ее и играл в группе Каунта Бэйси. Рид присоединился к ее рабочему трио в качестве музыкального руководителя и трубача и стал ее третьим мужем в 1978 году.
Она была членом женского общества Зета Пхи Бета . [31]
Награды и почести
[ редактировать ]Альбом Сары Вон с Клиффордом Брауном и сингл « If You Could See Me Now » были введены в Зал славы Грэмми — награду, учрежденную в 1973 году для награждения записей, которым не менее двадцати пяти лет и которые имеют «качественные или исторические характеристики». значение». [32] В 1985 году она получила звезду на Аллее славы в Голливуде , а в 1988 году была введена в Зал славы американского джаза.
присвоил ей степень почетного доктора музыки В 1978 году Музыкальный колледж Беркли . [33] Университет Говарда вручил Воану звание почетного доктора музыки в 1982 году. https://secretary.howard.edu/resources/sarah-lois-vaughan
В 2012 году она была введена в Зал славы Нью-Джерси . [34] В 2004–2006 годах компания New Jersey Transit отдала дань уважения Воану при проектировании своих станций легкорельсового транспорта в Ньюарке . Пассажиры, останавливающиеся на любой станции этой линии, могут прочитать текст песни «Тело и душа» на краю платформы станции. [35]
Она была удостоена Премии Джорджа и Иры Гершвинов за выдающиеся музыкальные достижения на фестивале UCLA Spring Sing . [36]
В 2003 году Сан-Франциско и Беркли, Калифорния , объявили 27 марта Днем Сары Лоис Вон. [37]
Международный конкурс джазового вокала Сары Вон
[ редактировать ]Джазовый фестиваль Джеймса Муди проводит ежегодный конкурс джазовых вокалистов, названный в честь Воана. Международный конкурс джазового вокала Сары Вон также известен как SASSY Awards по прозвищу Воана. [38] [39]
В популярной культуре
[ редактировать ]Сару Вон сыграла Памела Макферсон-Корнелиус во втором сезоне, шестой серии HBO телесериала «Двойка» . [40]
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
- Сара Вон (с Джорджем Тредуэллом и его All Stars ) (1950)
- Сара Вон (с Клиффордом Брауном ) (1955)
- В стране Hi-Fi (1955)
- Нахальный (1956)
- Легко качаемся (1957)
- Сара Вон в романтическом настроении (1957)
- Сара Вон и Билли Экстайн поют лучшее из Ирвинга Берлина (с Билли Экстайном ) (1957)
- Сара Вон поет на Бродвее: великие песни из популярных шоу (1958)
- Сара Вон поет Джорджа Гершвина (с Хэлом Муни и его оркестром ) (1958)
- Нет графа Сары (с оркестром графа Бэйси ) (1959)
- Воан и скрипки (1959)
- Магия Сары Воган (1959)
- Рядом с тобой (1960)
- Мечтательный (1960)
- Божественный (1960)
- Мое сердце поет (1961)
- Граф Бэйси/Сара Воган (с оркестром Count Base) (1961)
- После закрытия (1961)
- Ты мой, ты (1962)
- Сара + 2 (1962)
- Заснеженный (1962)
- Сара одухотворенно поет (1963)
- Взрывная сторона Сары Вон (1963)
- Сара слегка классическая (1963)
- Звездные глаза (1963)
- Одинокие часы (1964)
- Воан с голосами (1964)
- Сладкий и дерзкий (1964)
- ¡Вива! Воан (1965)
- Сара Вон поет песенник Манчини (1965)
- Поп-артистизм Сары Вон (1966)
- Новая сцена (1966)
- Это мужской мир (1967)
- Нахальные качели снова (1967)
- Время в моей жизни (1971)
- Сара Вон с Мишелем Леграном (with Michel Legrand ) (1972)
- Чувствую себя хорошо (1972)
- Пришлите клоунов (1974)
- Я люблю Бразилию! (1977)
- Как долго это продолжается? (1978)
- Сборник песен Дюка Эллингтона, Vol. 1 (1979)
- Сборник песен Дюка Эллингтона, Vol. 2 (1979)
- Копакабана (1979)
- Песни Битлз (1981)
- Пришлите клоунов (с оркестром графа Бэйси) (1981)
- Сумасшедший и запутанный (1982)
- Планета жива... Пусть она живет! (1984)
- Бразильский романс (1987)
Фильмография
[ редактировать ]- Диск-жокей (1951)
- Корпорация убийств (1960)
