Контрабас-кларнет
![]() Кларнеты: контрабас в B♭ ( слева ), контр-альт в E♭ ( справа ) | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | Одноязычковый |
Развитый | 1808 |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Музыканты | |
Контрабас -кларнет (также педальный кларнет , по названию органов педалей ) и контрабас-кларнет — два крупнейших представителя семейства кларнетов , которые широко используются. [1] [2] Современные контрабас-кларнеты представляют собой транспонированные инструменты с тональностью B ♭, звучащие на две октавы ниже, чем обычный кларнет-сопрано B ♭ , и на одну октаву ниже бас-кларнета . [1] Некоторые модели контрабас-кларнета имеют дополнительные клавиши для расширения диапазона до низких букв E♭ 3 , D 3 или C 3 . Это дает письменный диапазон тесситуры, обозначенный скрипичным ключом, C 3 – F 6 , который звучит B ♭ 0 – E ♭ 4 . [3] Некоторые ранние инструменты звучали в C; » Арнольда Шенберга В «Fünf Orchesterstücke указан контрабас-кларнет в ля ля, [4] но нет никаких доказательств того, что такой инструмент когда-либо существовал. [5]
Меньший кларнет контрабаса E ♭ иногда называют «контрабас-кларнетом E ♭», и его тон на одну октаву ниже, чем у кларнета альт E ♭. [1]
Две модели субконтрабасового кларнета ( октоконтральто и октоконтрабас ), более низкие по высоте, чем контрабас B ♭, были построены Лебланом в качестве прототипов в 1930-х годах и сохранились только как музейные экспонаты. [6]
История
[ редактировать ]Контрабас
[ редактировать ]Самым ранним известным контрабас-кларнетом был contre-basse guerrière, изобретенный в 1808 году ювелиром по имени Дюма из Сомьера; об этом инструменте еще мало что известно. Батифон ) был контрабасовым кларнетом (также пишется батифон , нем. и фр. batyphon , который был результатом попытки В. Ф. Випрехта получить контрабас для язычковых инструментов . Батифон был изготовлен в масштабе, вдвое превышающем размер кларнета в C, причем деления хроматической гаммы были расположены в соответствии с акустическими принципами. Для удобства закрытия отверстий, расположенных слишком далеко друг от друга, чтобы их можно было закрыть пальцами, использовались кривошипные или поворотные ключи. Инструмент был изготовлен из кленового дерева, имел мундштук подходящего размера для кларнета, соединенный посредством цилиндрического латунного крючка с верхней частью трубки и латунным раструбом. Высота звука была на две октавы ниже, чем у кларнета в C, компас был таким же и, таким образом, соответствовал современной басовой тубе . Звук был приятным и полным, но недостаточно мощным для контрабасового регистра военного оркестра. Кроме того, у батифона был один серьезный недостаток: на нем можно было легко играть только в родственных ему тональностях — соль и фа мажор. Батифон был изобретен и запатентован в 1839 году Ф. В. Випрехтом, генеральным директором всех Прусские военные оркестры производитель придворных инструментов и Э. Скорра, берлинский . На практике инструмент оказался малопригодным, и его заменила басовая туба.
Батифон, носящий имя его изобретателей, входил в коллекцию Snoeck, приобретенную для берлинской коллекции старинных музыкальных инструментов в Высшей школе музыки . [7] Вскоре после изобретения Випрехта Адольф Сакс создал свой кларнет-бурдон тональности B ♭ .
В 1889 году Фонтен-Бессон начал производство нового педального кларнета (см. фотографию).Этот прибор состоит из трубки длиной 10 футов (3,0 м), в которой совмещены цилиндрические и конические отверстия.Трубка дважды сгибается сама по себе. На трубке 13 клавиш и 2 кольца, аппликатура такая же, как у кларнета B ♭, за исключением восьми верхних полутонов. Тон богатый и полный, за исключением самых низких нот, которые неизбежно немного грубы по качеству, но гораздо более звучны, чем соответствующие ноты контрафагота . Это на октаву ниже, чем у бас-кларнета, и на две октавы ниже, чем у B ♭ кларнета.Верхний регистр напоминает регистр шалюмо кларнета B ♭ , он пронзительный и сладкий. [8] Ни один из этих инструментов не получил широкого распространения, но они послужили основой для контрабас-кларнетов, производимых в конце 19-го и начале 20-го веков несколькими производителями, в частности, разработанными Шарлем Увенагелем для Леблана , которые были более успешными.
