Бад Пауэлл
Эрл Рудольф « Бад » Пауэлл (27 сентября 1924 г. - 31 июля 1966 г.) [1] был американским джазовым пианистом и композитором . Пионер в развитии бибопа и связанного с ним вклада в теорию джаза. [2] Применение Пауэллом сложных фразировок к фортепиано повлияло как на его современников, так и на более поздних пианистов, включая Уолтера Дэвиса-младшего , Тошико Акиёси и Барри Харриса . [3]
Родившийся в разгар Гарлемского Возрождения в музыкальной семье, Пауэлл в 1930-е годы развил атакующий, праворукий подход к игре на фортепиано. [4] [5] левостороннего подхода - шага и рэгтайма что ознаменовало собой отход от преобладавшего . Присоединившись к группе трубача Кути Уильямса в 1943 году, он привлек внимание широкого музыкального сообщества благодаря своей беглости и продвинутой технике. Жестокое избиение полицией в 1945 году и годы лечения электросудорожной терапией отрицательно сказались на его психическом здоровье, но его записи и живые выступления с Чарли Паркером , Сонни Ститтом и Максом Роучем в конце 1940-х и начале 1950-х годов сыграли важную роль в формировании современной джазовой фортепианной техники. .
После частичного восстановления в середине-конце 1950-х годов переезд Пауэлла в Париж в 1959 году способствовал тому, что сообщество афроамериканских эмигрантов бежало от расизма и препятствий на пути к более высокому уровню жизни. Он вернулся к регулярному графику записи, гастролировал по Северной и Центральной Европе и записывал пластинки, прежде чем заболел туберкулезом в 1963 году.
Несмотря на дружбу и защиту французского поклонника джаза Фрэнсиса Паудраса , кризис психического здоровья и тяжелое возвращение в Нью-Йорк ускорили его раннюю смерть в 1966 году. Спустя десятилетия после его смерти его карьера и история жизни стали источником вдохновения для фильмов и письменных произведений, в том числе Бертрана Тавернье Круглая полночь . [6] Многие композиции Пауэлла, в том числе « Un Poco Loco », « Bouncing with Bud » и « Parisian Thoroughfare », стали джазовыми стандартами .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Пауэлл родился в Гарлеме , Нью-Йорк , США. [1] В свидетельстве о рождении ошибочно указан 1922 год, но он родился в 1924 году. [7] Закари, его дедушка, был гитаристом фламенко и испано-американской войны . ветераном [8] Его отец Уильям был отличным пианистом. [9]
Пауэлл начал брать уроки классической игры на фортепиано в пять лет. [10] Его учителем, нанятым его отцом, был житель Вест-Индии по имени Уильям Роулинз. [11] Поскольку Пауэлл был прислужником в католической церкви в Гарлеме, он также научился играть на церковном органе. [12] В 10 лет Пауэлл проявил интерес к свинг-музыке и впервые появился на публике на вечеринке по прокату . [13] где он имитировал Фэтса Уоллера стиль игры . Он участвовал в конкурсах классической музыки, но им восхищались джазовые музыканты, и после окончания средней школы ДеВитта Клинтона он переключился на джаз . [8]
Первой джазовой композицией, которую он освоил, была «Carolina Shout» Джеймса П. Джонсона , но в раннем возрасте Пауэлл проявил интерес к адаптации бродвейских песен к джазовой импровизации. Его отец делал частные магнитофонные записи с 1934 по 1939 год; для них он играл классическую музыку и джазовые стандарты. По словам Фрэнсиса Паудраса , друга Пауэлла, который слышал записи, к тому моменту он уже развил свой характерный подход к игре на фортепиано, ориентированный на правую руку. [4] [14]
Бад стал другом джазового пианиста Элмо Хоупа в детстве. [9] Пауэлл и Хоуп исполняли гимны и композиции Баха для матери Хоуп, у которой дома было фортепиано, но также экспериментировали с гармоническими идеями, такими как сглаженные квинты. [15] Младший брат Пауэлла на семь лет, Ричи Пауэлл , тоже научился играть на фортепиано. [16] Прозвище «Бад», данное ему Ричи, было искажением слова «брат». [17]
Старший брат Уильям играл на трубе и скрипке и привел Бада, которому к тому времени было 15 лет, в свою группу. [18] Имея этот опыт, Бад начал профессиональную карьеру; его первое выступление было в качестве аккомпаниатора джазовой певицы Валайды Сноу . [19] Пауэлл также появлялся на выступлениях на Кони-Айленде и в Canada Lee 's Chicken Coop и играл с группой, известной как Sunset Royals. [20]
Карьера
[ редактировать ]1943–1945: группа Кути Уильямса.
[ редактировать ]В юности Пауэлл слушал авантюрные выступления в Uptown House Кларка Монро , заведении недалеко от его дома. Именно здесь Чарли Паркер впервые выступил сольно, когда саксофонист ненадолго остался в Нью-Йорке в перерывах между выступлениями в свинг-бэндах. [21] Телониус Монк играл в Uptown House. Когда Монк встретил Пауэлла [22] он познакомил Пауэлла с музыкантами, которые начинали играть бибоп в Minton's Playhouse . Монк был постоянным пианистом и представил Пауэлла своим протеже. Их взаимная привязанность росла, и Монк написал « In Walked Bud » как дань уважения времени, проведенному вместе в Гарлеме. [23] Монк, Пауэлл и Хоуп вместе проводили джем-сейшны в доме Монка в Сан-Хуан-Хилл , но, поскольку у них было только одно пианино, им приходилось играть попеременно. [24]
Пауэлл работал пианистом в танцевальных группах , а кульминацией его карьеры стало то, что он стал пианистом свинг-оркестра трубача Кути Уильямса . Пауэлл был пианистом на нескольких концертах Уильямса в 1944 году и отправился в тур по Югу со своей группой. [25] Среди выпущенных треков была первая запись Монка « Round Midnight ». [26] мелодию, которую Пауэлл попросил сыграть в группе Уильямса. [27] Пауэлл часто спорил с Уильямсом по поводу того, какие мелодии будет играть группа, и к середине 1940-х годов пианист переключился на бибоп -сцену на 52-й улице . [9] К концу своего пребывания в Уильямсе Пауэлл был музыкальным руководителем и аранжировщиком оркестра трубача. [28]
1945–1948: Госпитализации.
