Тошико Акиёси
Тошико Акиёси | |
---|---|
![]() Тошико Акиёси в 1978 году. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Тосико Акиёси ( Тошико Акиёси , Тошико Акиёси ) |
Также известен как | «Тошико», Тосико Мариано, Тошико Акиёси |
Рожденный | Ляоян , Маньчжурия , Китай. | 12 декабря 1929 г.
Источник | Беппу |
Жанры | Джаз |
Род занятий |
|
Инструмент | Фортепиано |
Годы активности | 1946 – настоящее время |
Этикетки | Норгран , Колумбия , Виктор , RCA Victor , Дискомейт, Внутренний город , Nippon Crown |
Член |
|
Ранее из | Тосико – Квартет Мариано |
Образование | Музыкальный колледж Беркли |
Подпись | |
![]() |
Тосико Акиёси ( Тосико Акиёси или Тосико Акиёси , Акиёси Тосико , родился 12 декабря 1929 года) [ 1 ] — американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра . [ 2 ]
Акиёси получила четырнадцать номинаций на премию Грэмми и стала первой женщиной, получившей награды за лучший аранжировщик и композитор в Down Beat ежегодном опросе читателей журнала . В 1984 году она стала героем документального фильма «Джаз — мой родной язык» . В 1996 году она опубликовала свою автобиографию « Жизнь с джазом» назвал ее мастером джаза NEA США , а в 2007 году Национальный фонд искусств . [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Акиёси родился в Ляояне , Маньчжурия , в японской семье, был младшим из четырех сестер. В 1945 году, после Второй мировой войны , семья Акиёси лишилась дома и вернулась в Японию , поселившись в Бэппу . Местный коллекционер пластинок познакомил ее с джазом, проиграв пластинку Тедди Уилсона, исполняющего « Sweet Lorraine ». Ей сразу понравилось звучание, и она начала изучать джаз. В 1953 году во время турне по Японии пианист Оскар Петерсон обнаружил ее играющей в клубе на Гиндзе . Петерсон был впечатлен и убедил продюсера Нормана Гранца записать ее. [ 4 ] В 1953 году под руководством Гранца она записала свой первый альбом с ритм-секцией Петерсона: Херб Эллис на гитаре, Рэй Браун на контрабасе и Джей Си Херд на барабанах. Альбом был выпущен под названием Toshiko's Piano в США и Amazing Toshiko Akiyoshi в Японии. [ 5 ]
Акиёси изучал джаз в музыкальной школе Беркли в Бостоне . [ 4 ] В 1955 году она написала письмо Лоуренсу Берку , прося дать ей возможность учиться в его школе. После года споров с Госдепартаментом и японскими чиновниками Берк получил разрешение на зачисление Акиёси. Он предложил ей полную стипендию и отправил ей билет на самолет до Бостона . В январе 1956 года она стала первой японской студенткой Беркли. [ 6 ] Вскоре после этого она появилась в качестве участницы 18 марта 1956 года в передаче телешоу CBS « Какова моя линия?». [ 7 ] В 1998 году ей была присвоена степень почетного доктора музыки Беркли, к тому времени известного как Музыкальный колледж Беркли. [ 8 ]
Акиёси действительно столкнулась с некоторыми трудностями из-за своего японского происхождения после приезда в Америку. Некоторые из ее зрителей видели в ней скорее странность, чем талантливую музыкантшу, японскую девушку, играющую джаз в Америке. По словам Акиёси, отчасти ее успех объяснялся ее странностью, и в интервью Los Angeles Times он сказал : «В те дни японка, играющая как Бад Пауэлл, была чем-то совершенно новым. Так что вся пресса, все внимание было не потому, что я был настоящим… А потому, что я был странным ». [ 9 ] Несмотря на то, что Акиёси родилась в Маньчжурии, она считает себя японкой и по состоянию на 2010 год [update], не получил американского гражданства. [ 10 ]