Контра-высокий
[ редактировать ]Контра-альтовый кларнет имеет более высокий тон, чем контрабас, и имеет тональность E ♭, а не B ♭ . Иногда также используется форма без дефиса «контра-альт-кларнет», как и «контральто-кларнет», но последняя сбивает с толку, поскольку диапазон инструмента намного ниже, чем вокальный диапазон контральто ; более правильный термин «контра-альт» призван передать по аналогии с «контрабасом», что инструмент играет на октаву ниже, чем альт-кларнет . Его также называют контрабас-кларнетом E ♭ . Это второй по величине регулярно используемый член семейства кларнетов, он больше, чем более распространенный бас-кларнет , но не такой большой, как контрабас-кларнет B ♭ .
Как и другие кларнеты, контральтовый кларнет — это духовой инструмент используется трость , в котором для воспроизведения звука . Клавиши контральта похожи на клавиши кларнетов меньшего размера, и на них играют таким же образом. Некоторые модели контральтового кларнета имеют диапазон, простирающийся до низкой (письменной) E ♭ , звучащей как самая нижняя соль ♭ на фортепиано (также известная как G ♭ 1 ), в то время как другие могут играть до низкой (письменной) C, звучащей E ♭. 1 .
Самые ранние контральтовые кларнеты были разработаны в первой половине девятнадцатого века; они обычно имели тон F и назывались контрабассет-горнами, поскольку были на октаву ниже бассет-горна . Альберт (вероятно, Э. Дж. Альберт, сын Эжена Альберта ) построил инструмент фа мажором примерно в 1890 году. [9] В конце 19 - начале 20 века контральтовые кларнеты ми ♭ наконец достигли некоторой популярности.
Контра-альтовый кларнет используется в основном в концертных группах и хорах кларнетистов , где он обычно, хотя и не всегда, играет басовую партию музыкального произведения. Хотя специально для него написано несколько партий, контральт может играть партию баритона-саксофона и звучать той же высоты; также можно читать партии, написанные в басовом ключе для инструментов с тональностью до (например, фагота или тубы ), как если бы эта партия была в скрипичном ключе , при необходимости корректируя тональность и любые случайные звуки , добавляя три диеза к ноте. музыка . [10] Иногда его используют в джазе, и для него написано несколько сольных произведений. Контра-альтовый кларнет также используется в некоторых бродвейских пит-оркестрах, а его партии записываются в тростниковые книги как сдвоенный инструмент (например, с кларнетом-сопрано и бас-кларнетом).
