Фэтс Наварро
Фэтс Наварро | |
---|---|
![]() Наварро, гр. 1947 год. Фото Уильяма П. Готлиба . | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Теодор Наварро |
Также известен как | Толстяки, Толстуха |
Рожденный | 24 сентября 1923 г. Ки-Уэст, Флорида , США |
Умер | 7 июля 1950 г. Нью-Йорк , Нью-Йорк , США | ( 26 лет
Жанры | Джаз , бибоп |
Род занятий |
|
Инструмент | Труба |
Годы активности | 1941–50 |
Теодор « Толстый » Наварро (24 сентября 1923 – 6 июля 1950) [ 1 ] американский джазовый трубач и пионер бибоп в стиле джазовой импровизации 1940-х годов. Уроженец Ки-Уэста, штат Флорида , он гастролировал с биг-бэндами, прежде чем добиться известности как бибоп-трубач в Нью-Йорке . После серии студийных сессий с ведущими фигурами бибопа, включая Тэда Дэмерона , Бада Пауэлла и Кенни Кларка , он заболел туберкулезом и умер в возрасте 26 лет. Несмотря на короткую продолжительность своей карьеры, он оказал сильное стилистическое влияние на игру на трубе. игроки, прославившиеся в последующие десятилетия, в том числе Клиффорд Браун и Ли Морган .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Наварро родился в Ки-Уэсте, Флорида. [ 1 ] и имел кубинское , африканское и китайское происхождение. Он был двуязычным, говоря на испанском как на втором языке. [ 2 ] и он был другом детства барабанщика Эла Дрирса . [ 3 ] Отец Наварро, парикмахер по профессии, имел некоторые музыкальные познания и нанял учителя игры на фортепиано, чтобы тот давал Наварро частные уроки в раннем детстве. [ 4 ] Таким образом, младший Наварро начал играть на фортепиано в шесть лет, хотя серьезно относился к музыке только тогда, когда начал играть на трубе в тринадцать лет. [ 1 ] Кроме того, он овладел тенор-саксофоном и профессионально играл как на трубе, так и на тенор-саксофоне в первые годы своей карьеры. [ 5 ]
К тому времени, когда Наварро окончил школу Фредерика Дугласа в 1941 году, он хотел уехать из Ки-Уэста и переехал на север, в Орландо, чтобы присоединиться к группе Сола Олбрайта. В качестве участника Наварро смог совершить поездку по Среднему Западу, добравшись до Цинциннати, прежде чем уехать брать уроки. [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]1941–1946: Гастроли с биг-бэндами.
[ редактировать ]Теперь, постоянно живя на Среднем Западе, Наварро присоединился к Снукама Рассела территориальной группе . [ 4 ] Он приобрел ценный опыт, гастролируя с группами, в том числе с группой Рассела, где он встретил и оказал влияние на молодого Джей-Джея Джонсона . [ 6 ] Наварро также играл в биг-бэндах Энди Кирка , Бенни Гудмана и Лайонела Хэмптона . [ 1 ]
Вокалист Билли Экстайн пригласил молодого трубача присоединиться к своей группе, в которую входили несколько выдающихся музыкантов зарождающегося жанра бибоп. Хотя группа Экстайна и другие биг-бэнды предоставили Наварро мало возможностей продемонстрировать свои импровизационные навыки, он использовал эту возможность, чтобы набраться опыта. Он подружился с другими трубачами, включая Говарда МакГи и его троюродного брата Чарли Шейверса . [ 2 ]
Наварро сделал свои последние записи с Кирком и Экстайном в январе и марте 1946 года соответственно. [ 7 ] Что касается присутствия Наварро в больших оркестрах того времени, Кармен Макрей отметила в своей книге, что Наварро «был большим, милым персонажем, игравшим на самой красивой валторне, вечно практикующимся и вечно стремящимся. Мы с ним обычно обсуждали, какими были кошки. употребляя эти вещества [наркотики], и он сказал, что никогда этого не сделает». [ 4 ]
1946–1948: Переход на бибоп.
