Система Бема (кларнет)
Система Боэма для кларнета — это система клавишных инструментов кларнета, разработанная между 1839 и 1843 годами Гиацинтом Клозе и Огюстом Бюффе женом . Название несколько обманчиво; система была вдохновлена Теобальда Бема для системой флейты, но обязательно отличается от нее, поскольку кларнет переигрывает флейты на двенадцатой, а не на октаве . Сам Бём в его разработке не участвовал.
Клозе и Бюффе взяли стандартный кларнет-сопрано , адаптировали систему кольцевых и осевых клавиш для исправления серьезных проблем с интонацией как на верхних, так и на нижних суставах инструмента, а также добавили дублирующие клавиши для левого и правого мизинцев, упростив несколько сложных артикуляций на протяжении всей игры. диапазон инструмента.
Кларнет Бема изначально имел наибольший успех во Франции — это был почти единственный тип кларнета, использовавшийся во Франции к концу 1870-х годов, — но системы Альберта в 1870-х годах он начал заменять кларнет и его потомков в Бельгии, Италии и Америке. - по примеру Мануэля Гомеса , известного кларнетиста в Лондоне, который использовал систему Бема и кларнет системы Фулл Боэма, - в Англии в 1890-х годах. [1] [2] К началу двадцатого века практически все кларнеты, используемые исполнителями за пределами Германии, Австрии и России, принадлежали к системе Бема или одной из ее производных. Единственная модификация кларнета Клозе и Бюффе, получившая широкое распространение, - это кларнет системы Full Boehm, который был представлен Бюффе в 1870-х годах.
Разработка
[ редактировать ]В начале 19 века кларнет был неэлегантным инструментом, несмотря на то, что у него было восемь клавиш. В 1812 году Иван Мюллер модернизировал инструмент и увеличил количество клавиш до 13. Другие производители внесли небольшие улучшения в конструкцию Мюллера, но кларнет системы Бема представлял собой первую полную модернизацию системы клавиш после Мюллера.
Как менялся инструмент
[ редактировать ]Кольцевые клавиши, которые Бём создал для своей флейты, дали другим изобретателям инструментов возможность разрабатывать логические системы аппликатуры, обеспечивающие большую физическую ловкость. Кольцевые ключи и игольчатые пружины были двумя основными особенностями, адаптированными для нового дизайна Клозе и Баффета. Однако они не учитывали концепцию полной вентиляции Бема. Кольцевые клавиши практически устранили проблему перекрещивания пальцев . Эти кольца окружают тональные отверстия так, что, когда палец закрывает тональное отверстие, он также прижимает металлическое кольцо вниз до уровня заподлицо с верхней частью отверстия. Кольцо, в свою очередь, соединено с длинной осью (позаимствованной непосредственно у флейты Бема), что приводит к тому, что другое отверстие, расположенное в другом месте инструмента, закрывается мягким ключом. В качестве оригинального изобретения для мобильных кларнетов à anneaux Бюффе использовал игольчатые пружины для управления открытием и закрытием клавиш, установленных на осях. Игольчатые пружины установлены на стойках, ввинченных непосредственно в деревянный корпус кларнета, и используются для всех клавиш, кроме клавиш с чрезвычайно короткими поворотными осями, в которых по-прежнему используются простые листовые пружины, прикрепленные продольно к нижней стороне каждой отдельной клавиши. Это метод работы клавиш на деревянных духовых инструментах до Бёма.
Результаты
[ редактировать ]Акустика . , тон и техника кларнета системы Бема решительно отличаются от кларнета до Бема Шеклтон пишет: «В частности, легко заметить, что кларнет до Бема с довольно маленькими тональными отверстиями, расположенными на расстоянии около 2 см друг от друга, должен иметь совершенно другие характеристики, чем инструмент Боэма, имеющий тоновые отверстия через каждый сантиметр или около того». Тон отдельных нот и интонация гаммы зависят от точного соотношения между резонансами. Например, если второй заметный резонанс не находится точно на октаву плюс квинту выше основного резонанса, резонанс не будет построен должным образом и, следовательно, приведет к менее яркому тону. Тембр кларнета системы Бема более открытый, чем завуалированный тон его предшественников. Вилочные и скрещенные пальцы создают большее количество закрытых отверстий - еще одна причина глухого тона кларнета до Бёма. Благодаря достижениям в клавишных инструментах, кларнет системы Бема не использует множество таких аппликатур, что позволяет получить больше открытых отверстий и более яркий тон, который уступает уникальному цвету кларнета до Бема. Кроме того, усовершенствования в области клавишных инструментов Бема заметно улучшили технические возможности игроков. Кларнетисты системы Бема получили возможность играть, используя более последовательные аппликатуры, что повышает точность быстрых пассажей.
