Jump to content

Свет

Свет
Семь дней недели
Оперный цикл Карлхайнца Штокхаузена
Либреттист и композитор, март 2004 г.
Перевод Свет – семь дней недели
Либреттист Штокхаузен
Язык немецкий
Премьера
1981 ( 1981 ) по 2012 год
Могила Карлхайнца Штокхаузена со счетом «СВЕТ».

Licht («Свет») с подзаголовком «Die sieben Tage der Woche» («Семь дней недели») представляет собой цикл из семи опер, написанных Карлхайнцем Штокхаузеном в период с 1977 по 2003 год. Композитор описал произведение как «вечную спираль», потому что « нет ни конца, ни начала недели». Licht состоит из 29 часов музыки.

Источник

[ редактировать ]

Оперный проект «Лихт» , первоначально называвшийся «Хикари» (光, по-японски «свет»), возник на основе пьесы для танцоров и оркестра Гагаку , заказанной Национальным театром Токио. Это произведение , озаглавленное «Der Jahreslauf» («Ход лет»), стало первым актом « Динстага» . Еще одним важным японским влиянием является театр Но , который композитор цитирует в связи со своей концепцией сценического действия. [1] Цикл также основан на элементах иудео-христианской и ведической традиций. [2] Название Лихта чем-то обязано Шри Ауробиндо теории об Агни (индуистском и ведическом огненном божестве), разработанной на основе двух основных предпосылок ядерной физики, а концепция Штокхаузена суперформулы Лихта также во многом обязана категории Шри Ауробиндо. «супраментального». [3] В центре внимания три главных героя: Михаил, Ева и Люцифер.

Многие события в опере отсылают к Книге Урантии , которая была продана Штокхаузену замечательной фигурой во время его концерта в Нью-Йоркской филармонии в 1971 году. [4] В своем анализе цикла Грегг Вейгер заявляет, что «не может быть никаких сомнений… что первое и главное вдохновение Штокхаузена для восстания Люцифера… возникло из Книги Урантии … такие конкретные термины, как «Локальная система»,» Планетарные Князья» или «Райские Сыны» могут быть только из Книги Урантии ». [5] Вейгер также указывает на тот факт, что Майкл явно идентифицирован в Доннерстаге как выходец из «Небадона», что является еще одним названием места, характерным для Книги Урантии . [6] Эмблемы Михаила и Люцифера в Лихте также взяты из Книги Урантии . [7]

По словам биографа Штокхаузена Майкла Курца, «Майкл, Люцифер и Ева для Штокхаузена больше, чем театральные фигуры. Они являются выражением потустороннего мира, к которому слепы земные глаза, но которому придается конкретная форма в Книге Урантии и другие источники». [8] Вейгер также старается утверждать, что Люцифер, Ева и Михаил являются «личными изобретениями Штокхаузена, которые стали более значимыми благодаря Книге Урантии … Слушатель также может предположить, что Штокхаузен свободно использовал эти символы и наслаждается стилем абсурдиста». театр, проявленный в Originale , где нет ясного смысла». [9] Более того, по мнению Маркуса Бандура, ссылки в Книге Урантии скрыты с помощью ассоциативных стратегий на другие поля смысла, и по мере продвижения работы над «Лихтом» после первой написанной оперы «Доннерстаг » их значение постепенно уменьшается. [10] Важность Книги Урантии для работы Штокхаузена не следует переоценивать. [11]

Структура

[ редактировать ]

Музыкальная структура цикла основана на трёх контрапунктированных основных мелодиях (или «формулах»), каждая из которых связана с центральным персонажем. Здесь применяется метод суперформулы композиции : эти мелодии определяют как тональные центры и длительность сцен в целом, так и мелодическую фразировку в деталях. Каждый из трех центральных персонажей также связан с инструментом: Михаил с трубой , Ева с бассетгорном и Люцифер с тромбоном . [См. ( Stockhausen 1978 ): суперформула Лихта .]

Концепция оперы Штокхаузена больше похожа на картины ренессансных масок и их герметическую космологию, чем на традиционные драматические и кульминационные структуры, типичные для последних двух столетий. [12] Из-за ее круговой структуры, в которой семь дней недели приходится проходить снова и снова, моральная критика становится невозможной, поскольку темы дней постоянно возвращаются как постоянные черты реальности. Это, в свою очередь, отражает теологическое мировоззрение Штокхаузена, которое предлагает взгляд за пределы поверхностных различий и противоположностей, которые накладывают ограничения на мысль и надежду. [13] Таким образом, «Лихт» - это не конфликт между добром и злом, а, скорее, драма скрытой напряженности, связанная со спором о различных концепциях реальности. [14]

Цикл построен по модульному принципу . Не только каждая из семи опер является самодостаточным произведением, но и отдельные действия, сцены и, в некоторых случаях, части сцен. Эти модули могут быть сегментами (например, одиннадцать инструментальных сольных секций из «Оркестра-финалиста» из «Миттвоха» ) или слоями (например, слой электронной октофонии из второго акта « Динстага» или версия Klavierstück XIII первой сцены «Самстага» ( Luzifers Traum). ), с опущенным басовым голосом), или их комбинацию (например, вокальный секстет Menschen, hört и Bassetsu-Trio , которые представляют собой два слоя подсцены «Карусель» из «Михаилиона » , четвертой сцены «Миттвоха »).

