В дружбе
В дружбе | |
---|---|
Камерная музыка Карлхайнца Штокхаузена | |
![]() Сюзанна Стивенс, для которой «In Friendship» была написана композиция | |
Каталог | 46 |
Составленный | 1977 |
Преданность | Сюзанна Стивенс |
Выполненный | 28 июля 1977 г. |
Продолжительность | 15 минут [1] |
Подсчет очков | один инструмент, первоначально кларнет |
In Freundschaft (В дружбе) — композиция Карлхайнца Штокхаузена , номер 46 в его каталоге произведений. Это серийное сочинение для сольного инструмента, сначала для кларнета , а позднее в аранжировке композитора для многих других инструментов, часто в дружбе с конкретными исполнителями.
In Freundschaft впервые был задуман в 1977 году как подарок на день рождения кларнетистке Сюзанне Стивенс и впервые был исполнен на вечеринке по случаю ее дня рождения в Экс-ан-Провансе 28 июля того же года в версии для флейты. Позже он был воспроизведен на других инструментах, поскольку композитор адаптировал его практически ко всем стандартным оркестровым инструментам по просьбе исполнителей. [2] Работа представляет собой пример формульной композиции , в которой сначала представлен основной мотив, а затем он варьируется в двух контрастных циклических слоях; прерывается каденциями .
Произведение неоднократно записывалось, в том числе под руководством композитора.
Фон
[ редактировать ]Произведения плодовитого композитора Карлхайнца Штокхаузена были сгруппированы в четыре этапа: первые два соответствуют десятилетиям 1950-х и 1960-х годов, третий этап - с 1970 по 1977 год и, наконец, остальная часть его жизни посвящена главным образом творчеству. композиция Licht , оперного цикла из семи частей, начатого в 1977 году. На третьем этапе Штокхаузен сочинял технику, которую он назвал « формульной техникой » ( Formeltechnik ), включая такие произведения, как Mantra (1970), Inori (1974), Jubiläum и Во Freundschaft (оба 1977 г.). Он включил метод формулы в другие композиции того времени, такие как Tierkreis (1975/76). [3]
История композиции
[ редактировать ]Первая версия In Freundschaft была написана в воскресенье, 24 июля 1977 года, в Экс-ан-Провансе в качестве подарка на день рождения Сюзанне Стивенс . [1] Эта версия была написана для кларнета, но Штокхаузен тут же сделал чистовую транспозицию для флейты, и именно эта версия была впервые исполнена, по одному разу, двумя американскими флейтистами, Люсиль Герес и Марджори Шански, на вечеринке по случаю дня рождения Стивенса в Эксе 28 июля 1977 года. Первое публичное исполнение, также в версии для флейты, было дано Люсиль Герес 6 августа 1977 года на концерте участников курса Центра Сириус в Консерватории Экса. Штокхаузен переработал композицию 27 апреля 1978 года, одновременно сделав версии для гобоя, трубы, скрипки и альта. [4] Премьера версии для кларнета состоялась Сюзанной Стивенс 30 ноября 1978 года в рамках концерта Hommage à Olivier Messiaen в зале Ваграм в Париже, а премьера версии для гобоя состоялась Хайнца Холлигера. 6 июля 1979 года на концерте тематическая «Музыка ХХ века» в большом зале телерадиокомпании Saarländischer Rundfunk в Саарбрюккене . Примерно в это же время Штокхаузен адаптировал версию кларнета для бассет-горна с расширенным диапазоном до низкой C3 , и эта версия была впервые исполнена Стивенсом на частной встрече в доме композитора по случаю его пятьдесят первого дня рождения 22 августа. 1979. И версия кларнета, и бассет-горн разрешены для исполнения на бас-кларнете , а первое публичное исполнение версии с расширенным диапазоном было дано голландским бас-кларнетистом Гарри Спарнаем 10 января 1981 года в Харлеме. [5]
В последующие годы Штокхаузен адаптировал произведение для большинства других стандартных оркестровых инструментов. С 7 по 10 января 1981 года в сотрудничестве с Уорреном Стюартом Штокхаузен сделал версию для виолончели, премьера которой Стюарт представила в Музыкальной школе Истмана 23 апреля 1981 года. Еще до этой премьеры Штокхаузен адаптировал ее, с 16 по 19 апреля 1981 года. , как новая версия для скрипки. В следующем году последовала версия для фагота, написанная 19 и 20 апреля 1982 года для Ким Уокер . Во время репетиций Штокхаузен представил, что пьесу играет плюшевый мишка, такой же, как тот, который был у него в детстве, только намного крупнее. Уокер сшил костюм и дал премьеру в Вигмор-холле в Лондоне 10 мая 1982 года под названием « In Freundschaft для плюшевого мишки