Бассет-горн
![]() Современный бассет-горн (немецкая и французская системы, Schwenk & Seggelke ) | |
Другие имена | ru: рог бассета, откуда: рог бассета, фр: сердце бассета |
---|---|
Классификация | Деревянные духовые, семейство кларнетов |
Диапазон игры | |
Связанные инструменты | |
Кларнет д'амур , альт-кларнет , бас-кларнет , тенор-саксофон . Отличительные черты: Бассет-кларнет. | |
Музыканты | |
Сюзанна Стивенс , Сабина Мейер , Стефан Сигенталер , Алессандро Карбонаре Кларнетное трио | |
Композиторы | |
Карл Стамиц , Вольфганг Амадей Моцарт , Алессандро Ролла , Феликс Мендельсон , Рихард Штраус , Роджер Сешнс , Карлхайнц Штокхаузен | |
Строители | |
Schwenk & Seggelke , Herbert Wurlitzer , Leitner & Kraus , Buffet Crampon , Selmer Company | |
Звуковой образец | |
Бассет -горн (иногда пишется через дефис как бассет-горн ) — член семейства кларнетов музыкальных инструментов .
Конструкция и тон
[ редактировать ]
Как и кларнет, этот инструмент представляет собой духовой инструмент с одной тростью и цилиндрическим отверстием . Однако бассет-горн больше и имеет изгиб или излом между мундштуком и верхним суставом (более старые инструменты обычно изогнуты или изогнуты посередине), а кларнет обычно является транспонирующим инструментом в B ♭ или A (что означает написанное C звучит как B ♭ или A), бассет-горн обычно находится в F (реже в G). Наконец, бассет-горн имеет дополнительные клавиши для расширения диапазона до буквы C, которая звучит как F в нижней части басового нотоносца. Для сравнения, альт-кларнет обычно дополняется буквой E ♭, что звучит G ♭, на полтона выше, чем у бассет-горна. [1] Тембр . бассет-горна похож на тембр альт-кларнета, но более темный Также были изготовлены бассет-горны в A, G, E, E ♭ и D; первый из них тесно связан с бассет-кларнетом . [2] [3]
Бассет-горн не имеет отношения к валторне или другим членам семейства духовых духовых ( классификация Сакса-Хорнбостеля 423.121.2 или 423.23); однако он имеет отдаленное родство с хорнпайпом и английским рожком . Его название, вероятно, происходит от сходства ранних изогнутых версий с рогом какого-то животного. [4]
На некоторых из самых ранних бассет-горн, которые, как полагают, датируются 1760-ми годами, имеется надпись «ANT et MICH MAYRHOFER INVEN. & ELABOR. PASSAVII», что интерпретируется как означающее, что они были изготовлены Антоном и Майклом Майрхоферами из Пассау . [5]
Современные бассетгорны можно разделить на три основных типа, отличающихся в первую очередь размером канала ствола и, следовательно, мундштуками, с помощью которых на них играют:
- Бассет-горн малого диаметра имеет диаметр канала от 15,5 до 16,0 мм (0,61–0,63 дюйма) (все еще несколько больше, чем диаметр канала сопрано-кларнета, хотя часто ошибочно полагают, что он такой же; даже английский рожок с большим диаметром ствола Кларнет, такой как старая конструкция B&H 1010, имеет диаметр меньшего диаметра - 15,3 мм (0,60 дюйма)). На нем играют мундштуком для кларнета B ♭ / A. Эту модель в настоящее время производят только компании Selmer (Париж) и Stephen Fox (Канада). [6]
- Бассет-горн среднего диаметра имеет диаметр канала около 17,0 мм (0,67 дюйма) или немного меньше. Это наиболее распространенный тип, выпускаемый немецкими производителями систем (например, Отмаром Хаммершмидтом (Австрия)). Поскольку мундштук во французском стиле с соответствующим отверстием массово не производится, для этой модели требуется соответствующий мундштук для немецкого бассет-горна. (Эта модель обычно не признается в Северной Америке, где ее путают с моделью большого диаметра, описанной ниже.) Стивен Фокс в настоящее время также производит эту модель. [6]
- Бассет-горн большого диаметра с диаметром отверстия около 18,0 мм (0,71 дюйма), на котором играют с мундштуком альт-кларнета, по конструкции представляет собой альт-кларнет с тональностью фа и с дополнительными нотами бассета. К этому типу относятся бассет -рога Леблана (диаметр отверстия от 18,0 до 18,2 мм (0,71–0,72 дюйма)). [6]
Нынешний бассет-горн Buffet можно назвать гибридной моделью «среднего и большого диаметра», поскольку в нем используется мундштук альт-кларнета, но диаметр канала составляет около 17,2 мм (0,68 дюйма). [7] [8]
Исторические инструменты
[ редактировать ]- Моцарт Дивертисмент для 3-х бассет-валторн (Кей Липтон - «Искусство, основанное на музыке»)
- Музей музыкальных инструментов, Берлин: бассетгорны XVIII века (с кларнетами, флейтой и фаготами)
- Бассетгорн работы Якоба Фридриха Грундмана (1787)
- Хроматический бассет-горн по мотивам Теодора Лотца (копия)
- Романтический бассет-горн, удлиненной формы, 13 клавиш (реплика)
Репертуар
[ редактировать ]ряд композиторов классического периода Для бассетгорна писал , на нем играл знаменитый кларнетист XVIII века Антон Штадлер , а также его младший брат Иоганн . Вольфганг Амадей Моцарт был, безусловно, самым известным композитором, игравшим на бассет-горне, в том числе три бассет-горна в Maurerische Trauermusik (Масонская похоронная музыка), К. 477, и два в Гран Партите , К. 361, и Реквиеме , К. 626, и несколько его опер, таких как Die Entführung aus dem Serail , La Clemenza di Tito , в которой представлена великая ария Вителлии «Non più di fiori» с бассет-горном облигато , и Die Zauberflöte , где они заметно сопровождают Марш Священники , а также камерные работы. Он написал десятки пьес для ансамблей бассет-горна. (Однако его Концерт для кларнета ля мажор , KV 622, по-видимому, изначально был написан для кларнета с расширенным нижним диапазоном, для бассет-кларнета ля мажор, хотя существует более ранняя версия части первой части, KV 621b в каталог Кёхель из произведений Моцарта, написанных для бассет-горна и с тонами мажорной секунды ниже, в тональности соль мажор.) Квинтет кларнета ля мажор (К. 581) также исполнялся на бассет-горне Тедди Эзрой с другими участниками оркестра. Другой ансамбль. [9] [ не удалось пройти проверку ]
Другие ранние произведения для бассетгорна включают концерт для бассетгорна солью и небольшим оркестром Карла Стамица , аранжированный для обычного бассетгорна фа мажором (он был записан на этом инструменте Сабиной Мейер ), а также концерт фа мажором Генрих Бакофен .
В XIX веке Феликс Мендельсон написал две пьесы для бассетгорна, кларнета и фортепиано (опусы 113 и 114). Позже они были записаны для струнного оркестра. Франц Данци написал сонату фа фа для бассет-валторны и фортепиано, соч. 62 (1824) Антонин Дворжак предпринял нерешительную попытку возрождения, используя этот инструмент в своей Чешской сюите (1879), в которой он указывает, что вместо этого может использоваться английский рожок (английский рожок), но от инструмента практически отказались до тех пор, пока Рихард Штраус снова использовал его в своих операх «Электра» (1909), «Кавалер розы» , «Женщина без тени» , «Дафна» , «Любовь Данаи » и «Каприччио» , а также в нескольких более поздних произведениях, включая две духовые сонаты («Счастливая мастерская» и «Мастерская инвалида»). Франц Шрекер также использовал этот инструмент в нескольких произведениях, включая оперы Die Gezeichneten и Irrelohe . Роджер Сешнс включил бассет-горн в оркестр своего Скрипичного концерта (1935), где он открывает медленную часть длинного дуэта со скрипкой-соло. В последней четверти XX и первом десятилетии XXI в. Карлхайнц Штокхаузен много писал для бассет-горна, отведя ему видное место в своем цикле опер « Лихт» и других произведениях.
Другие работы
[ редактировать ]- «Сны и молитвы Исаака Слепого» для кларнетиста соло (кларнеты-сопрано, бассет-горн и бас-кларнет ) и струнного квартета Освальдо Голиёва ; позже аранжировал для соло-кларнетиста и струнного оркестра . [10]
- Серенада на тему Карла Марии фон Вебера для «Оберона» бассет-горна и двух гитар, соч. 28, написанный Генрихом Нойманом .
- Этюды для фортепиано с оркестром, соч. 39 (1992) Питера Шата требует наличия в оркестре трех бассет-горн.
- Серенада для 12 инструментов, соч. 61b (1915) Йозефа Холбрука требует как корни ди бассетто, так и гобоя д'амур.
- Алессандро Ролла – Концерт фа мажор BI. 528 для бассетгорна с оркестром
- Бертольд Гуммель – Концертино для бассетгорна и струнных, соч. 27а (1964) [11]
- Джорджа Бенджамина Первая опера «На Литл-Хилл»
- В своей огромной «Готической симфонии» Хавергал Брайан использует два бассет-горна.