Семь дней

[ редактировать ]

Есть семь опер, каждая из которых названа в честь дня недели , тематика которых отражает атрибуты, связанные с каждым днем ​​в традиционной мифологии . основаны на семи планетах древности Эти атрибуты, в свою очередь , (и связанных с ними божествах), от которых произошли названия дней: [15]

Штокхаузен стремился создать сюжеты для каждой оперы посредством поглощения традициями этой планеты и погружения в интуитивный смысл каждого дня недели — значения, о которых большинство людей не подозревает. [16] Цикл не имеет ни «начала», ни «конца»; подобно дням недели, каждая опера ведет к следующей, так что за конфликтом вторника следует примирение среды, а мистический союз воскресенья подготавливает путь к новой жизни понедельника. «Таким образом, у недели нет ни конца, ни начала. Это вечная спираль». [17] Каждая опера состоит из тщательно разработанной формы соответствующего дневного сегмента суперформулы, созданной путем наложения одной или нескольких полных строк суперформулы, сжатых до длины дневного сегмента. Они названы в честь рассматриваемого дня (например, Миттвох-Формель ). Отдельные действия и сцены часто включают в себя дальнейшее наложение формульного материала. Например, «Luzifers Traum», первая сцена «Самстага », состоит всего из пяти слоев. [18] [19]

Каждому дню также присвоен основной (или « экзотерический ») цвет, а также один или несколько второстепенных (или « эзотерических ») цветов. [20]

Понедельник (1984–1988)

[ редактировать ]

Montag , написанный между 1984 и 1988 годами, посвящен Еве . В его состав входит оркестр с синтезаторами (штокхаузен назвал его «современным оркестром»), в котором участвует 21 исполнитель (14 голосов, 6 инструментов и актер), а также взрослые и детские хоры. Опера в трех действиях, обрамленная «приветствием» и «прощанием». (Этот кадр с вариациями применим к каждой опере цикла: «приветствие» либо в фойе оперного театра, либо в зрительном зале, и «прощание» после спектакля, играемое либо в зрительном зале, либо вне театра. .) понедельника Экзотерический цвет — ярко-зеленый; его эзотерические цвета — опал и серебро. [21] Сцены и подсцены следующие:

  • понедельника Приветствие
  • Акт 1: Евас Эрстгебурт (Первое рождение Евы)
    • сцена 1: В Хоффнунге (Ожидание)
    • сцена 2: Хайнцельманнхен
    • сцена 3: Рождение Арии
    • сцена 4: Мальчикский ажиотаж
    • сцена 5: Люциферс Цорн (Ярость Люцифера)
    • сцена 6: Великий плач
  • Акт 2: Евы Второе рождение
    • сцена 1: девушек Шествие
    • сцена 2: с — Возрождение Зачатие фортепианной пьесой
    • сцена 3: Ева лжет (Песня Евы)
  • Акт 3: Евас Заубер (Магия Евы)
    • 1: Сообщение сцена
    • сцена 2: Der Kinderfänger ( Крысолов ) [буквально «Ловец детей»]
    • 3: Похищение сцена
  • понедельником Прощание с

445 фотографий понедельника из фильма «Свет в Ла Скала», Милан , Google Arts & Culture

Вторник (1977–1991)

[ редактировать ]

Сочинив три «сольные» оперы (четверг, субботу и понедельник), Штокхаузен приступил к исследованию всех комбинаций персонажей. Динстаг — день конфликта между Михаилом и Люцифером. После вступительного приветствия следуют два акта: Jahreslauf (Ход лет) и Invasion-Explosion mit Abschied (Вторжение-взрыв с прощанием). «Динстаг» — опера для 17 исполнителей (три сольных голоса, десять сольных инструменталистов и четыре танцора-мима), актеров, мимов, хора, «современного оркестра» (от 29 до 32 инструментов, включая синтезаторы) и, во втором акте, электронной музыки . музыка (под названием «Октофония») транслировалась по восьми каналам с громкоговорителями, расположенными по углам куба вокруг аудитории. Поскольку это «слой», эту записанную на пленку октофоническую электронную музыку можно услышать отдельно. вторника – красный. Цвет [21] Опера делится на следующие разделы и подразделы:

  • Приветствия во вторник , № 60 (1987–88)
    • Добро пожаловать
    • Приветствие мира
  • Акт 1: Яхреслауф (Ход лет), Nr. 47 (1977/1991)
  • Акт 2: Вторжение-взрыв с прощанием , № 61 (1990–91)
    • Первая ПВО
    • Erste Invasion (Первое вторжение)
    • Вторая ПВО
    • Второе вторжение
    • Сострадание
    • Вторжение Дритта (Третье вторжение)
    • Вне
    • Синти-Фу
    • Прощание

Среда (1992–1998)

[ редактировать ]

Миттвох характеризуется сотрудничеством Евы, Михаила и Люцифера. Опера, написанная в период с 1992 по 1998 год, состоит из четырех сцен: Welt-Parlament (Всемирный парламент), Orchester-Finalisten (финалисты оркестра), Helikopter-Streichquartett (Вертолетный струнный квартет) и Michaelion . Третья сцена, получившая определенную известность, озвучена, как следует из названия, для четырех струнных инструментов и четырех вертолетов, причем последний используется и как перформативное устройство, и как источник звука. Приветствие Миттвоха — электронная часть сцены 4; прощание - электронная музыка из сцены 2. Последняя, ​​как и электронная музыка для акта 2 «Динстага» , проецируется в октофоническом формате через динамики, расположенные по углам куба, окружающего публику. среды ярко-желтый. Цвет [21] Основными подразделениями и их подразделениями являются:

