Jump to content

Тошико Акиёси

Тошико Акиёси
Тошико Акиёси в 1978 году.
Тошико Акиёси в 1978 году.
Справочная информация
Имя при рождении Тосико Акиёси ( Тошико Акиёси , Тошико Акиёси )
Также известен как «Тошико», Тосико Мариано, Тошико Акиёси
Рожденный ( 1929-12-12 ) 12 декабря 1929 г. (94 года)
Ляоян , Маньчжурия , Китай.
Источник Беппу
Жанры Джаз
Род занятий
  • Музыкант
  • композитор
  • аранжировщик
Инструмент Фортепиано
Годы активности 1946 – настоящее время
Этикетки Норгран , Колумбия , Виктор , RCA Victor , Дискомейт, Внутренний город , Nippon Crown
Член
Ранее из Тосико – Квартет Мариано
Образование Музыкальный колледж Беркли
Подпись

Тосико Акиёси ( Тосико Акиёси или Тосико Акиёси , Акиёси Тосико , родился 12 декабря 1929 года) [ 1 ] — американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра . [ 2 ]

Акиёси получила четырнадцать номинаций на премию Грэмми и стала первой женщиной, получившей награды за лучший аранжировщик и композитор в Down Beat ежегодном опросе читателей журнала . В 1984 году она стала героем документального фильма «Джаз — мой родной язык» . В 1996 году она опубликовала свою автобиографию « Жизнь с джазом» назвал ее мастером джаза NEA США , а в 2007 году Национальный фонд искусств . [ 3 ] [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]

Акиёси родился в Ляояне , Маньчжурия , в японской семье, был младшим из четырех сестер. В 1945 году, после Второй мировой войны , семья Акиёси лишилась дома и вернулась в Японию , поселившись в Бэппу . Местный коллекционер пластинок познакомил ее с джазом, проиграв пластинку Тедди Уилсона, исполняющего « Sweet Lorraine ». Ей сразу понравилось звучание, и она начала изучать джаз. В 1953 году во время турне по Японии пианист Оскар Петерсон обнаружил ее играющей в клубе на Гиндзе . Петерсон был впечатлен и убедил продюсера Нормана Гранца записать ее. [ 4 ] В 1953 году под руководством Гранца она записала свой первый альбом с ритм-секцией Петерсона: Херб Эллис на гитаре, Рэй Браун на контрабасе и Джей Си Херд на барабанах. Альбом был выпущен под названием Toshiko's Piano в США и Amazing Toshiko Akiyoshi в Японии. [ 5 ]

Акиёси изучал джаз в музыкальной школе Беркли в Бостоне . [ 4 ] В 1955 году она написала письмо Лоуренсу Берку , прося дать ей возможность учиться в его школе. После года споров с Госдепартаментом и японскими чиновниками Берк получил разрешение на зачисление Акиёси. Он предложил ей полную стипендию и отправил ей билет на самолет до Бостона . В январе 1956 года она стала первой японской студенткой Беркли. [ 6 ] Вскоре после этого она появилась в качестве участницы 18 марта 1956 года в передаче телешоу CBS « Какова моя линия?». [ 7 ] В 1998 году ей была присвоена степень почетного доктора музыки Беркли, к тому времени известного как Музыкальный колледж Беркли. [ 8 ]

Акиёси действительно столкнулась с некоторыми трудностями из-за своего японского происхождения после приезда в Америку. Некоторые из ее зрителей видели в ней скорее странность, чем талантливую музыкантшу, японскую девушку, играющую джаз в Америке. По словам Акиёси, отчасти ее успех объяснялся ее странностью, и в интервью Los Angeles Times он сказал : «В те дни японка, играющая как Бад Пауэлл, была чем-то совершенно новым. Так что вся пресса, все внимание было не потому, что я был настоящим… А потому, что я был странным ». [ 9 ] Несмотря на то, что Акиёси родилась в Маньчжурии, она считает себя японкой и по состоянию на 2010 год , не получил американского гражданства. [ 10 ]

