Свет
Свет Семь дней недели | |
---|---|
Оперный цикл Карлхайнца Штокхаузена | |
![]() Либреттист и композитор, март 2004 г. | |
Перевод | Свет – семь дней недели |
Либреттист | Штокхаузен |
Язык | немецкий |
Премьера | 1981 по 2012 год
|

Licht («Свет») с подзаголовком «Die sieben Tage der Woche» («Семь дней недели») представляет собой цикл из семи опер, написанных Карлхайнцем Штокхаузеном в период с 1977 по 2003 год. Композитор описал произведение как «вечную спираль», потому что « нет ни конца, ни начала недели». Licht состоит из 29 часов музыки.
Источник
[ редактировать ]Оперный проект «Лихт» , первоначально называвшийся «Хикари» (光, по-японски «свет»), возник на основе пьесы для танцоров и оркестра Гагаку , заказанной Национальным театром Токио. Это произведение , озаглавленное «Der Jahreslauf» («Ход лет»), стало первым актом « Динстага» . Еще одним важным японским влиянием является театр Но , который композитор цитирует в связи со своей концепцией сценического действия. [1] Цикл также основан на элементах иудео-христианской и ведической традиций. [2] Название Лихта чем-то обязано Шри Ауробиндо теории об Агни (индуистском и ведическом огненном божестве), разработанной на основе двух основных предпосылок ядерной физики, а концепция Штокхаузена суперформулы Лихта также во многом обязана категории Шри Ауробиндо. «супраментального». [3] В центре внимания три главных героя: Михаил, Ева и Люцифер.
Многие события в опере отсылают к Книге Урантии , которая была продана Штокхаузену замечательной фигурой во время его концерта в Нью-Йоркской филармонии в 1971 году. [4] В своем анализе цикла Грегг Вейгер заявляет, что «не может быть никаких сомнений… что первое и главное вдохновение Штокхаузена для восстания Люцифера… возникло из Книги Урантии … такие конкретные термины, как «Локальная система»,» Планетарные Князья» или «Райские Сыны» могут быть только из Книги Урантии ». [5] Вейгер также указывает на тот факт, что Майкл явно идентифицирован в Доннерстаге как выходец из «Небадона», что является еще одним названием места, характерным для Книги Урантии . [6] Эмблемы Михаила и Люцифера в Лихте также взяты из Книги Урантии . [7]
По словам биографа Штокхаузена Майкла Курца, «Майкл, Люцифер и Ева для Штокхаузена больше, чем театральные фигуры. Они являются выражением потустороннего мира, к которому слепы земные глаза, но которому придается конкретная форма в Книге Урантии и другие источники». [8] Вейгер также старается утверждать, что Люцифер, Ева и Михаил являются «личными изобретениями Штокхаузена, которые стали более значимыми благодаря Книге Урантии … Слушатель также может предположить, что Штокхаузен свободно использовал эти символы и наслаждается стилем абсурдиста». театр, проявленный в Originale , где нет ясного смысла». [9] Более того, по мнению Маркуса Бандура, ссылки в Книге Урантии скрыты с помощью ассоциативных стратегий на другие поля смысла, и по мере продвижения работы над «Лихтом» после первой написанной оперы «Доннерстаг » их значение постепенно уменьшается. [10] Важность Книги Урантии для работы Штокхаузена не следует переоценивать. [11]
Структура
[ редактировать ]Музыкальная структура цикла основана на трёх контрапунктированных основных мелодиях (или «формулах»), каждая из которых связана с центральным персонажем. Здесь применяется метод суперформулы композиции : эти мелодии определяют как тональные центры и длительность сцен в целом, так и мелодическую фразировку в деталях. Каждый из трех центральных персонажей также связан с инструментом: Михаил с трубой , Ева с бассетгорном и Люцифер с тромбоном . [См. ( Stockhausen 1978 ): суперформула Лихта .]
Концепция оперы Штокхаузена больше похожа на картины ренессансных масок и их герметическую космологию, чем на традиционные драматические и кульминационные структуры, типичные для последних двух столетий. [12] Из-за ее круговой структуры, в которой семь дней недели приходится проходить снова и снова, моральная критика становится невозможной, поскольку темы дней постоянно возвращаются как постоянные черты реальности. Это, в свою очередь, отражает теологическое мировоззрение Штокхаузена, которое предлагает взгляд за пределы поверхностных различий и противоположностей, которые накладывают ограничения на мысль и надежду. [13] Таким образом, «Лихт» - это не конфликт между добром и злом, а, скорее, драма скрытой напряженности, связанная со спором о различных концепциях реальности. [14]
Цикл построен по модульному принципу . Не только каждая из семи опер является самодостаточным произведением, но и отдельные действия, сцены и, в некоторых случаях, части сцен. Эти модули могут быть сегментами (например, одиннадцать инструментальных сольных секций из «Оркестра-финалиста» из «Миттвоха» ) или слоями (например, слой электронной октофонии из второго акта « Динстага» или версия Klavierstück XIII первой сцены «Самстага» ( Luzifers Traum). ), с опущенным басовым голосом), или их комбинацию (например, вокальный секстет Menschen, hört и Bassetsu-Trio , которые представляют собой два слоя подсцены «Карусель» из «Михаилиона » , четвертой сцены «Миттвоха »).