Акиёси женился на саксофонисте Чарли Мариано в 1959 году. У пары родилась дочь Мичиру . Она и Мариано развелись в 1967 году после того, как вместе сформировали несколько групп. В том же году она познакомилась с саксофонистом Лью Табакиным , за которого вышла замуж в 1969 году. Акиёси, Табакин и Мичиру переехали в Лос-Анджелес в 1972 году. В марте 1973 года Акиёси и Табакин сформировали биг-бэнд из 16 человек , состоящий из студийных музыкантов. [ 4 ] Акиёси сочинял и аранжировал музыку для группы, а Табакин был ведущим солистом группы, играя на тенор-саксофоне и флейте. Группа записала свой первый альбом Kogun в 1974 году. Название, которое переводится как «армия одного человека», было навеяно рассказом о японском солдате, пропавшем 30 лет в джунглях, который считал, что Вторая мировая война все еще продолжается. сражался и таким образом остался верен Императору . [ 11 ] Kogun имел коммерческий успех в Японии, и группа начала получать признание критиков. [ 4 ]
Пара переехала в Нью-Йорк в 1982 году и собрала джазовый оркестр Тошико Акиёси под руководством Лью Табакина . [ 4 ] Акиёси гастролировала с небольшими группами, чтобы собрать деньги для своей большой группы. Спустя годы BMG продолжила выпускать записи своего биг-бэнда в Японии, но по-прежнему скептически относилась к выпуску музыки в Соединенных Штатах. [ 12 ] Хотя Акиёси смогла выпустить несколько альбомов в США с участием своего фортепиано в сольных и небольших комбо-настройках, многие из ее более поздних альбомов биг-бэнда были выпущены только в Японии.
В понедельник, 29 декабря 2003 года, ее группа отыграла свой последний концерт в Birdland в Нью-Йорке , где она регулярно давала концерты по понедельникам вечером на протяжении более семи лет. [ 12 ] Акиёси объяснила, что она распустила ансамбль, потому что была разочарована своей неспособностью получить американские контракты на запись для биг-бэнда. Она также сказала, что хочет сосредоточиться на игре на фортепиано, от которой ее отвлекали годы сочинения музыки и аранжировок. Она сказала, что, хотя она редко записывалась как пианистка-соло, это ее любимый формат. 24 марта 2004 года Warner Japan выпустила последнюю запись биг-бэнда Акиёси. под названием Last Live in Blue Note Tokyo Альбом был записан 28–29 ноября 2003 года.
Музыка
[ редактировать ]
Японское наследие Акиёси отчетливо присутствует в ее музыке и выделяет ее композиции среди произведений других джазовых музыкантов. Когда в 1974 году умер герцог Эллингтон , Нат Хентофф написал в The Village Voice , что музыка Эллингтона отражает его африканское наследие. Акиёси была вдохновлена исследованием своего японского музыкального наследия. [ 13 ] [ нужна проверка ] Она сочиняла, используя японские темы, гармонии и инструменты ( коцузуми , какко , утай , цугару сямисэн ). Но ее музыка по-прежнему прочно укоренилась в джазе, отражая влияние Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Бада Пауэлла .
Один рецензент концертного альбома Road Time сказал, что музыка на альбомах биг-бэндов Акиёси демонстрирует «уровень композиционной и оркестровой изобретательности, который сделал ее одним из, возможно, двух или трех джазовых композиторов-аранжировщиков, чье имя могло серьезно упоминаться в компании Дюка». Эллингтон, Эдди Сотер и Гил Эванс ». [ 14 ]
В 1999 году к Акиёси обратился Кюдо Накагава , буддийский священник, и попросил ее написать произведение для его родного города Хиросима . Он прислал ей несколько фотографий последствий ядерной бомбардировки . Ее первой реакцией был ужас. Она не понимала, как можно сочинить что-нибудь, посвященное этому событию. Наконец она нашла фотографию молодой женщины, выходящей из подземного убежища со слабой улыбкой на лице. Акиёси сказала, что, увидев эту фотографию, она поняла послание: надежда. Помня об этом, она написала трехчастную сюиту «Хиросима: восстание из бездны» . Премьера пьесы состоялась в Хиросиме 6 августа 2001 года, в 56-ю годовщину бомбардировки Хиросимы. Сюита «Хиросима» появилась в альбоме 2002 года «Hiroshima – Rising from the Abyss» . [ 15 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- Мастер джаза НЭА , 2007 г. [ 4 ]
- Джазовый альбом года: Long Yellow Road , Stereo Review , 1976
- Золотой диск: аналитика , свинг-журнал
- Серебряный диск: Когун , Соленые орехи гинкго , Четыре времени года в деревне Морита , Качающийся журнал.
- Специальная награда: ( Концерт в честь 50-летия Японии ) , Swing Journal.
- Down Beat : Победитель опроса читателей журнала [ 16 ]
- Аранжировщик: 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1989, 1995.
- Биг-бэнд: 1978, 1979, 1980, 1981, 1982 годы.
- Композитор: 1980, 1981, 1982, 1986 гг.
- Down Beat : Победитель опроса критиков журнала [ 17 ]
- Джазовый альбом года: 1978 ( Insights )
- Аранжировщик: 1979, 1982, 1990, 1995, 1996 гг.
- Биг-бэнд: 1979, 1980, 1981, 1982, 1983.
- Композитор: 1981, 1982 г.
- Номинации на премию Грэмми : [ 18 ]
- Лучшее джазовое инструментальное исполнение — биг-бэнд: 1976 ( Long Yellow Road ), 1977 ( Road Time ), 1978 ( Insights ), 1979 ( Kogun ), 1980 ( Farewell ), 1981 ( Tanuki's Night Out ), 1984 ( Ten Gallon Shuffle ), 1985 ( Марш головастиков ), 1992 ( Концерт Карнеги-холл ), 1994 ( Леди пустыни/Фэнтези ).
- Лучшая инструментальная аранжировка: 1981 (за «A Bit Byas'd» ), 1983 (за «Remembering Bud» ), 1985 (за « Марш головастиков »), 1994 (за «Бибоп» )
Орден Восходящего Солнца, Золотые лучи с розеткой , 2004 г. [ 19 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1954 Фортепиано Тошико ( Норгран )
- 1955 Трио Тошико ( Сторивилл )
- 1956 Тосико - Ее трио, ее квартет (Сторивилл)
- 1957 Тошико и Леон Саш в Ньюпорте ( Verve )
- 1957 Много сторон Тошико (Verve)
- 1958 United Notions ( MetroJazz )
- 1961 Квартет Тошико-Мариано ( Откровенный )
- 1961 Долгая желтая дорога ( Асахи Сонорама )
- 1961 Тосико встречает своих старых приятелей ( Король )
- 1963 Квартет Тошико-Мариано (в Вест-Сайде) (Takt / Nippon Columbia )
- 1963 Восток и Запад ( RCA Victor )
- 1963 Кантри и западное звучание джазовых фортепиано со Стивом Куном (Dauntless)
- 1963 Миваку Но Джаз ( Виктор )
- 1964 Тошико Мариано и ее биг-бэнд ( Vee-Jay Records )
- 1965 Колыбельные для тебя (Nippon Columbia)
- 1969 Тошико на вершине ворот (Ниппон Колумбия)
- 1970 Тосико Акиёси в Японии (Свобода)
- 1971 Джаз, личное измерение (Виктор)
- 1971 года Медитация (и пластинки)
- 1971 Сумие (Виктор)
- 1971 Соло для фортепиано (RCA Victor)
- 1974 Когун (RCA)
- 1975 Длинная желтая дорога (RCA)
- 1976 Сказки куртизанки (Ойрантан) (RCA)
- 1976 года Время дороги (RCA)
- 1976 Прозрение (RCA)
- 1976 года Посвящения (дискомейт)
- Посвящения 1977 года II (дискомейт)
- 1977 Марш головастиков (RCA)
- 1977 Концерт в Ньюпорте '77 (RCA)
- 1977 Концерт в Ньюпорте II (RCA)
- 1978 Соленые орехи гинкго (Восхождение)
- 1978 Тошико играет Билли Стрейхорна (Discomate)
- 1978 Finesse ( Конкорд Джаз )
- 1979 Известный турист с Востока ( Внутренний город )
- 1979 Суми-э (Insights)
- , 1980 Прощание (RCA)
- 1981 От Тошико с любовью (Baystate)
- 1982 года Европейские мемуары (Бэйстейт)
- 1983 Трио Тошико Акиёси ( Мир Востока )
- 1984 Ten Gallon Shuffle (Baystate)
- 1984 Time Stream (альбом Тошико Акиёси Трио) (Мир Востока)
- 1986 Желая мира (Восхождение)
- 1987 года Интерлюдия (Concord Jazz)
- 1990 Четыре сезона ( Nippon Crown / Ninety-One )
- 1991 Шикарная леди (девяносто один)
- 1991 Концерт в Birdland ( Fresh Sound )
- 1992 Концерт в Карнеги-холле ( Columbia Records )
- 1992 Вспоминая Бад: Сон Клеопатры (доказательства)
- 1994 Леди пустыни / Фэнтези (Колумбия) [ 20 ]
- 1993 Раскопки (девяносто один)
- 1994 Ночь и сон (девяносто один)
- 1995 Да, сегодня у меня нет 4-го бита (девяносто один)
- 1994 Тошико Акиёси в Maybeck (Concord Jazz)
- 1996 Четыре сезона в деревне Морита (Новус)
- 1996 Поток времени: Тошико играет Тошико (Девяносто один)
- 1997 Трио Тошико Акиёси вживую в Blue Note Tokyo '97 (Девяносто один)
- 1998 года Игра «Монополия» (Novus)
- 1999 Зарисовки Японии (девяносто один)
- 1999 Дань герцогу Эллингтону (Novus)
- 2000 Соло Тошико Акиёси в Центре Кеннеди (Корона)
- 2001 Хиросима – Восстание из бездны (Видеоарт)
- 2004 Последний концерт в Blue Note Tokyo ( Warner Music )
- 2004 г. Альбом эскизов Нью-Йорка, (девяносто один)
- 2006 Надежда (девяносто один)
- Концерт в честь 50-летия 2006 г. в Японии (T-toc Records)
- 2008 Let Freedom Swing с биг-бэндом SWR ( Хэнсслер )
- 2008 Vintage (альбом Тошико Акиёси и Лью Табакина) (T-toc Records)
- 2009 Solo Live 2004 (Концерт в "Studio F") (Студийные песни)
- 2010 Classic Encounters (Студийные песни)
- 2011 Джазовый оркестр Тошико Акиёси в Шанхае ( Пони-Каньон )
- 2015 Джазовые беседы (Victor Entertainment)
- 2016 Тосико Акиёси играет «Порги и Бесс» Гершвина (студийные песни)
- 2017 Моя длинная желтая дорога (Студийные песни) [ 21 ] [ 22 ]
- 2019 Вечный дуэт! (Сони)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робинсон, Дж. Брэдфорд; Кернфельд, Барри (2002). «Акиёси, Тошико». У Барри Кернфельда (ред.). Джазовый словарь New Grove, Vol. 1 (2-е изд.). Нью-Йорк: Словари Гроува. п. 22. ISBN 1561592846 .
- ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. п. 5 . ISBN 0-141-00646-3 .
- ^ «Разговор с Тошико Акиёси и Лью Табакиным» . www.jazz.com. 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 г. . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «NEA Jazz Masters – Тошико Акиёси» . [США] Национальный фонд искусств (NEA). 2015 . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Драйден, Кен. «Пианино Тошико» . Вся музыка . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ «Джазовый оркестр Тошико Акиёси вывел клуб в концертные залы» . NPR.org . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ «Тошико Акиёси о том, что моя линия» . Ютуб . 1956 год . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Мергнер, Ли (26 августа 2009 г.). «Дэйв Брубек получит почетную докторскую степень Беркли во время MJF» . ДжазТаймс . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Стюарт, Зан (14 ноября 1993 г.). «Нетрадиционная аранжировка: попав в заголовки газет как музыкальная диковинка в 50-х, а затем почти отказавшись от всего этого в 60-х, пианистка и лидер биг-бэнда Тошико Акиёси нашла свое место в своеобразной смеси восточного и западного стиля. идиомы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Петерсон, Рэйчел Мэрилин (3 августа 2010 г.). «II. Биографические сведения о Тосико Акиёси». «Развитие нового джаз-фьюжн» Тошико Акиёси ( магистерская диссертация). Университет Аризоны . п. 15 . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ « Когун и другие японские отставшие» . simonhutchinson.com. 2015 . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Энциклопедия джазовых музыкантов – Тосико Акиёси» . джаз.com . 2015. Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ «Тосико Акиёси :: Интервью из Джаз-Архива» . contentdm6.hamilton.edu . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Харрисон, Макс; Фокс, Чарльз; Такер, Эрик; Николсон, Стюарт (2000). The Essential Jazz Records, том 2: от модернизма к постмодернизму . Континуум. п. 226. ИСБН 978-0720118223 .
