Остановка (Штокхаузен)
«Стоп» — сочинение для оркестра (разделённое на шесть групп) Карлхайнца Штокхаузена , произведение под номером 18 в каталоге произведений композитора, где также встречаются две исполнительские реализации под номером Nr. 18½ и №. 18⅔.
История
[ редактировать ]«Стоп» — произведение продолжительностью около 20 минут, написанное за один сеанс у доски в 1965 году во время композиторского семинара на Кельнских курсах новой музыки 1964–65 годов в ответ на просьбу студента продемонстрировать процесс создание произведения, включающего «точные детали». Инструментарий является гибким, и органичный процесс, связывающий все воедино, также должен быть разработан на основе базовой партитуры, чтобы создать версию, прежде чем ее можно будет исполнить. Название связано с тем, что время от времени шумы или цветное молчание останавливают эти процессы развертывания групп звуков. [1] [2] Помимо оригинальной партитуры, опубликованы две исполнительские версии композитора: «Парижская версия» для девятнадцати инструментов, Nr. 18½ (1969) и Stop und Start (Стоп и Старт) для шести инструментальных групп (двенадцать исполнителей) (2001) Nr. 18⅔. Измененное название версии 2001 года просто отражает тот факт, что после каждого прерывания запускается новая звуковая группа. [3] «Парижская версия» — это мировая премьера, состоявшаяся 2 июня 1969 года под управлением Диего Массона в Национальном народном театре во Дворце Шайо в рамках пятого из семи концертов произведений Штокхаузена. [4] «Лондонская версия» была сделана в 1973 году. Хотя эта версия была исполнена и записана, она близка к парижской версии. [5] и не был опубликован и не получил отдельного номера в каталоге композитора.
Форма
[ редактировать ]Стоп состоит из сорока двух секций, каждая из которых характеризуется разной конфигурацией высоты звука или шума. [6] Длительность этих групп связана пропорциями чисел Фибоначчи , а их высота основана на двенадцатинотном «центральном аккорде», внутри которого последовательность из девяти одиночных тонов постепенно продвигается вниз, чередуясь с восходящей последовательностью шести бихордов, которые внезапно попадает в басовый регистр в качестве финала, седьмого бикорда. Среди этих одинарных и двойных тонов вкраплены шесть трихордов с нисходящей-восходящей структурой, четыре тетрахорда с зубчатой формой вниз-вверх-вниз и два широко разделенных шестинотных аккорда в группах 9 и 41. [7] По другому анализу, имеется двенадцать центральных тонов, постепенно нисходящих (с одним отклонением в середине) по ходу произведения: [5]
Ближе к концу «как ветер» появляется затаенная детская песенка в взволнованных, диссонирующих тремоло над торжественной басовой партией. [8] Эта тональная мелодия, представленная как имитация коротковолнового радиосигнала, по-видимому, призвана вызвать сильную эмоциональную реакцию. [9]
Хотя в партитуре указано, что шесть групп должны быть расположены «как можно дальше друг от друга», версия, исполненная композитором в Лондоне 9 марта 1973 года, не различала их пространственно. [10]
Инструментарий
[ редактировать ]Парижская версия
[ редактировать ]Инструментарий в этой версии является гибким, но в качестве примера предлагается следующая оценка:
- Группа I: гобой, фортепиано, синтезатор.
- Группа II: синтезатор, труба, виолончель.
- Группа III: вибрафон + тамтам, бас-кларнет, электровиолончель.
- Группа IV: английский рожок, синтезатор, фагот.
- Группа V: кларнет, скрипка, арфа, тромбон.
- Группа VI: флейта, электрофагот, валторна.
Лондонская версия
[ редактировать ]Инструментарий основан на парижской версии: [5]
- Группа I: гобой, фортепиано, электроорган.
- Группа II: электроний, труба, виолончель.
- Группа III: вибрафон + тамтам, бас-кларнет, электровиолончель.
- Группа IV: английский рожок, синтезатор, фагот.
- Группа V: кларнет, скрипка, арфа, тромбон.
- Группа VI: флейта, электрофагот + альт-саксофон + синтезатор, валторна.
Остановиться и начать
[ редактировать ]Хотя в этой версии детали подсчета очков проработаны более точно, также можно заменять инструменты или даже увеличивать числа, при условии сохранения баланса между группами. [8]
- Группа I: синтезатор и бас-кларнет.
- Группа II: синтезатор и тромбон.
- Группа III: синтезатор и бассет-горн.
- Группа IV: синтезатор и саксофон.
- Группа V: синтезатор и труба.
- Группа VI: синтезатор (или перкуссия) и флейты (один игрок).
Помимо исполнителей и дирижера, обе версии имеют электронное усиление, требующее микрофонов, громкоговорителей и микшерного пульта, которым управляет звукорежиссер.
Дискография
[ редактировать ]- Штокхаузен: Стоп ; Йлем . Лондонская симфониетта , Карлхайнц Штокхаузен (конд.). Запись LP. DG DG 2530 442. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1974. Стоп переиздан на компакт-диске, Штокхаузен: Kontra-Points ; меры времени ; Останавливаться ; До свидания . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 4. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2002.
- Штокхаузен: Привет из Европы ; остановиться и начать ; Две пары ; Электронная и конкретная музыка для Кометы ; Светлый звонок . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 64. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2002.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1971 , с. 72.
- ^ Курц 1992 , с. 146.
- ^ Штокхаузен 2002 .
- ^ Штокхаузен 1971 , стр. 72, 75–76.
- ^ Jump up to: а б с Штокхаузен 1978 , с. 77.
- ^ Штокхаузен 1971 , с. 73.
- ^ Фризиус 2008 , с. 174
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 2002 , стр. 9, 36.
- ^ Макони 2005 , с. 262.
- ^ Гриффитс 1973 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио и Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Гриффитс, Пол . 1973. «Музыка в Лондоне: Новая музыка: Штокхаузен». Музыкальные Таймс 114, вып. 1563 (май): 503.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд; Торонто; Оксфорд: Пугало Пресс. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. " Остановка для оркестра (1965)". В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 72–74. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. " Остановка для оркестра (1965)". В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 76–77. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-1078-1 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2002. « Стоп и старт (2001) для 6 инструментальных групп». В программе курсов интерпретации и композиции и концертов музыки Штокхаузена с 27 июля по 4 августа 2002 г. в Кюртене / Программа курсов интерпретации и композиции и концертов музыки Штокхаузена с 27 июля по 4 августа 2002 г. в Куэртене , 8–9 (немецкий), 35–36 (английский). Кюртен: Фонд Штокхаузена.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Келсолл, Джон (1975). Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) (доктор философии). Глазго: Университет Глазго . Проверено 22 февраля 2021 г.
- Макони, Робин (2016). Другие планеты: Полное собрание сочинений Карлхайнца Штокхаузена 1950–2007 гг . Лэнхэм, Мэриленд и Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-7267-5 .
- Ригони, Мишель (1998). Штокхаузен: ...корабль, запущенный в небо (второе (переработанное, исправленное и дополненное) изд.). Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0 .