[ редактировать ]
После выступления с группой Уильямса Пауэлл бродил возле станции Брод-стрит и был задержан в нетрезвом виде частной железнодорожной полицией. Он был избит ими и ненадолго заключен под стражу городской полицией. [29] но, поскольку головные боли продолжались, он переехал во второй дом своей семьи в Уиллоу Гроув, штат Пенсильвания . [8] Он страдал от постоянной боли из-за ран на голове и обратился к алкоголю, чтобы облегчить боль, в результате чего у него развилась зависимость, которая будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. После попыток матери Пауэлла и его подруги Фрэнсис Барнс вылечить его сильные головные боли, он попал в больницу Бельвью . [30] [31]
После медицинского обследования в Бельвью его перевели в государственную больницу Кридмур и поместили в специализированное учреждение. [25] с алкоголиками, наркоманами и постоянно проживающими в учреждениях. [32] Коллега-пианист и композитор Элмо Хоуп , который регулярно навещал Пауэлла, пока он был в больнице, был обеспокоен принудительным приемом Кридмуром транквилизаторов и снотворных и их негативным влиянием на здоровье Пауэлла. Хоуп организовал, чтобы его медицинское обслуживание было передано поклоннику джаза, который позволял ему регулярно играть на пианино и даже давать концерты, чтобы продемонстрировать свою ясность ума. [33] После концерта его освободили, и он возобновил выступления на Манхэттене. [25]
В 1945–46 Пауэлл записывался с Фрэнком Соколоу , Сарой Воган , Декстером Гордоном , Джей Джей Джонсоном , Сонни Ститтом , Фэтсом Наварро и Кенни Кларком . [34] Пауэлл стал известен своим умением читать с листа и умением работать в быстром темпе. [34] Во время инцидента в 1945 году Монк ложно признался в употреблении наркотиков, которые Пауэлл использовал, чтобы защитить своего друга от потери карты кабаре . [27]
В январе 1947 года Пауэлл записал первую половину своего альбома Bud Powell Trio для Roost Records с Керли Расселом и Максом Роучем ; оба музыканта регулярно играли в его трио в последующие годы. [34] Чарли Паркер выбрал Пауэлла своим пианистом во время записи квинтета в мае 1947 года с Майлзом Дэвисом , Томми Поттером и Максом Роучем ; это была единственная студийная сессия, предназначенная для выпуска, на которой Паркер и Пауэлл играли вместе. [35] Однако в конце 1947 года они воссоединились с другим саксофонистом Алленом Игером в студии Милтона Грина для неофициальной записи джем-сейшна , которая была выпущена под именем Игера. [34]
В ноябре 1947 года Пауэлл поссорился с посетителем бара в Гарлеме. В завязавшейся драке Пауэллу ударили бутылкой по глазу. Его отправили в Кридмур, где он провел одиннадцать месяцев. [9] Попытки сообщить персоналу больницы, что он пианист, «записавший пластинки», привели к его увольнению как фантазера . [36] а в беседах с психиатрами он выразил чувство преследования, основанное на расизме. [37] Во время пребывания в больнице он проходил электросудорожную терапию , но был освобожден через одиннадцать месяцев. [9] [31] Джеки Маклин , молодой альт-саксофонист, который восхищался способностями пианиста и помогал его защитить, [25] подружился с Пауэллом примерно в 1947 году. [9]
Пауэлл, возможно, в то время был религиозен; в письме 1947 года к коллеге-пианистке и католичке Мэри Лу Уильямс он оплакивал трудности своей ранней жизни, но чувствовал, что «Бог использовал шпиона», который «вытащил меня из глубины стыда». [38] Его все больше разочаровывала жизнь как музыканта, потому что он чувствовал, что его наняли играть музыку за ужином белая публика, которая не ценила его талант. [39] Однако он оставался известным в музыкальных кругах, поскольку у его матери была квартира, где она разрешала останавливаться музыкантам. Отелей, где могли бы остановиться чернокожие музыканты, по-прежнему не хватало, даже в Нью-Йорке. [40]
Единственная дочь Пауэлла, Селия, родилась в 1948 году; Пауэлл назвал в ее честь одну из своих композиций. После смерти отца в 1966 году она работала консультантом по кино в Round Midnight. [41] и основал звукозаписывающий лейбл Mythic Sound . [42]
1949–1951: Джазовый гигант
[ редактировать ]После непродолжительной госпитализации в начале 1949 года Пауэлл в течение следующих двух с половиной лет сделал несколько записей, большинство из них для Blue Note . [43] Меркьюри , Норгран и Клеф. [44] Тем летом он также записался для двух независимых продюсеров, в результате чего было записано восемь мастеров ; Макс Роуч и Керли Рассел Его концертмейстерами были . Записи были выпущены в 1950 году, когда Roost Records выкупила мастер-записи и выпустила их серией пластинок на 78 об/мин . [45] Музыковед Гатри Рэмси написал об этом сеансе, что «Пауэлл доказывает, что он не уступает любому другому бибоперу в технике, универсальности и чувстве». [46]

В первой сессии Blue Note в августе 1949 года приняли участие трубач Фэтс Наварро , саксофонист Сонни Роллинз , басист Томми Поттер и барабанщик Рой Хейнс , и на ней были представлены композиции Пауэлла «Bouncing with Bud» и «Dance of the Infidels». В декабре он снова отправился в студию, на этот раз для Prestige , вместе с альт-саксофонистом Сонни Ститтом, чтобы записать четыре стороны для альбома квартета. [34] Пауэлл и Ститт вместе отыграли концерт на Рождество в Карнеги-холле с Майлзом Дэвисом на трубе, который назывался « Симфонического Сида Рождественская вечеринка ». Мероприятие было анонсировано и спродюсировано Сидом и Леонардом Физерами . [47]
В январе 1950 года Пауэлл вернулся в студию со Ститтом, чтобы записать еще часть их совместного альбома, но именно запись трио Пауэлла в следующем месяце внесла свой вклад в его знаменитый альбом Jazz Giant (1950). [34] Часть альбома была записана с басистом Рэем Брауном во время дневной выписки из больницы в 1949 году, а сессия 1950 года была записана с Керли Расселом. Роуч присутствовал на барабанах на обеих сессиях. [34] Треки с двух сессий включали его композиции "Tempus Fugit" и "Celia", быструю версию джазового стандарта " Cherokee ", " Get Happy " и " All God's Chillun Got Rhythm ". Первый сеанс был описан критиком Джоном Уайтом как «лихорадочный», а следующий сеанс был «сдержанным, но трогательным». [48]
Пауэлл присоединился к Чарли Паркеру и Фэтсу Наварро в Birdland для выступления One Night in Birdland , концертного альбома, исполненного незадолго до смерти Наварро от туберкулеза в июле 1950 года. Концерт был отмечен «блестящим… звездным составом, [который] явно вдохновил "Музыканты квинтета. [49] Запись трио с Бадди Ричем на барабанах и сессия биг-бэнда с Сарой Вон и оркестром Нормана Лейдена завершили график записи Пауэлла в 1950 году. [34]

Пауэлл снова был записан в Birdland для концертного альбома Summit Meeting at Birdland (1978) с Диззи Гиллеспи на трубе и Паркером на саксофоне. Половина альбома с участием Пауэлла была охарактеризована критиком Скоттом Яноу как «захватывающая» и отмечена исполнениями « Blue 'n Boogie » и « Anthropology ». [50] Вторая сессия Blue Note, на которой присутствовал Пауэлл в 1951 году, представляла собой трио с Расселом и Роучем, которое включало его оригинальные песни « Parisian Thoroughfare » и « Un Poco Loco ». [34] Последний был выбран литературным критиком Гарольдом Блумом для составления короткого списка величайших произведений американского искусства двадцатого века. [51]
1951–1955: арест марихуаны и опека.