Семь дней
[ редактировать ]Есть семь опер, каждая из которых названа в честь дня недели , тематика которых отражает атрибуты, связанные с каждым днем в традиционной мифологии . основаны на семи планетах древности Эти атрибуты, в свою очередь , (и связанных с ними божествах), от которых произошли названия дней: [15]
- Понедельник = Луна
- Вторник = Марс
- Среда = Меркурий
- Четверг = Юпитер
- Пятница = Венера
- Суббота = Сатурн
- Воскресенье = Солнце
Штокхаузен стремился создать сюжеты для каждой оперы посредством поглощения традициями этой планеты и погружения в интуитивный смысл каждого дня недели — значения, о которых большинство людей не подозревает. [16] Цикл не имеет ни «начала», ни «конца»; подобно дням недели, каждая опера ведет к следующей, так что за конфликтом вторника следует примирение среды, а мистический союз воскресенья подготавливает путь к новой жизни понедельника. «Таким образом, у недели нет ни конца, ни начала. Это вечная спираль». [17] Каждая опера состоит из тщательно разработанной формы соответствующего дневного сегмента суперформулы, созданной путем наложения одной или нескольких полных строк суперформулы, сжатых до длины дневного сегмента. Они названы в честь рассматриваемого дня (например, Миттвох-Формель ). Отдельные действия и сцены часто включают в себя дальнейшее наложение формульного материала. Например, «Luzifers Traum», первая сцена «Самстага », состоит всего из пяти слоев. [18] [19]
Каждому дню также присвоен основной (или « экзотерический ») цвет, а также один или несколько второстепенных (или « эзотерических ») цветов. [20]
Понедельник (1984–1988)
[ редактировать ]Montag , написанный между 1984 и 1988 годами, посвящен Еве . В его состав входит оркестр с синтезаторами (штокхаузен назвал его «современным оркестром»), в котором участвует 21 исполнитель (14 голосов, 6 инструментов и актер), а также взрослые и детские хоры. Опера в трех действиях, обрамленная «приветствием» и «прощанием». (Этот кадр с вариациями применим к каждой опере цикла: «приветствие» либо в фойе оперного театра, либо в зрительном зале, и «прощание» после спектакля, играемое либо в зрительном зале, либо вне театра. .) понедельника Экзотерический цвет — ярко-зеленый; его эзотерические цвета — опал и серебро. [21] Сцены и подсцены следующие:
- понедельника Приветствие
- Акт 1: Евас Эрстгебурт (Первое рождение Евы)
- сцена 1: В Хоффнунге (Ожидание)
- сцена 2: Хайнцельманнхен
- сцена 3: Рождение Арии
- сцена 4: Мальчикский ажиотаж
- сцена 5: Люциферс Цорн (Ярость Люцифера)
- сцена 6: Великий плач
- Акт 2: Евы Второе рождение
- сцена 1: девушек Шествие
- сцена 2: с — Возрождение Зачатие фортепианной пьесой
- сцена 3: Ева лжет (Песня Евы)
- Акт 3: Евас Заубер (Магия Евы)
- 1: Сообщение сцена
- сцена 2: Der Kinderfänger ( Крысолов ) [буквально «Ловец детей»]
- 3: Похищение сцена
- понедельником Прощание с
445 фотографий понедельника из фильма «Свет в Ла Скала», Милан , Google Arts & Culture
Вторник (1977–1991)
[ редактировать ]Сочинив три «сольные» оперы (четверг, субботу и понедельник), Штокхаузен приступил к исследованию всех комбинаций персонажей. Динстаг — день конфликта между Михаилом и Люцифером. После вступительного приветствия следуют два акта: Jahreslauf (Ход лет) и Invasion-Explosion mit Abschied (Вторжение-взрыв с прощанием). «Динстаг» — опера для 17 исполнителей (три сольных голоса, десять сольных инструменталистов и четыре танцора-мима), актеров, мимов, хора, «современного оркестра» (от 29 до 32 инструментов, включая синтезаторы) и, во втором акте, электронной музыки . музыка (под названием «Октофония») транслировалась по восьми каналам с громкоговорителями, расположенными по углам куба вокруг аудитории. Поскольку это «слой», эту записанную на пленку октофоническую электронную музыку можно услышать отдельно. вторника – красный. Цвет [21] Опера делится на следующие разделы и подразделы:
- Приветствия во вторник , № 60 (1987–88)
- Добро пожаловать
- Приветствие мира
- Акт 1: Яхреслауф (Ход лет), Nr. 47 (1977/1991)
- Акт 2: Вторжение-взрыв с прощанием , № 61 (1990–91)
- Первая ПВО
- Erste Invasion (Первое вторжение)
- Вторая ПВО
- Второе вторжение
- Сострадание
- Вторжение Дритта (Третье вторжение)
- Вне
- Синти-Фу
- Прощание
Среда (1992–1998)
