Jump to content

Вторник вне света

Вторник вне света
Опера Карлхайнца Штокхаузена
Штокхаузен, 7 марта 2004 г.
Либреттист Штокхаузен
Язык немецкий
Премьера
28 мая 1993 г. ( 28 мая 1993 г. )

Dienstag aus Licht («Вторник от света») - опера Карлхайнца Штокхаузена в приветствии, двух действиях и прощании, четвертая из семи завершенных оперного цикла Licht: Die sieben Tage der Woche (Свет: Семь дни недели). Он был начат в 1977 году и завершен с 1988 по 1991 год на либретто композитора.

Токийский национальный театр, премьера которого состоялась в 1977 году.

«Динстаг» — опера для 17 сольных исполнителей (трех певцов, 10 инструменталистов, 4 танцоров-мимов), актеров, мимов, хора, оркестра и электронной музыки. Вторник — красный день конфликта между Михаилом и Люцифером . [1]

Как и в случае с большинством опер цикла «Лихт» , составные части «Дентага» заказывались и сочинялись отдельно, а премьеры состоялись серийно. Первая часть этой оперы фактически была первой частью всего цикла «Лихт» : «Яхреслауф» («Ход лет»), ставший первым актом «Динстага» , изначально был написан в 1977 году как самостоятельное произведение для гагаку ансамбля . Штокхаузен закончил его в Киото осенью 1977 года, и его премьера состоялась в исполнении Императорского ансамбля Гагаку в Токийском национальном театре 31 октября . Эта версия посвящена Джейни Стивенс. Концертная версия для европейских инструментов с немного другим названием Der Jahreslauf (Курс лет) была исполнена в Большом радиовещательном зале WDR в Кёльне 10 февраля 1979 года. За день до премьеры была сделана студийная запись. сделан для коммерческого выпуска, и одни и те же музыканты участвовали в пяти постановках этого номера, поставленных Парижской оперой. в Комической опере с 20 по 24 ноября 1979 года. [2] Именно во время работы над этим произведением в Японии ему пришла в голову идея составить семичастный цикл опер, основанных на единой многослойной музыкальной формуле . [3] Весной 1991 года Штокхаузен добавил повествовательную рамку к «Майклу и Люциферу». [4]

Сцена Кельнерской филармонии, где «Вторничного приветствия» . состоялась премьера

Dienstags -Gruß (Вторничное приветствие) было заказано Кельнским университетом к празднованию 600-летия его основания в 1388 году. Премьера под названием Willkommen mit Friedensgruß (Приветствие с миром) состоялась 4 ноября 1988 года в Кёльнерском университете. Филармонии в рамках торжественного мероприятия, посвященного юбилею. Исполнителями были Аннетт Меривезер (сопрано), Collegium Musicum Vocale Кёльнского университета, а также ансамбль из девяти труб (репетировал Маркус Штокхаузен ) и девяти тромбонов (репетировал Майкл Свобода) с Михаэлем Обстом и Саймоном Штокхаузеном (синтезаторы). . Дирижировал Дитер Гуткнехт , музыкальный руководитель университета. Вилькоммен открыл церемонию, после чего последовало приветствие ректора, выступления мэра Кельна, губернатора земли Северный Рейн-Вестфалия и президента Германии, а также вручение ректором почестей. Затем был исполнен Фриденсгрусс . , и после праздничной лекции заключительная часть была повторена как «заключительный гимн» [5]

Музей Людвига, где состоялась премьера Klavierstück XV (на заднем плане - Кёльнский собор)

Второй акт, «Вторжение» , изначально был заказан для ансамбля InterContemporain Мишелем Ги, директором Осеннего фестиваля, по случаю двухсотлетия Французской революции в 1989 году. Однако руководство ансамбля отказалось исполнять его после того, как будучи проинформированным о требованиях. Следовательно, счет не был рассчитан до 1990 года. [6] Сольная партия синтезатора вместе с электронной музыкой для заключительных пяти сцен этого номера («Pietà», «Explosion», «Jenseits», «Synthi-Fou» и «Abschied») составляют Klavierstück XV Штокхаузена . [7] Партитура посвящена сыну композитора Симону Штокхаузену, который дал премьерное исполнение в Музее Людвига в Кёльне 5 октября 1992 года.