[ редактировать ]После приступа алкоголизма и употребления наркотиков в августе 1951 года он был арестован по тому, что автор The Complete Bud Powell on Verve Питер Пуллман называет ложными обвинениями в марихуане . Во время заключения у него случился эмоциональный всплеск, который привел к госпитализации в государственную больницу «Пилигрим» . [8] [9] Пауэлл был прерван еще одним пребыванием в психиатрической больнице с конца 1951 по середину 1952 года после ареста за хранение героина . Он был переведен в больницу Кридмур в 1952 году и не был окончательно освобожден до 1953 года. [52] Хотя единственная дочь Пауэлла от Фрэнсис Барнс, Селия, родилась примерно во время его госпитализации, его предполагаемая умственная недееспособность лишила его юридической возможности признать ее своей дочерью. [53]
Кридмур снова назначил Пауэллу электросудорожную терапию, и персонал больницы ограничил его способность заниматься игрой на фортепиано. К концу госпитализации он стал бесплодным. [54] страдал тяжелой амнезией и не мог вспомнить подробности своей жизни до госпитализации. [9] Верховный суд Нью-Йорка признал Пауэлла психически недееспособным , что сделало его полностью зависимым от опекунов в вопросах управления его деньгами и графиком выступлений. [55]

В феврале 1953 года Пауэлл поступил в опеку и финансовое управление Оскара Гудштейна, владельца ночного клуба Birdland . [52] но увидел, что на его здоровье и игру на фортепиано повлиял антипсихотический препарат Ларгактил , который ему прописали для лечения шизофрении . [56] Трио-сессия 1953 года для Blue Note с басистом Джорджем Дювивье и барабанщиком Артом Тейлором включала композицию Пауэлла « Glass Enclosure », композицию, которая, по мнению критиков, была связана с его почти заключением в квартире Гудштейна. [56] Ира Гитлер , однако, приписывает «запустение, меланхолию и тревогу» этой композиции времени, проведенному в приютах . [9]
Пауэлл играл в Мэсси-холле в Торонто с квинтетом, в который входили Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи , Чарльз Мингус и Макс Роуч , 15 мая 1953 года. Выступление было записано и выпущено лейблом Debut Records как альбом Jazz at Massey Hall. [34] и позиционировался как «Величайший джазовый концерт всех времен». [57] Хотя концерт наиболее известен своей первой половиной, исполненной полным квинтетом, шесть мелодий из второй половины выступления были исполнены основным трио в составе Пауэлла, Мингуса и Роуча и впоследствии выпущены на пластинке. [58]
Менеджер Пауэлла Гудстейн организовал очередной концерт в своем клубе Birdland. Однако алкоголизм Пауэлла был постоянной проблемой, и он нанял нескольких поклонниц из Юты, чтобы помешать ему покупать алкоголь или воровать напитки. [8] [9] Сессии клуба были записаны на магнитофон с февраля по сентябрь того же года, спродюсированы Майклом Андерсоном и получили положительную оценку критика Тома Джурека. [59] По словам Гитлера, именно во время выступления в Birdland в 1953 году у Пауэлла начали проявляться признаки психического заболевания; более поздние отчеты Гитлера и Сиэтлского доктора философии. Фредрик Харрис указывает, что заболевание могло быть эпилепсией . [60] Гитлер также ссылается на 1953 и 1954 годы, когда Пауэлл стал менее разговорчивым, более замкнутым и менее технически способным как пианист. [61] Пауэлл некоторое время был женат на Одри Хилл, но они расстались, и бракоразводный процесс так и не был завершен. [62]
У Пауэлла и Чарли Паркера возникло соперничество, которое привело к вражде и ожесточению на эстраде, вероятно, вызванному, по крайней мере частично, ухудшением физического и психического здоровья пианиста. [63] [64] Одна из его немногих встреч в Нью-Йорке за это время с Паркером и Кенни Дорхэмом в марте 1955 года, незадолго до смерти первого, закончилась рано, когда Паркер и Пауэлл поссорились. [65]
К середине 1954 г. [34] Пауэлл возобновил сессии для Norgran и Verve, записываясь вместе с Дювивье, Тейлором, Роучем, Перси Хитом , Ллойдом Тротманом , Артом Блейки , Кенни Кларком и Оси Джонсон в серии альбомов, выпущенных для двух лейблов. [34] Несмотря на регулярные даты записи, владельцы Birdland сохраняли полный контроль над графиком Пауэлла и даже познакомили его с его более поздней подругой Альтевией «Лютик» Эдвардс. [31] В начале 1955 года он провел серию записей, на которых впервые исполнил свою композицию « Mediocre ». Запись была примечательна тем, что Пауэлл решил следовать за своим первым припевом «все более необычными вариациями мелодии, а не соло поверх аккордов». [66] Однако исполнение этих дат записи в целом было затруднено: рецензент DownBeat заметил: «Его игра отражает многие напряжения и многие пугающие перспективы, которые наблюдаются у него в более трудные времена». [67] Он забыл стандарты, на которых свободно играл до госпитализации в 1951 году, и полагался на других в качестве музыкальных руководителей. Кроме того, Пауэлл все еще находился под опекой и, следовательно, не мог контролировать выпуск своих записей, в результате чего многие из них были выпущены там, где он был сбит с толку или не мог играть. [68]
Пауэлл и его трио записали альбом «Piano Interpretations» Бада Пауэлла в апреле 1955 года, который включал интерпретации джазовых стандартов « Crazy Rhythm » и » Джорджа Ширинга « Conception среди восьми мелодий, выпущенных Norgran Records и переизданных Верве в 1957 году. [69] Альбом привел к переоценке Пауэлла обозревателями DownBeat , которые заметили: «Бад все больше контролирует себя… [и], возможно, начинает вторую карьеру. Я знаю, что все в джазе на это надеются». [70]
1956–1958: Birdland All-Stars и возвращение в Blue Note.
[ редактировать ]
Многолетний концерт Пауэлла в Storyville джаз-клубе в Бостоне закончился в январе 1956 года. В последний вечер концерта он встретил Тошико Акиёси , пианиста, недавно переехавшего в США из Японии. Она стала его другом в последние годы его жизни и внесла свой вклад в примечания к альбому The Complete Bud Powell на Verve . [71] В марте того же года «Лютик» Эдвардс в иске об установлении отцовства обвинил Пауэлла в том, что он является отцом ее сына. Пауэлл был арестован, но позже освобожден на том основании, что он биологически не способен быть отцом. Примерно в то же время, когда произошел этот инцидент, Верховный суд Нью-Йорка отменил свое заявление о том, что Пауэлл был психически некомпетентен, что снова позволило ему совершить поездку. [54] Историк джаза Пьер-Эммануэль Сеген предположил, что снятие опеки было преднамеренным шагом Гудштейна, чтобы женить Пауэлла на Эдвардсе и продолжать контролировать его музыкальные занятия по доверенности. [72]
Пауэлл принял участие в туре Birdland Tour весной 1956 года, организованном Моррисом Леви , в котором к нему присоединились басист Джо Бенджамин и барабанщик Рой Хейнс . Нат Хентофф , писавший для DownBeat , отметил, что во время тура стиль Пауэлла, казалось, стал более спокойным и ясным, контрастируя с турбулентностью его игры в предыдущие годы. [73] По словам пианистов Барри Харриса и Майкла Вайса , а также писателя Питера Пуллмана, который проанализировал все записи Пауэлла на Verve, его игра значительно улучшилась между сессиями с января 1955 года по сентябрь 1956 года, которые он записал для лейбла со своим трио. [74] В опросе джазовых пианистов, проведенном критиками DownBeat в 1956 году , Пауэлл занял второе место, немного уступив Арту Татуму ; но он занял более высокое место, чем Эрролл Гарнер , Эрл Хайнс , Джон Льюис и Каунт Бэйси . [75]
В июне 1956 года младший брат Пауэлла Ричи и трубач Клиффорд Браун погибли в автокатастрофе. [76] Бад, опечаленный потерей своего брата, выпал из поля зрения американских джазовых музыкантов и критиков, особенно после того, как в сентябре закончился его контракт с Verve. [77] В ноябре он начал тур по Европе с Birdland All-Stars, а также с Майлзом Дэвисом , Modern Jazz Quartet и Лестером Янгом , игравшими главные роли на протяжении всех выступлений. [78] Его выступления в Париже, и особенно в Зале Плейель , были непродолжительными из-за его плохого здоровья, но они оказали влияние на пианистов Рене Уртрегера и Франсиса Паудраса и способствовали развитию джазовой сцены во Франции. [79] Хентофф отметил, что, по его мнению, постоянные гастроли Пауэлла вредны для его психического здоровья и что во время путешествия ему нужна психотерапия из-за «изнурительного» характера ночных выступлений. [80] Адвокат Коэн ответил, что именно Пауэлл хотел совершить турне, и написал, что пианист выздоравливает от болезни. [81]
Пауэлл продолжал выступать в Birdland всю осень 1956 года и записывался для RCA Victor в конце 1956 - начале 1957 года. Он вернулся в свое трио с Дювивье и Тейлором, но, согласно более поздним комментариям Дювивье, отказался разговаривать со своими товарищами по группе, которые играли целые сеты. полностью на слух. По словам Гатри Рэмси-младшего, причиной необщительности Пауэлла была необходимость более пристально сосредоточиться на своей игре и не сбиться с пути в песенных формах. [82]
В конце 1957 года Пауэлл записал третий том своей серии «Удивительный Бад Пауэлл» с Полом Чемберсом , Артом Тейлором и тромбонистом Кертисом Фуллером , что джазовый критик Скотт Яноу назвал «вдохновляющим» и «сильным сетом». [83] Том Пауэлла . Третья композиция « Bud on Bach » включала в себя попурри из » Карла Филиппа Эммануила Баха « Сольфеджиетто и собственную композицию. [84] Дальнейшие продуктивные сеансы с Blue Note привели к появлению «Time Waits» и «The Scene Changes» , ставших четвертым и пятым томами «The Amazing Bud Powell» соответственно. [85] Тома 4 и 5 примечательны тем, что в репертуар пианиста вошли новые композиции, в том числе «Time Waits», «Аббатство Джона» и «Сон Клеопатры». [86] [87]
Концерт в ноябре 1957 года в парижском ночном клубе с Пьером Мишло на басу и Кенни Кларком был хорошо принят, но по возвращении Пауэлла в Нью-Йорк запрет на его ночной клуб из-за карточной системы кабаре в американском городе затруднил поиск работы. Он снова находился в больнице в США, прежде чем весной 1959 года Эдвардс убедил его переехать во Францию. [88]
1959–1964: Жизнь во Франции.