- ^ Нат Хентофф (21 августа 2003 г.). «Японский джазовый музыкант решает сложную тему Хиросимы» . WSJ.com . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ База данных победителей опроса читателей журнала Down Beat ; по состоянию на 5 апреля 2012 г.
- ^ База данных победителей опроса критиков журнала Down Beat ; по состоянию на 5 апреля 2012 г.
- ^ LA Times, База данных номинантов Грэмми ; по состоянию на 3 июня 2007 г.
- ^ «Тошико Акиёси» . Национальный фонд искусств . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Райх, Ховард (13 ноября 1994 г.). «Джазовый оркестр Тошико Акиёси: Леди-фантазия пустыни (Колумбия).One...» chicagotribune.com . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Тошико Акиёси» . Вся музыка . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Каталог Тошико Акиёси — указатель альбомов» . www.jazzdisco.org . Проверено 13 ноября 2018 г.
Примечания
[ редактировать ]- «100 джазовых профилей: Тошико Акиёси» ( ссылка ) BBC Radio 3 ; по состоянию на 18 мая 2007 г.
- «Джаз Импорт» ( ссылка ) Время , 26 августа 1957 года
- «Бостонский прорыв Тошико» ( архивная ссылка ) Музыкальный колледж Беркли , [адрес электронной почты защищен] , c. 1998 год; по состоянию на 26 мая 2007 г.
- Хейзелл, Эд. «Playing Shape» ( архивная ссылка ) Музыкальный колледж Беркли, [электронная почта защищена] , 2 июня 2004 г.; по состоянию на 26 мая 2007 г.
- Хелланд, Дэйв. «Биография: Тошико Акиёси» ( архивная ссылка ) Down Beat.com; по состоянию на 18 мая 2007 г.
- Юнг, Фред. «Беседа у камина с Тошико Акиёси» ( ссылка ) «Все о джазе» , 20 апреля 2003 г.; по состоянию на 18 мая 2007 г.
- Вейерс, Мэтт. «Интервью с Тошико Акиёси» ( ссылка ) Аллегро , март 2004 г. (Том CIV, №3).
- Яноу, Скотт. «Биография: Тосико Акиёси» ( ссылка ), allmusic.com; по состоянию на 18 мая 2007 г.
- Огава, Такао «Джаз в Японии через отзывы · Японский джаз, написанный свидетельствами» (Komakusa Publishing) 2015, язык: японский ISBN 978-4-905447-71-9, стр. 90-110.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Профиль мастера джаза NEA 2007
- Тошико Акиёси Дискография на Discogs
- 1929 рождений
- Американские пианисты 20-го века
- Американские автобиографы
- Американские писатели японского происхождения
- Американские женщины-композиторы
- Американские женщины-джазовые музыканты
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые пианисты
- Американские музыкальные аранжировщики
- Американские женщины-музыканты японского происхождения
- Выпускники музыкального колледжа Беркли
- Руководители биг-бэндов
- Артисты Columbia Records
- Артисты Конкорд Рекордс
- Женщины-джазовые композиторы
- Японские эмигранты в США
- Японские эмигранты в Китае
- Японские женщины-композиторы
- Японские джазовые композиторы
- японские джазовые пианисты
- Японцы из Маньчжоу-Го
- Японские пианистки
- Живые люди
- Прогрессивные музыканты биг-бэнда
- Исполнители RCA Records
- Американские джазовые пианистки
- Люди из Ляояна
- Американские пианистки XX века
- Американские пианисты XXI века
- Артисты Verve Records
- Американские женщины-автобиографы
- Американские пианистки XXI века
- Исполнители Fresh Sounds Records
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца 4 степени.
- Музыканты из префектуры Оита