Динстаг в целом изначально был заказан театром Ла Скала в Милане, но 7 мая 1991 года новый руководитель театра Ла Скала Карло Фонтана написал Штокхаузену, в котором сообщил, что сокращение государственной поддержки Ла Скала привело к отмене премьеры там в 1992 году. как и планировалось, и последующая переписка привела к освобождению прав на премьеру. [8] Премьера «Динстага» состоялась 28 мая 1993 года в Лейпцигской опере . Последующие выступления состоялись 29 и 30 мая. Сценическую реализацию осуществили Уве Ванд, Хенрик Томашевский и Йоханнес Конен. Карлхайнц Штокхаузен был музыкальным руководителем и звукооператором. Актерами-мимами были члены Театра пантомимы Томашевского во Вроцлаве.

Лейпцигский оперный театр, где ​​«Вторник» . впервые была поставлена
Роли, типы голоса/инструменты/исполнитель, премьерный состав
Роль Исполнитель Премьерный состав
Канун сопрано Аннетт Меривезер
Майкл тенор Джулиан Пайк
Люцифер бас Николас Ишервуд
Майкл трубы и флюгельгорн Маркус Штокхаузен ,
Андреас Адам,
Ахим Горш
Люцифер тромбоны Михаил Свобода,
Тимо Бауэрле,
Ивен Хаусманн
Синти-Фу синтезаторы Саймон Штокхаузен
синтезатор Массимилиано Мач
перкуссия Андреас Беттгер, Рене Йонкер
Миллениум Бегун танцор Тадеуш Дилаверский
Бегущий века танцор Ежи Ретерский
Бегун десятилетия танцор Марек Олекси
Годовой бегун танцор Артур Борковски
Маленькая девочка актер Катя Миттаг / Мануэла Фриц
Три аплодисмента актеры Збигнев Шимчик,
Кшиштоф Антковяк,
Мацей Прусак
Готовить актер Александр Собишевский
Три официанта актеры Здзислав Залезинский,
Кшиштоф Антковяк,
Артур Гроховецкий
Лев актер Мацей Прусак
Водитель автомобиля (Обезьяна) актер Александр Собишевский
Красивая женщина актер Аня Ханиш
Четыре грозовых акробата актеры Кшиштоф Антковяк, Артур Гроховецкий,
Мацей Прусак, Александр Собишевский
Хоры Михаила и Люцифера /
Те из запредельного мира
хор Музыкально-комедийный хор,
Дополнительный хор музыкальной комедии,
Лейпцигский вокальный ансамбль

Краткое содержание

[ редактировать ]
Михаил в бою с Люцифером

поздравления во вторник

[ редактировать ]

За «Приветственными» фанфарами хора труб и тромбонов с синтезаторами следует «Приветствие мира», в котором хор сопрано и теноров Михаила противостоит хору альтов и басов Люцифера с противоположных сторон зала в музыкальном споре. . Сопрано (Ева) вмешивается четыре раза, пытаясь выступить посредником: сначала появляется справа от зала, затем сзади и в третий раз слева, прежде чем, наконец, выйти на сцену впереди, где она и остается. , напевая обеим группам до конца, когда обе стороны соглашаются: «Мы хотим мира, свободы», но с оставшейся разницей: «В Боге или без Бога!». [9]

Акт 1: Ход года

[ редактировать ]

Первый акт, «Ход лет» , исполняется как балет в сопровождении тенора, баса, актеров-певцов, современного оркестра, магнитофона и звукорежиссера. Люцифер вызывает Михаила на состязание, гонку года. Он, Люцифер, попытается остановить течение времени, а Михаил попытается запустить его снова. Четыре танцора олицетворяют годы, десятилетия, столетия и тысячелетия, а четыре группы музыкантов исполняют музыку в четырех соответствующих временных слоях. Люцифер четыре раза останавливает гонку искушениями, и каждый раз Михаил находит побуждения начать ее снова. [10]

Первое искушение
Корабельный колокол и марширующие шаги трех входящих персонажей сопровождаются объявлением мужских голосов, предлагающих цветы бегунам, которые останавливаются.
Первое подстрекательство
Дети вбегают, хлопая в ладоши, и девичий голос призывает зрителей аплодировать бегунам, которые возобновляют бег.
Второе искушение
«Повар с изысканными специями»
Второе подстрекательство
Лев рычит, и бегуны быстро возвращаются к своим обходам.
Третье искушение
По сцене проезжает автомобиль, гудя четырьмя лампочками. Бегуны останавливаются, чтобы посмотреть.
Третье подстрекательство
Вбегает девушка, чтобы объявить денежный приз победителю забега, что подстегивает бегунов. Машина уезжает.
Четвертое искушение
Медленный, знойный блюз в стиле ночного клуба сопровождается мужским голосом, объявляющим о появлении женской фигуры: «Хо-хо-хо-хо: совершенно обнаженная!»
Четвертое подстрекательство
Свирепая гроза разрушает чары, и бегуны продолжают путь.

С иронией Люцифер поздравляет Майкла с победой в состязании, но мрачно предупреждает: «МИКА, приготовься к гораздо более жесткой битве!». [11]

Акт 2: Взрыв вторжения с прощанием

[ редактировать ]
Синтезатор Yamaha DX7-II, похожий на один из синтезаторов, используемых при создании октофонии.
Модуль синтезатора Oberheim Matrix 1000 того типа, который используется при производстве октофонии.
Сэмплер Casio FZ-1 того типа, который используется при производстве октофонии.

Восьмиканальная электронная музыка (называемая Октофонией, если исполняется отдельно) проецируется из углов куба, окружающего публику на протяжении всего Акта 2. Акт разделен на три большие части, каждая из которых содержит одиннадцать сцен, хотя они идут непрерывно, без перерыва. [12]

Вторжение

[ редактировать ]

Сцена заполнена скалистым обрывом, покрытым лианами, мхом, кустарниками и кустами. Впереди есть приподнятый скалистый уступ, спускающийся к земле слева и справа. Наступает ночь, и небо затянуто тучами. [13]

  • Erste Luftabwehr (Первая ПВО). Высоко сверху, сзади, приближается темный, глубокий гудящий звук, к которому вскоре присоединилась более яркая музыка. Глубинные «звуковые бомбы» взрываются через определенные промежутки времени. Прожекторы выпрыгивают из расщелин скалы и сканируют небо. В обрыве едва видны дула пушек в форме колоколов. При появлении хордового звука высотных летных эскадрилий в небо устремляются залпы зенитных звуковых ракет. Трижды серебристые самолеты падали вниз и врезались в скальный выступ. Скала открывается справа. Темная фигура выскальзывает, приближается к одному из сбитых самолетов и медленно извлекает извивающееся миниатюрное человеческое тело. Подняв его в свете прожекторов, фигура исчезает обратно через каменную дверь, которая снова закрывается. [14]
  • Erste Invasion (Первое вторжение). Звуковые бомбы продолжают взрываться, и слышны приближающиеся звуки труб и тромбонов. Войска Люцифера в черно-красной боевой одежде вторгаются в зал, преследуемые войсками трубачей Михаила, одетых в голубое и красное. Пока бойцы движутся взад и вперед, войскам Люцифера удается снять часть камуфляжа с пропасти, обнажая хромированную стену бункера. Бой отодвигается вправо, басовые детонации прекращаются, музыкальная зенитка замолкает, и меланхоличный отрывок среды формулы Евы в октофонической музыке наполняет пространство.
  • Zweite Luftabwehr (Вторая ПВО). Прожекторы снова находят цель в небе, и из хромированной стены вырывается шипящий звук и поражает цель. Снова раздается тихое урчание, и молодой голос из космоса медленно и хрипло считает от одного до семи.
  • Цвайтское вторжение (Второе вторжение). Пока противовоздушная оборона продолжается, трубачи Михаила (теперь одетые в синеватую хромированную форму) входят справа, отступая от натиска тромбоновых войск Люцифера (носящих мерцающее черное хромированное вооружение). Борьба усиливается и сосредоточивается на постаменте бункера. Несмотря на ожесточенное сопротивление сил Майкла, отряд Люцифера забирается в бункер и начинает разрезать хромированную стену на куски, используя лазерные сварочные аппараты. За хромированными пластинами открывается стена из горного хрусталя.
  • Verwundung (Пострадавший). Пронзительный крик прорезает суматоху, и звуки боя внезапно стихают. Бойцы расходятся вправо и влево. У подножия бункера лежит тяжело раненый трубач.

Сострадание

[ редактировать ]
Пьета в Маркускапелле в Альтенберге, где Штокхаузен вырос.
  • Пьета . Один из трубачей Михаила был смертельно ранен. Появляется Ева (сопрано) и садится, укачивая умирающего трубача на коленях в позе, напоминающей изображение Христа на коленях его матери Марии на многих картинах и скульптурах под названием «Пьета» . Душа трубача вырывается из его тела и, очень высокая, стоит позади Евы и играет четвертьтонном флюгельгорне. в дуэте с ней на
  • Вторжение Дритта (Третье вторжение). Треск ракеты, взлетающей из хрустальной стены в небо, пугает Еву и заставляет эфирную форму, стоящую позади нее, испариться. Двое сопровождающих несут тело трубача в бункер, за ними следует Ева, пока прожекторы сканируют небо. Штурмовая группа Люцифера преследует группу сторонников Майкла к бункеру.
  • Взрыв . В результате быстрой последовательности ракет, обрушивающих одну летательную машину за другой, войска Люцифера достигают хрустального бункера, который атакуют паяльными лампами и взрывчаткой. Последовательность из трех мощных взрывов постепенно разбивает бункер на фрагменты, а истребители исчезают.
«Восхождение Блаженных» (фрагмент) из полиптиха «Видения загробной жизни» (ок. 1490 г.) Иеронима Босха — одного из любимых художников Штокхаузена. [15]
  • Дженсейтс (Потусторонняя жизнь). Когда снежная пыль распыленного кристалла рассеивается, из отверстия в бункере доносятся спокойные гудящие аккорды. Внутри становится виден стеклянный мир, залитый белым светом, посреди которого стеклянный конвейер медленно несет игрушечных серебряных и стеклянных солдатиков, самолеты, танки и линкоры, размеченных на группы цветными точками или полосками. Слева сидят голубоватые стеклянные существа с высокими мужскими голосами; напротив них справа такие же существа с темными голосами. Все они смотрят на скользящие мимо военные игрушки и время от времени подтягивают к себе одну или несколько игрушек с помощью стеклянных крупье-грабли, сбивая их на нижний конвейер, движущийся в противоположном направлении. Тем временем биржевые часы подсчитывают выигрыши и проигрыши, а жужжание переходит в пение.
Akai S1000: один из двух сэмплеров, используемых Саймоном Штокхаузеном для Synthi-Fou.
Roland D-50: один из трех синтезаторов, используемых в Synthi-Fou.
  • Синти-Фу . При словах «стирает страдания навеки» входят стеклянные медсестры Красного Креста, и некоторые мужчины поднимают руки над головами, размахивая ими вперед и назад. Женщины стоят позади и над сидящими за стеклом мужчинами и держат кончики пальцев одной или обеих рук. Военных игроков арестовывает появление колоритного длинноносого музыканта с зелеными слоновьими ушами и огромными солнцезащитными очками. Он окружен множеством клавишных и динамиков и абсолютно счастлив играет «футуристическое» соло. Военные игроки прекращают свою деятельность и поют аккорды, аккомпанируя Синти-Фу. Хотя их язык непонятен, ясно, что их забавляет.
  • Абшид (Прощание). Когда Синти-Фу приходит в экстаз, заброшенные игрушки падают с конвейерной ленты, а границы комнаты превращаются в зеркала, которые отражают, переворачивают, смешивают и трансформируют существ, которые уходят в стилизованных танцевальных движениях, оставляя Синти-Фу одного. в конце.

