Пять пьес для оркестра
Пять пьес для оркестра | |
---|---|
Арнольд Шенберг | |
![]() Портрет Арнольда Шенберга работы Рихарда Герстля , ок. июнь 1905 г. | |
Родное имя | Пять оркестровых пьес |
Опус | 16 |
Стиль | Бесплатная атональность |
Составленный | 1909 |
Движения | Пять |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 3 сентября 1912 г. |
Расположение | Лондон |
Дирижер | сэр Генри Вуд |
Пять пьес для оркестра ( Fünf Orchesterstücke ), соч. 16, были сочинены Арнольдом Шенбергом в 1909 году и впервые исполнены в Лондоне в 1912 году. Названия пьес, неохотно добавленные композитором после завершения произведения по просьбе его издателя, следующие:
- «Предчувствия», очень быстро
- «Прошлое», умеренные причуды
- «Цвета», умеренные четверти («Летнее утро у озера: Аккорды-Цвета», умеренные крючки)
- «Перипетия», очень быстро
- «Речитатив облигато», подвижные дрожания («Речитатив облигато», занятые дрожания)
« Пять пьес» развивают понятие «тотального хроматизма », которое Шенберг ввел в своих «Трех фортепианных пьесах» , соч. 11 (написанные ранее в том же году) и были написаны во время острого личного и творческого кризиса композитора, что отражается в напряженности, а иногда и в чрезвычайной жестокости партитуры, отражая экспрессионистское движение того времени, в частности его озабоченность подсознанием и растущим безумием. [ нужна ссылка ]
Премьера
[ редактировать ]Мировая премьера произведения состоялась в Королевском зале Лондона на променадном концерте 3 сентября 1912 года под управлением сэра Генри Вуда , постоянного поборника новой музыки. Во время репетиций сюиты Шенберга он убеждал своих сопротивляющихся исполнителей: «Держитесь этого, господа! Это ничто по сравнению с тем, что вам придется играть через 25 лет». [1] [2] Работа не была хорошо принята; критик Эрнест Ньюман , который был восприимчив к музыке Шенберга, написал после выступления:
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение существует в двух разных партитурах: оригинальной версии 1909 года для очень большого оркестра и переработанной версии 1949 года, которая уменьшает размер оркестра до более или менее нормальных пропорций, «отказываясь от контрабас-кларнета, а также от четырехкратная оценка остальных деревянных духовых инструментов и двух из шести валторн». [4] Эта версия была опубликована посмертно в 1952 году.
Оригинальная версия 1909 года[ редактировать ]
| Переработанная версия 1949 года.[ редактировать ]
|
Третья часть
[ редактировать ]По словам Роберта Эриксона , « гармонические и мелодические движения сокращаются, чтобы сосредоточить внимание на тембральных и текстурных элементах». [5] Блэр Джонстон утверждает, что эта часть на самом деле называется «Аккорды-Цвета», что Шенберг «убирает все традиционные мотивные ассоциации» из этого произведения, что оно порождается единой гармонией: C–G ♯ –B–E–A ( Фарбен аккорд , показанный ниже), встречается в ряде хроматически измененных производных и оценивается как «калейдоскопически вращающийся массив инструментальных цветов». [6]
Было ли это ранним примером того, что Шенберг позже назвал Klangfarbenmelodie (в своей книге 1911 года Harmonielehre ), является предметом споров. Один учёный считает, что «ныне знаменитые высказывания Шёнберга о «Klangfarbenmelodie» являются, однако, размышлениями, не имеющими прямого отношения к Оркестровой пьесе op. 16, № 3». [7] Попытка опровергнуть эту точку зрения была опубликована в том же номере журнала. [8]
Шенберг объясняет в примечании, добавленном к редакции партитуры 1949 года: «Дирижеру не нужно пытаться полировать звуки, которые кажутся несбалансированными, но нужно следить за тем, чтобы каждый инструменталист точно играл предписанную динамику в соответствии с природой своего инструмента. Мотивов нет. в этой пьесе, которые должны быть выдвинуты на первый план». [9]
Второе выступление и влияние
[ редактировать ]Вуд пригласил Шенберга дирижировать вторым исполнением произведения в Лондоне в 1914 году. Единственный британский ученик композитора, Эдвард Кларк , передал приглашение, и 17 января 1914 года Шенберг дирижировал произведением в Королевском зале. [10] [11] [12] Смех и шипение первого исполнения не повторились, произведение слушалось молча и вежливо аплодировало. [13] Композитор остался в восторге от исполнения и тепло поздравил Вуда и оркестр: «Должен сказать, что впервые со времен Густава Малера я снова услышал такую музыку, исполненную, как того требует музыкант культуры». [14] На этом концерте, возможно, присутствовал Густав Хольст , [15] который получил копию партитуры, единственную партитуру Шёнберга, которая у него когда-либо была. Отголоски произведения появляются в «Планетах» (первоначально называвшихся «Семь пьес для большого оркестра» ) и в открытии его балета «Приманка» Шёнберга (1921), который очень напоминает третью из «Пяти пьес» . [2]
