Сюита для фортепиано (Шёнберг)
Шёнберга Арнольда Сюита для фортепиано (нем. Suite für Klavier ), соч. 25, представляет собой 12-тоновую пьесу для фортепиано , написанную между 1921 и 1923 годами. Это произведение является самым ранним, в котором Шенберг использует ряд «12 тонов, связанных только друг с другом» в каждой части : [ нужна ссылка ] более ранние 5 Stücke , Op. 23 (1920–23) использует 12-тоновый ряд только в финальной части вальса, а в Серенаде , соч. 24, использует одну строку в своем центральном сонете . Основной тональный ряд сюиты состоит из следующих звуков: E–F–G–D ♭ –G ♭ –E ♭ –A ♭ –D–B–C–A–B ♭ .
По форме и стилю работа перекликается со многими чертами барочной сюиты . Всего шесть движений:
- Прелюдия (1921)
- Гавот (1923)
- Мюзетт (1923)
- Интерлюдия (1921–1923)
- Менуэтт . Трио (1923)
- Жига (1923)
Типичное исполнение всей сюиты занимает около 16 минут.
В этой работе Шенберг использует транспозиции и инверсии впервые ряда: используются множества P-0, I-0, P-6, I-6 и их ретроградные числа. Арнольд Уиттолл предположил, что «выбор транспозиций на шестом полутоне — тритоне — может показаться следствием желания намекнуть на «тонико-доминантные» отношения и появление тритона G–D ♭ во всех четыре набора — это иерархическая особенность, которую Шенберг использует в нескольких местах». [2]
Сюита была впервые исполнена учеником Шёнберга Эдуардом Штойерманом в Вене 25 февраля 1924 года. Штойерманн сделал коммерческую запись произведения в 1957 году. [3] Первая запись Сюиты для фортепиано выпущенная была сделана Нильсом Вигго Бенцоном незадолго до 1950 года. [3]
Движение Гавота содержит « пародию на клавишную сюиту в стиле барокко , в которой криптограмма имени Баха является важным гармоническим и мелодическим приемом». [4] [5] и соответствующая цитата из сочинения Шенберга . 19/VI . [6]
Эдвард Т. Коун (1972) каталогизировал, по его мнению, ряд ошибок в переработанном издании фортепианной музыки Шенберга Рейнхольда Бринкмана 1968 года, одна из которых находится в пятом такте «Гавота» Сюиты, G ♭ вместо Г ♮ . [7] Генри Клюмпенхауэр ссылается на (т.е. умственных ошибок) Зигмунда Фрейда концепцию парапраксов , чтобы предложить психологический контекст, объясняющий отклонение от ноты, предсказанной по тональному ряду. [8]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Уиттолл 2008 , с. 34.
- ^ Уиттолл 1977 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Библиотеки Университета Южной Калифорнии
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 108.
- ^ Левин 1982–83 , №9.
- ^ Клюмпенхауэр 1994 , с. 246.
- ^ Конус 1972 , с. 72.
- ^ Клюмпенхауэр 1994 , с. 218.
Источники
- Коун, Эдвард Т. (осень – зима 1972 г.). «Редакционная ответственность и неприятные «опечатки» Шенберга ». Перспективы новой музыки . Десятый юбилейный выпуск. 11 (1): 65–75. дои : 10.2307/832463 . JSTOR 832463 .
- Клюмпенхауэр, Генри (осень 1994 г.). «Пример парапраксиса в гавоте опуса 25 Шенберга». Журнал теории музыки . 38 (2): 217–248. дои : 10.2307/843773 . JSTOR 843773 .
- Левин, Дэвид (1982–83). «Техники трансформации в атональной и другой музыке». Перспективы новой музыки . 21 (1–2): 312–371. дои : 10.2307/832879 . JSTOR 832879 .
- Штукеншмидт, HH (1977). Шёнберг: его жизнь, мир и творчество . Перевод Хамфри Сирла . Лондон: Колдер.
- Библиотеки Университета Южной Калифорнии (без даты) « Записи Арнольда Шенберга: Список произведений: Сюита, соч. 23 (1923/25) » (по состоянию на 6 апреля 2014 г.).
- Уиттолл, Арнольд (1977). Музыка времен Первой мировой войны . Лондон: Дент.
- Уиттолл, Арнольд (2008). Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68200-8 .