  • Приветствие в среду
  • Сцена 1: Мировой парламент
  • Сцена 2: Финалисты оркестра
    • Гобой
    • Виолончель
    • кларнет
    • фагот
    • скрипка
    • Комната
    • флейта
    • тромбон
    • Виола
    • труба
    • Контрабас
    • Рог
    • Оркестр-Тутти
  • Сцена 3: Вертолетный струнный квартет (1993)
  • Сцена 4: Михаэлион
    • Президиум
    • Лузикамель
      • Какабель
      • Серенада для чистки обуви
      • Карманный трюк
      • Верблюжий танец (Верблюжий танец)
      • Бой быков
    • Оператор
      • Думай
      • Бассэцу Трио (Каруссел) (Карусель)
      • «Люди, услышьте» (Космический секстет) («Слушайте, люди» — Космический секстет)
  • прощание в среду

Четверг (1978–1980)

[ редактировать ]

«Доннерстаг» — опера для 14 исполнителей (три голоса, восемь инструменталистов, три танцора), а также хора, оркестра и кассет. Хотя это и не первая начатая часть «Лихта» , это была первая законченная опера цикла, написанная между 1978 и 1980 годами. Четверг — день архангела Михаила , и история сосредоточена на этом персонаже. Он начинается в фойе «приветствием» ансамбля духовых инструментов и ударных инструментов, за которым в театре следуют три действия, и заканчивается за пределами театра «прощанием», которое играют с окрестных крыш пять трубачей. 16-канальная кассетная композиция Unsichtbare Chöre (Невидимые хоры, 1979) включена в первый акт и снова в третий акт, сцена 1. [22] Штокхаузена «Klavierstück XII» представляет собой аранжировку акта 1, сцены 3. [23] и ряд других отрывков были аранжированы композитором для отдельного исполнения. четверга Экзотерический цвет — ярко-синий. Он состоит из следующих частей:

  • Donnerstags-Gruß (Четверговое приветствие)
  • Акт 1: Юность Михаила (используются невидимые хоры )
    • 1: Детство сцена
    • сцена 2: Мондева (Канун Луны)
    • сцена 3: Экзамен (Осмотр)
      • Первый осмотр
      • Второй экзамен
      • Третий экзамен
  • Акт 2: Путешествие Майкла вокруг света
    • Вход и формула
    • Станция Эрсте (первая станция): Германия
    • Вторая остановка: Нью-Йорк.
    • Станция Дритте (Третья станция): Япония.
    • Четвертая станция: Бали
    • Пятая станция: Индия
    • Станция Сехсте (Шестая станция): Центральная Африка.
    • Седьмая станция: Иерусалим.
    • Миссия
      • Насмешки
      • Распятие
      • Вознесение
  • Акт 3: Майкла Возвращение домой
    • сцена 1: Фестиваль (участвуют невидимые хоры )
    • сцена 2: Видение
  • Прощание в четверг

286 фотографий четверга от Light , Google Arts & Culture

Пятница (1991–1994)

[ редактировать ]

Фрейтаг , написанный между 1991 и 1994 годами, изображает искушение Евы Люцифером. Целое разделено на два акта и имеет новую структуру: помимо приветствия и прощания, оно состоит из двух слоев сцен: десяти «реальных сцен» с живыми исполнителями на сцене и двенадцати «звуковых сцен» с электронными преобразованиями знакомые звуки, оба исполняются одновременно на третьем слое абстрактной электронной музыки. Это сложная постановка, которую возглавляют пять действующих музыкантов (сопрано, баритон, бас, флейта, бассетгорн ), а также 12 пар танцоров-мимов, детский оркестр, детский хор, 12 певцов хора, синтезатор, электронная музыка со звуковыми сценами. . пятницы — оранжевый. Цвет [21] Десять «настоящих сцен» таковы:

  1. заявка (предложение)
  2. оркестр Детский
  3. Киндер-Чор (Детский хор)
  4. Киндер-Тутти (Детские Тутти)
  5. Zustimmungсогласие
  6. Падать
  7. Детская война
  8. Реуэ (Покаяние)
  9. Священник
  10. Чор-Спирале (Хоровая Спираль)

Суббота (1981–1983)

[ редактировать ]

Самстаг — это опера для 13 сольных исполнителей (один голос, десять инструменталистов и два танцора), а также симфонического оркестра (или симфонического оркестра), балета или мимов и мужского хора с органом. Он был написан между 1981 и 1983 годами. Суббота — ; день Люцифера его экзотерический цвет — черный. [24] Опера открывается Samstags Gruß для четырех пространственно разделенных духовых ансамблей с ударными инструментами: [25] за которым следуют четыре сцены:

  • Субботнее приветствие
  • Сцена 1: Luzifers Traum (Сон Люцифера) ( Klavierstück XIII ), для баса и фортепиано
  • Сцена 2: Kathinkas Gesang als Luzifers Requiem (Песнь Катинки как Реквием Люцифера), для флейты и шести перкуссионистов
  • Сцена 3: Luzifers Tanz (Танец Люцифера), для симфонического оркестра (или оркестра), бас, соло-пикколо, соло на трубе-пикколо, соло-танцор, танцор на ходулях и танцор-мим.
    • Танец левой брови
    • правой брови Танец
    • Линкер Аугентанц (Танец левым глазом)
    • Танец правого глаза
    • Линкер Бакентанц (Танец левой щеки)
    • Судья Бакентанц (Танец правой щеки)
    • Танец «Крылья носа»
    • Оберлиппентанц (Танец верхней губы)
      • Протест
    • Танец на кончике языка
    • Кинтанц (Танец подбородка)
  • Сцена 4: Luzifers Abschied (Прощание Люцифера), для мужского хора, семи тромбонов и органа.