Акиёси женился на саксофонисте Чарли Мариано в 1959 году. У пары родилась дочь Мичиру . Она и Мариано развелись в 1967 году после того, как вместе сформировали несколько групп. В том же году она познакомилась с саксофонистом Лью Табакиным , за которого вышла замуж в 1969 году. Акиёси, Табакин и Мичиру переехали в Лос-Анджелес в 1972 году. В марте 1973 года Акиёси и Табакин сформировали биг-бэнд из 16 человек , состоящий из студийных музыкантов. [ 4 ] Акиёси сочинял и аранжировал музыку для группы, а Табакин был ведущим солистом группы, играя на тенор-саксофоне и флейте. Группа записала свой первый альбом Kogun в 1974 году. Название, которое переводится как «армия одного человека», было навеяно рассказом о японском солдате, пропавшем 30 лет в джунглях, который считал, что Вторая мировая война все еще продолжается. сражался и таким образом остался верен Императору . [ 11 ] Kogun имел коммерческий успех в Японии, и группа начала получать признание критиков. [ 4 ]

Пара переехала в Нью-Йорк в 1982 году и собрала джазовый оркестр Тошико Акиёси под руководством Лью Табакина . [ 4 ] Акиёси гастролировала с небольшими группами, чтобы собрать деньги для своей большой группы. Спустя годы BMG продолжила выпускать записи своего биг-бэнда в Японии, но по-прежнему скептически относилась к выпуску музыки в Соединенных Штатах. [ 12 ] Хотя Акиёси смогла выпустить несколько альбомов в США с участием своего фортепиано в сольных и небольших комбо-настройках, многие из ее более поздних альбомов биг-бэнда были выпущены только в Японии.

В понедельник, 29 декабря 2003 года, ее группа отыграла свой последний концерт в Birdland в Нью-Йорке , где она регулярно давала концерты по понедельникам вечером на протяжении более семи лет. [ 12 ] Акиёси объяснила, что она распустила ансамбль, потому что была разочарована своей неспособностью получить американские контракты на запись для биг-бэнда. Она также сказала, что хочет сосредоточиться на игре на фортепиано, от которой ее отвлекали годы сочинения музыки и аранжировок. Она сказала, что, хотя она редко записывалась как пианистка-соло, это ее любимый формат. 24 марта 2004 года Warner Japan выпустила последнюю запись биг-бэнда Акиёси. под названием Last Live in Blue Note Tokyo Альбом был записан 28–29 ноября 2003 года.

Биг-бэнд Тошико Акиёси-Лью Табакин

Японское наследие Акиёси отчетливо присутствует в ее музыке и выделяет ее композиции среди произведений других джазовых музыкантов. Когда в 1974 году умер герцог Эллингтон , Нат Хентофф написал в The Village Voice , что музыка Эллингтона отражает его африканское наследие. Акиёси была вдохновлена ​​исследованием своего японского музыкального наследия. [ 13 ] [ нужна проверка ] Она сочиняла, используя японские темы, гармонии и инструменты ( коцузуми , какко , утай , цугару сямисэн ). Но ее музыка по-прежнему прочно укоренилась в джазе, отражая влияние Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Бада Пауэлла .

Один рецензент концертного альбома Road Time сказал, что музыка на альбомах биг-бэндов Акиёси демонстрирует «уровень композиционной и оркестровой изобретательности, который сделал ее одним из, возможно, двух или трех джазовых композиторов-аранжировщиков, чье имя могло серьезно упоминаться в компании Дюка». Эллингтон, Эдди Сотер и Гил Эванс ». [ 14 ]