Фотографии
[ редактировать ]
Кларнет Бёма на пюпитре Мундштук, ствол, верхний шарнир, нижний шарнир, раструб Компоненты на всякий случай
Полный Бем-кларнет
[ редактировать ]Кларнет системы Full Boehm - единственная широко принятая модификация конструкции Клозе и Бюффе 1843 года, хотя повышенная сложность, вес и стоимость не позволили ей полностью вытеснить последнюю. Он содержит четыре улучшения, создающие еще более оптимизированную систему аппликатуры. Первым улучшением было добавление на инструмент седьмого кольца; добавление к диапазону ми-бемоль/си-бемоль со скрещенными пальцами, очень похожее на звучание современного саксофона. Затем была добавлена шарнирная клавиша до-диез/соль-диез; позволяя издавать трели B/C-диез и фа-диез/соль-диез почти с идеальной высотой звука с гораздо более простой аппликатурой. Также была добавлена нижняя клавиша ми-бемоль, поскольку этой ноты не было в предыдущих кларнетах, и она требовалась некоторым композиторам. Добавление тональности ми-бемоль также удобно, когда партии кларнета А необходимо транспонировать с первого взгляда на инструменте си-бемоль, чтобы самая нижняя нота первого, (написанная) ми (часто требуется, потому что она является частью практического диапазона любой системы кларнета). ) на последнем можно сыграть как (написано) ми-бемоль. Наконец, была добавлена альтернативная клавиша ля-бемоль/ми-бемоль для безымянного пальца левой руки, позволяющая более эффективно использовать аппликатуры определенных отрывков.
Другие модифицированные системы Бёма
[ редактировать ]Было предпринято множество других попыток создать новые ключевые системы кларнета на основе системы Бема. Ни один из них не получил широкого признания, хотя некоторые музыканты до сих пор используют некоторые из них.
Система Маццео
[ редактировать ]Система Маццео была изобретена Розарио Маццео в 1950-х годах. Его главной особенностью является соединение, управляемое любым из безымянных пальцев правой руки, которое открывает третью клавишу трели указательного пальца правой руки для игры горлового си-бемоль вместо использования регистровой клавиши, тем самым избегая тонального компромисса, который происходит из-за использования крошечного отверстия для ключа в регистре для выпуска воздуха си-бемоль.
Система Макинтайра
[ редактировать ]Система Макинтайра была запатентована в 1959 году Робертом и Томасом Макинтайрами из Наугатука, штат Коннектикут . Они разработали новый механизм управления горловыми нотами (ля-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль), используя только кольца для левой руки, что позволяет играть эти ноты без необходимости менять положение левой руки. [3] Для указательного пальца правой руки имеется только три клавиши трелей вместо четырех, как в стандартной системе Бёма. В остальном аппликатура такая же, как и в стандартной системе Бема.
Макинтайры производили и продавали кларнеты, используя свою систему, но столкнулись с трудной борьбой за их маркетинг. Помимо необходимости кларнетисту изучать новые аппликатуры горла, основными недостатками системы были вес и сложность механизма. Не имея средств для работы над улучшениями, Макинтайры попытались заинтересовать системой крупного производителя кларнетов, но не смогли прийти к соглашению, и производство инструмента было прекращено.
система NX
[ редактировать ]Система NX разрабатывалась акустиком и кларнетистом Артуром Бенаде с 1970-х годов до его смерти в 1987 году. [4] [5] Кларнет NX имеет отчетливую форму канала ствола . Кроме того, отличия от стандартной системы Boehm включают: отдельные отверстия для регистрового ключа и горловины B, управляемые одним левым большим пальцем через автоматический механизм; устранение некоторых лишних тональных отверстий, что привело к некоторым изменениям в аппликатуре; а также изменения расстояния между тональными отверстиями, глубины тональных отверстий и высоты клавиатуры для минимизации турбулентности в отверстии.