с фаготом». [1] Версия для тромбона была запрошена Марком Тезаком, который согласовал детали со Штокхаузеном во время репетиций в августе и сентябре 1982 года. Примерно в то же время Джон Сампен запросил и исполнил версию для саксофона-сопрано , хотя в следующем году Штокхаузен внес дополнительные коррективы с саксофонист Хьюго Рид. По просьбе валторниста Алехандро Говеа Заппино версия для его инструмента была подготовлена во время репетиций 17 ноября 1983 года, но дальнейшие изменения вносились до 11 сентября 1984 года, и премьеру наконец дал лишь Йенс МакМанама, валторнист Ансамбля. InterContemporain на концерте в Баден-Бадене в честь Пьера Булеза 31 марта 1985 года. 60-летия [6] Даже версия для блокфлейты-альта появилась по инициативе Гише Геддерта, сначала в результате обмена письмами, а затем на репетиции со Штокхаузеном 6 апреля 1984 года. [6] [7] Опубликованную партитуру версии для виолончели можно также сыграть на контрабасе, существует также версия для тубы. [8] В ответ на предложение своего сына-трубача Маркуса (который откладывал попытки этой работы на 20 лет) он заменил первоначальную версию трубы на новую для трубы в тональности E ♭ со специальным четвертым клапаном . Маркус дал мировую премьеру этой новой версии в Кюртене 31 августа 1997 года. [9]
Анализ
[ редактировать ]В Freundschaft начинается с основной музыкальной формулы (расшифрованной ниже), которая определяет музыкальные параметры: высоту звука, длительность, динамику и тембр . Он используется как мотив для дальнейших вариаций. [10] Основная формула состоит из пяти сегментов, содержащих 1, 3, 2, 5 и 8 нот (то есть всего 19 нот), занимающих длительные единицы примерно в 1, 2, 3, 5 и 8 четвертных нот, хотя окончание изменено во вступительной фразе - «сокращенная формула», заканчивающаяся медленным колебанием между двумя нотами, разделенными полутоном . [11] [12] Эта формула затем представлена в двух регистрически разделенных и переставленных чередующихся утверждениях, подобно расположению в «Мантре» Штокхаузена , так что работу можно назвать монотематической . [13] Первоначально разделение двух слоев подчеркивается через динамику: более высокий уровень последовательно pp , нижний — ff . [14]
Каждый слой состоит из пяти сегментов, а остатки, разделяющие сегменты в верхнем слое, соответствуют длинам зондирующих сегментов в нижнем. Измеренные в шестнадцатых нотах (и, следовательно, в среднем в четверть длины сегментов верхнего слоя), они составляют: 4, 7, 2, 11 и 0 (= форшлаг ). [15] [16] Сегментные утверждения разделены полутоновой трелью среднего регистра (от A до B ♭ в версии для кларнета), которая сначала возникает в результате постепенного ускорения последнего интервала пятого сегмента во вступлении. [6] [11]
После первоначального предъявления противоположные характеры двух слоев постепенно выравниваются в процессе развития семи циклических утверждений формулы, пока два слоя не сольются в единую мелодию. [17] Это достигается путем постепенного транспонирования верхнего уровня вниз на один полутон за цикл и нижнего уровня вверх на ту же степень. Таким образом, совершенно отдельные диапазоны первого цикла (F ♯ 5 –F 6 и F ♯ 4 –F 5 ) переносятся в одну октаву C 5 –B 5 седьмого. [18]
Общая форма прерывается двумя каденциями : первая между третьим и четвертым циклами, вторая в точке соединения двух слоев, начинающаяся ближе к концу шестого цикла и ведущая к седьмому. [19] [20]
Дискография
[ редактировать ]Есть записи In Freundschaft для разных инструментов. Некоторые версии записывались несколько раз. Штокхаузен-Верлаг выпустил серию записей под руководством композитора как часть полных записей его произведений, начиная с 1991 года. [2] [21] [22]
Сольный инструмент | Записи |
---|---|
Флейта |
|
Регистратор |
|
Гобой |
|
Кларнет |
|
Бассет-горн |
|
Бас-кларнет |
|
Саксофон |
|
Для баса |
|
Рог |
|
Труба |
|
Тромбон |
|
Комната |
|
Скрипка |
|
Виола |
|
Виолончель |
|
Контрабас |
|
Прием
[ редактировать ]В некрологе CBC , обобщенном в 2007 году:
В 1970-е годы он занялся «формулой композиции» и создал простой стиль, который стал образцом для нового поколения немецких композиторов. Tierkreis ( «Зодиак» ) и In Freundschaft ( «В дружбе» ) — его наиболее записываемые работы этого периода. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сенди 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Куантрилл 2014 .
- ^ Коль 1993 , с. 601.
- ^ Штокхаузен 1978 .
- ^ Штокхаузен 1989a , 136–137.
- ^ Перейти обратно: а б с Штокхаузен 1989а , 137.
- ^ Геддерт 1985 , 416.
- ^ Штокхаузен-Верлаг 2010 , 25.
- ^ Штокхаузен 1998 , 8, 14, 20.
- ^ Зелинский и Смейерс 1985 , 412.
- ^ Перейти обратно: а б Зелинский и Смейерс 1985 , 413.
- ^ Штокхаузен 1989b , 672, 674–675.
- ^ Конен 1991 , 54.
- ^ Конен 1991 , 243.
- ^ Конен 1991 , 242.
- ^ Штокхаузен 1989b , 672.
- ^ Фризиус 2008 , 328.
- ^ Зелинский и Смейерс 1985 , 418.
- ^ Конен 1991 , 251–252.
- ^ Зелинский и Смейерс 1985 , 415.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клингеншмитт 2012 .
- ^ Издательство Штокхаузен, 2013 .
- ^ Примавера; АМП 5005-2; Кристиан Хоммель, гобой, Кей Йохансен, клавесин. Бах, Моцарт, Губер, Штокхаузен. (CD7888) fonoteca.ch
- ^ Кларнет в 20 веке muziekweb.nl
- ^ Музыка ХХ века для кларнета без сопровождения muziekweb.nl
- ^ Из ничего / Эдуард Бруннер ECM
- ^ Кларнет Алена Дэмьена: Стравинский Булез Денисов Штокхаузен Донатони Берио. Adda 581066 (1988) и Accord переиздают Discophage.com
- ^ Штокхаузен: для бассет-горна / Мишель Марелли (бассет-горн) prestomusic.com
- ^ Карлхайнц Штокхаузен: Бас-кларнет и фортепиано. Фолькер Хемкен, бас-кларнет MDG
- ^ Современная музыка для саксофонов muziekweb.nl
- ^ Прочтите мои мысли: Современная музыка для саксофона muziekweb.nl
- ^ В Freundschaft / Джованни Нарди и Карлотта Мелдолези shazam.com
- ^ Одиночный саксофон (The) chandos.net
- ^ Современная музыка для саксофона - AllMusic AllMusic
- ^ В дружбе / Джеймс Ромен (саксофон), Кевин Класс (фортепиано), Джеймс Ромен (альт-саксофон) prestomusic.com
- ^ Интерпретация Штокхаузена sonoloco.com
- ^ Фагот XX jpc.de
- ^ Одиночный тромбон BIS
- ^ CBC 2010 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- «Композитор-авангардист Карлхайнц Штокхаузен умер в возрасте 79 лет» . ЦБК . 7 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2010 г.
- Конен, Герман (1991). Фрич, Йоханнес ; Кемпер, Дитрих (ред.). Формула композиции: О музыке семидесятых годов Карлхайнца Штокхаузена . Кёльнские сочинения о новой музыке 1. Майнц : Schott Musik International . ISBN 3-7957-1890-2 .
- Фризиус, Рудольф (2008). Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977 годов; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц : Schott Music International . ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Геддерт, Гише (1985). « В дружбе Карлхайнца Штокхаузена теперь и для блокфлейты-альта» (PDF) . Tibia: Журнал для любителей старой и новой духовой музыки (на немецком языке) (3): 419.
- Клингеншмитт, Патрик (2012). «Штокхаузен, Карлхайнц / В дружбе / Версии для блокфлейте, для фагота, для валторны и для контрабаса» . Новый музыкальный журнал (на немецком языке) (4): 80.