В 1999 году к Акиёси обратился Кюдо Накагава , буддийский священник, и попросил ее написать произведение для его родного города Хиросима . Он прислал ей несколько фотографий последствий ядерной бомбардировки . Ее первой реакцией был ужас. Она не понимала, как можно сочинить что-нибудь, посвященное этому событию. Наконец она нашла фотографию молодой женщины, выходящей из подземного убежища со слабой улыбкой на лице. Акиёси сказала, что, увидев эту фотографию, она поняла послание: надежда. Помня об этом, она написала трехчастную сюиту «Хиросима: восстание из бездны» . Премьера пьесы состоялась в Хиросиме 6 августа 2001 года, в 56-ю годовщину бомбардировки Хиросимы. Сюита «Хиросима» появилась в альбоме 2002 года «Hiroshima – Rising from the Abyss» . [ 15 ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ Робинсон, Дж. Брэдфорд; Кернфельд, Барри (2002). «Акиёси, Тошико». У Барри Кернфельда (ред.). Джазовый словарь New Grove, Vol. 1 (2-е изд.). Нью-Йорк: Словари Гроува. п. 22. ISBN  1561592846 .
  2. ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. п. 5 . ISBN  0-141-00646-3 .
  3. ^ «Разговор с Тошико Акиёси и Лью Табакиным» . www.jazz.com. 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 г. . Проверено 13 января 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г «NEA Jazz Masters – Тошико Акиёси» . [США] Национальный фонд искусств (NEA). 2015 . Проверено 27 января 2015 г.
  5. ^ Драйден, Кен. «Пианино Тошико» . Вся музыка . Проверено 6 мая 2018 г.
  6. ^ «Джазовый оркестр Тошико Акиёси вывел клуб в концертные залы» . NPR.org . Проверено 1 апреля 2021 г.
  7. ^ «Тошико Акиёси о том, что моя линия» . Ютуб . 1956 год . Проверено 2 сентября 2016 г.
  8. ^ Мергнер, Ли (26 августа 2009 г.). «Дэйв Брубек получит почетную докторскую степень Беркли во время MJF» . ДжазТаймс . Проверено 6 мая 2018 г.
  9. ^ Стюарт, Зан (14 ноября 1993 г.). «Нетрадиционная аранжировка: попав в заголовки газет как музыкальная диковинка в 50-х, а затем почти отказавшись от всего этого в 60-х, пианистка и лидер биг-бэнда Тошико Акиёси нашла свое место в своеобразной смеси восточного и западного стиля. идиомы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 апреля 2023 г.
  10. ^ Петерсон, Рэйчел Мэрилин (3 августа 2010 г.). «II. Биографические сведения о Тосико Акиёси». «Развитие нового джаз-фьюжн» Тошико Акиёси ( магистерская диссертация). Университет Аризоны . п. 15 . Проверено 8 июля 2024 г.
  11. ^ « Когун и другие японские отставшие» . simonhutchinson.com. 2015 . Проверено 27 января 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Энциклопедия джазовых музыкантов – Тосико Акиёси» . джаз.com . 2015. Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
  13. ^ «Тосико Акиёси :: Интервью из Джаз-Архива» . contentdm6.hamilton.edu . Проверено 31 августа 2020 г.
  14. ^ Харрисон, Макс; Фокс, Чарльз; Такер, Эрик; Николсон, Стюарт (2000). The Essential Jazz Records, том 2: от модернизма к постмодернизму . Континуум. п. 226. ИСБН  978-0720118223 .
  15. ^ Нат Хентофф (21 августа 2003 г.). «Японский джазовый музыкант решает сложную тему Хиросимы» . WSJ.com . Проверено 30 августа 2013 г.
  16. ^ База данных победителей опроса читателей журнала Down Beat ; по состоянию на 5 апреля 2012 г.
  17. ^ База данных победителей опроса критиков журнала Down Beat ; по состоянию на 5 апреля 2012 г.
  18. ^ LA Times, База данных номинантов Грэмми ; по состоянию на 3 июня 2007 г.
  19. ^ «Тошико Акиёси» . Национальный фонд искусств . Проверено 5 декабря 2021 г.
  20. ^ Райх, Ховард (13 ноября 1994 г.). «Джазовый оркестр Тошико Акиёси: Леди-фантазия пустыни (Колумбия).One...» chicagotribune.com . Проверено 13 ноября 2018 г.
  21. ^ «Тошико Акиёси» . Вся музыка . Проверено 13 ноября 2018 г.
  22. ^ «Каталог Тошико Акиёси — указатель альбомов» . www.jazzdisco.org . Проверено 13 ноября 2018 г.

Примечания

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 676bf1295a74c9450a3ff94dbbc39410__1720444620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/10/676bf1295a74c9450a3ff94dbbc39410.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toshiko Akiyoshi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)