[ редактировать ]Пауэлл переехал в Париж в 1959 году вместе с Альтевией «Лютик» Эдвардс и ее сыном Джоном. [89] Пара с ребенком переехала в отель La Louisiane . [90] и она управляла его финансами и лекарствами. По прибытии в Париж пианист получил продолжительные клубные выступления и начал записываться со своим трио для Radiodiffusion-Télévision Française в нескольких французских городах. [91] В декабре Пауэлл присоединился к Арта Блейки для Jazz Messengers записи концерта, выпущенного под названием Paris Jam Session две свои композиции: «Dance of the Infidels» и « Bouncing with Bud (1961), и внес в выступление ». Критик Бетси Рид отметила «острые боп-соло» пианиста и атмосферу концерта, наполненную «горячей неформальностью живого выступления». [92]

В 1960 году к Пауэллу присоединились Оскар Петтифорд и Кенни Кларк в турне по Германии, включая Эссенский джазовый фестиваль. [93] Концерт в Эссене, на котором Коулман Хокинс также участвовал в некоторых мелодиях вместе с пианистом-бибопом, был записан вживую в Grugahalle. [94] и выпущен как Концерт джазового фестиваля в Эссене (1988) на компакт-диске . Альбом получил высокую оценку джазового критика Скотта Яноу как «прекрасный образец» его игры на фортепиано. [95] В июле того же года Пауэлл присоединился к группе Чарльза Мингуса для записи концерта на Антибе вместе с Эриком Долфи и Букером Эрвином . [96] Смерть Петтифорда в 1960 году стала для Пауэлла большим ударом, и он сыграл на мемориальном концерте молодого басиста. [97]
В декабре 1961 года Пауэлл записал два альбома для Columbia Records , находясь во Франции: «Портрет Телониуса» (1965) и «Дань пушечному ядру» (1979). В сессии Tribute to Cannonball , которая была записана первой, участвовали Дон Байас и Кэннонболл Эддерли на теноре и альт-саксофоне соответственно, а Пьер Мишло на басу и барабанщик Кенни Кларк . на обеих сессиях присутствовали [98] Тем временем Пауэлл сформировал трио Three Bosses Trio с Кларком и Мишело для регулярного выступления в клубе Blue Note в Париже, а сборник записей, сделанных в этом месте, послужил музыкой для альбома Round About Midnight at the Blue Note . [99] Выступления Пауэлла в клубе были неоднозначными; Гитлер утверждал, что он исполнял свою лучшую музыку, когда его посещали другие джазовые музыканты. [9]
В начале 1962 года Пауэлл начал тур по Центральной Европе. После концертов в Женеве и Лозанне он дал семинедельный разогревающий концерт в Cafe Montmartre в Копенгагене с Нильсом-Хеннингом Эрстедом Педерсеном . басистом [100] В ходе записи в Копенгагене в 1962 году был выпущен еще один альбом, Bouncing with Bud , а трек « Hot House » с этого альбома был внесен в список «Пяти основных записей Бада Пауэлла» участниками NPR Питером Пуллманом и Саймоном Рентнером. [101] Лейбл SteepleChase Records выпустил пятитомный компакт-диск трио пианиста с двухдневного апрельского выступления в ночном клубе Golden Circle в Стокгольме . [102]
После летнего турне по Скандинавии Пауэлл вернулся в Париж осенью 1962 года, но остался под опекой Эдвардса. Его выследил биограф и пианист Фрэнсис Паудрас , который считал, что Пауэлл подвергался насилию со стороны своей гражданской жены Эдвардс в предыдущие годы совместной жизни пары. [103] Паудрас отметил в своей биографии, что она сохраняла контроль над его финансами и одеждой и давала Пауэллу транквилизаторы, чтобы сделать его зависимым. [104] Эдвардс, со своей стороны, заявила в письме тогдашнему парню «Канзас» Филдсу , что Пауэлл был склонен к суициду, написав: «Он сказал нам раньше, что хочет умереть, поэтому я мало что могу сделать». [105]
Во время нахождения под опекой Эдвардса здоровье Пауэлла быстро ухудшилось из-за пренебрежения к себе и плохих условий жизни, и он был госпитализирован в больницу Лаэннек после побега из-под опеки. Пауэлла осмотрел врач; он утверждал, что страдает от усталости, и рассказал, что его мучили кошмары и он слышал голоса. Его освободили под опеку Паудраса, который постепенно отменил ему Ларгактил, нейролептик, который, возможно, способствовал его усталости. [106]
В течение весны и начала лета 1963 года Пауэлл дал серию рекордных концертов, включая запись трио, спонсируемую Фрэнком Синатрой и спродюсированную Дюком Эллингтоном, с Гилбертом Ровером и "Канзас" Филдс в феврале. [107] и альбом с тенор-саксофонистом Декстером Гордоном в мае. [34] Последним стал альбом Our Man in Paris (1963) и получил максимально высокие оценки от The Penguin Guide to Jazz . [108] Путеводитель по альбомам журнала Rolling Stone , [109] и Энциклопедия популярной музыки . [110] В июле Пауэлл со своим трио «Три босса», состоящим из Мишло и Кларка, а также Гиллеспи, записал альбом Dizzy Gillespie and the Double Six of Paris (1963). [34] но впоследствии он заболел туберкулезом и снова был госпитализирован. [111] После лечения его перевели в санаторий Буффемон , позже переименованный в Медицинский центр Жака-Арно. [112] – чтобы выздороветь, и за время своего пребывания он дал несколько сольных концертов для студентов и сотрудников. [113] Был проведен благотворительный концерт для сбора средств на его пребывание в больнице; Выступали Джонни Гриффин , Дональд Берд , Сонни Крисс и Жан-Люк Понти . Джеф Гилсон исполнил последнюю композицию Пауэлла. [114]
Пауэлл завершил следующие записи, в том числе два с Паудрасом на импровизированных кистях , в течение своего последнего года во Франции; Еще одно живое выступление с Гриффином в Жуллувилле было выпущено на Mythic Sound под названием Holidays in Edenville . [34] В сопровождении Паудраса Пауэлл вернулся в Нью-Йорк 16 августа. [115] и встретил Гудштейна в аэропорту имени Джона Кеннеди . [9]
1964–1966: Возвращение в Нью-Йорк.