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Во вторник темно . Аннетт Меривезер (сопрано); Джулиан Пайк (тенор); Николас Ишервуд (бас); Маркус Штокхаузен (труба-пикколо); Саймон Штокхаузен (синтезатор); Хор WDR , Лейпцигский вокальный ансамбль, Хор музыкальной комедии Лейпцига. Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Полное издание Штокхаузена, компакт-диски 40 A–B (2 компакт-диска). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1995.
  • Создание и истощение . Музыка в Германии 1950–2000 гг. Маурисио Кагель; Карлхайнц Штокхаузен. CD 74321 73635 2. [Мюнхен]: BMG Ariola Classics, 2003. Включает Пьету из второго акта вторника из балета «Лайт » с Аннетт Меривезер (сопрано), Маркусом Штокхаузеном (флюгельгорн) и электронную музыку.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Ход года . Вильгельм Нойгауз, Гюнтер Хемпель, Харальд Хёрен (фисгармонии); Дэвид Грей (наковальня); Курт Ничке, Ханс-Мартин Мюллер, Йозеф Хек (пикколо); Мартин Шульц (бонго); Хьюго Рид, Герхард Вик, Норберт Штайн (саксофоны-сопрано); Кристоф Каскел (бас-барабан); Аннемари Бон (клавесин); Теодор Росс (гитара); лента; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция. (LP) DG 2531 358. Гамбург: Polydor International, 1981. Переиздано на компакт-диске, Stockhausen Complete Edition CD 29. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1993.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Октофония . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 41. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Synthi-Fou (Klavierstück XV) фортепианная Fou ( - Synthi пьеса Штокхаузен Полное издание, компакт-диск 42 (2 компакт-диска). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1994.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Тромбон — Эуфониум . Сигналы для вторжения (со вторника от Light ) In Friendship , Chin Dance субботы от Light Михаэль Свобода (тромбон), Андреас Беттгер (ударные), Саймон Штокхаузен (синтезатор). Stockhausen Complete Edition CD 44 (одиночный компакт-диск). Kürten: Stockhausen - Издательство, 200?.
  • Маркус Штокхаузен играет Карлхайнца Штокхаузена . Маркус Штокхаузен (труба), Ник де Гроот (контрабас), Аннетт Меривезер (сопрано). ( Halt из Michaels Reise um die Erde , для трубы и контрабаса; Aries из Sirius , для трубы и электронной музыки; In Friendship для трубы; Pietà from Tuesday aus Licht для флюгельгорна и сопрано.) EMI Classics (CD) 5 56645 2. Кельн: EMI Electrola GmbH, 1998. Переизданный компакт-диск Stockhausen Complete Edition 60. Kürten: Stockhausen-Verlag.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Саксофоны . «Амур» для саксофона; Саксофон и Бонго (со вторника от Light ); Пикколо для саксофона с колокольчиками гейш (со вторника от Light ); В дружбе для саксофона; Дуэт мальчиков четверга от Света ); Похищение понедельника вне света ). Жюльен Пети и Антонио Фелиппе Белихар (саксофоны), Катинка Пасвеер (колокольчики гейши), Майкл Паттманн (бонго), электронная и конкретная музыка. Stockhausen Complete Edition 78 (один компакт-диск). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2005.
  • Издалека: Джачинто Счелси, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Луиджи Ноно . Штокхаузен, Signale zur Invasion I (из Dienstag aus Licht , версия для тромбона без сопровождения); Сселси, Мантрам — анонимная песня ; Кейдж: Соло для скользящего тромбона ; Девятый: Post-prae-ludium n. 1 за пожертвование . Майк Свобода , тромбон и туба; Хольгер Стеншке, живая электроника (в Девятом произведении). Записано 25–27 ноября 2011 г., Deutschlandfunk Kammermusiksaal. Гибридная запись SACD: 1 диск, 12 см, стерео + объемный звук. WER 6744 2. Майнц: WERGO , 2012.