- Коль, Джером (декабрь 1993 г.). « Формула композиции: о музыке семидесятых годов Карлхайнца Штокхаузена» Германа Конена». Примечания . 50 (2). Ассоциация музыкальных библиотек : 600–602. дои : 10.2307/898477 . JSTOR 898477 .
- Куантрилл, Питер (19 ноября 2014 г.). «Штокхаузен: В дружбе» . Страд .
- Штокхаузен, Карлхайнц (1978). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). В дружбе для флейты или кларнета или гобоя, трубы, скрипки, альта (1977) . Тексты о музыке 4: 1970–1977. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-1078-1 .
- Штокхаузен, Карлхайнц (1989a). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). В «Дружбе» (1977): Индивидуальные издания для кларнета, флейты, блокфлейты, гобоя, фагота, бассетгорна или бас-кларнета, скрипки, виолончели, саксофона, валторны, тромбона . Тексты на музыку 5: 1977–1984, композиция. Кельн: Книжное издательство DuMont. стр. 136–138. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц (1989b). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). Искусство слушать . Тексты на музыку 5: 1977–1984, композиция. Кельн: Книжное издательство DuMont. стр. 669–698. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Маркус (1998). Маркус Штокхаузен играет Карлхайнца Штокхаузена: Посвящается моему отцу в день его 70-летия . Кёльн: EMI Electrola.
- «Штокхаузен: 22 августа 1928 г. - 5 декабря 2007 г. / Английское издание брошюры с официальным рабочим списком и списком компакт-дисков» (PDF) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг. 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 4 апреля 2014 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
- « В дружбе для флейты» . Кюртен: Издательство Штокхаузен. 2013.
- Сенди, Питер (2021). «Карлхайнц Штокхаузен: В дружбе (1977)» (подробности работы) (на французском и английском языках). Париж: ИРКАМ . Проверено 4 июля 2022 г.
- Зелинский, Беате; Смейерс, Дэвид (1985). «Карлхайнц Штокхаузен в дружбе : вызов исполнителям и публике» (PDF) . Tibia: Журнал для любителей старой и новой духовой музыки (на немецком языке) (3): 412–416.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Битонди, Матеус Джентиле. 2006. «Мелодическое структурирование в четырех современных произведениях». Недокторская диссертация. Сан-Паулу: Мест, Музыка из Университета Estadual Paulista Жулио де Мескита Филью (UNESP).
- Декарсен, Франсуа. 1998. «Метаморфозы изобретения». Перспективы новой музыки 36, вып. 2 (Лето): 13–39.
- Фария, Ричард. 2002. « В дружбе Карлхайнца Штокхаузена». Кларнет 29, № 3 (июнь): 4–9.
- Я, Ми-джин (Lee Mi-jin). 2002. «Ритмический анализ современной музыки на основе теории контуров». Ёнсе Ымаг Ёнгу/Ёнсей Музыкальные исследования 9:53–90.
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список работ , Stockhausen-Verlag, 2021.
- Список компакт-дисков , Stockhausen-Verlag, 2021 г.
- Stockhausen Edition № 102 (на немецком языке), Stockhausen-Verlag, 2021 г.
- Хит, Карен, Синтез музыки и танца: стратегии исполнения избранных хореографических музыкальных произведений Карлхайнца Штокхаузена , магистерская диссертация, Университет Монаша, июль 2005 г.
- Чанг, Эд, В дружбе , Штокхаузен: Звуки в космосе, 2014.
- Аудио: In Friendship (версия для кларнета) - Сюзанна Стивенс, 2011, на YouTube
- Роберт Кирзингер. In Friendship для мелодического инструмента на AllMusic.
- Штокхаузен – In Friendship, Work No. 46 , (записи, содержащие это произведение) prestomusic.com
- Классическая музыка 20 века
- Композиции Карлхайнца Штокхаузена
- композиции 1977 года
- Серийные композиции
- Музыка, посвященная ансамблям или исполнителям
- Композиции для флейты
- Композиции для кларнета
- Композиции для гобоя
- Композиции для саксофона
- Композиции для фагота
- Композиции для трубы
- Композиции для валторны
- Композиции для тромбона
- Композиции для скрипки
- Композиции для альта
- Сольные пьесы для виолончели
- Сольные пьесы для флейты
- Сольные пьесы для кларнета
- Сольные пьесы для гобоя
- Сольные пьесы для скрипки
- Композиции для блокфлейты
- Обработка музыкальных произведений