256 фотографий субботы от Light , Google Arts & Culture

Воскресенье (1998–2003)

[ редактировать ]

Зонтаг , написанный между 1998 и 2003 годами, сосредоточен на мистическом союзе Евы и Михаила, из которого рождается новая жизнь понедельника. [26] Это опера с пятью сценами и прощанием. Отсутствие Люцифера в сцене 1 объясняется описанием Штокхаузеном вспомогательной сцены, названной Luziferium , предназначенной для исполнения одновременно с Зоннтагом , но в другом месте, символизирующем заточение Люцифера, вдали от Евы и Михаила; Люциферий был набросан, но так и не написан. [27] [28] [29] Сцена 4 расширяет мультимедийную природу оперы с ее музыкой, танцем, действием и декорациями, задействуя еще одно человеческое чувство: ароматы испускаются в сторону публики. Сцена 5 фактически представляет собой две сцены в одной и состоит из двух частей: Hoch-Zeiten для пяти хоров и Hoch-Zeiten для пяти оркестровых групп. (Эти компоненты исполняются одновременно в двух отдельных залах. В разных точках открываются акустические «окна», через которые через громкоговорители «перекачивается» музыка из другого зала. Сцена исполняется дважды. После антракта либо хор и оркестр меняет залы, или это делает разделенная аудитория, чтобы каждая группа слушателей могла воспринимать сцену с обеих точек зрения.) «Прощание» — это адаптация для пяти синтезаторов хоровой части Hoch-Zeiten , а также существует в двух вариантах . дальнейшие версии: одна для сольного перкуссиониста с кассетой Стралена ; другой - Klavierstück XIX для синтезатора и ленты. Опера распадается на следующие части:

  • Сцена 1: Лихтер-Вассер (Sonntags-Gruss) (Свет-вода — воскресное приветствие), для сопрано, тенора и оркестра с синтезатором
  • Сцена 2: Engel-Prozessionen (Ангельские шествия) для семи хоровых коллективов.
  • Сцена 3: Licht-Bilder (Light-Pictures), для тенора, флейты с кольцевой модуляцией, бассетгорна и трубы с кольцевой модуляцией.
  • Сцена 4: Düfte-Zeichen (Запахи-Знаки), для 7 сольных голосов, мальчика-сопрано и синтезатора.
  • Сцена 5: Hoch-Zeiten (Свадьбы, но буквально: High-Times), для хора и оркестра.
  • Sunday's Farewell , для пяти синтезаторов

Вспомогательные работы

[ редактировать ]

Помимо версий различных сцен, которые могут быть исполнены отдельно, и аранжировок таких сцен, есть некоторые пьесы, лежащие за пределами собственно цикла Лихта , но тесно с ним связанные. Например, сама суперформула Лихта адаптирована как краткая «сигнальная» часть:

  • Лихт-Руф , №67, для переменного ансамбля (1995)

Остальные произведения представляют собой «исходные» композиции, промежуточные между суперформулой и окончательной композиционной проработкой частей одной из опер.

  • Михаэльс-Руф , 1-й бывший № 48½, для переменного ансамбля (1978), основной материал без оценок для четверга-Gruß
  • Си , 1. бывший номер. 55, для мелодического инструмента с микротонами (1986), «исходной» материал для Montags-Gruß.

Некоторые другие сами созданы на основе таких исходных композиций, но следуют отдельной линии развития:

  • Траум-Формель , Nr. 51⅔, для бассетгорна (1981), переработка формулы первой сцены Самстага.
  • Флаутина , ex 56½, для флейты с пикколо и альтовой флейты (1989), относится к сцене «В Хоффнунге» из первого акта « Монтэга».
  • Квитт , для альтовой флейты, кларнета и трубы, Nr. 1 ex 59 (1989 г.), составленный на основе основного плана Монтагс -Абшид.
  • Ипсилон , Нр. 2 ex 59, для мелодического инструмента с микротонами (1989), также разработанного на основе Монтагса-Абшида. плана
  • Сукат , Нр. 2 ex 60, для альтовой флейты и бассетгорна (1989), на основе части формулы вторника, используемой для Dienstags-Gruß
  • Вибра-Элуфа , Nr. 9¾ ex 64, для вибрафона (2003), на основе девятой «реальной сцены» Фрайтага (которая сама использовалась в качестве исходной композиции для других частей этой оперы)
  • Думай , Nr. 1 ex 70, для флейты (1997), перекомпоновано из материала «Михаилиона» , финальной сцены «Митвоха».

Есть четыре варианта формулы Митвоха :

  • Европа-Грусс , Nr. 72, для духовых инструментов (1992/1995/2002), изначально задуманный как «приветствие» Миттвоха, но замененный
  • Трубач , Nr. 73, для четырех труб (1995)
  • «Формула среды» , № 73½, для ударного трио (2004)
  • Фортепианная пьеса XVIII (формула среды) , № 73⅔, для синтезатора (2004)

Кроме того, есть

  • Лучи , № 80½, для перкуссиониста и десятиканальной звукозаписи (2002), созданной из Hoch-Zeiten для хора.