Записи
[ редактировать ]- Аранжировка для двух фортепиано Антона Веберна в исполнении Джеймса Винна и Кэмерона Гранта, компакт-диск Albany Records TROY992, UPC 034061099222
- Берлинский филармонический оркестр , дирижер Джеймс Левин , Deutsche Grammophon 419781
- Чикагский симфонический оркестр , дирижер Рафаэль Кубелик , Mercury Living Presence 434397
- Чикагский симфонический оркестр, дирижер Даниэль Баренбойм, Teldec 98256
- Кливлендский оркестр , дирижер Кристоф фон Донаньи , Decca 436240
- Лондонский симфонический оркестр , дирижер Антал Дорати , Mercury Living Presence 432006
- Лондонский симфонический оркестр под управлением Роберта Крафта, Наксос 8557524
- Королевский оркестр Консертгебау , дирижер Риккардо Шайи , Decca 436467
- Королевский оркестр Концертгебау, дирижер Эдуард ван Бейнум , Andante 4060
- Симфонический оркестр Баварского радио , дирижер Герман Шерхен , Orfeo D'or 274921
- Симфонический оркестр радио Саарбрюккена, Ханс Зендер , CPO 999481 дирижер
- Симфонический оркестр Südwestfunk, дирижер Михаэль Гилен, Wergo WER 60185-50
- Симфонический оркестр BBC , дирижер Пьер Булез , Sony 48463
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкобс 1994 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Ламборн, Дэвид (август 1987 г.). «Генри Вуд и Шенберг». Музыкальные времена . 128 (1734): 422–427. дои : 10.2307/965003 . JSTOR 965003 . (требуется подписка)
- ↑ Ньюман, Эрнест , «Дело Арнольда Шенберга», The Nation , 7 сентября 1912 г., стр. 830, цитируется по Lambourn 1987 , стр. 422–427.
- ^ Дофлейн 1969b , с. 211.
- ^ Эриксон 1975 , с. 37.
- ^ Джонстон .
- ^ Дофлейн 1969a , с. 204.
- ^ Руфер 1969 , стр. 366–368.
- ^ Шёнберг 1999 , с. 29.
- ^ Anon., «Герр Шенберг в Лондоне. Его теория и практика», Daily News Leader (17 января 1914 г.), полностью цитируется на веб-сайте Центра Арнольда Шенберга (по состоянию на 29 октября 2013 г.).
- ^ Элисон Гарнхэм, Ганс Келлер и BBC: Музыкальная совесть британского радиовещания, 1959–79 .
- ^ Дженнифер Доктор, BBC и ультрасовременная музыка, 1922–1936: формирование вкусов нации
- ↑ Short 1990 , стр. 118–119.
- ↑ Письмо от 23 января 1914 г., цитируется по Lambourn 1987 , стр. 426
- ^ Холст 2008 , с. 32.
Источники
- Дофлейн, Эрих (1969a). «Опус 16 № 3 Шенберга: миф о тембровой мелодии». Мелос (36): 203–205.
- Дофлейн, Эрих (1969b). «Опус 16 № 3 Шенберга: История заголовка». Мелос (36): 209–212.
- Эриксон, Роберт (1975). Звуковые структуры в музыке . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02376-5 .
- Холст, Имоджен (2008) [1969]. Густав Хольст: Биография (второе изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-24199-6 .
- Джейкобс, Артур (1994). Генри Дж. Вуд: организатор выпускных вечеров . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-41-369340-2 .
- Джонстон, Блэр. Пьесы (5) для оркестра, соч. 16 на AllMusic
- Руфер, Йозеф (1969). «Опять Опус 16 Шенберга». Мелос (36).
- Шенберг, Арнольд (1999). Пять оркестровых пьес, опус 16 (партитура). Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-40642-3 .
- Коротко, Майкл (1990). Густав Хольст: Человек и его музыка . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-314154-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беркхарт, Чарльз. Шенберга « Фарбен : анализ оп. 16, № 3». Перспективы новой музыки 12 (1973–74): 141–172.
- Крафт, Роберт . «Пять пьес Шенберга для оркестра ». В «Перспективах Шёнберга и Стравинского» , исправленное издание под редакцией Бенджамина Борца и Эдварда Т. Коуна , 3–24. Нью-Йорк: WW Нортон, 1972.
- Форте, Аллен . Структура атональной музыки . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 1973.
- Фортиг, Питер. «Арнольд Шёнберг о тембре». Мелос 36 (1969): 206–209.
- Меккельманн, Михаэль. Арнольд Шёнберг: Пять оркестровых пьес, соч . В. Финк, Мюнхен, 1987 г. ISBN 3-7705-2415-2
- Сосед, Огайо (2001). «Шенберг, Арнольд». В Стэнли Сэди ; Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан.
- Ран, Джон . «Анализ второй: Пять пьес Шенберга для оркестра: Фарбен, соч. 16, № 3». В своей «Основной атональной теории» , 59–73. Нью-Йорк и Лондон: Лонгман, 1980. ISBN 0-582-28117-2 .
- Шенберг, Арнольд. Стиль и идея. Калифорнийский университет Press, Лос-Анджелес, 1984. ISBN 0-520-05294-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пять пьес для оркестра , Schoenberg.at
- Пять пьес для оркестра : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур