Мундштук (деревянные духовые инструменты)

Мундштук — это та часть инструмента , деревянного духового инструмента которая частично помещается во рту исполнителя. Инструменты с одной тростью , инструменты с двойной тростью с колпачком и флейты с фиппелями имеют мундштуки, а инструменты с открытой двойной тростью (кроме тех, которые используют пируэты ) и открытые флейты - нет. Характеристики мундштука и трости могут сыграть значительную роль в звучании инструмента.
Инструменты с одной язычком
[ редактировать ]На инструментах с одной тростью , таких как кларнет и саксофон , мундштук — это та часть, к которой прикреплена трость. Его функция состоит в том, чтобы обеспечить отверстие, через которое воздух поступает в инструмент, и один конец воздушной камеры, который будет приведен в вибрацию за счет взаимодействия между воздушным потоком и тростью. Мундштуки с одной тростью имеют в основном клиновидную форму, при этом трость прижимается к поверхности, ближайшей к нижней губе музыканта ( столу ). Дыхание игрока заставляет трость вибрировать. Трость ударяется о мундштук и, в свою очередь, вызывает вибрацию столба воздуха внутри инструмента. Верхняя половина-три четверти стола открыта внутрь мундштука.
Как и в случае с духовыми инструментами , форма внутренней части мундштука может сильно повлиять на звучание инструмента. Мундштуки с большой закругленной камерой будут издавать совсем другой звук, чем мундштуки с маленькой или квадратной камерой.

Расстояние между кончиком мундштука и кончиком трости называется отверстием кончика . Отверстие кончика мало влияет на тон, на который больше влияет конструкция камеры (внутреннего пространства) мундштука. [1]
Облицовка ) представляет (или лей собой изогнутый участок, который выходит за пределы плоского столика и продолжается до кончика мундштука. Длина облицовки, определяемая как расстояние от кончика мундштука до точки соединения трости и мундштука, может варьироваться. [2] Разная длина облицовки имеет разные характеристики отклика.
Трость плотно прилегает к мундштуку лигатурой . Лигатурой может служить все, что может удерживать трость на мундштуке. Коммерческие лигатуры обычно изготавливаются из металла или пластика. Некоторые музыканты (в том числе многие немецкие кларнетисты) предпочитают лигатурам промышленного производства веревку или шнурок, которым обматывают трость и мундштук.
Кларнеты
[ редактировать ]