- Шлагер Рокетс (1960)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Холден, Стивен (5 апреля 1990 г.). «Сара Вон, «Божественная» джазовая певица, умерла в 66 лет» . Нью-Йорк Таймс . п. 1 . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «База данных развлекательных наград» . theenvelope.latimes.com. 11 ноября 2008 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ «Сара Вон» . АЯЭ . 24 января 2013 года . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Сара Вон» . Вся музыка . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ Гейтс, Генри Луи ; Корнел Уэст (5 февраля 2002 г.). Афро-американский век: как чернокожие американцы сформировали нашу страну . Саймон и Шустер. ISBN 9780684864150 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гурс, Лесли (5 августа 2009 г.). Нахальный: Жизнь Сары Вон . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-7867-5114-3 .
- ^ https://www.brainyquote.com/quotes/sarah_vaughan_851605
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хейс, Элейн М. (4 июля 2017 г.). Королева бибопа: Музыкальная жизнь Сары Вон (1-е изд.). Экко/Харпер Коллинз. стр. 29–32. ISBN 978-0-06-236468-5 .
- ^ «Звездный день в Cavalcade of Jazz», Los Angeles Sentinel , 4 сентября 1947 года.
- ↑ Сказано самой Сарой Вон во время ее вступления к пению "Tenderly" Live в Швеции в 1958 году (на Youtube).
- ^ Jump up to: а б «Песни Сары Вон» . Рекламный щит . 22 января 1949 г. с. 9 . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Барри и Дженкинс. п. 120 . ISBN 0-214-20512-6 .
- ↑ Ретрансляция воскресного вечера в London Palladium, 17 мая 2020 г.
- ^ «Певица Сара Вон подала в суд на ограниченный развод» . Газеты Северного Джерси . 27 марта 1963 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Харрис, Гардинер (8 ноября 2008 г.). «Нижняя сторона приветственного коврика» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Четвертый Капитолий — 1986, А (1986) — Обзор — TCM.com» . Классические фильмы Тернера .
- ^ «Девочки Лейкер» . tcm.com . Классические фильмы Тернера . Проверено 20 января 2021 г.
Вышел в эфир в США 3 апреля 1990 г.
- ^ Оливер, Мирна (5 апреля 1990 г.). «Сара Вон, «Божественная» джаза, умерла в возрасте 66 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Скадуто, Энтони (10 апреля 1990 г.). «Последнее прощание с Сарой Вон» . Новостной день . Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 18 июля 2011 г.
Две белые лошади с черными перьями на ушах протащили катафалк чуть более трех миль до Глендейлского кладбища в соседнем Блумфилде.
- ^ Уэр, Сьюзен (23 июля 2004 г.). Известные американские женщины: Биографический словарь, завершающий двадцатый век . Издательство Гарвардского университета. п. 653. ИСБН 9780674014886 . Получено 23 июля 2021 г. - через Google Книги.
- ^ Карр, Ян ; Дигби Фэйрвезер ; Брайан Пристли (2004). Грубое руководство по джазу . Грубые гиды. стр. 147 –. ISBN 978-1-84353-256-9 . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ Гурс 2001, с. 246.
- ^ Jump up to: а б Гиддинс, Гэри (18 мая 2000 г.). Видения джаза: первый век . Издательство Оксфордского университета. стр. 307–. ISBN 978-0-19-513241-0 . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Томас (16 июня 1972 г.). «Почти нет никого более классного, чем Сасси» . Жизнь . п. 27–. ISSN 0024-3019 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямс, Мартин (11 ноября 1992 г.). Джазовая традиция . Издательство Оксфордского университета. стр. 211–. ISBN 978-0-19-536017-2 . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ Холден, Стивен (21 июня 1987 г.). «Сара Вон в Карнеги» . Нью-Йорк Таймс . п. 52.