[ редактировать ]Миттвох характеризуется сотрудничеством Евы, Михаила и Люцифера. Опера, написанная в период с 1992 по 1998 год, состоит из четырех сцен: Welt-Parlament (Всемирный парламент), Orchester-Finalisten (финалисты оркестра), Helikopter-Streichquartett (Вертолетный струнный квартет) и Michaelion . Третья сцена, получившая определенную известность, озвучена, как следует из названия, для четырех струнных инструментов и четырех вертолетов, причем последний используется и как перформативное устройство, и как источник звука. Приветствие Миттвоха — электронная часть сцены 4; прощание - электронная музыка из сцены 2. Последняя, как и электронная музыка для акта 2 «Динстага» , проецируется в октофоническом формате через динамики, расположенные по углам куба, окружающего публику. среды ярко-желтый. Цвет [21] Основными подразделениями и их подразделениями являются:
- Приветствие в среду
- Сцена 1: Мировой парламент
- Сцена 2: Финалисты оркестра
- Гобой
- Виолончель
- кларнет
- фагот
- скрипка
- Комната
- флейта
- тромбон
- Виола
- труба
- Контрабас
- Рог
- Оркестр-Тутти
- Сцена 3: Вертолетный струнный квартет (1993)
- Сцена 4: Михаэлион
- Президиум
- Лузикамель
- Какабель
- Серенада для чистки обуви
- Карманный трюк
- Верблюжий танец (Верблюжий танец)
- Бой быков
- Оператор
- Думай
- Бассэцу Трио (Каруссел) (Карусель)
- «Люди, услышьте» (Космический секстет) («Слушайте, люди» — Космический секстет)
- прощание в среду
Четверг (1978–1980)
[ редактировать ]«Доннерстаг» — опера для 14 исполнителей (три голоса, восемь инструменталистов, три танцора), а также хора, оркестра и кассет. Хотя это и не первая начатая часть «Лихта» , это была первая законченная опера цикла, написанная между 1978 и 1980 годами. Четверг — день архангела Михаила , и история сосредоточена на этом персонаже. Он начинается в фойе «приветствием» ансамбля духовых инструментов и ударных инструментов, за которым в театре следуют три действия, и заканчивается за пределами театра «прощанием», которое играют с окрестных крыш пять трубачей. 16-канальная кассетная композиция Unsichtbare Chöre (Невидимые хоры, 1979) включена в первый акт и снова в третий акт, сцена 1. [22] Штокхаузена «Klavierstück XII» представляет собой аранжировку акта 1, сцены 3. [23] и ряд других отрывков были аранжированы композитором для отдельного исполнения. четверга Экзотерический цвет — ярко-синий. Он состоит из следующих частей:
- Donnerstags-Gruß (Четверговое приветствие)
- Акт 1: Юность Михаила (используются невидимые хоры )
- 1: Детство сцена
- сцена 2: Мондева (Канун Луны)
- сцена 3: Экзамен (Осмотр)
- Первый осмотр
- Второй экзамен
- Третий экзамен
- Акт 2: Путешествие Майкла вокруг света
- Вход и формула
- Станция Эрсте (первая станция): Германия
- Вторая остановка: Нью-Йорк.
- Станция Дритте (Третья станция): Япония.
- Четвертая станция: Бали
- Пятая станция: Индия
- Станция Сехсте (Шестая станция): Центральная Африка.
- Седьмая станция: Иерусалим.
- Миссия
- Насмешки
- Распятие
- Вознесение
- Акт 3: Майкла Возвращение домой
- сцена 1: Фестиваль (участвуют невидимые хоры )
- сцена 2: Видение
- Прощание в четверг
286 фотографий четверга от Light , Google Arts & Culture
Пятница (1991–1994)
[ редактировать ]Фрейтаг , написанный между 1991 и 1994 годами, изображает искушение Евы Люцифером. Целое разделено на два акта и имеет новую структуру: помимо приветствия и прощания, оно состоит из двух слоев сцен: десяти «реальных сцен» с живыми исполнителями на сцене и двенадцати «звуковых сцен» с электронными преобразованиями знакомые звуки, оба исполняются одновременно на третьем слое абстрактной электронной музыки. Это сложная постановка, которую возглавляют пять действующих музыкантов (сопрано, баритон, бас, флейта, бассетгорн ), а также 12 пар танцоров-мимов, детский оркестр, детский хор, 12 певцов хора, синтезатор, электронная музыка со звуковыми сценами. . пятницы — оранжевый. Цвет [21] Десять «настоящих сцен» таковы:
- заявка (предложение)
- оркестр Детский
- Киндер-Чор (Детский хор)
- Киндер-Тутти (Детские Тутти)
- Zustimmungсогласие
- Падать
- Детская война
- Реуэ (Покаяние)
- Священник
- Чор-Спирале (Хоровая Спираль)
Суббота (1981–1983)
[ редактировать ]Самстаг — это опера для 13 сольных исполнителей (один голос, десять инструменталистов и два танцора), а также симфонического оркестра (или симфонического оркестра), балета или мимов и мужского хора с органом. Он был написан между 1981 и 1983 годами. Суббота — ; день Люцифера его экзотерический цвет — черный. [24] Опера открывается Samstags Gruß для четырех пространственно разделенных духовых ансамблей с ударными инструментами: [25] за которым следуют четыре сцены:
- Субботнее приветствие
- Сцена 1: Luzifers Traum (Сон Люцифера) ( Klavierstück XIII ), для баса и фортепиано
- Сцена 2: Kathinkas Gesang als Luzifers Requiem (Песнь Катинки как Реквием Люцифера), для флейты и шести перкуссионистов
- Сцена 3: Luzifers Tanz (Танец Люцифера), для симфонического оркестра (или оркестра), бас, соло-пикколо, соло на трубе-пикколо, соло-танцор, танцор на ходулях и танцор-мим.
