Jump to content

Пять пьес для оркестра

Пять пьес для оркестра
Арнольд Шенберг
Портрет Арнольда Шенберга работы Рихарда Герстля , ок. июнь 1905 г.
Родное имя Пять оркестровых пьес
Опус 16
Стиль Бесплатная атональность
Составленный 1909
Движения Пять
Подсчет очков Оркестр
Премьера
Дата 3 сентября 1912 г.
Расположение Лондон
Дирижер сэр Генри Вуд

Пять пьес для оркестра ( Fünf Orchesterstücke ), соч. 16, были сочинены Арнольдом Шенбергом в 1909 году и впервые исполнены в Лондоне в 1912 году. Названия пьес, неохотно добавленные композитором после завершения произведения по просьбе его издателя, следующие:

  1. «Предчувствия», очень быстро
  2. «Прошлое», умеренные причуды
  3. «Цвета», умеренные четверти («Летнее утро у озера: Аккорды-Цвета», умеренные крючки)
  4. «Перипетия», очень быстро
  5. «Речитатив облигато», подвижные дрожания («Речитатив облигато», занятые дрожания)

« Пять пьес» развивают понятие «тотального хроматизма », которое Шенберг ввел в своих «Трех фортепианных пьесах» , соч. 11 (написанные ранее в том же году) и были написаны во время острого личного и творческого кризиса композитора, что отражается в напряженности, а иногда и в чрезвычайной жестокости партитуры, отражая экспрессионистское движение того времени, в частности его озабоченность подсознанием и растущим безумием. [ нужна ссылка ]

Премьера

[ редактировать ]

Мировая премьера произведения состоялась в Королевском зале Лондона на променадном концерте 3 сентября 1912 года под управлением сэра Генри Вуда , постоянного поборника новой музыки. Во время репетиций сюиты Шенберга он убеждал своих сопротивляющихся исполнителей: «Держитесь этого, господа! Это ничто по сравнению с тем, что вам придется играть через 25 лет». [1] [2] Работа не была хорошо принята; критик Эрнест Ньюман , который был восприимчив к музыке Шенберга, написал после выступления:

Нечасто английская публика шипит музыку, которая ей не нравится, но добрая треть зрителей в Куинс-холле в прошлый вторник позволила себе такую ​​роскошь после исполнения пяти оркестровых пьес Шенберга. Другая треть аудитории только не шипела потому, что смеялась, а оставшаяся треть казалась слишком озадаченной, чтобы смеяться или шипеть; так что в целом не похоже, чтобы у Шёнберга появилось много друзей в Лондоне. [3]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение существует в двух разных партитурах: оригинальной версии 1909 года для очень большого оркестра и переработанной версии 1949 года, которая уменьшает размер оркестра до более или менее нормальных пропорций, «отказываясь от контрабас-кларнета, а также от четырехкратная оценка остальных деревянных духовых инструментов и двух из шести валторн». [4] Эта версия была опубликована посмертно в 1952 году.

Третья часть

[ редактировать ]
Клангфарбенмелодия в мм. 8–11 «Летнего утра у озера» Продолжительность: 10 секунд.

По словам Роберта Эриксона , « гармонические и мелодические движения сокращаются, чтобы сосредоточить внимание на тембральных и текстурных элементах». [5] Блэр Джонстон утверждает, что эта часть на самом деле называется «Аккорды-Цвета», что Шенберг «убирает все традиционные мотивные ассоциации» из этого произведения, что оно порождается единой гармонией: C–G –B–E–A ( Фарбен аккорд , показанный ниже), встречается в ряде хроматически измененных производных и оценивается как «калейдоскопически вращающийся массив инструментальных цветов». [6]

 {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\relative c' {\new PianoStaff <<  \new Staff { \clef treble \time 4/4 <e a>1 }  \new Staff { \clef bass \time 4/4 <c, gis' b>1 }>> } }

Было ли это ранним примером того, что Шенберг позже назвал Klangfarbenmelodie (в своей книге 1911 года Harmonielehre ), является предметом споров. Один учёный считает, что «ныне знаменитые высказывания Шёнберга о «Klangfarbenmelodie» являются, однако, размышлениями, не имеющими прямого отношения к Оркестровой пьесе op. 16, № 3». [7] Попытка опровергнуть эту точку зрения была опубликована в том же номере журнала. [8]