- ^ Холден, Стивен (3 июля 1988 г.). «Джазовый фестиваль; Сара Вон в Карнеги проявляет милосердие в невзгодах» . Нью-Йорк Таймс . п. 33.
- ^ Плезантс, Генри (1985). Великие американские популярные певцы . Саймон и Шустер. ISBN 978-0671540999 .
- ^ Филлипс, Дэймон Дж. (21 июля 2013 г.). Формирование джаза: города, лейблы и глобальное появление формы искусства . Издательство Принстонского университета . п. 150. ИСБН 978-1-4008-4648-1 .
- ^ «Пэрис Вон» . IMDb.com . Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ «Наследие ΖΦΒ :: Известные Зеты» . Zphib1920.org . Архивировано из оригинала 9 января 2012 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ «Зал славы Грэмми» . ГРЭММИ.орг. Архивировано из оригинала 19 февраля 2011 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ «Почетные кавалеры» . www.berklee.edu . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ «Сара Вон» . Зал славы Нью-Джерси . 14 апреля 2014 года . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ «Ньюарк, легкорельсовый транспорт/городское метро Нью-Джерси» . www.nycsubway.org . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ «Ассоциация выпускников студентов | Выпускники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе» . Uclalumni.net . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Райли, Рики (2 апреля 2016 г.). «Легенда джаза Сара Вон присоединяется к другим великим чернокожим музыкантам с памятной маркой» . Атланта Блэк Стар . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ Полиция, Джаз (9 ноября 2023 г.). «Последний взгляд назад – Джазовый фестиваль TD James Moody 2022» .
- ^ Дикий, Стефи. «12-й ежегодный джазовый фестиваль TD James Moody возвращается в NJPAC в ноябре» . BroadwayWorld.com .
- ^ «Памела Макферсон-Корнелиус | Актриса» . IMDB .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Профиль PBS на American Masters
- Сара Вон исполняет "Perdido" на Rhythm and Blues Revue в 1955 году.
- [1] Иллюстрированная энциклопедия записей Сары Вон... и многое другое!
- Сара Вон на IMDb
- Изображение Сары Воган, выступающей в Лос-Анджелесе, Калифорния, 1986 год. Los Angeles Times Фотоархив (коллекция 1429). Специальные коллекции библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Исследовательская библиотека Чарльза Э. Янга , Калифорнийский университет, Лос-Анджелес .
- Сара Вон
- 1924 рождения
- 1990 смертей
- Американские пианисты 20-го века
- Американские пианистки XX века
- Американские певицы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Баптисты 20-го века
- Афроамериканские певицы XX века
- Афро-американские пианисты
- Американские контральто
- Американские женщины-джазовые певицы
- Американские джазовые певцы
- Американские джазовые пианисты
- Баптисты из Нью-Джерси
- Похороны в Нью-Джерси
- Исполнители Cadet Records
- Артисты Columbia Records
- Смертность от рака легких в Калифорнии
- Выпускники средней школы Ист-Сайд (Ньюарк, Нью-Джерси)
- Лауреаты премии Грэмми
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Джазовые музыканты из Калифорнии
- Исполнители Mainstream Records
- Артисты Mercury Records
- Певцы из Ньюарка, Нью-Джерси
- Исполнители Musicraft Records
- Ньюаркский джаз
- Выпускники средней школы искусств Ньюарка
- Артисты Пабло Рекордс
- Люди из Хидден-Хиллз, Калифорния
- Лауреаты премии Primetime Emmy Award
- Исполнители Roulette Records
- Скат-певцы
- Американские певцы с факелом
- Исполнители традиционной поп-музыки
- Артисты Verve Records
- Артисты EmArcy Records
- Демократы Нью-Джерси
- Калифорнийские демократы