- Самуил Андреев - La pendule de profil для бассетгорна, фагота, альта, виолончели и контрабаса
- Михаэль Шнайдер - Light at Vermeer для бассетгорна, вибрафона и 8 голосов
- Говард Дж. Басс - «In Memoriam» для бассетгорна и фортепиано (2015)
Солисты и ансамбли бассет-горна
[ редактировать ]
Трио Лотца играет на копиях бассет-горнов, изготовленных мастером XVIII века Теодором Лотцем из Прессбурга (Братислава) и Вены. Ансамбль представляет репертуар популярных духовых гармоний XVIII века (известных по-немецки как Harmoniemusik ), представленных преимущественно музыкой Моцарта. Однако ансамбль также исполняет музыку других центральноевропейских композиторов — Георга Друшецкого , Мартина Солера , Антона Стадлера , Войтеха Нудеры , Иоганна Йозефа Рёслера и Антона Воланека .
Пражское трио бассет-горнов, базирующееся в Чехии , имеет репертуар музыки, написанной или транскрибированной для трех бассет-горнов такими композиторами, как Моцарт, Скотт Джоплин и Пол Десмонд .
Сюзанна Стивенс была ведущим специалистом по бассет-горну в современной музыке. Начиная с 1974 года немец Карлхайнц Штокхаузен написал для нее множество новых произведений, в том числе большое количество для бассет-горна с сольной партией в своей опере СВЕТ . Другими интерпретациями музыки Штокхаузена являются, среди прочего, голландец Fie Schouten и итальянец Микеле Марелли.
Альтернативное использование
[ редактировать ]Итальянское название инструмента, corno di bassetto , использовалось Бернардом Шоу в качестве псевдонима при написании музыкальной критики.
См. также
[ редактировать ]- Альт-кларнет (несколько похожий инструмент, не имеющий нижних удлинительных клавиш и имеющий басовый диапазон, который обычно начинается на полутон выше, [12] чаще используется в концертных группах, чем в качестве сольного инструмента, в камерной музыке или в оркестрах. [13] )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Альт-кларнет против бассет-горна: слышите ли вы разницу?» . Ютуб . 10 марта 2019 г.
- ^ Лоусон, Колин (ноябрь 1987 г.). «Возрождение бассет-кларнета». Ранняя музыка . 15 (4): 487–501. дои : 10.1093/earlyj/XV.4.487 .
- ^ Райс, Альберт Р. (сентябрь 1986 г.). «Амурская кларнетта и бассет-горн». Журнал Общества Галпина . 39 : 97–111. дои : 10.2307/842136 . JSTOR 842136 .
- ^ Джереми Монтегю, «Бассет-горн», The Oxford Companion to Music , под редакцией Элисон Лэтэм (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2002).
- ^ Николас Шеклтон . «Бассет-горн», Grove Music Online , изд. Дин Рут (по состоянию на 25 марта 2011 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
- ^ Перейти обратно: а б с Фокс, Стивен. «Бассет Хорн» . Sfoxclarinets.com . Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ «Кларнет BBoard» .
- ^ «Альт-кларнет против бассет-горна: слышите ли вы разницу?» . Ютуб . 10 марта 2019 г.
- ↑ Управление радиовещания Израиля , передача Kol Ha-Musika Etnachta, 30 мая 2016 г.
- ^ «Оклендский симфонический оркестр исполняет «Мечту» кларнетиста » . Внутри залива. 21 марта 2007 г. Проверено 21 марта 2007 г.
- ^ Бузи и Хоукс
- ^ «Альт-кларнет против бассет-горна: слышите ли вы разницу?» . Ютуб . 10 марта 2019 г.
- ^ «Кларнеты – Альт-кларнет и бассет-горн» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Добри, Джорджина. 1995. «Бассет-горн». В «Кембриджском компаньоне кларнета » под редакцией Колина Лоусона, 57–65. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-47066-8 (ткань); ISBN 0-521-47668-2 (пбк).
- Грасс, Томас, Дитрих Демус и Рене Хагманн. 2002. Бассет-горн: его развитие и музыка . Нордерштедт: Книги по запросу. ISBN 3-8311-4411-7 .
- Хёприх, Эрик. 2008. Кларнет . Йельская серия музыкальных инструментов. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10282-6 .
- Юнгерман, Мэри К. 1999. «Музыка Карлхайнца Штокхаузена с одной тростью: с чего начать?». Кларнет 27:52.
- Уэстон, Памела Т. 1997. "Вклад Штокхаузена в развитие кларнета и бассет-горна...". Кларнет 25, вып. 1:60–61.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