[ редактировать ]Его помолвка в Birdland с барабанщиком Хорасом Арнольдом и басистом Джоном Ором началась 25 августа. [9] и включал в себя репертуар как джазовой, так и классической музыки, особенно Баха. [116] DownBeat из Дэн Моргенштерн написал статью о Пауэлле после помолвки, отметив: «Бад Пауэлл 1964 года по-прежнему остается творческим джазменом и пианистом первого ранга». Моргенштерн высоко оценил преданность пианиста жанру бибоп и быстрое восстановление его техники по прошествии нескольких недель его продолжительной работы. [117] Пауэлл, хотя и нерешительно, записал с Оре и барабанщиком Джей Си Мозесом в сентябре 1964 года свой альбом The Return of Bud Powell (1964), но разногласия между Пауэллом и Мозесом преследовали сессию. После того, как тяжелая болезнь помешала Пауэллу завершить запланированные ночи в Бердленде, 11 октября он был уволен. Паудрас и Барри Харрис организовали возвращение Пауэлла во Францию для выздоровления, но Пауэлл, опасавшийся медицинских осмотров, запланированных перед отъездом, ушел пропал без вести автостопом, возможно, в поисках своего старого друга Элмо Хоупа, который отвез его к себе домой вскоре после исчезновения Пауэлла. [118] [9] [119] Паудрас вернулся во Францию 27 октября без Пауэлла, который решил остаться в Нью-Йорке с Фрэнсис Барнс, своей девушкой конца 1940-х годов, и дочерью пары Селией. [9] [120]

По возвращении в Нью-Йорк опекунство Пауэлла было передано от Паудраса Бернарду Столлману из ESP Records . [104] и, за исключением посещений больницы, он оставался в доме Барнса незадолго до своей смерти в 1966 году. [121] На его несколько публичных выступлений в период с конца 1964 года до его смерти отрицательно повлияли его алкоголизм и продолжающиеся проблемы с легкими. [35] [122]
Между отъездом Паудраса и последней госпитализацией Пауэлла летом 1966 года с Пауэллом было проведено несколько сессий записи, но, за исключением альбома Ups 'n Downs , записи этих дат не были выпущены. [34] Концерт в честь Чарли Паркера в Карнеги-холле в марте 1965 года. [34] а майское выступление в ратуше Нью-Йорка выявило его плохое здоровье и его влияние на его способность играть. [25] [123] Тем не менее, его выступление в Ратуше получило положительные отзывы от участника Дэна Моргенштерна , который отметил, что «его окончательный выбор, ' Я помню Клиффорда ', был чрезвычайно трогательным... Пауэлл не утратил своего чудесного прикосновения и звука, и все, что он играл, раскрывало чувство баланса и пропорции». [124] Его последние студийные записи с Рашидом Али на барабанах также не были выпущены лейблом ESP из-за того, что Пауэлл был в «ужасной форме». [125]
Несколько музыкантов посетили Пауэлла, пока он был болен, в том числе Тошико Акиёси и Арт Тейлор . Акиёси отметил в письме Паудрасу, что Пауэлл отыграл премьеру в Birdland весной 1965 года, но также отметил, что он плохо себя чувствует. [126] В начале осени 1965 года его поместили в больницу округа Кингс , где он сыграл небольшой спектакль для продюсера Алана Бейтса и написал четыре композиции, но после освобождения сильно заболел. [127]
В 1966 году он снова был госпитализирован из-за потери веса, беспорядочного поведения и пренебрежения собой. В письме из больницы округа Кингс, где сотрудники пытались назначить ему дополнительную электросудорожную терапию, он написал за несколько дней до своей смерти: «Я писатель и композитор, и эти [электросудорожные] методы лечения разрушают мой мозг». Его последним сочинением, написанным на смертном одре, было стихотворение под названием «Вечность», предвещающее его неминуемую смерть. [128]
31 июля 1966 года он умер от туберкулеза, недоедания и алкоголизма. [129] Ему были совершены последние обряды католической церкви. [130] на смертном одре его посетили его семья и Джеки Маклин. [131] Несколько других музыкантов оставались близкими ему людьми до его смерти, в том числе Боб Баньян, Джордж Дювивье, Телониус Монк и Арт Тейлор. [8]
Его похороны отпраздновались 8 августа 1966 года, когда несколько групп играли на улицах Гарлема и прибыли в бывшую церковь Пауэлла; среди исполнителей были тромбонист Бенни Грин, трубач Ли Морган , саксофонист Джим Гилмор, пианист Барри Харрис , басист Дон Мур и барабанщик Билли Хиггинс . Похороны транслировались по телевидению. [12]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Пауэлл внес один из ключевых вкладов в развитие бибопа. Патрик Бернетт отмечает, что Пауэллу и Элмо Хоупу «приписали создание современного фортепианного стиля с однонотными движениями правой руки и аккордовой пунктуацией для левой руки». [4] По словам барабанщика Кенни Кларка, многие композиции Монка были написаны в сотрудничестве с Пауэллом, и даже пианисты, не перенявшие стиль бибоп, такие как Дюк Эллингтон , регулярно посещали его дом в Уиллоу Гроув, чтобы послушать его игру. [132]
Пауэлл, в свою очередь, находился под влиянием прежде всего Телониуса Монка и Арта Татума. [25] Его виртуозность побудила многих называть его Чарли Паркером среди фортепиано, а Билл Канлифф отметил, что он был «первым пианистом, который взял язык Чарли Паркера и адаптировал его» к инструменту. [133] [134] хотя эта оценка подверглась критике. [14] Критики, однако, сходятся во мнении, что он был одним из немногих музыкантов, играющих на любом инструменте, который мог соответствовать музыкально сложному подходу Паркера к бопу. [25] Его соло отличались атакующим стилем, похожим на стиль валторнистов, содержали частые арпеджио и использовали много хроматизма . [35] Дон Хекман из Los Angeles Times отметил его способность «свободно пересекать гармонические границы» с «скакающими мелодическими линиями». [135] Другие критики придерживались более сложного подхода, отмечая, что стиль Пауэлла значительно изменился за время его карьеры, что, возможно, связано с травмирующими событиями в его личной жизни. [117] По мнению критика Харви Пекара , наиболее значительный сдвиг произошел в 1954 году, когда его игра стала «экономной» и «фрагментированной» из-за влияния Монка. [117]
Несмотря на то, что Пауэлл на протяжении всей своей карьеры делал упор на соло правой рукой, он также мог свободно играть левой рукой. После одного из выступлений Арта Татума в Birdland в 1950 году Пауэлл сказал пианисту, что тот допустил ошибки, на что Татум ответил, что Пауэлл был «просто правой рукой пианиста». Пауэлл должен был выступать на следующий вечер, и он сыграл одну из мелодий полностью левой рукой, чтобы доказать свои технические способности. [9] Тем не менее, некоторые описывают его технические способности как нестабильные. Кристофер Финч, слышавший его игру с молодым французским басистом в конце 1962 года, отметил, что ему было трудно играть даже базовые мелодии, с которыми басист был незнаком, но когда Пауэлл попросил басиста выбрать знакомую ему мелодию, его техника сразу же восстановилась. По словам Финча, технические способности Пауэлла во многом зависели от качества музыкантов, с которыми он играл. [136]