Наконец, есть:

  • Литаней 97 , нo. 74, для хора и певческого дирижера (1997)

включающий в себя текст из «Семи дней» (1968), включающий в себя фрагменты световой суперформулы .

Спектакли

[ редактировать ]

Работа над «Лихтом» началась в 1977 году и завершилась в 2003 году, хотя финальная сцена впервые была исполнена в 2004 году. Все семь опер ставились индивидуально: в Ла Скала ( четверг , суббота и понедельник ), Ковент-Гардене ( четверг). ), Лейпцигская опера ( вторник и пятница ), Кельнская опера ( воскресенье ) и Бирмингемская оперная труппа ( среда , премьера в день рождения композитора, 22 августа 2012 г.). Ранее планировалось провести в среду Бонн в 2000 году и Берн в 2003 году, но оба были отменены из-за финансовых и технических проблем. Весь цикл транслировался в серии на SWR2 в период с 2001 по 2007 год, представленной композитором в разговоре с Райнхардом Эрменом.

Исполнение такого произведения представляет собой сложную задачу не только из-за его длины, но и из-за связанной с ним логистики . Каждая часть, а во многих случаях и каждая сцена, рассчитана на разный состав музыкантов: от сцен, написанных для хора а капелла, до оркестра с синтезатором и струнного квартета, играющего с вертолетов над концертным залом.

В 2019 году Голландская национальная опера инициировала трехдневное погружение в Лихт , которое называлось aus LICHT . Он включал в себя части цикла Лихта за все семь дней, общая продолжительность выступления составила около 15 часов. Три дня/части были:

  • Майкл
  • Люцифер и Ева
  • Сотрудничество и открытие космоса

Даты выступлений: 31 мая – 2 июня, 4–6 июня и 8–10 июня. aus LICHT — совместная постановка Голландской национальной оперы, Голландского фестиваля , Королевской консерватории Гааги и Музыкального фонда Штокхаузена. [30]

В июне 2024 года пять отрывков из голландской адаптации aus Licht 2019 года были исполнены в Оружейной палате на Парк-авеню в Нью-Йорке. [31] [32] Спектакли были названы The New York Times «Выбором критиков». [33]

Мировые премьеры

[ редактировать ]
  • Четверг ( четверг ) — 1981, Ла Скала в Милане.
  • Суббота ( суббота ) — май 1984 года, Ла Скала в Милане.
  • Монтэг ( понедельник ) – 1988, Ла Скала в Милане.
  • Вторник ( Вторник ) — 1993, в Лейпцигской опере.
  • Пятница ( Friday ) — сентябрь 1996 года, Лейпцигская опера.
  • Миттвох ( среда ) - премьера всей оперы в постановке Бирмингемской оперной труппы , 22 августа 2012 г., The Argyle Works, Бирмингем ; [34] премьера в целом транслировалась SWR в 2003 году; Премьерные постановки отдельных сцен были следующими:
    • Сцена 1 Welt-Parlament («Всемирный парламент») – 1996, Штутгарт.
    • Сцена 2 Orchester-Finalisten («Финалисты оркестра») – 1996, Голландский фестиваль , Амстердам
    • Сцена 3 Вертолетный струнный квартет – Голландский фестиваль 1995 года, Амстердам
    • Сцена 4. Михаэлион , июль 1998 года, театр Принцрегенттентеатр , Мюнхен.
  • Sonntag ( воскресенье ) — вся трансляция SWR в 2007 году; Премьера постановки в целом состоялась 9 апреля (сцены 1, 2 и 3) и 10 апреля (сцены 4, 5 и «Прощание») 2011 года в Кельне. [35] [36]
  1. ^ Штокхаузен, Конен и Хеннлих 1989 , 282.
  2. ^ Бруно 1999 , 134.
  3. ^ Питерс 2003 , 227.
  4. ^ Курц 1992 , 188.
  5. ^ Вейджер 1998 , 193.
  6. ^ Вейджер 1998 , 194.
  7. ^ Бандур 2004 , 142.
  8. ^ Курц 1992 , 228.
  9. ^ Вейджер 1998 , 208.
  10. ^ Бандур 2004 , 144.
  11. ^ Ульрих 2001 , 28.
  12. ^ Годвин 1998 , 354.
  13. ^ Ульрих 2012b , 99–100.
  14. ^ Макони 2016 , 383.
  15. ^ Штокхаузен 1989b , 152–53.
  16. ^ Штокхаузен 1989b , 176.
  17. ^ Штокхаузен 1989b , 156.
  18. ^ Коль 1990 .
  19. ^ Коль 1993 .
  20. ^ Штокхаузен 1989b , 199–200.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Штокхаузен 1989b , 200.
  22. ^ Штокхаузен 1989a , 204.
  23. ^ Штокхаузен 1989a , 321.
  24. ^ Штокхаузен 1989a , 200.
  25. ^ Бандур 1999 .
  26. ^ Штокхаузен 1989b , 156, 175.
  27. ^ Штокхаузен 2001 , 22–23.
  28. ^ Штокхаузен 2003а , 8.
  29. ^ Соларе и Штокхаузен 2003 .
  30. ^ Анон. 2019 .
  31. ^ Бароне, Джошуа (3 июня 2024 г.). «Приключения в пространстве и времени со Штокхаузеном» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
  32. ^ Грелла, Грег (7 июня 2024 г.). «Inside Light, обзор Нью-Йорка — захватывающая редакция семидневной оперы Штокхаузена» . Файнэншл Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
  33. ^ Вулф, Закари (9 июня 2024 г.). «Обзор: «Внутренний свет» дает представление об оперной эпопее Штокхаузена» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
  34. ^ Клементс 2012 .
  35. ^ Музыкальный фонд Штокхаузена 2010 .
  36. ^ Штокхаузен 2011 .