Субконтрабас
[ редактировать ]
В 1935 году бельгийский производитель инструментов Шарль Увенагель из Леблана построил единственный прототип октоконтрабаба B ♭ , на целую октаву ниже контрабаса B ♭ и высотой 8 футов 2 дюйма (2,49 м). В том же году он был выставлен на Всемирной выставке . [6] Его самая нижняя нота, C 0 (пишется D 3 ), является самой нижней нотой на 32-футовом педальном органе . Этот инструмент сохранился в непригодном для игры состоянии в музее музыкальных инструментов Леблан, Musée des Instruments à vent в Ла-Кутюр-Буссе , Франция. [11] [12]
Увенагель также построил два прототипа октоконтральто кларнета немного меньшего размера в E ♭ для Леблана в 1930-х годах, расположив их на пятую часть ниже контрабаса B ♭ и на одну октаву ниже контрабаса E ♭ кларнета . [13] Только один был закончен с ключевой работой, в 1971 году, до нижнего C (звучание E ♭ 0 ). [6] Этот инструмент был восстановлен до пригодного для игры состояния в 2011 году Сириллом Меркадье, и он также находится на постоянной выставке в музее Леблана. [14]
Хотя эти огромные «окто» -кларнеты упоминаются в некоторых текстах (например, Baines, 1991), ни один из них не производился Лебланом после стадии прототипа. [15] В настоящее время предпринимаются попытки воссоздать их с использованием современных пластиков и технологий 3D-печати. [16] В 2023 году немецкий производитель инструментов Foag Klarinetten разработал полностью рабочий цельнометаллический октоконтрабасовый кларнет B ♭ с диапазоном до низкого C 0 . [17]
По крайней мере, три музыкальных произведения были написаны норвежским композитором Терье Лерстадом специально для октоконтабаса ( «Трисоната» , соч. 28; «Де Профундис» , соч. 139; и «Зеркала в черном дереве» для хора кларнетов, соч. 144). Известных записей этих произведений нет. [18]
Производители
[ редактировать ]Франция:
- Анри Зельмер Париж
- Контрабас (Модель 41 – на фото в информационном окне выше) до низкой C в форме бас-кларнета с корпусом из палисандра.
- Контра-альт (модель 40) до низкой E ♭ в форме бас-кларнета с корпусом из палисандра.
- Баффет Крампон производит контральтовый кларнет с корпусом гренадиллы в форме бас-кларнета, изображенный в информационном окне выше.
США:
- Conn-Selmer имеет по одной модели каждого из двух кларнетов под своим брендом Leblanc.
- Контрабас: Leblanc L7182, низкий ми-бемоль, корпус из АБС-пластика.
- Контра-альт: Leblanc L7181, до низкой ми-бемоль, корпус из АБС-пластика.
Германия:
- Бенедикт Эппельсхайм Blasinstrumente производит уже представленный металлический контрабас-кларнет с аппликатурой Бёма или немецкой системы.
- Контрабас-кларнет Fritz Wurlitzer немецкой системы
Италия:
- Ripa Musical Instruments распространяет контрабас-кларнет из металла в форме скрепки.
Китай:
- Tianjin Frater Musical Instrument Co. производит контрабас-кларнет из металла в форме скрепки.
Разработка
[ редактировать ]
С 2012 года исследовательская группа под руководством Эрнесто Молинари (профессора Бернского университета искусств), Йохена Зеггельке (изготовителя кларнетов) и Даниэля Дебраннера (инженера-мехатроника) разрабатывает различные прототипы нового контрабас-кларнета под названием CLEX' (Контрабас). Clarinet Extended) как мехатронное решение. [19] [20] Моторизованные клавиши управляются дистанционно пальцами музыканта с помощью клавиш, оснащенных электронными датчиками. Этот тип инструментов открывает новые музыкальные перспективы для инструменталистов и композиторов. Расположение отверстий на корпусе кларнета полностью свободно от традиционных механических ограничений. [21]
В июне 2016 года Молинари представил на двух концертах первый из трёх рабочих прототипов.
Исполнители
[ редактировать ]Вероятно, самым известным музыкантом, который широко использовал контрабас-кларнет в качестве сольного инструмента, является Энтони Брэкстон . Среди других исполнителей (большинство из которых используют инструмент в жанрах джаза и свободной импровизационной музыки) — Джеймс Картер , Брайан Ландрус , Дуглас Юарт , Винни Голиа , Мвата Боуден , Эрнст Ульрих Дойкер , Паоло Равалья , Хэмиет Блюетт , Эдвард «Кидд» Джордан. , Гарри Спарнай (Нидерланды), Арманд Ангстер (Ф) и Джейсон Алдер . Лерой Мур из группы Dave Matthews Band играл на контрабасе-кларнете в песне «So Right» из альбома Everyday 2001 года , а Джон Линнелл из They Might Be Giants использует контр-альтовый кларнет в своем альбоме Nanobots 2013 года , а также в последующих релизах группы группа. Колин Стетсон использует этот инструмент в своем совместном альбоме 2015 года Never Were the Way She Was со скрипачкой Сарой Нойфельд и Йохеном Зеггельке .

