Jump to content

Бад Пауэлл

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Бад Пауэлл
Пауэлл в 1960 году
Пауэлл в 1960 году
Справочная информация
Имя при рождении Эрл Рудольф Пауэлл
Рожденный ( 1924-09-27 ) 27 сентября 1924 г.
Гарлем, Нью-Йорк, США
Умер 31 июля 1966 г. ) ( 1966-07-31 ) ( 41 год
Бруклин, Нью-Йорк, США
Жанры
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы) Фортепиано
Годы активности 1934–1966
Этикетки
Супруг (а)
Одри Хилл
( м. 1953; сентябрь 1953)
Партнер(ы)
  • Альтевия Эдвардс (1954–1962)
  • Фрэнсис Барнс (1945–1948; 1964–1966)

Эрл Рудольф « Бад » Пауэлл (27 сентября 1924 г. - 31 июля 1966 г.) [1] был американским джазовым пианистом и композитором . Пионер в развитии бибопа и связанного с ним вклада в теорию джаза. [2] Применение Пауэллом сложных фразировок к фортепиано повлияло как на его современников, так и на более поздних пианистов, включая Уолтера Дэвиса-младшего , Тошико Акиёси и Барри Харриса . [3]

Родившийся в разгар Гарлемского Возрождения в музыкальной семье, Пауэлл в 1930-е годы развил атакующий, праворукий подход к игре на фортепиано. [4] [5] левостороннего подхода - шага и рэгтайма что ознаменовало собой отход от преобладавшего . Присоединившись к группе трубача Кути Уильямса в 1943 году, он привлек внимание широкого музыкального сообщества благодаря своей беглости и продвинутой технике. Жестокое избиение полицией в 1945 году и годы лечения электросудорожной терапией отрицательно сказались на его психическом здоровье, но его записи и живые выступления с Чарли Паркером , Сонни Ститтом и Максом Роучем в конце 1940-х и начале 1950-х годов сыграли важную роль в формировании современной джазовой фортепианной техники. .

После частичного восстановления в середине-конце 1950-х годов переезд Пауэлла в Париж в 1959 году способствовал тому, что сообщество афроамериканских эмигрантов бежало от расизма и препятствий на пути к более высокому уровню жизни. Он вернулся к регулярному графику записи, гастролировал по Северной и Центральной Европе и записывал пластинки, прежде чем заболел туберкулезом в 1963 году.

Несмотря на дружбу и защиту французского поклонника джаза Фрэнсиса Паудраса , кризис психического здоровья и тяжелое возвращение в Нью-Йорк ускорили его раннюю смерть в 1966 году. Спустя десятилетия после его смерти его карьера и история жизни стали источником вдохновения для фильмов и письменных произведений, в том числе Бертрана Тавернье Круглая полночь . [6] Многие композиции Пауэлла, в том числе « Un Poco Loco », « Bouncing with Bud » и « Parisian Thoroughfare », стали джазовыми стандартами .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Пауэлл родился в Гарлеме , Нью-Йорк , США. [1] В свидетельстве о рождении ошибочно указан 1922 год, но он родился в 1924 году. [7] Закари, его дедушка, был гитаристом фламенко и испано-американской войны . ветераном [8] Его отец Уильям был отличным пианистом. [9]

Пауэлл начал брать уроки классической игры на фортепиано в пять лет. [10] Его учителем, нанятым его отцом, был житель Вест-Индии по имени Уильям Роулинз. [11] Поскольку Пауэлл был прислужником в католической церкви в Гарлеме, он также научился играть на церковном органе. [12] В 10 лет Пауэлл проявил интерес к свинг-музыке и впервые появился на публике на вечеринке по прокату . [13] где он имитировал Фэтса Уоллера стиль игры . Он участвовал в конкурсах классической музыки, но им восхищались джазовые музыканты, и после окончания средней школы ДеВитта Клинтона он переключился на джаз . [8]

Первой джазовой композицией, которую он освоил, была «Carolina Shout» Джеймса П. Джонсона , но в раннем возрасте Пауэлл проявил интерес к адаптации бродвейских песен к джазовой импровизации. Его отец делал частные магнитофонные записи с 1934 по 1939 год; для них он играл классическую музыку и джазовые стандарты. По словам Фрэнсиса Паудраса , друга Пауэлла, который слышал записи, к тому моменту он уже развил свой характерный подход к игре на фортепиано, ориентированный на правую руку. [4] [14]

Бад стал другом джазового пианиста Элмо Хоупа в детстве. [9] Пауэлл и Хоуп исполняли гимны и композиции Баха для матери Хоуп, у которой дома было фортепиано, но также экспериментировали с гармоническими идеями, такими как сглаженные квинты. [15] Младший брат Пауэлла на семь лет, Ричи Пауэлл , тоже научился играть на фортепиано. [16] Прозвище «Бад», данное ему Ричи, было искажением слова «брат». [17]

Старший брат Уильям играл на трубе и скрипке и привел Бада, которому к тому времени было 15 лет, в свою группу. [18] Имея этот опыт, Бад начал профессиональную карьеру; его первое выступление было в качестве аккомпаниатора джазовой певицы Валайды Сноу . [19] Пауэлл также появлялся на выступлениях на Кони-Айленде и в Canada Lee 's Chicken Coop и играл с группой, известной как Sunset Royals. [20]

1943–1945: группа Кути Уильямса.

[ редактировать ]

В юности Пауэлл слушал авантюрные выступления в Uptown House Кларка Монро , заведении недалеко от его дома. Именно здесь Чарли Паркер впервые выступил сольно, когда саксофонист ненадолго остался в Нью-Йорке в перерывах между выступлениями в свинг-бэндах. [21] Телониус Монк играл в Uptown House. Когда Монк встретил Пауэлла [22] он познакомил Пауэлла с музыкантами, которые начинали играть бибоп в Minton's Playhouse . Монк был постоянным пианистом и представил Пауэлла своим протеже. Их взаимная привязанность росла, и Монк написал « In Walked Bud » как дань уважения времени, проведенному вместе в Гарлеме. [23] Монк, Пауэлл и Хоуп вместе проводили джем-сейшны в доме Монка в Сан-Хуан-Хилл , но, поскольку у них было только одно пианино, им приходилось играть попеременно. [24]

Пауэлл работал пианистом в танцевальных группах , а кульминацией его карьеры стало то, что он стал пианистом свинг-оркестра трубача Кути Уильямса . Пауэлл был пианистом на нескольких концертах Уильямса в 1944 году и отправился в тур по Югу со своей группой. [25] Среди выпущенных треков была первая запись Монка « Round Midnight ». [26] мелодию, которую Пауэлл попросил сыграть в группе Уильямса. [27] Пауэлл часто спорил с Уильямсом по поводу того, какие мелодии будет играть группа, и к середине 1940-х годов пианист переключился на бибоп -сцену на 52-й улице . [9] К концу своего пребывания в Уильямсе Пауэлл был музыкальным руководителем и аранжировщиком оркестра трубача. [28]

1945–1948: Госпитализации.