Шенберг объясняет в примечании, добавленном к редакции партитуры 1949 года: «Дирижеру не нужно пытаться полировать звуки, которые кажутся несбалансированными, но нужно следить за тем, чтобы каждый инструменталист точно играл предписанную динамику в соответствии с природой своего инструмента. Мотивов нет. в этой пьесе, которые должны быть выдвинуты на первый план». [9]

Второе выступление и влияние

[ редактировать ]

Вуд пригласил Шенберга дирижировать вторым исполнением произведения в Лондоне в 1914 году. Единственный британский ученик композитора, Эдвард Кларк , передал приглашение, и 17 января 1914 года Шенберг дирижировал произведением в Королевском зале. [10] [11] [12] Смех и шипение первого исполнения не повторились, произведение слушалось молча и вежливо аплодировало. [13] Композитор остался в восторге от исполнения и тепло поздравил Вуда и оркестр: «Должен сказать, что впервые со времен Густава Малера я снова услышал такую ​​музыку, исполненную, как того требует музыкант культуры». [14] На этом концерте, возможно, присутствовал Густав Хольст , [15] который получил копию партитуры, единственную партитуру Шёнберга, которая у него когда-либо была. Отголоски произведения появляются в «Планетах» (первоначально называвшихся «Семь пьес для большого оркестра» ) и в открытии его балета «Приманка» Шёнберга (1921), который очень напоминает третью из «Пяти пьес» . [2]

  1. ^ Джейкобс 1994 , с. 137.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ламборн, Дэвид (август 1987 г.). «Генри Вуд и Шенберг». Музыкальные времена . 128 (1734): 422–427. дои : 10.2307/965003 . JSTOR   965003 . (требуется подписка)
  3. Ньюман, Эрнест , «Дело Арнольда Шенберга», The Nation , 7 сентября 1912 г., стр. 830, цитируется по Lambourn 1987 , стр. 422–427.
  4. ^ Дофлейн 1969b , с. 211.
  5. ^ Эриксон 1975 , с. 37.
  6. ^ Джонстон .
  7. ^ Дофлейн 1969a , с. 204.
  8. ^ Руфер 1969 , стр. 366–368.
  9. ^ Шёнберг 1999 , с. 29.
  10. ^ Anon., «Герр Шенберг в Лондоне. Его теория и практика», Daily News Leader (17 января 1914 г.), полностью цитируется на веб-сайте Центра Арнольда Шенберга (по состоянию на 29 октября 2013 г.).
  11. ^ Элисон Гарнхэм, Ганс Келлер и BBC: Музыкальная совесть британского радиовещания, 1959–79 .
  12. ^ Дженнифер Доктор, BBC и ультрасовременная музыка, 1922–1936: формирование вкусов нации
  13. Short 1990 , стр. 118–119.
  14. Письмо от 23 января 1914 г., цитируется по Lambourn 1987 , стр. 426
  15. ^ Холст 2008 , с. 32.

Источники

  • Дофлейн, Эрих (1969a). «Опус 16 № 3 Шенберга: миф о тембровой мелодии». Мелос (36): 203–205.
  • Дофлейн, Эрих (1969b). «Опус 16 № 3 Шенберга: История заголовка». Мелос (36): 209–212.
  • Эриксон, Роберт (1975). Звуковые структуры в музыке . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-02376-5 .
  • Холст, Имоджен (2008) [1969]. Густав Хольст: Биография (второе изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-24199-6 .
  • Джейкобс, Артур (1994). Генри Дж. Вуд: организатор выпускных вечеров . Лондон: Метуэн. ISBN  978-0-41-369340-2 .
  • Джонстон, Блэр. Пьесы (5) для оркестра, соч. 16 на AllMusic
  • Руфер, Йозеф (1969). «Опять Опус 16 Шенберга». Мелос (36).
  • Шенберг, Арнольд (1999). Пять оркестровых пьес, опус 16 (партитура). Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN  0-486-40642-3 .
  • Коротко, Майкл (1990). Густав Хольст: Человек и его музыка . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-314154-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14e6b7810c863e67ebef305854e1b1ee__1714138200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/ee/14e6b7810c863e67ebef305854e1b1ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five Pieces for Orchestra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)