[ редактировать ]Устав от разъездов, Наварро в 1946 году поселился в Нью-Йорке , где и началась его карьера. [ 6 ] Наварро участвовал в записи в небольших группах с Кенни Кларком , Эдди «Локджоу» Дэвисом , Коулманом Хокинсом , Иллинойсом Жаке и Говардом МакГи . [ 1 ] Группа Кларка 52nd Street Boys, также известная как Be Bop Boys, записывалась в студии в сентябре 1946 и 1947 годов, в ее состав входил еще один молодой трубач в стиле бибоп, Кенни Дорэм , а также Сонни Ститт на альт-саксофоне и Бад Пауэлл на фортепиано. [ 7 ] [ 8 ] Сентябрьские сессии, в которых участвовал Наварро, были одной из его первых возможностей сыграть бибоп на студийной сессии, а работы группы позже вошли в альбом Fats Bud-Klook-Sonny-Kinney . [ 9 ] [ 7 ]

Наварро встречался и играл с Чарли Паркером . [ 10 ] Однако он был в состоянии потребовать высокую зарплату и не присоединился ни к одной из постоянных групп Паркера. Вместо этого он присоединился к группе пианиста Тэдда Дэмерона, базирующейся в джаз-клубе Royal Roost в Нью-Йорке. В записи этой группы для Blue Note участвовали Эрни Генри на альт-саксофоне и Чарли Роуз на теноре, оба внесли значительный вклад в бибоп 1940-х и 1950-х годов. [ 11 ]
Дэмерон приложил все усилия, чтобы занять место Наварро в группе, но постоянные требования трубача о более высокой зарплате в конечном итоге заставили его сформировать свою собственную группу для студийных сессий. Наварро предпочитал финансовую безопасность членства в группе, а не лидера группы. [ 9 ]
Наварро выиграл опрос Metronome Jazz Poll в 1948 году, что позволило ему присоединиться к Metronome Jazz All-Stars для студийной сессии. [ 2 ] Помимо регулярных студийных записей, в конце 1940-х годов Наварро начал сочинять музыку, причем многие из его мелодий были посвящены группе Дэмерона, в которой он время от времени продолжал играть. Наварро воссоединился с МакГи в конце 1948 года для еще одной записи, на этот раз с участием Милта Джексона на его втором инструменте, фортепиано. [ 9 ]
К концу сороковых годов многие джазовые музыканты отказывались играть в группах с Наварро, опасаясь оказаться в тени трубача. Хотя Диззи Гиллеспи описывал характер Наварро как «милый», на джем-сейшнах он часто враждовал с Бадом Пауэллом и однажды напал на пианиста с трубой, но промахнулся. [ 10 ]
1948–1950: Туберкулез.
[ редактировать ]В 1948 году он снова начал гастролировать, на этот раз с группой Лайонела Хэмптона . Во время гастрольного автобуса группы, направлявшегося в Чикаго , Наварро заболел и решил вернуться в Нью-Йорк. Его болезнь оказалась туберкулезом , но он продолжал играть, несмотря на ухудшение здоровья. [ 5 ] Продолжающееся употребление наркотиков ускорило прогрессирование болезни. [ 4 ]
Наварро гастролировал с Jazz в Филармонии в начале 1949 года. В том же году он появился на двух студийных сессиях: с Бадом Пауэллом для The Amazing Bud Powell, Vol. 1 в августе и с тенор-саксофонистом Доном Ланфером в сентябре для нескольких сторон. [ 2 ] Сессия Пауэлла примечательна присутствием тенор-саксофониста Сонни Роллинз , которому на момент записи было всего 18 лет. Квинтет, известный как «Модернисты Бада Пауэлла», записал три мелодии Пауэлла и джазовый стандарт «52nd Street Theme», написанный Телониусом Монком . [ 9 ]
Выступление в Ланфере оказалось одним из немногих случаев, когда Наварро записывался с пианистом Элом Хейгом и барабанщиком Максом Роучем . [ 7 ] Перед своей смертью Наварро дважды выступал на концертных записях в Birdland , но даты этих выступлений оспариваются; несомненно то, что оба были записаны в 1950 году и что в их число входили соответственно Паркер и Майлз Дэвис . [ 7 ] [ 12 ] Один из них был выпущен как альбом One Night in Birdland , в котором снимались Чарли Паркер на альт-саксофоне и Пауэлл на фортепиано. [ 13 ]
Смерть
[ редактировать ]Наварро, получивший прозвище «Толстушка» из-за своего веса и высокого голоса, заболел героиновой зависимостью, туберкулезом и проблемой веса. Эти недуги привели к медленному ухудшению здоровья. Наварро был госпитализирован 1 июля 1950 года и умер пять дней спустя, 6 июля, в возрасте 26 лет. Его последнее выступление было с Чарли Паркером в Birdland. [ 12 ]