- Танец левой брови
- правой брови Танец
- Линкер Аугентанц (Танец левым глазом)
- Танец правого глаза
- Линкер Бакентанц (Танец левой щеки)
- Судья Бакентанц (Танец правой щеки)
- Танец «Крылья носа»
- Оберлиппентанц (Танец верхней губы)
- Протест
- Танец на кончике языка
- Кинтанц (Танец подбородка)
- Сцена 4: Luzifers Abschied (Прощание Люцифера), для мужского хора, семи тромбонов и органа.
256 фотографий субботы от Light , Google Arts & Culture
Воскресенье (1998–2003)
[ редактировать ]Зонтаг , написанный между 1998 и 2003 годами, сосредоточен на мистическом союзе Евы и Михаила, из которого рождается новая жизнь понедельника. [26] Это опера с пятью сценами и прощанием. Отсутствие Люцифера в сцене 1 объясняется описанием Штокхаузеном вспомогательной сцены, названной Luziferium , предназначенной для исполнения одновременно с Зоннтагом , но в другом месте, символизирующем заточение Люцифера, вдали от Евы и Михаила; Люциферий был набросан, но так и не написан. [27] [28] [29] Сцена 4 расширяет мультимедийную природу оперы с ее музыкой, танцем, действием и декорациями, задействуя еще одно человеческое чувство: ароматы испускаются в сторону публики. Сцена 5 фактически представляет собой две сцены в одной и состоит из двух частей: Hoch-Zeiten для пяти хоров и Hoch-Zeiten для пяти оркестровых групп. (Эти компоненты исполняются одновременно в двух отдельных залах. В разных точках открываются акустические «окна», через которые через громкоговорители «перекачивается» музыка из другого зала. Сцена исполняется дважды. После антракта либо хор и оркестр меняет залы, или это делает разделенная аудитория, чтобы каждая группа слушателей могла воспринимать сцену с обеих точек зрения.) «Прощание» — это адаптация для пяти синтезаторов хоровой части Hoch-Zeiten , а также существует в двух вариантах . дальнейшие версии: одна для сольного перкуссиониста с кассетой Стралена ; другой - Klavierstück XIX для синтезатора и ленты. Опера распадается на следующие части:
- Сцена 1: Лихтер-Вассер (Sonntags-Gruss) (Свет-вода — воскресное приветствие), для сопрано, тенора и оркестра с синтезатором
- Сцена 2: Engel-Prozessionen (Ангельские шествия) для семи хоровых коллективов.
- Сцена 3: Licht-Bilder (Light-Pictures), для тенора, флейты с кольцевой модуляцией, бассетгорна и трубы с кольцевой модуляцией.
- Сцена 4: Düfte-Zeichen (Запахи-Знаки), для 7 сольных голосов, мальчика-сопрано и синтезатора.
- Сцена 5: Hoch-Zeiten (Свадьбы, но буквально: High-Times), для хора и оркестра.
- Sunday's Farewell , для пяти синтезаторов
Вспомогательные работы
[ редактировать ]Помимо версий различных сцен, которые могут быть исполнены отдельно, и аранжировок таких сцен, есть некоторые пьесы, лежащие за пределами собственно цикла Лихта , но тесно с ним связанные. Например, сама суперформула Лихта адаптирована как краткая «сигнальная» часть:
- Лихт-Руф , №67, для переменного ансамбля (1995)
Остальные произведения представляют собой «исходные» композиции, промежуточные между суперформулой и окончательной композиционной проработкой частей одной из опер.
- Михаэльс-Руф , 1-й бывший № 48½, для переменного ансамбля (1978), основной материал без оценок для четверга-Gruß
- Си , 1. бывший номер. 55, для мелодического инструмента с микротонами (1986), «исходной» материал для Montags-Gruß.
Некоторые другие сами созданы на основе таких исходных композиций, но следуют отдельной линии развития:
- Траум-Формель , Nr. 51⅔, для бассетгорна (1981), переработка формулы первой сцены Самстага.
- Флаутина , ex 56½, для флейты с пикколо и альтовой флейты (1989), относится к сцене «В Хоффнунге» из первого акта « Монтэга».
- Квитт , для альтовой флейты, кларнета и трубы, Nr. 1 ex 59 (1989 г.), составленный на основе основного плана Монтагс -Абшид.
- Ипсилон , Нр. 2 ex 59, для мелодического инструмента с микротонами (1989), также разработанного на основе Монтагса-Абшида. плана
- Сукат , Нр. 2 ex 60, для альтовой флейты и бассетгорна (1989), на основе части формулы вторника, используемой для Dienstags-Gruß
- Вибра-Элуфа , Nr. 9¾ ex 64, для вибрафона (2003), на основе девятой «реальной сцены» Фрайтага (которая сама использовалась в качестве исходной композиции для других частей этой оперы)
- Думай , Nr. 1 ex 70, для флейты (1997), перекомпоновано из материала «Михаилиона» , финальной сцены «Митвоха».
Есть четыре варианта формулы Митвоха :
- Европа-Грусс , Nr. 72, для духовых инструментов (1992/1995/2002), изначально задуманный как «приветствие» Миттвоха, но замененный
- Трубач , Nr. 73, для четырех труб (1995)
- «Формула среды» , № 73½, для ударного трио (2004)
- Фортепианная пьеса XVIII (формула среды) , № 73⅔, для синтезатора (2004)
Кроме того, есть
- Лучи , № 80½, для перкуссиониста и десятиканальной звукозаписи (2002), созданной из Hoch-Zeiten для хора.