Канадский производитель кларнетов Стивен Фокс провел дальнейшее исследование в духе Бенаде. [6] и теперь предлагает на продажу кларнеты системы NX, изготовленные по индивидуальному заказу.
Система Болена-Пирса
[ редактировать ]Шкала Болена-Пирса — это шкала тонов , которая делит двенадцатеричную дробь на тринадцать вместо двенадцати градусов , создавая новые звуковые ландшафты и впечатления от прослушивания в области современной музыки. Его можно реализовать на аэрофонах с цилиндрическим отверстием, таких как кларнеты и пан-флейты , а также на металлофонах и глокеншпилях. Первый концерт с кларнетами Болена-Пирса состоялся 20 марта 2008 года в Университете Гвельфа , Онтарио, Канада, за которым последовал концерт 13 июня 2008 года в Высшей школе музыки и театра Гамбурга . Система аппликатуры чрезвычайно редкого кларнета Болена-Пирса основана на системе Бема (кларнет), но имеет меньше клавиш. [7] [8]
Система реформы-Бема
[ редактировать ]Система Wurlitzer Reform Boehm была разработана примерно в середине 20-го века Фрицем Вурлитцером , а кларнеты Reform Boehm в настоящее время производятся на предприятии «Herbert Wurlitzer Manufaktur für Holzblasinstrumente GmbH» в Нойштадте-ан-дер-Айше. [9] и некоторые другие производители кларнетов в Германии. Система сочетает в себе характеристики канала кларнетов системы Олера с аппликатурами Бема. Различия между этой системой и стандартной системой Boehm при фактическом использовании включают разные аппликатуры альтиссимо , меньшее положение рук и большее сопротивление ствола, требующее больше воздуха для игры. [10]
Кларнеты Boehm модульной конструкции – усовершенствования немецких производителей кларнетов
[ редактировать ]Не крупные французские производители, а сравнительно небольшие немецкие производители предлагают кларнеты Boehm опционально с дополнительными механизмами, которые либо улучшают интонацию, либо облегчают исполнителю исполнение определенных отрывков с помощью новых дублирующих ручек. Прежде всего, это пять механизмов, которые Фриц Вурлитцер разработал для своего кларнета Reform Boehm, но которые можно установить и на обычные кларнеты Boehm. Во избежание повторов делается ссылка на основную статью «Реформа системы Бёма» (Развитие, 2-й раздел). Другие улучшения:
6. Механизм лучшего перехода от нижнего E к нижнему F# или от B4 к C#5, который также можно использовать для исполнения соответствующих трелей.
7. Трели B3/C#4 и F#5/G#5
8. Дополнительная резонансная клавиша с правой стороны нижнего сустава для улучшения звучания Bb3 и F#5 (механизм Acton).
9. У кларнета Бёма с немецким отверстием на верхнем шарнире вместо французского (удар с левой стороны) могут быть установлены и немецкие кольца. Это делает соединение колец верхнего и нижнего шарнира перемычкой с правой стороны устаревшим.
Кларнеты этого типа производятся на высочайшем уровне качества по приемлемым ценам. такие международные солисты, как Чарльз Нейдич , Ширли Брилл и Ричард Хейнс Такие инструменты изготавливали .
Перспективы
[ редактировать ]В среднесрочной перспективе производство кларнетов Full Boehm, Reform Boehm и Benade-NX, вероятно, будет прекращено. С одной стороны, оставались сравнительно недорогие стандартные кларнеты Boehm промышленного производства, та или иная топ-модель, возможно, все еще оснащалась одной или двумя дополнительными клавишами, а с другой стороны, особо качественные инструменты солистов, индивидуально изготовленные по пожеланиям. кларнетиста немецких и австрийских мануфактур.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рендалл, Ф. Джеффри (1971). Кларнет . Лондон: Эрнест Бенн Лимитед. п. 99. ИСБН 0-510-36701-1 . (Третье издание)
- ^ Бейнс, Энтони (1991). Деревянные духовые инструменты и их история . Нью-Йорк: Дувр. стр. 320–323 . ISBN 0-486-26885-3 . (переиздание третьего издания, 1967 г., переиздание с исправлениями, 1977 г.)