Источники

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Кец, Мишель. 2004. « Суперформула Лихта : методы композиционного манипулирования в фортепианных пьесах XII–XVI Карлхайнца Штокхаузена ». ДМА дисс. Балтимор: Университет Джонса Хопкинса , Институт Пибоди.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. Тексты о музыке , вып. 5, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. Тексты о музыке , вып. 6, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998а. Тексты о музыке , вып. 8: Вторник, темнота; Электронная музыка под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-002131-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бентивольо, Леонетта. 1993. «Карлхайнц Штокхаузен: И появился свет». la Repubblica (23 июня).
  • Бротбек, роман. 2004. «Заметки о Пьете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 51–60. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Кьярелли, Иван. 2015. «От микро к макро: подходы между Востоком и Западом в Дер Яреслауфе ». - сказал ММ. Сан-Паулу: Государственный университет Сан-Паулу «Жулио де Мескита Фильо».
  • Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: Quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . [Ла Сейн-сюр-Мер]: Éditions Telo Martius. ISBN   2-905023-37-6 .
  • Дрю, Джозеф. 2014. «Майкл из света: исследование характера героя Карлхайнца Штокхаузена». доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
  • Фаулер, Майкл. 2011. «Становление Synthi-Fou: Штокхаузен и новый клавишник». Темп 65, нет. 255 (январь): 2–8. дои : 10.1017/S0040298211000015
  • Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN   978-3-7957-0772-9 .
  • Хенкель, Джордж. 2012. Космический смех: Синти-Фу и глупый юмор в оперном цикле Карлхайнца Штокхаузена «Свет» . Гамбург: Традиция ГмбХ. ISBN   978-3-8491-1646-0 .
  • Хенненберг, Фриц и Регина Пальмаи (ред.). 1993. Документы Лейпцигской оперы , сезон 1992/93, № 16: Карлхайнц Штокхаузен: Вторник из света , сценическая премьера. Лейпциг: Лейпцигская опера .
  • Херборт, Хайнц Йозеф. 1993. «Выйти из войны. Заключить мир! Музыкальный театр: премьера Карлхайнца Штокхаузена « Вторник из Света» состоялась в Лейпциге». Время (4 июня). Перепечатано в Stockhausen 70: The Cologne Program Book 1998 , под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 159–160. Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 1. Саарбрюккен: PFAU-Verlag, 1998. ISBN   3-89727-047-1 .
  • Кидо, Тоширо (Тоширо Кидо), 2009. 1977, Токио Композиция Карлхайнца Штокхаузена Яхреслауфа для инструментов гагаку и четырёх танцоров (рэки, 2011) — Мир оригинальной версии из Лихта (Хикари). Премьера [В 1977 году в Токио, мировая премьера]. оригинальной версии «Der Jahreslauf» Licht инструментов гагаку и четырех танцоров, сочинение Карлхайнца для ] . Штокхаузена –54.
  • Коль, Джером . Штокхаузена 1990. «На среднем плане: синтаксис формул в Licht ». Перспективы новой музыки 28, вып. 2 (лето): 262–291.
  • Коль, Джером. 2004. «Аспект гармоник света». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Нитц, Анетт. Штокхаузена 1993. "Пророчество от света? По оперному вторнику ". Должности: Вклад в новую музыку № 16:29–34.
  • Парсонс, Ян Лоуренс. 2019. «Феноменология света : интерпретация оперного цикла Штокхаузена на основе четверичного и лакановского психоанализа Хайдеггера». доктор философии дисс. Мельбурн: Университет Монаша.
  • Шульце-Раймпель, Вернер. премьеру 1993. «Война инструментов: Карлхайнц Штокхаузен представляет во вторник своего семичастного монументального произведения « Свет» в Лейпцигской опере». Рейнский Меркурий (4 июня).
  • Симидзу, Минору. 1999. «Штокхаузен и Япония, свет и тень». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г.: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера, 87–94. Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 4. Саарбрюккен: PFAU-Verlag. ISBN   3-89727-050-1 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. Тексты о музыке , вып. 4, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1993. « Октофония : электронная музыка вторника от света », перевод Джерома Коля . Перспективы новой музыки 31, вып. 2 (Лето): 150–170.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998б. Тексты о музыке , вып. 9: О свете; композитор и исполнитель; Поворотный момент, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-002131-0 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998в. Тексты о музыке , вып. 10: Астроническая музыка; Эхо эха под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-002131-0 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2000. «Новая космическая музыка: ОКТОФОНИЯ». В композиции и музыкознании в диалоге. I (1997–1998) , под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 60–77. Сигналы из Кельна 3. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг, ISBN   3-89727-049-8 .
  • Туп, Ричард . 2008. « Dienstag aus Licht («Вторник от света»)». Grove Music Online : Оперный словарь New Grove (22 октября) (доступ по подписке) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
  • Ульрих, Томас. Штокхаузена 2004. «Мораль и сверхмораль в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кельнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 74–88. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Ульрих, Томас. 2008. «Записки о Люцифере». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 202–211. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Ульрих, Томас. 2012а. «Люцифер и мораль в оперном цикле Штокхаузена Licht » в переводе Джерома Коля . Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 313–341.
  • Ульрих, Томас. 2012б. Штокхаузен: Богословская интерпретация в переводе Джейн Обст. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-9815317-0-1 .
  • Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN   978-3-412-50577-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89112632b0b60881d66dd9071fc8b49b__1718247000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/9b/89112632b0b60881d66dd9071fc8b49b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dienstag aus Licht - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)