Пять пьес для фортепиано
Пять пьес для фортепиано (нем. Fünf Klavierstücke ), соч. 23, представляет собой набор из пяти пьес Арнольда Шенберга для фортепиано соло , которые он частично сочинил в 1920 году и завершил в 1923 году. [1] Пять частей:
- Очень медленно
- Очень быстро
- Медленно («медленно»)
- Швунгволль («полный импульса»)
- Вальцер (« вальс »)
Типичное исполнение всех пяти пьес занимает около 12 минут.
В каждой из частей исследуется свой подход к сериализации подачи. В первой пьесе одновременно разворачиваются серии из 21, 20 и 13 нот, которые позже повторяются в том же порядке, но изменяются по ритму и октаве, создавая иную, контрастирующую музыкальную текстуру. Его первоначальным толчком стало предложение в июне 1920 года Анри Пруньера , редактора французского музыкального журнала « La Revue musice », внести свой вклад в предложенный «Гомбо Клода Дебюсси», хотя Шёнберг в конечном итоге решил не представлять его для включения в этот проект. [2] Краткий второй отрывок, также написанный в 1920 году, резко контрастирует. Третий, написанный в 1923 году, основан на мотиве из пяти нот, а четвертый, начатый в 1920 году и возобновленный в 1923 году, включает четыре повторяющихся созвездия высоты звука. [3] В пятой пьесе, вальсе, используется серия из двенадцати одинаково темперированных звуков, но без транспозиций и инверсий. он сочинил части полностью 12-тоновой сюиты для фортепиано . Иногда его называют первым 12-тоновым произведением, но Шенберг написал его в феврале 1923 года, а ранее, еще в 1921 году, [4]
Пять фортепианных пьес впервые были полностью исполнены осенью 1923 года в Гамбурге Эдуардом Штойерманом , который также представил первые две пьесы в 1920 году в Вене . [5]
Они были коммерчески записаны такими пианистами, как Гленн Гулд , Клод Хелффер , Пол Джейкобс , Маурицио Поллини , Эдуард Штойерманн и Питер Серкин . [6]
Кэтрин Бейли посвятила «Пяти фортепианным пьесам» монографию «Сочинение с тонами»: музыкальный анализ сочинения Шёнберга. 23 пьесы для фортепиано (Королевская музыкальная ассоциация, Лондон, 2001). [7]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Эйке Фесс. «Пять фортепианных пьес ор. 23 (1920/23)» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Эйке Фесс. «Пять фортепианных пьес ор. 23 (1920/23)» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Эйке Фесс. «Пять фортепианных пьес ор. 23 (1920/23)» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Эйке Фесс. «Пять фортепианных пьес ор. 23 (1920/23)» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Центр Арнольда Шёнберга. «Пять фортепианных пьес в индивидуальном ракурсе» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Джон Палмер. «Вся музыка: Арнольд Шенберг, Пьесы (5) для фортепиано, соч. 23» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Бэйли 2001 .
Источники
- Эйке Фесс. «Пять фортепианных пьес ор. 23 (1920/23)» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- Центр Арнольда Шёнберга. «Пять фортепианных пьес в индивидуальном ракурсе» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- Джон Палмер. «Вся музыка: Арнольд Шенберг, Пьесы (5) для фортепиано, соч. 23» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- Бейли, Кэтрин (2001). «Сочинение с тонами»: Музыкальный анализ сочинения Шенберга. 23 пьесы для фортепиано . Лондон: Королевская музыкальная ассоциация.