Мундштук кларнета узкий внутри, обычно с прямыми боковыми стенками. [ нужны разъяснения ] через горло. Нижняя часть мундштука имеет шип , окруженный пробкой.
Сегодня, как и в случае с мундштуком саксофона, трость прижимается к поверхности (столу), ближайшей к нижней губе музыканта. Однако так было не всегда: первые кларнетисты часто ставили трость поверх мундштука. [3]
Бернхард Крузель (1775–1838) был одним из первых известных кларнетистов, которые постоянно прижимали трость к нижней губе. [ нужна ссылка ]
Особо следует отметить Реджинальда Келла , который был известен тем, что использовал «двойную амбушюр », также известную как «двойная губа». [ нужна ссылка ] Это техника, популярная в Великобритании до 1960-х годов, при которой трость прижимается к нижней губе, закрывающей нижние зубы (как в случае с одинарным амбушюром), и, кроме того, верхняя губа заправляется между верхней частью мундштука. и верхние зубы.
Некоторые кларнетисты на Мадагаскаре сегодня до сих пор играют тростью наверху, что можно услышать. [ нужны разъяснения ] на компакт-диске Бемирай: Полифонии Верхних плато . [4]
Мундштуки для кларнета доступны в сотнях стилей от десятков производителей по всему миру. Мундштуки часто называют в честь известных исполнителей, которые внесли свой вклад в их дизайн. Популярные производители мундштуков включают Selmer , Vandoren , Yamaha и Rico.
Саксофоны
[ редактировать ]Мундштук саксофона внешне похож на мундштук кларнета, но не имеет шипа. Вместо этого к грифу саксофона приклеено пробковое кольцо, а мундштук плотно прилегает к пробке грифа. [ нужны разъяснения ]
Мундштуки для саксофона доступны в сотнях стилей от десятков производителей по всему миру. Мундштуки часто называют в честь известных исполнителей, которые внесли свой вклад в их дизайн.
Когда Адольф Сакс изобрел саксофон , он определил форму внутренней части мундштука как большую и круглую. Все мундштуки для саксофонов делались в этом стиле до 1930-х годов, когда появление джазовых биг-бэндов заставило саксофонистов экспериментировать с различными формами мундштуков, чтобы получить более громкий и резкий звук. Перегородка или часть крыши мундштука , наклоненная близко к плоскости трости, стала конструктивной особенностью для увеличения громкости и проекции. Между 1940 и 1960 годами классические саксофонисты стали обычным явлением использовать узкокамерные мундштуки, созданные на основе мундштуков, предназначенных для использования в джазе. Эти мундштуки придают инструменту более яркий и резкий звук (более высокие частичные), чем мундштуки традиционной формы, разработанные Саксом. Один саксофонист и преподаватель Сигурд Рашер выступил против этого изменения конструкции мундштука. Он считал, что при использовании в классической музыке саксофон должен звучать так, как задумал его изобретатель Адольф Сакс, и что постепенный переход к более узким и «более ярким» звучащим мундштукам был искажением саксовского саксофона. тональная концепция. Его ученики и другие ученики считали, что желательным тоном для классического саксофона является более мягкий и округлый звук - звук, который может быть произведен только мундштуком с большой закругленной внутренней частью (часто называемой «выкопанной камерой»). К 1970 году мундштуки с узкой камерой стали почти повсеместно популярными для игры в среде с усиленными инструментами, и практически все новые конструкции имели узкую камеру, высокую перегородку или и то, и другое. Пьесы с большими камерами и низкой перегородкой продолжают выпускаться для тех, кто ищет тональности классической музыки и «классического джаза».
В последние годы появились новые методы проектирования, такие как 3D-печать , которая позволяет создавать мундштуки для саксофонов по индивидуальному заказу. Это нововведение стало результатом исследований, проведенных в основателям научно-акустической лаборатории IRCAM благодаря двум акустикам, Syos . [5]
Материалы
[ редактировать ]Мундштуки для кларнета и саксофона [6] изготовлены из твердой (вулканизированной) резины, латуни или другого металла, хрусталя, стекла, пластика и дерева. Сегодня наиболее распространенным материалом для мундштуков профессионального кларнета и (классического) саксофона является твердая резина. Мундштуки для джазовых саксофонов изготавливаются из твердой резины, металла или (реже) дерева. Ведутся споры о том, влияет ли материал на тон или тон формируется только внутренней формой и размерами мундштука. По словам Ларри Тила , материал мундштука практически не влияет на звук, а физические размеры придают мундштуку его тембральный цвет. [7] Некоторые недавние разработки Ван Дорена, Бари и Саксгурме отражают теорию о том, что масса металла над хвостовиком мундштука, который контактирует с пробкой шеи, стабилизирует соединение и повышает целостность гармонического ряда .
Инструменты с двойной тростью с колпачком
[ редактировать ]На инструменте с двойной тростью с колпачком функция мундштука состоит в том, чтобы просто создать камеру, внутри которой может вибрировать трость, с отверстием, через которое может продуваться воздух.
Фиппальные флейты
[ редактировать ]На флейте мундштук, или фиппель , обеспечивает проход для воздуха, который направляется к краю, создавая турбулентный поток, который возбуждает резонансные колебательные моды столба воздуха.
Вращения
[ редактировать ]
Пируэт — это деревянный мундштук или подставка для губ, используемый в некоторых европейских инструментах с двойной тростью , включая пифферо , шаум и ракетку . В ленточных шаумах его держат на скобе, на которой закреплена трость. [8] На европейском шауме пируэт заменяет свободный диск восточной сурны , предположительно для обеспечения контроля губ над тростью. Игрок прижимается губами к пируэту, держа трость во рту. Это позволяет управлять тростью губами, не оказывая заметного влияния на амплитуду ее вибрации. [9]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ «Технические темы CyberSax» . Проверено 13 февраля 2007 г.
- ^ Ларри Тил , Искусство игры на саксофоне. Майами: Сумми-Бирчард, 1963. ISBN 0-87487-057-7 .
- ^ Альберт Р. Райс, Кларнет в стиле барокко (Оксфорд: Clarendon Press, 1992): 64–68. ISBN 0-19-816188-3 .
- ^ Бемирай: Полифония Верхних плато , Silex Mosaique Y225209, 1992
- ^ "О нас" . Сёс . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «Мундштук саксофона» . syos.co. 17 марта 2017 года . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Тил, Ларри (1963). Искусство игры на саксофоне . Майами: Сумми-Бирчард. п. 17. ISBN 0-87487-057-7 .
Предпочтение в отношении используемого материала зависит от человека, и преимущества каждого из них являются предметом споров. Мундштуки из разных материалов с абсолютно одинаковыми размерами, включая камеру и внешние размеры, а также облицовку, играют почти одинаково.
- ^ «пируэт, номер 3» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство в участвующей организации .) ; Энтони К. Бейнс , Деревянные духовые инструменты и их история , третье издание, с предисловием сэра Адриана Боулта (Лондон: Faber and Faber, 1967): 370. Перепечатано с исправлениями, 1977. Это издание переиздано, Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. , Inc., 1991 г. и снова переиздано в 2012 г. ISBN 978-0-486-26885-9 .
- ^ Энтони К. Бейнс , Деревянные духовые инструменты и их история , третье издание, с предисловием сэра Адриана Боулта (Лондон: Faber and Faber, 1967): 230, 233.