Сюита (музыка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Сюита в представляет западной классической музыке собой упорядоченный набор инструментальных или оркестровых / концертных произведений. Он возник в конце 14 века как сочетание танцевальных мелодий; и разросся настолько, что к началу 17 века он насчитывал до пяти танцев, иногда с прелюдией . Отдельные части часто были тематически и тонально связаны. [1] Этот термин также может использоваться для обозначения аналогичных форм в других музыкальных традициях, таких как турецкий фасил и арабский нуубаат .
В эпоху барокко сюита была важной музыкальной формой , также известной как «Сюита танцев» , «Орден» (термин, любимый Франсуа Купереном ), «Партита » или «Увертюра » (после театральной « увертюры », которая часто включала серию танцев). с оркестровыми сюитами Кристофа Граупнера , Телемана и И.С. Баха .
В XVIII веке сюита вышла из моды как циклическая форма, уступив место симфонии , сонате и концерту . Он был возрожден в конце 19 века, но в другой форме. [2] часто представляет отрывки из балета ( Сюита «Щелкунчик» ), музыку к пьесе ( «Арлезианка» , «Маскарад» ), опере , фильму ( Сюита «Лейтенант Кидже» ) или видеоигре ( сюита Мотоаки Такенучи 1994 года к сериалу «Сияние ») [3] или полностью оригинальные части ( «Хольберг-сюита» , «Планеты» ).
История
[ редактировать ]Этьен дю Тертр опубликовал «Suyttes de Bransles» в 1557 году, где впервые в музыке впервые использовался термин «сюита» «Suyttes», хотя обычной формой того времени были парные танцы. Первая узнаваемая сюита - это Пёрля « Новый Падуан, Интрада, Данц и Галлиарда» 1611 года, в которой четыре танца из названия неоднократно появляются в десяти сюитах. Иоганна Музыкальное банкетто Шейна ( 1617) содержит 20 сцен пяти разных танцев. Первая четырехчастная сюита, приписываемая названному композитору, «Сюита Сэндли» , была опубликована в 1663 году. [4] [5]
Барокко было
[ редактировать ]Сюита в стиле барокко состояла из аллеманды , куранты , сарабанды и жиги в указанном порядке и возникла в 17 веке во Франции, причем жига появилась позже других. Иоганну Якобу Фробергеру обычно приписывают создание классической сюиты посредством его сочинений в этой форме, которые широко публиковались и копировались, хотя во многом это произошло благодаря тому, что его издатели стандартизировали порядок; В оригинальных рукописях Фробергера есть много разных порядков движений, например, жига, предшествующая сарабанде. Однако стандартизированный порядок издателя оказал большое влияние, особенно на произведения Баха.
Многие более поздние сюиты включали другие части, расположенные между сарабандой и жигой. Эти дополнительные движения были известны как галантеры : распространенными примерами являются менуэт , гавот , паспье и бурре . Часто встречаются две контрастирующие галантереи с одним и тем же названием, например, Менуэт I и II, которые исполняются поочередно , что означает, что первый танец исполняется снова после второго (но без внутренних повторов), то есть I, II, I.
Позднее добавление увертюры в «увертюру-сюиту» было чрезвычайно популярно среди немецких композиторов; Телеман утверждал, что написал более 200 увертюр-сюит, Кристоф Граупнер написал 86 оркестровых увертюр-сюит и 57 партит для клавесина , у И. С. Баха были свои четыре оркестровые сюиты наряду с другими сюитами, а Гендель поместил свои произведения «Музыку на воде» и «Музыку для королевского фейерверка» в . эта форма. Гендель написал 22 клавишные сюиты; Бах создал несколько сюит для лютни, виолончели, скрипки, флейты и других инструментов, а также английские сюиты , французские сюиты и партиты для клавишных . Более поздние сюиты Франсуа Куперена (которые он назвал «Орденами») часто полностью обходились без стандартных танцев и целиком состояли из характерных пьес с причудливыми названиями.
18 и 19 века
[ редактировать ]К 1750-м годам сюита стала считаться старомодной, ее вытеснили симфония и концерт, и лишь немногие композиторы в то время все еще писали сюиты. Но начиная с XIX века композиторы часто аранжировали балеты, оперы и другие произведения в сюиты для концертного исполнения. Аранжировка в сюиту может сделать музыку более доступной и доступной для более широкой аудитории, а также во многом помогла популяризировать саму музыку, например, в из сюите Чайковского « Щелкунчика » или Аарона Копленда сюите из «Аппалачской весны» . Сюиты для оркестра или концертного ансамбля обычно состоят из одной или нескольких частей . Примером могут служить . четырех частей Оркестровые сюиты I и II «Пер Гюнт» Грига, каждая из которых состоит из Такие апартаменты могут состоять из
- инструментальная подборка из более крупного произведения, такого как опера, балет, партитура к фильму или мюзикл;
- связанных общей темой, таких как националистически окрашенные сюиты Грига, Сибелиуса или Чайковского и «Планеты» Холста последовательность небольших пьес , ;
- произведение, намеренно отсылающее к темам барокко, как, например, в озорной Сюите для фортепиано Шенберга .