Наварро умер от туберкулеза в Нью-Йорке 6 июля 1950 года. [ 14 ] [ 15 ] у него остались жена Рена (урожденная Кларк, 1927–1975) и его дочь Линда (1949–2014). Он был похоронен в безымянной могиле под номером 414 на кладбище Роуз-Хилл в Линдене, штат Нью-Джерси. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1982 году Наварро был занесен в DownBeat . Зал славы [ 16 ]
В сентябре 2002 года друзья и члены семьи установили надгробие на могиле Фэтса Наварро. Мероприятие посвящения было спонсировано Международным джазовым альянсом, а мэр Линдена объявил его день Днем Фэтса Наварро. [ 15 ]
Во время церемонии хор средней школы Линден исполнил « Amazing Grace », а трубач Джон Фаддис исполнил «Nostalgia» Наварро. Вечером того же дня 14 трубачей присоединились к звездной ритм-секции, чтобы почтить песенник Наварро в Jazz Standard на Манхэттене. Фаддиса, который собрал секцию под музыкальным руководством Дона Сиклера , аккомпанировали барабанщик Билли Драммонд, басист Питер Вашингтон и пианист Джеймс Уильямс . [ 15 ]
Дискография
[ редактировать ]1943
[ редактировать ]- Энди Кирк - «Прощай, дорогая» вместе с «Детка, не говори мне лжи» (Decca 4449)
1944
[ редактировать ]- Энди Кирк и его оркестр - Концерт в Apollo 1944–1947 (Everybody's EV 3003)
- Энди Кирк - Джайв Энди (Swing House (E) SWH 39)
- Энди Кирк и его двенадцать облаков радости - Несобранный Энди Кирк (Взгляд в прошлое (E) HSR 227)
- Энди Кирк и его оркестр (без подробностей) (Каракол (F) CAR 424)
1945
[ редактировать ]- Энди Кирк и его оркестр (без подробностей) (Swing House (E) SWH 130)
- Билли Экстайн - Вместе (Spotlite (E) SPJ 100)
- Билли Экстайн - Блюз на продажу (EmArcy MG 36029)
- Билли Экстайн - Песни о любви мистера «Би» (EmArcy MG 36030)
- Разные художники – Авангард 40-х (EmArcy MG 36016)
- Билли Экстайн - Ты называешь это безумием (Regent MG 6058)
- Билли Экстайн – Узник любви (Regent MG 6052)
1946
[ редактировать ]- Энди Кирк - "He's My Baby" вместе с "Soothe Me" (Decca 23870)
- Энди Кирк - "Alabama Bound" вместе с "Doggin' Man Blues" (Decca 48073)
- Билли Экстайн - Моя глубокая голубая мечта (Regent MG 6054)
- Билли Экстайн - Я сдаюсь, дорогая (EmArcy MG 36010)
- Разные артисты - Boning Up the Bones (EmArcy MG 36038)
- Билли Экстайн - Мистер Би и группа (Savoy SJL 2214)
- Разные исполнители - Эра бибопа (RCA Victor LPV 519)
- Мемориал Фэтса Наварро: Фэтс - Бад - Клук - Сонни - Кинни (Savoy MG 12011)
- Эрл Бад Пауэлл – Горящие в США, 53–55, Том. 2 (Мифический Звук MS 6002–2)
- Мемориал Фэтса Наварро, Том. 2: Ностальгия (Savoy MG 12133)
- Разные исполнители – вначале бибоп! (Савой MG 12119)
- Коулман Хокинс - Бин и мальчики (Prestige PR 7824)
1947
[ редактировать ]- Иллинойс Жаке - Иллинойс Жаке и его тенор-саксофон (Аладдин AL 803)
- Разные исполнители – Opus de Bop (Savoy MG 12114)
- Билли Стюарт / Рэй Абрамс - « Мрачное воскресенье » вместе с «In My Solitude » (Savoy 647)
- Милтон Баггс / Рэй Абрамс - «Я живу верным тебе» с «Fine Brown Frame» (Savoy 648)
- Разные исполнители - Джаз в эфире, Том. 2 (Вокс ВСП 310)
- Фэтс Наварро - Сказочный Фэтс Наварро, Том. 1 ( Синяя нота BLP 1531)
- Фэтс Наварро – Толстуха (Savoy SJL 2216)
- Чарли Паркер – « Антропология » (Spotlite (E) SPJ 108)
- Коулман Хокинс - Его лучшие хиты 1939–47, Том. 17 (RCA (Ф) 730625)
- Коулман Хокинс - Тело и душа: Джазовая автобиография (RCA Victor LPV 501)
- Различные исполнители - All American Hot Jazz (RCA Victor LPV 544)
1948
[ редактировать ]- Лайонел Хэмптон и его оркестр - 1948 (Weka (SWT) Jds 12–1)
- Лайонел Хэмптон – Лайонел Хэмптон на концерте (Cicala Jazz Live (It) BLJ 8015)
- Фэтс Наварро участвует в квинтете Тэдда Дэмерона (Jazzland JLP 50)
- Группа Тэдда Дэмерона - 1948 (Jazzland JLP 68)
- Бенни Гудман / Чарли Барнет - Capitol Jazz Classics, Vol. 15: Здесь говорят о бибопе (Capitol M 11061)
- Фэтс Наварро - Сказочный Фэтс Наварро, Том. 2 ( Синяя нота BLP 1532)
- Различные исполнители - серия The Other Side Blue Note 1500 (Blue Note (J) BNJ 61008/10)
- Полное собрание записей Фэтса Наварро и Тэдда Дэмерона Blue Note и Capitol (Blue Note CDP 7243 8 33373–2)
- Эрл Коулман - « Я хотел на Луне » с «Виновным» (наберите 756)