Наконец, есть:
- Литаней 97 , нo. 74, для хора и певческого дирижера (1997)
включающий в себя текст из «Семи дней» (1968), включающий в себя фрагменты световой суперформулы .
Спектакли
[ редактировать ]Работа над «Лихтом» началась в 1977 году и завершилась в 2003 году, хотя финальная сцена впервые была исполнена в 2004 году. Все семь опер ставились индивидуально: в Ла Скала ( четверг , суббота и понедельник ), Ковент-Гардене ( четверг). ), Лейпцигская опера ( вторник и пятница ), Кельнская опера ( воскресенье ) и Бирмингемская оперная труппа ( среда , премьера в день рождения композитора, 22 августа 2012 г.). Ранее планировалось провести в среду Бонн в 2000 году и Берн в 2003 году, но оба были отменены из-за финансовых и технических проблем. Весь цикл транслировался в серии на SWR2 в период с 2001 по 2007 год, представленной композитором в разговоре с Райнхардом Эрменом.
Исполнение такого произведения представляет собой сложную задачу не только из-за его длины, но и из-за связанной с ним логистики . Каждая часть, а во многих случаях и каждая сцена, рассчитана на разный состав музыкантов: от сцен, написанных для хора а капелла, до оркестра с синтезатором и струнного квартета, играющего с вертолетов над концертным залом.
В 2019 году Голландская национальная опера инициировала трехдневное погружение в Лихт , которое называлось aus LICHT . Он включал в себя части цикла Лихта за все семь дней, общая продолжительность выступления составила около 15 часов. Три дня/части были:
- Майкл
- Люцифер и Ева
- Сотрудничество и открытие космоса
Даты выступлений: 31 мая – 2 июня, 4–6 июня и 8–10 июня. aus LICHT — совместная постановка Голландской национальной оперы, Голландского фестиваля , Королевской консерватории Гааги и Музыкального фонда Штокхаузена. [30]
В июне 2024 года пять отрывков из голландской адаптации aus Licht 2019 года были исполнены в Оружейной палате на Парк-авеню в Нью-Йорке. [31] [32] Спектакли были названы The New York Times «Выбором критиков». [33]
Мировые премьеры
[ редактировать ]- Четверг ( четверг ) — 1981, Ла Скала в Милане.
- Суббота ( суббота ) — май 1984 года, Ла Скала в Милане.
- Монтэг ( понедельник ) – 1988, Ла Скала в Милане.
- Вторник ( Вторник ) — 1993, в Лейпцигской опере.
- Пятница ( Friday ) — сентябрь 1996 года, Лейпцигская опера.
- Миттвох ( среда ) - премьера всей оперы в постановке Бирмингемской оперной труппы , 22 августа 2012 г., The Argyle Works, Бирмингем ; [34] премьера в целом транслировалась SWR в 2003 году; Премьерные постановки отдельных сцен были следующими:
- Сцена 1 Welt-Parlament («Всемирный парламент») – 1996, Штутгарт.
- Сцена 2 Orchester-Finalisten («Финалисты оркестра») – 1996, Голландский фестиваль , Амстердам
- Сцена 3 Вертолетный струнный квартет – Голландский фестиваль 1995 года, Амстердам
- Сцена 4. Михаэлион , июль 1998 года, театр Принцрегенттентеатр , Мюнхен.
- Sonntag ( воскресенье ) — вся трансляция SWR в 2007 году; Премьера постановки в целом состоялась 9 апреля (сцены 1, 2 и 3) и 10 апреля (сцены 4, 5 и «Прощание») 2011 года в Кельне. [35] [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен, Конен и Хеннлих 1989 , 282.
- ^ Бруно 1999 , 134.
- ^ Питерс 2003 , 227.
- ^ Курц 1992 , 188.
- ^ Вейджер 1998 , 193.
- ^ Вейджер 1998 , 194.
- ^ Бандур 2004 , 142.
- ^ Курц 1992 , 228.
- ^ Вейджер 1998 , 208.
- ^ Бандур 2004 , 144.
- ^ Ульрих 2001 , 28.
- ^ Годвин 1998 , 354.
- ^ Ульрих 2012b , 99–100.
- ^ Макони 2016 , 383.
- ^ Штокхаузен 1989b , 152–53.
- ^ Штокхаузен 1989b , 176.
- ^ Штокхаузен 1989b , 156.
- ^ Коль 1990 .
- ^ Коль 1993 .
- ^ Штокхаузен 1989b , 199–200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Штокхаузен 1989b , 200.
- ^ Штокхаузен 1989a , 204.
- ^ Штокхаузен 1989a , 321.
- ^ Штокхаузен 1989a , 200.
- ^ Бандур 1999 .
- ^ Штокхаузен 1989b , 156, 175.
- ^ Штокхаузен 2001 , 22–23.
- ^ Штокхаузен 2003а , 8.
- ^ Соларе и Штокхаузен 2003 .
- ^ Анон. 2019 .
- ^ Бароне, Джошуа (3 июня 2024 г.). «Приключения в пространстве и времени со Штокхаузеном» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Грелла, Грег (7 июня 2024 г.). «Inside Light, обзор Нью-Йорка — захватывающая редакция семидневной оперы Штокхаузена» . Файнэншл Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Вулф, Закари (9 июня 2024 г.). «Обзор: «Внутренний свет» дает представление об оперной эпопее Штокхаузена» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Клементс 2012 .