Источники

  • Анон. 2019. « Аус ЛИЧТ ». auslicht.com (по состоянию на 28 июля 2020 г.).
  • Бандур, Маркус. 1999. «Состав значения: конструкция и семантика в « Люцифере-Груссе» Карлхайнца Штокхаузена [ sic ] из «Субботы от света ». Перспективы новой музыки 37, № 1 (Зима): 157–178. Немецкая версия, как «Приветствие Люцифера: конструкция и семантика в СУББОТЕ Карлхайнца Штокхаузена от СВЕТА». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 1–17. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена, 2008. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Бандур, Маркус. 2004. « ...все развернулось из ядра, тематически и структурно». Карлхайнц Штокхаузен и восприятие Книги Урантии в СВЕТЕ ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ: Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Сигналы из Кельна: Музыка времени, 10-е изд. Имке Миш и Кристоф фон Блюмрёдер , 136–146. Мюнстер, Берлин, Лондон: Лит Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Бруно, Паскаль. 1999. « Donnerstag aus Licht : новый миф или просто обновление знаний?» Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (зима): 133–56.
  • Клементс, Эндрю. 2012. «Среда света — обзор». Гардиан (23 августа).
  • Годвин, Джоселин . и гностицизм" Штокхаузена 1998. " Donnerstag aus Licht . В книге «Гнозис и герметизм от древности до современности» , серия SUNY по западным эзотерическим традициям, под редакцией Рулофа ван ден Брока и Воутера Дж. Ханеграафа, 347–358. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN   0-7914-3611-X (ткань) ISBN   0-7914-3612-8 (пбк).
  • Коль, Джером . Штокхаузена 1990. «На среднем плане: синтаксис формул в Licht ». Перспективы новой музыки 28, вып. 2 (лето): 262–291.
  • Коль, Джером. 1993. «Время и свет ». Обзор современной музыки 7, вып. 2 (1993): 203–219.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2016. Другие планеты: Полное собрание сочинений Карлхайнца Штокхаузена, 1950–2007 , обновленное издание. Лэнхэм, Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Rowman & Littlefield. ISBN   978-1-4422-7267-5 .
  • Петерс, Гюнтер. 2003. Святая серьезность в пьесе — Тексты о музыке Карлхайнца Штокхаузена / Святая серьезность в пьесе — Очерки музыки Карлхайнца Штокхаузена (двуязычное издание, немецкий и английский). Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-009182-7 .
  • Соларе, Хуан Мария и Карлхайнц Штокхаузен. 2003. « Расширение, космическая музыка и Штокхаузен ». Веб-сайт Deutsche Welle (26 августа) (по состоянию на 7 декабря 2012 г.).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. Суперформула СВЕТА . Сайт Stockhausen.org (архив от 4 апреля 2014 г., по состоянию на 26 октября 2018 г.).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. Тексты о музыке , вып. 5, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. Тексты о музыке , вып. 6, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2001. Курсы Штокхаузена Кюртен 2001: Курс композиции на тему «Свет-Вода» (воскресное приветствие) для сопрано, тенора и оркестра с синтезатором (1999) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2003а. Курсы Штокхаузена Кюртен 2003: Курс композиции на Hoch-Zeiten (воскресенье от света) для хора (2001/02) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2011. Воскресенье из Света: премьера . Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
  • Штокхаузен, Карлхайнц, Герман Конен и Йохен Хеннлих. 1989. «До и после субботы от света : разговор 24 мая 1984 года в Милане». Обзор современной музыки 5, вып.
  • Фонд Штокхаузена для музыки. 2010. Пресс-релиз «Мировая премьера ВОСКРЕСЕНЬЯ от LIGHT в Кельне в Штаатенхаусе (ярмарочной площади)» (архив от 14 января 2018 г.; по состоянию на 3 апреля 2020 г.).
  • Ульрих, Томас. 2001. «Штернкланг: астрономическая музыка Карлхайнца Штокхаузена». Позиции: Вклад в новую музыку 46 (февраль): 25–28.
  • Ульрих, Томас. 2012б. Штокхаузен: Богословская интерпретация в переводе Джейн Обст. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-9815317-0-1 .
  • Ставка, Грегг . 1998. Символизм как композиционный метод в творчестве Карлхайнца Штокхаузена . Колледж-Парк, Мэриленд: Грегг Вейгер. ISBN   0-9665850-0-3 . Перевод авторской к.т.н. защитил диссертацию на тему «Символизм как композиционный метод в творчестве Карлхайнца Штокхаузена». Берлин: Свободный университет Берлина, 1996.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анон. 13 марта 2012 г. « Вертолеты примут участие в олимпийском оперном мероприятии ». Телеграф .
  • Адаменко Виктория. 2007. Неомифологизм в музыке: от Скрябина и Шенберга до Шнитке и Крамба . Серия Interplay 5. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN   1-57647-125-X .
  • Барретт, Ричард . 1988. « Темный понедельник на голландском фестивале». Темп , новая серия, № 166 (сентябрь): 43–45.
  • Бауэр, Кристиан. 2008. Sacrificium intellectus: Жертва разума в искусстве Карлхайнца Штокхаузена, Бото Штрауса и Ансельма Кифера . Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. ISBN   978-3-7705-4596-4 .
  • Бор, Мустафа. 2008. «Контуры высоты тона и продолжительности в суперформуле Карлхайнца Штокхаузена для Лихта ». В «Музыкальных течениях с левого побережья » под редакцией Джека Босса и Брюса Квальи, 129–154. Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. ISBN   978-1-84718-642-3 .
  • Браун, Томас Манфред. 2008. «Магический квадрат в СВЕТОВЫХ КАРТИНАХ Карлхайнца Штокхаузена». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 19–30. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Бро, Мари-Элен. 2008. «Тембр флейты и характер кота в «СУББОТЕ из СВЕТА» Карлхайнца Штокхаузена». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 31–44. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Бротбек, роман. 2004. «Заметки о Пьете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 51–60. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Брюммер, Людгер. 2008. «Штокхаузен об электронике, 2004». Компьютерный музыкальный журнал 32, вып. 4:10–16.
  • Коэнен, Альседо. 1992. « Карлхайнца Штокхаузена Свет : факты и некоторые замечания ».
  • Выходи, Агнешка. 2008. «LICHT Карлхайнца Штокхаузена: от теории к метафизике». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 47–58. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Выходи, Агнешка. 2016. «В поисках традиции в оперном цикле Карлхайнца Штокхаузена». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 116–122. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Дрю, Джозеф. 2014. Майкл Из света: исследование характера героя Карлхайнца Штокхаузена . доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
  • Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN   978-3-7957-0772-9 .
  • Громанн, Катерина. 2010. Карлхайнц Штокхаузен: Оперная СРЕДА от СВЕТА . Кельнский вклад в музыковедение 12 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , Вольфрама Стейнбека . Кассель: Bosse Verlag. ISBN   978-3-7649-2712-7 .
  • Привет, Ганс. 2004. "Некоторые предварительные заметки об основных текстовых и музыкальных моментах в Свете ". На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 147–159. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Хартвелл, Робин, 2012. «Угрозы и обещания: Люцифер, ад и воскресенье Штокхаузена из света ». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 393–424.
  • Хенкель, Джордж. 2012. Космический смех: Синти-Фу и глупый юмор в оперном цикле Карлхайнца Штокхаузена «Свет» . Гамбург: Традиция ГмбХ. ISBN   978-3-8491-1646-0 .
  • Хенкель, Георг. 2016. «Ангел радости: «Зеркала в звуке» Штокхаузена [Клангшпигель] и слышимость неслышимого». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 138–147. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Коль, Джером . 1983–84. «Штокхаузен в Ла Скала: Semper Idem sed Non Eodem Modo». Перспективы новой музыки 22: 483–501.
  • Коль, Джером. 2004. «Аспект гармоник света ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN   978-1-907378-03-4 .
  • Коль, Джером. 2012. «Геденкшрифт для Карлхайнца Штокхаузена: введение приглашенного редактора». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 306–12.
  • Карлхайнца Штокхаузена Ковач, Адорьян Ф. 2008. «Продолжительность, форма и жизнь: о концепции и восприятии света ». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвир , 87–112. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Макони, Робин . 2010. «Лицом к музыке: Волшебник страны Оз Штокхаузена». Темп 64, нет. 251 (январь): 2–7.
  • Миллер, Пол. 2009. «Штокхаузен и серийное формирование пространства». доктор философии дисс. Рочестер: Музыкальная школа Истмана.
  • Миллер, Пол. 2012. «Приключение в космос: Лихтер — Вассер Штокхаузена и анализ пространственной музыки». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 342–392.
  • Миш, Би. 2004. «Последовательное мышление в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 36–51. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Миш, Би. 2016. «Карлхайнц Штокхаузен: Проблема наследия: Введение». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 11–19. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Парсонс, Ян Лоуренс. 2019. «Феноменология света : интерпретация оперного цикла Штокхаузена на основе четверичного и лакановского психоанализа Хайдеггера». доктор философии дисс. Мельбурн: Университет Монаша.
  • Петерс, Гюнтер. 2004. «Пересекая границы, оказываясь в центре внимания музыки. Карлхайнц Штокхаузен на пути к Scents from Sunday from Light ». Музыка и эстетика 8, № 32 (октябрь): 61–81.
  • Раутманн, Питер и Николас Шальц. 1998. Переходы: кресты и переходы через современность , 2 т. + дополнение иллюстраций и 2 компакт-диска с аудиозаписями. Регенсбург: Издательская компания ConBrio. ISBN   3-930079-88-7 .
  • Рух, Кристиан. 1999. « Заметки для Небадона: Заметки о полемике вокруг творчества композитора Карлхайнца Штокхаузена ». Материальная служба Евангелического центрального офиса по мировоззренческим вопросам 62, вып. 7:209–211.
  • Швердтфегер, Деттлофф. 2000. Опера Карлхайнца Штокхаузена «Четверг из света»: Цель и начало композиционного развития . Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
  • Зейферт, Уве. 2004. «Музыка? Театр? Музыкальный театр? Художественно-теоретические перспективы Карлхайнца Штокхаузена, Нам Джуна Пайка и Тода Мачовера в сравнении: историко-философская попытка». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 212–232. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Симидзу, Минору. 1999. «Штокхаузен и Япония, свет и тень». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г.: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера, 87–94. Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 4. Саарбрюккен: PFAU-Verlag. ISBN   3-89727-050-1 .
