Доктор К-Секстет
«Доктор К-Секстет» — это короткая композиция для шести инструменталистов, написанная в 1969 году Карлхайнцем Штокхаузеном и получившая номер 28 в его каталоге произведений.
История
[ редактировать ]Секстет был составлен в результате запроса, сделанного лондонским офисом Universal Edition одиннадцати композиторам в январе 1969 года, о предоставлении коротких музыкальных произведений в честь 80-летия доктора Альфреда Калмуса , который был лондонским директором Universal с 1936 года. Все часть произведений была оценена за исполнение членами Pierrot Players . [ 1 ] под общим названием «Гирлянда для доктора К.» Премьера одиннадцати произведений состоялась 22 апреля 1969 года в зале Королевы Елизаветы в Саутбэнк-центре в Лондоне, в рамках программы, которая также включала мировые премьеры « Восемь песен для сумасшедшего». «Король» Питера Максвелла Дэвиса и «Линой II» Харрисона Бертвистла . [ 2 ] Семь лет спустя (к этому времени вклад Булеза расширился до квинтета) запись всей Гарланда сделал испанский ансамбль под руководством Кристобаля Хальфтера для пластинки, выпущенной Universal Edition.
Анализ
[ редактировать ]Секстет написан для флейты, бас-кларнета, ударных инструментов (колокольчиков и вибрафона), альта, виолончели и фортепиано и может быть описан как синтез закрытого и открытого формального развития. [ 3 ] Работа состоит из 26 периодических фаз , каждая продолжительностью восемь секунд, общей продолжительностью 3 минуты 36 секунд. [ 4 ] Его формальный процесс начинается с кластерного аккорда из восьми нот в среднем регистре, от A3 до E4, который сначала звучит очень громко, а затем повторяется через восемь секунд с очень мягкой динамикой. С последующими восьмисекундными интервалами инструменты постепенно обретают независимость от точек атаки, одновременно добавляя больше нот, как более высоких, так и низких, пока в середине произведения не будет достигнуто максимальное рассеивание точек атаки. Отсюда и до конца точки атаки меняют процесс до тех пор, пока в конце снова не будет достигнуто аккордовое единство, но высота тона продолжает расширяться, пока не достигнет максимальной ширины в шесть октав в последних трех фазах, а затем внезапно схлопывается до семинотного аккорда. в самом конце. [ 3 ] [ 5 ]
Дискография
[ редактировать ]- Гирлянда для доктора К .: Kompositionen zum 80. Geburtstag von Dr. Alfred A. Kalmus . Дэвид Бедфорд : Гирлянда для доктора К .; Хью Вуд : Гирлянда для доктора К .; Пьер Булез : Pour le Dr. Kalmus , для флейты, кларнета, альта, виолончели и фортепиано; Ричард Родни Беннетт : Экспромт, для флейты ; Лучано Берио : Модификация и инструментовка знаменитого хорнпайпа как веселое и в целом искреннее почтение дяде Альфреду , для флейты, кларнета, ударных, клавесина, альта и виолончели; Кристобаль Хальфтер : Ода для счастья другу ; Роман Хаубеншток-Рамати : Раунды ; Харрисон Бертвистл : «Некоторые лепестки из моего гербария Твикенхема » [также известные как «Некоторые лепестки из гирлянды ») для пикколо, фортепиано, глокеншпиля, кларнета, скрипки и виолончели; Карлхайнц Штокхаузен: Для доктора К .; Бернард Рэндс : Монотонный ; Анри Пуссер : Echos II de Votre Faust , для меццо-сопрано, флейты, виолончели и фортепиано. (Запись на студии Audiofilm, Мадрид, 1976) Висенте Семпере Гомис (флейта); Хосе Вадильо Вадильо, Висенте Лафуэнте Маурин (кларнеты); Хуан Луис Хорда Аятс (скрипка); Пабло Себальос Гомес (альт); Анхель Гонсалес Киньонес (виолончель); Феликс Пуэртас Вильяхос (ударные); Мария Мануэла Каре де Хальфтер, Мария Елена Барриентос (фортепиано); Кристобаль Хальфтер (конд.). Запись LP. Универсальное издание UE 15043; Interdisc ID 104. Лондон: Universal Edition, 1976.
- Калифорнийское отделение EAR . Артур Джарвинен : Египетский два шага ; Рэнд Стайгер : Квинтэссенция ; Майкл Торк : Желтые страницы ; Карлхайнц Штокхаузен: доктор К. Секстет ; Эллиот Картер : Очарованные прелюдии ; Эллиот Картер: Esprit Rude/Esprit Doux ; Эллиот Картер: Канон для 4 человек - Посвящение Уильяму ; Луис Андриссен : Хокетус . Дороти Стоун (пикколо, флейта, бас-флейта, свирель); Джеймс Рориг (кларнет, бас-кларнет, альт-саксофон, баритон-саксофон); Тереза Танниклифф (кларнет); Эми Ноулз (ударные); Артур Ярвинен (ударные, хроматическая губная гармошка, баллончики со сжатым воздухом, электробас); Лорна Эдер и Гейлорд Моури (фортепиано, электрическое пианино); Робин Лоренц (скрипка); Эрика Дюк (виолончель, свирель); Тоби Холмс (электрический бас); Рэнд Стайгер (конд.) Запись компакт-диска. Новый диск Альбион NA 019. Сан-Франциско: New Albion Records, 1989.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макони 2005 , с. 319.
- ^ Манн 1969 .
- ^ Jump up to: а б Фризиус 2008 , с. 232.
- ^ Штокхаузен 1998 , стр. 173–174.
- ^ Макони 2005 , стр. 319–320.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Манн, Уильям. 1969а. «Гирлянда для доктора Калмуса». The Times , выпуск 57542 (среда, 23 апреля): 16, полковник Д.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. « Доктор К. Секстет (1968 [ так в оригинале ]), для флейты, виолончели, колокольчиков и вибрафона (1 игрок), бас-кларнета, альта, фортепиано». В своих текстах о музыке 7 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 173–176. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-002131-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манн, Уильям. 1969. «Музыка в Лондоне: концерты по случаю дня рождения» [Альфред Калмус]. Музыкальные Таймс 110, вып. 1516, юбилейный выпуск к 125-летию (июнь): 645.