Его компиляция часто состояла из отдельных басовых нот с выделением основного тона и пятой части . Он использовал звучание основного тона и десятой или основного с малой септимой . [137] В некоторых вокалах и мелодических идеях, таких как «Un Poco Loco», он использовал битональности и чрезвычайно расширенные аккорды, такие как повышенная пятнадцатая ступень , в то время как в соло-брейках, таких как «Celia», он использовал арпеджио аккордов из 16-й ноты для перехода от мелодии к импровизация. [138]
Том Пьяцца отметил для The New York Times , что Пауэлл играл с «воображением романтика, [но] точностью классика и [с] потрясающей, иногда пугающей интенсивностью» и был «пожизненным преданным Баха». Названия его композиций отражали широту его познаний в области культуры и истории музыки, включая название одной песни на латыни «Tempus Fugit». [139] Пауэлл написал стихи для каждого из своих произведений, но большая часть его стихов была утеряна, а многие стихотворения не были написаны на бумаге и не защищены авторскими правами. [140]
Наследие
[ редактировать ]В 1986 году Паудрас написал книгу о своей дружбе с Пауэллом, переведенную на английский язык в 1997 году как « Танец неверных: Портрет Бада Пауэлла» . [141] Книга легла в основу фильма «Раунд полночь» , вдохновленного жизнью Пауэлла и Лестера Янга , в котором Декстер Гордон сыграл главную роль джазмена-эмигранта из Парижа. [141]
Пауэлл оказал влияние на множество молодых музыкантов, особенно на пианистов. В их число входили Хорас Сильвер , [8] Уинтон Келли , [142] Элис Колтрейн [143] Андре Превен , [144] Маккой Тайнер , [145] Сидар Уолтон , [146] и Чик Кориа . [147] Кориа дебютировал с песней «Bud Powell» на своем концертном альбоме с Гэри Бертоном In Concert, Zürich, 28 октября 1979 года целый альбом « Remembering Bud Powell» , а в 1997 году посвятил ему . Билл Эванс , назвавший Пауэлла человеком, оказавшим на него наибольшее влияние, в 1979 году воздал должное пианисту: «Если бы мне пришлось выбрать одного музыканта за его творческую целостность, за несравненную оригинальность его творчества и величие его творчества, это было бы быть Бадом Пауэллом. Он был в классе один». [148] Херби Хэнкок сказал о Пауэлле в интервью DownBeat в 1966 году: «Он был фундаментом, на котором зародилось все здание современного джазового фортепиано». [149] Хекман писал: «Его влияние в конечном итоге вышло далеко за пределы относительно герметичного мира [бибопа]» и отметил свое влияние на Сильвера, Оскара Петерсона , Эванса, Кита Джарретта , Тайнера и Кориа. [135] Пианистка Тосико Акиёси по прибытии в Соединенные Штаты заметила, когда интервьюер поинтересовался ее любимыми пианистами: «Арт Татум и Бад Пауэлл. «После того, как я услышу обоих, нет необходимости слушать других». [150]
Кроме того, Пауэлл оказал влияние на музыкантов, играющих на других инструментах, и Майлз Дэвис в своей автобиографии сказал о Пауэлле: «[Он] был одним из немногих известных мне музыкантов, которые могли играть, писать и читать любую музыку». [151] «Бад был гениальным пианистом – лучшим из всех пианистов, играющих в стиле бибоп». [152] Барабанщик Арт Тейлор , который числится среди персонала примерно дюжины записей Пауэлла, получил комментарии относительно Пауэлла от многочисленных музыкантов в своей книге интервью 1993 года « Заметки и тоны» . В книге Элвин Джонс охарактеризовал игру Пауэлла как «революционную», но отметил его деликатную личность. [153] Что касается его плохого здоровья, Джей Джей Джонсон сказал после смерти Пауэлла: «Многие так называемые любители джаза и любители любопытства знали Бада только как чудаковатого или странного персонажа. Только его старые друзья и опытные поклонники джаза знали настоящего Бада, который был теплым, теплым, остроумный и один из самых умных людей, которых я когда-либо знал». [12]
Пауэлла также хвалили Арт Блейки, Дон Черри , Кенни Кларк, Эрролл Гарнер , Хэмптон Хоуз , Фредди Хаббард , Кармен Макрей , Макс Роуч, Сонни Роллинз , Рэнди Уэстон и Тони Уильямс . [153]
Дискография
[ редактировать ]Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone пятизвездочную оценку присвоил альбому The Amazing Bud Powell, Vol's . 1 и 2 , Гений Бада Пауэлла , Джаз в Мэсси-холле, Внутренние огни и фортепианные интерпретации , с Томом. 1 получил особенно высокую оценку критика Джона Свенсона. [109] AllMusic также выбрал Vol 1. и Jazz at Massey Hall в качестве альбомов. [85] The Penguin Guide to Jazz Recordings присвоил четыре звезды нескольким альбомам, но среди них были Bud Plays Bird и The Amazing Bud Powell, Vol. 5. [108]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Бад Пауэлл, влиятельный джазовый пианист, умер в 41 год; вместе с Паркером и Гиллеспи он возглавил восстание бибопа 1940 года, известное использованием ударных и деликатных пассажей» . Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1966 года . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Роща
- ^ Джонсон, Дэвид. «Приятели Бада: Барри Харрис и Тошико Акиёси» . Night Lights Classic Jazz — Общественные СМИ Индианы . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Джаз, все о нем (1 марта 1997 г.). «Бад Пауэлл: Полный обзор альбома Blue Note и Roost Recordings @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Паудрас 1998 , стр. 299–300.
- ^ Фишман, Ховард (7 апреля 2021 г.). «Фильм, которого заслуживает джаз» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сильвер, Гораций (1994). Полный текст Бада Пауэлла на Verve (примечания, буклет). Воодушевление. стр. 98–100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гитлер, Ира (1966). Мастера джаза сороковых годов . Макмиллан. стр. 112–136.
- ^ Перкинс, Боб. «Демоны Бада Пауэлла» . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Зик, Стивен (10 ноября 2016 г.). Словарь для современного пианиста . Роуман и Литтлфилд. п. 159. ИСБН 978-0-8108-8880-7 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Похороны Пауэлла в стиле Нового Орлеана». ДаунБит . 22 сентября 1966 г. с. 15.
- ^ Кроуфорд, с. 12.
- ^ Jump up to: а б Паудрас 1998 , с. 300.
- ^ Пуллман 1994 , с. 61, 62.
- ^ Джаз, все о себе (11 августа 2015 г.). «Новости джаза: Ричи Пауэлл в 1954 году» . Все о джазе . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 305.
- ^ Дикэр, Дэвид (27 января 2015 г.). Джазовые музыканты, с 1945 года по настоящее время . МакФарланд. стр. 51–. ISBN 978-0-7864-8557-4 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ «Джаз: Бад Пауэлл возвращается в Бердленд; 6-летнее пребывание пианиста в Париже закончилось; артист-интроспективист привлекает любителей» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 1964 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Бад Пауэлл, влиятельный джазовый пианист, умер в 41 год; вместе с Паркером и Гиллеспи он возглавил восстание бибопа 1940 года, известное использованием ударных и деликатных пассажей» . Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1966 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Патрик, стр. 159–161.
- ^ Хентофф с. 16.
- ^ Джаз: Первые 100 лет . Генри Мартин и Кейт Уотерс. Cengage Learning, 2005 г.; ISBN 0-534-62804-4 , с. 215.