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Контрабас-кларнет». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.06357 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ «Педальный кларнет». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.21171 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Адлер 2016 , с. 230.
- ^ Арнольд Шенберг, Пять оркестровых пьес (Courier Dover, 1999)
- ^ Бейнс 1991 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с Ньютон, Брет (6 ноября 2018 г.). Подлинная история кларнетов Octo-Contra? (видео) . Проверено 11 октября 2022 г. - через YouTube.
- ^ Это описание батифона цитируется с небольшими изменениями из Шлезингер, Кэтлин (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 535. Это, в свою очередь, получило свое описание главным образом из рукописного трактата об инструментах Випрехта, находившегося в 1909 году во владении герра Отто Лессмана (Берлин) и воспроизведенного капитаном Ч.Р. Деем в «Описательном каталоге музыкальных инструментов Королевской военной армии» . Выставка, Лондон, 1890 г. (Лондон, 1891 г.), с. 124.
- ^ Это описание педального кларнета Бессона является сокращенным из книги Шлезингера (1911) «Педальный кларнет» .Дата 1889 года взята из Рендалла.
- ^ Шлезингер, Кэтлин (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 36.
- ^ Макганн, Джон. «Глубокие тайны чтения и транспонирования ключей» . Джон МакГанн. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ «Октоконтрабас-кларнет Bb – Леблан» . Ла Кутюр-Буссе, Франция: Музей венских инструментов . Проверено 12 октября 2022 г. - через Google Arts & Culture .
- ↑ Леблан упомянул этот инструмент в рекламе 1960 года («Леблан... известный лидер в области изобретений и усовершенствований кларнета: благодаря непрерывным исследованиям и разработкам Леблан сделал реальностью Полный хор кларнетов. Из их знаменитых технических лабораторий появился кларнет Bb Contrabass Clarinet). , Bb Octo-Contrabass...»): Music Educators Journal 46:6 (июнь-июль 1960 г.), 39.
- ^ «Сравнение кларнетов» . Ла Кутюр-Буссе, Франция: Музей духовых инструментов . Проверено 11 октября 2022 г. - через Google Arts & Culture.
- ^ Меркадье, Сирил (27 сентября 2011 г.). Дуэт октоконтральто и контрабаса-кларнета: Юмористическое скерцо, Сергей Профофьев (видео). Фор, Оливье (октоконтральто-кларнет); Меркадье, Сирил (контрабас-кларнет) . Проверено 11 октября 2022 г. - через YouTube.
- ^ Бейнс 1991 , с. 125.
- ^ Де Леон, Джаред (2 декабря 2018 г.). Обновление проекта Octocontrabass: больше клавиш + улучшения тона (видео) . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Foag Clarinets (19 августа 2023 г.). Вот доказательство: от нижнего C до F3 звучит каждая нота [ Вот доказательство: от нижнего C до F3 звучит каждая нота ] (видеоклип) (на немецком языке) . Проверено 19 августа 2023 г. - через Facebook.
- ^ «Октоконтрабас и октоконтральто-кларнеты» . Сборник контрабасов. Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Контрабас-кларнет Расширенный проект
- ^ Большое семейство инструментов кларнета.
- ^ Контрабас-кларнет CLEX
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Сэмюэл (2016). Исследование оркестровки (4-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-92065-9 . LCCN 2016018709 . ОЛ 26370811М . Викиданные Q115258889 .
- Бейнс, Энтони (1991). Деревянные духовые инструменты и их история (3-е изд.). Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-48626-885-9 . ОСЛК 24010861 . ОЛ 1544645М . Викиданные Q115155619 .
- Рендалл, Ф. Джеффри (1971). Кларнет: некоторые заметки о его истории и конструкции (3-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-510-36701-5 . ОСЛК 343308 . ОЛ 5692406М . Викиданные Q115259125 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница контрабаса-кларнета на contrabass.com.
- Фотографии и аудиопример модели инструмента Leblanc со скрепкой для бумаг.
- КЛЕКС в действии