[ редактировать ]
Государственная больница Кридмур

После выступления с группой Уильямса Пауэлл бродил возле станции Брод-стрит и был задержан в нетрезвом виде частной железнодорожной полицией. Он был избит ими и ненадолго заключен под стражу городской полицией. [29] но, поскольку головные боли продолжались, он переехал во второй дом своей семьи в Уиллоу Гроув, штат Пенсильвания . [8] Он страдал от постоянной боли из-за ран на голове и обратился к алкоголю, чтобы облегчить боль, в результате чего у него развилась зависимость, которая будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. После попыток матери Пауэлла и его подруги Фрэнсис Барнс вылечить его сильные головные боли, он попал в больницу Бельвью . [30] [31]

После медицинского обследования в Бельвью его перевели в государственную больницу Кридмур и поместили в специализированное учреждение. [25] с алкоголиками, наркоманами и постоянно проживающими в учреждениях. [32] Коллега-пианист и композитор Элмо Хоуп , который регулярно навещал Пауэлла, пока он был в больнице, был обеспокоен принудительным приемом Кридмуром транквилизаторов и снотворных и их негативным влиянием на здоровье Пауэлла. Хоуп организовал, чтобы его медицинское обслуживание было передано поклоннику джаза, который позволял ему регулярно играть на пианино и даже давать концерты, чтобы продемонстрировать свою ясность ума. [33] После концерта его освободили, и он возобновил выступления на Манхэттене. [25]

В 1945–46 Пауэлл записывался с Фрэнком Соколоу , Сарой Воган , Декстером Гордоном , Джей Джей Джонсоном , Сонни Ститтом , Фэтсом Наварро и Кенни Кларком . [34] Пауэлл стал известен своим умением читать с листа и умением работать в быстром темпе. [34] Во время инцидента в 1945 году Монк ложно признался в употреблении наркотиков, которые Пауэлл использовал, чтобы защитить своего друга от потери карты кабаре . [27]

В январе 1947 года Пауэлл записал первую половину своего альбома Bud Powell Trio для Roost Records с Керли Расселом и Максом Роучем ; оба музыканта регулярно играли в его трио в последующие годы. [34] Чарли Паркер выбрал Пауэлла своим пианистом во время записи квинтета в мае 1947 года с Майлзом Дэвисом , Томми Поттером и Максом Роучем ; это была единственная студийная сессия, предназначенная для выпуска, на которой Паркер и Пауэлл играли вместе. [35] Однако в конце 1947 года они воссоединились с другим саксофонистом Алленом Игером в студии Милтона Грина для неофициальной записи джем-сейшна , которая была выпущена под именем Игера. [34]

В ноябре 1947 года Пауэлл поссорился с посетителем бара в Гарлеме. В завязавшейся драке Пауэллу ударили бутылкой по глазу. Его отправили в Кридмур, где он провел одиннадцать месяцев. [9] Попытки сообщить персоналу больницы, что он пианист, «записавший пластинки», привели к его увольнению как фантазера . [36] а в беседах с психиатрами он выразил чувство преследования, основанное на расизме. [37] Во время пребывания в больнице он проходил электросудорожную терапию , но был освобожден через одиннадцать месяцев. [9] [31] Джеки Маклин , молодой альт-саксофонист, который восхищался способностями пианиста и помогал его защитить, [25] подружился с Пауэллом примерно в 1947 году. [9]

Пауэлл, возможно, в то время был религиозен; в письме 1947 года к коллеге-пианистке и католичке Мэри Лу Уильямс он оплакивал трудности своей ранней жизни, но чувствовал, что «Бог использовал шпиона», который «вытащил меня из глубины стыда». [38] Его все больше разочаровывала жизнь как музыканта, потому что он чувствовал, что его наняли играть музыку за ужином белая публика, которая не ценила его талант. [39] Однако он оставался известным в музыкальных кругах, поскольку у его матери была квартира, где она разрешала останавливаться музыкантам. Отелей, где могли бы остановиться чернокожие музыканты, по-прежнему не хватало, даже в Нью-Йорке. [40]

Единственная дочь Пауэлла, Селия, родилась в 1948 году; Пауэлл назвал в ее честь одну из своих композиций. После смерти отца в 1966 году она работала консультантом по кино в Round Midnight. [41] и основал звукозаписывающий лейбл Mythic Sound . [42]

1949–1951: Джазовый гигант

[ редактировать ]

После непродолжительной госпитализации в начале 1949 года Пауэлл в течение следующих двух с половиной лет сделал несколько записей, большинство из них для Blue Note . [43] Меркьюри , Норгран и Клеф. [44] Тем летом он также записался для двух независимых продюсеров, в результате чего было записано восемь мастеров ; Макс Роуч и Керли Рассел Его концертмейстерами были . Записи были выпущены в 1950 году, когда Roost Records выкупила мастер-записи и выпустила их серией пластинок на 78 об/мин . [45] Музыковед Гатри Рэмси написал об этом сеансе, что «Пауэлл доказывает, что он не уступает любому другому бибоперу в технике, универсальности и чувстве». [46]

Наварро, записывавшийся с Пауэллом для Blue Note.

В первой сессии Blue Note в августе 1949 года приняли участие трубач Фэтс Наварро , саксофонист Сонни Роллинз , басист Томми Поттер и барабанщик Рой Хейнс , и на ней были представлены композиции Пауэлла «Bouncing with Bud» и «Dance of the Infidels». В декабре он снова отправился в студию, на этот раз для Prestige , вместе с альт-саксофонистом Сонни Ститтом, чтобы записать четыре стороны для альбома квартета. [34] Пауэлл и Ститт вместе отыграли концерт на Рождество в Карнеги-холле с Майлзом Дэвисом на трубе, который назывался « Симфонического Сида Рождественская вечеринка ». Мероприятие было анонсировано и спродюсировано Сидом и Леонардом Физерами . [47]

В январе 1950 года Пауэлл вернулся в студию со Ститтом, чтобы записать еще часть их совместного альбома, но именно запись трио Пауэлла в следующем месяце внесла свой вклад в его знаменитый альбом Jazz Giant (1950). [34] Часть альбома была записана с басистом Рэем Брауном во время дневной выписки из больницы в 1949 году, а сессия 1950 года была записана с Керли Расселом. Роуч присутствовал на барабанах на обеих сессиях. [34] Треки с двух сессий включали его композиции "Tempus Fugit" и "Celia", быструю версию джазового стандарта " Cherokee ", " Get Happy " и " All God's Chillun Got Rhythm ". Первый сеанс был описан критиком Джоном Уайтом как «лихорадочный», а следующий сеанс был «сдержанным, но трогательным». [48]

Пауэлл присоединился к Чарли Паркеру и Фэтсу Наварро в Birdland для выступления One Night in Birdland , концертного альбома, исполненного незадолго до смерти Наварро от туберкулеза в июле 1950 года. Концерт был отмечен «блестящим… звездным составом, [который] явно вдохновил "Музыканты квинтета. [49] Запись трио с Бадди Ричем на барабанах и сессия биг-бэнда с Сарой Вон и оркестром Нормана Лейдена завершили график записи Пауэлла в 1950 году. [34]

Джаз- клуб Birdland , каким он был c. 1950 , представляет подругу Пауэлла Эллу Фицджеральд.

Пауэлл снова был записан в Birdland для концертного альбома Summit Meeting at Birdland (1978) с Диззи Гиллеспи на трубе и Паркером на саксофоне. Половина альбома с участием Пауэлла была охарактеризована критиком Скоттом Яноу как «захватывающая» и отмечена исполнениями « Blue 'n Boogie » и « Anthropology ». [50] Вторая сессия Blue Note, на которой присутствовал Пауэлл в 1951 году, представляла собой трио с Расселом и Роучем, которое включало его оригинальные песни « Parisian Thoroughfare » и « Un Poco Loco ». [34] Последний был выбран литературным критиком Гарольдом Блумом для составления короткого списка величайших произведений американского искусства двадцатого века. [51]

1951–1955: арест марихуаны и опека.

[ редактировать ]

После приступа алкоголизма и употребления наркотиков в августе 1951 года он был арестован по тому, что автор The Complete Bud Powell on Verve Питер Пуллман называет ложными обвинениями в марихуане . Во время заключения у него случился эмоциональный всплеск, который привел к госпитализации в государственную больницу «Пилигрим» . [8] [9] Пауэлл был прерван еще одним пребыванием в психиатрической больнице с конца 1951 по середину 1952 года после ареста за хранение героина . Он был переведен в больницу Кридмур в 1952 году и не был окончательно освобожден до 1953 года. [52] Хотя единственная дочь Пауэлла от Фрэнсис Барнс, Селия, родилась примерно во время его госпитализации, его предполагаемая умственная недееспособность лишила его юридической возможности признать ее своей дочерью. [53]

Кридмур снова назначил Пауэллу электросудорожную терапию, и персонал больницы ограничил его способность заниматься игрой на фортепиано. К концу госпитализации он стал бесплодным. [54] страдал тяжелой амнезией и не мог вспомнить подробности своей жизни до госпитализации. [9] Верховный суд Нью-Йорка признал Пауэлла психически недееспособным , что сделало его полностью зависимым от опекунов в вопросах управления его деньгами и графиком выступлений. [55]

Пауэлл на рекламном фото, 1953 год.

В феврале 1953 года Пауэлл поступил в опеку и финансовое управление Оскара Гудштейна, владельца ночного клуба Birdland . [52] но увидел, что на его здоровье и игру на фортепиано повлиял антипсихотический препарат Ларгактил , который ему прописали для лечения шизофрении . [56] Трио-сессия 1953 года для Blue Note с басистом Джорджем Дювивье и барабанщиком Артом Тейлором включала композицию Пауэлла « Glass Enclosure », композицию, которая, по мнению критиков, была связана с его почти заключением в квартире Гудштейна. [56] Ира Гитлер , однако, приписывает «запустение, меланхолию и тревогу» этой композиции времени, проведенному в приютах . [9]

Пауэлл играл в Мэсси-холле в Торонто с квинтетом, в который входили Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи , Чарльз Мингус и Макс Роуч , 15 мая 1953 года. Выступление было записано и выпущено лейблом Debut Records как альбом Jazz at Massey Hall. [34] и позиционировался как «Величайший джазовый концерт всех времен». [57] Хотя концерт наиболее известен своей первой половиной, исполненной полным квинтетом, шесть мелодий из второй половины выступления были исполнены основным трио в составе Пауэлла, Мингуса и Роуча и впоследствии выпущены на пластинке. [58]

Менеджер Пауэлла Гудстейн организовал очередной концерт в своем клубе Birdland. Однако алкоголизм Пауэлла был постоянной проблемой, и он нанял нескольких поклонниц из Юты, чтобы помешать ему покупать алкоголь или воровать напитки. [8] [9] Сессии клуба были записаны на магнитофон с февраля по сентябрь того же года, спродюсированы Майклом Андерсоном и получили положительную оценку критика Тома Джурека. [59] По словам Гитлера, именно во время выступления в Birdland в 1953 году у Пауэлла начали проявляться признаки психического заболевания; более поздние отчеты Гитлера и Сиэтлского доктора философии. Фредрик Харрис указывает, что заболевание могло быть эпилепсией . [60] Гитлер также ссылается на 1953 и 1954 годы, когда Пауэлл стал менее разговорчивым, более замкнутым и менее технически способным как пианист. [61] Пауэлл некоторое время был женат на Одри Хилл, но они расстались, и бракоразводный процесс так и не был завершен. [62]

У Пауэлла и Чарли Паркера возникло соперничество, которое привело к вражде и ожесточению на эстраде, вероятно, вызванному, по крайней мере частично, ухудшением физического и психического здоровья пианиста. [63] [64] Одна из его немногих встреч в Нью-Йорке за это время с Паркером и Кенни Дорхэмом в марте 1955 года, незадолго до смерти первого, закончилась рано, когда Паркер и Пауэлл поссорились. [65]

К середине 1954 г. [34] Пауэлл возобновил сессии для Norgran и Verve, записываясь вместе с Дювивье, Тейлором, Роучем, Перси Хитом , Ллойдом Тротманом , Артом Блейки , Кенни Кларком и Оси Джонсон в серии альбомов, выпущенных для двух лейблов. [34] Несмотря на регулярные даты записи, владельцы Birdland сохраняли полный контроль над графиком Пауэлла и даже познакомили его с его более поздней подругой Альтевией «Лютик» Эдвардс. [31] В начале 1955 года он провел серию записей, на которых впервые исполнил свою композицию « Mediocre ». Запись была примечательна тем, что Пауэлл решил следовать за своим первым припевом «все более необычными вариациями мелодии, а не соло поверх аккордов». [66] Однако исполнение этих дат записи в целом было затруднено: рецензент DownBeat заметил: «Его игра отражает многие напряжения и многие пугающие перспективы, которые наблюдаются у него в более трудные времена». [67] Он забыл стандарты, на которых свободно играл до госпитализации в 1951 году, и полагался на других в качестве музыкальных руководителей. Кроме того, Пауэлл все еще находился под опекой и, следовательно, не мог контролировать выпуск своих записей, в результате чего многие из них были выпущены там, где он был сбит с толку или не мог играть. [68]

Пауэлл и его трио записали альбом «Piano Interpretations» Бада Пауэлла в апреле 1955 года, который включал интерпретации джазовых стандартов « Crazy Rhythm » и » Джорджа Ширинга « Conception среди восьми мелодий, выпущенных Norgran Records и переизданных Верве в 1957 году. [69] Альбом привел к переоценке Пауэлла обозревателями DownBeat , которые заметили: «Бад все больше контролирует себя… [и], возможно, начинает вторую карьеру. Я знаю, что все в джазе на это надеются». [70]

1956–1958: Birdland All-Stars и возвращение в Blue Note.

[ редактировать ]
Пауэлл, гр. 1955–1960 гг.

Многолетний концерт Пауэлла в Storyville джаз-клубе в Бостоне закончился в январе 1956 года. В последний вечер концерта он встретил Тошико Акиёси , пианиста, недавно переехавшего в США из Японии. Она стала его другом в последние годы его жизни и внесла свой вклад в примечания к альбому The Complete Bud Powell на Verve . [71] В марте того же года «Лютик» Эдвардс в иске об установлении отцовства обвинил Пауэлла в том, что он является отцом ее сына. Пауэлл был арестован, но позже освобожден на том основании, что он биологически не способен быть отцом. Примерно в то же время, когда произошел этот инцидент, Верховный суд Нью-Йорка отменил свое заявление о том, что Пауэлл был психически некомпетентен, что снова позволило ему совершить поездку. [54] Историк джаза Пьер-Эммануэль Сеген предположил, что снятие опеки было преднамеренным шагом Гудштейна, чтобы женить Пауэлла на Эдвардсе и продолжать контролировать его музыкальные занятия по доверенности. [72]

Пауэлл принял участие в туре Birdland Tour весной 1956 года, организованном Моррисом Леви , в котором к нему присоединились басист Джо Бенджамин и барабанщик Рой Хейнс . Нат Хентофф , писавший для DownBeat , отметил, что во время тура стиль Пауэлла, казалось, стал более спокойным и ясным, контрастируя с турбулентностью его игры в предыдущие годы. [73] По словам пианистов Барри Харриса и Майкла Вайса , а также писателя Питера Пуллмана, который проанализировал все записи Пауэлла на Verve, его игра значительно улучшилась между сессиями с января 1955 года по сентябрь 1956 года, которые он записал для лейбла со своим трио. [74] В опросе джазовых пианистов, проведенном критиками DownBeat в 1956 году , Пауэлл занял второе место, немного уступив Арту Татуму ; но он занял более высокое место, чем Эрролл Гарнер , Эрл Хайнс , Джон Льюис и Каунт Бэйси . [75]

В июне 1956 года младший брат Пауэлла Ричи и трубач Клиффорд Браун погибли в автокатастрофе. [76] Бад, опечаленный потерей своего брата, выпал из поля зрения американских джазовых музыкантов и критиков, особенно после того, как в сентябре закончился его контракт с Verve. [77] В ноябре он начал тур по Европе с Birdland All-Stars, а также с Майлзом Дэвисом , Modern Jazz Quartet и Лестером Янгом , игравшими главные роли на протяжении всех выступлений. [78] Его выступления в Париже, и особенно в Зале Плейель , были непродолжительными из-за его плохого здоровья, но они оказали влияние на пианистов Рене Уртрегера и Франсиса Паудраса и способствовали развитию джазовой сцены во Франции. [79] Хентофф отметил, что, по его мнению, постоянные гастроли Пауэлла вредны для его психического здоровья и что во время путешествия ему нужна психотерапия из-за «изнурительного» характера ночных выступлений. [80] Адвокат Коэн ответил, что именно Пауэлл хотел совершить турне, и написал, что пианист выздоравливает от болезни. [81]

Пауэлл продолжал выступать в Birdland всю осень 1956 года и записывался для RCA Victor в конце 1956 - начале 1957 года. Он вернулся в свое трио с Дювивье и Тейлором, но, согласно более поздним комментариям Дювивье, отказался разговаривать со своими товарищами по группе, которые играли целые сеты. полностью на слух. По словам Гатри Рэмси-младшего, причиной необщительности Пауэлла была необходимость более пристально сосредоточиться на своей игре и не сбиться с пути в песенных формах. [82]

В конце 1957 года Пауэлл записал третий том своей серии «Удивительный Бад Пауэлл» с Полом Чемберсом , Артом Тейлором и тромбонистом Кертисом Фуллером , что джазовый критик Скотт Яноу назвал «вдохновляющим» и «сильным сетом». [83] Том Пауэлла . Третья композиция « Bud on Bach » включала в себя попурри из » Карла Филиппа Эммануила Баха « Сольфеджиетто и собственную композицию. [84] Дальнейшие продуктивные сеансы с Blue Note привели к появлению «Time Waits» и «The Scene Changes» , ставших четвертым и пятым томами «The Amazing Bud Powell» соответственно. [85] Тома 4 и 5 примечательны тем, что в репертуар пианиста вошли новые композиции, в том числе «Time Waits», «Аббатство Джона» и «Сон Клеопатры». [86] [87]

Концерт в ноябре 1957 года в парижском ночном клубе с Пьером Мишло на басу и Кенни Кларком был хорошо принят, но по возвращении Пауэлла в Нью-Йорк запрет на его ночной клуб из-за карточной системы кабаре в американском городе затруднил поиск работы. Он снова находился в больнице в США, прежде чем весной 1959 года Эдвардс убедил его переехать во Францию. [88]

1959–1964: Жизнь во Франции.