Карл Нильсен сделал Сюиту для струнного оркестра своим Опусом 1 в 1888 году в возрасте 23 лет. В конце 19 века «Карельская сюита » Сибелиуса была написана для студентов Хельсинкского университета.
20 век
[ редактировать ]Созданная импрессионизмом , фортепианная сюита была вновь представлена французскими композиторами начала 20-го века, такими как Равель и Дебюсси . Дебюсси «Pour le Piano» — это трехчастная сюита, опубликованная в 1901 году, а его «Бергамская сюита» , переработанная в 1905 году, — вероятно, одна из самых известных сюит, особенно третья часть — « Lair de Lune» . Равель особенно известен своей сюитой «Мируар» для фортепиано и менее известной «Гробницей Куперена» , обе из которых требуют от пианиста огромного мастерства и ловкости.
Арнольд Шенберг впервые использовал двенадцатитоновую технику на протяжении всего произведения в его Сюите для фортепиано, соч. 25 . Созданная по образцу клавишной сюиты в стиле барокко, пьеса состоит из шести частей, озаглавленных «Пралудиум» (Прелюдия), «Гавот» , «Мюзет» , «Интермеццо » , «Менуэт» (Менуэт с трио) и «Жига» .
Другими известными примерами сюит начала 20-го века являются «Планеты» Густава Холста , «Сюита для оркестра», в которой каждая пьеса представляет астрологическое значение одной из семи известных тогда необитаемых планет, а также его Первая сюита ми-бемоль. и Вторая сюита фа мажор для военного оркестра .
Есть также несколько примеров использования сюит в джазовом жанре. Пожалуй, самым известным композитором является Дюк Эллингтон / Билли Стрейхорн , который написал множество сюит, среди них: «Черная, коричневая и бежевая» , «Такой сладкий гром» , «Дальневосточная сюита» , « Новоорлеанская сюита» , « Латиноамериканская сюита » и многие другие. Сюиты также используются в фри-джазе ( Макс Роуч : Freedom Now Suite , Дон Черри , Колтрейна Джона A Love Supreme , [6] и т. д.).
Еще один пример сюиты 20-го века — прогрессивная рок- группа Pink Floyd . Их альбом 1970 года Atom Heart Mother включал эпическую 23-минутную сюиту Atom Heart Mother Suite на первой стороне пластинки.
Танцевальная сюита
[ редактировать ]Танцевальная сюита представляла собой сборник танцевальной музыки, популярной в эпоху барокко . Он состоит из следующих движений в следующем порядке:
- Аллеманда : Буквально переводится с французского как «немецкий», но к моменту канонизации в сюите он был полностью французским и к 17 веку стал архаичным как настоящий танец. Это умеренный танец с размером 4
4 характеризуется равномерным движением шестнадцатых нот, большей частью гомофонной фактурой, ровным ритмом и в целом сдержанным настроением. - Куранта или Корренте: Куранта — это высокоструктурированный французский танец. 3
2 тайма с полифоническими текстурами, характерными эффектами гемиолы, подразумевающими 6
4 , особенно в его шаблонном темпе и всплесках движений на фоне умеренного основного пульса. Corrente — это быстрая итальянская версия. 3
4 или 3
8 , как правило, состоит из двух частей с более простой гармонической структурой, более единообразным значением нот, более виртуозным характером и более свободной формой, чем его французский аналог. - Сарабанда : медленный, величественный танец. 3
4 раза, нечасто 3
2 . Оригинальный испанский танец (унаследованный от Мексики) был очень живым и быстрым, и, как известно, противоречивым из-за своего похотливого характера. Однако к моменту включения его в сюиту через Францию он был полностью переосмыслен как уравновешенный центральный элемент. Сарабанда стремится к гармоническому богатству и лирической мелодичности. - Жига : Гига или « джига » возникла в Великобритании и Ирландии и представляет собой быстрый танец, почти всегда в сложном размере и/или тройном размере, с 6
8 и 12
8 самых распространенных. Тем не менее, Жига допускает наибольшее разнообразие среди стандартных танцев, с яркими примерами практически в каждом тактовом размере. Французская жига характеризуется отчетливым веселым пунктирным ритмом. 6
8 и неизменно пишется двухчастным контрапунктом, тогда как итальянский (иногда «Giga») представляет собой более разнообразный и виртуозный формат с небольшими нотами в акробатических пассажах. Итальянский стиль в значительной степени вытеснил французский к началу середины 18 века, когда немецкие композиторы сделали его образцом не только технической виртуозности, но и контрапунктической сложности, а некоторые из жиг И. С. Баха почти можно было квалифицировать как настоящие фуги.