- ^ Пуллман 1994 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Джазовые профили NPR: Бад Пауэлл» . news.npr.org . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «1941–1944 [Классика] - Кути Уильямс и его оркестр» . Вся музыка . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Возвращение к Баду Пауэллу» . Общественные СМИ Новой Англии . 28 сентября 2017 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Пуллман 1994 , с. 74.
- ^ «Джазовый пианист Бад Пауэлл и его ангел-хранитель» . ККРВ . 7 сентября 2015 г. Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с «Бад Пауэлл: Агония и экстаз» . Джазвайз . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ Паудрас 1998 , с. 3.
- ^ Паудрас 1998 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д "Дискография Бада Пауэлла" . Джаздиско.орг . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэмси, Гатри П. (28 мая 2013 г.). Удивительный Бад Пауэлл: черный гений, история джаза и вызов бибопа . Издательство Калифорнийского университета. п. 75. ИСБН 978-0-520-24391-0 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ «Бад Пауэлл» . Джазвайз . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Джефф Дайер (24 июня 2014 г.). Но красиво: Книга о джазе . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 219. ИСБН 978-1-4668-6985-1 .
- ^ Паудрас 1998 , с. 178.
- ^ Пуллман 1994 , стр. 68–69.
- ^ Пуллман 1994 , с. 75.
- ^ Пуллман 1994 , стр. 92–93.
- ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (1994). Путеводитель Penguin по джазу . Пингвин. п. 1063.
- ^ «Альфред Лайон, 78 лет, основатель джазового лейбла Blue Note» . Нью-Йорк Таймс . 9 февраля 1987 года . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Дэвис, Фрэнсис (24 октября 2002 г.). Как молодые: джаз, поп, молодежь и средний возраст . Книги Хачетта. п. 58. ИСБН 978-0-306-81186-9 .
- ^ Пуллман, с. 120.
- ^ Рэмси, Гатри П. (2013). Удивительный Бад Пауэлл: черный гений, история джаза и вызов бибопа . Издательство Калифорнийского университета. п. 69. ИСБН 9780520243910 .
- ^ «Подробности заседания: Карнеги-холл (25 декабря 1949 г.)» . Plosin.com . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Уайт, Джон (25 августа 2021 г.). «Бад Пауэлл: Джазовый гигант» . Джазовый журнал . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Чарли Паркер - Обзоры альбомов, песни и многое другое One Night at Birdland» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Чарли Паркер - Встреча на высшем уровне в Birdland, обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Современные критические интерпретации: Радуга гравитации Томаса Пинчона . Эд. Гарольд Блум. Нью-Йорк: Дом Челси, 1986.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Дэвид. «Burning With Bud: Бад Пауэлл вживую, 1944–1953» . Night Lights Classic Jazz — Общественные СМИ Индианы . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Паудрас 1998 , с. 20.
- ^ Паудрас 1998 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Фрэнсис (1 января 1996 г.). «Пузырь Бада» . Атлантика . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ «Величайший джазовый концерт всех времен - интервью 1992 года с барабанщиком Максом Роучем | Billboard Canada» . ca.billboard.com . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «ПРАЗДНУЕМ 70-ЛЕТИЕ «ВЕЛИЧАЙШЕГО ДЖАЗОВОГО КОНЦЕРТА» С ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ HOT HOUSE: ПОЛНЫЕ ЗАПИСИ ДЖАЗА В МАССИ-ХОЛЛЕ» . Ремесленные записи . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Бад Пауэлл - Birdland: обзоры альбомов, песни и многое другое 1953 года» . Вся музыка . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Пуллман 1994 , с. 31.
- ^ Пуллман 1994 , с. 45.
- ^ Паудрас 1998 , с. 313.
- ^ Мартин, Генри; Уотерс, Кейт (1 января 2015 г.). Джаз: первые 100 лет, издание Enhanced Media . Cengage Обучение. п. 207. ИСБН 978-1-305-54503-8 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Рейснер, Роберт (22 августа 1977 г.). Птица: Легенда о Чарли Паркере . Книги Хачетта. п. 81. ИСБН 978-0-306-80069-6 .
- ^ «Хронология Чарли Паркера, 1951 год» . Plosin.com . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ Бернетт, Патрик (март 1997 г.). «Коллекции коробок Бада Пауэлла» . Все о джазе . Проверено 13 июня 2009 г.
- ^ «Бад Пауэлл: Оригинальный джаз». ДаунБит . 20 апреля 1955 г. с. 24.
- ^ Пуллман 1994 , с. 123.
- ^ «Каталог пластинок Норграна: 1000 серий» . Джаздиско.орг . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Бад Пауэлл - Фортепианные интерпретации». ДаунБит . 8 августа 1956 г. с. 24.
- ^ Пуллман 1994 , стр. 35–36.
- ^ Сеген, Пьер-Эммануэль (2015). « Вэйл: Жизнь Бада Пауэлла » и «Удивительный Бад Пауэлл: Черный гений, история джаза и вызов бибопа ». Журнал джазовых исследований : 96.
- ^ Хентофф, Нат (7 марта 1956 г.). «Тур по птичьей стране в быстром старте». ДаунБит . п. 24.
- ^ Пуллман 1994 , с. 130.
- ^ «Снова Бэйси и MJQ». ДаунБит . 8 августа 1956 г. с. 11.
- ^ Каталано, Ник (2001). Клиффорд Браун: жизнь и искусство легендарного джазового трубача . Издательство Оксфордского университета. п. 167. ИСБН 978-0-19-514400-0 .
- ^ Паудрас 1998 , с. 20, 23.
- ^ «Детали сессии: Зал Плейель (2 ноября 1956 г.)» . Plosin.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 18.
- ^ Хентофф, Нат (6 февраля 1957 г.). «Заметки между сетами». ДаунБит . п. 17.
- ^ Коэн, Максвелл (4 марта 1957 г.). «Полный отчет...». ДаунБит . п. 4.
- ^ Джаз, все о себе (6 июня 2013 г.). «Новости джаза: Бад Пауэлл: сессии RCA» . Все о джазе . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ «Бад Пауэлл - Удивительный Бад Пауэлл, Том 3: Бад! Обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Трюк для вечеринки | Выслушай меня» . WQXR . 4 сентября 2020 г. . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Бада Пауэлла» . Вся музыка . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Бад Пауэлл - Время ждет: удивительные обзоры альбомов Бада Пауэлла, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Бад Пауэлл - Обзоры альбомов, песни и многое другое The Scene Changes» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Истории о стандартах — Парижская магистраль Бада Пауэлла» . КУВО . 9 января 2021 г. . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Пуллман, глава 10.
- ^ Уилмер, Вэл (1989). Мама сказала, что будут такие дни: Моя жизнь в мире джаза . Женская пресса. п. 102. ИСБН 978-0-7043-5040-3 .
- ^ Паудрас 1998 , с. 66.
- ^ Фордхэм, Джон (17 августа 2007 г.). «Арт Блейки, Парижский джем-сейшн» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Джазтрек» . АБВ, слушай . 8 сентября 2018 г. . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Живи в Эссене с Бадом Пауэллом» . Винил «Мне, пожалуйста ». Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Бад Пауэлл - обзоры альбомов, песни и многое другое концертного альбома джазового фестиваля в Эссене» . Вся музыка . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Чарльз Мингус - Мингус в Антибах, обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ Паудрас 1998 , с. 75.
- ^ «Каталог Бада Пауэлла» . Джаздиско.орг . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Вокруг полуночи в Blue Note» - Бад Пауэлл | Альбом , получено 13 апреля 2024 г.