  • Симидзу, Минору. 2004. «Потенциал мультимедийных представлений и« сценическая музыка »— некоторые замечания о струнном квартете вертолета ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 61–73. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998а. Тексты о музыке , вып. 7, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998б. Тексты о музыке , вып. 8, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998в. Тексты о музыке , вып. 9, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998г. Тексты о музыке , вып. 10, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2003б. Курс композиции на световых картинках (3-я сцена воскресенья из «Света ») для бассет-горна, флейты с кольцевыми модуляциями, тенора, трубы с кольцевой модуляцией, синтезатора (2002/03) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц 2004а. Курс композиции на ароматах-знаках (Sunday from Light) для 7 вокалистов, Boy's Voice, Sythesizer (2002) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2004б. Курсы Штокхаузена Кюртен 2004: Курс композиции на тему Hoch-Zeiten (воскресенье от света) для оркестра (2001/02) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Джером Коль. 1985. «Штокхаузен в опере». Перспективы новой музыки 23, вып. 2 (весна – лето): 24–39.
  • Штокхаузен-Верлаг. 2008. Штокхаузен, 22 августа 1928 г. - 5 декабря 2007 г. , английское издание брошюры с официальным рабочим списком и списком компакт-дисков. Кюртен: Stockhausen-Verlag (архив от 8 марта 2018 г., по состоянию на 3 апреля 2020 г.).
  • Стоянова, Иванка. 1990. «Лунный удар» Штокхаузена: ПОНЕДЕЛЬНИК от СВЕТА», перевод Дезире Буксель и Питера Петерсена . В истории музыкальной культуры: Festschrift Константина Флороса к его 60-летию под редакцией Питера Петерсена, 185–212. Висбаден: Breitkopf & Härtel.
  • Стоянова, Иванка. 1993. «Мифы о женственности в восьмидесятые и девяностые годы: повторное присвоение и переопределение - Штокхаузен, Элой». В книге «Переприсвоение и переопределение: случай «постмодернизма» в музыке» под редакцией Отто Коллерича. Вена: Универсальное издание.
  • Стоянова, Иванка. 1999а. «И Dasein Становится Музыкой: Некоторые Проблески Света », перевод с немецкого Джерома Коля . Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (Зима): 179–212.
  • Стоянова, Иванка. 1999б. «И существование становится музыкой: некоторые взгляды на свет — Карлхайнц Штокхаузен к своему 70-летию». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кельнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции «Сигналы из Кельна 4» под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг.
  • Стоянова, Иванка. 2003. «...из живота: фигуры женственности в свете Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 164, № 4 (июль – август): 32–37.
  • Стоянова, Иванка. 2004. «Попытка сравнительного выяснения светового цикла: Берио, Буссотти, Штокхаузен». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 15–34. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Стоянова, Иванка. 2012. «Все произведение искусства в Licht Карлхайнца Штокхаузена :« За гранью - всегда и навсегда »». Анаис ду SIMPOM (Бразильский симпозиум аспирантов по музыке) 2:71–88.
  • Топ, Ричард . 2005а. Прощальное воскресенье — отчет . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Отлично, Ричард. 2005б. Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-016185-6 .
  • Туп, Ричард. 2008. « Лихт («Свет»)». Grove Music Online : Оперный словарь New Grove (обновлено 22 октября) (доступ по подписке) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
  • Ульрих, Томас. Штокхаузена 2004. «Мораль и сверхмораль в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 74–88. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Ульрих, Томас. 2008. «Записки о Люцифере». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 202–11. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Ульрих, Томас. 2011. Светлое воскресенье, опера в пяти картинах и прощание: Карлхайнц Штокхаузен, премьера . Сезон 2010–2011, № 27. Кельн: Опера города Кельна.
  • Ульрих, Томас. 2012а. «Люцифер и мораль в оперном цикле Штокхаузена Licht » в переводе Джерома Коля . Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 313–41.
  • Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кёльн, Веймар и Вена: Böhlau Verlag GmbH & Cie. ISBN   978-3-412-50577-6 .
  • Фонд Урантия. 1955. Книга Урантии . Чикаго: Фонд Урантия. ISBN   0-911560-07-6 .
  • Уоткинс, Гленн . 2003. « Музыка европейского авангарда: Samstag aus Licht Карлхайнца Штокхаузена : современный отчет ». В книге «Духовой оркестр и его репертуар: два десятилетия исследований», опубликованной в журнале Национальной ассоциации директоров колледжей оркестров под редакцией Майкла Вотты, 171–173. Духовая библиотека Дональда Хансбергера. Майами: Warner Brothers/Alfred Music Publishing. ISBN   0-7579-1833-6 .
  • Вирц, Маркус. 2000. Свет. Сценическая музыка Карлхайнца Штокхаузена. Введение . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN   3-89727-088-9 .
  • Гнев, Магдалена. 2016. «Как я слышу свет? Штокхаузен и Вагнер в эхо-камере истории». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 123–137. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1935dea8790de5f106829504883b2e33__1718464440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/33/1935dea8790de5f106829504883b2e33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Licht - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)