- Декстер Гордон – Двигайся! (Прожектор (E) SPJ 133)
1949
[ редактировать ]- The Metronome All Stars - From Swing to Be-Bop (RCA Camden CAL 426) - выпущен на Диззи Гиллеспи альбоме The Complete RCA Victor Recordings (Bluebird, 1937–1949, [1995])
- Диззи Гиллеспи - Strictly Be Bop (Capitol M 11059)
- Джаз в филармонии - JATP в Карнеги-холле, 1949 (Пабло PACD 5311–2)
- Бад Пауэлл - Удивительный Бад Пауэлл, Том. 1 (Синяя нота BLP 1503)
- Разные артисты – 25 лет престижа (Prestige PR 24046)
- Майлз Дэвис / Диззи Гиллеспи / Фэтс Наварро - Trumpet Giants (New Jazz NJLP 8296)
- Дон Ланфер / Фэтс Наварро / Лео Паркер / Эл Хейг - Первые сеансы престижа, Том. 1 (Престиж PRCD 24114–2)
1950
[ редактировать ]- Чарли Паркер - Фэтс Наварро - Бад Пауэлл (Озон 4)
- Чарли Паркер – Одна ночь в стране птиц (Колумбия JG 34808)
- Чарли Паркер - Бад Пауэлл - Фэтс Наварро (Озон 9)
- Майлз Дэвис - Ура Майлзу Дэвису, Том. 1 (сессионный диск 101)
- Майлз Дэвис All Stars и Гил Эванс (Беппо (E) BEP 502)
- Майлз Дэвис - Убедительно связный Майлз Дэвис (Alto AL 701)
- Майлз Дэвис - Ура Майлзу Дэвису, Том. 2 (сессионный диск 102) [ 7 ] [ 17 ] [ 18 ]
Сборники
[ редактировать ]- 1951: Современные джазовые трубы (Престиж)
- 1995: Полное собрание записей Blue Note и Capitol Фэтса Наварро и Тэдда Дэмерона (Blue Note)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1797. ISBN 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Джаз, все о нем (июнь 2023 г.). «Музыкант Фэтс Наварро — Все о джазе» . Все о джазовых музыкантах . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Леонард Фезер ; Ира Гитлер (1999). Биографическая энциклопедия джаза . Издательство Оксфордского университета . п. 192 . ISBN 019532000X .
- ^ Jump up to: а б с д и Хофер, Джордж (27 января 1966 г.). «Значение жиров Наварро». ДаунБит . стр. 16–17, 39.
- ^ Jump up to: а б Бреннан, Луанн (1999). Современные музыканты . Группа Гейл . стр. 156–158.
- ^ Jump up to: а б Лейф Бо Петерсен; Тео Рехак (2009). Музыка и жизнь Теодора «Толстяка» Наварро: Увлечение . Пугало Пресс. п. 346. ИСБН 978-0810867215 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Дискография Фэтса Наварро" . сайт джаздиско.орг . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Fats Navarro - Обзоры альбомов Be Bop Boys, песни и многое другое | AllMusic , получено 13 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтисон, Кенни (1999). Гигантские шаги: Бибоп и создатели современного джаза, 1945–65 . Окупаемость Пресс . стр. 77–94.
- ^ Jump up to: а б Ира Гитлер (1966). Мастера джаза сороковых годов . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 101 .
- ^ Моррисон, Ник (22 февраля 2011 г.). «Тэдд Дэмерон: романтик бибопа» . Музыка NPR: Верховный блог . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Карл Войдек (1998). Чарли Паркер: его музыка и жизнь . Издательство Мичиганского университета. п. 258. ИСБН 0472085557 .
- ^ Чарли Паркер - One Night at Birdland, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic , получено 23 декабря 2023 г.
- ^ «Фэтс Наварро: «История Фэтса Наварро» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 1 августа 2001 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Посвящается Фэтсу Наварро» . ДаунБит . 10 октября 2002 г.
- ^ «Зал славы Даунбита» . ДаунБит .
- ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Фэтса Наварро» . Вся музыка . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ "Дискография Фэтса Наварро" . csis.pace.edu . Проверено 13 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1923 рождения
- 1950 смертей
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты 20-го века
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Американские джазовые трубачи
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Американские трубачи-мужчины
- Американцы китайского происхождения
- Американцы кубинского происхождения
- Трубачи в стиле бибоп
- Исполнители Blue Note Records
- Смертность от передозировки героина в Нью-Йорке (штат)
- Смерти, связанные с наркотиками, в Нью-Йорке
- Люди из Ки-Уэста, Флорида
- Артисты Savoy Records
- Смертность от туберкулеза в Нью-Йорке (штат)