- ^ Майерс, Марк (4 января 2022 г.). «Бад Пауэлл: Стокгольм и Осло, 1962» . ДжазВакс . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Питер, Пуллман; Рентнер, Саймон (27 сентября 2012 г.). «Пять основных записей Бада Пауэлла» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Бад Пауэлл - На Золотом кольце, Том 1, обзоры альбомов, песни и многое другое» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Джаз, все о себе (8 марта 2004 г.). «Танец неверных: статья о портрете Бада Пауэлла @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Береза из Мемфиса (31 января 2019 г.), 1964 г. Письмо Альтевии Баузер «Лютик» Эдвардс Канзасу Филдсу (джазовому барабанщику) с обсуждением других джазовых деятелей в Европе и США , получено 12 января 2024 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. 104.
- ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (1998). Путеводитель Penguin по джазу . п. 1247.
- ^ Jump up to: а б Кук, Ричард и Мортон, Брайан (2008) Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.), Penguin, стр. 581.
- ^ Jump up to: а б Свенсон, Дж., изд. (1985). Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone . США: Рэндом Хаус/Роллинг Стоун. стр. 163–164. ISBN 0-394-72643-Х .
- ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195313734 .
- ^ «Коллекция: коллекция Фрэнсиса Паудраса о Баде Пауэлле | Архивы и специальные коллекции в Рутгерсе» . archives.libraries.rutgers.edu . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Кавар, Жан-Клод; Гассер, Стефан (октябрь 1999 г.). Flohic Éditions (ред.). «Наследие муниципалитетов Валь-д’Уаз-Буффемон». Коллекция «Наследие коммун Франции» . Полет. Я. Париж. стр. 178–182. ISBN 2-84234-056-6 .
- ^ Паудрас 1998 , с. 202.
- ^ «Европа». ДаунБит . 26 марта 1964 г. с. 41.
- ^ «Джаз: Бад Пауэлл возвращается в Бердленд; 6-летнее пребывание пианиста в Париже закончилось; артист-интроспективист привлекает любителей» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 1964 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Пуллман 1994 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Моргенштерн, Дэн (22 октября 1964 г.). «Бад Пауэлл сейчас». ДаунБит Журнал . стр. 19–22.
- ^ Паудрас 1998 , с. 322.
- ^ Пуллман 1994 , с. 62.
- ^ «Бад Пауэлл все еще в Соединенных Штатах». ДаунБит . 14 января 1965 г. с. 8.
- ^ Паудрас 1998 , стр. 332–335.
- ^ Паудрас 1998 , с. 340.
- ^ Дуглас, Энн (28 августа 1998 г.). «Чувствуешь пульс города? Это би-боп, чувак!» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Моргенштерн, Дэн (15 июля 1965 г.). «Пойманный с поличным». ДаунБит . п. 12.
- ^ Льюис, Дэвид (2015). «Бад Пауэлл: Концерт в кафе Blue Note, Париж, 1961». Журнал АРСК . 46 (1).
- ^ Паудрас 1998 , стр. 341–342.
- ^ Паудрас 1998 , стр. 346–350.
- ^ Паудрас 1998 , стр. 350–51.
- ^ «Пауэлл, Эрл Бад (1924–1966)» , Blackpast.org
- ^ Рэмси, Гатри (2013). Удивительный Бад Пауэлл: Черный гений, история джаза и вызов бибопа . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24391-0 . OCLC 940310606 .
- ^ Паудрас 1998 , с. 352.
- ^ Паудрас 1998 , с. 303.
- ^ «Беседа у камина с Биллом Канлиффом» . Все о джазе . 29 февраля 2004 года . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Мун, Том (2008). 1000 записей, которые стоит послушать, прежде чем умереть . Издательская компания Уоркман. п. 608.
- ^ Jump up to: а б Хекман, Дон (2 июня 2002 г.). «Здесь говорят на фортепиано: Бад Пауэлл и его потомки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Пуллман 1994 , стр. 85–86.
- ^ Оуэнс, Томас (23 мая 1996 г.). Бибоп: Музыка и ее исполнители . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 978-0-19-535553-6 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ ДеМотта, Дэвид (1 февраля 2015 г.). «Вклад Эрла «Бада» Пауэлла в стиль современного джаза» . Диссертации, диссертации и основные проекты .
- ^ Пьяцца, Том (1 января 1995 г.). «ВЗГЛЯД НА ДЖАЗ: Как два пианиста переделали (и поддержали) традицию» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Паудрас 1998 , стр. 178–79.
- ^ Jump up to: а б Джаз, все о себе (31 марта 2014 г.). «Танец неверных: Портрет Бада Пауэлла» . Все о джазе . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Богдонов Владимир; Вудстра, Крис (2002). Весь музыкальный путеводитель по джазу . Книги о бэкбите. п. 709. ИСБН 978-0-87930-717-2 .
- ^ Юрек, Том. «Биография Элис Колтрейн» . allmusic.com . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Богдонов, с. 1364.
- ^ Тернер, Ричард Брент (2003). Ислам в афроамериканском опыте . Издательство Университета Индианы. п. 140. ИСБН 0253216303 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ↑ Дирдра Шулер, «Седар Уолтон и Барри Харрис сыграют джаз в Линкольн-центре» , архивировано 24 июня 2013 г., в archive.today New York Amsterdam News , 20 июня 2013 г.
- ^ Дилиберто, Джон. « Джазовые профили от NPR: Чик Кориа» . npr.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Паудрас 1998 , с. ix
- ^ Рид, Леонард (13 ноября 1994 г.). «Бад Пауэлл получает давно просроченную выплату» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Черулли, Дом (21 марта 1956 г.). «Тошико: первый подарок Японии американскому джазу». ДаунБит . п. 13.
- ^ Дэвис и Труппа 1989 , с. 60.
- ^ Дэвис и Труппа 1989 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Арт (1993). Ноты и мелодии: интервью между музыкантами . Нью-Йорк: Да Капо Пресс . ISBN 030680526X .
Ссылки
[ редактировать ]- Кроуфорд, Марк (1966), Реквием по замученному тяжеловесу , Чикаго: Даун Бит
- Дэвис, Майлз; Труппа, Куинси (1989), Майлз, Автобиография , Нью-Йорк: Саймон и Шустер, ISBN 9780671635046
- Фише, Жан-Батист (2017), Бад Пауэлл Бьюти , Париж: Бартилья
- Гитлер, Ира (1966), Мастера джаза сороковых годов , Нью-Йорк: Macmillan, ISBN 0-306-76155-6
- Хентофф, Нат (1956), Просто называйте его Телониусом , Чикаго: Даун Бит
- Моррисон, Аллан (1953), Может ли музыкант вернуться с грани безумия? , Чикаго: Черное дерево
- Патрик, Джеймс (1983), Эл Тинни, дом Монро в верхней части города и появление современного джаза в Гарлеме , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Ежегодный обзор джазовых исследований, IJS, ISBN 0-87855-906-Х
- Паудрас, Фрэнсис (1998). Уоррен Бернхардт (ред.). Танец неверных: Портрет Бада Пауэлла . Перевод Руби Моне. Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80816-1 .
- Пуллман, Питер (1994), Полное собрание Бада Пауэлла на Verve , Нью-Йорк: Polygram Records
- Спеллман, AB (1998), Четыре джазовые жизни , Анн-Арбор: University of Michigan Press, ISBN 978-0-472-08967-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1924 рождения
- 1966 смертей
- Американские пианисты 20-го века
- Музыканты из Нью-Йорка
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Бибоп-пианисты
- Исполнители Blue Note Records
- Исполнители ESP-Диска
- Художники RCA Виктор
- Артисты Verve Records
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Смертность от алкоголя в Нью-Йорке
- Смертность от туберкулеза в Нью-Йорке (штат)
- Американские эмигранты во Франции
- Афро-американские джазовые пианисты
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка (штат)
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители Black Lion Records
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афро-американские католики