[ редактировать ]

Пауэлл переехал в Париж в 1959 году вместе с Альтевией «Лютик» Эдвардс и ее сыном Джоном. [89] Пара с ребенком переехала в отель La Louisiane . [90] и она управляла его финансами и лекарствами. По прибытии в Париж пианист получил продолжительные клубные выступления и начал записываться со своим трио для Radiodiffusion-Télévision Française в нескольких французских городах. [91] В декабре Пауэлл присоединился к Арта Блейки для Jazz Messengers записи концерта, выпущенного под названием Paris Jam Session две свои композиции: «Dance of the Infidels» и « Bouncing with Bud (1961), и внес в выступление ». Критик Бетси Рид отметила «острые боп-соло» пианиста и атмосферу концерта, наполненную «горячей неформальностью живого выступления». [92]

Бад Пауэлл (справа) с Хансом Россбахом (слева) и Кенни Кларком

В 1960 году к Пауэллу присоединились Оскар Петтифорд и Кенни Кларк в турне по Германии, включая Эссенский джазовый фестиваль. [93] Концерт в Эссене, на котором Коулман Хокинс также участвовал в некоторых мелодиях вместе с пианистом-бибопом, был записан вживую в Grugahalle. [94] и выпущен как Концерт джазового фестиваля в Эссене (1988) на компакт-диске . Альбом получил высокую оценку джазового критика Скотта Яноу как «прекрасный образец» его игры на фортепиано. [95] В июле того же года Пауэлл присоединился к группе Чарльза Мингуса для записи концерта на Антибе вместе с Эриком Долфи и Букером Эрвином . [96] Смерть Петтифорда в 1960 году стала для Пауэлла большим ударом, и он сыграл на мемориальном концерте молодого басиста. [97]

В декабре 1961 года Пауэлл записал два альбома для Columbia Records , находясь во Франции: «Портрет Телониуса» (1965) и «Дань пушечному ядру» (1979). В сессии Tribute to Cannonball , которая была записана первой, участвовали Дон Байас и Кэннонболл Эддерли на теноре и альт-саксофоне соответственно, а Пьер Мишло на басу и барабанщик Кенни Кларк . на обеих сессиях присутствовали [98] Тем временем Пауэлл сформировал трио Three Bosses Trio с Кларком и Мишело для регулярного выступления в клубе Blue Note в Париже, а сборник записей, сделанных в этом месте, послужил музыкой для альбома Round About Midnight at the Blue Note . [99] Выступления Пауэлла в клубе были неоднозначными; Гитлер утверждал, что он исполнял свою лучшую музыку, когда его посещали другие джазовые музыканты. [9]

В начале 1962 года Пауэлл начал тур по Центральной Европе. После концертов в Женеве и Лозанне он дал семинедельный разогревающий концерт в Cafe Montmartre в Копенгагене с Нильсом-Хеннингом Эрстедом Педерсеном . басистом [100] В ходе записи в Копенгагене в 1962 году был выпущен еще один альбом, Bouncing with Bud , а трек « Hot House » с этого альбома был внесен в список «Пяти основных записей Бада Пауэлла» участниками NPR Питером Пуллманом и Саймоном Рентнером. [101] Лейбл SteepleChase Records выпустил пятитомный компакт-диск трио пианиста с двухдневного апрельского выступления в ночном клубе Golden Circle в Стокгольме . [102]

После летнего турне по Скандинавии Пауэлл вернулся в Париж осенью 1962 года, но остался под опекой Эдвардса. Его выследил биограф и пианист Фрэнсис Паудрас , который считал, что Пауэлл подвергался насилию со стороны своей гражданской жены Эдвардс в предыдущие годы совместной жизни пары. [103] Паудрас отметил в своей биографии, что она сохраняла контроль над его финансами и одеждой и давала Пауэллу транквилизаторы, чтобы сделать его зависимым. [104] Эдвардс, со своей стороны, заявила в письме тогдашнему парню «Канзас» Филдсу , что Пауэлл был склонен к суициду, написав: «Он сказал нам раньше, что хочет умереть, поэтому я мало что могу сделать». [105]

Во время нахождения под опекой Эдвардса здоровье Пауэлла быстро ухудшилось из-за пренебрежения к себе и плохих условий жизни, и он был госпитализирован в больницу Лаэннек после побега из-под опеки. Пауэлла осмотрел врач; он утверждал, что страдает от усталости, и рассказал, что его мучили кошмары и он слышал голоса. Его освободили под опеку Паудраса, который постепенно отменил ему Ларгактил, нейролептик, который, возможно, способствовал его усталости. [106]

В течение весны и начала лета 1963 года Пауэлл дал серию рекордных концертов, включая запись трио, спонсируемую Фрэнком Синатрой и спродюсированную Дюком Эллингтоном, с Гилбертом Ровером и "Канзас" Филдс в феврале. [107] и альбом с тенор-саксофонистом Декстером Гордоном в мае. [34] Последним стал альбом Our Man in Paris (1963) и получил максимально высокие оценки от The Penguin Guide to Jazz . [108] Путеводитель по альбомам журнала Rolling Stone , [109] и Энциклопедия популярной музыки . [110] В июле Пауэлл со своим трио «Три босса», состоящим из Мишло и Кларка, а также Гиллеспи, записал альбом Dizzy Gillespie and the Double Six of Paris (1963). [34] но впоследствии он заболел туберкулезом и снова был госпитализирован. [111] После лечения его перевели в санаторий Буффемон , позже переименованный в Медицинский центр Жака-Арно. [112] – чтобы выздороветь, и за время своего пребывания он дал несколько сольных концертов для студентов и сотрудников. [113] Был проведен благотворительный концерт для сбора средств на его пребывание в больнице; Выступали Джонни Гриффин , Дональд Берд , Сонни Крисс и Жан-Люк Понти . Джеф Гилсон исполнил последнюю композицию Пауэлла. [114]

Пауэлл завершил следующие записи, в том числе два с Паудрасом на импровизированных кистях , в течение своего последнего года во Франции; Еще одно живое выступление с Гриффином в Жуллувилле было выпущено на Mythic Sound под названием Holidays in Edenville . [34] В сопровождении Паудраса Пауэлл вернулся в Нью-Йорк 16 августа. [115] и встретил Гудштейна в аэропорту имени Джона Кеннеди . [9]

1964–1966: Возвращение в Нью-Йорк.