- ^ Музыкальный фонд Штокхаузена 2010 .
- ^ Штокхаузен 2011 .
Источники
- Анон. 2019. « Аус ЛИЧТ ». auslicht.com (по состоянию на 28 июля 2020 г.).
- Бандур, Маркус. 1999. «Состав значения: конструкция и семантика в « Люцифере-Груссе» Карлхайнца Штокхаузена [ sic ] из «Субботы от света ». Перспективы новой музыки 37, № 1 (Зима): 157–178. Немецкая версия, как «Приветствие Люцифера: конструкция и семантика в СУББОТЕ Карлхайнца Штокхаузена от СВЕТА». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 1–17. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена, 2008. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Бандур, Маркус. 2004. « ...все развернулось из ядра, тематически и структурно». Карлхайнц Штокхаузен и восприятие Книги Урантии в СВЕТЕ ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ: Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Сигналы из Кельна: Музыка времени, 10-е изд. Имке Миш и Кристоф фон Блюмрёдер , 136–146. Мюнстер, Берлин, Лондон: Лит Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Бруно, Паскаль. 1999. « Donnerstag aus Licht : новый миф или просто обновление знаний?» Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (зима): 133–56.
- Клементс, Эндрю. 2012. «Среда света — обзор». Гардиан (23 августа).
- Годвин, Джоселин . и гностицизм" Штокхаузена 1998. " Donnerstag aus Licht . В книге «Гнозис и герметизм от древности до современности» , серия SUNY по западным эзотерическим традициям, под редакцией Рулофа ван ден Брока и Воутера Дж. Ханеграафа, 347–358. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3611-X (ткань) ISBN 0-7914-3612-8 (пбк).
- Коль, Джером . Штокхаузена 1990. «На среднем плане: синтаксис формул в Licht ». Перспективы новой музыки 28, вып. 2 (лето): 262–291.
- Коль, Джером. 1993. «Время и свет ». Обзор современной музыки 7, вып. 2 (1993): 203–219.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2016. Другие планеты: Полное собрание сочинений Карлхайнца Штокхаузена, 1950–2007 , обновленное издание. Лэнхэм, Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-4422-7267-5 .
- Петерс, Гюнтер. 2003. Святая серьезность в пьесе — Тексты о музыке Карлхайнца Штокхаузена / Святая серьезность в пьесе — Очерки музыки Карлхайнца Штокхаузена (двуязычное издание, немецкий и английский). Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-009182-7 .
- Соларе, Хуан Мария и Карлхайнц Штокхаузен. 2003. « Расширение, космическая музыка и Штокхаузен ». Веб-сайт Deutsche Welle (26 августа) (по состоянию на 7 декабря 2012 г.).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. Суперформула СВЕТА . Сайт Stockhausen.org (архив от 4 апреля 2014 г., по состоянию на 26 октября 2018 г.).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. Тексты о музыке , вып. 5, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. Тексты о музыке , вып. 6, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2001. Курсы Штокхаузена Кюртен 2001: Курс композиции на тему «Свет-Вода» (воскресное приветствие) для сопрано, тенора и оркестра с синтезатором (1999) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2003а. Курсы Штокхаузена Кюртен 2003: Курс композиции на Hoch-Zeiten (воскресенье от света) для хора (2001/02) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2011. Воскресенье из Света: премьера . Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
- Штокхаузен, Карлхайнц, Герман Конен и Йохен Хеннлих. 1989. «До и после субботы от света : разговор 24 мая 1984 года в Милане». Обзор современной музыки 5, вып.
- Фонд Штокхаузена для музыки. 2010. Пресс-релиз «Мировая премьера ВОСКРЕСЕНЬЯ от LIGHT в Кельне в Штаатенхаусе (ярмарочной площади)» (архив от 14 января 2018 г.; по состоянию на 3 апреля 2020 г.).
- Ульрих, Томас. 2001. «Штернкланг: астрономическая музыка Карлхайнца Штокхаузена». Позиции: Вклад в новую музыку 46 (февраль): 25–28.
- Ульрих, Томас. 2012б. Штокхаузен: Богословская интерпретация в переводе Джейн Обст. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-9815317-0-1 .
- Ставка, Грегг . 1998. Символизм как композиционный метод в творчестве Карлхайнца Штокхаузена . Колледж-Парк, Мэриленд: Грегг Вейгер. ISBN 0-9665850-0-3 . Перевод авторской к.т.н. защитил диссертацию на тему «Символизм как композиционный метод в творчестве Карлхайнца Штокхаузена». Берлин: Свободный университет Берлина, 1996.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анон. 13 марта 2012 г. « Вертолеты примут участие в олимпийском оперном мероприятии ». Телеграф .
- Адаменко Виктория. 2007. Неомифологизм в музыке: от Скрябина и Шенберга до Шнитке и Крамба . Серия Interplay 5. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 1-57647-125-X .
- Барретт, Ричард . 1988. « Темный понедельник на голландском фестивале». Темп , новая серия, № 166 (сентябрь): 43–45.
- Бауэр, Кристиан. 2008. Sacrificium intellectus: Жертва разума в искусстве Карлхайнца Штокхаузена, Бото Штрауса и Ансельма Кифера . Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. ISBN 978-3-7705-4596-4 .