Сюита может быть представлена таким движением, как следующее.
- Прелюдия
- Антре (балет) : Иногда антре состоит из сюиты; но там чисто инструментальная музыка и никакого танца не исполняется. Это вступление, пьеса, похожая на марш, исполняемая во время выступления танцевальной группы или перед балетом. Обычно в 4
4 раз. Это связано с итальянской интрадой. - Увертюра
Между Сарабандой и Жигой следующие Галантеры могут быть включены .
- Бадинери : короткий быстрый танец. 2
4-й такт, который слился с Скерцо, породив движение быстрого темпа в двухметровом размере, распространенное в романтизме в качестве замены Менуэта. - Бурре : легкий, быстрый танец. 4
4 раз. Буре начинается с последней доли такта и продолжается двумя-тремя тактами, пока четвертая доля одного такта не приобретет легкое напряжение, дающее ощущение возврата к началу ритмической структуры. - Чакона (Чакона): медленный испанский танец размером в три метра , часто используемый в качестве средства вариации повторяющейся короткой гармонической прогрессии с короткой повторяющейся басовой партией.
- Гавот : Гавот – это танец. 4
4 или соответствующий тактовый размер. Он начинается на третьей доле неполного такта. Это продолжается несколько тактов, где третья доля приобретает легкое напряжение, создавая ощущение возвращения к началу структуры ритма. Гавот имеет тенденцию иметь ровный ритм стаккато и имеет очаровательный деревенский характер. - Интермецци : этот раздел состоит из двух-четырех танцев по усмотрению композитора, которые могут включать менуэт , бурре , полонез и/или гавот .
- Лур : медленный танец французского происхождения, названный в честь одноименного инструмента , хотя примеры, встречающиеся в сюитах, почти полностью расходятся с идиомой этого инструмента. Луре, которую иногда сравнивают с «медленной жигой», обычно находится в 6
4 . - Менуэт : А 3
4 танцуют величаво и изящно. Часто он короткий и простой, часто с четкой темой и небольшими вариациями. Во многих сюитах два менуэта, в таких случаях первый менуэт играется с повторами, затем следует второй менуэт с повторами, затем повторяется первый менуэт ( да капо ) обычно без повторов. Этот порядок является стандартным, когда дополнительный танец удваивается, но чаще всего такая практика встречается с менуэтами. Менуэт примечателен тем, что пережил переход к классическому периоду и стал стандартом как третья часть в форме сонаты , пришедшая на смену сюите как наиболее известному циклическому инструментальному жанру. - Пассакалья (Pasacalles): живой, часто серьезный испанский танец. 3
4 или 3
2 метра. Обычно основан на бас-остинато . - Паспье : французское танцевальное движение. 3
8 или 9
8 . Ритм почти всегда дрожащий. Он начинается на последней доле неполного такта, хотя позитивная доля не исчезает до конца каждой части (в отличие от буре или гавота, где разрешение позитивной доли может происходить каждые три или четыре такта. Это легкий танцуйте с сильным ощущением движения. - Паване : Медленный танец. 4
4 или 2
2 раза испанского и/или итальянского происхождения. - Полонез : танец в 3
4, который появляется циклами по два бара. Сильное ударение делается на первую долю первого такта, а более легкое — на вторую долю второго такта, вызывая легкое чувство дезориентации. - Сицилиана (Сицилиана): Танец в 6
8 или 12
8 , в котором большая часть танца привязана к одному из трех типичных ритмов, включающих синкопы и инверсию ритмической структуры. Часто он звучит в минорной тональности и несколько мрачноват.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элисон Лэтэм (редактор) Оксфордский музыкальный словарь (издание 2002 г.), статья; "Люкс"
- ^ Элисон Лэтэм (редактор) Оксфордский музыкальный словарь (издание 2002 г.), статья; "Люкс"
- ^ « Симфоническая сюита. Еще одна история сияющей силы » . Архивировано из оригинала 24 января 2018 г. Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Колдуэлл, Джон (1 апреля 1985 г.). Английская клавишная музыка до девятнадцатого века . Публикации Courier Dover. п. 155. ИСБН 978-0-486-24851-6 .
- ^ Купер, Барри А.Р. (1989). Английская сольная клавирная музыка среднего и позднего барокко . Гирлянда. п. 40. ИСБН 978-0-8240-0191-9 .
- ^ Руссонелло, Джованни (19 октября 2021 г.). «Какое редкое живое повествование «A Love Supreme» о Джоне Колтрейне» . Записная книжка критика. Нью-Йорк Таймс . ISSN 1553-8095 . OCLC 1645522 . Проверено 2 марта 2024 г.