[ редактировать ]

Его помолвка в Birdland с барабанщиком Хорасом Арнольдом и басистом Джоном Ором началась 25 августа. [9] и включал в себя репертуар как джазовой, так и классической музыки, особенно Баха. [116] DownBeat из Дэн Моргенштерн написал статью о Пауэлле после помолвки, отметив: «Бад Пауэлл 1964 года по-прежнему остается творческим джазменом и пианистом первого ранга». Моргенштерн высоко оценил преданность пианиста жанру бибоп и быстрое восстановление его техники по прошествии нескольких недель его продолжительной работы. [117] Пауэлл, хотя и нерешительно, записал с Оре и барабанщиком Джей Си Мозесом в сентябре 1964 года свой альбом The Return of Bud Powell (1964), но разногласия между Пауэллом и Мозесом преследовали сессию. После того, как тяжелая болезнь помешала Пауэллу завершить запланированные ночи в Бердленде, 11 октября он был уволен. Паудрас и Барри Харрис организовали возвращение Пауэлла во Францию ​​для выздоровления, но Пауэлл, опасавшийся медицинских осмотров, запланированных перед отъездом, ушел пропал без вести автостопом, возможно, в поисках своего старого друга Элмо Хоупа, который отвез его к себе домой вскоре после исчезновения Пауэлла. [118] [9] [119] Паудрас вернулся во Францию ​​27 октября без Пауэлла, который решил остаться в Нью-Йорке с Фрэнсис Барнс, своей девушкой конца 1940-х годов, и дочерью пары Селией. [9] [120]

Современная фотография больничного центра округа Кингс , где Пауэлл умер в 1966 году.

По возвращении в Нью-Йорк опекунство Пауэлла было передано от Паудраса Бернарду Столлману из ESP Records . [104] и, за исключением посещений больницы, он оставался в доме Барнса незадолго до своей смерти в 1966 году. [121] На его несколько публичных выступлений в период с конца 1964 года до его смерти отрицательно повлияли его алкоголизм и продолжающиеся проблемы с легкими. [35] [122]

Между отъездом Паудраса и последней госпитализацией Пауэлла летом 1966 года с Пауэллом было проведено несколько сессий записи, но, за исключением альбома Ups 'n Downs , записи этих дат не были выпущены. [34] Концерт в честь Чарли Паркера в Карнеги-холле в марте 1965 года. [34] а майское выступление в ратуше Нью-Йорка выявило его плохое здоровье и его влияние на его способность играть. [25] [123] Тем не менее, его выступление в Ратуше получило положительные отзывы от участника Дэна Моргенштерна , который отметил, что «его окончательный выбор, ' Я помню Клиффорда ', был чрезвычайно трогательным... Пауэлл не утратил своего чудесного прикосновения и звука, и все, что он играл, раскрывало чувство баланса и пропорции». [124] Его последние студийные записи с Рашидом Али на барабанах также не были выпущены лейблом ESP из-за того, что Пауэлл был в «ужасной форме». [125]

Несколько музыкантов посетили Пауэлла, пока он был болен, в том числе Тошико Акиёси и Арт Тейлор . Акиёси отметил в письме Паудрасу, что Пауэлл отыграл премьеру в Birdland весной 1965 года, но также отметил, что он плохо себя чувствует. [126] В начале осени 1965 года его поместили в больницу округа Кингс , где он сыграл небольшой спектакль для продюсера Алана Бейтса и написал четыре композиции, но после освобождения сильно заболел. [127]

В 1966 году он снова был госпитализирован из-за потери веса, беспорядочного поведения и пренебрежения собой. В письме из больницы округа Кингс, где сотрудники пытались назначить ему дополнительную электросудорожную терапию, он написал за несколько дней до своей смерти: «Я писатель и композитор, и эти [электросудорожные] методы лечения разрушают мой мозг». Его последним сочинением, написанным на смертном одре, было стихотворение под названием «Вечность», предвещающее его неминуемую смерть. [128]

31 июля 1966 года он умер от туберкулеза, недоедания и алкоголизма. [129] Ему были совершены последние обряды католической церкви. [130] на смертном одре его посетили его семья и Джеки Маклин. [131] Несколько других музыкантов оставались близкими ему людьми до его смерти, в том числе Боб Баньян, Джордж Дювивье, Телониус Монк и Арт Тейлор. [8]

Его похороны отпраздновались 8 августа 1966 года, когда несколько групп играли на улицах Гарлема и прибыли в бывшую церковь Пауэлла; среди исполнителей были тромбонист Бенни Грин, трубач Ли Морган , саксофонист Джим Гилмор, пианист Барри Харрис , басист Дон Мур и барабанщик Билли Хиггинс . Похороны транслировались по телевидению. [12]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Пауэлл внес один из ключевых вкладов в развитие бибопа. Патрик Бернетт отмечает, что Пауэллу и Элмо Хоупу «приписали создание современного фортепианного стиля с однонотными движениями правой руки и аккордовой пунктуацией для левой руки». [4] По словам барабанщика Кенни Кларка, многие композиции Монка были написаны в сотрудничестве с Пауэллом, и даже пианисты, не перенявшие стиль бибоп, такие как Дюк Эллингтон , регулярно посещали его дом в Уиллоу Гроув, чтобы послушать его игру. [132]

Пауэлл, в свою очередь, находился под влиянием прежде всего Телониуса Монка и Арта Татума. [25] Его виртуозность побудила многих называть его Чарли Паркером среди фортепиано, а Билл Канлифф отметил, что он был «первым пианистом, который взял язык Чарли Паркера и адаптировал его» к инструменту. [133] [134] хотя эта оценка подверглась критике. [14] Критики, однако, сходятся во мнении, что он был одним из немногих музыкантов, играющих на любом инструменте, который мог соответствовать музыкально сложному подходу Паркера к бопу. [25] Его соло отличались атакующим стилем, похожим на стиль валторнистов, содержали частые арпеджио и использовали много хроматизма . [35] Дон Хекман из Los Angeles Times отметил его способность «свободно пересекать гармонические границы» с «скакающими мелодическими линиями». [135] Другие критики придерживались более сложного подхода, отмечая, что стиль Пауэлла значительно изменился за время его карьеры, что, возможно, связано с травмирующими событиями в его личной жизни. [117] По мнению критика Харви Пекара , наиболее значительный сдвиг произошел в 1954 году, когда его игра стала «экономной» и «фрагментированной» из-за влияния Монка. [117]

Несмотря на то, что Пауэлл на протяжении всей своей карьеры делал упор на соло правой рукой, он также мог свободно играть левой рукой. После одного из выступлений Арта Татума в Birdland в 1950 году Пауэлл сказал пианисту, что тот допустил ошибки, на что Татум ответил, что Пауэлл был «просто правой рукой пианиста». Пауэлл должен был выступать на следующий вечер, и он сыграл одну из мелодий полностью левой рукой, чтобы доказать свои технические способности. [9] Тем не менее, некоторые описывают его технические способности как нестабильные. Кристофер Финч, слышавший его игру с молодым французским басистом в конце 1962 года, отметил, что ему было трудно играть даже базовые мелодии, с которыми басист был незнаком, но когда Пауэлл попросил басиста выбрать знакомую ему мелодию, его техника сразу же восстановилась. По словам Финча, технические способности Пауэлла во многом зависели от качества музыкантов, с которыми он играл. [136]

Его компиляция часто состояла из отдельных басовых нот с выделением основного тона и пятой части . Он использовал звучание основного тона и десятой или основного с малой септимой . [137] В некоторых вокалах и мелодических идеях, таких как «Un Poco Loco», он использовал битональности и чрезвычайно расширенные аккорды, такие как повышенная пятнадцатая ступень , в то время как в соло-брейках, таких как «Celia», он использовал арпеджио аккордов из 16-й ноты для перехода от мелодии к импровизация. [138]

Том Пьяцца отметил для The New York Times , что Пауэлл играл с «воображением романтика, [но] точностью классика и [с] потрясающей, иногда пугающей интенсивностью» и был «пожизненным преданным Баха». Названия его композиций отражали широту его познаний в области культуры и истории музыки, включая название одной песни на латыни «Tempus Fugit». [139] Пауэлл написал стихи для каждого из своих произведений, но большая часть его стихов была утеряна, а многие стихотворения не были написаны на бумаге и не защищены авторскими правами. [140]

Наследие

[ редактировать ]

В 1986 году Паудрас написал книгу о своей дружбе с Пауэллом, переведенную на английский язык в 1997 году как « Танец неверных: Портрет Бада Пауэлла» . [141] Книга легла в основу фильма «Раунд полночь» , вдохновленного жизнью Пауэлла и Лестера Янга , в котором Декстер Гордон сыграл главную роль джазмена-эмигранта из Парижа. [141]