- Бор, Мустафа. 2008. «Контуры высоты тона и продолжительности в суперформуле Карлхайнца Штокхаузена для Лихта ». В «Музыкальных течениях с левого побережья » под редакцией Джека Босса и Брюса Квальи, 129–154. Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-84718-642-3 .
- Браун, Томас Манфред. 2008. «Магический квадрат в СВЕТОВЫХ КАРТИНАХ Карлхайнца Штокхаузена». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 19–30. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Бро, Мари-Элен. 2008. «Тембр флейты и характер кота в «СУББОТЕ из СВЕТА» Карлхайнца Штокхаузена». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 31–44. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Бротбек, роман. 2004. «Заметки о Пьете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 51–60. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Брюммер, Людгер. 2008. «Штокхаузен об электронике, 2004». Компьютерный музыкальный журнал 32, вып. 4:10–16.
- Коэнен, Альседо. 1992. « Карлхайнца Штокхаузена Свет : факты и некоторые замечания ».
- Выходи, Агнешка. 2008. «LICHT Карлхайнца Штокхаузена: от теории к метафизике». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 47–58. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Выходи, Агнешка. 2016. «В поисках традиции в оперном цикле Карлхайнца Штокхаузена». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 116–122. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Дрю, Джозеф. 2014. Майкл Из света: исследование характера героя Карлхайнца Штокхаузена . доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
- Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN 978-3-7957-0772-9 .
- Громанн, Катерина. 2010. Карлхайнц Штокхаузен: Оперная СРЕДА от СВЕТА . Кельнский вклад в музыковедение 12 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , Вольфрама Стейнбека . Кассель: Bosse Verlag. ISBN 978-3-7649-2712-7 .
- Привет, Ганс. 2004. "Некоторые предварительные заметки об основных текстовых и музыкальных моментах в Свете ". На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 147–159. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Хартвелл, Робин, 2012. «Угрозы и обещания: Люцифер, ад и воскресенье Штокхаузена из света ». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 393–424.
- Хенкель, Джордж. 2012. Космический смех: Синти-Фу и глупый юмор в оперном цикле Карлхайнца Штокхаузена «Свет» . Гамбург: Традиция ГмбХ. ISBN 978-3-8491-1646-0 .
- Хенкель, Георг. 2016. «Ангел радости: «Зеркала в звуке» Штокхаузена [Клангшпигель] и слышимость неслышимого». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 138–147. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Коль, Джером . 1983–84. «Штокхаузен в Ла Скала: Semper Idem sed Non Eodem Modo». Перспективы новой музыки 22: 483–501.
- Коль, Джером. 2004. «Аспект гармоник света ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN 978-1-907378-03-4 .
- Коль, Джером. 2012. «Геденкшрифт для Карлхайнца Штокхаузена: введение приглашенного редактора». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 306–12.
- Карлхайнца Штокхаузена Ковач, Адорьян Ф. 2008. «Продолжительность, форма и жизнь: о концепции и восприятии света ». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвир , 87–112. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Макони, Робин . 2010. «Лицом к музыке: Волшебник страны Оз Штокхаузена». Темп 64, нет. 251 (январь): 2–7.
- Миллер, Пол. 2009. «Штокхаузен и серийное формирование пространства». доктор философии дисс. Рочестер: Музыкальная школа Истмана.
- Миллер, Пол. 2012. «Приключение в космос: Лихтер — Вассер Штокхаузена и анализ пространственной музыки». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 342–392.
- Миш, Би. 2004. «Последовательное мышление в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 36–51. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Миш, Би. 2016. «Карлхайнц Штокхаузен: Проблема наследия: Введение». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 11–19. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Парсонс, Ян Лоуренс. 2019. «Феноменология света : интерпретация оперного цикла Штокхаузена на основе четверичного и лакановского психоанализа Хайдеггера». доктор философии дисс. Мельбурн: Университет Монаша.
- Петерс, Гюнтер. 2004. «Пересекая границы, оказываясь в центре внимания музыки. Карлхайнц Штокхаузен на пути к Scents from Sunday from Light ». Музыка и эстетика 8, № 32 (октябрь): 61–81.
- Раутманн, Питер и Николас Шальц. 1998. Переходы: кресты и переходы через современность , 2 т. + дополнение иллюстраций и 2 компакт-диска с аудиозаписями. Регенсбург: Издательская компания ConBrio. ISBN 3-930079-88-7 .
- Рух, Кристиан. 1999. « Заметки для Небадона: Заметки о полемике вокруг творчества композитора Карлхайнца Штокхаузена ». Материальная служба Евангелического центрального офиса по мировоззренческим вопросам 62, вып. 7:209–211.
- Швердтфегер, Деттлофф. 2000. Опера Карлхайнца Штокхаузена «Четверг из света»: Цель и начало композиционного развития . Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
- Зейферт, Уве. 2004. «Музыка? Театр? Музыкальный театр? Художественно-теоретические перспективы Карлхайнца Штокхаузена, Нам Джуна Пайка и Тода Мачовера в сравнении: историко-философская попытка». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 212–232. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Симидзу, Минору. 1999. «Штокхаузен и Япония, свет и тень». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г.: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера, 87–94. Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 4. Саарбрюккен: PFAU-Verlag. ISBN 3-89727-050-1 .