- ^ «Кларнет системы Макинтайра» . Коллекция кларнетов Северной Каролины. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 16 марта 2007 г. Включает изображения буклета и аппликатуры.
- ^ Бенаде, Артур Х.; Киф, Дуглас Х. (март 1996 г.). «Физика новой конструкции кларнета» . Журнал Общества Галпина . 49 . Общество Галпина: 113–142. дои : 10.2307/842396 . JSTOR 842396 .
- ^ «Кларнет Benade NX, Часть I: Истоки» . Стивен Фокс . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «Кларнет Benade NX, Часть II: Развитие» . Стивен Фокс . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ Нора-Луиза Мюллер, Кларнет Болена-Пирса
- ^ Стивен Фокс, Проект кларнета Болена-Пирса
- ^ «Кларнеттен Герберта Вурлитцера» . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 г. Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ Стир, Чарльз (июль – август 1991 г.). «Кларнет Вурлитцера-Реформы Бёма в Америке». Кларнет . 18 (4). Международное общество кларнетистов: 18. Переиздано в Cherry Valley Music.
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Оригинальный конфигуратор от Schwenk & Seggelke.
Ссылки
[ редактировать ]- Бейт, Филип; Дж. Вурхис (2001). Мэйси, Л. (ред.). «Ключевая работа» . Grove Music Online изд. Л. Мэйси. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14955 . Проверено 3 ноября 2006 г.
- Бенаде, Артур Х. (1994). «Деревянные духовые инструменты: путь эволюции с 1700 года». Журнал Общества Галпина . 47 . JSTOR: 63–110. дои : 10.2307/842663 . ISSN 0072-0127 . JSTOR 842663 .
- Бетьюн, Энтони; В. Макбрайд (2001). Мэйси, Л. (ред.). «Шведский стол, Луи-Огюст» . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.04265 . Проверено 4 ноября 2006 г.
- Браймер, Джек (1977). Кларнет . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-871430-1 . ОСЛК 2875904 .
- Халфпенни, Эрик (1977). «Кларнет Бёма в Англии». Журнал Общества Галпина . 30 . ДЖСТОР: 2–7. дои : 10.2307/841363 . ISSN 0072-0127 . JSTOR 841363 .
- Лоусон, Колин, изд. (14 декабря 1995 г.). Кембриджский компаньон кларнета . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/ccol9780521470667 . ISBN 978-0-521-47668-3 .
- Лоусон, Колин (2000). Ранний кларнет: практическое руководство . Кембридж, Великобритания, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-62466-4 . OCLC 57333005 .
- «Аннотированный контрольный список кларнетов системы Mazzeo» . Национальный музыкальный музей . 06 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2007 г. Проверено 4 июня 2007 г.
- Пино, Дэвид (1998). Играет кларнет и кларнет . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-40270-3 . OCLC 39839799 .
- Рендалл, Фрэнсис (1971). Кларнет: некоторые заметки о его истории и конструкции . Лондон Нью-Йорк: Бенн Нортон. ISBN 978-0-510-36700-8 . OCLC 906059470 .
- Рендалл, Ф. Джеффри (1941). «Краткий отчет о кларнете в Англии восемнадцатого и девятнадцатого веков». Труды Музыкального общества . 68 . Издательство Кембриджского университета (CUP): 55–86. дои : 10.1093/jrma/68.1.55 . ISSN 0958-8442 .
- Райс, Альберт Р. (1988). «Учителя Берра по кларнету и кларнет «Бем»». Журнал Общества Галпина . 41 . ДЖСТОР: 11–15. дои : 10.2307/842703 . ISSN 0072-0127 . JSTOR 842703 .
- Ридли, EAK (1986). «Рождение кларнета Бёма». Журнал Общества Галпина . 39 . ДЖСТОР: 68–76. дои : 10.2307/842134 . ISSN 0072-0127 . JSTOR 842134 .
- Шеклтон, Николас. Мэйси, Л. (ред.). «Кларнет западной художественной музыки: компас, регистры и интонация» . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.52768 . Проверено 4 ноября 2006 г.