Пауэлл оказал влияние на множество молодых музыкантов, особенно на пианистов. В их число входили Хорас Сильвер , [8] Уинтон Келли , [142] Элис Колтрейн [143] Андре Превен , [144] Маккой Тайнер , [145] Сидар Уолтон , [146] и Чик Кориа . [147] Кориа дебютировал с песней «Bud Powell» на своем концертном альбоме с Гэри Бертоном In Concert, Zürich, 28 октября 1979 года целый альбом « Remembering Bud Powell» , а в 1997 году посвятил ему . Билл Эванс , назвавший Пауэлла человеком, оказавшим на него наибольшее влияние, в 1979 году воздал должное пианисту: «Если бы мне пришлось выбрать одного музыканта за его творческую целостность, за несравненную оригинальность его творчества и величие его творчества, это было бы быть Бадом Пауэллом. Он был в классе один». [148] Херби Хэнкок сказал о Пауэлле в интервью DownBeat в 1966 году: «Он был фундаментом, на котором зародилось все здание современного джазового фортепиано». [149] Хекман писал: «Его влияние в конечном итоге вышло далеко за пределы относительно герметичного мира [бибопа]» и отметил свое влияние на Сильвера, Оскара Петерсона , Эванса, Кита Джарретта , Тайнера и Кориа. [135] Пианистка Тосико Акиёси по прибытии в Соединенные Штаты заметила, когда интервьюер поинтересовался ее любимыми пианистами: «Арт Татум и Бад Пауэлл. «После того, как я услышу обоих, нет необходимости слушать других». [150]

Кроме того, Пауэлл оказал влияние на музыкантов, играющих на других инструментах, и Майлз Дэвис в своей автобиографии сказал о Пауэлле: «[Он] был одним из немногих известных мне музыкантов, которые могли играть, писать и читать любую музыку». [151] «Бад был гениальным пианистом – лучшим из всех пианистов, играющих в стиле бибоп». [152] Барабанщик Арт Тейлор , который числится среди персонала примерно дюжины записей Пауэлла, получил комментарии относительно Пауэлла от многочисленных музыкантов в своей книге интервью 1993 года « Заметки и тоны» . В книге Элвин Джонс охарактеризовал игру Пауэлла как «революционную», но отметил его деликатную личность. [153] Что касается его плохого здоровья, Джей Джей Джонсон сказал после смерти Пауэлла: «Многие так называемые любители джаза и любители любопытства знали Бада только как чудаковатого или странного персонажа. Только его старые друзья и опытные поклонники джаза знали настоящего Бада, который был теплым, теплым, остроумный и один из самых умных людей, которых я когда-либо знал». [12]

Пауэлла также хвалили Арт Блейки, Дон Черри , Кенни Кларк, Эрролл Гарнер , Хэмптон Хоуз , Фредди Хаббард , Кармен Макрей , Макс Роуч, Сонни Роллинз , Рэнди Уэстон и Тони Уильямс . [153]

Дискография

[ редактировать ]

Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone пятизвездочную оценку присвоил альбому The Amazing Bud Powell, Vol's . 1 и 2 , Гений Бада Пауэлла , Джаз в Мэсси-холле, Внутренние огни и фортепианные интерпретации , с Томом. 1 получил особенно высокую оценку критика Джона Свенсона. [109] AllMusic также выбрал Vol 1. и Jazz at Massey Hall в качестве альбомов. [85] The Penguin Guide to Jazz Recordings присвоил четыре звезды нескольким альбомам, но среди них были Bud Plays Bird и The Amazing Bud Powell, Vol. 5. [108]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Бад Пауэлл, влиятельный джазовый пианист, умер в 41 год; вместе с Паркером и Гиллеспи он возглавил восстание бибопа 1940 года, известное использованием ударных и деликатных пассажей» . Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1966 года . Проверено 4 октября 2021 г.
  2. ^ Роща
  3. ^ Джонсон, Дэвид. «Приятели Бада: Барри Харрис и Тошико Акиёси» . Night Lights Classic Jazz — Общественные СМИ Индианы . Проверено 18 ноября 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Джаз, все о нем (1 марта 1997 г.). «Бад Пауэлл: Полный обзор альбома Blue Note и Roost Recordings @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 11 января 2024 г.
  5. ^ Паудрас 1998 , стр. 299–300.
  6. ^ Фишман, Ховард (7 апреля 2021 г.). «Фильм, которого заслуживает джаз» . Житель Нью-Йорка . ISSN   0028-792X . Проверено 18 ноября 2023 г.
  7. ^ Паудрас 1998 , с. 4.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сильвер, Гораций (1994). Полный текст Бада Пауэлла на Verve (примечания, буклет). Воодушевление. стр. 98–100.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гитлер, Ира (1966). Мастера джаза сороковых годов . Макмиллан. стр. 112–136.
  10. ^ Перкинс, Боб. «Демоны Бада Пауэлла» . Проверено 22 апреля 2017 г.
  11. ^ Зик, Стивен (10 ноября 2016 г.). Словарь для современного пианиста . Роуман и Литтлфилд. п. 159. ИСБН  978-0-8108-8880-7 . Проверено 29 марта 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «Похороны Пауэлла в стиле Нового Орлеана». ДаунБит . 22 сентября 1966 г. с. 15.
  13. ^ Кроуфорд, с. 12.
  14. ^ Jump up to: а б Паудрас 1998 , с. 300.
  15. ^ Пуллман 1994 , с. 61, 62.
  16. ^ Джаз, все о себе (11 августа 2015 г.). «Новости джаза: Ричи Пауэлл в 1954 году» . Все о джазе . Проверено 18 ноября 2023 г.
  17. ^ Паудрас 1998 , с. 305.
  18. ^ Дикэр, Дэвид (27 января 2015 г.). Джазовые музыканты, с 1945 года по настоящее время . МакФарланд. стр. 51–. ISBN  978-0-7864-8557-4 . Проверено 29 марта 2019 г.
  19. ^ «Джаз: Бад Пауэлл возвращается в Бердленд; 6-летнее пребывание пианиста в Париже закончилось; артист-интроспективист привлекает любителей» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 1964 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 11 января 2024 г.
  20. ^ «Бад Пауэлл, влиятельный джазовый пианист, умер в 41 год; вместе с Паркером и Гиллеспи он возглавил восстание бибопа 1940 года, известное использованием ударных и деликатных пассажей» . Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1966 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 23 мая 2024 г.
  21. ^ Патрик, стр. 159–161.
  22. ^ Хентофф с. 16.
  23. ^ Джаз: Первые 100 лет . Генри Мартин и Кейт Уотерс. Cengage Learning, 2005 г.; ISBN   0-534-62804-4 , с. 215.
  24. ^ Пуллман 1994 , с. 61.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Джазовые профили NPR: Бад Пауэлл» . news.npr.org . Проверено 23 ноября 2023 г.
  26. ^ «1941–1944 [Классика] - Кути Уильямс и его оркестр» . Вся музыка . Проверено 22 апреля 2017 г.
  27. ^ Jump up to: а б «Возвращение к Баду Пауэллу» . Общественные СМИ Новой Англии . 28 сентября 2017 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
  28. ^ Пуллман 1994 , с. 74.
  29. ^ «Джазовый пианист Бад Пауэлл и его ангел-хранитель» . ККРВ . 7 сентября 2015 г. Проверено 2 декабря 2023 г.
  30. ^ Паудрас 1998 , с. 2.
  31. ^ Jump up to: а б с «Бад Пауэлл: Агония и экстаз» . Джазвайз . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  32. ^ Паудрас 1998 , с. 3.
  33. ^ Паудрас 1998 , стр. 4–5.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д "Дискография Бада Пауэлла" . Джаздиско.орг . Проверено 22 апреля 2017 г.
  35. ^ Jump up to: а б с Рэмси, Гатри П. (28 мая 2013 г.). Удивительный Бад Пауэлл: черный гений, история джаза и вызов бибопа . Издательство Калифорнийского университета. п. 75. ИСБН  978-0-520-24391-0 . Проверено 29 марта 2019 г.
  36. ^ «Бад Пауэлл» . Джазвайз . Проверено 25 ноября 2023 г.
  37. ^ Джефф Дайер (24 июня 2014 г.). Но красиво: Книга о джазе . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 219. ИСБН  978-1-4668-6985-1 .
  38. ^ Паудрас 1998 , с. 178.
  39. ^ Пуллман 1994 , стр. 68–69.
  40. ^ Пуллман 1994 , с. 75.
  41. ^ Пуллман 1994 , стр. 92–93.
  42. ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (1994). Путеводитель Penguin по джазу . Пингвин. п. 1063.
  43. ^ «Альфред Лайон, 78 лет, основатель джазового лейбла Blue Note» . Нью-Йорк Таймс . 9 февраля 1987 года . Проверено 30 марта 2019 г.
  44. ^ Дэвис, Фрэнсис (24 октября 2002 г.). Как молодые: джаз, поп, молодежь и средний возраст . Книги Хачетта. п. 58. ИСБН  978-0-306-81186-9 .
  45. ^ Пуллман, с. 120.
  46. ^ Рэмси, Гатри П. (2013). Удивительный Бад Пауэлл: черный гений, история джаза и вызов бибопа . Издательство Калифорнийского университета. п. 69. ИСБН  9780520243910 .
  47. ^ «Подробности заседания: Карнеги-холл (25 декабря 1949 г.)» . Plosin.com . Проверено 23 ноября 2023 г.
  48. ^ Уайт, Джон (25 августа 2021 г.). «Бад Пауэлл: Джазовый гигант» . Джазовый журнал . Проверено 23 ноября 2023 г.
  49. ^ «Чарли Паркер - Обзоры альбомов, песни и многое другое One Night at Birdland» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
  50. ^ «Чарли Паркер - Встреча на высшем уровне в Birdland, обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
  51. ^ Современные критические интерпретации: Радуга гравитации Томаса Пинчона . Эд. Гарольд Блум. Нью-Йорк: Дом Челси, 1986.
  52. ^ Jump up to: а б Джонсон, Дэвид. «Burning With Bud: Бад Пауэлл вживую, 1944–1953» . Night Lights Classic Jazz — Общественные СМИ Индианы . Проверено 2 декабря 2023 г.
  53. ^ Паудрас 1998 , с. 331.
  54. ^ Jump up to: а б Паудрас 1998 , с. 20.
  55. ^ Паудрас 1998 , с. 23.
  56. ^ Jump up to: а б Дэвис, Фрэнсис (1 января 1996 г.). «Пузырь Бада» . Атлантика . Проверено 30 марта 2019 г.
  57. ^ «Величайший джазовый концерт всех времен - интервью 1992 года с барабанщиком Максом Роучем | Billboard Canada» . ca.billboard.com . Проверено 27 февраля 2024 г.
  58. ^ «ПРАЗДНУЕМ 70-ЛЕТИЕ «ВЕЛИЧАЙШЕГО ДЖАЗОВОГО КОНЦЕРТА» С ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ HOT HOUSE: ПОЛНЫЕ ЗАПИСИ ДЖАЗА В МАССИ-ХОЛЛЕ» . Ремесленные записи . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  59. ^ «Бад Пауэлл - Birdland: обзоры альбомов, песни и многое другое 1953 года» . Вся музыка . Проверено 8 декабря 2023 г.
  60. ^ Пуллман 1994 , с. 31.
  61. ^ Пуллман 1994 , с. 45.
  62. ^ Паудрас 1998 , с. 313.
  63. ^ Мартин, Генри; Уотерс, Кейт (1 января 2015 г.). Джаз: первые 100 лет, издание Enhanced Media . Cengage Обучение. п. 207. ИСБН  978-1-305-54503-8 . Проверено 29 марта 2019 г.
  64. ^ Рейснер, Роберт (22 августа 1977 г.). Птица: Легенда о Чарли Паркере . Книги Хачетта. п. 81. ИСБН  978-0-306-80069-6 .
  65. ^ «Хронология Чарли Паркера, 1951 год» . Plosin.com . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  66. ^ Бернетт, Патрик (март 1997 г.). «Коллекции коробок Бада Пауэлла» . Все о джазе . Проверено 13 июня 2009 г.
  67. ^ «Бад Пауэлл: Оригинальный джаз». ДаунБит . 20 апреля 1955 г. с. 24.
  68. ^ Пуллман 1994 , с. 123.
  69. ^ «Каталог пластинок Норграна: 1000 серий» . Джаздиско.орг . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  70. ^ «Бад Пауэлл - Фортепианные интерпретации». ДаунБит . 8 августа 1956 г. с. 24.
  71. ^ Пуллман 1994 , стр. 35–36.
  72. ^ Сеген, Пьер-Эммануэль (2015). « Вэйл: Жизнь Бада Пауэлла » и «Удивительный Бад Пауэлл: Черный гений, история джаза и вызов бибопа ». Журнал джазовых исследований : 96.
  73. ^ Хентофф, Нат (7 марта 1956 г.). «Тур по птичьей стране в быстром старте». ДаунБит . п. 24.
  74. ^ Пуллман 1994 , с. 130.
  75. ^ «Снова Бэйси и MJQ». ДаунБит . 8 августа 1956 г. с. 11.
  76. ^ Каталано, Ник (2001). Клиффорд Браун: жизнь и искусство легендарного джазового трубача . Издательство Оксфордского университета. п. 167. ИСБН  978-0-19-514400-0 .
  77. ^ Паудрас 1998 , с. 20, 23.
  78. ^ «Детали сессии: Зал Плейель (2 ноября 1956 г.)» . Plosin.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
  79. ^ Паудрас 1998 , с. 18.
  80. ^ Хентофф, Нат (6 февраля 1957 г.). «Заметки между сетами». ДаунБит . п. 17.
  81. ^ Коэн, Максвелл (4 марта 1957 г.). «Полный отчет...». ДаунБит . п. 4.