- Симидзу, Минору. 2004. «Потенциал мультимедийных представлений и« сценическая музыка »— некоторые замечания о струнном квартете вертолета ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 61–73. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998а. Тексты о музыке , вып. 7, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998б. Тексты о музыке , вып. 8, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998в. Тексты о музыке , вып. 9, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998г. Тексты о музыке , вып. 10, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2003б. Курс композиции на световых картинках (3-я сцена воскресенья из «Света ») для бассет-горна, флейты с кольцевыми модуляциями, тенора, трубы с кольцевой модуляцией, синтезатора (2002/03) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
- Штокхаузен, Карлхайнц 2004а. Курс композиции на ароматах-знаках (Sunday from Light) для 7 вокалистов, Boy's Voice, Sythesizer (2002) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2004б. Курсы Штокхаузена Кюртен 2004: Курс композиции на тему Hoch-Zeiten (воскресенье от света) для оркестра (2001/02) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц и Джером Коль. 1985. «Штокхаузен в опере». Перспективы новой музыки 23, вып. 2 (весна – лето): 24–39.
- Штокхаузен-Верлаг. 2008. Штокхаузен, 22 августа 1928 г. - 5 декабря 2007 г. , английское издание брошюры с официальным рабочим списком и списком компакт-дисков. Кюртен: Stockhausen-Verlag (архив от 8 марта 2018 г., по состоянию на 3 апреля 2020 г.).
- Стоянова, Иванка. 1990. «Лунный удар» Штокхаузена: ПОНЕДЕЛЬНИК от СВЕТА», перевод Дезире Буксель и Питера Петерсена . В истории музыкальной культуры: Festschrift Константина Флороса к его 60-летию под редакцией Питера Петерсена, 185–212. Висбаден: Breitkopf & Härtel.
- Стоянова, Иванка. 1993. «Мифы о женственности в восьмидесятые и девяностые годы: повторное присвоение и переопределение - Штокхаузен, Элой». В книге «Переприсвоение и переопределение: случай «постмодернизма» в музыке» под редакцией Отто Коллерича. Вена: Универсальное издание.
- Стоянова, Иванка. 1999а. «И Dasein Становится Музыкой: Некоторые Проблески Света », перевод с немецкого Джерома Коля . Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (Зима): 179–212.
- Стоянова, Иванка. 1999б. «И существование становится музыкой: некоторые взгляды на свет — Карлхайнц Штокхаузен к своему 70-летию». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кельнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции «Сигналы из Кельна 4» под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг.
- Стоянова, Иванка. 2003. «...из живота: фигуры женственности в свете Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 164, № 4 (июль – август): 32–37.
- Стоянова, Иванка. 2004. «Попытка сравнительного выяснения светового цикла: Берио, Буссотти, Штокхаузен». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 15–34. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Стоянова, Иванка. 2012. «Все произведение искусства в Licht Карлхайнца Штокхаузена :« За гранью - всегда и навсегда »». Анаис ду SIMPOM (Бразильский симпозиум аспирантов по музыке) 2:71–88.
- Топ, Ричард . 2005а. Прощальное воскресенье — отчет . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Отлично, Ричард. 2005б. Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-016185-6 .
- Туп, Ричард. 2008. « Лихт («Свет»)». Grove Music Online : Оперный словарь New Grove (обновлено 22 октября) (доступ по подписке) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
- Ульрих, Томас. Штокхаузена 2004. «Мораль и сверхмораль в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 74–88. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Ульрих, Томас. 2008. «Записки о Люцифере». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 202–11. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Ульрих, Томас. 2011. Светлое воскресенье, опера в пяти картинах и прощание: Карлхайнц Штокхаузен, премьера . Сезон 2010–2011, № 27. Кельн: Опера города Кельна.
- Ульрих, Томас. 2012а. «Люцифер и мораль в оперном цикле Штокхаузена Licht » в переводе Джерома Коля . Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 313–41.
- Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кёльн, Веймар и Вена: Böhlau Verlag GmbH & Cie. ISBN 978-3-412-50577-6 .
- Фонд Урантия. 1955. Книга Урантии . Чикаго: Фонд Урантия. ISBN 0-911560-07-6 .
- Уоткинс, Гленн . 2003. « Музыка европейского авангарда: Samstag aus Licht Карлхайнца Штокхаузена : современный отчет ». В книге «Духовой оркестр и его репертуар: два десятилетия исследований», опубликованной в журнале Национальной ассоциации директоров колледжей оркестров под редакцией Майкла Вотты, 171–173. Духовая библиотека Дональда Хансбергера. Майами: Warner Brothers/Alfred Music Publishing. ISBN 0-7579-1833-6 .
- Вирц, Маркус. 2000. Свет. Сценическая музыка Карлхайнца Штокхаузена. Введение . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-088-9 .
- Гнев, Магдалена. 2016. «Как я слышу свет? Штокхаузен и Вагнер в эхо-камере истории». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 123–137. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная биография Штокхаузена
- Репортаж BBC News о запланированном выступлении в Дрездене в 2008 году.
- Licht Сайт (архив от 1 апреля 2016 г.).
- 1981 оперы
- 1984 оперы
- 1988 оперы
- 1993 оперы
- 1996 оперы
- 1998 оперы
- Классическая музыка 20 века
- 2003 оперы
- 2011 оперы
- Оперы Карлхайнца Штокхаузена
- Немецкоязычные оперы
- Музыка, посвященная делам или группам
- Оперные циклы
- Оперы
- Серийные композиции
- Пространственная музыка
- Научно-фантастические оперы
- Оперы, действие которых происходит в мифологических местах