  82. ^ Джаз, все о себе (6 июня 2013 г.). «Новости джаза: Бад Пауэлл: сессии RCA» . Все о джазе . Проверено 23 мая 2024 г.
  83. ^ «Бад Пауэлл - Удивительный Бад Пауэлл, Том 3: Бад! Обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  84. ^ «Трюк для вечеринки | Выслушай меня» . WQXR . 4 сентября 2020 г. . Проверено 12 марта 2024 г.
  85. ^ Jump up to: а б «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Бада Пауэлла» . Вся музыка . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  86. ^ «Бад Пауэлл - Время ждет: удивительные обзоры альбомов Бада Пауэлла, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
  87. ^ «Бад Пауэлл - Обзоры альбомов, песни и многое другое The Scene Changes» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
  88. ^ «Истории о стандартах — Парижская магистраль Бада Пауэлла» . КУВО . 9 января 2021 г. . Проверено 2 декабря 2023 г.
  89. ^ Пуллман, глава 10.
  90. ^ Уилмер, Вэл (1989). Мама сказала, что будут такие дни: Моя жизнь в мире джаза . Женская пресса. п. 102. ИСБН  978-0-7043-5040-3 .
  91. ^ Паудрас 1998 , с. 66.
  92. ^ Фордхэм, Джон (17 августа 2007 г.). «Арт Блейки, Парижский джем-сейшн» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  93. ^ «Джазтрек» . АБВ, слушай . 8 сентября 2018 г. . Проверено 19 ноября 2023 г.
  94. ^ «Живи в Эссене с Бадом Пауэллом» . Винил «Мне, пожалуйста ». Проверено 19 ноября 2023 г.
  95. ^ «Бад Пауэлл - обзоры альбомов, песни и многое другое концертного альбома джазового фестиваля в Эссене» . Вся музыка . Проверено 19 ноября 2023 г.
  96. ^ «Чарльз Мингус - Мингус в Антибах, обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  97. ^ Паудрас 1998 , с. 75.
  98. ^ «Каталог Бада Пауэлла» . Джаздиско.орг . Проверено 19 ноября 2023 г.
  99. ^ «Вокруг полуночи в Blue Note» - Бад Пауэлл | Альбом , получено 13 апреля 2024 г.
  100. ^ Майерс, Марк (4 января 2022 г.). «Бад Пауэлл: Стокгольм и Осло, 1962» . ДжазВакс . Проверено 6 декабря 2023 г.
  101. ^ Питер, Пуллман; Рентнер, Саймон (27 сентября 2012 г.). «Пять основных записей Бада Пауэлла» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  102. ^ «Бад Пауэлл - На Золотом кольце, Том 1, обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
  103. ^ Паудрас 1998 , с. 53.
  104. ^ Jump up to: а б Джаз, все о себе (8 марта 2004 г.). «Танец неверных: статья о портрете Бада Пауэлла @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 23 ноября 2023 г.
  105. ^ Береза ​​из Мемфиса (31 января 2019 г.), 1964 г. Письмо Альтевии Баузер «Лютик» Эдвардс Канзасу Филдсу (джазовому барабанщику) с обсуждением других джазовых деятелей в Европе и США , получено 12 января 2024 г.
  106. ^ Паудрас 1998 , с. 104.
  107. ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (1998). Путеводитель Penguin по джазу . п. 1247.
  108. ^ Jump up to: а б Кук, Ричард и Мортон, Брайан (2008) Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.), Penguin, стр. 581.
  109. ^ Jump up to: а б Свенсон, Дж., изд. (1985). Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone . США: Рэндом Хаус/Роллинг Стоун. стр. 163–164. ISBN  0-394-72643-Х .
  110. ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0195313734 .
  111. ^ «Коллекция: коллекция Фрэнсиса Паудраса о Баде Пауэлле | Архивы и специальные коллекции в Рутгерсе» . archives.libraries.rutgers.edu . Проверено 8 декабря 2023 г.
  112. ^ Кавар, Жан-Клод; Гассер, Стефан (октябрь 1999 г.). Flohic Éditions (ред.). «Наследие муниципалитетов Валь-д’Уаз-Буффемон». Коллекция «Наследие коммун Франции» . Полет. Я. Париж. стр. 178–182. ISBN  2-84234-056-6 .
  113. ^ Паудрас 1998 , с. 202.
  114. ^ «Европа». ДаунБит . 26 марта 1964 г. с. 41.
  115. ^ «Джаз: Бад Пауэлл возвращается в Бердленд; 6-летнее пребывание пианиста в Париже закончилось; артист-интроспективист привлекает любителей» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 1964 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 2 декабря 2023 г.
  116. ^ Пуллман 1994 , с. 37.
  117. ^ Jump up to: а б с Моргенштерн, Дэн (22 октября 1964 г.). «Бад Пауэлл сейчас». ДаунБит Журнал . стр. 19–22.
  118. ^ Паудрас 1998 , с. 322.
  119. ^ Пуллман 1994 , с. 62.
  120. ^ «Бад Пауэлл все еще в Соединенных Штатах». ДаунБит . 14 января 1965 г. с. 8.
  121. ^ Паудрас 1998 , стр. 332–335.
  122. ^ Паудрас 1998 , с. 340.
  123. ^ Дуглас, Энн (28 августа 1998 г.). «Чувствуешь пульс города? Это би-боп, чувак!» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 23 ноября 2023 г.
  124. ^ Моргенштерн, Дэн (15 июля 1965 г.). «Пойманный с поличным». ДаунБит . п. 12.
  125. ^ Льюис, Дэвид (2015). «Бад Пауэлл: Концерт в кафе Blue Note, Париж, 1961». Журнал АРСК . 46 (1).
  126. ^ Паудрас 1998 , стр. 341–342.
  127. ^ Паудрас 1998 , стр. 346–350.
  128. ^ Паудрас 1998 , стр. 350–51.
  129. ^ «Пауэлл, Эрл Бад (1924–1966)» , Blackpast.org
  130. ^ Рэмси, Гатри (2013). Удивительный Бад Пауэлл: Черный гений, история джаза и вызов бибопа . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-24391-0 . OCLC   940310606 .
  131. ^ Паудрас 1998 , с. 352.
  132. ^ Паудрас 1998 , с. 303.
  133. ^ «Беседа у камина с Биллом Канлиффом» . Все о джазе . 29 февраля 2004 года . Проверено 30 марта 2019 г.
  134. ^ Мун, Том (2008). 1000 записей, которые стоит послушать, прежде чем умереть . Издательская компания Уоркман. п. 608.
  135. ^ Jump up to: а б Хекман, Дон (2 июня 2002 г.). «Здесь говорят на фортепиано: Бад Пауэлл и его потомки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 6 декабря 2023 г.
  136. ^ Пуллман 1994 , стр. 85–86.
  137. ^ Оуэнс, Томас (23 мая 1996 г.). Бибоп: Музыка и ее исполнители . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН  978-0-19-535553-6 . Проверено 29 марта 2019 г.
  138. ^ ДеМотта, Дэвид (1 февраля 2015 г.). «Вклад Эрла «Бада» Пауэлла в стиль современного джаза» . Диссертации, диссертации и основные проекты .
  139. ^ Пьяцца, Том (1 января 1995 г.). «ВЗГЛЯД НА ДЖАЗ: Как два пианиста переделали (и поддержали) традицию» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 ноября 2023 г.
  140. ^ Паудрас 1998 , стр. 178–79.
  141. ^ Jump up to: а б Джаз, все о себе (31 марта 2014 г.). «Танец неверных: Портрет Бада Пауэлла» . Все о джазе . Проверено 25 апреля 2017 г.
  142. ^ Богдонов Владимир; Вудстра, Крис (2002). Весь музыкальный путеводитель по джазу . Книги о бэкбите. п. 709. ИСБН  978-0-87930-717-2 .
  143. ^ Юрек, Том. «Биография Элис Колтрейн» . allmusic.com . Проверено 14 мая 2024 г.
  144. ^ Богдонов, с. 1364.
  145. ^ Тернер, Ричард Брент (2003). Ислам в афроамериканском опыте . Издательство Университета Индианы. п. 140. ИСБН  0253216303 . Проверено 25 июня 2012 г.
  146. Дирдра Шулер, «Седар Уолтон и Барри Харрис сыграют джаз в Линкольн-центре» , архивировано 24 июня 2013 г., в archive.today New York Amsterdam News , 20 июня 2013 г.
  147. ^ Дилиберто, Джон. « Джазовые профили от NPR: Чик Кориа» . npr.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 июня 2021 г.
  148. ^ Паудрас 1998 , с. ix
  149. ^ Рид, Леонард (13 ноября 1994 г.). «Бад Пауэлл получает давно просроченную выплату» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 июня 2017 г.
  150. ^ Черулли, Дом (21 марта 1956 г.). «Тошико: первый подарок Японии американскому джазу». ДаунБит . п. 13.
  151. ^ Дэвис и Труппа 1989 , с. 60.
  152. ^ Дэвис и Труппа 1989 , с. 103.
  153. ^ Jump up to: а б Тейлор, Арт (1993). Ноты и мелодии: интервью между музыкантами . Нью-Йорк: Да Капо Пресс . ISBN  030680526X .
  • Кроуфорд, Марк (1966), Реквием по замученному тяжеловесу , Чикаго: Даун Бит
  • Дэвис, Майлз; Труппа, Куинси (1989), Майлз, Автобиография , Нью-Йорк: Саймон и Шустер, ISBN  9780671635046
  • Фише, Жан-Батист (2017), Бад Пауэлл Бьюти , Париж: Бартилья
  • Гитлер, Ира (1966), Мастера джаза сороковых годов , Нью-Йорк: Macmillan, ISBN  0-306-76155-6
  • Хентофф, Нат (1956), Просто называйте его Телониусом , Чикаго: Даун Бит
  • Моррисон, Аллан (1953), Может ли музыкант вернуться с грани безумия? , Чикаго: Черное дерево
  • Патрик, Джеймс (1983), Эл Тинни, дом Монро в верхней части города и появление современного джаза в Гарлеме , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Ежегодный обзор джазовых исследований, IJS, ISBN  0-87855-906-Х
  • Паудрас, Фрэнсис (1998). Уоррен Бернхардт (ред.). Танец неверных: Портрет Бада Пауэлла . Перевод Руби Моне. Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN  0-306-80816-1 .
  • Пуллман, Питер (1994), Полное собрание Бада Пауэлла на Verve , Нью-Йорк: Polygram Records
  • Спеллман, AB (1998), Четыре джазовые жизни , Анн-Арбор: University of Michigan Press, ISBN  978-0-472-08967-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2378297e7d86c1b8fb4d06f6b02e8f1d__1720462380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/1d/2378297e7d86c1b8fb4d06f6b02e8f1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bud Powell - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)